Картины зичи михаила александровича 1829 1906. Российская страница творчества венгерского художника михая зичи

Зичи Михаил Александрович (1827-1906)

Зичи Михаил Александрович - рисовальщик и живописец (1827 - 1906), родом из Венгрии. Учился в Венской Академии Художеств. Заслужив известность выставленными в Вене картинами: "Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери", "Умирающий рыцарь", "Заколачивание гробика ребенка" (в Будапештском музее), был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к ее дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.

Вскоре ему пришлось отказаться от учительства и снискивать средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 г. Петербург.

В книге "Voyage en Russie" Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию в глазах русской публики.

С 1859 по 1873 г. Зичи был придворным живописцем и в это время исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору (находятся по большей части в императорских дворцах и альбомах высочайших особ). Им воспроизведены в акварелях главные эпизоды коронования императора Александра II , за которые он получил звание академика.

В 1874 г. Зичи уехал в Париж, где написал картину "Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака", и помещал рисунки в иллюстрированных изданиях. С 1880 г. Зичи опять в России и трудится в качестве рисовальщика-хроникера церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Из его произведений выдаются еще рисунки: "Мессия и Лютер в Вартбурге", "Человек между разумностью и глупостью", "Еврейские мученики", "Флорентийская оргия", "Смерть царя Кандавла", "Земля еси и в землю возвратишься", "Тамара и Демон" (на поэму Лермонтова), "Ростовщик", "Бернард Палисси", "Последние минуты Вертера", "Проект театрального занавеса для Аничковского дворца". Произведения Зичи находятся в музее Александра III и в Третьяковской галерее.

Картины художника

Бернар Палисси


Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II


Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II



(Михаил Александрович - так его величали в России) родился в городке Зала (Венгрия) в октябре 1827 года.

Студенческие годы провел в Будапеште, где закончил и гимназию, и университет.

Рисование и живопись преподавал ему художник-итальянец Маростони. После поступления в академию художеств города Вены, наставником Михая Зичи стал художник Вальдмюллер Ф.Г.

Заслужив себе имя написанием картин в столице Австро-Венгрии, живописец отправляется в Санкт-Петербург по приглашению великой княгини императорского двора Елены Павловны. Целью поездки стало обучение рисованию и живописи ее дочери Екатерины Михайловны, великой княжны.

В столицу Российской империи художник Михай Зичи прибыл в 1847 году.

Через два года преподавание в семье великой княгини пришлось оставить - художник отправляется на «вольные хлеба». Теперь он занимается продажей своих рисунков и правит светописные портреты, ретушируя их.

Времена для художника настали тяжелые. Некоторую поддержку в эти дни ему оказывал принц Александр из рода Гессен-Дармштадтских.

Положительными изменениями в жизни Михая Зичи обязан знаменитому, по тем временам, французскому поэту Теофилю Готье. Побывав в 1858 году в городе Санкт-Петербурге, он, на основе своих впечатлений, пишет книгу «Путешествие в Россию».

Посвященная Михаилу Александровичу Зичи глава подняла репутацию художника среди российского бомонда и уже в 1859 году он становится придворным живописцем, пробыв на этом посту почти 15 лет, вплоть до 1873 года.

В эти годы, в своих рисунках и картинах, Михаил Зичи запечатлел многие моменты придворной жизни: государственные дела и быт императорских особ, царскую охоту, карикатуры на близких ко двору персон и многое другое.

Акварельные работы художника , написанные в 1856 году и посвященные коронации российского самодержца Александра II, по достоинству оценила академия художеств города Санкт-Петербурга и присвоила Михаю Зичи звание академика.

В 1869 году была устроена персональная выставка художника.

В 1874 году художник отбывает в Париж и возвращается в Россию лишь в 1880. Его вновь принимают на прежнюю должность - рисовальщика-хроникёра при императорском российском дворе.

Умер художник Зичи Михай (Михаил Александрович) в Санкт-Петербурге. Случилось это 28 февраля 1906 года.


Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года

Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II

Тарас Бульба

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны. 1857

Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца. 1859г.

Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года.

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны. 1867г.

Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце.

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года. 1887г.

Венчание великой княжны Ксении Александровны и великого княза Александра Михайловича 25 июля 1894 года в Большой церкви Петергофского дворца 1895г.

Михай Зичи - Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (Zichy Mihály), (1827, Зала (территория Венгрии), Австрия - 1906, Санкт-Петербург, Российская империя), - венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер.

Михай Зичи

В 1847 году великая княгиня Елена Павловна, сестра русского царя Николая Первого, обратилась к Фердинанду Вальдмюллеру с просьбой учить её дочь живописи. Капризному венцу не хотелось уезжать из родного города в Северную столицу, и он послал в Санкт-Петербург своего лучшего ученика. Так Михай Зичи оказался в России.

В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика.

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года

Александр II с группой военных за столом в готическом интерьере

Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца - 1859

Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце

Въезд процессии Александра II

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Александры Иосифовны - 1857

Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года - 1874

Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца

Торжественный обед в Грановитой палате

Празднование 100-летия Лейб-гвардии Павловского полка

Александр III на охоте в Беловежской пуще в августе 1894 года

Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Фёдоровны - 1867

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года - 1887

Императрица Мария Федоровна рядом с телом Александра III - Серия "Смерть Александра III в Ливадии" - 1895 - Эрмитаж

Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии

Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе


Похороны Царя Александра III

Венчание великой княжны Ксении Александровны и великого княза Александра Михайловича 25 июля 1894 года в Большой церкви Петергофского дворца - 1895

Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская (1793-1858) - 1859

Портрет графа Ивана Николаевича Толстого - 1854 - Государственная Третьяковская галерея

Прихожая в Императорском дворце в Царском Селе - 1865 - Эрмитаж

Тарас Бульба - Иллюстрация

За чтением. Молодой человек (Утро) - 1867 - ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фальстаф с кружкой вина и трубкой - 1873 - Эрмитаж


Венгр по происхождению, Михай Зичи (1827 - 1906), был приглашен в Россию в 1847 году для того, чтобы давать уроки рисования при дворе императора Николая Первого. И несмотря ни на что, он настолько прижился в России, что превратился из Михая в Михаила Александровича , стал придворным художником российских императоров вплоть до Николая Второго, про котором даже был избран почетным членом Академии художеств.
Михай Зичи, или как его называли в России Михаил Александрович, родился в Венгрии в 1827 году. Гимназическое и университетское образование получил в Будапеште, там же изучал технику живописи и рисунка у итальянского художника Марострони, затм продолжил свое художественное образование в Венской академии художеств, у Вальдмюллера.
В Швейцарии и прошли первые выставки начинающего таланта. Картины «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребёнка», «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) сделали Михая Зичи известным не только в Европе.
Слухи о нем дошли и до российского императорского двора. Он был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в качестве преподавателя изящных искусств к ее дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.
Прибыв в Санкт-Петербург в 1847 году, 20-летний Зичи получил еще несколько уроков в различных аристократических домах тогдашней столицы. В 1856-м за свои акварельные этюды коронования Александра II Санкт-Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика.


Завтрак двух императоров. Вильгельм и Александр.


Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю
визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I.


Кавалергардская атака. Эпизод парада на Марсовом
поле в честь визита германского императора Вильгельма I.

В 1859-м Зичи назначили придворным живописцем императорского двора. В этой должности он прослужит до 1873-го, когда уезжает работать в Париж по заказу венгерского правительства.


Парад 12-го гренадерского Астраханского Е.И.В. наследника полка перед Аничковым дворцом.


Бал в честь императора Александра II в Гельсингфорсе.


Александр II с группой военных за столом в готическом интерьере.

По возвращении в Россию в 1880-м вновь занимает почетную должность, продолжая запечатлевать парадную и повседневную жизнь величайших особ. Зичи живописал балы, театральные представления, парады, походную жизнь, императорскую охоту, рисовал карикатуры на придворных.


Александр II и Наср-эд-Дин-шах во время парада на Царицыном лугу.


Кавалергарды на встрече персидского шаха Назир-ад-Дина.


Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Наср-эд-Дина в мае 1873 года.


Заседание государственного совета.

В течении 30 лет по словам хранителя предвоенного Гатчинского дворца-музея В.К Макарова художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы,
театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных.
Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.
В то же время Михаил Зичи оставил и огромную коллекцию пикантных рисунков эротического содержания.
Видимою эротика была своего рода творческой отдушиной для художника, погруженного в великосветский мир и прекрасно знавшего всю его подноготную.

Сейчас, когда есть цифровые фотокамеры, видео, папараци, мы знаем все, про жизнь сильных мира сего. А как же дело обстояло, лет этак 100 - 150 назад? А вот так....позвольте представить Вам, придворного живописца Михая Зичи!

Mihaly Zichy,1840.
Если Вы хотите увидеть работы в полном масштабе, и внимательно все рассмотреть, кликаем на работы и готовимся к очень большом масштабу.
1.
"Ball in Honour of Alexander II Arranged in Helsingfors in September 1863 on the Premises."

2.
"Alexander II and Nasir al-Din Shah on a Parade in the Tsaritsyn Meadow."

3.
"Ante-Room in the Imperial Palace at Tsarskoye Selo."

4.
"Introduction of Grand Princess Maria Alexandrovna to Shah Nasir al-Din in the Winter Palace".

5.
"Ball in the Concert Hall of the Winter Palace during the Official Visit of Nasir al-Din S."

6.
"Breakfast of Emperors Alexander II and William I in the Winter Palace."

7.
"Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года."

8.
"Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II."

10.
"Coronation of Alexander II in the Dormition Cathedral of the Moscow Kremlin on 26 August".

11.
"Entry Procession Alexander II".

12.
"Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II."

13.
"Portrait of Empress Maria Alexandrovna the Dowager Empress Alexandra Fiodorovna and Grand"..

14.
"Prozession Alexandra Fjodorownas in die Uspenskij-Kathedrale", 1856.

15.
"Gala Night in Honour of German Emperor William I at Mikhailovsky Theatre".

Михай Зичи оказался в России случайно. Родился в октябре 1827 года в городе Зала в Венгрии, а скончался в Санкт-Петербурге 28 февраля 1906 года. Благородное происхождение (старшая ветвь его рода имела графское достоинство) на его биографию влияния не оказало. Зато художественное образование он получил: учился в первой в Пеште художественной школе у Джакомо Марастони, а затем стал брать уроки у знаменитого австрийца Фердинанда Георга Вальдмюллера, вскоре став его любимым учеником. Близость к учителю и привела Зичи в Россию. Сам Вальдмюллер не принял приглашения великой княгини Елены Павловны давать уроки живописи ее дочери, а ученика порекомендовал - в январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург.
Молодой учитель бывших ему ровесницами девиц из дома Романовых - отличное начало придворной карьеры. Однако он нервничает, многочисленные заказы ему в тягость, а тут еще, как назло, венгерское восстание 1849 года: Николай I подписывает манифест в поддержку Австрии, русские входят в Венгрию, повстанцев утихомиривают, а редкий в Петербурге венгр, Зичи, оказывается не таким уже желанным гостем. Он теряет часть заказов и место при дворе, пробивается жанровыми зарисовками и службой ретушера в фотографии Венингена. Однако отлучение от двора не было долгим: уже в 1852-1853 годах он преподносит императору пару юмористических рисунков, изображающих офицеров за туалетом, - рисунки понравились, и Зичи получил заказы, сперва на хронику нескольких дней при дворе в Гатчине, а затем на два альбома офицеров лейб-гвардии конно-пионерского дивизиона и конной гвардии. Дальше - больше. Императоры будут меняться, но Зичи останется при дворе почти что неизменным. За акварельные работы художнику было присвоено звание академика Петербургской Академией художеств, и он был назначен придворным живописцем. В течении 30 лет художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.
Главные придворные заказы (на коронационные альбомы), звание академика, звание придворного живописца, мастерская в Новом Эрмитаже, отличное жалованье, ордена, персональные выставки под патронажем членов императорской фамилии...
В 1858 году Александр II, сам страстный охотник, сделал Гатчину официальным местом Придворной охоты. На многих листах художника запечатленные сцены охоты сопровождаются забавными комментариями, например, такая надпись сделана на акварели «Охота на медведя»: «Нравственно пораженные меткостью выстрелов охотников в медведя, четыре чувствительные собаки пали жертвами внезапной апоплексии. Злые языки уверяют, что в каждой из тех собак было найдено по пуле; но это сущая клевета». Видно в запале охотники перестреляли собственных собак.
Блестящая карьера и близость к самым высочайшим кругам, ставшие следствием не только таланта, но и благонадежности Михая Зичи, не помешали ему создать множество рисунков и гравюр, изображающих различные сексуальные сцены.