Калам художник картины. Калам александр - все картины художника

Горный пейзаж с рекой

Замечательный пейзажист и талантливый график, который подготовил более 200 учеников. В его мастерской учились И.И. Шишкин, В.Д. Орловский, П.А. Суходольский, А.И. Мещерский, члены русской императорской фамилии.

Художник Александр Калам (Alexandre Calame) родился в мае 1810 года, в швейцарском городке Веве, в семье резчика по мрамору. В возрасте 15 лет Александр устроился на работу в банк, а через четыре года, благодаря финансовой помощи банкира Диодати, который увидел пейзажи написанные юношей, начал брать уроки живописи у художника Франсуа Диде.

Вскоре Александр Калам оставил работу в банке и решил всю свою жизнь посвятить живописи. В 1835 году он впервые выставил свои пейзажи на выставке в Берлине, а затем – в Париже. Работы молодого художника были благосклонно встречены публикой.


Гроза на Хандеке

Работы художника Александра Калама – это новое направление в европейской и швейцарской живописи. Именно он стал основоположником романтического эпического альпийского пейзажа. Alexandre Calame создал не только новое видение мотива, но и совершенно иное, отличное от классической европейской пейзажной школы видоописание.

Слава, международное признание, ученый степени и именитый, в последующем, ученики, заказы от королей и императоров…

Впрочем, слава швейцарского художника была совсем не долгой. Недолго восхищалась публика новой «альпийской пейзажной школой». И дело тут совсем не в художнике. Не мог быть величайшим пейзажистом Европы швейцарский художник. Француз мог или немец, или англичанин. Но, не швейцарец.

Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов… Это изящный и бесполезный цветок цивилизации.

Такую гадость написал известный английский художник и критик Макс Бирбом в начале двадцатого века. Нацизм родился не в германии. Это изобретение благородных англосаксов, которые много веков успешно делили людей по сортам.


Горная долина

В 1863 году Александр Калам поселился в Ментоне – здоровье художника было основательно подорвано и он заболел туберкулёзом. Через год его не стало.

В 1865 году в Париже состоялся аукцион по посмертной распродаже картин Alexandre Calame. Общий доход от распродажи был просто фантастическим – более 180 тысяч франков.

Прошло десять лет с даты смерти художника, а европейские критики сделали имя художника синонимом порицания, дешевого украшательства и т.д. Слава прошла? Хорошо, что не критики решают, что есть искусство. Время всё расставило по своим местам.

А теперь давайте перейдём к работам художника.

Картины художника Alexandre Calame (Александр Калам)


Швейцарский пейзаж
Штурм горной реки
Горы
Озеро Тун
Озеро
На озере Ури
На озере Люцерн (Голубая лагуна)
Вид на озеро Ури
Горный пейзаж
Горный пейзаж, Вале, Швейцария Водопад Штауббах Деревья в воде Пейзаж с дубом Долина Лаутербруннен
В Альпах
Дорога на Гримзель

Среди известных пейзажистов особое место принадлежит швейцарскому художнику Александру Каламу (1810 – 1864 гг.). Его имя широко известно поклонникам пейзажа и графики в Европе и Америке.

О художнике

В г. Генф у А. Калама была своя мастерская, где в разное время училось более двухсот художников из многих стран мира. Он передавал секреты своего мастерства И.И.Шишкину и А.И.Мещерскому, В.Д.Орловскому и П.А.Суходольскому.

А. Калам познал вкус славы при жизни, его картины превосходно продавались. Их покупали Наполеон III и король Франции Луи Филипп, а учиться живописи к нему приезжали многие члены русской императорской семьи и королевских фамилий стран Европы.

Пейзажи Александра Калама считались достойными образцами для подражания. Парижские художественные Салоны 1839 и 1841 гг. отметили его работы золотыми медалями, а в 1842 г. он получил орден Почетного легиона. Восемь европейских Академий, в том числе в Брюсселе и Санкт-Петербурге, посчитали за честь возможность принять его в свои члены. Его пейзажи и графика хранятся в музеях Лондона и Москвы, Парижа и Санкт-Петербурга.

Истоки славы

С 15 по 19 вв. европейская живопись переживала период бурного расцвета. Однако среди знаменитых художников швейцарцев почти не было. Франция, Германия и Англия свысока посматривала на Швейцарию, долгое время остававшуюся в тени. Страну ехидно называли изящным и бесполезным цветком цивилизации. Хотя в Швейцарии творили известные живописцы эпохи Ренессанса К.Витца и У.Граф, знаменитые портретисты 18 века А.Кауфман и А. Графф. В 19 веке появились новые имена - Г.Фюсли, Ш.Глейр, Ф.Ходлер. И - Александр Калам.

Александр Калам родился в 1810 г. в семье резчика по мрамору. Рисовать начал в раннем детстве. Поначалу он работал в банке. Его работодатель банкир Диодати, зная о художественных способностях Александра, в 1829 г. оплатил его обучение у художника Ф.Диде.

Вскоре юноша принял решение связать свою судьбу с живописью. С 1835 г. его работы постоянно демонстрировались на выставках во Франции и Германии. Он много путешествовал, в том числе и вокруг света. И регулярно выставлял свои картины на Салоне в Париже.

Первую славу ему принесла «Гроза на Хандеке» (1839). Одной из фирменных примет его творчества стало изображение одного и того же пейзажа в четырех видах - в разное время суток или в разные поры года. Превосходные отзывы получали гравюры и литографии А. Калама, изображавшие красоты Швейцарии.

Эпический альпийский пейзаж А.Калана

Живопись Александра Калана положила начало формированию нового направления в швейцарском пейзаже - эпического альпийского пейзажа с элементами романтизма. Он воспевал красоту лесных чащ, величественных гор и озер («Озеро четырех кантонов»).

Художнику также удалось создать принципиально новую школу пейзажа, непохожую на классический пейзаж 17 в. Его картины гармонично соединяли в себе виды естественной суровой природы, написанные с натуры, с «картинной» композицией. Он продолжил творческие искания своего учителя Франсуа Диде. Однако лишь после расцвета таланта Александра Калама в Европе заговорили о появлении «альпийской пейзажной школы». В середине 19 в. стиль этот господствовал в пейзажной живописи во всех странах Европы.

Умер художник от туберкулеза в 1864 г. В Париже через год прошла посмертная распродажа его картин, принесшая организаторам баснословную, на тот момент, сумму - 180 тысяч франков. Хотя уже через 10 лет его работы утратили свою бесспорную ранее привлекательность в свете нового вектора развития европейской живописи.


Александр Калам (1810-1864)
Александр Калам родился в небольшом городке Веве на Женевском озере в семье бедного каменотеса. После смерти отца он перебрался в Женеву, где сначала обучался семейному ремеслу, а в 1830 году поступил в мастерскую известного художника Франсуа Дидэ. Строго говоря, именно Дидэ был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об "альпийской пейзажной школе". Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевской художественной школы и уже в 1837 году выступил в Гамбурге с картиной "Лес около Авранша", которая положила начало его стремительному восхождению к славе.

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в своих произведениях величественные панорамы горных массивов ("Четыре времени года", Женева, Музей истории и искусства), суровые и неприступные вершины ("Монтроз", 1843, Невшатель, Музей), непроходимые лесные чащи ("Ели в горах", Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина), живописные горные озера ("Озеро четырех кантонов", Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной. Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и "картинность", эффект живописи с натуры и построение по "законам искусства".
Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина "Гроза на Хандеке" (Женева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое впечатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: "Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозовые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю". "Гроза на Хандеке" стала знаменем "школы Калама", образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу.

Залог успеха пейзажей Калама состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, - Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний "искусственный" пейзаж ("Горный пейзаж", Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбеливании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, "дикой и необузданной" природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил "интригу" своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, сообщала ему дыхание жизни.
Калам имел репутацию "создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века". Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона, был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой, с опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литографиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины.
В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, "школе Калама" принадлежало целое поколение пейзажистов, среди них такие известные в свое время художники, как А. И. Мещерский, В. Д. Орловский, П. А. Суходольский. Европейские "каламисты" весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы.




Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа.


В швейцарском искусстве начиная с XVIII века традиционно принято выделять две линии, являющие собой провинциальные ответвления ведущих европейских школ. Существует даже крайняя точка зрения, которая вовсе отказывает Швейцарии в существовании самостоятельного искусства. Еще в начале XX века английски

й художник и критик Макс Бирбом писал о швейцарцах: "Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов... Это изящный и бесполезный цветок цивилизации".

Однако швейцарская живопись все же дала истории искусства Конрада Витца и Урса Графа в эпоху Возро

ждения, а в XVIII веке портретистов с европейским именем Ж.-Э. Лио-тара, А. Граффа, А. Кауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с Францией и Германией, но и с Австрией, Англией, Россией. Список известных за пределами страны швейцарских художников

пополнился в XIX веке именами Генри Фюсли, Шарля Глейра, Александра Калама, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера.

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в св

оих произведениях величественные панорамы горных массивов ("Четыре времени года", Женева, Музей истории и искусства), суровые и неприступные вершины ("Монтроз", 1843, Невшатель, Музей), непроходимые лесные чащи ("Ели в горах", Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина), живописные горные озера ("Озеро четырех

кантонов", Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной

Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и "картинность", эффект живописи с натуры и пос

троение по "законам искусства".

Александр Калам родился в небольшом городке Веве на Женевском озере в семье бедного каменотеса. После смерти отца он перебрался в Женеву, где сначала обучался семейному ремеслу, а в 1830 году поступил в мастерскую известного художника Франсуа Дидэ. Строго говоря, и

менно Дидэ был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об "альпийской пейзажной школе". Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевско

й художественной школы и уже в 1837 году выступил в Гамбурге с картиной "Лес около Авранша", которая положила начало его стремительному восхождению к славе.

Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина "Гроза на Хандеке" (Жен

ева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое в

печатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: "Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозов

ые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю". "Гроза на Хандеке" стала знаменем "школы Калама", образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу.

Залог успеха пейзажей Калама

состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, - Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он

соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний "искусственный" пейзаж ("Горный пейзаж", Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбели

вании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, "дикой и необузданной" природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил "интригу" своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, со

общала ему дыхание жизни.

Калам имел репутацию "создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века". Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона

Был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой

С опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литог

рафиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины.

В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, "школе Калама" принадлежало целое поколение пейзажистов, сред

и них такие известные в свое время художники, как А. И. Мещерский, В. Д. Орловский, П. А. Суходольский. Европейские "каламисты" весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы.

В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где

умер в следующем году от туберкулеза. В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков. Но уже спустя десятилетие уподобление Кал

На протяжении пяти веков блестящего расцвета искусства Европы Швейцария, расположенная в самом ее центре, между Францией, Италией, Австрией и Германией, всегда находилась в тени достижений сначала немецкой, а потом французской живописи. В швейцарском искусстве начиная с XVIII века традиционно принято выделять две линии, являющие собой провинциальные ответвления ведущих европейских школ. Существует даже крайняя точка зрения, которая вовсе отказывает Швейцарии в существовании самостоятельного искусства. Еще в начале XX века английский художник и критик Макс Бирбом писал о швейцарцах: "Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов... Это изящный и бесполезный цветок цивилизации".

Однако швейцарская живопись все же дала истории искусства Конрада Витца и Урса Графа в эпоху Возрождения, а в XVIII веке портретистов с европейским именем Ж.-Э. Лио-тара, А. Граффа, А. Кауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с Францией и Германией, но и с Австрией, Англией, Россией. Список известных за пределами страны швейцарских художников пополнился в XIX веке именами Генри Фюсли, Шарля Глейра, Александра Калама, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера.

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в своих произведениях величественные панорамы горных массивов ("Четыре времени года", Женева, Музей истории и искусства), суровые и неприступные вершины ("Монтроз", 1843, Невшатель, Музей), непроходимые лесные чащи ("Ели в горах", Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина), живописные горные озера ("Озеро четырех кантонов", Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной. Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и "картинность", эффект живописи с натуры и построение по "законам искусства".

Александр Калам родился в небольшом городке Веве на Женевском озере в семье бедного каменотеса. После смерти отца он перебрался в Женеву, где сначала обучался семейному ремеслу, а в 1830 году поступил в мастерскую известного художника Франсуа Дидэ. Строго говоря, именно Дидэ был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об "альпийской пейзажной школе". Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевской художественной школы и уже в 1837 году выступил в Гамбурге с картиной "Лес около Авранша", которая положила начало его стремительному восхождению к славе.

Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина "Гроза на Хандеке" (Женева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое впечатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: "Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозовые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю". "Гроза на Хандеке" стала знаменем "школы Калама", образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу.

Залог успеха пейзажей Калама состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, - Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний "искусственный" пейзаж ("Горный пейзаж", Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбеливании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, "дикой и необузданной" природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил "интригу" своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, сообщала ему дыхание жизни.

Калам имел репутацию "создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века". Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона, был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой, с опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литографиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины.

В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, "школе Калама" принадлежало целое поколение пейзажистов, среди них такие известные в свое время художники, как А. И. Мещерский, В. Д. Орловский, П. А. Суходольский. Европейские "каламисты" весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы.

В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где умер в следующем году от туберкулеза. В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков. Но уже спустя десятилетие уподобление Каламу стало в художественной критике синонимом порицания, а полотна некогда прославленного пейзажиста выглядели надуманными и условными на фоне дальнейшего развития европейской пейзажной живописи.