Какое будущее ждет вишневый сад. Чехов. Вишневый сад - прошлое, настоящее и будущее. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

I. Вступление

«Вишневый сад» был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось.

II. Главная часть

1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX - началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т.п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым време­нем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает «волю» как несчастье. В прошлом бы­ло много хорошего: добро, порядок, а главное – красота, олицетворенная в образе вишневого сада.

2. Настоящее в России смутно, носит переходный, неус­тойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной сторо­ны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость: «битый, малогра­мотный Ермолай /…/ купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете /…/ купил имение, где отец и дед были раба­ми». Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Чувство собственной ущербности особенно проявляется в его монологе в конце третьего действия: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

3. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Каза­лось бы, оно принадлежит молодому поколению – Трофимо­ву и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо гово­рят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня – еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее – совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде все­го потому, что он абсолютно ничего не делает, а только гово­рит. Когда же надо проявить способность хотя бы к мини­мальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное – отношение к ключевому образу пьесы, к вишнево­му саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. «Мы наса­дим новый сад», – говорит Трофимов, а этот, значит, пускай погибает. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее.

III. Заключение

Сам Чехов верил в то, что будущее его страны будет луч­ше ее прошлого и настоящего. Но какими путями это будущее будет достигнуто, кто его построит и какой ценой – конкрет­ных ответов на эти вопросы писатель не давал.

Здесь искали:

  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишнёвый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе вишневый сад
  • прошлое настоящее и будущее в пьесе чехова вишневый сад сочинение

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

«Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

Конец девятнадцатого - начало двадцатого - время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкновений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвутся обыденно. Для нового поколения, которое в пьесе представляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без которых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла.
Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он - символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, обнаружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бежать во Францию. Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при неизлечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе.
Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то - “тонкая и нежная душа”. В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи,
не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом человеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада. Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе.
Варя - приемная дочь Раневской - по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.
Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он - “вечный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она - образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем соглашается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев - все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять. Трагедия старшего поколения в неспособности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений - в неспособности оценить и понять ценности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого поколения стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, раскрыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX-XXI веков произведение Чехова приобретает оттенок некоего предостережения.

Сочинение по литературе.

Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,жизни, любви!
И. С. Тургенев.

Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию. В нем автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы отцов и детей, любви и страдания. Все это объединено в теме прошедшего, настоящего и будущего России.

Вишневый сад - центральный образ, объединяющий героев во времени и пространстве. Для помещицы Раневской и ее брата Гаева сад - это родовое гнездо, неотъемлемая часть их воспоминаний. Они словно срослись с этим садом, без него они «не понимают своей жизни». Для спасения имения нужны решительные действия, перемена образа жизни – иначе великолепный сад пойдет с молотка. Но Раневская и Гаев отвыкли от всякой деятельности, непрактичны до глупости, неспособны даже всерьез задуматься о надвигающейся угрозе. Они предают идею вишневого сада. Он для помещиков - символ прошлого. В прошлом остается и Фирс, старый слуга Раневской. Отмену крепостного права он считает несчастьем, а к своим бывшим хозяевам привязан как к собственным детям. Но те, кому он преданно служил всю жизнь, бросают его на произвол судьбы. Забытый и покинутый, Фирс остается памятником прошлого в заколоченном доме.

Настоящее время представляет Ермолай Лопахин. Отец и дед его были крепостными Раневской, сам он стал преуспевающим купцом. На сад Лопахин смотрит с точки зрения «циркуляции дела». Он сочувствует Раневской, сам же вишневый сад в планах практичного предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит агонию сада до логического завершения. Имение разбито на доходные дачные участки, и «только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Будущее олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Трофимов - студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь нелегка. Когда приходит зима, он «голоден, болен, встревожен, беден». Петя умен и честен, понимает, в каком тяжелом положении живет народ, верит в светлое будущее. «Вся Россия наш сад!» - восклицает он.

Чехов ставит Петю в смешные положения, снижая его образ до предельно негероичного. Трофимов - «облезлый барин», «вечный студент», которого Лопахин все время останавливает ироническими замечаниями. Но мысли и мечты студента близки к авторским. Писатель как бы отделяет слово от его «носителя»: значимость произнесенного не всегда совпадает с социальной значимостью «носителя».

Ане семнадцать лет. Молодость для Чехова - не только возрастной признак. Он писал: «…ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и… борется с ними». Аня получила обычное для дворян воспитание. Большое влияние на формирование ее взглядов оказал Трофимов. В характере девушки присутствуют искренность чувств и настроения, непосредственность. Аня готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым.

В образах Ани Раневской и Пети Трофимова автор воплотил все лучшие черты, присущие новому поколению. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России. Они высказывают идеи и мысли самого автора. В вишневом саду раздается стук топора, но молодые люди верят, что следующие поколения посадят новые сады, прекраснее прежних. Присутствие этих героев усиливает и укрепляет звучащие в пьесе ноты бодрости, мотивы будущей прекрасной жизни. И кажется - не Трофимов, нет, это Чехов вышел на сцену. «Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе... И если мы не увидим, не знаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.