Как описать картину: рекомендации. Васнецов В.М. «Богатыри». Описание картины Описание картины м

Осень - это прекрасное время года, когда вся природа вокруг мерцает золотыми красками в преддверии зимы. Именно осень, а точнее - позднюю осень, изобразил М. Н. Ромадин на своем холсте «Село Хмелевка».

Хотя художник описал красками холодное время года, от картины все же веет благоговейным теплом и любовью. И это не странно, ведь на картине изображены родные для автора просторы. Они завораживают, навевают чувство гордости за свой народ, и необычайную нежность к родному краю. Художник написал картину в весьма нелегкие для страны времена, когда война истощила народ, принудила к голоду и забирала последние силы. Но сельские люди не отчаивались, продолжая жить и бороться, заниматься огородничеством и выращивать домашний скот, надеясь на лучшее и искренне веря в победу.

Условно картину можно поделить на три части - передний план, задний план и горизонт. На переднем плане расположены одинокие, тонкие и незащищенные от осеннего ветра березки. Они практически потеряли свою листву, но при этом грациозно тянутся вверх. Вокруг берез чернеет выгоревшая под летним солнцем трава, еще совсем немного - и ее покроет толстое покрывало зимнего снега. По всей видимости, это небольшое поле, где в теплую пору селяне выпасают свой скот. Но сейчас не видно никого - ни животных, ни даже одиноких человеческих фигур, которые могли бы бродить по пустынным холодным улицам.

Задний фон картины - это просторы уютного села, где компактно расположенные домики притягивают взгляд своей белизной и ухоженностью. Становится очевидным, что трудолюбивый русский народ даже в тяжелые времена 1944 года не опускал руки и добросовестно ухаживал за своими пускай и не богатыми, но родными домиками. Если присмотреться, то можно разглядеть улицы и даже представить, как по ним бегали детки, ездили повозки или с поля добирался рабочий люд. Село достаточно большое - только нашему взору открыто более нескольких десятков домиков, и неизвестно, сколько их скрыто вдали.

На горизонте виднеется река «Волга». Эта представительница водной стихии бережно окутывает село, как будто защищая его от чужого вторжения. Небо пасмурное, хоть Ромадин не изобразил ни единой тучки, все же кажется, что вот-вот пойдет дождь и дополнит осеннюю прохладу дождевой влагой.

Если говорить о времени, которое передал художник на холсте, то создается впечатление, что это ранее утро, когда село только пробуждается и готовиться к дневным заботам и кропотливой работе.

Какой бы холодной не казалась погода, каким бы одиноким не выглядело село, общая атмосфера картины теплая. М. Н. Ромадин смог изобразить обычное село так, чтобы каждый увидевший его, испытал те же нежнейшие чувства, что испытывал и сам автор. И ему это удалось.

Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Влечение его к искусству не встречало поддержки родных, и он был вынужден самостоятельно заниматься живописью. Поступив ретушером к странствующему фотографу Данилевскому, он объездил с ним много провинциальных городов и наконец попал в Петербург. Там он познакомился с молодыми художниками, которые советовали ему серьезно заняться живописью, и по их настоянию в 1857 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Царившая там косность вызывала протест передовой демократической молодежи. Крамской возглавил молодые художественные силы в борьбе за реализм в искусстве против отвлеченного от жизни классицизма. Несколько человек в знак протеста вышло из академии. Выступление художников ознаменовало новую эпоху в развитии русского искусства. «Пора думать о создании русской школы национального искусства», - говорил Крамской.

В начале 70-х годов возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило передовых русских художников - В. Г. Перова, В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. А. И. Куинджи и других. Позднее в него вошли И. Е. Репин и В. И. Суриков. Душой и руководителем этой организации был Крамской.

Картина «Русалки». Иван Крамской

На первую передвижную выставку 1871 года Крамской представил картину «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». В этой картине художнику хотелось передать волшебное очарование лунного света. У заросшего пруда плавно движутся русалки. Голубовато-зеленый лунный свет делает все вокруг таинственным и загадочным…

Картина «Лунная ночь». Иван Крамской

К изображению лунного света Крамской возвращается в 1880 году. Они пишет романтическую, глубоко поэтическую картину «Лунная ночь».

Могучие тополя выстроились вдоль аллеи. Пышные кусты осыпаны белыми цветами. В пруду застали белые кувшинки. Все озарено сказочным лунным светом. На скамье в белом одеянии сидит женщина, полная обаяния, тихой лирической грусти и таинственности.

Картина «Христос в пустыне». Художник: Крамской

На следующей выставке появилась картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Крамской изображает его обыкновенным человеком. Долго брел он в молчании. Исстрадавшийся, уставший, присел он отдохнуть на камне в палестинской пустыне. Руки судорожно сжаты, голова опущена. Следы глубоких переживаний видны на его лице. Христос для Крамского - это воплощение совести и долга человека. Художнику было свойственно необычайно острое сознание своего гражданского долга, сознание необходимости самопожертвования во имя общего дела.

Иван Крамской: картина «Неутешное горе»

В числе работ Крамского есть целый ряд великолепных женских портретов. В них проявилась способность художника к выражению эмоциональных состояний человека. Картина «Неутешное горе» (1884 г.) была написана после смерти маленького сына художника. Крамской передал неизмеримое горе матери - ее личное горе, которое никто не может разделить с ней.

Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Она потрясена. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Платок поднесла ко рту, как бы сдерживая рыдания… Из жизни ушло самое дорогое существо, а все кругом осталось по-прежнему: и этот ковер, и портьеры, и картины, и альбомы на столе… Гроба не видно. Только в кресле лежат коробки с венками и белая легкая материя, а на полу стоят горшки с цветущими тюльпанами. Комнату наполняет серый зимний свет… В позе женщины, выражении лица воплощена глубокая душевная драма матери.

Иван Крамской. Описание картины «Неизвестная»

В экипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку, изящная молодая женщина. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Ее фигура вырисовывается на фоне светлой дымки морозного зимнего воздуха и розоватого Аничкова дворца. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры.

Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.

Крамской: портрет Толстого

Крамской создал целый ряд портретов русских писателей - Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Григоровича. Художник изображает людей, погруженных в глубокое раздумье.

Проста и естественна поза Толстого. Приковывают внимание глаза писателя, требовательные, внимательные. Человеком воли, ясного и энергичного ума предстает Толстой в портрете Крамского.

Портреты крестьян

Демократические взгляды художника нашли отражение в серии крестьянских образов - «Крестьянин» (1871 г.), «Пасечник» (1872 г.), «Полесовщик» (1874 г.), «Мина Моисеев» (1883 г.) и других. Это яркие типы, каждый по-своему характерный и выразительный.

Крамской умер 25 марта 1887 года во время работы над очередным портретом. Картины и портреты, созданные художником, стоят вровень с лучшими творениями его современников.

Т. Шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. С одной стороны, демон — как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри, и творец не может найти средства для борьбы с ним. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.

Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, который не столько зло и не столько князь тьмы, а больше – страдающее раненное существо, одновременно мощное и благородное. Для Врубеля он — могучий творческий дух, посредник между людьми и богами.

Картина «Демон сидящий» представляет собой фигуру существа, сидящего на вершине горы. Все его тело, все его мышцы напряжены, пальцами сжаты, что очень резко контрастирует с меланхоличным выражением лица демона. Он – пассивный, замкнутый и все еще гордый, но ужасно одинокий и очень чувствительный. Демон сидящий являет собой обобщенное изображение души. Глаза сфокусированы внутрь себя, руки сложены, как будто этот могучий дух пытается изолировать себя от окружающего и углубиться в свои мысли.

Этот персонаж Врубеля — антитеза женственности, и тем не менее, обладает длинными волосами, мягким лицом и надутыми губами. Его глаза наполнены тоской по любви в этом холодном и отчужденном мире. На щека замерла кристально чистая слеза – демон как будто скорбит о хрупкости жизни, любви, счастья и всего земного мира. В этом персонаже видна ужасающая раздвоенность: могучее тело, подобное гранитному камню, и трепетная ранимая душа.

Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Вокруг все полно невероятных превращений. Невиданные цветы, что заполнили всю правую часть картины, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Устилая землю и прижимаясь к ногам демона, они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.

Нередко ставит школьника любого возраста в тупик. Казалось бы, все просто: нужно лишь посмотреть на картину и описать свои впечатления. Однако ребенок часто не понимает, как описать картину так, чтобы это не выглядело ни примитивным перечислением того, что он видит, ни фантазиями на тему сюжета произведения. Между тем в этом задании, во всяком случае в выполнении его на том уровне, которого стандартно ждут в школе, действительно нет ничего сложного. Для того чтобы автор успешно справился с таким сочинением, достаточно лишь направить ход его рассуждений и подсказать ему, на что нужно обратить внимание.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

Краткое предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

Бытовая сцена или исторический сюжет

Описание бытовой сцены чаще всего совмещает в себе рассказ и о персонажах, и о пейзаже (интерьере). Однако акцент должен быть поставлен на объяснении целостности произведения. Сочинение должно быть посвящено ответам на вопросы о том, как каждая деталь произведения «работает» на создание общего впечатления от картины.

Исторический сюжет, помимо прочего, требует исторических комментариев и пояснений. Сильным всегда будет смотреться текст с разъяснениями того, как называются те или иные детали костюма, интерьера, пейзажа.

Кроме сочинения по определенной картине, преподаватели нередко дают задание написать текст о любой работе определенного автора. Перед тем как описать картину художника, следует ознакомиться с его творчеством в целом и выбрать наиболее привлекательную для описания. В этом случае сочинение будет содержать также мотивацию выбора конкретной работы и ее сравнение с другими наиболее известными произведениями автора.