Клише к вступлению. Клише для сочинения егэ


Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление - формулировка темы.
Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть - раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис - литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение - обобщение ваших мыслей.
Заключение - последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения

Клише

Вступление

С давних времён люди задумывались над вопросом …

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

Как следует относиться к …?

Я считаю, что…

На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент

Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Писатель описывает…

Писатель рассказывает о …

В этом произведении в центре стоит…

Главный герой (героиня) …

Поэт думает, что…

Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

Переход ко второму литературному примеру

Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: …

Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

В заключение хочется отметить…

Мне бы хотелось верить, что…

Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Давайте будем….

Пример работы над темой сочинения


Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

Для начала следует написать план сочинения.

I. Вступление.
Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например:
Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

II. Основная часть.
Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы - «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так:
А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина.
Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина.
В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.

III. Заключение.
В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам:
«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)
«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)
После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, так и по сопоставительному анализу их с «аналогичными» произведениями, выявляя их сходства или отличия. Речевые клише - один из способов успешной подготовке к сдачи ЕГЭ по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, так и по сопоставительному анализу их с «аналогичными» произведениями, выявляя их сходства или отличия.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ четко определяют элементы содержания как по теории и истории литературы, так и древнерусской литературы, а также литературы XVIII – XX веков.

В процессе подготовки к экзамену целесообразно, на наш взгляд, вести словарь литературоведческих клише, который поможет выпускникам в написании как «малых» сочинений(С.1 – С.4), так и полноценных сочинений по произведениям(С.5). Эта своеобразная шпаргалка, которая снимет многие трудности в написании творческих работ, поможет систематизировать знания учеников, отработать их умения и навыки письменной речи.

Литературоведческие клише:

I. Древнерусская литература.

1. Сатирическая галерея образов

«Сатира на лицо»

Ханжа и невежда

Не абстрактные, а конкретные персонажа

Ярый враг просвещения

Гонитель русских ученых

«На хулящих учения»

Истоки русской сатиры

Антиох Кантемир

«Первый на Руси свел поэзию с жизнью»

2. Патристика

Произведения «отцов церкви»

Иоанн Златоуст

Василий Великий

Жития святых

Памятники агиографического жанра

Топографические приметы

Реальные исторические деятели

Иллюзия достоверности

Правдивость рассказов

3. Древнерусская литература

Литература одной темы и одного сюжета

Сюжет – мировая история

Тема – смысл человеческой жизни

Патриотический пафос

Оптимистическое звучание

Гуманистическая направленность

«Слово о полку Игореве»

Поход против половцев 1185г.

4. Радикальные перемены в русской литературе

Перестройка структуры литературы

Расширение количества жанров

Деловая письменность

Фольклор

Опыт передовой литературы

Усиление сюжетности

Развлекательность повествования

Тематический охват

II. Сентиментализм.

5. Русский сентиментализм

Наиболее яркие характерные произведения

Просветительская идеология

Культ чувства

«Чувствительный человек»

Гуманистический идеал эпохи

Душевные качества

Песенный жанр

«и крестьянки любить умеют»

Лирические отступления

Анализ психологии героев

III. Классицизм.

6. Связь драматургии с театром

Классицистическая комедия

Система амплуа

Любовная интрига

Любовный треугольник

«Говорящие фамилии»

Герой-любовник

Герой-неудачник

Резонер

Субретка

Основной конфликт пьесы

IV. А.С. Грибоедов.

7. Пылкий правдолюбец

Косная общественная среда

Сценические персонажи

Внесценические образы

«Век нынешний» и «век минувший»

Единство места, времени и действия

Общественная тематика

«мильон терзаний»

8. любовная и общественная интриги

Социально-этический конфликт

Две жизненные позиции

Два типа мировоззрения и поведения

«приспособленчество» фамусовском мире

Тема женского начала

Властность

Обобщенная картина целой Москвы

V. А.С. Пушкин

9. «лакейский» мундир камер-юнкера

Придворное общество

Борьба с силами реакции

«Эхо русского народа»

Основная тема – Россия

Поэт русского народа

«Народность в писателе есть достоинство»

Свободомыслие

Пушкинская поэзия

10. Стихотворный роман

«энциклопедия русской жизни»

Высший свет Петербурга и Москвы

Патриархальное «уездное» дворянство

Молодая дворянская интеллигенция

Идеалы декабристского дворянства

«лишний человек»

Дворянин-аристократ

Сибарит

Праздное времяпрепровождения

Баловень судьбы и природы

«горе от ума»

11. «английский сплин»

Русская хандра

«унылый романтизм»

Эгоизм

«Болезненные» явления западноевропейской действительности

«Самостоянье человека -

Залог величия его..»

Протестующие и тоскующие аристократы

12. Историческая трагедия

«народная драма»

«одна из самых драматических эпох»

«народ безмолвствует»

«благородная простота и безыскусственность слога»

допетровская Русь

современная культура

поэма-пародия

VI. М.Ю. Лермонтов

13. Достоянный преемник

«человек странный»

«отстраненные» чувства

Природа повторений и самоповторений

Мотив одиночества

Элементы атобиографизма

Размышления о скоротечности жизни

портретность любовной лирики

пейзажные стихотворения

образный символ

аллегоричность

14. проблема «героя времени»

человек, потерявший свое лицо

безнравственно измельчавшее общество

тема «суетного света»

образ «светского маскарада»

незаурядные деятельные силы

духовная смерть

поиски личного самоутверждения

трагизм ситуации

ханжеское общество

герой-гамлетист

15. Тема уязвленной гордости

«униженный и оскорбленный» герой

«невидимые миру слезы»

Чтение «души»

«Печально я гляжу на наше поколение…»

Психологический реализм

«Эгоист поневоле»

«страдающий эгоист»

16. Форма повествовательных циклов

Перерастание жанров:

романтическая повесть – в реалистический роман

«веселая народность»

Критический реализм

Саморазвивающее действие комедии

Личная сопричастность

Полицейско-бюрократический аппарат

Административные злоупотребления

Всеобщее осмеяние

Крепостническая психология

VII. Н.В. Гоголь

17. Плутовской роман

Авантюрист

Предприниматель и делец

Жульническая сделка

Мастер детали

Бесконечное многообразие

Психологические оттенки

Бытовые детали

Символы в поэме

Композиционный стержень повествования

18. Тема «маленького человека»

Угроза открытого бунта

Бесчеловечие бюрократического режима

Порабощение человека чином

Сущий мученик четырнадцатого класса

«вечный титулярный советник»

Тема большого города

Тема богатства и бедности

Образ типичного чиновника средней руки

VIII. А.Н. Островский

19. «темное царство»

Ханжество

Накопительство

Тирания

Защита старых устоев

«отсутствие всякого закона, всякой логики»

Социальный конфликт

«самодурство» и «безгласность»

Ростки нового сознания

«Горячие сердца»

«луч света в темном царстве»

20. идеология приспособленчества

Характеристика внешнего мира

Душевное смятение

Драматизм

Религиозность

Самоубийство как проявление силы или слабости

«решительный, цельный русский характер»

«страшный вызов самодурной силе»

Речь героев как их характеристика

IX. И.С. Тургенев

21. древняя полуязыческая вера

Основные проблемы времени

Литературная прозорливость

Проблема «отцов и детей»

Подражание нигилизму

«конфликтность романов»

Основной структурный элемент

Эпохальные вопросы:

«Что делать?»

«Кто виноват?»

«Кому на Руси жить хорошо?»

22. «новый человек»

Разночинец-демократ

Общественно полезная деятельность

Колоссальная работоспособность

Выходец из народа

Образованность

Способность к практической деятельности

Носитель новых идей

Борьба с рутиной

Тема любви и революции

Проверка любовью

23. деятельный характер

Рефлектирующий герой

Экспрессивность и экстравагантность

Образ тургеневской девушки

Образ «дворянского гнезда»

Духовные ценности

«спасение» профессионализмом

Живой интерес к творчеству

Постоянный труд

24. эмоциональный и смысловой потенциал

Поэтизация фразы

Сквозные темы в творчестве

Насыщенность лирического содержания в творчестве

Насыщенность лирического содержания в слове

Слово – «первичный образ»

Создатель сюжетов и типов

«Открыватель» новых проблем

Провозвестник новых форм в литературе

Художественный дар писателя и литературоведа

25. «тургеневский» сюжет

Самоотверженная энергия женщины

Себялюбивая пассивность мужчины

Идеализация простоты

Рассказ в рассказе

«Дневник лишнего человека»

«Глухая драма» одинокого человека

X. И.А. Гончаров

26. увлечение романтизмом

Противопоставление провинциального и петербургского укладов

Жизненные устремления

Художественные вкусы

Бытовые привычки

Практицизм

Скептицизм

Вера в логику

Растительный образ жизни

Отказ от борьбы

Погружение в бездействие

«строить себя»

Социальные препятствия

27. «затухание» романтики

Патриархальное барство

Подчинение рутине жизни

Физический и нравственный сон

«Особенный» сорт людей

Неумение трудиться

Нежелание «беспокоиться»

Задатки богатырства

Обреченность и неподвижность

28. анализ широких общественных явлений

«обломовщина»

Психологические, логические и социальные особенности героев

Деталь как выразительная характеристика героя

Духовное оцепенение

«деятельная» обломовщина

«стольцовщина»

XI. Н.А. Некрасов

29. писатель-гуманист

Эпоха подъема революционно-разночинского движения

Крушение феодально-крепостнических устоев

Подготовка буржуазно-демократической революции

Эпоха утверждения личности «нового человека»

Изображение «низов» общества

Склонность к сатире

Критическое осмеяние пороков

Стремление к правде в искусстве

30. поэт-реалист

Поэт-лирик

Новые принципы изображения человеческих характеров

Тесная связь с социальной действительностью

«женский вопрос»

«Поэзия сердца»

Особенности психологии «новых людей»

Новое отношение к женщине

Уважение прав женщин

Неподдельность чувства

Признание равенства между любящими

«Муза мести и печали»

31. крестьянская лирика

Эпическая крестьянская поэма-симфония

«Кому на Руси жить хорошо»

«Народ освобожден, но счастлив ли народ»

Форма путешествия

Единая картина-панорама крестьянской Руси

Свободный и гибкий стихотворный размер

Элементы фольклора

Тема духовного раскрепощения деревни

Образ «народного заступника»

XII. Ф.М. Достоевский

32. «Преступление и наказание»

Образ «желтого» Петербурга

Теория бунтаря-индивидуалиста

Система двойников в романе

Принципы политической экономии

«личный интерес»

«всеобщее преуспеяние»

Нравственный цинизм

Стирание различий между добром и злом

33. «вечная Сонечка»

Социальная драма

Символ долготерпения

«униженные и оскорбленные»

Обновление души

Нравственная чистота

Беззащитность в мире «хозяев жизни»

Пейзаж как средство раскрытия характера

XIII. А.А. Фет

34. основные темы лирики

Тема родины

Пейзажная лирика

Тема малой родины

Природа, родная до мельчайших подробностей(А.А. Фет)

Родина глазами «странствующего»(М.Ю. Лермонтов)

Озирает русскую равнину с «высоты»(Н.В. Гоголь)

35. живая естественность

Влечение сердца

Сложность душевной жизни человека

Музыка стиха

Мгновенная лирическая вспышка

Одновременность созерцания и выражения

Выразить «невыразимое»

Остановить мгновение

XIII. Ф. И. Тютчев

36. поэт-философ

Образная система лирических произведений

Художественная картина жизни

Философичность «изнутри»

Движение природы

Ценность мига

Момент озарения, «проблеска»

Идея Божественного откровения

37. Борьба противоположных начал

Хаос и космос

Жизни и смерть

День и ночь

Мужчина и женщина

Истинная вера в Россию

«высший интерес жизни»

«верховное историческое признание»

XIV. М.Е. Салтыков-Щедрин

38. грозное пророчество

Неизбежная гибель

Призыв к борьбе

Летописное повествование

Официально-деловой стиль

Система прототипов

Сатира на прошлое и настоящее

Элементы фантастики

Легендарно-сказочный фольклор

«смех горек и резок»

«негодование» - «карикатура»

39.политические, нравственные и социальные вопросы современности

Природа самодержавной власти

Жестокость политики правительства

Вырождение класса помещиков

Покорная «темнота» народа

Иносказание

Фантастика

Художественное преувеличение

Сказочные эпизоды

XV. Л.Н. Толстой

40. «Война и мир»

Первоначальный замысел

Роман-эпопея

«мысль народная»

Батальные сцены

Философские отступления

«Жизнь общая, а не частная»

История народа

Путь к народу

Художественная правда

41. «Диалектика души»

«человек – текучее вещество»

Психологизм

Внутренний монолог

Сон как раскрытие подсознательных процессов

Сопереживание

Внешние детали

Переломные кризисы в жизни человека

42. подлинные исторические документы

Планы сражений

Письма реальных исторических лиц

Кутузов – «истинно великий человек»

«верное значение народного смысла событий»

Дух войска

XVI. А.П. Чехов

43. «пошлость пошлого человека»

Духовная деградация личности

Законы общества

Неспособность сопротивления

Тема прошлого, настоящего и будущего России

Наследие крепостничества

Путь искупления грехов прошлого

Человек действия

Жажда наживы

«демократический интеллигент»

Идея творческого труда

44. тема «футлярности»

«служение» выше семейной и личной привязанности

Показ целого через частное

Ступенчатость в изображении жизни героя

«не человек, а языческий бог»

Сатирические интонации

Грустные лирические мотивы

45. «поэзия былой барской жизни»

«процесс экономического развития страны»

Яркие речевые характеристики

Индивидуализированная речь героев

«веселая комедия»

«Водевиль»

Тяжелая драма русской жизни

Безвозвратность старой жизни

Как же создается литературный образ?

Существуют следующие традиционные средства создания образной галереи художественного произведения:

1. Портретная характеристика.

2. Описание действий и поступков.

3. Отзывы других действующих лиц.

4. Монолог.

5. Диалог.

6. Пейзажные зарисовки.

Анализируя тот или иной образ, давая сопоставительную характеристику персонажам произведений, ученики, используя знание традиционных средств создания художественного образа, структурируют свою творческую работу, снимая первоначальные трудности в составлении плана будущего сочинения.

При написании творческих работ также необходимо четко ориентироваться в литературных типах героев конкретной эпохи, что, безусловно, облегчит написание сочинения.

И так, литературные типы первой и второй половины XIX века. Это прежде всего «лишний человек» и «новый человек».

Кто же он – «лишний человек»?

1. Дворянин-аристократ,

2. сибарит – ведущий праздный образ жизни,

3. баловень судьбы и природы,

По этим же критериям дадим характеристику «нового человека»:

1. разночинец-демократ,

2. общественно полезная деятельность,

3. баловень природы,

4. мученик, испытывающий «горе от ума».

Данная типизация используется как на уроках по изучению конкретных произведений, так и на обобщающих и творческих занятиях.

Следует также помнить об основных признаках конкретного литературного направления. Коль скоро мы остановились на литературе XIX века, вспомним признаки русского реализма этого исторического периода:

  1. социальная типизация:

– принадлежность к определенному классу,

  1. психологическая типизация:

– склонность к рефлексии,

– неприятие пошлости жизни,

– способность или неспособность к полезной деятельности,

3. герой не только определенный тип, но и яркая индивидуальность,

4. наличие типических обстоятельств

(обыденность, повседневность и т.д.),

5. точность воспроизведения деталей,

7. эволюция героев под влиянием обстоятельств,

8. любимые жанры: роман, рассказ.

При подготовке ко второй части ЕГЭ по литературе учащиеся, анализируя лирические произведения, отталкиваются от понимания, к какой конкретной теме относится стихотворение:

1. тема поэта и поэзии,

2. тема Родины,

3. тема любви,

4. тема дружбы,

5. философская лирика.

Останавливаясь на теме поэта и поэзии, следует отметить следующие основные позиции:

1. традиционность,

2. истоки(Гораций, Овидий, Ломоносов, Державин)

3. поэт – избранник богов или пророк,

4. назначение поэта,

5. поэт и толпа,

6. творческая лаборатория.

Исследуя тему Родины, вспомним, что она условно подразделяется на следующие составные части:

1. пейзажная лирика,

2. тема патриотизма(истоки – Ломоносов и Державин),

3. тема героев,

4. гражданская тематика(тема свободы).

Говоря о теме любви, напомним, что

1. она имеет автобиографические истоки,

2. конкретные «адресаты» любви,

3. любовь служит источником вдохновения,

4. любовь – наслаждение и искушение,

5. любовь – трагедия.

Рассматривая тему дружбы, остановимся на следующих условно составляющих:

1. автобиографические истоки,

2. анакреонтические мотивы,

3. эпикурейские мотивы,

4. мотив разлуки с друзьями, мотив потерь

5. дружба как высшая ценность.

Завершая разговор об основных темах лирики, остановимся на философской:

1. тема времени,

2. тема судьбы,

3. тема закона,

4. тема обновления человека,

5. тема памяти,

6. тема смерти и бессмертия,

7. тема добра и зла.

Итак, с определения темы стихотворения начинается работа над содержанием, над выявлением проблемы произведения. Необходимо помнить, что тема – это то, о чем говорится в произведении, а проблема – это тот вопрос, который вытекает из темы.

Проблема(от греческого нечто, брошенное вперед) – то, на чем ставит акцент автор; то, ради чего была выбрана данная тематика произведения.

Определив тему и проблему, необходимо верно выделить идею и идейно-эмоциональную оценку произведения.

Идея – ответ на поставленный вопрос.

Идейно-эмоциональная оценка или пафос – отношение самого автора к изображаемому. Пафос может быть утверждающий, отрицающий, оптимистический, трагический, романтический, героический, иронический, сатирический и т.д.

1. определить род и жанр,

2. сюжет и композицию,

3. детали,

4. изобразительно-выразительные средства языка(тропы),

5. особенности стихосложения.

Вспомним род и жанры литературы.

Род литературы:

1. эпос,

2. лирика,

3. драма.

Жанры литературы:

I. Относящиеся к эпосу:

1. роман-эпопея,

2. роман,

3. повесть,

4. рассказ,

5. новелла,

6. очерк,

7. сказка,

8. путешествие,

9. мемуар,

10. биография.

II. Относящиеся к лирике:

1. ода,

2. элегия,

3. стансы,

4. послание,

5. мадригал,

6. эпиграмма,

7. эпитафия,

8. дифирамб,

9. памфлет,

10. идиллия.

III. Относящиеся к драме:

1. комедия,

2. трагедия,

3. драма,

4. водевиль,

5. фарс,

6. мелодрама.

Остановимся на сюжете произведения, его композиции и деталях. Содержание произведения строится на деталях:

1. статических(портрет, пейзаж, предметно-бытовые детали),

2. динамических(речь, действия, поступки).

Сюжет – это последовательность динамических деталей.

Композиция – это построение сюжета. Следует вспомнить элементы композиции:

1. экспозиция,

2. завязка,

3. развитие действия,

4. кульминация,

5. развязка.

К необязательным элементам композиции относится обрамление – это пролог и эпилог.

И последнее, о чем хочется напомнить – это основы стихосложения:

1. двухсложные:

– хорей(ударный – безударный слоги),

Хорей быстрый, динамичный.

– ямб(безударный – ударный слоги).

Ямб плавный, гибкий, приближенный к разговорному.

2. трехсложные:

– дактиль(ударный – безударный – безударный слоги).

Дактиль плавный, речитативный, повествовательный.

– амфибрахий(безударный – ударный – безударный слоги).

Амфибрахий лиричный, балладный.

– анапест(безударный – безударный – ударный слоги).

Анапест напевный, близкий к народным напевам.

При анализе лирического произведения нередко в тестовых заданиях необходимы знания видов рифмы:

1. перекрестная(a – b, a –b),

2. парная или смежная(a – a, b – b),

3. кольцевая или опоясывающая(a – b – b – a).


Речевые клише - это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о...
  • Мы видим, что герой поступил так потому...
  • Автор показывает, к каким последствиям привело...
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет...
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу...

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
  • Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

Материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:

  • итогового сочинения 2019 от ФИПИ
  • оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • итогового сочинения 2018-2019

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...