Какую роль в комедии играет загорецкий. Характеристика загорецкого и его образ в горе от ума грибоедова сочинение. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Отъявленный авантюрист отъявленный бандит отъявленный вор отъявленный враг отъявленный дурак отъявленный карьерист отъявленный лгун отъявленный лжец отъявленный мерзавец отъявленный мошенник отъявленный негодяй отъявленный … Словарь русской идиоматики

ОТЪЯВЛЕННЫЙ. Слово отъявленный нами воспринимается как имя прилагательное. Круг употребления этого слова неширок, его значение не свободное, а фразеологически связанное. Слово отъявленный сочетается с немногими именами существительными… … История слов

См. настоящий... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отъявленный известный, настоящий; прожжённый; первой руки, высшей пробы, большой руки, прямой, матерый, чистой пробы,… … Словарь синонимов

ОТЪЯВЛЕННЫЙ, ая, ое. Известный своими крайне отрицательными качествами, проявляющий их. О. плут, мошенник, негодяй. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. Всем известный своими отрицательными качествами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отъявленный, отъявленная, отъявленное, отъявленные, отъявленного, отъявленной, отъявленного, отъявленных, отъявленному, отъявленной, отъявленному, отъявленным, отъявленный, отъявленную, отъявленное, отъявленные, отъявленного, отъявленную,… … Формы слов

отъявленный - отъ явленный … Русский орфографический словарь

отъявленный - … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. Разг. Обладающий высшей степенью какого л. отрицательного качества. О. плут, мошенник … Энциклопедический словарь

отъявленный - ая, ое.; разг. Обладающий высшей степенью какого л. отрицательного качества. Отъя/вленный плут, мошенник … Словарь многих выражений

Книги

  • , Игорь , Савчук , Сделать карьеру программиста намного тяжелее, чем просто быть им. Специфического склада ума, умения мыслить абстрактно, развитой логики мало, главное - сознавать, что работа это не только… Категория: Программирование Серия: библиотека программиста Издатель: Питер ,
  • Отъявленный программист: лайфхакинг из первых рук , Игорь , Савчук , Сделать карьеру программиста намного тяжелее, чем просто быть им. Специфического склада ума, умения мыслить абстрактно, развитой логики мало, главное - сознавать, что работа это не только… Категория:
ЯВЛЕНИЕ 6 Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович Наталья Дмитриевна Вот мой Платон Михайлыч. Чацкий Ба! Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба! Платон Михайлович Здорово, Чацкий, брат! Чацкий Платон любезный, славно, Похвальный лист тебе: ведешь себя исправно. Платон Михайлович Как видишь, брат: Московский житель и женат. Чацкий Забыт шум лагерный, товарищи и братья? Спокоен и ленив? Платон Михаилович Нет, есть таки занятья: На флейте я твержу дуэт А-мольный... * Чацкий Что твердил назад тому пять лет? Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже! Платон Михаилович Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и тоже. Чацкий От скуки! как? уж ты ей платишь дань? Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным, Которых нет теперь, - к ученьям и смотрам, К манежу... иногда скучает по утрам. Чацкий А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным? В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб? * Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб. Чацкий Здоровьем слаб! Давно ли? Наталья Дмитриевна Все рюматизм * и головные боли. Чацкий Движенья более. В деревню, в теплый край. Будь чаще на коне. Деревня летом - рай. Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч город любит, Москву; за что в глуши он дни свои погубит! Чацкий Москву и город... Ты чудак! А помнишь прежнее? Платон Михаилович Да, брат, теперь не так... Наталья Дмитриевна Ах, мой дружочек! Здесь так свежо, что мочи нет, Ты распахнулся весь и расстегнул жилет. Платон Михаилович Теперь, брат, я не тот... Наталья Дмитриевна Послушайся разочек, Мой милый, застегнись скорей. Платон Михайлович (хладнокровно) Сейчас. Наталья Дмитриевна Да отойди подальше от дверей, Сквозной там ветер дует сзади! Платон Михаилович Теперь, брат, я не тот... Наталья Дмитриевна Мой ангел, Бога ради От двери дальше отойди. Платон Михайлович (глаза к небу) Ах! матушка! Чацкий Ну, Бог тебя суди; Уж точно, стал не тот в короткое ты время; Не в прошлом ли году, в конце, В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя И носишься на борзом жеребце; Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла. Платон Михайлович (со вздохом) Эх! братец! славное тогда житье-то было. ЯВЛЕНИЕ 7 Те же, Князь Тугоуховский и Княгиня с шестью дочерьми. Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском) Князь Петр Ильич, княгиня! Боже мой! Княжна Зизи! Мими! (Громкие лобызания, потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног.) 1-я княжна Какой фасон прекрасный! 2-я княжна Какие складочки! 1-я княжна Обшито бахромой. Наталья Дмитриевна Нет, если б видели мой тюрлюрлю * атласный! 3-я княжна Какой эшарп * cousin * мне подарил! 4-я княжна Ах! да, барежевый! * 5-я княжна Ах! прелесть! 6-я княжна Ах! как мил! Княгиня Сс! - Кто это в углу, взошли мы, поклонился? Наталья Дмитриевна Приезжий, Чацкий. Княгиня От-став-ной? Наталья Дмитриевна Да, путешествовал, недавно воротился. Княгиня И хо-ло-стой? Наталья Дмитриевна Да, не женат. Княгиня Князь, князь, сюда. - Живее. Князь (к ней оборачивает слуховую трубку) О-хм! Княгиня К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитревны знакомого: вон он! Князь И-хм! (Отправляется, вьется около Чацкого и покашливает.) Княгиня Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон; Танцовщики ужасно стали редки!.. Он камер-юнкер? * Наталья Дмитриевна Нет. Княгиня Бо-гат? Наталья Дмитриевна О, нет! Княгиня (громко, что есть мочи) Князь, князь! Назад! ЯВЛЕНИЕ 8 Те же и Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Графиня внучка Ax! Grand" maman! * Ну, кто так рано приезжает? Мы первые! (Пропадает в боковую комнату.) Княгиня Вот нас честит! Вот первая, и нас за никого считает! Зла, в девках целый век, уж Бог ее простит. Графиня внучка (вернувшись, направляет на Чацкого двойной лорнет) Мсье Чацкий! вы в Москве! как были, все такие? Чацкий На что меняться мне? Графиня внучка Вернулись холостые? Чацкий На ком жениться мне? Графиня внучка В чужих краях на ком? О! наших тьма, без дальних справок, Там женятся и нас дарят родством С искусницами модных лавок. Чацкий Несчастные! должны ль упреки несть От подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть Оригиналы спискам? * ЯВЛЕНИЕ 9 Те же и множество других гостей. Между прочими Загорецкий. Мужчины являются, шаркают, отходят в сторону, кочуют из комнаты в комнату и проч. София от себя выходит; все к ней навстречу. Графиня внучка Eh! bon soir! vous voila! Jamais trop diligente, Vous nous donnez toujours le plaisir de l"attente *. Загорецкий (Софье) На завтрашний спектакль имеете билет? София Нет. Загорецкий Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся Другой вам услужить, зато Куда я ни кидался! В контору - все взято, К директору, - он мне приятель, - С зарей в шестом часу, и кстати ль! Уж с вечера никто достать не мог; К тому, к сему, всех сбил я с ног; И этот наконец похитил уже силой У одного, старик он хилый, Мне друг, известный домосед; Пусть дома просидит в покое. София Благодарю вас за билет, А за старанье вдвое. (Являются еще кое-какие, тем временем Загорецкий отходит к мужчинам.) Загорецкий Платон Михайлыч... Платон Михаилович Прочь! Поди ты к женщинам, лги им и их морочь; Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи. Вот, брат, (Чацкому) рекомендую! Как эдаких людей учтивее зовут? Нежнее? - человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нем остерегись: переносить * горазд, И в карты не садись: продаст. Загорецкий Оригинал! брюзглив, а без малейшей злобы. Чацкий И оскорбляться вам смешно бы; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят. Платон Михаилович Ох, нет, братец! у нас ругают Везде, а всюду принимают. (Загорецкий мешается в толпу.) ЯВЛЕНИЕ 10 Те же и Хлестова. Хлестова Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?.. - Мученье! Час битый ехала с Покровки, * силы нет; Ночь - светапреставленье! * От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку. Княгиня, здравствуйте! (Села.) Ну, Софьюшка, мой друг, Какая у меня арапка для услуг: Курчавая! горбом лопатки! Сердитая! все кошачьи ухватки! Да как черна! да как страшна! Ведь создал же Господь такое племя! Черт сущий; в девичьей * она; Позвать ли? София Нет-с, в другое время. Хлестова Представь: их, как зверей, выводят напоказ... Я слушала, там... город есть турецкий... А знаешь ли, кто мне припас? - Антон Антоныч Загорецкий. (Загорецкий выставляется вперед.) Лгунишка он, картежник, вор. (Загорецкий исчезает.) Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье Двоих арапченков на ярмарке достал; Купил, он говорит, чай в карты сплутовал; А мне подарочек, дай Бог ему здоровье! Чацкий (с хохотом Платону Михайловичу) Не поздоровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал. Хлестова Кто этот весельчак? Из звания какого? София Вон этот? Чацкий. Хлестова Ну? а что нашел смешного? Чему он рад? Какой тут смех? Над старостью смеяться грех. Я помню, ты дитей с ним часто танцевала, Я за уши его дирала, только мало. ЯВЛЕНИЕ 11 Те же и Фамусов. Фамусов (громогласно) Ждем князя Петра Ильича, А князь уж здесь! А я забился там, в портретной! Где Скалозуб Сергей Сергеич? а? Нет; кажется, что нет. - Он человек заметный - Сергей Сергеич Скалозуб. Хлестова Творец мой! оглушил, звончее всяких труб! ЯВЛЕНИЕ 12 Те же и Скалозуб, потом Молчалин. Фамусов Сергей Сергеич, запоздали; А мы вас ждали, ждали, ждали. (Подводит к Хлестовой.) Моя невестушка, которой уж давно Об вас говорено. Хлестова (сидя) Вы прежде были здесь... в полку... в том... в гренадерском? * Скалозуб (басом) В его высочества, хотите вы сказать, Ново-землянском мушкетерском. * Хлестова Не мастерица я полки-та различать. Скалозуб А форменные есть отлички: В мундирах выпушки, погончики, петлички. Фамусов Пойдемте, батюшка, там вас я насмешу; Курьезный вист у нас. За нами, князь! прошу. (Его и князя уводит с собою.) Хлестова (Софии) Ух! я точнехонько избавилась от петли; Ведь полоумный твой отец: Дался ему трех сажень удалец, - Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли? Молчалин (подает ей карту) Я вашу партию составил: мосье Кок, Фома Фомич и я. Хлестова Спасибо, мой дружок. (Встает.) Молчалин Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка! Я гладил все его; как шелковая шерстка! Хлестова Спасибо, мой родной. (Уходит, зa нею Молчалин и многие другие.) ЯВЛЕНИЕ 13 Чацкий, София и несколько посторонних, которые в продолжении расходятся. Чацкий Ну! тучу разогнал... София Нельзя ль не продолжать? Чацкий Чем вас я напугал? За то, что он смягчил разгневанную гостью, Хотел я похвалить. София А кончили бы злостью. Чацкий Сказать вам, что я думал? Вот: Старушки все - народ сердитый; Не худо, чтоб при них услужник знаменитый Тут был, как громовой отвод. Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет! Вы давиче его мне исчисляли свойства, Но многие забыли? - да? (Уходит.) ЯВЛЕНИЕ 14 София, потом Г.N. София (про себя) Ах! этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол! Г.N. (подходит) Вы в размышленьи. София Об Чацком. Г.N. Как его нашли по возвращеньи? София Он не в своем уме. Г.N. Ужли с ума сошел? София (помолчавши) Не то, чтобы совсем... Г.N. Однако есть приметы? София (смотрит на него пристально) Мне кажется. Г.N. Как можно, в эти леты! София Как быть! (В сторону) Готов он верить! А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себя примерить? (Уходит.) ЯВЛЕНИЕ 15 Г.N., потом Г.D. Г.N. С ума сошел!.. Ей кажется!.. вот на! Недаром? Стало быть... с чего б взяла она? Ты слышал? Г.D. Что? Г.N. Об Чацком? Г.D. Что такое? Г.N. С ума сошел! Г.D. Пустое. Г.N. Не я сказал, другие говорят. Г.D. А ты расславить это рад? Г.N. Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает. (Уходит.) ЯВЛЕНИЕ 16 Г.D., потом Загорецкий. Г.D. Верь болтуну! Услышит вздор, и тотчас повторяет! Ты знаешь ли об Чацком? Загорецкий Ну? Г.D. С ума сошел! Загорецкий А! знаю, помню, слышал. Как мне не знать? примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, * и на цепь посадили. Г.D. Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут. Загорецкий Так с цепи, стало быть, спустили. Г.D. Ну, милый друг, с тобой не надобно газет. Пойду-ка я, расправлю крылья, У всех повыспрошу; однако чур! секрет. ЯВЛЕНИЕ 17 Загорецкий, потом Графиня внучка. Загорецкий Который Чацкий тут? - Известная фамилья. С каким-то Чацким я когда-то был знаком. - Вы слышали об нем? Графиня внучка Об ком? Загорецкий Об Чацком, он сейчас здесь в комнате был. Графиня внучка Знаю. Я говорила с ним. Загорецкий Так я вас поздравляю! Он сумасшедший... Графиня внучка Что? Загорецкий Да, он сошел с ума. Графиня внучка Представьте, я заметила сама; И хоть пари держать, со мной в одно вы слово. ЯВЛЕНИЕ 18 Те же и Графиня бабушка. Графиня внучка Ah! grand" maman, вот чудеса! вот ново! Вы не слыхали здешних бед? Послушайте. Вот прелести! вот мило!.. Графиня бабушка Мой труг, мне уши залошило; Скаши покромче... Графиня внучка Время нет! (Указывает на Загорецкого.) Il vous dira toute l"histoire... * Пойду, спрошу... (Уходит.) ЯВЛЕНИЕ 19 Загорецкий, Графиня бабушка. Графиня бабушка Что? что? уж нет ли здесь пошара? Загорецкий Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму. Графиня бабушка Как, Чацкого? Кто свел в тюрьму? Загорецкий В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны. Графиня бабушка Что? к фармазонам * в клоб? Пошел он в пусурманы? Загорецкий Ее не вразумишь. (Уходит.) Графиня бабушка Антон Антоныч! Ах! И он пешит, все в страхе, впопыхах. ЯВЛЕНИЕ 20 Графиня бабушка и Князь Тугоуховский. Графиня бабушка Князь, князь! Ох, этот князь, по палам, сам чуть тышит! Князь, слышали? Князь Э - хм? Графиня бабушка Он ничего не слышит! Хоть, мошет, видели, здесь полицмейстер * пыл? Князь Э - хм? Графиня бабушка В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил? Князь И - хм? Графиня бабушка Тесак ему да ранец, В солтаты! Шутка ли! переменил закон! Князь У-хм? Графиня бабушка Да!.. в пусурманах он! Ах! окаянный волтерьянец! * Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок. Ох! глухота большой порок. ЯВЛЕНИЕ 21 Те же и Хлестова, София, Молчалин, Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, Графиня внучка, Княгиня с дочерьми, Загорецкий, Скалозуб, потом Фамусов и многие другие. Хлестова С ума сошел! прошу покорно! Да невзначай! да как проворно! Ты, Софья, слышала? Платон Михайлович Кто первый разгласил? Наталья Дмитриевна Ах, друг мой, все! Платон Михайлович Ну все, так верить поневоле, А мне сомнительно. Фамусов (входя) О чем? о Чацком, что ли? Чего сомнительно? Я первый, я открыл! Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях - и нивесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршиим лицом, Так назовет он подлецом!.. Хлестова Туда же из смешливых; Сказала что-то я - он начал хохотать. Молчалин Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. Графиня внучка Меня модисткою изволил величать! Наталья Дмитриевна А мужу моему совет дал жить в деревне. Загорецкий Безумный по всему. Графиня внучка Я видела из глаз. Фамусов По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз. Хлестова На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул! Чай, пил не по летам. Княгиня О! верно... Графиня внучка Без сомненья. Хлестова Шампанское стаканами тянул. Наталья Дмитриевна Бутылками-с, и пребольшими Загорецкий (с жаром) Нет-с, бочками сороковыми. Фамусов Ну вот! великая беда, Что выпьет лишнее мужчина! Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Хлестова И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений. * Княгиня Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, * так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Скалозуб Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Фамусов Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Загорецкий (с кротостию) Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами, Был ценсором * назначен я, На басни бы налег; ох! басни - смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари. Хлестова Отцы мои, уж кто в уме расстроен, Так все равно, от книг ли, от питья ль; А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин; Был острый человек, имел душ сотни три. Фамусов Четыре. Хлестова Три, сударь. Фамусов Четыреста. Хлестова Нет! триста. Фамусов В моем календаре... Хлестова Все врут календари. Фамусов Как раз четыреста, ох! спорить голосиста! Хлестова Нет! Триста! - уж чужих имений мне не знать! Фамусов Четыреста, прошу понять. Хлестова Нет! триста, триста, триста. ЯВЛЕНИЕ 22 Те же все и Чацкий. Наталья Дмитриевна Вот он. Графиня внучка Шш! Все Шш! (Пятятся от него в противную сторону.) Хлестова Hу, как с безумных глаз Затеет драться он, потребует к разделке! Фамусов О Господи! помилуй грешных нас! (Опасливо) Любезнейший! Ты не в своей тарелке. С дороги нужен сон. Дай пульс... Ты нездоров. Чацкий Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков. (Подходит к Софье.) Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет! недоволен я Москвой. Хлестова Москва, вишь, виновата. Фамусов Подальше от него. (Делает знаки Софии.) Гм, Софья! - Не глядит! София (Чацкому) Скажите, что вас так гневит? Чацкий В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, * надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча * И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал - и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. - Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды... Он рад, но мы не рады. Умолк. И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон. Ах! Франция! Нет в мире лучше края! - Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержен. Куда деваться от княжен! - Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. Пускай меня отъявят * старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад - И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, * Рассудку вопреки, наперекор стихиям; Движенья связаны, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки! Как платья, волосы, так и умы коротки!.. Ах! если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. "Как европейское поставить в параллель С национальным - странно что-то! Ну как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!" - забормотал мне кто-то. Вообразите, тут у всех На мой же счет поднялся смех. "Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно! Сударыня! Ха! Ха! ха! ха! ужасно!" - Я, рассердясь и жизнь кляня, Готовил им ответ громовый; Но все оставили меня. - Вот случай вам со мною, он не новый; Москва и Петербург - во всей России то, Что человек из города Бордо, Лишь рот открыл, имеет счастье Во всех княжен вселять участье; И в Петербурге и в Москве, Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, В чьей по несчастью голове Пять, шесть найдется мыслей здравых И он осмелится их гласно объявлять, - Глядь... (Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.) Конец III действия

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.

Конфликт в комедии - это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества. К последнему относятся сам Фамусов, Хлёстова, княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие. Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, «охранниками» прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них – карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы. Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам. Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – основные черты его характера.

Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей. Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов», не боится иметь своё сужденье обо всём. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Именно поэтому этот образ становится предельно обобщённым и типичным. К тому же «одиночество» этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчёркивается исключительное положение подобных людей в обществе.

Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах.

Человек он светский,

Отъявленный мошенник и плут:

Антон Антоныч Загорецкий,

При нем остерегись, переносить горазд,

И в карты не садись: продаст!

Эту характеристику подтверждает и Хлёстова: «Лгунишка он, картежник, вор».

Не лишено основания мнение, что Загорецкий – «человек, близкий к политическому сыску». Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налёг бы на басни, где:

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: «Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы». «Мастер услужить», этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. «У нас везде ругают, а всюду принимают», - эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого. Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни.

Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным. А.С.Пушкин, современник А.С.Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова «репете», которое означает «повторять». Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии – потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, – «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только».

Речь этого персонажа пестрит словами с модным «оттенком»: «откудова», «невзначай», «особливо» вместо «особенно», «зауряд» вместо «заурядный». Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как «водевильчик», «прелюдии». Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо «Лев» он употребляет «Левон». Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои.

Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя.

Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким:

А! знаю, помню, слышал,

Как мне не знать? Примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон», итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума.

Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким. Я уверен(а), что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали «передовыми».

Таким образом, эти два персонажа – серые, нейтральные личности, «пустомели» и любители поболтать. Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого. Они – лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…

«Горе от ума» - произведение поистине гениальное, которое навсегда сделало ее автора великим классиком русской литературы. Эта сатирическая пьеса буквально сразу разлетелась на крылатые фразы, цитаты и выражения уже тогда, когда еще не была настолько известной широкой публике. Грибоедов очень правдиво изобразил жизнь московского дворянства и точно описал характеры героев, присущие людям того века. А главное - подарил столько мудрости и великолепной сатиры, что теперь на протяжении практически двух столетий мы учимся на всем этом познавать мир предков.

«Горе от ума». Комедия А.С. Грибоедова

Главные персонажи произведения «Горе от ума» очень четко показывают, что в светском обществе начала XIX века образовался раскол между молодым, передовым, с прогрессивными взглядами поколением, представленным в образе Чацкого, и зацикленными консерваторами старого поколения в образ Фамусова. «Горе от ума» - комедия, где эти два основных персонажа показаны очень ярко и колоритно, и каждый в своей правде принципиален и непреклонен. Однако есть и второстепенные герои комедии, которые тоже вносят в сюжет свои краски. Их можно поделить на три типа: "Фамусовы", те, кто претендует на "Фамусовых", и "Фамусовы-неудачники".

Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика этого героя

Среди приглашенных гостей в доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий - «ловкий светский человек», который представляет тип «Фамусовы - неудачники». Он не имеет чинов и званий, все его считают «отъявленным мошенником и плутом», «лгунишкой, картежником и вором».

Раскрывая тему «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», можно сказать, что в обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать.

Нелестный герой

Персонаж Горич тоже постоянно нелестно отзывается о Загорецком, однако считает, что хоть все его и ругают, однако с охотой везде принимают. Этот герой действительно вхож во все приличные дома столицы. Образ Загорецкого - это собирательный образ дворянского общества, которое стало постепенно загнивать и выглядеть крайне безнравственно. Этому персонажу всегда сподручнее наврать чего-нибудь, нежели вспомнить правду. Он действительно настолько привык врать, что уже никто на его ложь не обращает никакого внимания.

Загорецкому, как и Репетилову, в комедии «Горе от ума» отводится особое место. Хоть критики и относят их к но они не являются его защитниками. Однако именно с их молчаливого согласия могут решаться судьбы других людей.

Роль в обществе

Возвращаясь к теме «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», выскажем даже мнение, что Загорецкий - человек, по характеру «близкий к политическому сыску». И это совсем не случайно. На эту мысль наталкивают цитаты Загорецкого, которые говорят, что если бы он получил бы должность цензора, то в первую очередь «налег» бы на басни, где царят вечные насмешки над львами и орлами: «Хотя животные, а все-таки цари».

Загорецкий стремительно и с «жаром» ведет разговоры, он любит все преувеличивать и любой слух может раздуть до невероятных размеров. А на резкие высказывания о своей персоне он злобно не реагирует, а просто сводит их к обычной шутке.

Горич в очередной раз о нем заговаривает: «оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы».

Грибоедов отводит ему роль человека, который распространяет ложные слухи о Чацком. Загорецкий еще толком не понял, о ком идет речь, но зато в его голове уже родились разные версии сумасшествия. Хлестова выразилась о Чацком, что, мол, тот много пил «бутылками пребольшими», Загорецкий добавляет, что он пил «бочками сороковыми».

Внесценические образы

Загорецкий - это один из внесценических персонажей и новаторский прием драматурга Грибоедова. Такие герои еще шире раскрывают картину «века минувшего» и обрисовывают его ценности и идеалы. Роль внесценических героев в том, что они помогают лучше понять и раскрыть поведение главных героев и всего фамусовского общества. Именно фигура Загорецкого показывает безнравственное поведение дворянского общества. Кстати, от Горича мы узнаем и то, что Загорецкий - доносчик. Да и Чацкий сразу получает предупреждение от Горича, что при нем лучше не высказываться откровенно.

В заключение темы «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика» важно отметить, что статус дворянина в России был защищен уже самим этим фактом, и если следовал традициям и устоям, то имел неплохие перспективы сделать успешную карьеру и за счет этого обогатиться. Главное, чтобы не быть такими неудачниками и угодниками без ума, как Загорецкий, который все обо всех знает и следует заветам своего отца «угождать людям всем без изъятья».

Антон Антонович Загорецкий - светский кутила без чинов и почестей, однако умеющий (и любящий) быть приглашенным на все приёмы. За счёт своего дара - быть угодным «ко двору». Хотя в простонародье, на все века, такой тип поведение именуется подхалимством с целью собственной выгоды. Своими умениями молодой человек охотно пользуется, особенно, по отношению к наивным дамам. «Кормя» их разного рода небылицами, он входит в доверие, с целью быть представленным в свете к очередному двору. Далее по плану - поиск новых собеседников, собутыльников, азартных дворян, которых можно обвести вокруг пальца.

Спешащий побывать в центре событий, «как бы» со стороны, второстепенный герой А.С. Грибоедова, Антон Антонович, собственной персоны, оказывается приглашенным на вечер в дом Фаустувых. С первых же секунд (3 действие, явление - 9) становится ясно - Загорецкий - тот ещё «кадр».

Характеристика персонажа

Загорецкого обсуждают за спиной, как человека «не чистого на руку», остерегают собеседников не выдавать ему никаких новостей, тем более - личное, говорят о его пристрастии к картам и кутежу. Но, как бы ни было абсурдно: «Хоть все его и ругают, однако с охотой везде принимают» обуславливалось тем, Что антон Антонович своевременно способен угождать нужным людям, чем вызывал расположение и восхищение.

Софье достались билеты в театр, гостье Хлестовой пара арапченков с местной ярмарки, на критику в свой адрес не пылил и не нервничал - всё сводилось к юмору и самокритике. Было бы это по душевной его доброте, природной…Но любовь к басням и гуляниям до утра - вот основная характеристика героя из фамусовского общества.

Поддержав повисшую в воздухе интригу, Загорецкий начал очернять репутацию Чацкого, хотя толком и не понял о ком начат разговор. Его целью было внимание присутствующих господ, разгоревшийся интерес к новости, расположение.

Образ в произведении

Образ Загорецкого политичен и скандален. Редкому читателю покажется, что Антон Антонович - эпизодичен и безлик, по глупости и самодурству, «поднявший пыль» на светском приёме.

Изначально - лжец и сплетник. Подхватывает любой слух, раздувает его до неимоверных масштабов, при помощи красноречия, обращает на себя внимание. По сути, ему не свойственно думать о последствиях его длинного языка, но достаточно важен сиюминутный момент признания его в кругу, где он находится именно сегодня.

Именно такое поведение можно спроецировать на основную массу светского общества, загнивающего изнутри. Маскарад любвеобильности и общительности. Желание выглядеть нужным и осведомлённым, не думая о том, что с их подачи может неблагополучно решаться судьба другого человека. Черты, характерные этому нелестному персонажу, свойственны практически всем, кого можно встретить в произведении. Разговор идёт о длинном языке Загорецкого, но ведь никто из слушающих его, не накинул себе платка на рот и не остановил нарастающий скандал, наоборот - добавлял свои чрезвычайно яркие идеи сумасшествия и запоя относительно Чацкого. В итоге, отвлечение массы, ради своей выгоды или, как гласят заветы батюшки Антон Антоновича «Угождать людям всем без изъятия» присуще было всем желающим зарекомендовать себя в дворянском статусе, как перспективному, полезному и известному в светском мире лицу.