Какие инструменты в сказке петя и волк. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк". Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Урок

Программное содержание:

План урока:

2. Физкультминутка.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

Ученица Света К.

Ученик Руслан А.

Музыкальный руководитель:

Ученица Настя Т.

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Ученик Руслан А.

Ученица Катя Г.

Ученик Рома В.

Ученица Алина В.

Ученица Гузель Б.

Ученик Эмиль Ф

Ученица Элина Ж.

Музыкальный руководитель.

Я мусорю на улице

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Музыкальный руководитель:

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева

Скрипка – справа

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Ответы:

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель Слушание темы птички ).

Вопросы:

Музыкальный руководитель

(ответы детей) – кларнет

Физкультминутка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Музыкальный руководитель :

Танцевальное творчество детей.

Музыкальный руководитель:

Шум леса? Пенье соловья?

Таблица 1

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Подведение итогов урока

Список литературы

  1. ка. - М., 2000 . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

Х ср.

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

Х ср.

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3 . Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев - великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа, Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку). Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка - чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка - крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф . Охотники - их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

Я мусорю на улице

Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

Я берегу воду и закрываю кран

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Охрана природы приносит пользу

Я люблю нюхать выхлопные газы

Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель : Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички ).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель : А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет . Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо - влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководитель : Молодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, -

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении,

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, -

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

Понимание, что такое «интонация».

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. - М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Академия», 2006. - 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музы ка. - М., 2000 . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

Урок музыки в 1 классе.

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

    Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

    Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

    Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Оборудование:

    мультимедийное оборудование;

    стенд с афишами;

    фортепиано;

    плакат «Симфонический оркестр»;

    карточки с названиями музыкальных инструментов;

    презентация урока;

    игра «Узнай музыкальный инструмент»

Методы:

    словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

    метод контрастного сопоставления;

    метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

    метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

    Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций).
    2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
    3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
    4. Работа обучающихся с наглядными пособиями (афиша, плакат «Симфонический оркестр»).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие

У: Прозвенел звонок -

Д: Здравствуйте!

У: Начался урок –

Д: Здравствуйте!

2. Актуализация знаний

Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.

Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: « Петя и волк»

Учитель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.

    С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

У: Ребята, может кто-нибудь из вас предположить, какой будет тема нашего урока?

Д: Инструменты симфонического оркестра

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

(На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема - лейтмотив.

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

(Слайд 6 – пионер Петя)

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы учащихся:

Веселым, озорным, радостным.

Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Петя мальчик смелый, добрый.

Мелодия Пети приветливая, беззаботная.

Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). « Все вокруг спокойно», - весело закричала она. Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы детей:

Веселое, радостное, счастливое.

Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

Или как - будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

Тема птички легкая, проворная, порхающая, суетливая.

Учитель: Не плохо!

Вслед за Петей переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

Мелодия утки медленная, неповоротливая.

Утка ходит в перевалку, неуклюже.

Учитель: Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка.Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.

Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

Иногда она останавливается.

Кошка хитрая, коварная.

Звуки низкие, вкрадчивые.

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

- Старого дедушку изображает неторопливая, ворчливая мелодия.

- Ходит дедушка медленно, с трудом.

Учитель: И действительно. Не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

Музыка изображает Волка опасным хищником.

Это злой Волк!

Слышно как он воет.

Музыка волка грозная, страшная.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

Это барабаны!

Ударные инструменты!

Учитель: Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.

- Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка и охотников, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.

У: Молодцы ребята, справились с заданием!

У : Прослушайте шуточную песенку про музыкальный инструмент. Какой – угадайте!

Очень весело поет,

Если дунете в нее,

Да-да, да-да-да.

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? (Ответ: дудочка)

Слушание песни «На зеленом лугу»

У: Определите характер произведения.

Д: Веселая, игривая песенка, очень ритмичная, танцевальная.

У: Вы совершенно правы.

У:Вам понравилась песенка? (Ответы)

У: Давайте ее разучим, но сначала распоёмся.

Распевание

    Работа над дыханием.

    Работа над артикуляцией.

    Работа над дикцией.

Работа над песней «На зеленом лугу».

Разучивается начало текста песни «На зеленом лугу».

На зеленом лугу – их-вох!

Раз нашел я дуду – их-вох!

То не дудка была – их-вох!

Веселуха была – их-вох!

У: Обратите внимание: в русских народных песнях нередко присутствуют необычные слова. Например, в песне « Во поле береза стояла» были слова «люли –люли», а здесь – «их-вох». Такие слова будут встречаться в народных песнях и далее.

У:Чтобы вам легче было запомнить ритм песни, повторить слова и одновременно похлопайте в ладоши.

(Дети повторяют текст, дублируя его ритмический рисунок).

У: Послушайте мелодию песни и определите. Как там движутся звуки.

(Педагог исполняет мелодию песни, школьники показывают движение ладонью – сначала вверх, затем вниз.)

У: Обратите внимание: сначала звуки движутся один за другим – вверх и вниз. Покажите ладошкой это движение мелодии – плавное. Но чтобы песня была более веселой, каждая фраза в ней заканчивается особым восклицанием – «их-вох!». На этом восклицании звучит сначала высокий звук. А затем низкий. А теперь спойте слова, которые вы выучили.

(Дети поют).

Чтобы было интересней исполнять, давайте инсценируем песню и добавим танцевальные движения - приставной шаг. Встаньте, руки поставьте на пояс.

Шагаем в сторону приставным шагом.

Вместе с шагами вперед надо выполнять повороты плечами, выставляя то одно, то другое плечо вперед.

(Дети разучивают движения).

У: Теперь спойте начало песни, одновременно выполните движения.

(Ученики выполняют задание).

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

    Дикцию (четкое произношение текста);

    Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

У: В нашем исполнении эта песенка «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам.

4.Повторение

У: Ребята, сегодня мы много говорили о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, собирали карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

У: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Дети: Да.

У: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Дети: Нет!

У: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

У : Скоро у нас будет праздник «Прощание с Азбукой», для которого мы выучили песню «Шуточный урок». Давайте её исполним.

Исполнение песни «Шуточный урок».

6. Итог урока.

У: Наш урок подходит к концу. Скажите, с какими инструментами симфонического оркестра мы сегодня познакомились?

Примерные ответы детей:

У: Как называются инструменты у которых есть струны? (струнные)

Как мы называем инструменты в которые можно бить? (ударные)

Как мы называем инструменты в которые дуют? (духовые)

У: Звучание каких инструментов вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

У: А теперь давайте поиграем в «Оркестр».

Дети выбирают инструменты и под музыку изображают игру на этом инструменте.

Игра «оркестр».

8. Музыкальное прощание.

У: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы сегодня очень постарались - Молодцы!

У: Прозвенел звонок -

Д: До свиданья!

У: Кончился урок -

Д: До свиданья!

У : Спасибо всем за внимание. До новых встреч!

Ранним утром пионе р выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка , готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк , и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк . Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Записи

  1. Наталия Сац Евгений Светланов
  2. Николай Литвинов - чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр - Геннадий Рождественский
  3. Леонард Бернстайн - чтец, Нью-Йоркский филармонический оркестр дирижёр - Леонард Бернстайн (Sony Classical)
  4. Карлхайнц Бём - чтец, Венский филармонический оркестр дирижёр - Карл Бём (Deutshe Grammophon)
  5. Беатрис Лилли - чтец, Лондонский симфонический оркестр дирижер - Скитч Хендерсон (англ.) русск. (Decca Records , 1960)

Адаптации

Анимация

  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 1946) - первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея .
  • «Петя и волк » (1958) - советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (1976) - советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 2006) - короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар ».

Чтение

Музыкальные версии

  • Peter and the Wolf (1966) - альбом американского джазового органиста Джимми Смита
  • The Rock Peter and the Wolf (1975) - рок-аранжировка произведения, записанная британскими музыкантами (Брайан Ино , Фил Коллинз , Гари Мур , Манфред Мэнн и др.)
  • David Bowie Narrates Prokofiev"s Peter and the Wolf (1978) - запись произведения, в котором роль чтеца исполнил Дэвид Боуи
  • Peter and the Wolf (1988) - пародийный альбом, сыгранный на синтезаторах и аккордеоне (Wendy Carlos & «Weirid Al» Yankovic)
  • Peter and the Wolf (1990) - альбом американского фолк-певца Дэйва ван Ронка
  • Wolf Tracks and Peter and the Wolf (2005) - запись, включающая оригинальное произведение и его продолжение «По следам волка», автор - французский композитор Жан-Паскаль Бентюс (англ.) русск.
  • Petr & The Wulf (2010) - альбом американского кантри-исполнителя Джея Манли , вдохновлённый сказкой.

Иллюстрации

Напишите отзыв о статье "Петя и волк"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (англ.) , записи в музыкальной библиотеке International Music Score.
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.) «» - в книге «Сказки для взрослых детей»

Отрывок, характеризующий Петя и волк

– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Разделы: Музыка

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие : научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие : развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные : воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

На экране - портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: "Вальс" из балета "Золушка", песня "Болтунья". С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу "Великан" написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к балету "Золушка" (оформляется выставка на доске).

У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: "Петя и волк".

Слайд 3 (На экране - название сказки)

У: Как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Тема урока: "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным "голосом".

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

У: Петя - главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: "Я сочинила бы мелодию радостную, веселую" (Исполняет мелодию).

Данил М.: "Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:" (Поет мелодию).

Никита Б.: "Я сочинил бы для него серьезную мелодию" (Исполняет мелодию).

У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда "скачущая", как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: "Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. ":Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?"

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой "голос" у фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На экране - Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта - деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой "голос" у кларнета?

Д: Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет - деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой "голос" у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

У: Проведем игру "Узнай музыкальный инструмент". На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.

На экране остаются Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.