Какое положение характеризует пропорциональную избирательную систему. Обществознание что обозначает только пропорциональная система

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Пропорциональная система применяется при выборах по большим многомандатным избирательным округам, по партийным спискам.

Возможно два вида больших избирательных округов – общефедеральный – например, при выборах в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации, и общеобластной – например, при выборах в Областную думу Законодательного собрания области.

Во-первых, определяется избирательный метр (или избирательная квота). Для этого число проголосовавших избирателей делится на число депутатских мандатов. Тем самым определяется «стоимость» одного депутатского мандата в голосах избирателей.

Во-вторых, смотрят, сколько раз избирательный метр укладывается в количестве поданных за партию голосов. Такое количество депутатских мандатов и получает партия.

Например, в трехмандатном избирательном округе, в котором свои списки выставили три партии – А, В и С, участие в выборах приняли 180 тыс. избирателей. Из них за партию А проголосовало 90 тыс.

избирателей, за партию В – 70 тыс. и за партию С – 20 тыс. Как распределятся депутатские мандаты?

голосов в остатке, партия С – ни одного депутатского мандата. Третий депутатский мандат отдается партии, у которой большее число голосов в остатке. В итоге партия А при 90 тыс. проголосовавших за нее избирателей получает 2 депутатских мандата, партия В при 70 тыс. отданных за нее голосов – 1 депутатский мандат, и партия С с 20 тыс. голосов избирателей не получает ни одного депутатского мандата.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).

Система жестких списков требует от избирателя го­лосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Система полужестких списков , во-первых, предпола­гает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение ос­тальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или префе­ренций (от лат. praeferre - предпочитать, давать преиму­щество). Преференцированное голосование - это установление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная сис­тема применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.

Система свободных списков предполагает голосова­ние за партийный список целиком и допускает распределе­ние всех депутатских мест в соответствии с преференция­ми избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.

После голосования приступают к распределению ман­датов . В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или из­бирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депута­та. Каждая партия получает по округу столько депутат­ских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как пра­вило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотноше­ние партийных сил в стране. Это дает возможность в боль­ шей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо до­полнительными "правилами", обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.

Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосовани­ем. Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (отфр. panachage - смешивание, смесь). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков в соответствии с его предпочтениями.

Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возмож­ность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появле­ние многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами. Примером служит Италия, использующая данную систему с 1945 г. За это время здесь сменилось более пятидесяти правительств.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры" , или "процентные оговорки ", устанавливающие необходи­мый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Гер­мании, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болга­рии, Швеции - 4 %, в Дании - 2 %. Партии, не преодо­левшие данного порога, не получают ни одного депутат­ского мандата.

Указанные способы (панаширование, "заградительные барьеры" и др.), с одной стороны, способствуют преодоле­нию недостатков пропорциональной системы, а с другой - значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

лат. proportio - соотношение) - избирательная система, предусматривающая распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов избирателей. Таким образом, пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий. Чтобы укрупнить партийные фракции в парламенте, избежать постоянных конфликтов между фракциями, необходимо несколько ограничить пропорциональность представительства в пользу крупных и средних партий. Эту задачу выполняет так называемый заградительный пункт (исключение из процесса распределения мандатов партий, не собравших определенного числа голосов). Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используются метод избирательной квотыь (избирательного метра, избирательного частного) - расчета наименьшего числа голосов, необходимого для избрания одного кандидата, и метод делителей, позволяющий сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом последовательным делением числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

порядок определения результатов голосования, при котором мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система широко распространена в современном мире. В странах Латинской Америки, напр., выборы проводятся только по пропорциональной системе. П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5% (т.н. заградительный барьер, призванный воспрепятствовать чрезмерному дроблению политических групп в парламенте) Существует две разновидности П.И.С.

б) депутатские мандаты распределяются с учетом влияния партий в избирательных округах.

К достоинствам П.и.с. относится; что в сформировавшихся с ее помои органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил, обеспечивает систему обратной связи между государством и организация гражданского общества, в итоге способствует развитию политического либерализма и многопартийности. Основные недостатки П.и.с.: возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных. коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, как следствие, нестабильность правительств); непосредственная связь между депутатами и избирателями весма слабая, т.к. голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а партии; независимость депутатов от их партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться процессе обсуждения и принятия важных документов).

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

2. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа

4. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

5. Что характерно для избирательной системы демократического типа?

1) кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками

2) кандидаты не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов

3) кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом

4) избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Одна половина состава парламента страны Д. избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.

7. Избирательную систему демократического типа отличает

8. Отличительным признаком мажоритарной избирательной системы является

9. В стране прошли выборы депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы проходили по смешанной избирательной системе?

10. Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство

2) граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании

3) гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах

Верны ли следующие суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А. Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

Б. В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

12. Верны ли следующие суждения о референдуме?

Б. Инициатива референдума может исходить только от главы государства.

13. Что является обязательным требованием для избирательной системы в демократическом обществе? Выпишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1) имущественный ценз

2) безальтернативность выборов

3) ценз гражданства

14. Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Вари ант 1

1-4
2-3
3-4
4-2
5-2
6-3
7-1
8-2
9-1
10-1
11-1
12-2
13-1,4,5
14-1-а,2-б,3-б, 4-а

Вари ант 2

14-1-б, 2-б, 3-а, 4-а

Читайте также:

Пропорциональная избирательная система.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между получаемыми голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональной системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

При пропорциональной системе создаются многомандатные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, а избиратель голосует за список своей партии в целом. После того, как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр или избирательная квота , т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов партия получит.

Избирательная квота определяется разными методами :

1) Метод Томаса Хейра . Это самый простой метод. Голоса избирателей в рамках конкретного округа, поданных за списки всех партий, суммируются и делятся на количество депутатских мандатов, подлежащих избранию в данном избирательном округе. Такая квота также называется естественной.

Пример :

Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов:

А) 50; Б) 24; В) 16; Г) 10.

Делим на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов): 100/5=20. Это и есть квота. То есть для того, чтобы партии получить одно место в парламенте, надо получить 20 голосов.

Теперь определим, сколько мест получит каждая из партий.

В) и Г) 0 мандатов.

В итоге распределено 3 мандата, а 2 еще осталось.

Как же распределяются оставшиеся мандаты? Чаще всего используется способ наибольшего остатка , т.е. мандат получает та партия, у кого осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Г.

Может также использоваться способ наибольшего избирательного числа : нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

2) Метод Хогенбах-Бишофа , называемый искусственной квотой. Смысл заключается в том, что к числу мандатов добавляется единица, и это искусственно уменьшает в итоге избирательный метр, что дает возможность распределить большее количество мандатов.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1)=16,6.

В) и Г) 0 мандатов.

Таким образом, нераспределенным остается 1 мандат.

3) Метод Генри Друпа.

К числу мандатов добавляется две единицы, что еще больше уменьшает метр.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1+1)=14,28.

В таком случае мандаты распределятся более полно:

А) 50/14,28=3 мандата (остаток 7);

Б) 24/14,28=1 мандат (остаток 9);

В)16/14,28=1 мандат (остаток 1);

Г) 0 мандатов.

Таким образом, распределены все 5 мандатов.

4) Метод делителей Виктора Д’Ондта или правило наибольшего среднего.

В нашем примере это выглядит таким образом:

А — 50 16,6 12,5
Б — 24 4,8
В — 16 5,33 3,2
Г — 10 3,33 2,5

Затем полученные частные размещают в порядке убывания: 50; 25; 24; 16,6; 16 ; 12,5; 12 и т.д.

То число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов (в нашем примере пятое число, т.е. 16, т.к. число мест равно 5), является общим делителем, т.е. избирательной квотой.

Каждая партия получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в собранном этой партией числе голосов.

Конечный результат будет следующим:

А) 50/16=3 мандата (остаток 2);

Б) 24/16=1 мандат (остаток 8);

В)16/16=1 мандат (остаток 0);

Г) 0 мандатов.

Существуют и иные методы.

Второй вопрос касается того, как распределить полученные мандаты среди кандидатов, выдвинутых партией в список. Выделяют три подходы в решении этого вопроса:

1) Метод связанных списков – мандаты получают кандидаты в порядке очередности их расположения в списке, начиная с первого.

2) Метод свободных списков – предполагает преференциальное голосование. Избиратель во время голосования проставляет напротив фамилий кандидатов цифры 1, 2, 3, 4 и т.д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами.

3) Метод полусвязанных списков – один мандат получает кандидат, первый по списку, а остальные мандаты распределяются по преференциям.

Законодательство некоторых зарубежных государств вводит так называемый «заградительный барьер», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5%голосов избирателей всей страны.

! Самостоятельно смотреть, что такое панаширование, блокирование .

Выделяют также систему единственного передаваемого голоса . Она применяется в Ирландии, Австралии, Индии. При этой системе избиратель выбирает одного из кандидатов, указанных в списке, а также одновременно указывает, кому из списка он еще отдает предпочтение. Если кандидат номер один набирает необходимое число голосов для получения мандата, то остальные («лишние») голоса передаются кандидату под номером два.

Смешанная избирательная система соединяет в себе черты мажоритарной и пропорциональной систем.

Так, в ФРГ половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а сенат — по пропорциональной системе.

Если количество избираемых депутатов по двух системам одинаковое, то смешанная система является симметричной, а если разное – то ассиметричной.

Выше рассмотрены лишь основные виды мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, однако в действительности картина выглядит значительно сложнее.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в государстве.

? Смотреть самостоятельно, какие разновидности избирательной системы существуют еще.

Референдум.

Понятие и виды референдума.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус — если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса — если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица.

При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совершенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны. Ими являются лишь вся стран, либо регион.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов, или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Виды :

— Общенациональный и региональный;

— Конституционный и законодательный;

— Консультативный и императивный (решение обязательно);

— Обязательный (проведение референдума обязательно) и факультативный;

— Утверждающий и охраняющий.

Можно классифицировать и по другим основаниям (например, по инициаторам проведения).

Наряду с референдумом существует также такое понятие как плебисцит . В одних странах эти термины отождествляются, в других применяются оба (Бразилия). Встречается точка зрения, что плебисцит носит обязательный характер, а референдум консультативный, либо плебисцит проводится по наиболее важным, судьбоносным вопросам.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Важное значение имеет вопрос о формуле референдума (то есть о вопросе, выносимом на референдум), так как во многом от постановки вопроса зависит результат голосования. Вопрос должен быть четко и недвусмысленно сформулирован и должен предполагать однозначный ответ.

В законодательстве зарубежных стран могут определяться вопросы, которые не допускается выносить на референдум.

Выборы, а также качество обеспечения избирательного процесса в органы власти во всем мире считается тестом страны на уровень демократичности общества и власти. Процесс выборов не происходит однотипно. Наиболее популярные - это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

История процесса выборов

Потребность в избрании старших в племени или городе возникала уже в древности. Понятно, что мажоритарная и пропорциональная система на тот момент еще не были придуманы людьми. Процесс выбора раньше проходил на общих собраниях людей. На общее обсуждение выносилась какая-то кандидатура, за нее голосовали поднятием руки. Специальный счетовод подсчитывал голоса. Когда голоса за каждую кандидатуру отдельно были подсчитаны, сравнивались результаты кандидатов, и объявлялся победитель.

В некоторых племенах, например у индейцев, голосование проходило иначе. Членам племени раздавали мелкие камушки. Если человек голосует за определенную особу, то кладет камешек в определенное место. Потом также происходит "подсчет голосов".

Основные избирательные системы современности

В процессе развития правовой мысли и опыта проведения первых выборов возникли три основных избирательных типа: мажоритраная, пропорциональная, а также пропорционально-мажоритарная избирательная система. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно сказать, какая лучше, а какая хуже, наверное, не сможет никто.

Критерии характеристик избирательных систем

Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, - это не "святая догма", а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:

  • в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
  • по-разному формируются избирательные округа;
  • отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система выборов подразумевает возможность голосовать за кандидатов - физических лиц. Избирательная система такого типа может использоваться на парламентских, местных и президентских выборах. В зависимости от того, сколько голосов должен набрать победитель, существуют такие типы системы:

  • система квалифицированного большинства;
  • мажоритарная система относительного большинства;
  • система абсолютного большинства.

Особенности каждого из видов мажоритарной системы рассмотрим в статье.

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов. Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель.

Мажоритарная система выборов (подвид - относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Система абсолютного большинства

Такая система используется сегодня в большинстве стран при выборах Президента. Суть ее очень проста, ведь победитель для официальной победы в избирательной гонке должен набрать 50% плюс один голос. Абсолютная мажоритарная система предполагает возможность проведения второго тура голосования, потому что в первом туре кандидат, занявший первое место, редко набирает необходимое количество голосов. Исключение из правил составили последние выборы Президентов в России и на Украине. Напомним, Владимир Путин набрал в первом туре выборов более 80% голосов россиян. На выборах Президента Украины, которые проходили 25 мая 2014 года, Петр Порошенко набрал 54% голосов избирателей. Абсолютная мажоритарная система сегодня очень популярна в мире.

Когда в первом туре не удается выявить победителя, назначается повторное голосование. Проводится второй тур обычно через 2- 3 недели после первого. В голосовании принимают участие кандидаты, занявшие первое и второе место по результатам первого голосования. Второй тур обычно заканчивается тем, что один из кандидатов набирает больше 50% голосов.

Преимущества абсолютной мажоритарной системы:

  • результат голосования отображает волю большинства избирателей;
  • к власти приходят люди, которые пользуются большим авторитетом в обществе.

Единственным недостатком такой системы можно назвать то, что проведение второго тура в два раза увеличивает стоимость выборов и, соответственно, расходы государственного бюджета страны.

Система квалифицированного большинства: чем она отличается от абсолютной системы?

В некоторых странах применяется система квалифицированного большинства. В чем ее суть? Законом о выборах устанавливается определенный процент голосов, при получении которого кандидат считается избранным. Такая система в последние годы использовалась в Италии, Коста-Рике, Азербайджане. Особенностью системы считается, что в разных странах квалифицированный барьер отличается. Для того чтобы стать главой государства Коста-Рика, надо набрать 40% голосов в первом туре. В Италии кандидаты в сенаторы должны были до 1993 года набрать 65% голосов. Азербайджанскими законами барьер установлен в размере 2/3 от количества проголосовавших избирателей.

Это очень сложная для восприятия система. Юристы отмечают, что плюсом такой системы является абсолютное доверие избирателей к победителю. Недостатков очень много. Например, голосование может не ограничиться даже вторым туром, поэтому бюджет должен тратить много финансов. В условиях финансовых кризисов огромные расходы на выборы даже в условиях европейских демократий неприемлемы.

Система непереходящего голоса

Если очень детально разбираться в юридической науке, то мы с вами найдем два вида мажоритарной системы, которые используются крайне редко. Это система непереходящего голоса и система комулятивного вотума. Давайте с вами разберемся в особенностях этих систем.

При использовании системы непереходящего голоса создаются многомандатные округа, что типично для пропорциональной системы, о которой речь пойдет дальше. Кандидатов в депутаты выставляют партии в виде открытых партийных списков. Избиратели голосуют за конкретного кандидата из одного списка. За людей, которые включены в другие партийные списки, голосовать нельзя. Фактически мы видим элемент соединения относительной мажоритарной системы с системой голосования по партийным спискам.

Что такое комулятивный вотум?

Система комулятивного вотума - это возможность избирателя отдать несколько голосов. На выбор голосующего представляются такие варианты:

  • голоса отдаются за представителей одного партийного списка (можно голосовать за одного кандидата в депутаты);
  • несколько голосов избиратель распределяет без учета партийного принципа, то есть голосует исходя из личных качеств кандидатов.

Пропорциональная система голосования

Мажоритарная и пропорциональная системы существенно друг от друга отличаются. Если в мажоритарной системе голосование идет за людей, то есть физических лиц, то при пропорциональной системе люди голосуют за партийные списки.

Как формируются списки в партиях? Партия, желающая принимать участие в выборах депутатов, проводит всеобщий съезд или съезд организации низшего уровня (в зависимости от того, в совет какого уровня проходят выборы). На съезде формируется список депутатов с присвоением им порядковых номеров. Для утверждения партийная организация подает список в окружную или центральную избирательную комиссию. После согласования списка комиссия путем жеребьевки присваивает партии номер в избирательном бюллетене.

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки - это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий - 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место - 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам - это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов. Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной - люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу. Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов

Мы рассказывали про две абсолютно противоположных избирательные системы. Но оказывается, что их можно использовать параллельно. Пропорционально-мажоритарная система используется во многих государствах на постсоветском пространстве.

Как действует система? Проиллюстрируем на примере выборов в Верховный Совет Украины. Согласно Конституции Украины, в парламент избирается 450 народных депутатов. Половина проходит по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной.

В странах с неоднородным составом населения или большим разрывом между богатыми и бедными это наиболее оптимальная избирательная система. Во-первых, в парламенте представлены партии, есть идеологическая основа для дальнейшего развития государства. Во-вторых, мажоритарщики сохраняют связь с регионом, который выбрал их в Верховный Совет. В своей деятельности депутаты будут защищать интересы региона, который делегировал их в орган законодательной власти.

Смешанная система сегодня используется в таких странах, как Украина, Россия, Германия, Великобритания, некоторых странах Азии, Африки и Америки.

Заключение

Во время проведения выборов мировая практика знает использование трех основных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, а также смешанная система. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы, причем количество негатива и позитива примерно одинаковое. Идеального избирательного процесса не бывает.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов , если эти кандидаты преодолели процентный барьер .

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему .

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий . Вероятно, система получила своё первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье , члена Первого Интернационала Виктора Консидерана (фр. Victor Considérant ), опубликованной в 1892 году . Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.

    ✪ Обществознание ЕГЭ 2017. Выборы Типы избирательных систем

    ✪ Избирательная система. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (Политика)

    ✪ #Избирательные системы ЕГЭ | Часть 1| Подготовка к ЕГЭ по обществу 2018...

    ✪ Избирательные системы: всё, что надо знать в ЕГЭ

    Субтитры

Различные системы пропорционального представительства

Существуют различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

Партийные списки в многомандатных избирательных округах

Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза . Эта система используется также в Израиле , где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке .

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

Эта система выборов объединяет две системы - пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах, где население неоднородно и живёт в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии , Германии , Лесото , Мексике , Новой Зеландии и Великобритании [ ] и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса . До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов.

При втором подсчёте голосов, голоса, поданные за кандидатов, сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчёта голоса, поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту.

Этот процесс подсчета голосов продолжается, пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчёта голосов и определения победителей выборов относительно сложен, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс , Южная Австралия , Западная Австралия и Виктория . Она также используется в Шотландии , Ирландии , Северной Ирландии , и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

Достоинства

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными .
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и, таким образом, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства, и потребуется сформировать коалиционное правительство . Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и, таким образом, будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Виды пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы - по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список - когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список - когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от мажоритарной избирательной системы, считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.

Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.

При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» - когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.

Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.

Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.

Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40-60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в РФ

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.