Какая статья за вандализм кладбища. Вандализм на кладбище. Игорь Мордухович, Ростов-на-Дону. Вандализм на кладбищах в северной столице

В ночь на 1 сентября на городском кладбище Хабаровска были осквернены десятки могил. Вывороченные кресты, расколотые надгробные плиты, памятники, испещренные циничными надписями и свастиками, — такую картину можно видеть чуть ли не каждую неделю в разных уголках страны. Несмотря на то, что в мае наказание за эти преступления было ужесточено, подавляющее большинство кладбищенских вандалов его избегают, отмечает Михаил Поздняев в статье, опубликованной 5 сентября в газете «Новые известия».

За последний год по фактам осквернения могил в России возбуждено более 1,5 тыс. уголовных дел, но осуждены всего 148 человека, а к лишению свободы приговорен лишь один преступник. Впрочем, эксперты убеждены: карательные меры в данном случае — не панацея. Проблема связана и с социальным расслоением, и с утратой традиционных ценностей, и с пробелами в воспитании молодежи, и с тем, что из нашего общественного сознания так и не исчез образ врага.

Погром на Хабаровском кладбище — происшествие далеко не единичное. Подобные новости приходят каждые два-три дня из самых разных регионов. Кладбищенский вандализм стал такой же реалией нашей жизни, как обычные ограбления. В этом году больше всего случаев пришлось на первую декаду мая — как раз на те дни, когда СМИ шумели о переносе «бронзового солдата» в Таллинне. При этом никем не замеченной осталась волна погромов, прокатившаяся в канун Дня Победы по нашим погостам.

В Нижегородской области неизвестные разрушили около 20 памятников и крестов на кладбище города Семенов. В самом Нижнем Новгороде был задержан подозреваемый в хищении листов меди с монумента павшим воинам. В Нижневартовске вандалы нарисовали на памятнике фронтовикам свастику. Несколько десятков могил осквернили неизвестные на Южном кладбище в Томске, при этом выкопанные кресты воткнули в могильные холмы вверх ногами. Сотрудники главного управления МВД по Северо-Западному округу обезвредили молодежную группировку, совершавшую кладбищенские погромы в Санкт-Петербурге. При задержании у юношей были изъяты «орудия труда» — пруты арматуры, бейсбольные биты и аэрозольные баллончики с краской. В Москве задержали компанию подростков, осквернивших 79 могил на Кунцевском кладбище. В Муезерском районе Карелии было возбуждено дело по факту осквернения братской могилы героев Гражданской войны: 9 Мая четверо школьников от 11 до 14 лет изрисовали нацистской символикой памятник солдату-красноармейцу. По их словам, они «просто пошутили»...

Преступления без наказания

Список можно множить и множить. За год, по данным МВД и Верховного суда России, было возбуждено 1575 уголовных дел по статье 214 УК РФ («вандализм») и выявлено 515 преступников. Однако осудили только 148 из них, а к лишению свободы приговорили всего лишь одного.

Статья, предусматривающая наказание за вандализм, появилась в российском Уголовном кодексе 10 лет назад. И вот парадокс: после ее введения крайне редкие до этого акты вандализма приобрели системный характер. А в последние годы стали настоящим бедствием. Объясняется странный парадокс тем, что в худшем случае осужденный по этой статье отделывался исправительными работами на срок от шести месяцев до года, в лучшем — с него взыскивали зарплату за три месяца.

Об ужесточении наказания за надругательство над могилами правоведы говорили почти столько же, сколько существует статья.

10 мая этого года президент Владимир Путин подписал указ о поправках к УК РФ и Административному кодексу, и теперь кладбищенский вандализм карается лишением свободы сроком до 5 лет. Естественно, родные и близкие тех, чьи могилы подверглись осквернению, считают и этот срок слишком мягким. Однако юристы полагают, что такое наказание адекватно преступлению.

«Следует учесть, что кладбищенский вандализм — деяние не против личности, а против символа, пусть и особо значимого, — пояснил «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. — По сравнению с тем, что было раньше, пять лет — срок серьезный. Надругательство над историей, культурой, памятью об умерших в любом случае останется на совести человека. Чтобы обдумать такой поступок, пяти лет хватит».

Однако приведенная нами статистика за последний год вынуждает усомниться в эффективности новых положений Уголовного кодекса. Во-первых, суды крайне редко выносят приговоры «по полной программе». Во-вторых, поправки в статью 214 внесены в рамках борьбы с экстремизмом, а доказать, что молодые люди, разбившие могильную плиту или повалившие крест — экстремисты, не так-то просто. Наконец, в-третьих, до 70% вандалов исчезают бесследно. Розыск их — дело хлопотное, при том, что общественно опасным деянием кладбищенский вандализм как не считался раньше, так и теперь не считается.

Заметим, в действующем законе «О погребении и похоронном деле» не прописан статус кладбищ как особо важных объектов, нашего общего достояния. «Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение», — осторожно оговорено в законе, однако слово «могут» — не синоним слова «должны». Кроме того, в этом нормативном акте нет ни слова о содержании могил и об их охране.

Некрополь без хозяина

Каплинское кладбище — одно из самых больших в Белгородской области. Здесь обрели последний покой более 30 тыс. жителей Старооскольского района. Их покой охраняют два сторожа, дежурящие посменно, через день. Назвать такую охрану очень серьезной нельзя. Вот и получается, что сегодня в каждом квартале погоста не менее десяти поруганных надгробий. В УВД Старого Оскола заявления родственников лежат без движения. Вандализмом осквернение могил сотрудники милиции предпочитают не называть: мол, это еще требует доказательств. Одна из рассматриваемых версий — перенасыщение местного рынка ритуальных услуг. В большинстве случаев разбиваются дорогие надгробья на ухоженных могилах — возможно, тем самым стимулируется «покупательская активность». Пусть даже родственники не закажут новый памятник, ремонт им тоже влетит в копеечку. Действительно ли работники кладбищ состоят в сговоре с вандалами, трудно судить, но факт остается фактом: после похорон могила становится фактически бесхозной. Близкие навещают ее, как правило, не чаще двух-трех раз в год. И какие-либо претензии к администрации некрополя бессмысленны.

В этом году в Омске накануне Радоницы, первого после Пасхи дня поминовения усопших, неизвестные осквернили несколько могил на Ново-Южном кладбище, украв с них надгробья. Все памятники, изготовленные из цветных металлов, так же, как вандалы, бесследно исчезли. Хотя с самого начала не вызывало никаких сомнений то, что искать их надо в пунктах приема «цветмета». Но практически все пункты «крышуются» теми же милиционерами. Так что массивные с виду надгробья беззащитны. «Что удивляться, ведь у нас ни одно городское кладбище не охраняется, — говорит начальник ритуальной службы омского Комбината специальных услуг Светлана Васильева. — В данном случае администрация кладбища может лишь обратиться в милицию с заявлением об осквернении могил».

В Краснодаре на днях были перекрыты одиннадцать въездов на Славянское кладбище. «Это сделано для того, чтобы уменьшить количество случаев вандализма на главном городском погосте», — пояснили в муниципальном унитарном предприятии «Ритуальные услуги». Ранее был запрещен въезд на кладбище для грузового транспорта, а также легкового транспорта с 7 часов вечера до 8 утра. Сегодня открытыми остаются три въезда, охраняемые в ночное время суток.

Однако на каждую подобную меру у вандалов находятся контрмеры. Так, недавно были задержаны двое нижегородцев, несколько лет беспрепятственно вывозившие памятники на «левых» грузовиках, объясняя необычность груза тем, что они якобы родственники усопшего и только что установили на его могиле новое надгробье. Не пропадать же добру. И добро исправно доставлялось по назначению, в пункт скупки цветных металлов.

Детское лицо вандализма

Впрочем, охотники за бронзой, медью и латунью занимают в рядах кладбищенских вандалов скромное место. Да и по возрасту они сильно отличаются от типичного современного вандала, годясь ему в отцы. 90% сокрушителей гробниц — подростки и юноши. Девчонки идут с ними на дело редко. Так что нашумевшая в апреле история о том, как в Рязанской области три 11-летние подружки разорили более 30 могил — исключение из правила.

«То, что акты вандализма на российских кладбищах совершают сегодня дети, — вполне объяснимо, — рассказала «НИ» психолог Ольга Меженина. — Таким образом они хотят доказать свое бесстрашие. Это метод психологической атаки: подростки громят кладбища, чтобы возвыситься над смертью. Но при этом сами себя обманывают: современная молодежь напугана многими факторами жизни, только страх этот гнездится глубоко в сознании».

Увы, о том, что у вандализма в России — детское лицо, говорится редко и неохотно. Так же в свое время было и с подростковой наркоманией: проблему замалчивали до тех пор, пока она не вышла из-под контроля.

«Главная причина массового осквернения могил все-таки в том, что у нас нет опоры на традиционные духовные ценности, — заявил «НИ» декан социологического факультета МГУ, профессор Владимир Добреньков. — Мировоззренческий вакуум в сочетании с активной пропагандой насилия, более того, безнаказанности насилия, пробуждает в подростках агрессивность. Она присуща нашей природе как способ самоутверждения и, если хотите, протеста. Но когда агрессия обращается против мертвых, против могил — это не происходит спонтанно. Большинство таких актов совершается группами, и в каждой всегда есть вожак. Это может быть просто хулиган, а может быть и экстремист, но в любом случае он сознательно направляет энергию зла в такое, с нашей точки зрения, неприкосновенное русло».

До недавнего времени вандализм в общественном сознании выглядел как бессмысленное немотивированное поведение. Лишь в последние два десятилетия психологи занялись классификацией и мотивацией вандализма. В частности, выявлен идеологический вандализм, преследующий политические или социальные цели (самые яркие примеры — уничтожение во время Великой французской революции дворянских надгробий и разорение большевиками церковных погостов). Вандализм может быть изощренной формой мщения: боль причиняешь острую, но при этом с противником не контактируешь. Наконец — и это именно тот случай, о котором мы говорим — вандализм как игра. Разрушение рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников. Такое времяпрепровождение часто имеет характер соревнования: кто больше надгробий повалит. Кроме того, кладбищенские забавы подростков, по мнению психологов, могут рассматриваться как экзистенциальное исследование. Проверяется возможность своего влияния на общество. При этом вандалами движет комплекс Герострата, который сжег прекрасный храм, чтобы навсегда остаться в истории. Однако его малолетние последователи тешат себя иллюзиями. И не потому, что их имена, как правило, не известны, а потому, что слишком уж много их сегодня развелось.

Было бы ошибочным говорить о кладбищенском вандализме только как о «болезни роста поколения Пепси». Корни этого явления уходят в гораздо более далекое прошлое, чем 90-е годы, время появления на свет вандалов-вундеркиндов. Говорить о нем можно не только в правовом, социальном и педагогическом контекстах. Разорение надгробий — один из объектов внимания некросоциологии — сравнительно молодой отрасли науки, исследующей отношения мира мертвых и мира живых. В России некросоциологи находят, увы, богатую пищу: ведь весь прошлый век она только и делала, что занималась самоистреблением, и это не могло не сказаться на психологии новых поколений.

«Волну кладбищенского вандализма не будет преувеличением назвать гражданской войной с мертвыми, — рассказал «НИ» доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Ионин. — В периоды, подобные тому, который мы переживаем, когда нарастают социальные противоречия, происходит резкая дифференциация идеологий, взглядов, общество не только занято активным поиском живых врагов — олигархов, выходцев с Кавказа, евреев, масонов, но и мертвые тоже воспринимаются как противники. Нанесение вреда мертвым в нашем сознании или подсознании — то же самое, что и нанесение вреда живым, победа над всем, что нам чуждо. Враждующие социальные группы не формируются здесь и сейчас, они продлеваются во времени. И не только живые вот таким варварским образом враждуют с мертвыми, но и мертвые воюют с живыми. Широко публикуются труды ушедших в прошлое философов, идеологов, политиков. Посмотрите на все возрастающий интерес к личностям императоров и советских вождей, их жен и детей, незатухающую дискуссию о Мавзолее — все это отражение общей картины. И вывод один: идеологические конфликты не прекращаются после того, как революция победила. В начале 90-х сокрушали статуи — сегодня громят надгробья. Все это нас не должно особенно удивлять. Хотя бороться с этим надо. Но помнить: кроме социальных и правовых норм, есть еще и универсальные моральные нормы. К сожалению, с их бытованием в современной России хуже всего».

Михаил Поздняев

В Польше на кладбищах орудуют вандалы-поисковики

В последнее время польские погосты все чаще попадают в криминальные сводки. Так, в середине июня неизвестные похитили две медные плиты с памятников польскому и советскому воинам в Белостоке. Причиненный ущерб власти оценили в 12 тыс. евро. А в конце июля было осквернено несколько могил в Щетине: плиты выворочены и разрисованы краской. Бесчинствуют на кладбищах главным образом молодежные группировки националистического толка и охотники за цветными металлами. Впрочем, им на пятки уже наступает новая категория расхитителей гробниц — вандалы-поисковики. Этих интересуют в первую очередь могилы немецких солдат, где нередко можно «поживиться» военными наградами и прочей армейской атрибутикой времен Второй мировой. В Германии до сих хорошо платят за каски, награды, ременные бляхи, котелки — за все, что связано с памятью о немецких солдатах, погибших на чужой земле. В польской полиции согласны, что с проблемой вандализма нужно бороться, но это, скорее, вопрос нравственного воспитания. Ведь на каждом кладбище не организуешь дежурство полицейского патруля.

Виктор Шаньков, Варшава

Каратисты в Германии порушили погосты

Недавно в небольшой деревушке в Швабии случилось ЧП. Впервые за многосотлетнюю историю местечка кто-то покусился на местное кладбище: повалил надгробья, разбросал меж могил свечи и венки... За пару часов местные жители сами нашли виновниц и выставили их на обозрение возмущенной коммуны. Ими оказались девушки-подростки из «проблемных» семей. Они занимались в секции карате и решили таким варварским образом проверить силу удара своих ног. Ущерб в 20 тыс. евро теперь придется возмещать родителям 13-летних разрушительниц. Впрочем, это скорее исключение, чем правило. Обычно в Германии на осквернении кладбищ попадаются или юные нацисты, или сатанисты. И тех, и других суд, как правило, приговаривает к тюремному заключению. Но вот охотников за цветными металлами на немецких погостах не найти. Дело в том, что с первого же пункта приема вторсырья о подобном возмутительном факте немедленно сообщат в полицию.

Когда три года назад на кладбище напали вандалы, терпению нашему и горожан пришел конец. Вместо того, чтобы в очередной раз объяснять газетчикам, что мэрия не имеет в бюджете средств на борьбу с вандализмом, решили бороться с этим злом собственными силами. Для начала создали штаб из инициативных и решительных противников вандалов. Нашли единомышленников в молодежных объединениях, милиции, ФСБ, отделениях политических партий, совете ветеранов. Кто-то из них, ветеранов, предложил в борьбе с вандалами использовать фронтовой опыт. Как известно, в начальный период Великой Отечественной войны нашим бойцам приходилось туго. Сказывались нехватка оружия и личного состава. Эту нехватку солдаты восполняли находчивостью и смекалкой. Например, нередко использовались фальш-вышки с чучелом вместо часового. Другой пример. Когда надо было создать впечатление у врага о нашем численном превосходстве, кто-нибудь из бойцов с мощным голосом выкрикивал команды типа «первый батальон, обходи справа, второй батальон, приготовиться к атаке!», хотя на позициях располагалось не больше роты. Иногда эта хитрость срабатывала, позволяла выиграть время, а то и вовсе решить исход боя в пользу наших воинов. В общем, мы решили прибегнуть к такой же хитрости, договорившись сохранять наши планы в тайне, прежде всего от прессы: некоторые журналисты, как известно, доброе дело могут испортить в считанные часы.
Первое время каждую ночь мы переодевали чучело часового, меняли позу, место на вышке. Кто-то предложил повесить шарф, который бы развевался на ветру, создавая иллюзию движения. В прессу дали объявление о том, что теперь кладбище охраняется, завели собак, развесили объявления. Использовали и звуковой эффект. Через громкоговоритель, укрепленный на столбе, прокручивали магнитофонную ленту с записью предостерегающих команд охранника.
Эффект превзошел все ожидания. Вандалы не появились ни в первую неделю, ни в первый месяц. Вот уже три года надругательств над памятниками больше нет. Были бы деньги, мы, наверное, пошли бы по другому пути, используя зарубежный опыт. Там на кладбищах установлено мощное освещение всей территории, ведется видеонаблюдение. Во многих странах - Португалии, Испании, Италии, Англии - полиция каждый час объезжает всю территорию кладбища в ночное время. Обязательны высокая ограда, автоматически закрывающиеся ворота, громкое радиооповещение о закрытии кладбища, обход с собаками. Конечно, такие системы охраны используются не везде. Есть кладбища в Германии, Финляндии, Швеции, которые вообще не охраняются. Но там большие средства и общественные усилия направляются на разъяснения, почему необходимо сохранять и развивать кладбищенскую культуру. Несомненно, просветительский подход носит более цивилизованный характер. Мне, например, больше нравится такой подход, когда о кладбищенской культуре говорят как о национальном достоянии, наследии. Считаю ключевым словом здесь - «НАСЛЕДИЕ».
В России, очевидно, по причине Второй мировой войны, большевизма и коммунизма, слово «наследие» практически никогда не использовалось в этом контексте. Мы привыкли к другому слову - Память. Память об убитых. И меньше - Память о делах, свершениях, завоеваниях. Практически исчезло такое понятие, как летопись. Жизнеописаний много, но мало истинной летописи истории науки, техники, почти нет описаний прогресса. Мне кажется, наши педагоги где-то ошиблись, сделав ставку в воспитании и обучении на основе героических подвигов и жизни выдающихся, известных людей в духе патриотизма. Все это, безусловно, должно присутствовать в педагогике. Но наша жизнь проходит в эпоху научно-технического прогресса. Его творят люди,
многие из которых лежат на кладбищах. Об этих творцах молодежь должна знать, и в этом, не сомневаюсь, любой мой коллега поддержит меня. На наших кладбищах немало памятников выдающимся хирургам, известным ученым, знаменитым деятелям культуры… Стоят памятники сами по себе, только изредка привлекая внимание случайных посетителей. Это неправильно. К таким захоронениям должны быть организованы экскурсии, коллективные посещения в дни памяти. Необходимы профессиональные описания памятников. Специалисты в лучшем случае приходят на кладбище, чтобы уточнить место нахождения памятника, из чего он изготовлен. Людям необходимы и другие сведения. На кладбищах в Ростове много захоронений выдающихся наших современников. Но я, руководитель кладбищенского хозяйства, не имею таких сведений. Когда приезжают делегации, я показываю кладбище, но не всегда могу ответить на многочисленные вопросы гостей. Приходится ограничиваться рассказами досужих историй: здесь покоится мать министра, он приезжает регулярно. А это отец известного политика. Он совсем забыл отца. Правда, звонит из Москвы, просит привести могилу в порядок. А вот ватага «блатной братвы», все как на подбор. Нередко испытываю неловкость от того, что серьезной информацией не располагаю.
Мои коллеги за рубежом, я это точно знаю, чувствуют себя куда как более комфортно. Потому что на кладбищах постоянно работают историки, которые пополняют информационный багаж кладбищенских специалистов. Там экскурсии по кладбищам - норма. Есть даже конкурс - десять наиболее посещаемых кладбищ. Когда это будет у нас?
Уверен, если бы наших школьников водили на экскурсии по кладбищам, знакомили с жизнью и достижениями усопших земляков, вряд ли бы эти экскурсанты подняли в будущем руку на памятник. Ведь каждый памятник - это наше наследие.
В одних странах кладбища приобрели статус музеев, в других - кладбищ-заповедников. Есть кладбища-парки, где люди привыкли гулять. Туда приезжают с детьми в колясках, с друзьями, однокурсниками. На кладбищах работают киоски, небольшие кафе. У них живые кладбища. Они помогают живым. Уже сам уклад кладбища воспитывает молодежь, учит чтить память усопших, помогает обрести основу патриотической гордости. Там издаются буклеты, рассказывающие о кладбищах, путеводители, разработаны маршруты для посетителей. Могилы известных сограждан - это то, чем гордятся за рубежом в каждом городе, в каждом населенном пункте. У них собственное, выработанное столетиями, представление о том, каким должно быть кладбище. Поэтому там следопыты ставят перед собой несколько другие задачи, нежели наши. Хотя стратегическая цель совпадает - воспитание патриотизма. Разница в тактике - выборе примеров, на которые можно равняться подрастающему поколению. Если у нас - героизм при защите Отечества, то у них - созидательная деятельность личностей, прославивших селение, город, страну. Они гордятся такими земляками, помнят их, чтят их память. На этой основе воспитывается патриотизм.
К сожалению, ни одну страну мира не миновал кладбищенский тайфун вандализма. Эта проблема носит планетарный характер. Проявление вандализма зафиксировано на разных континентах и в разных странах как на Западе, так и на Востоке.
Сообщения об актах вандализма на кладбищах то и дело появляются на страницах зарубежных средств массовой информации. В Европе, например, надолго запомнился случай, когда президент Французской республики был вынужден направить королеве Великобритании извинительное письмо за акт вандализма на кладбище британских солдат, погибших на севере Франции во время Первой мировой войны. Как говорится в письме, «эти неприемлемые и постыдные действия единодушно осуждаются французским народом. От лица Франции и от себя лично прошу Вас принять мое глубочайшее сожаление в связи со случившимся».
Что-то не помню я, чтобы российские власти отреагировали хотя бы на один факт кладбищенского вандализма, зафиксированный на территории нашего Отечества. Много чаще слышен протестующий голос Церкви. По словам архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, люди, решившиеся на святотатство осквернения могил, не только сами, но и потомки их попадают под страшное проклятие.
Хотел этими словами о проклятии закончить статью, но пришла мысль заглянуть в словарь. Согласно словарному определению, вандализм - это бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников. В уголовном праве Российской Федерации это деяние квалифицируется как преступление против общественной безопасности, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений и порче имущества в общественных местах. Если исходить из этого опре-
деления, то кладбищенский вандализм есть ни что иное, как осквернение или разрушение могил и надгробных сооружений. Но моя статья убеждает, это будет слишком узким определением вандализма на кладбище. Речь идет не только о механическом разрушении. Кладбищенский вандализм - это осквернение памяти усопших, надругательство над нашим духовным наследием.
Излишне говорить - место последнего покоя умерших на земле достойно самого благоговейного нашего отношения. Ведь на кладбищах мы погребаем дорогих нашему сердцу родителей, чад, сродников, благодетелей, друзей. Потому невольно должно возникать в нас чувство любви, уважения, благодарности к почившим. Смерть не прекращает, а только внешне изменяет наши непосредственные сношения с близкими и дорогими нам ушедшими в мир иной людьми. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному или недостойному отношению к могилам живших прежде нас?

Игорь МОРДУХОВИЧ, директор Муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг, Ростов-на-Дону

В качестве наказания за надругательство над телами умерших, а также повреждение мест их захоронения и кладбищенских зданий ч.1 ст.244 УК РФ предусмотрен большой штраф, обязательные работы до 360 часов, арест на срок до 3 месяцев или исправительные работы на период до 1 года.

Вандализм на кладбище

Специалисты неоднозначно относятся к желанию людей рисовать на общественном имуществе. Одни воспринимают стрит-арт как желание человека проявить свои художественные навыки, которые иными способами невозможно выразить. Другие считают, что таким образом «вандалы» стараются стать частью общества, при этом сами будучи зачастую игнорируемые.

Вандалы осквернили Красненькое кладбище в Петербурге

Случай вандализма произошел на Красненьком кладбище в Кировском районе Петербурга. Обнаружил это местный работник 26 января. Он совершал ежедневный осмотр территории кладбища и заметил, что несколько надгробных плит осквернены. Сотрудник пятидесяти восьми лет обратился в полицию. Вероятно, надругательство над могилами произошло накануне, 25 января.

Уголовная ответственность за вандализм — статья 214 УК РФ

В Уголовном праве России вандализм как преступление отсутствовал до 1997 года, до тех пор как ответственность за порчу имущества в общественных местах была введена внесенными в кодекс изменениями. По статистике, в России регистрируется ежегодно более 4000 случаев совершения преступлений по ст. 214 УК РФ. Следует отметить, что такие цифры даны без учета нераскрытых и незаявленных происшествий, которых примерно столько же. Отдельные специалисты придерживаются мнения, что довольно высокий процент латентной преступности в данной сфере связан с трудностью определения признаков преступления, столь схожего с другими деяниями.

Забытый погост

Оба происшествия случились в апреле, с разницей буквально в несколько дней. Сначала вандалы осквернили Громовское старообрядческое кладбище в Московском районе: подожгли венки и кресты, разгромили могильные плиты. Всего, по словам сотрудника некрополя, пострадали шесть надгробий. Не успели правоохранители начать проверку, как поступил следующий тревожный сигнал. Группа молодых людей разрушила более 30 памятников на Смоленском кладбище, причем после осмотра оказалось, что половина из них утрачены полностью. Восьмерых вандалов (были среди них несовершеннолетние и приезжие) задержали практически сразу, дело было передано в суд.

Вандализм на кладбище

В станице Пшехской Белореченского района Краснодарского края готовится акт вандализм а. Как сообщил заместитель главы района М.Р.Вердиев, 15 февраля в 11 часов собираются вскрыть братские могилы воинов, погибших в Гражданскую, Великую Отечественную войны. Могилы входит в государственный реестр, но вот уже несколько лет они.

Сокрушители гробниц

З аметим, в действующем законе «О погребении и похоронном деле» не прописан статус кладбищ как особо важных объектов, нашего общего достояния. «Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение», — осторожно оговорено в законе, однако слово «могут» — не синоним слова «должны». Кроме того, в этом нормативном акте нет ни слова о содержании могил и об их охране.

Вандалы повредили около пятидесяти частных могил на кладбище в Петербурге

На Казанском кладбище Санкт-Петербурга произошел акт массового вандализма. Неизвестными было повреждено около 50 надгробий. Вследствие инцидента правоохранительным органами было возбуждено уголовное дело по факту вандализма. По словам правоохранителей, преступникам грозит штраф в размере 40 тысяч рублей либо принудительные исправительные работы сроком от 360 часов до одного года. Также преступники могут быть осуждены на лишение свободы до трех месяцев.

На кладбище Свободного совершён беспрецедентный акт вандализма

Около сотни расколотых, вывернутых из земли надгробий из дорогого чёрного и белого мрамора, на некоторых семейных могилах памятники уничтожены полностью – все! Казалось, что нелюди шли полосой, сметая всё на своём пути. Было видно, что это спланированная акция, так как такого количества памятником горстке наркоманов разрушить не под силу. Даже древние железные обелиски были повержены вместе с глыбами промёрзшей земли, словно от взрыва, и уже были первые посетители, пришедшие навести порядок на могилках и испытавшие настоящий шок.

Вандалы устроили погром на кладбище в Петербурге: фото

Вандалы повредили более 30 надгробий на кладбище в Петербурге. …В сообщении говорится, что в пятницу, 26 января, в полицию обратился сотрудник кладбища, которое находится в Кировском районе. Накануне вандалы жестоко надругались над могилами на «Красненьком» кладбище в Кировском районе Петербурга. Как ранее сообщал Пятый канал, в результате случившего были разбиты тридцать две надгробные плиты на могилах.

Русская Православная Церковь

В ночь на 1 сентября на городском кладбище Хабаровска были осквернены десятки могил. Вывороченные кресты, расколотые надгробные плиты, памятники, испещренные циничными надписями и свастиками, — такую картину можно видеть чуть ли не каждую неделю в разных уголках страны. Несмотря на то, что в мае наказание за эти преступления было ужесточено, подавляющее большинство кладбищенских вандалов его избегают, отмечает Михаил Поздняев в статье, опубликованной 5 сентября в газете «Новые известия».

Вандализм на кладбище

Бомбинг также считается разновидностью граффити и представляет собой использование при нанесении рисунков или подписей на поверхности довольно простых шрифтов либо реже персонажей, состоящих, как правило, из одного цвета, применяемого для заливки, и другого – для контура.

Вандализм на рижских кладбищах: зачем тревожат мертвецов

В 2015 году полиция Курземского района Риги задержала группу молодых людей, которые раскапывали могилы на кладбище «Лачупес». По данным правоохранителей, вандалы вскрывали захоронения умерших в период с 1940 по 1941 годы старообрядцев. Черепа покойников злоумышленники доставали из могил и совершали с их помощью ритуалы по вызову духов.

Десятки памятников разрушены на кладбищах: вандализм, а не ритуал

Сначала в социальных сетях, затем в газетах появилась информация: вандалы на кладбищах за три дня сломали 66 памятников. Как пишет издание «Аргументы и Факты на Оби», начальник управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталий Витухин предположил, что это могут быть ритуальные действия. В Клещиху с проверкой выехали сотрудники полиции.

На данный момент в Петербурге находится 73 кладбища, где расположены участки с воинскими захоронениями (это 46 участков в составе кладбищ и 27 отдельно стоящих мемориалов). Время от времени на территории этих памятных мест (да и на городских кладбищах в целом) происходят акты вандализма. Например, только в этом году в Северной столице было зафиксировано два серьезных случая: один произошел на Громовском кладбище, второй — на Смоленском православном. При этом, на последнем вандалы осквернили сразу 39 могил, после «налета» 14 надгробных сооружений не подлежат восстановлению. По мнению экспертов, причин для хулиганства несколько.

Ст.

  • Арест до трех м.

Деяния, зафиксированные в ч. 1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

Осквернение могил статья

При этом несомненным плюсом ст.

229 УК РСФСР по сравнению со ст. 244 УК РФ являлось, наличие в ней признака «хищение из могил». Во-первых, название статьи не соответствует содержанию, т.е. название уже, чем смысл статьи, в названии указано только понятие надругательство, а объективная сторона представлена так же и другими действиями: уничтожение, повреждение, осквернение. Комментарий к статье 244 УК РФ Ст. 2282; 2002. N 30. Ст. 3033; N 50.

Ст. 4931; 2003. N 2. Ст. 160, ст.

167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 Уголовного кодекса РФ) 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред.

от 28.07.2012, с изм. от 04.06.2014) «О погребении и похоронном деле»). 2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Впоследствии на этом месте вырос густой лес, исчезли свидетельства трагедии, но - тайное всегда становится явным.

Когда в стране начался процесс реабилитации жертв тоталитаризма, о Куропатах было сказано в полный голос. Жаль только, что потом скорбное место стало ареной борьбы политических мнений, доходивших порой до спекулятивных провокаций.

Сегодня урочище почитается в стране как место захоронения. Способы совершения надругательства в законах не определены. Это могут быть: осквернение, в т.ч. путем нанесения непристойных надписей, рисунков, выливание нечистот; разрушение надмогильных сооружений; раскапывание места погребения, расчленение трупа либо его уничтожение, срывание одежды. Надругательство характеризуется как объективным моментом – совершением относительно праха или места погребения определенных действий, так и субъективным – стремлением оскорбить память об умершем (выделено – автором – прим.

Статья 244

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст.

244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Вандализм на кладбище осквернение могилы статья ук рф

244 УК РФ: наказание Наказание За указанный в первой части ст. 244 УК РФ состав преступления субъекту грозит:

  • Арест до трех м.
  • Не больше 360 часов обязательных работ.
  • Исправительные работы до 12 мес.
  • Штраф до 40 тыс. р. или равный доходам за 3 мес.

Деяния, зафиксированные в ч.

1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

  • Группой граждан, в том числе предварительно договорившимися, а также организованным сообществом лиц.
  • В сопровождении насильственных действий или под угрозой их применения.
  • По мотивам расовой, политической, национальной, идеологической, религиозной вражды, ненависти в отношении определенного социального объединения или в отношении архитектурного, скульптурного сооружения, которое посвящено жертвам фашизма или борьбе с нацизмом, а также участков погребения участников такого противостояния.

Вандализм на кладбище

Под вандализмом в современном законодательстве понимается осквернение зданий и различных сооружений, порча имущества в общественном транспорте и иных общественных местах. За вандализм предусмотрена ответственность по статье 214 УК РФ.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с вандализмом на кладбище, то вам следует помнить, что:

  1. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  2. Все случаи уникальны и индивидуальны.
  3. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.

Однако, если объектом вандализма становятся тела умерших или места их захоронения, то преступные действия квалифицируются уже по статье 244 Уголовного кодекса РФ.

Опасность данного деяния кроется в оскорблении общественной нравственности, чувств живых к умершему, памяти об усопшем, а также религиозных или народных обычаев и ритуалов захоронения.

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст. 244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Статья 244

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Общественная опасность данного преступления заключается в оскорблении памяти об усопшем, чувств живых к умершему, народным обычаям почитать умерших. Преступления, предусмотренные ч.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ, ст 244 УК РФ

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст 244 УК РФ 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

На прошлой неделе информационное пространство Крыма взбудоражила новость об очередном , совершенном на мусульманском кладбище в Ленинском районе. Неизвестными были повреждены 15 надгробий. На следующий день власти быстренько отчитались о поимке негодяев и, вроде бы, все успокоились. Как говорится, шито-крыто. Но все ли прошло так гладко, как пытаются преподнести чиновники?

Итак, все началось с того, что местные крымтатары, узнав о случившемся, обратились в полицию и сообщили об инциденте сельскому руководству. Информация, подкрепленная фотографиями разбитых надгробных памятников, в считанные часы разлетелась по соцсетям, вызвав негодование на полуострове в целом. Осознав, что дело может набрать неслабые обороты, замглавы администрации Керчи тут же заявил, что виновники найдены и будут наказаны. Причем, сделал это на утро после произошедшего, то есть менее чем через сутки. Даже при большом желании мне с трудом представляется, как полицейские всю ночь разыскивают бессовестных вандалов. А если вспомнить, что за последние годы в многочисленных подобных случаях преступников ни разу не находили, да в общем-то и не искали, то история становится еще фантастичнее. Но сейчас не об этом.

Заместитель главы уточнил, что вандалами оказались несовершеннолетние, которые надругались над памятниками ради забавы. Источник, близкий к расследованию дела, сообщил о возрасте ребят, самому старшему из которых всего 13 лет, младшему – 9.

Для понимания всей картины произошедшего необходимо подчеркнуть, что 15 достаточно больших и очень тяжелых надгробных камней были буквально сломаны, а часть из них разгромлена до такой степени, что ни о каком восстановлении не идет и речи. Возникает вполне логичный вопрос: каким образом эти дети смогли повалить, а то и выкорчевать чуть ли не с «корнями» гранитные и мраморные плиты, вес которых в среднем составляет 100 килограммов?

При этом родители малолетних хулиганов в местных кругах говорят, что их чада не имеют никакого отношения к случившемуся. Не знаю, чем уж там провинились они сами или их дети, но заявлять об этом публично они боятся.

Но, как бы там ни было, ясно одно: разрушить надгробия пойманным детям не под силу. А кто был вместо них или вместе с ними, уже не столь важно. Важно теперь то, что версия некоторых крымчан о провокативной составляющей произошедшего выглядит не такой уж и безосновательной. Вполне возможно, что цель таких выходок – подтолкнуть крымтатар на некие действия, направленные против предполагаемых преступников. Или же побудить радикально настроенные религиозные группы к ответным действиям на святынях христиан. К слову, не могу вспомнить, когда в последний раз сообщалось и сообщалось ли вообще о надругательстве в Крыму над христианскими культовыми объектами или захоронениями.

И пока многие сочли инцидент с разбитыми надгробиями исчерпанным и благополучно о нем забыли, хочется обратить внимание на контекст, которым сопровождались действия вандалов. Если абстрагироваться от конкретного случая с кладбищем и вспомнить другие акты вандализма, так или иначе совершенные в отношении крымтатар, то можно проследить весьма четкую негативную тенденцию.

Возьмем недавний инцидент с мечетью в Карасубазаре (Белогорске), построенную на средства известного мецената Ресуля Велиляева. Ее забор был изрисован свастиками, а белоснежные стены самого сооружения облиты черной краской. Всему этому предшествовало задержание Велиляева и отправка его в московское СИЗО Лефортово якобы за просроченные продукты в магазине его торговой сети. Тогда новость получила широкий резонанс, в том числе и за пределами Крыма, ведь Ресуль Велиляев известен как меценат, сделавший немало для жителей Карасубазара (Белогорска).

Или же многочисленные случаи гнусных ограблений и поджогов мечетей за последние несколько лет, которые происходили накануне или во время священных мусульманских праздников, когда крымтатары вновь становятся объектом повестки дня в информационном поле.

А что же такого предшествовало вандализму на кладбище в Еди-Къую (Ленино)? Буквально за неделю до инцидента в ОБСЕ поддержали резолюцию Украины по Крыму, в которой говорится о «нарушении прав человека и основных свобод» на полуострове и особое внимание уделяется именно крымтатарам.

Выходит, что практически все безобразия следуют за большими информационными всплесками, связанными с крымтатарами и их жизнью на полуострове. Как только мировому сообществу напоминают о маленьком, но духом сильном народе и о проблемах, с которыми он сталкивается на родной земле, ответные меры не заставляют себя долго ждать. Коренному народу лишний раз демонстрируют, кто устанавливает правила игры.

Как к этому относиться – выбор каждого. Но понимать и осознавать то, что прячется между строк, должны все. Ведь это, в частности, определяет направление развития и дальнейшее поведение крымтатар в современных условиях.