Какого человека можно назвать культурным в современном обществе? Как стать культурной женщиной

А теперь выскажу свою точку зрения. Во многом соглашусь со многими комментаторами, но вот на какой нюанс я бы хотел обратить внимание. Культурным человек может стать только начиная с вопросов. Только тогда, когда он будет задавать себе вопросы об окружающем мире, о том, почему так, а не иначе, он начнет окультуриваться. Поясню. Можно скопировать какую-то манеру поведения, запомнить нормы и правила, выработать хорошие привычки. Но все это будет лишь гримасничаньем и лицедейством. Человек должен понимать, почему именно так, а не иначе. Объясню это на примере внутреннего диалога с самим собой.

Почему ты оставил мусор на природе после пикника?
- Потому что там все равно полно мусора.
- Это не причина, а следствие. Почему ты так поступил?
- Ну... мне лень было возиться с мусором. Тем более все равно там мусор.
- Ты мог бы убрать свой мусор и часть чужого. Мир бы стал немного чище. Разве не так?
- Ну ведь все равно намусорят снова...
- То есть тебе нужен культурный мир вокруг, чтобы ты был культурным?
- Видимо, да.
- Но как мир станет культурным, если каждая часть существующего сегодня некультурного мира постоянно поддерживает его в таком состоянии?


Культура - это всегда насилие. Прежде всего, насилие над самим собой. Себя нужно постоянно заставлять быть культурным. Но парадокс - культурный человек совершает насилие над собой, когда поступает некультурно. Таким образом, мы приходим к выводу, что правильную модель поведения человек должен не только скопировать, но и осознать, принять ее, следовать ей не потому, что так ведут себя образцы для подражания, а потому что он иначе не может. Вот я недавно написал, что мы не любим своих детей. Некоторые комментаторы возмутились, дескать, это не так, вот мы любим и своих, и чужих. Но я писал не о пассивном чувстве, а о чувстве-действии. Таком чувстве, когда некрасивый мир вокруг хочется сделать красивым, потому что в этом мире будут жить дети.

В детстве я знал одного дедушку, который часто купался на небольшом пляже на речке. С ранней весны и до поздней осени. Однажды я увидел, как он плавает.
- А мне казалось, что вы не умеете плавать, - сказал я ему, когда он оказался на берегу.
- Почему ты так решил?
- Вы все время ходите в воде, а не плаваете (на самом деле, я думал, что он боится плавать, беспокоясь, что сердце остановится и он утонет).
Дедушка показал мне кусок ржавой железки, которую он достал со дна. На этот маленький пляж ходили его внуки - он постоянно обследовал дно, потому что там постоянно жарили шашлыки отдыхающие. Иногда с мордобоем и битьем бутылок о головы друг друга. Дедушка беспокоился, что внуки могут пораниться осколками и поэтому регулярно обследовал дно. Вот любовь, о которой я говорил. Молчаливая, не показушная, но деятельная.

Это наша национальная черта - мы любим размах. Счастливыми нужно сделать сразу всех. Культуру - в массы. Но на самом деле, надежный результат любит осторожную, неспешную поступь. Сделай культурным хотя бы одного человека - себя, и мир уже станет культурнее. Оправдывать себя тем, что кругом быдло, а чего я-то буду самым культурным, - позорно. Я как-то познакомился с пожилой учительницей русского языка и литературы. И тактично спросил ее, почему она говорит "ложить"? Она вздохнула и ответила: "У нас все так говорят, мне надоело всех поправлять..." Я был в шоке от такого признания. Словно своими глазами увидел, как пал последний бастион обороны прекрасного города и на его улицы хлынули орды варваров. Нельзя сдаваться. Может быть, ты и есть - последний бастион...

Нужно ли читать, чтобы стать культурным? Нужно. Но гораздо важнее - думать. Не лгать себе и не оправдывать себя. В Ингушетии молодые люди встают, когда входит старший. Как объяснил один молодой ингуш - я не для него (вошедшего старика) встаю, я для себя встаю. Это настоящая культура - когда правильная норма поведения - часть тебя. Вести себя правильно даже тогда, когда кругом бескультурье. А так себя вести может только человек понимающий, почему он себя ведет именно так.

Классный час по теме:
«Кто такой культурный человек?»

Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?
(Что бы повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот
черта истинно культурного человека».
Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры
человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было
назвать культурным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе,
который мы проведем с элементами диспута.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего
классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.
Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это
понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.
(видеофрагмент) Дети о культуре
Этот вопрос – основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать.
Итак,тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного
человека.
Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.
Итак, первый вопрос.
.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе.

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что
они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является
культурным?
(Ответы учащихся.)
­ Образованный – начитанный, а значит культурный
­ Образование и культура как две сестры, они неразлучны
­Культурный человек не может быть не образованным.
Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои
исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……
Случай в музее….
Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не
заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я
этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата
видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении
вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается
на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы
отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на
верхушке лба.
Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…
бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне
прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно
увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом
придает сразу присутствие необыкновенного величия.
(В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид:
Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом
по картине, от нее ничего не останется.
Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение
слабое.
Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в
больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.
Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек
может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально
повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной
самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому
экскурсоводу.
Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов,
но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это
вообщем говорит о ее бескультурие.
Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование
конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек
профессии и какой у него социальный статус.
Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование
культуры человека)
Второй вопрос.
2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он
культурный?
Слово 2 исследовательской группе.
Демонстрация презентации.
Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен
в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего
делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт
способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека
становятся шире, богаче. Это очень важно.
Итог (надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из
показателей культуры человека)
Третий вопрос
3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое
культура поведение человека со всех точек зрения.
Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто
пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?
Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров,
утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура"
более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова
"культура".Нас более всего интересует третье его значение.
Ученик: Культура это ­ "Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."
Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура
речи, этикет.
Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные,
ведет себя, мягко говоря, неприлично.
(Видеоролик)
Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам
поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести
в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться
сугубо бескультурным человеком и даже хамом.
Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.
Демонстрация презентации.
Ученик:Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о
его культуре.
Итог (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по
истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в
обществе)
Четвертый вопрос.
4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?
Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя
группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и
ее влияние на культуру человека.
Демонстрация презентации
Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции,
обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру,
удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не
замечая, библейские фразеологизмы ­ не от мира сего, козел отпущения... Вот
как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь
неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю
христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только
свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.
Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто
эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая
называется«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в
котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы,
способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно,
что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно
описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на
формирование внутренней культуры человека)
Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос
Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому
вопросу учащиеся нашей школы.
Видеоролик «Кто такой культурный человек»
Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с
его многогранным определением культурного человека?
Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель
культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.
Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные
качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)
Итак,
Культурный человек это…….
­ образованный,
­ интеллигентный,
­ ведущий здоровый образ жизни (хочу дополнить заботящий о своем здоровье
и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь
вы со мной согласны)
­соблюдающий этические нормы,
­ духовно­нравственный,
­ толерантный,
­ патриот.
Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со
временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека
зависит культура всей нации. Спасибо за работу.

Ежегодно ведущие издания мира составляют рейтинги самых успешных знаменитостей года. Самых богатых, самых стильных, самых высокооплачиваемых, самых влиятельных … А вот рейтинг самых культурных — днем с огнем не найдешь.

Не ценится в современном мире воспитанность, вежливость, умение грамотно выразить свое мнение (что парадоксально — ведь каждый хочет иметь дело с культурным человеком, а не с хамом).

— это тот, кто придерживается определенных правил поведения, даже когда его никто не видит, — говорят знатоки этикета. Гостей не принимает в засаленном халате, родным на глаза не показывается в таком виде и даже когда остается дома один, ищет альтернативный вариант, во что может одеться, ведь уважает и себя, и других. Человек, который не ругается в присутствии близких и друзей, не будет сквернословить в присутствии чужих людей. Человек, который дома пользуется ножом и вилкой, в гостях не будет совать целую отбивную в рот.

Повезло людям, которые родились в семье эстетов, ведь их детства обучают правилам поведения (как вести себя за столом, в учреждении, в общественном транспорте), прививают хороший вкус и чувство прекрасного. Тем, кто не имел хорошего примера для подражания, трудно себя перевоспитать: «Мама ходила по дому в халате, и я так буду ходить». Но перевоспитывать себя нужно. Человек, которому удалось совместить в себе нравственное и эстетическое, не покажется на людях, не надев красивую одежду, и соответственно себя вести. Она знает, как культурно «поставить на место» хама, не дав волю эмоциям; не ждет, пока с ним кто-то поздоровается, — здоровается первым (даже если занимает высокую должность), — говорят знатоки этикета.

Культурный человек — человек образованный, умеющий произвести хорошее впечатление, следит за своим поведением и речью. Некоторые могут подумать, что культурный человек должен делать что-то против своей воли, его манеры навязаны кем-то «сверху». Но это не так, потому что он даже не задумывается над тем, что ему нужно сказать или поступить в той или иной ситуации. Хорошие манеры стали привычкой.

В кругу семьи важно не что мы говорим, а как мы это говорим. Жена подаст вам чашку чая, а вы поблагодарите, но таким тоном, что ей больше не захочется делать вам удовольствие.

Тревожит, что из нашего лексикона исчезают обращения» господин «,» госпожа «. 17-летние девушки обращаются к женщинам, которые годятся им в матери и бабушки, словом «женщина!». Это оскорбляет, — говорит преподаватель по этикету. Помню, как когда-то неподалеку воинской части молодой человек обратился ко мне: «Женщина в красном берете!» (Я тогда была в красном берете). Такое обращение считается фамильярным. Человек, который так говорит, проявляет неуважение к другому лицу. Во всех цивилизованных странах к незнакомцам обращаются: «Сеньор (сеньора, сеньорита), мсье (мадам, мадемуазель), мистер (миссис, мисс)», а не «Эй, вы!» Или «Женщина, мужчина!». Обращаться к группе людей (где представители обоих полов) надо «Дамы и господа!», А не «Господа!», Поскольку получается, что игнорируем присутствующих женщин.

Культурный человек не обязательно должен говорить литературным языком. Речь должна быть живой, с вкраплениями диалекта и сленга (но нашего, а не заимствованного из других языков). Для этого нужно много читать, классиков мирового кинематографа, посещать театры.

Человек некультурный не понимает искусства. Он — неопрятный, не умеет одеваться, безвкусно обустраивает свой дом, небрежно говорит и так же небрежно работает. Его легко обидеть, потому что он считает себя центром Вселенной. Ему не хватает изящества, взрывается из-за пустяка, мечтает нажить состояние, поэтому дружит только с теми, кто может быть ему чем-то полезным. Человек некультурный — грубый и навязчивый. Это — наивная и одновременно сложная натура. Главный ее признак — бессодержательность, — такое определение некультурным людям дают знатоки этикета. Культурный человек, по их мнению, — скромный и правдивый. Он ценит других, милосердно и великодушно относится к чужим слабостям, комплексам и ограничениям. Как говорил известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением».

В разделе на вопрос Кого мы называем культурным человеком и как им стать? заданный автором Ксения Графкина лучший ответ это Культурным считают, человека образованного, воспитанного и тактичного. Культурный человек - всегда вежлив, и умело поддерживает беседу даже в незнакомом обществе.

Ответ от Adil Smailov [активный]
так можно звать человека с хорошим воспитанием примерным поведением и относящимся с уважением к родному месту


Ответ от Простудить [эксперт]
Само слово "культура" - это латинское слово, и переводится оно как "возделывание" или, если хотите, "воспитание"; можно даже сказать "образование". Культура, в современном понимании этого слова, - это вся совокупность творческой деятельности человека и способов самовыражения человека
Т. е. культура – это контекст, в рамках которого происходит человеческое общение. Очень важным элементом любой культуры является набор понятий на тему «что такое хорошо и что такое плохо» . Они служат для того, чтобы приводить поведение людей в социально приемлемые рамки и позволить обществу функционировать.
Обычно мы называем «культурным человеком» того, с кем мы можем общаться на произвольные темы, и он понимает о чем речь.
Человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный.
Внешние "показатели культурности" эрудиция, образованность человека, уровень эстетического развития, то есть приобщенность к различным видам искусств, а также умение себя вести, то есть то, что мы называем этикетом, или правилами поведения в данном обществе. Внутренняя и главная составляющая культуры - система духовных ценностей.
А ценности эти могут быть прямо противоположны...
Как стать культурным? Определись к какой культуре относишься, изучи ее и делай, что должно.
А вообще над этими вопросом стоко философских трудов написано, столько культурологических исследований сделано, а вы нас, строителей спрашиваете 🙂


Инструкция

В основе культуры поведения человека лежит совокупность его личностных качеств, таких как сдержанность, тактичность, вежливость, деликатность, толерантность. Люди много времени проводят в обществе, поэтому очень важно развивать в себе перечисленные черты. И для начала следует научиться уважению к другим.

Выучите волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста» и произносите их всякий раз, когда просите кого-то об услуге или она уже была вам оказана. Не забывайте извиняться за любую неприятность или оплошность, допущенную по отношению к другому человеку. Делайте это, даже если нет видимых признаков его обиды. Эти слова должны слетать с ваших губ автоматически, без усилий. Следите за тоном, неестественное извинение может быть воспринято как новое оскорбление.

Улыбайтесь при встрече или первом знакомстве. Пожимайте протянутую руку и говорите слова приветствия. Не «тыкайте» незнакомому или малознакомому человеку, а также официальному лицу (обслуживающему персоналу, оператору, коллеге).

Поздоровайтесь и представьтесь при телефонном разговоре, прежде чем попросить подозвать к трубке вашего знакомого или узнать информацию о его местонахождении. Делайте это даже если звоните приятелю, иначе может возникнуть неприятная пауза, которая грозит испортить весь разговор или вовсе привести к недоразумению.

Вырабатывайте в себе новые привычки. Существуют определенные нормы поведения в общественных местах, например, в ресторане, музее, концертном зале, библиотеке, в транспорте. Не следует кричать или громко разговаривать по мобильному телефону, смеяться во весь голос, мешая окружающим. Если вы хотите подозвать официанта, то нужно поднять руку и сделать приглашающий жест.

Помните, что в этикете поведения имеет место ряд «неравенств» одних категорий людей над другими, которые необходимо учитывать. Одним из таких неравенств является различие полов, например, дам принято пропускать вперед. Точно так же следует уступить дорогу или место в транспорте старшему по возрасту или больному человеку, ребенку или беременной женщине, соблюдать уважительный тон при общении с вышестоящим начальством.

Обратите внимание на свой внешний вид. Одежда должна быть опрятной и соответствовать ситуации: деловой стиль для работы в офисе, спортивный для занятий фитнесом или подвижных развлечений, романтический для свидания, вечерний для светского выхода, посещения театра или концертного зала и т.д.

Этика поведения говорит о человеке лучше всяких слов. Все, начиная от манеры двигаться и говорить, улыбаться, есть, одеваться и носить украшения, принимать гостей, относиться к окружающим, выражает внутренний мир личности, ее нравственные и моральные качества. Культурное поведение базируется на уважении к людям, однако лишь искреннее его проявление способно убедить других в высоком уровне вашей культуры.

Видео по теме

Всегда приятно иметь дело с тактичным и вежливым человеком, который достаточно выдержан и скромен, но в то же время умеет поддержать беседу. Искусство вести себя в обществе - это сочетание естественности с уважением к окружающим.

Тактичный человек хоть и ведет себя непринужденно, но никогда не скажет лишнего, не поставит кого-либо в неловкое положение и не огорчит неприятной репликой. Такой человек не вмешивается без необходимости в чужие дела, он деликатен и покладист, но не забывает о чувстве собственного достоинства. Он умеет вести разговор и внимательно слушать собеседника. Культурный человек не старается быть на виду, но его всегда выделяют особые манеры. Какие правила поведения полезно знать, чтобы всегда быть уважаемым в обществе?


Речь



Никогда не перебивайте собеседника, имейте выдержку. Умение слушать - очень важное качество, которое ценят все.


Будьте вежливы, чаще употребляйте волшебные слова:"извините", " пожалуйста", "спасибо". Не брюзжите, не жалуйтесь на жизнь и не занудствуйте, не обсуждайте общих друзей.


Избегайте панибратства, не спешите переходить на "ты" с незнакомым человеком. Даже если вы имеете высокий общественный статус, это не дает вам такого права.


Не стоит во время разговора прикасаться к собеседнику - хлопать по плечу, дергать за рукав и т.д. Если вы разговариваете по телефону, то как бы не были голодны, отложите трапезу. Неприятно, когда человек на том конце провода жует и глотает пищу.


Избегайте обсуждения острых и деликатных тем, которые неприятны окружающим, не будьте настойчивым и навязчивым. Не пытайтесь сразить всех своим интеллектом.


Умейте скрыть свое плохое настроение из-за каких-то личных неприятностей. Раз уж вы пришли в гости, то по возможности, оставайтесь приветливым или даже веселым.


Не будьте шумным балагуром, знайте меру, не переборщите с анекдотами и остротами. Это быстро утомляет окружающих, и человек начинает восприниматься как шут.


В гостях, в обществе


Нельзя наносить визит без предупреждения, это ставит хозяев в неловкое положение, и уж тем более нельзя напрашиваться в гости без приглашения.


Согласно , в гости не приходят раньше 12 часов и позднее 20 ч. Даже если вам не хочется уходить, сделайте над собой усилие, не забывайте, что у хозяев есть свои заботы и дела. Не растягивайте прощание, не превращайте его в тягостную процедуру.


Не входите в дом с сигаретой и в головном уборе. Не приводите с собой друзей или знакомых, пусть даже общих, не предупредив предварительно хозяев.


Всегда приходите к назначенному часу, в крайнем случае, можно чуть опоздать, но не более, чем на несколько минут. Ранний визит нежелателен, т.к. он отвлечет на вас внимание хозяев в последние моменты подготовки к встрече гостей.