Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.
Система художественных образов
Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова - типичная представительница мира беззакония и произвола. Она - пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина - пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» - поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» - в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум - это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.
Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Эстетика классицизма предписывала строго соблюдать иерархию высоких и низких жанров, предполагала четкое деление героев на положительных и отрицательных. Комедия «Недоросль» была создана именно по канонам этого литературного направления, и нам, читателям, сразу бросается в глаза противопоставление героев по их жизненным взглядам и нравственным достоинствам.
Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма.
Пьеса «Недоросль» - это не просто традиционная комедия, основу которой составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» - произведение новаторское, первое в своем роде и означающее, что в русской драматургии начался новый этап развития. Здесь любовная интрига вокруг Софьи отодвигается на второй план, подчиняясь главному, социально-политическому конфликту. Д.И.Фонвизин как писатель эпохи Просвещения считал, что искусство должно выполнять нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, автор в силу исторических обстоятельств поднимается до рассмотрения в комедии острейших вопросов того времени: деспотизма самодержавной власти, крепостного права. Тема воспитания, конечно же, звучит в пьесе, но она носит обличительный характер. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе и требовал борьбы с этим илом, возлагая надежды на «просвещенную» монархию и передовую часть дворянства.
Стародум выступает в комедии «Недоросль» как проповедник просвещенности и образованности. Причем, его понимание этих явлений - это понимание авторское. Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья.
Правдин олицетворяет собой идею юридической справедливости: он - чиновник, призванный государством совершить суд над жестокой помещицей. Стародум же, являясь глашатаем авторских идей, олицетворяет справедливость общечеловеческую, нравственную. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», - таково жизненное кредо Стародума.
Его жизнь - это образец для подражания для многих поколений. Получив прекрасное образование, Стародум решает все свои силы посвятить племяннице. Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя перевоспитывать. Именно оно не позволило ему остаться на службе при дворе. Служение Отечеству так называемыми «государственными деятелями» позабыто. Для них важны лишь чины и богатство, для достижения которых хороши все средства: и подхалимство, и карьеризм, и ложь. «Я отошел от двора без деревень, без лент, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правили». Двор, по мнению Стародума, болен, его нельзя вылечить, можно лить заразиться. Автор с помощью этого утверждения подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотической власти.
Фонвизин создает в своей комедии модель мини-государства. В нем существуют те же законы и творятся те же беззакония, что и в государстве Российском. Автор показывает нам жизнь различных социальных слоев общества. Образы крепостных Палашки, няни Еремеевны воплощают собой безрадостную жизнь самого зависимого и угнетенного класса. Еремеевна за свою верную службу получает «по пяти рублей на год, по пяти пощечин на день». Также незавидна участь и учителей недоросля Митрофана. Автор выводит на сцену и офицера Милона, и чиновника Правдина. Сословие помещиков представляет семья Простаковых - Скотининых, которые осознают свою силу, силу собственной власти.
Таким образом, Фонвизиным проводится параллель между поместьем невежественных крепостников, этим «скотным двором», и высшим светом, императорским двором. Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду, утверждает Стародум, а значит, и Фонвизин. Мир Простаковых и Скотининых не принимает образованности. Для них есть одно хорошее знание - сила и власть крепостников. По мнению Простаковой, ее сыну не обязательно знать географию,ведь дворянину стоит лишь приказать, и его отвезут, куда надо.
Страница: [ 1 ]
1. Система образов в комедии.
2. Своеобразие конфликта.
3. Черты классицизма в комедии.
4. Воспитательное значение произведения.
Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений.
В. Г. Белинский
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году и до сих пор не сходит со сцены. Она является одной из лучших комедий автора. М. Горький писал: «В "Недоросле" впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства».
Все герои комедии Фонвизина «Недоросль» условно делятся на положительных и отрицательных. К отрицательным относится семейство Простаковых. Людей нравственных, положительных представляют Правдин, Стародум, Софья и Милон.
Некоторые литературные критики считали, что положительные герои «Недоросля» слишком идеальны, что на самом деле таких людей не было и они просто выдуманы автором. Однако документы и письма XVIII века подтверждают существование реальных прототипов героев фонвизинской комедии. А об отрицательных персонажах, таких как Простаковы и Скотинины, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на безусловное обобщение, они часто встречались среди русского провинциального дворянства того времени.
В произведении — два конфликта. Основной из них — любовный, так как именно он развивает действие комедии. В нем участвуют Софья, Митрофанушка, Милон и Скотинин. По-разному относятся герои к вопросам любви, семьи, брака. Стародум хочет видеть Софью замужем за человеком достойным, желает ей взаимной любви. Простакова хочет женить Митрофана выгодно, загрести Софьины деньги. Девиз Митрофана: «Не хочу учиться, хочу жениться». Эта фраза из комедии «Недоросль» стала крылатой. Переростков, которые ничего не хотят делать, не хотят учиться и мечтают лишь об удовольствиях, называют Митрофанушками.
Другой конфликт комедии — социально-политический. Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования, нравственности. Если Стародум считает, что воспитание идет от семьи и главное в человеке честность и благонравие, то Простакова убеждена в том, что важнее, чтобы дитя было сыто, одето и жило в свое удовольствие. Комедия «Недоросль» написана в традициях русского классицизма. В ней соблюдены практически все основные черты классицизма как литературного направления. Здесь присутствует и строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование говорящих фамилий и применение правила трех единств (единство места, времени и действия). Единство места соблюдается, так как все действие комедии происходит в деревне Простаковых. Поскольку оно длится в течение 24 часов, то соблюдается единство времени. Однако наличие двух конфликтов в комедии нарушает единство действия.
В отличие от западноевропейского в русском классицизме наблюдается связь с русским фольклором, гражданским патриотизмом и сатирической направленностью. Все это имеет место в «Недоросле». Сатирический уклон комедии не вызывает ни у кого сомнения. Пословицы и поговорки, встречающиеся часто в тексте комедии, делают ее истинно народной комедией («Золотой кафтан, да голова свинцовая», «Храбрость сердца доказывается в час сражения», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»), Пушкин называл «Недоросля» «единственным памятником народной сатиры». Она проникнута духом гражданского патриотизма, так как ее цель — воспитать гражданина своего отечества.
Одним из главных достоинств комедии является ее язык. Для создания характеров своих героев Фонвизин использует речевые характеристики. Словарный запас Скотинина и Митрофана значительно ограничен. Софья, Правдин и Стародум говорят правильно и очень убедительно. Их речь несколько схематична и как будто заключена в строгие рамки.
Отрицательные персонажи, на мой взгляд, получились у Фонвизина более живыми. Они говорят простым разговорным языком, в котором присутствует иногда даже бранная лексика. Язык Простаковой не отличается от языка крепостных, в ее речи много грубых слов и простонародных выражений. Ц???ыфиркин в своей речи использует выражения, которые употреблялись в военном быту, а Вральман говорит ломаным русским языком.
В современном Фонвизину обществе царило преклонение перед за границей и презрение ко своему русскому. Воспитание дворян желало гораздо лучшего. Часто молодое поколение оказывалось в руках невежественных иностранцев, которые, кроме отсталых взглядов на науку и дурных качеств, ничего не могли привить своим подопечным. Ну чему мог научить кучер-немец Вральман Митрофанушку? Какие знания могло получить великовозрастное дитя, чтобы стать офицером или чиновником? В «Недоросле» Фонвизин выразил свой протест против Скотининых и Простаковых и показал, как нельзя воспитывать молодежь, какой испорченной она может вырасти в среде, развращенной помещичьей властью, подобострастно преклоняющейся перед иностранной культурой.
Комедия носит поучительный характер, имеет большое воспитательное значение. Оно заставляет задуматься о нравственных идеалах, об отношении к семье, любви к своему отечеству, поднимает вопросы образования, помещичьего произвола.
Недоросль
Анализ произведения
Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем
эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел
писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая
комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII
века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины
II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига,
связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому
конфликту.
Основной конфликт комедии - борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум)
с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» - яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века.
Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной
социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной
связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме
Простаковых - это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов.
Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными
вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и
чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он
выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» - комедия (в пьесе множество комических и фарсовых
сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего
порядка в обществе и в государстве.
Система художественных образов
Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение
это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает:
то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой
фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила.
Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением
учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до
мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного
достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова - типичная
представительница мира беззакония и произвола. Она - пример того, как
деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи
людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата»,
никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина
- пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он
еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в
его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен,
поколотить слугу, когда захочет?» - поддерживает он сестру, когда она
обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен
в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль,
на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной
службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему».
Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице,
дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают
их на совесть» - в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум - это «мозг»
пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые
исповедует автор.
Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Эстетика классицизма предписывала строго соблюдать иерархию высоких и
низких жанров, предполагала четкое деление героев на положительных и отрицательных.
Комедия «Недоросль» была создана именно по канонам этого литературного
направления, и нам, читателям, сразу бросается в глаза противопоставление
героев по их жизненным взглядам и нравственным достоинствам.
Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия),
все же во многом отходит от требований классицизма.
Пьеса «Недоросль» - это не просто традиционная комедия, основу которой
составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» - произведение новаторское,
первое в своем роде и означающее, что в русской драматургии начался новый
этап развития. Здесь любовная интрига вокруг Софьи отодвигается на второй
план, подчиняясь главному, социально-политическому конфликту. Д.И.Фонвизин
как писатель эпохи Просвещения считал, что искусство должно выполнять
нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Первоначально задумав
пьесу о воспитании дворянского сословия, автор в силу исторических обстоятельств
поднимается до рассмотрения в комедии острейших вопросов того времени:
деспотизма самодержавной власти, крепостного права. Тема воспитания, конечно
же, звучит в пьесе, но она носит обличительный характер. Автор недоволен
системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления
Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической
системе и требовал борьбы с этим илом, возлагая надежды на «просвещенную»
монархию и передовую часть дворянства.
Стародум выступает в комедии «Недоросль» как проповедник просвещенности
и образованности. Причем, его понимание этих явлений - это понимание авторское.
Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как
мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья.
Правдин олицетворяет собой идею юридической справедливости: он - чиновник,
призванный государством совершить суд над жестокой помещицей. Стародум
же, являясь глашатаем авторских идей, олицетворяет справедливость общечеловеческую,
нравственную. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»,
- таково жизненное кредо Стародума.
Его жизнь - это образец для подражания для многих поколений. Получив прекрасное
образование, Стародум решает все свои силы посвятить племяннице. Зарабатывать
деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть».
Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя
перевоспитывать. Именно оно не позволило ему остаться на службе при дворе.
Служение Отечеству так называемыми «государственными деятелями» позабыто.
Для них важны лишь чины и богатство, для достижения которых хороши все
средства: и подхалимство, и карьеризм, и ложь. «Я отошел от двора без
деревень, без лент, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою
душу, мою честь, мои правили». Двор, по мнению Стародума, болен, его нельзя
вылечить, можно лить заразиться. Автор с помощью этого утверждения подводит
читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотической
власти.
Фонвизин создает в своей комедии модель мини-государства. В нем существуют
те же законы и творятся те же беззакония, что и в государстве Российском.
Автор показывает нам жизнь различных социальных слоев общества. Образы
крепостных Палашки, няни Еремеевны воплощают собой безрадостную жизнь
самого зависимого и угнетенного класса. Еремеевна за свою верную службу
получает «по пяти рублей на год, по пяти пощечин на день». Также незавидна
участь и учителей недоросля Митрофана. Автор выводит на сцену и офицера
Милона, и чиновника Правдина. Сословие помещиков представляет семья Простаковых
- Скотининых, которые осознают свою силу, силу собственной власти.
Таким образом, Фонвизиным проводится параллель между поместьем невежественных
крепостников, этим «скотным двором», и высшим светом, императорским двором.
Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду, утверждает Стародум,
а значит, и Фонвизин. Мир Простаковых и Скотининых не принимает образованности.
Для них есть одно хорошее знание - сила и власть крепостников. По мнению
Простаковой, ее сыну не обязательно знать географию, ведь дворянину стоит
лишь приказать, и его отвезут, куда надо. Странно даже говорить об «идеалах»
жизни Простаковых. Особенность их бытия состоит в том, что «идеалы», как
таковые, отсутствуют, а там царствуют лишь грубость, низость и бездуховность.
Объектом мыслей, чувств, желаний Скотинина являются свиньи. Он и жениться-то
хочет лишь потому, что свиней у него может стать побольше.
Конечно, сейчас комедия нам кажется несколько трудной для восприятия.
Герои кажутся однообразными, и уловить идейно-художественный смысл, «растворенный»
в образах произведения, ситуациях, сложно. Но, как оказывается после внимательного
прочтения, комедия «Недоросль» служит вполне ясной и определенной цели
- исправлению пороков общества, государства и воспитанию добродетели.
Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему
и призывает нас его бессмертная комедия.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
C17.1. Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
C17.2. В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы?
C17.3. Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?
С17.4. Пророческий характер русской литературы. (По одному или нескольким произведениям ХХ века).
Пояснение.
Комментарии к сочинениям.
C17.1. Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина - с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая - невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.
Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.
C17.2. В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы?
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Примерами стихотворений для раскрытия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.
Природа у Тютчева – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными.
C17.3. Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?
Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».
История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна. Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его... Мать, Вера Иосифовна слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они - вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь!
C17.4. В качестве примеров пророческих произведений могут быть взяты роман Евгения Замятина «Мы», повесть М. Булгакова «Собачье сердце», «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и другие.
В центре «Повести непогашенной луны» - конфликт тоталитарной системы, олицетворяемой негорбящимся человеком «из дома номер первый», и индивидуальной человеческой судьбы - личности, попавшей в орбиту этой системы, - командарма Гаврилова. Пильняк провидчески распознал механизм подчинения, порабощения личности и раскрыл его в характерной для него метафорической и символической форме, в виде образных оппозиций: негорбящийся человек - командарм Гаврилов, красный - белый, кровь - снег, луна - машина города. Негорбящийся человек Пильняком сознательно деперсонализирован, луна же поднимается до уровня емкого, многозначного символа и, становясь как бы действующим лицом, «замораживает городскую душу», поэтому в конце повести «оппонент» бездушной луне - ребенок, девочка Наташа - хочет «погасить луну».
Сатиры смелый властелин... А. С. Пушкин Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский - «гениальным созданием», Гоголь - «первой общественной комедией» в мире. Все они правы. Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Простакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Гришку. Он, вор, везде его обузил», - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Гришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Гришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного. Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками - Простаковыми и Скотиниными. Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи - бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло». Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои - вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности. Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан - не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана. В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку - так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности... Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник - Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «соперников» - Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель - еще раз подчеркнуть скотство представителей «благородного сословия». В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего. Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» - многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт - кончилась комедия.