Какая гитара лучше? Советы по выбору для начинающих. Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных На какой гитаре лучше учиться

Начинать учиться играть лучше всего на обыкновенной классической гитаре . Ее также часто называют испанской. На ней установлены мягкие нейлоновые струны, что позволит напрягать пальцы гораздо меньше, чем в случае акустической гитары с металлическими струнами. Это является особенно важным на начальном этапе обучения. Но если у тебя уже есть акустическая гитара, то сначала будет немного сложнее. Однако постепенно пальцы привыкнут к новым для них ощущениям, и кожа на подушечках пальцев левой руки станет значительно толще и менее чувствительной.

Выбор гитары – это отдельная большая тема. Пожалуй, лучший совет здесь один – взять с собой в магазин (или к продавцу, если покупаешь по объявлению) знающего, опытного человека. Если есть возможность, то пригласи с собой гитарного мастера или учителя, либо просто опытного гитариста. Лучше заплатить небольшую сумму этому специалисту за помощь в выборе гитары, чем потом разочароваться в неудачной покупке. Есть одно общее правило: чем лучше инструмент – тем приятнее и проще на нем учиться играть, и тем быстрее будет идти музыкальное развитие учащегося. Но так как лучше, далеко не всегда значит дороже, знающий человек при выборе гитары просто необходим.

2. Нужно ли знать ноты?

Изучить и знать нотную грамоту – это, безусловно, огромный плюс для любого хорошего гитариста. Однако это знание вовсе НЕ является обязательным для того, чтобы . Играть и подбирать песни на слух можно хорошо и даже очень хорошо, совершенно не зная нот! К примеру, известный гитарист-виртуоз Пако де Лусия стал изучать нотную грамоту лишь в 44 года. Отсутствие этих знаний ему никак не помешало исполнить и сочинить огромное количество потрясающих по красоте и звучанию гитарных произведений и до этого возраста. Безусловно, знать нотную грамоту – это лучше, чем ее не знать, но научиться играть, причем играть хорошо, можно и без этих знаний. Тем более, что в процессе обучения может наступить момент, когда ты поймешь, что нотная грамота вдруг стала нужна.

3. Как часто нужно заниматься?

Заниматься нужно регулярно. Лучше всего – по утрам. Но если нет такой возможности, можно заниматься и днем, и вечером, желательно в одно и то же время и уделять этому делу не менее часа. Здесь работает простое правило: чем больше занимаешься, тем быстрее достигнешь желаемых результатов. Однако, если в какой-то момент появится чувство сильной усталости или легкой боли в пальцах, занятия необходимо на время прекратить. Даже если это произойдет раньше, чем через час. Лишние травмы, ушибы и растяжения ни к чему. Тренировать левую руку можно с помощью эспандера, но все же лучшая тренировка – это непосредственно игра на гитаре.

Планируешь учиться играть на гитаре? Пред тобой стоит непростая дилемма. Во-первых, нужно определиться, где и как учиться: брать частные уроки, онлайн или видео курсы и т.д. Но еще важней решить для себя, что именно ты хочешь научиться играть. Все это непростые вопросы. Но мы попробуем разобраться, ведь это может повлиять на твою карьеру в будущем и выбор инструмента в настоящем. Для наглядности я расскажу о том, как сам начинал учиться играть на гитаре.

С раннего детства у меня в голове постоянно крутилась музыка. В какой-то момент я решил взять гитару в руки и попробовать сыграть на ней то, что звучит в голове. Уже тогда авторитетами для меня были Марк Нопфлер (Mark Knopfler, Dire Straits), Джордж Харрисон и Роберт Смит (Robert Smith, The Cure). И у меня было несколько любимых примеров гитарного звучания, например гитара Нопфлера в “Money For Nothing” и грязноватый зафузованный звук как у The Beatles в “Revolution”. И вот я прошу своих родителей купить мне гитару и мой отец говорит мне слова, которые я уже предвидел и которые ввергали меня в бесконечную тоску:

“Для начала можешь попробовать на акустике, и если у тебя пойдет, то через пару лет купим тебе электрогитару”.

Дальше случилось следующее. Дед Мороз принес мне на новый год акустическую гитару с нейлоновыми струнами (видимо, он подслушал тот разговор), и я принялся разучивать все, что мог. Учился я быстро, возможно, даже слишком, потому что легко снимал партии на слух и ленился лишний раз заглянуть в ноты и табы, в результате чего у меня ушли годы на то, чтобы начать играть некоторые песни правильно. Но у меня действительно “пошло”. Однако, кое-что постоянно бесило меня. Все, что я ни играл, звучало совсем не так, как мне хотелось. Я пошел на разного рода ухищрения, чтобы приблизить свое звучание к звуку электрогитар, которые я слышал по телевизору и на записях. Я обнаружил, что звук будет острее, гнусавее и плотнее, если ударять по струнам совсем близко к нижнему порожку. Но все равно он был совсем не такой, как у Ричи Самборы из Bon Jovi на альбоме Slippery When Wet. Я пытался засунуть микрофон внутрь гитары через резонаторное отверстие и подключал его к усилителю (а кто не пробовал?!), но звук получался гулкий и странный и ни разу не такой, как у Гари Мура в “Still Got The Blues”.

Через два года Дед Мороз вернулся с новым подарком. На этот раз он принес мне довольно дешевую электрогитару. И это было круто, по нескольким причинам: во-первых, электрогитара сама по себе выглядит офигенно, а во-вторых, поскольку это была дешевая модель, у нее постоянно что-нибудь отваливалось, благодаря чему в 12 лет я уже многое знал про устройство гитары и научился ее чинить. Удивительным образом для меня этот минус обернулся в большой и жирный плюс. И все же звук моей гитары не был похож на мои любимые записи, но я уже знал про гитары достаточно, чтобы понимать почему: на моем недорогом комбо усилителе было всего две ручки – громкость и тон. Никакого перегруза. Овердрайв и дисторшн это то, что большинство из нас подразумевает, говоря про звук электрогитары. Короче, пришлось ждать своего дня рождения, чтобы получить педаль перегруза. Тогда наконец у меня и появилась возможность играть по-настоящему. И по-настоящему громко.

Спустя много лет, когда я стал преподавать игру на гитаре, меня часто спрашивали и ученики, и их родители: “На чем лучше начинать учиться - на акустике или электрогитаре?” Я всегда отвечал так: “На чем хотите играть в будущем, на том и учитесь”. Акустическая гитара это не трехколесник, с которого потом пересаживаются на взрослый велосипед. Особенно это касается классической гитары с нейлоновыми струнами, где высота и расположение струн а также ширина грифа как день и ночь отличаются от того, с чем тебе придется столкнуться, когда ты “дорастешь” до электрогитары. На акустической гитаре стоит учиться в том случае, если ты изначально планируешь играть на акустике. Только в этом случае ты будешь слышать из под своих пальцев именно те звуки, которые вдохновляют и направляют тебя. Если ты видишь себя в будущем играющим на электрогитаре, с нее и начинай! Так твое реальное звучание будет гораздо ближе к тому представлению, которое есть у тебя в голове.

У меня была одна ученица, которая любила метал, но папа купил ей акустическую гитару с очень высоким положением струн. Что она ни делала, звук все равно не получался таким, как ей хотелось. Другая ученица оказалась в похожей ситуации, но после полугода стабильного прогресса, она купила себе Epiphone Les Paul, после чего ее игра буквально преобразилась – она, например, стала влегкую снимать песни Muse и активно сочинять собственные. Мораль сей басни в том, что если твоя гитара звучит как тот инструмент, который вдохновил тебя на начало обучения, с гораздо большей вероятностью ты будешь развивать свои музыкальные способности, а не разочаруешься и бросишь это дело. А ведь миру так не хватает хороших гитаристов! 

перевод: сайт 



На каких струнах лучше играть? У меня пальцы болят. Больно прижимать аккорды. Такая проблема обычно бывает у девушек в начале обучения при игре на металлических струнах или после долгого перерыва.

С этим ничего не поделаешь, «искусство требует», чтобы мягкие кончики пальцев левой руки слегка огрубели от струн. Нужно немного потерпеть и через неделю занятий уже можно будет забыть об этой проблеме, если пальцы привыкнут.

А если не привыкнут, есть два варианта. Перейти на нейлоновые струны или попробовать поставить струны помягче.

С нейлоновыми струнами, как правило, проблем нет. Они мягкие и не причиняют вреда коже пальцев. Поэтому дети и девушки начинают обучение на гитаре с нейлоновыми струнами.

У парней руки погрубее и терпения побольше. Они могут сразу учиться на металлических струнах.
Металлические струны делятся на мягкие , средней жесткости и жесткие . Определяется это легко по надписи на упаковке или по указанной толщине первой струны.

008 – струны очень мягкие, для акустической гитары не подойдут, нельзя будет правильно настроить гитару.

009 – мягкие, играть на них легче, но тоже не всякая гитара точно настраивается.

010 – средней жесткости. Большинство гитар рассчитаны именно на такую жесткость. Но пальцы с непривычки будут слегка побаливать поначалу.

011 – жесткие струны. Это уже для крепких пальцев, для любителей плотного, насыщенного звука.

012 – очень жесткие. Есть такие любители.

Выбирайте сами: или нейлон или немного потерпеть и наслаждаться звонким серебристым звуком.

Существует два основных типа акустических гитар. Это классическая гитара с нейлоновыми струнами, и вестерн гитара с металлическими. Отдельную ветку занимают электрогитары, но на них я останавливаться не буду, так как начинать обучение следует в любом случае на акустической гитаре. А вот на какой из этих двух видов, сейчас будем разбираться. Для начала определим их характерные черты, сильные и слабые стороны, область применения.

Классическая гитара

Имеет широкий гриф, относительно небольшой корпус, нейлоновые струны и головку грифа с прорезями. Звук мягкий, глубокий, сбалансированный, с хорошим басовым регистром. Это универсальный инструмент. На нём хорошо звучит классика, романсы, джаз, фламенко, популярные мелодии.

Это гитара с давней историей, является прародительницей всех современных типов гитар. Именно на ней базируется вся классическая школа и классическая техника игры. Также отлично подходит для аккомпанимента пению. Но по причине своего несколько матового звучания недостаточно прослушивается в ансамбле при игре аккордового сопровождения, хотя при наличии встроенного звукоснимателя и темброблока эта проблема легко решается. На гитаре такого типа играют все классические гитаристы, гитаристы играющие испанскую музыку (фламенко), я также играю только на классической гитаре самую разную музыку.

Вестерн гитара


Её ещё называют просто «акустической», но это не совсем верно, потому что классическая гитара также относится к акустическому типу.

Эта гитара имеет узкий гриф, корпус большего объёма чем у классической, железные струны и головку грифа без прорезей. Звук громкий, звонкий с преобладанием высоких частот. Басовый регистр не так ярко выражен как у классической. Гитара этого типа отлично звучит в ансамбле, благодаря своей звонкости. При игре медиатором выдаёт очень мощный, плотный, характерный звук. Изначально она применялась только как аккомпанирующий инструмент. Потом её стали использовать и как сольный инструмент, играя техникой fingerstyle такие музыканты как Chet Atkins, Tommy Emmanuel, Аndy McKee.

На какой учиться?

Любой профессиональный педагог вам посоветует начинать обучение на классической гитаре, и будет прав. Эта гитара позволит вам овладеть основами классической техники игры, которая является базовой для всех остальных пальцевых техник. Ведь тот же fingerstyle по сути, ни что иное как разновидность классической пальцевой техники. В дальнейшем, вы можете играть на гитаре любого типа, но начинать лучше и правильней всего на классике.

Нейлоновые струны гораздо более мягкие и приятные по ощущению чем металл, на них легче осваивать все основные технические приёмы. Увеличенное расстояние между струнами также очень удобно при отработке разнообразных арпеджио (переборов) в правой руке. Вы сразу научитесь слышать тембр извлекаемого звука, и его зависимость от угла атаки, положения руки. На классической гитаре это очень хорошо слышно.

Ещё одним плюсом является то, что за относительно небольшие деньги можно купить довольно качественный ученический инструмент. Например Hohner HC-06 или Valencia, которые при невысокой цене обладают приятным звуком и прослужат вам долго.
Если брать гитары типа вестерн из этой же ценовой категории, то это чаще всего очень некачественные инструменты с плохим строем, которые быстро рассыхаются, у них ведёт гриф. Вполне возможно что есть дешёвые и в то же время качественные вестерны, но я таких не встречал. Как правило, они стоят намного дороже.

В любом случае не покупайте инструмент не посоветовавшись с вашим педагогом. Очень часто на первый урок приходят с только что купленными гитарами, на которых невозможно играть.

И последнее. Многие думают что на классической гитаре можно играть только классику. Ничего подобного. Это универсальный инструмент. Классическая техника позволит вам играть в любом стиле, так как является базовой пальцевой техникой.

Примечание: часто спрашивают можно ли ставить нейлон на вестерн. Ставить то можно, но звучать будет очень плохо. Тускло, тихо, невыразительно. Потому что гитары вестерн расчитаны именно на железные струны. Нейлоновые струны звучат хорошо ТОЛЬКО на гитарах классического типа. А вот ставить железные струны на классику нельзя, можно повредить инструмент.

Марки классических гитар: Hohner HC-06 (или другие модели, но с нейлоном!), Valencia, Yamaha, Admira, Sanchez, Almansa

Всем здравствуйте, в 3-м классе я впервые услышал тяжелую музыку, мой друг принес на школьную дискотеку записи гр. «Iron Maiden» и гр. «Ария», естественно, прибежав домой, я сразу рассказал об этом отцу, и он купил мне по аудиокассете этих групп. Именно тогда я и начал мечтать о покупке гитары.

Слушая любимые песни, я представлял, как играю на сцене такую же музыку. Мне было 9 лет, я ничего не понимал, но очень хотел играть на гитаре. Пропустим скептицизм родителей на этот счет, ведь в конце концов я купил старую гитару с двумя розетками и больше меня самого, а также видеокассеты с уроками игры на гитаре. Не получалось ничего, это я понимаю сейчас, но тогда я считал себя первоклассным рок-гитаристом. Прошел месяц с покупки инструмента, а мы уже с моим одноклассником, который стучит палками по дивану, имитируя барабаны, играем наш первый рок. Стоит отметить, что акустическая гитара пробыла у меня не долго, может год или полтора, ведь звук я хотел другой, я чувствовал себя, как человек, который хочет функции смартфона от кнопочного телефона. Прошло немного времени, что-то накопил, что-то добавили и вот я приобрёл б/у, но неплохую электрогитару индонезийского производства. Тогда я и получил то, что хотел.

К чему это предисловие, я был «самоучкой» 6 лет, за это время я обзавелся электрогитарой, научился пользоваться примочками, играл музыку, которая мне нравится, сочинял песни и т.п., но не научился играть. Я скорее игрался с гитарой, но как ни странно, я сейчас не пропагандирую занятия с педагогом с самого начала пути, опираясь на свой «горький опыт», нет, опыт не горький, ведь я получал удовольствие от этого занятия, т.е. я занимался именно тем, чем хотел, тем, что мне нравится и, пусть не сразу, на той гитаре, которая мне нравится.

Итак, начнем, если вы хотите научится играть свою любимую музыку, то для начала выберите инструмент, я имею ввиду не фирму, даже не страну производителя, а вид гитары: электрогитара, классическая гитара, акустическая гитара или даже бас-гитара. Есть распространённое мнение, что сначала нужно научится играть на «обычной» гитаре, я так не думаю, выбирайте гитару по вкусу и музыкальному направлению.

Если вы хотите играть эстрадные стили музыки, такие как блюз, джаз, рок, метал, если мечтаете о гитарных риффах и соло, то смело покупайте электрогитару, если вы хотите петь под гитару или играть акустическую музыку и фингерстайл, то акустическую, если же, хотите целенаправленно научится играть на классической гитаре с нейлоновыми струнами, то покупайте ее, с бас-гитарой так же, берите, если вам нравится именно этот инструмент. Играйте на том инструменте, который вам нравится. Пересаживаться с электрогитары на классическую по сложности одинаково, как и с классической на электрогитару.

С гитарой разобрались, теперь решим, можно ли обучаться игре самостоятельно или обязательно с педагогом. Я думаю, что в любом случае лучше начать заниматься с преподавателем, по нескольким простых причин.

Во-первых, постановка рук и правильная посадка. Вы можете все это найти в СМИ. Интернет, учебные пособия, сейчас всего этого очень много, но опираясь на свой опыт скажу, что первое время за обучением должен следить знающий человек. Можно играть и не понимать, почему звук не такой, почему боль в той или иной части тела после игры, а понять причину через года два, но на занятиях с педагогом сразу расскажут, поправят и объяснят, что так, а что не так и, как это исправить.

Во-вторых, информация, ее нужно уметь «фильтровать», сложно разобраться в пособиях, нотах, табулатурах, видеоуроках на начальных этапах обучения.

В-третьих, ошибки, начиная учится, вы часто не замечаете свои ошибки, педагог будет обращать на них внимание и помогать исправлять.

Первые 6 лет, как уже было сказано, я обучался самостоятельно, в итоге я пошел к преподавателю, но по электрогитаре. Если бы с самого начала я пошел на классическую гитару и начал бы играть то, что на тот момент мне не нравилось, то возможно я бы и не стал музыкантом. Сейчас я люблю играть на классической гитаре с нейлоновыми струнами, но тогда было все иначе. Поэтому я советую найти преподавателя, который специализируется именно на том стиле, который вам интересен и на той гитаре, которую вы хотите.

Хочу сказать в защиту самообучения, то, что так обучаться можно, но только дольше и вас ждут те проблемы, которые описаны выше. Даже месяц занятий со знающим педагогом могут многое изменить в вашей игре.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что каждая гитара одинаково хороша, будь то классическая, акустическая или электрогитара, как и музыкальные направления, вопрос только во вкусе, занимайтесь тем, что вам нравится.