Какие существуют виды архитектурной композиции. Лекции - основы архитектурной композиции. Средства архитектурной композиции

  • 4. Ордерная система. Архитектурные ордера.
  • 5. Основные требования к зданиям.
  • 6. Единая модульная система, унификация, типизация, стандартизация, нормализация в строительстве
  • 7. Объёмно-планировочные решения зданий
  • 8. Основные типы несущих конструкций зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
  • 10. Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций. Элементы строительной теплотехники. Теплотехнический расчет.
  • 11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.
  • 14. Инсоляция территории. Проветривание территории застройки. Защита от шума. Благоустройство территорий. Обеспечение обслуживания населения.
  • 15. Основные виды жилых домов и приемы их объемно-планировочного решения. Квартира и жилая секция.
  • 16. Планировочные решения жилых домов
  • 17. Коммуникационные помещения и транспортные устройства в жилых домах.
  • 18. Строительные системы зданий и области их применения.
  • 19. Конструктивные системы зданий.
  • 20. Конструктивные схемы жилых зданий.
  • 21. Принципы проектирования конструкций зданий. Общие положения конструирования. Особенности конструирования зданий из сборных элементов.
  • 22. Основания. Классификация оснований. Грунт и их строительные свойства.
  • 23. Фундаменты. Классификация фундаментов.
  • 24. Конструкции фундаментов. Ленточные фундаменты.
  • 25. Столбчатые фундаменты. Сплошные фундаменты.
  • 26. Свайные фундаменты.
  • 27. Детали устройства фундамента. Фундаменты смежных зданий. Фундаменты на вечномерзлых грунтах.
  • 28. Наружные стены и их элементы. Общие требования. Архитектурно-конструктивные элементы и детали стен. Деформационные швы.
  • 29. Стены из мелкоштучных искусственных и естественных каменных материалов
  • 30. Конструкции деталей и элементов стен из мелких камней.
  • 31. Крупноблочные стены. Стены из крупных бетонных панелей.
  • 32. Деревянные стены.
  • 33. Требования, предъявляемые к перекрытиям. Классификация перекрытий.
  • 34. Перекрытия по деревянным балкам. Перекрытия по стальным балкам.
  • 35. Железобетонные перекрытия. Сборно-монолитные перекрытия.
  • 36. Полы, их типы и конструкции.
  • 37. Виды крыш и требования к ним. Несущие конструкции скатных крыш.
  • 38. Виды кровли и требования к ней.
  • 39. Совмещенные крыши. Эксплуатация крыши. Водоотвод крыш.
  • 40. Виды, классификация и разбивка лестниц.
  • 41. Конструкции лестниц. Внутренние несгораемые лестницы. Стальные пожарные и аварийные лестницы. Деревянные лестницы.
  • 42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.
  • 43. Двери, их типы и конструкции. Ворота.
  • 44. Балконы, эркеры и лоджии. Типы и их конструктивные решения.
  • 45. Общественные здания. Классификация общественных зданий.
  • 46. Конструктивные схемы общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.

    Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

    Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

    В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

    Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

    Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

    Виды композиций.

    Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

    Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

    Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

    Композиционные средства.

    При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

    Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

    Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

    Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

    Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

    Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

    Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

    Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

    В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.

    Виды архитектурной композиции

    В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

    Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими .

    Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства . Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия .

    Объёмная композиция

    Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим .

    Пространственная композиция

    Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена .

    Глубинно-пространственная композиция

    Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции , простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам .

    Объёмно-пространственная композиция

    Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции . Простейший пример такой композиции - здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика .

    Фронтальная композиция

    Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция , развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры .

    Средства

    К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия . Самая старая известная нам работа по этой теме - античный трактат «Десять книг об архитектуре » - служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

    Пропорции - один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи , называется «золотое сечение ».

    Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической .

    Ритм - чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению .

    Контраст - резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей .

    Нюанс , в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество .

    Симметрия - соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия - понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия .

    Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе , вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию .

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Архитектурная композиция" в других словарях:

      Скульптурно-архитектурная композиция - многоплановая композиция с ансамблевым решением, имеющая важное градоформирующее значение... Источник: ЗАКОН г. Москвы от 13.11.1998 N 30 О ПОРЯДКЕ ВОЗВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ГОРОДСКОГО ЗНАЧЕНИЯ … Официальная терминология

      Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось (Болгарский язык; Български) осова композиция (Чешский язык; Čeština) osová kompozice (Немецкий язык; Deutsch) achsbezogene Komposition (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

      Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси (Болгарский язык; Български) свободна композиция (Чешский язык; Čeština) volná kompozice (Немецкий язык; Deutsch) freie Komposition; freie Gestaltung (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь

      композиция осевая - Архитектурная композиция, имеющая выраженную композиционную ось [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN axial composition DE achsbezogene Komposition FR… …

      композиция свободная - Архитектурная композиция, не имеющая выраженной композиционной оси [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN free composition DE freie Gestaltungfreie Komposition FR … Справочник технического переводчика

      - (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение): В Викисловаре есть статья «композиция» Искусство Композиция (изобразительное искусство) организующий компонент художественной формы, придающий прои … Википедия

      композиция архитектурная - Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Справочник технического переводчика

      КОМПОЗИЦИЯ, и, жен. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.… … Толковый словарь Ожегова

      Художественное построение архитектурного произведения со взаимосвязанным соотношением его отдельных частей и элементов, образующих единое целое, обусловленное идейно образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением… … Строительный словарь

    Архитектурная композиция в Architectural Desktop

    Алексей Ишмяков

    Термин «композиция» обозначает сложение, состав, построение художественного произведения, определенные системы средств раскрытия и организации образов, связи и отношения этих образов. Изучением процесса и результатов композиционного моделирования архитектурной формы занимается специальная наука — теория архитектурной формы и композиции.

    Создание художественно-композиционной модели будущего объекта, фиксация ее в объемных макетах, схемах, эскизах — важнейшая стадия архитектурного проектирования. Испокон веков на первичном этапе проектирования зодчие использовали архитектурную композицию (рис. 1), характерной особенностью которой является трехмерное представление будущего здания или сооружения.

    Рис. 1

    Процесс создания архитектурного произведения — это движение композиционной модели от первоначальной идеи (представленной в виде простейших геометрических форм, рожденных образной ассоциацией) через организацию пространства из групп усложненных форм к конструктивно-технологической системе документов, выраженной в понятии «проект».

    Традиционная методика изучения архитектурной композиции (ОАПК) в зависимости от способа использования трехмерного пространства выделяет следующие виды композиции: фронтальная, глубинная и пространственная (рис. 2). Однако при этом понятие «пространство» не имеет четкой трактовки. Дело в том, что традиционные способы отображения пространства средствами макетирования или графики очень условны. Сегодня ясно, что выполнение полноценной пространственной композиционной модели возможно лишь средствами виртуального компьютерного моделирования. Модель же архитектурного пространства, созданная традиционными средствами архитектурного макетирования (бумага, пластилин и т.п.), всегда будет груба, примитивна, условна.

    Рис. 2

    По сравнению с реальными физическими материалами, из которых архитектор создает традиционный макет (бумага, картон, «…поролон, резиновая губка, мочалка «Люфа», олений мох, засохшие цветы, различные травы, ольховые шишки…»), виртуальное трехмерное моделирование обладает рядом несомненных преимуществ. Оно позволяет управ­лять геометрией объектов и оптическими свойствами материалов, функционально разнообразить состав композиции.

    В состав Autodesk Architectural Desktop (ADT) (www.autocad.ru) входят специальные инструменты навигации в виртуальном трехмерном программно формируемом пространстве, позволяющие создавать любые виды архитектурной композиции. Так, программа дает возможность преобразовывать ортогональный вид в объемный, перемещать виртуальную камеру-наблюдателя вокруг трехмерного объекта, автоматически создавать разнообразные перспективные проекции, проектную анимацию. При этом окружающее пространство воспроизводится в точном соответствии с психофизиологическими особенностями человеческого восприятия. Естественно, что при таком подходе надобность в четкой классификации видов композиции отпадает.

    Первичный композиционный замысел развивается только тогда, когда формируются различные модели проектируемого объекта (функционально-планировочная, эргономическая, конструктивная и т.д.), которые согласуются с архитектурной композицией, уточняя и конкретизируя ее.

    Процесс работы над проектом начинается с формирования отвлеченной объемно-пространственной геометрической композиции, обладающей некоторыми конкретными признаками будущего объекта. Сначала создается обобщенная геометрическая модель-макет, пространственные характеристики которой соответствуют габаритам и имеют характерный силуэт-абрис проектируемого сооружения (рис. 3). Это промежуточная стадия между абстрактной графической объемной композицией (которая имеет лишь художественно-прикладное значение) и итоговым проектным решением (архитектурно-строительной виртуальной моделью объекта, комплектами рабочей документации) (рис. 4).

    Рис. 3

    Рис. 4

    Современная теория архитектурной композиции определяет общие категории взаимоотношений архитектурного объема-массы, геометрического пространства, физиологических законов восприятия цвета и света. Различаются виртуальные композиционные модели ограниченных и открытых архитектурных пространств.

    Композиция ограниченного пространства решается с помощью организации различных геометрических элементов, расположенных внутри визуальной границы восприятия архитектурного пространства (по периметру, на поверхности основания и поверхности перекрытия) (рис. 5). К таким композиционным моделям относят объемно-пространственную композицию отдельного фрагмента здания или сгруппированных фрагментов сооружения, интерьера, конструктивного каркаса.

    Рис. 5


    Рис. 6

    Композиция открытого пространства решается формированием пластики поверхности тектонического основания и объектов-доминант (рис. 6). Пластика основания задает характер движения в трехмерном пространстве и определяет сценарий восприятия архитектурного решения. Объекты-доминанты определяют характер различных связей между соподчиненными им элементами композиции. В число указанных композиционных моделей входят ландшафтные композиции, варианты объемных решений экстерьера объектов, сценарные градостроительные композиции.

    Очевидно, что традиционный бумажно-картонный макет в обозримом будущем перестанет существовать, поскольку такая форма подачи проектного материала морально устарела и может рассматриваться лишь как один из видов декоративно-прикладного искусства, а также служить для решения учебных задач на начальной стадии освоения профессии архитектора.

    Средства создания трехмерных объектов в ADT

    Композиционная модель может быть создана инструментами твердотельного моделирования (Solids) , AEC-моделирования (Mass-elements), а также при помощи средств редактирования уже готовых трехмерных объектов.

    Различают простое моделирование, при котором используются элементарные геометрические формы-тела (параллелепипеды, шары, кубы, призмы, пирамиды и т.д.), и более сложное моделирование, применяющее принцип «Edit in place » («формирование непосредственно по месту»).

    Управление твердотельным моделированием Solids AutoCAD осуществляется из верхнего текстового меню 3D Solids , а архитектурной композицией ADT, предоставляющей дополнительные возможности трехмерного моделирования, — из плавающей инструментальной панели Tool Palettes закладки Massing или из верхнего текстового меню Design этой же закладки. Оба эти инструмента имеются схожие черты:

    Предусмотрен набор стандартных команд-инструментов: Sphere (Шар), Box (Параллелепипед), Dome (Призма), Cylinder (Цилиндр) и др.;

    Обеспечена возможность создания произвольных трехмерных объектов из эскизов – замкнутых полилиний – при помощи инструментов Extrude (Выдавливание/вытягивание), Revolve (Вращение);

    Средства редактирования трехмерных объектов отличаются большим разнообразием, однако основаны на трех базовых логических операциях: Union (Объединение), Subtract (Вычитание), Intersect (Пересечение).

    Практика показывает, что при моделировании в некоторых случаях удобно пользоваться телами Solids , а иногда — AEC Mass-elements ADT.

    Тела Solids упрощают получение криволинейных объектов со сложной траекторией (например, трубопроводов, отдельных элементов архитектурного декора) способом Extrude-Lofting (Вытягивание). Инструменты Solids позволяют достичь корректных проекций разрезов или фасадов, обеспечивая подавление лишних линий, разделение на видимые (контурные) и невидимые (скрытые) линии.

    AEC Mass-elements обеспечивает лучшее взаимодействие при работе с объектами ADT, в результате чего скорость проецирования возрастает на порядок.

    Сложные трехмерные объекты архитектурной композиции

    При создании сложных геометрических форм элементов архитектурных конструкций и декора применяется универсальный геометрический принцип Boolean (Логические операции), используемый при работе с трехмерными объектами во всех без исключения программных продуктах.

    В ADT логические операции обеспечивают возможность из нескольких простых трехмерных объектов сформировать трехмерные объекты очень сложной формы, которые невозможно воспроизвести с помощью известного каждому архитектору аппарата начертательной геометрии. Это позволяет фактически безгранично расширить диапазон приемов и методов формообразования. Для создания сложных форм могут использоваться как объекты Solids AutoCAD, так и объекты Mass Elements ADT.

    В качестве примера рассмотрим усложнение формы композиционной модели объекта Mass Elements ADT:

    1. Создайте объект Solids — параллелепипед. Нажмите правую клавишу мыши и выберите в контекстном меню команду Convert to Mass Element .

    2. После появления в командной строке запроса Erase…geometry Yes/No нажмите Enter .

    3. Нажмите правую клавишу мыши и в контекстном меню выберите команду Name . Введите имя, которое может состоять из букв и цифр (например, Forma_1), нажмите Enter .

    4. Возникнет новый объект — Mass Element ADT , совпадающий с Solids объектами и расположенный на специальном слое A-Area-Mass . Выключите слой Solids .

    5. Выделите Mass Element . Совместите курсор с одной из Grips марок, расположенных на гранях выделенного объекта. Марка подкрасится красным цветом, и выделится лицевая грань Mass Element . Такая операция предоставляет возможность изменять положение любой лицевой грани объекта. Используя режимы полярного отслеживания и объектной привязки AutoCAD, вы сможете указать направление движения грани и ввести в командной строке величину смещения (рис. 7).

    6. Положение системы координат на момент редактирования не имеет значения, поскольку во время указания Grips-марки она автоматически изменяется. По завершении изменения положения грани прежняя система координат восстанавливается.

    Рис. 7


    Рис. 8

    7. Взаимодействие логическими операциями между Mass Element осуществляется таким же образом, как у тел Solids: выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, откройте закладку Boolean (Логические операции) и выберите любую из трех предложенных команд — Union (Объединение), Subtract (Вычитание) или Intersect (Пересечение) (рис. 8). Предусмотрена возможность выполнения логических операций и между Solids и Mass Elements .

    8. Объекты Mass Elements доступны также для операции Split (Разделение) — аналога команды Solids AutoCAD Slice (Разрезание). Выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, выберите команду Split . Последовательно укажите на плане первую и вторую точки секущей плоскости. Разделение всегда производится плоскостью, перпендикулярной плану, а разделенные объекты становятся полностью самостоятельными. Продолжение изменений объекта в плане производится растягиванием Grips (рис. 9).

    Рис. 9


    Рис. 10

    9. Для создания дополнительных граней на поверхностях Mass Elements следует выделить Mass Element , нажать правую клавишу мыши и выбрать команду Split Face (Раздели грань). После указания на грани первой и второй точек будет образована дополнительная грань, которую также можно разделить (рис. 10).

    10. Для создания сложных архитектурных композиций используется метод определения взаимодействия сгруппированных объектов Mass Elements , которые называются Mass Group (Композиционная группа).

    В отличие от традиционного способа работы с архитектурной формой, который предусматривает создание графических изображений на бумаге или на плоскости бумажного листа при макетировании, теперь предлагается использовать различные сочетания объемных линейных стержневых объектов, пластин и массивов, легко взаимодействующих между собой и трансформирующихся друг в друга. Разработка большого количества трудоемких черновых эскизов из трехмерных объектов осуществляется почти мгновенно. Ни одна другая платформа не обеспечивает корректную работу с ADT.

    1 Мардасов Н.Д., Длугач Е.И. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.

    «САПР и графика» 10"2000

    АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - целостная художествен­но-выразительная система форм, отвечающая функциональ­ным и конструктивно-техническим требованиям.

    Основу или исходные положения архитектурной композиции составляют следующие принципы:

    СТРУКТУРНОСТЬ - расчленение архитектурного объекта на функциональные элементы с организацией связи между ними (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, КОНТРАСТ, МАСШТАБ);

    СОРАЗМЕРНОСТЬ - учет закономерностей восприятия ар­хитектурной формы человеком (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ, МАС­ШТАБНОСТЬ);

    ГИБКОСТЬ - способность архитектурного объекта к видоиз­менению (модификация, мобильность, динамика) при изменении требований (АСИММЕТРИЯ);

    ЦЕЛОСТНОСТЬ (единство) - визуальное равновесие динами­ческой системы (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, СИММЕТРИЯ).

    Типы объемно-пространственной композиции (рис. 3.3):

    ЗАМКНУТАЯ - архитектурный объект сформирован пери­метрально вокруг внутреннего двора;

    ЦЕНТРИЧЕСКАЯ - архитектурный объект имеет план ком­пактной формы (квадрат, круг), в центре которого расположено главное помещение, имеющее верхнее освещение;

    БАЗИЛИКАЛЬНАЯ - архитектурный объект имеет план вы­тянутой формы, в центральной части которого расположено про­дольное главное помещение, имеющее большую высоту;

    КОМПАКТНАЯ - помещения архитектурного объекта объе­динены в максимально обобщенном объеме, главное помещение не имеет естественного освещения;

    ОТКРЫТАЯ - архитектурный объект составлен из взаимо­связанных линейно протяженных объемов.

    При проектировании архитектурного объекта используются сле­дующие средства гармонизации или СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

    Рис. 3.3. Типы объемно-пространственной композиции:

    а - замкнутая; б - центрическая; в - базиликальная;

    г - компактная; д - открытая

    ЕДИНСТВО и СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Здесь соподчиненность следует понимать как форму выражения единства сложной компо­зиции (рис. 3.4).

    СИММЕТРИЯ - одинаковое расположение равных частей от­носительно оси, ДИССИММЕТРИЯ - частичное нарушение сим­метрии, АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии при связи гармо­ний художественного единства (рис. 3.5).

    Рис. З.4. Иерархическое построение системы главных и второстепенных композиционных осей

    Рис. 3.5. Проявление симметрии в архитектуре:

    а - симметрия;

    б - диссимметрия;

    в - асимметрия

    РИТМ - закономерное чередо­вание одинаковых или однохарак-терных элементов и интервалов. Возможны следующие виды ритма (рис. 3.6):

    Простейший - чередование одного элемента через равные ин­тервалы; метрический - чередова­ние нескольких элементов через равные интервалы;

    Ритмический - чередование нескольких элементов через раз­личные интервалы.

    Основная задача при выборе ритма заключается в избежании монотонности восприятия, что мо­жет быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.

    Рис. 3.6. Ритм в архитектуре:

    а -простейший; б - метрический; в - ритмическийй

    ТЕКТОНИКА - художественное выражение конструктивно-матери­альной основы здания. Тектоничная конструктивная форма приоб­ретает художественную вырази­тельность, становясь архитектур­ной формой (рис. 3.7).

    Рис. 3.7. Тектоничные конструктивные формы:

    а - стеновая; б - каркасная (стоечно-балочная);

    в - пространственно-стержневая; г- висячая (вантовая);

    д - ствольная; е -сводчатая (оболочковая)

    Тектонические формы могут иметь различные характеристики, часто совершенно не схожие, зависящие от материала или технологии строительства. Например, тек­тоника современных каркасных зданий, отличается от форм древних зданий стоечно-балочной конструктивной системы, а каменные или кирпичные своды имеют тектоническое выражение иное, чем совре­менные тонкостенные своды-оболочки.

    Таким образом, в архитектуре понятие тектоники означает пла­стическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью .

    ПРОПОРЦИИ - закономерное соотношение геометрических размеров здания и его элементов. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных факторов, определяющих худо­жественную ценность архитектурного объекта. Наиболее известно пропорционирование по методу «золотого сечения» (рис. 3.8):

    АС/СВ=АВ/АС = 1 /0,618 = 1,618 = Ф

    Рис. 3.8. Способы пропорционирования по методу "золотого сечения"

    Любое другое деление отрезка АВ не дает соотношений, кото­рые образуют пропорцию.

    Ряд «золотого сечения» составляют следующие числа:

    1; 1,618; 2,618; 4,326; ...; Ф к

    Распространенность пропорции "золотого сечения" в архитектуре объясняется тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Од­ним из свойств "золотого сечения" является минимальное число различных отношений при делении отрезков, что отвечает принципу «экономии восприятия», дающей ощущение эстетической ценности.

    Наличие пропорций в образе архитектурного объекта можно определить, выявив подобные фигуры. Например, подобие прямо­угольников, как известно, будет доказано, если выявлена парал­лельность или перпендикулярность их диагоналей (рис. 3.9).

    Пропорции имеют большое значение в архитектурной компози­ции. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоратив­ных элементов, тем яснее просматри­ваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобрета­ют в общей композиции сооружения.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ -характеристика крупности членений формы архитектурного объекта по отношению к ее габаритным разме­рам. Архитектурный объект может быть крупномасштабным или мелко­масштабным.

    Рис. 3.9. Выявление пропорций в архитектурном объекте

    Крупномасштабный объект харак­теризуется более обобщенной архитектурной формой. Его от­личают крупные членения или небольшое число чле­нений, с более обобщен­ными и крупными деталями. Посредством крупного масштаба можно придать монументальность неболь­шому по абсолютным раз­мерам архитектурному объ­екту (рис. 3.10, а).

    Мелкомасштабные объекты имеют дробный характер отдельных частей и членений, более мелкие детали (рис. 3.10, б).

    Масштабный строй раз­личен для зданий различно­го назначения. Мелкий масштаб характерен для зданий с большим количе­ством небольших помеще­ний малой высоты и боль­шим количеством часто расположенных окон мало­го размера. Большие раз­меры внутренних пространств, свободное расположение крупных световых проемов обусловливают более крупный масштаб зданий. Однако это положение не является непреложным правилом .

    Рис. 3.10. Виды архитектурного масштаба: а - крупный; б - мелкий

    МАСШТАБНОСТЬ - соразмерность членений формы архитек­турного объекта габаритам человека. Масштабность членений по­зволяет человеку легче адаптироваться в искусственно созданной среде. Для проверки масштабности проектируемого объекта при­нято изображать на чертеже фасада или перспективы фигурку че­ловека в масштабе изображения, что сразу делает наглядным по­рядок масштабности архитектурной композиции.

    Нужно отметить, что помимо качественных представлений, ко­торые вкладываются в понятия «масштабный» и «немасштабный», в архитектурной практике часто сознательно нарушают масштаб­ность для выявления тех или иных архитектурных качеств. Подоб­ная практика известна как по отдельным памятникам архитектуры, так и по целым периодам в истории архитектуры .

    Вопросы для самоконтроля

    > Определите термин «архитектурная композиция».

    > Перечислите принципы архитектурной композиции.

    > Перечислите типы объемно-пространственной композиции.

    > Единство и соподчиненность.

    > Проявление симметрии в архитектуре.

    > Ритм в архитектуре и его виды.

    > Определите термин «тектоника».

    > Определите термин «пропорции».

    > Определите термин «архитектурный масштаб».

    > Определите термин «масштабность».

    Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства:

    1. Геометрический вид — основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.
    2. Размеры архитектурной формы — свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.
    3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.
    4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей — многопустотные, плоские и гладкие.
    5. Фактура материала — важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).
    6. Цвет в архитектурных композициях — свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).
    7. Светотень — свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

    Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

    Качественные характеристики света — прямого, рассеянного и отраженного — связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

    Естественный свет , отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

    Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное — тектонику, форму.
    Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

    (творение, сочинение) — это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

    — целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

    Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

    Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны — удобство и пользу (функциональная задача), с другой — прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей — красоту форм (эстетическая задача).

    Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

    Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

    Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований — главнейшая задача архитектуры.

    Виды архитектурной композиции

    Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную .

    Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады зданий).

    Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы, массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

    Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

    Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

    Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

    Существуют разные схемы композиции интерьера :
    зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);
    центрическая — группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
    анфиладная — помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);
    коридорная — помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;
    секционная — здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
    смешанная — зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

    Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

    Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель — выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

    Ансамбль в архитектуре — совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

    Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:
    — глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
    — замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
    — свободное пространство без строгих границ;
    — панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

    Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля — постановка его композиционных узлов : зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей.

    Единство архитектурной композиции

    Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм.
    Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств . Простейшее средство создания единства — придание объему здания простой геометрической формы . В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением : главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

    Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре — симметрия . Симметрия — закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств, т.к. имеет психофизическую базу в симметричности органов восприятия. Симметрия — проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию . Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм — в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия.

    Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры — орнаментальном декоре . Орнамент — ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

    Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников — природных форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов сетчатые , прямолинейные (ленточные ) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые ) орнаментальные композиции, центрические (розеты ), основанные на симметрии многоугольников, и др. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.

    Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.

    Специфика архитектурных орнаментальных композиций — в сочетании орнамента с содержанием композиции здания. На конструкциях и деталях, несущих нагрузку, характер орнамента выявляет их напряженность, на несомых и особенно на венчающих элементах — их легкость. Особенности орнамента интерьеров в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена.

    Ритм и метр являются средствами гармонизации и обеспечения единства архитектурной композиции за счет повторяемости элемента. Ритм — закономерное чередование одинаковых или однохарактерных элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по вертикали и горизонтали, либо по обоим направлениям. Метр — простейшая и наиболее распространенная форма ритма, точное повторение форм и интервалов между ними. Метр может быть простым, при одинаковом чередовании одной формы или сложным, при чередовании группы или двух форм.

    Важнейшее композиционное средство — пропорции : закономерное соотношение геометрических размеров здания по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел — «египетский треугольник» — 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений — «золотое сечение» — деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

    Свойствами архитектурной композиции является ее масштабность и масштаб . Масштабность — взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно). Масштаб характеризуется крупностью членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значимость.