К федин биография. Биография, Федин Константин Александрович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. Болезнь и выздоровление

(1977-07-15 ) (85 лет) Место смерти Гражданство (подданство) Род деятельности писатель, журналист, специальный корреспондент Годы творчества - Направление социалистический реализм Жанр проза, роман , повесть Язык произведений русский Премии Награды Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе

Константи́н Алекса́ндрович Фе́дин (12 (24) февраля , Саратов , Российская империя - 15 июля , Москва , СССР) - русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР . Член АН СССР и Немецкой академии искусств (ГДР) * (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Биография и творчество

Первые публикации относятся к 1913 году – сатирические «мелочи» в «Новом сатириконе ». Весной 1914 года, окончив 3-й курс, уезжает в Германию для совершенствования в немецком языке, где его застала Первая мировая война ( -). До 1918 года живёт в Германии на положении гражданского пленного, работает актёром в городских театрах Циттау и Герлица . В сентябре 1918 года возвращается в Москву, служит в Наркомпросе . В 1919 году живёт в Сызрани, работает секретарём городского исполкома, редактирует газету «Сызранский коммунар» и журнал «Отклики». В октябре 1919 года мобилизован и направлен в Петроград в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда»; вступает в ряды РКП(б). Печатается в «Петроградской правде».

Весной 1921 года Федин входит в содружество «Серапионовы братья »; назначается ответственным секретарём, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция ». В этом же году Федин выходит из партии, объяснив это необходимостью «все силы отдать писательству». 1921–1922 гг. - секретарь редакции Государственного издательства в Петрограде; член правления писательской артели «Круг» и кооперативного издательства «Круг» (1923–1929); ответственный секретарь журнала «Звезда» (1924–1926); председатель правления «Издательства писателей в Ленинграде» (1928–1934). В 1920-е годы Фединым написаны повести «Анна Тимофевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1925–1926), «Старик» (1928–1929), ряд рассказов. За рассказ «Сад» (1921) Федин получил первую премию на конкурсе «Дома литераторов» в Петрограде.

Дом, в котором жил писатель Федин

В эти же годы им написаны два его лучших романа: «Города и годы », в котором отразились впечатления о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и опыт гражданской войны в России и «Братья» – роман о России революционной поры. Оба романа посвящены судьбам интеллигенции в революции и были с воодушевлением восприняты читателями как в России, так и за рубежом (с 1926 по 1929 гг. романы были изданы в переводах на немецкий, польский, чешский, испанский, французский языки). О «Братьях» Стефан Цвейг писал Федину 10 декабря 1928 года: «Вы обладаете тем, что так непонятно большинству в русских художниках (и чего я, к моему сожалению, совершенно лишён),- великолепной способностью изображать, с одной стороны, народное, совсем простое, человеческое, и одновременно создавать изысканные артистические фигуры, раскрывать духовные конфликты во всех их метафизических проявлениях» .

Заболев тяжёлой формой туберкулёза лёгких, с сентября 1931 по ноябрь 1932 года Федин лечится в Давосе (Швейцария), а затем в Санкт-Блазиене (Германия). В 1933–1934 гг. как член оргкомитета Федин участвует в подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей . До 1937 года Федин продолжал жить в Ленинграде (Литейный проспект, 33), потом переехал в Москву. В 1933-1935 годах работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. Роман «Санаторий „Арктур“» (1940), написанный по впечатлениям от пребывания в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, тематически перекликается с «Волшебной горой» Томаса Манна. Выздоровление героя - советского подданного - на фоне находящегося под гнётом экономического кризиса Запада накануне прихода к власти фашистов символизирует преимущества советского строя.

В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. С ноября 1945 по февраль 1946 года - специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе . В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. К. И. Чуковский писал об этой книге «Словом, как ни смотри, с какой стороны ни подойди, это вершинная книга из всех современных мемуарных. Книга классическая. И я рад, что она избавлена от прежних увечий» .

Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время» (1957), включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин, почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…» .

С 1947 по 1955 годы Федин - руководитель секции прозы, а затем председатель правления (1955–1959) Московского отделения Союза писателей СССР . Первый секретарь (1959–1971) и председатель правления (1971–1977) СП СССР.

В 1958 году Федин был избран академиком АН СССР по Отделению литературы и языка. В 1968 году выдвигался на Нобелевскую премию , но Шведская академия, сочтя, что основные литературные заслуги писателя «отстоят слишком далеко по времени», не стала всерьёз рассматривать его кандидатуру .

Критика

Семья

Фото

Памятник К. А. Федину в Саратове Могила Федина на Новодевичьем кладбище Москвы Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Федина . Россия , .

Награды и звания

Память

  • Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия .
  • Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы А. П. Кибальников , В. Н. Протков; архитектор Ю. И. Менякин .
  • Саратовский государственный педагогический институт имени К. А. Федина.
  • Одна из улиц Сызрани носит название ул. Константина Федина.

Киновоплощения

  • - Фурцева - Анатолий Яббаров

Примечания

  1. Федин Константин Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.

Автобиография

Все мое детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в семье влюблено, называли «столицей Поволжья». Сейчас я как будто ярче прежнего вспоминаю свою родительскую семью то в одной, то в другой крошечной квартирке и детские впечатления от Волги с ее неповоротливыми пароходами, бесконечными вереницами плотов, просмоленными рыбачьими дощаниками и окрестными фруктовыми садами деревень. Отсюда пошли мои первые представления о русской земле - как о Мире, о русском народе, как о Человеке. Здесь складывались начальные понятия о прекрасном - из картинной галереи Радищевского музея, где было много отличных русских мастеров и западных художников - барбизонцев, собранных известным Боголюбовым; из школьных спектаклей, в которых участвовал и я; из драматических и оперных театров; из уроков на скрипке, которые мучили меня и одно время совсем охладили к музыке.
Я начал себя помнить с четырех лет. Мы жили тогда на плац-параде - большой пыльной площади, где в длину приземистых артиллерийских конюшен стояли зеленые батарейные орудия, издалека направленные дулами на наш деревянный «флигерь» в три окошка.
Отлично вижу прохаживающегося перед пушками солдата при шашке наголо и крупных короткохвостых коней, которых гоняют на корде в облаке пыли.
Раз вечером вся площадь осветилась прыгающими языками огней в черном дыму: жгли вонючие керосиновые плошки, и люди бродили вокруг, вдыхая чад и копоть. Это была городская иллюминация, устроенная для «гулянья» в тот день, когда в Москве Николай II «отпраздновал» свое коронование трагической Ходынкой, так много сказавшей о царе русскому народу. Начиная с этих плошек, я припоминаю все больше подробностей детской жизни.
В 1899 году я пошел в начальное училище, где одним из учителей был дядя моей матери, Семен Иванович Машков, у которого она провела девичьи годы перед замужеством. Дом Машкова был очень близок нашей семье, но отличался от нее, прежде всего тем, что стоял гораздо выше по культуре. Здесь велись самые горячие разговоры взрослых, какие мне доводилось тогда слышать, читались газеты, чего я в ту пору совсем не видел дома, собирались учителя, студенты (студентов тоже не бывало у нас), и почти всегда мой отец исступленно спорил при таких встречах, ссорился и уходил домой. Жизнь Машкова представлялась мне очень стройной, ясной, внушала что-то поэтичное, и это чувство укреплялось моей матерью, относившейся к своему дяде с обожанием.
Семи лет я начал учиться игре на скрипке. С перерывами эта школа продолжалась, кажется, до 1906 года, когда я решил серьезно заняться музыкой, поступил в консерваторию, но вдруг возненавидел занятия в ней и перестал играть. Спустя двадцать лет, рассказывая о Никите Кареве в романе «Братья», я вспоминал о ранней своей любви и о ненависти к скрипке.
В 1901 году я поступил в коммерческое училище. Память об учении в нем сохранила мало хорошего. Но в его стенах я испытал с товарищами переживания, которые принесены были русско-японской войной, и особенно революцией. Открывался впервые волнующий реальный мир над пределами наших ребяческих фантазий, над уроками и учебниками.
Мир этот был связан для меня с самым ранним впечатлением больших уличных событий, которые я нечаянно наблюдал,- с разгоном демонстрации протеста против казни студента Балмашева в 1902 году, убившего министра внутренних дел Сипягина. Осенью 1905 года мне еще не исполнилось четырнадцати лет, но я был охвачен общим возбуждением; вместе со всем классом участвовал в ученической «забастовке», ходил с товарищами в 1-ю гимназию (где с лишним полвека назад преподавал Чернышевский) - «снимать» с занятий гимназистов, убегал дворами от оцепивших гимназию казаков.
Отец смотрел на мое поведение как на опасное озорство, и внушительно призвал меня к послушанию. Однако в это время у меня появился первый шанс в самообороне от отцовских назиданий: он сам не переставал возмущаться погромами, черносотенством. Когда в доме губернатора Столыпина был убит жестокий «усмиритель» саратовских крестьян генерал Сахаров, отец обошел событие суровым молчанием,- «устои», в которых держал он семью, не позволяли ему одобрить террористический акт, но казней и бесчеловечности усмирения крестьян он тоже не мог простить.
Моя мать, Анна Павловна, урожденная Алякринская, дочь народного учителя, воспитанная своим дедом-священником в глуши Пензенской губернии, внесла в дом уклад русских духовных семей. Отец, Александр Ерофеевич, был сыном крепостного крестьянина, родом тоже пензяк, учился торговле, служил «мальчиком», затем приказчиком у купцов и впоследствии стал торговцем-писчебумажником. Он был самоучкой, до женитьбы пробовал писать стихи и всю жизнь имел слабость к немудрящей рифме, собирал религиозные книги, любил церковность и в этом смысле жил в полном согласии с матерью, хотя характеры их были резко различны.
Быт был строгий, заведенный отцом раз навсегда, как календарь. Во всем ощущалось принуждение. К пятнадцати годам дом показался мне невыносимым гнетом, я стал очень худо учиться и в декабре 1907 года бежал в Москву, заложив в ломбарде свою скрипку.
Один мой школьный товарищ, учившийся живописи и когда-то заразивший меня тягой к малеванию маслом, приютил меня в своем подвале, на Кисловке, и мы вместе мечтали, что я тоже буду художником, а пока я служил ему натурой, стоя посередине мрачной комнаты в позе Бонапарта. Вскоре отец разыскал меня и мирно увез домой, взяв с меня обещание, работать в его магазине. Летом 1908 года я сделал еще попытку бегства - на лодке вниз по Волге, но не довел отчаянного предприятия до конца, вернулся домой и вскоре настоял на том, чтобы продолжать образование. Мать оказалась мне в этом доброй опорой, чем была всю свою не очень легкую жизнь. Думаю, что только благодаря ее чуткой воле я не сбился с пути.
Три следующих года были лучшими в моей юности - старшие классы коммерческого училища в Козлове (Мичуринске). Я жил теперь один, в обстановке, не тяготившей меня воспоминаниями о Саратове, где все смущало мою совесть - побеги, прерванное ученье, и отошедшие от меня товарищи, и работа в магазине.
Я многим обязан козловским педагогам, особенно словесникам, как тогда называли преподавателей русской литературы. Классные занятия выходили за рамки программ,- мы читали сборники «Знания», писали сочинения о русских «модернистах», об Ибсене, и это открывало нам взгляд на литературу как на цепь меняющихся в борьбе живых явлений, а не схоластический школьный «предмет». Новыми глазами я перечитал то, что прежде меня оставляло равнодушным, и скоро нашел в книгах ни с чем не сравнимую отраду.
Здесь, в Козлове, я и начал мечтать о писательской работе.
В 1911 году я поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института. Студенческие годы заполнены были уже созревшим стремлением писать. Первый рассказ был сочинен еще летом 1910 года, в Уральске, где я гостил у сестры. Это было подражание Гоголю,- его «Шинель» оставалась надолго одним из глубочайших моих внутренних потрясений. Я понял, что это - подражание много позже, в зрелые годы, а когда писался рассказ, мне чудилось - я пою, как птица. Я отправил тогда эту птичью песню из Козлова в Петербург, в «Новый журнал для всех», и перенес первое, столь хорошо знакомое новичкам-сочинителям, горе: журнал возвратил мне рукопись без всякого ответа. Только в 1913 году и начале 1914 были напечатаны в петербургском «Новом сатириконе» Аркадия Аверченко мои «мелочи» и стихи,- до этого следовала неудача за неудачей.
Весной 1914 года я поехал в Германию с целью усовершенствоваться в немецком языке и поселился в Нюрнберге. В деревне Штейн, рядом с дворцом Фабера, я заработал первые пять марок - скрипичной игрой на крестьянской танцульке вместе со своим приятелем, народным учителем, который мне аккомпанировал на рояле. Больше мне скрипка никогда не пригодилась.
Я был застигнут в Баварии войной, пытался пробраться на родину, но по дороге, в Дрездене, меня задержали как гражданского пленного. Из Дрездена я вскоре был выслан.
Мне пришлось жить интернированным в Саксонии и Силезии почти до самой германской революции. Я давал уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Гёрлица, продолжал писать и сочинил первый свой роман «Глушь», который впоследствии уничтожил. Литературные средства мои были переменчивыми, оставаясь наивными,- я пытался сочетать бытописание с психологизмом, увлекался, прежде всего, Достоевским, затем скандинавцами, особенно Стриндбергом и Бьернстерне-Бьернсоном, наконец - экспрессионистами с их ранним журналом «Die Aktion». По настроениям журнал был интернационален, позиция его приближалась к немецким спартаковцам, молодых представителей которых я встречал в Саксонии, а затем ближе узнал во время первого посещения Берлина, летом 1918 года, когда среди населения уже начинал сказываться протест против войны. Я был приглашен на службу в качестве переводчика в первое советское посольство в Германии, но немецкие власти, узнав об этом, поспешили включить меня в обменную партию пленных - после пятидесяти месяцев подневольного моего положения «враждебного иностранца».
Вернувшись осенью этого года в Москву, я проработал некоторое время в Народном комиссариате просвещения. Это было трудное время,- следы послевоенной разрухи были глубоки, голод давал себя знать слишком сурово. Вскоре мне представилась соблазнительная возможность работать хотя бы в провинциальной печати, и я поехал, в начале 1919 года, на Волгу, в Сызрань. Здесь, при отделе народного образования, мной был основан небольшой литературный журнал, где печаталась местная советская молодежь и некоторые «писатели из народа» (как именовались тогдашние последователи поэта Сурикова), присылавшие свои рукописи из Симбирска, Самары, Суздали, Твери и т. д. Я редактировал газету «Сызранский коммунар», работал секретарем городского исполкома, с жаром отдаваясь жизни, полной ломки, новшеств и мечтаний, которые, будучи «уездными» по масштабу, внутренне были для меня огромны, как революция.
Короткие месяцы работы в Сызрани оставили сильный отпечаток на всем моем жизненном пути. Кроме выучки газетчика, которому приходилось писать все - от передовых статей и фельетонов до театральных и книжных рецензий, или вести, наряду с городским репортажем, международный обзор,- революционные поволжские события 1919 года дали мне неиссякаемый материал для писательского труда. Перед тем почти пятилетие оторванный от родины и вынужденно замкнутый в себе, я очутился в мире общей борьбы за социалистическое будущее народа и быстро проходил свою начальную школу общественной жизни.
Осенью я был мобилизован на фронт и очутился в Петрограде - в самый разгар наступления Юденича. Сначала меня направили в Отдельную башкирскую кавалерийскую дивизию,- здесь я заведовал экспедицией, снабжая печатью четыре полка дивизии, сражавшихся на фронте. Потом я был переведен в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда», где и проработал помощником редактора до начала 1921 года.
Ленинград занял исключительное место во всем моем существовании. Воздействие его на сознание нельзя назвать иначе, как поэтическим. Традиции в области искусства и культуры труда, вековая романтика революционной борьбы, слава Октября и тот патриотический характер ленинградца, который известен повсюду,- все здесь создано для того, чтобы верить в жизнь и ценить ее дары. В Ленинграде я прожил, если не считать заграничных поездок, восемнадцать лет и глубоко дорожу тем, что мною почерпнуто в его революционной культуре.
В 1920 году я познакомился с Горьким. Нынче, когда прошло больше трех десятилетий с того памятного февральского дня, я могу сказать еще убежденнее, чем раньше, что факт этого знакомства с Горьким сделался громадным событием моей писательской жизни. Первая же встреча с ним положила начало сердечному общению, длившемуся до его смерти.
Живой Горький с его обаянием, его художническим и моральным авторитетом нередко бывал первым судьей моих рассказов и повестей. Его роль в формировании зарождавшейся советской литературы 20-х годов огромна, его участие в писательских судьбах часто определяло все дальнейшее развитие дарований и украшало путь молодого литератора.
Горький никогда не уставал пробуждать в писателе интерес к жизни, обращать его взор на действительность. Это воздействие его было благотворно и для большинства писателей из кружка «Серапионовы братья», к которому я принадлежал. Этот кружок был выразителем формалистических тенденций в буржуазной литературе, в первую пору остро и вредно сказавшихся на молодых писателях - «серапионах», вслед за «формальной школой» рассматривавших всякое литературное произведение не как отражение действительности с ее общественной борьбой, а только как «сумму стилевых приемов». Горьковское начало, служившее нравственной и эстетической опорой в те ранние годы моей работы, помогло мне и сохранило свое значение для меня на всю жизнь.
Вопросы искусства меня всегда волновали не только отвлеченно, но в жизненной практике: человек искусства, художник в обществе. Пока я пришел к пониманию искусства, сложившемуся у меня со временем, я много бродил по перепутьям, и эти перепутья - история становления писателя.
По-настоящему биография художника должна быть не описанием фактов его бытия, но объяснением того, как поняты им эти факты. Красочность фактов сама по себе недостаточна для жизнеописания,- для него нужен ясный взгляд на пережитые заблуждения. Но попытки увидеть себя со стороны трудно удаются, и чем объективнее хочет быть писатель, тем, очевидно, больше его автобиография должна перерастать в повествование.
Однако не сказать хотя бы бегло о своих заблуждениях в вопросе, который занимал исключительное место в моей литературной работе, я не могу. Я долго жил с ошибочными представлениями о «специфическом» в искусстве, и две из моих ошибок должны были существенно мешать и мешали работе.
Я думал, что между отражением в литературе действительности и «чистым вымыслом», фантазией писателя существует коллизия. На самом деле такой коллизии в искусстве реалиста нет. Горький очень точно писал мне в одном из писем, что художественный образ вовсе не является «чистым вымыслом», что он - «...именно та подлинная реальность, которую создает лишь искусство, та «вытяжка» из действительности, тот ее сгусток, который получается в результате таинственной работы воображения художника». По слову Горького, черты героя, встреченные в тысячах людей,- «пыль впечатлений», слежавшаяся в камень, превращается художником в то, что я назвал «чистым вымыслом».
Отражение действительности в образе не находится в столкновении с фантазией художника. Правда образа обусловливается тем, насколько фантазия гармонирует с действительностью, способствует ее отражению.
Умозрительно понять это, может быть, совсем не сложно. Но ухватить чувственно, писательским опытом - как в произведении сделать органичным образ, возникающий из наблюдений реальной жизни и одновременно по зову фантазии,- это было трудно.
Другой ошибкой было мое представление (возможно, не всегда осознаваемое), что задача писателя состоит в выработке раз навсегда определенных качеств. Между тем качества писательского искусства беспрерывно видоизменяются в связи с общественным развитием классов и нации в целом, с движением истории и в зависимости от материала, которого художник касается.
Противоречие, в котором шли мои уже многолетние поиски, заключалось в следующем. С одной стороны, во мне жило предубеждение, что существуют раз навсегда созданные искусством формы. С другой - я легко отвергал эти формы, как мертвые. Задача же состояла в том, чтобы конкретно (то есть применительно к своей работе) увидеть формы в их развитии и признать их нераздельными с общественным содержанием искусства.
Эти и многие иные поиски нужных писателю решений Горький облегчал мне со всею щедростью своей великой души.
В течение шести лет, с конца 1919 года, я был тесно связан с ленинградской журналистикой, печатал статьи, фельетоны, рассказы, редактировал (1921-1924) критико-библиографический журнал «Книга и революция». Рассказы мои, опубликованные в газетах того времени, гораздо больше отражали впечатления действительности - войну и революцию,- чем первый мой сборник, вышедший в 1923 году.
На этой книге («Пустырь») сказались все тормозы, замедлившие мой рост,- за мной все еще тянулся накопленный до войны старый материал, не переработанный воображением, не воплощенный в меру сил, какими я обладал. Надо было сделать большое усилие, чтобы, наконец, от него освободиться. «Пустырем» я ставил точку на своих несбывшихся ожиданиях со времени первого рассказа, возвращенного мне редакцией, до первого романа, уничтоженного мной самим.
С 1922 до 1924 года я писал роман «Города и годы». Всем своим строем он как бы выразил пройденный мною путь: по существу это было образным осмысливанием переживаний мировой войны, вынесенных из германского плена, и жизненного опыта, которым щедро наделяла революция. Форма романа (особенно его композиция) явилась отражением тогдашней литературной борьбы за новшества. Собранные мною в плену газетные вырезки и по виду ничтожные документы германского военного быта выполнили свою службу, помогая воссоздавать картину пресловутого прусского филистерства, национальной нетерпимости, опьянения кровью и, наконец, жестокого разочарования немцев после разгрома и бегства Вильгельма. С приходом к власти Гитлера немецкий перевод этого романа был сожжен в Германии вместе с другими книгами, разоблачавшими первую мировую войну.
В 1923-1926 годах я подолгу живал в лесных глубоких заповедниках старого быта Смоленского края, где лишь медленно назревали события, которым предстояло вырасти до размеров социального переворота, во всем крестьянстве спустя два-три года. Сборник повестей и рассказов «Трансвааль» остался памятью этого периода моей жизни.
Еще не один раз мне довелось наблюдать Западную Европу. В 1928 году, окончив роман «Братья», я совершил большую поездку в Норвегию, Голландию, Данию, Германию в период наивысшей «стабилизации» и видел Запад веселящимся, закрывшим глаза на горе мира.
Спустя три года, тяжело больным, я поехал в Швейцарию. Горький, как уже было однажды в Петрограде, во время моей болезни в 1921 году, снова с необычайным участием вступился в мою судьбу и помог мне провести необходимое длительное лечение. Его неустанной инициативе я обязан был на этот раз знакомством с великим французом Роменом Ролланом, который пригласил меня к себе в Вильнёв, на Женевское озеро, когда я достаточно поправился, весной 1932 года. Встречи с ним и дальнейшее общение показали мне в его лице европейца искренне общественного темперамента и непреклонной силы сердца, я бы сказал: европейца будущего. Стефан Цвейг в письме ко мне назвал Роллана «оком Европы». И, правда, никто другой из писателей не видел с такой болью трагедию, навстречу которой стремительно мчался Запад.
В это время всеобщий кризис был единственной темой Европы. Можно сказать, Запад носил траур и любой ценой готов был сорвать его с себя. Цену эту предложил ему немецкий фашизм. В конце 1932 года в Германии я был свидетелем последних догитлеровских выборов, предвещавших мрак. А когда я снова отправился в путешествие - в 1933-1934 годах - и проехал по городам Италии и Франции, официальный чванный Рим справлял десятилетие господства Муссолини; а в Париже вышли с погромом на улицу «Огненные кресты».
Поездки на Запад конца 20-х и начала 30-х годов дали толчок и материал к написанию двух романов: «Похищение Европы» (первая книга- 1933, вторая книга-1935) и «Санаторий Арктур» (1940). В первом мне хотелось показать Западную Европу в ее противоречиях с новым миром, который бурно строился на Востоке, в Советском Союзе. Во втором я даю картину западной жизни, подавленной испытаниями этих лет.
Я отошел сейчас в прозе от западной темы, но надеюсь к ней вернуться, чтобы восполнить известную недосказанность в моих прежних романах введением образа, возникшего во мне как плод знакомства с Роменом Ролланом. Многое открывается воображению, когда встречаешь, то при свете солнца, то в ночной тьме или унылых сумерках, писателей столь разных, как Ромен Роллан и Мартин Андерсен Нексе, либо как Герберт Уэлс, Леонард Франк или хотя бы Ганс Фаллада. Взгляды их свидетельствуют о великих противоречиях Запада, выражают его трагическую многоликость.
Во время Великой Отечественной войны с Германией я побывал во фронтовых городах и селах родины, сражавшейся против врага. Видел Орел и многие орловские старорусские городки, исчезнувшие с лица земли. Видел Ленинград, живущий после девятисотдневной осады, как чудо, как бессмертное украшение нашей культуры. Видел руины памятников петербургской истории - кольцо былых дворцов вокруг Ленинграда. Видел псковские пушкинские памятные места - изгаженные нацистскими блиндажами село Михайловское, Тригорское, городище Вороничи и Пушкинские Горы с могилой поэта. О многом заставила подумать русского человека Западная Европа за годы второй мировой войны.
И как ответом на эти чувства явилась новая моя поездка за границу в 1945-1946 годах в Германию, на процесс виновников войны в Нюрнберге.
Странное стечение обстоятельств привело меня, больше, нежели через три десятилетия, в ту самую деревушку Штейн, в тот самый отельчик около замка Фабера, где перед первой мировой войной я играл на скрипке. В Нюрнберге в куче щебня уцелела сводчатая дверь, из которой я бежал, надеясь покинуть Германию, в 1914 году. Отсюда началось мое познание Запада. Здесь я сейчас лицезрел плоды «европейской мудрости». С юных лет слышал я вопли о «спасении» Европы. Семь недель кряду смотрел на нюрнбергский паноптикум новейших и самых радикальных «спасителей» Европы, и то, что говорил международный трибунал об этих духах подземелья за барьером скамьи подсудимых, вселяло в меня некоторую надежду, что, может быть, Европа и правда будет спасена.
Три цикла публицистических очерков были написаны за это тяжкое для родной земли и незабвенное по народной героике время - слишком слабая дань писателя своей стране в годину ее жертвенной борьбы с врагом. И я не перестаю надеяться, что мне в своей прозе удастся полнее воплотить человека, рожденного историей Великой Отечественной войны.
В годы этой войны я начал работать над очень давно задуманной трилогией и в течение 1943-1948 годов закончил два романа: «Первые радости» и «Необыкновенное лето». Обращение к чисто русскому материалу, после того как все прежние мои романы были, больше или меньше, связаны с темой Запада, являлось не только давно созревшим сильным желанием, но было выражением моих поисков большого современного героя. Когда войной решалась судьба родной страны, еще крепче, чем прежде, упрочилось убеждение, что будущее русской жизни нераздельно с ее советским строем и что истинно большим героем современности должен и может быть признан коммунист, деятельная воля которого однозначна Победе. Главным действующим лицом последних своих романов я и стремился сделать этого героя, показав его становление в дореволюционную пору России и в гражданскую войну.
Я продолжаю работать над новым романом, который дилогию «Первых радостей» и «Необыкновенного лета» должен завершить превращением ее в трилогию. Пока я мог опубликовать лишь небольшие отрывки из третьего романа, названного мной «Костер». Действие его развивается во вторую половину 1941 года и протекает главным образом в Центральной России. Постоянное мое стремление найти образ времени и включить время в повествование на равных и даже предпочтительных правах с героями повести - это стремление выступает в моем нынешнем замысле настойчивее, чем раньше. Другими словами, я смотрю на свою трилогию как на произведение историческое.
Послевоенные годы, наполненные событиями, преображающими историю человечества, необычайно подняли значение советской литературы и увеличили ее долг перед родной страной. Задачи писателя возросли, стали еще более почетны, чем раньше. Голос советской литературы все сильнее звучит за рубежами нашей отчизны.
Вместе со многими моими товарищами по литературе, а иногда и в одиночестве, мне довелось снова и не раз побывать за границей. Я увидел бурно растущий мир освобожденных от капитализма народов, и если бы мне удалось сказать об этих новых «городах и годах» хотя бы только то, чему я сам был свидетелем, я выполнил бы отчасти свою обязанность перед нашим временем, давшим мне так много. Я посетил, начиная с 1950 года, страны, которых в прошлом не знал, - Чехословакию, Румынию, Венгрию, Англию с Шотландией, Бельгию, Финляндию, был и в таких, которые, больше или меньше, мне были известны по давним временам,- в Италии, Германии, Австрии, Польше. Поездки были связаны с общественными задачами и, прежде всего - с международной борьбой в защиту мира.
Я убежден, что из всех мыслимых целей художника главной - в идейном, моральном смысле - всегда должна быть эта борьба за сохранение мира между народами. Стремлением этим должно быть пронизано творчество писателя, и пока у него есть силы, он обязан отдавать их идее мира.
Послевоенные годы показали, что и советская художественная литература, и зарубежное писательство Востока и Запада в общем движении сторонников мира могут достичь многого своими публицистическими трудами. Мне очень хотелось бы, и я надеюсь написать книгу, состоящую из картин Запада и рассказывающую о моих зарубежных путешествиях и жизни за границей. Это должно быть своего рода «Хождениями на Запад», куда войдут впечатления русского человека, увидевшего чужеземные страны впервые еще до мировой войны 1914 года и затем сравнивающего их жизнь из десятилетия в десятилетие на протяжении более сорока лет.
Это дело будущего. Пока же я мог только собрать свою литературную публицистику в книгу под названием «Писатель, искусство, время». И если уж говорить о такого рода работе, посвященной жизни литературы и моей жизни в литературе, то в мыслях моих стоит окончание воспоминаний «Горький среди нас» - книги, две части которой вышли в 1943 и 1944 годах.
Подготавливая для настоящего издания эту мою старую автобиографическую заметку, я обратил внимание на слова: чем объективнее хочет быть писатель, тем, очевидно, больше его автобиография должна перерастать в повествование. Я чувствую, что это так. Едва воображение коснулось прошлого, как множество событий, картин, лиц, а за ними - мысли, мечты скучились в памяти - и потянуло к воспоминаниям.
Говорят, тяга к воспоминаниям - примета возрастная. Вероятно. Но это значит, что большинство пишущих только к старости собираются с силами, которыми великие писатели обладали уже в молодом возрасте. Пример-воспоминания о детстве Льва Толстого. Важно ведь только одно - чтобы сами силы не были иллюзией, а что они являются в старости - не важно.
...Сердце (да и не оно одно, а все человеческое, что во мне живет) требует, чтобы я сделал то «лучшее», о котором не перестаешь мечтать как о лучшем. Это, конечно, книга - какая-то полноценная и полнокровная, от всей души написанная книга, зовущая к себе денно и нощно. Чувство это было и прежде: вот напишу самое лучшее, на что способен, напишу так, что все ранее написанное отойдет в небытие рядом с этим новым и - может быть, «совершенным»,- вот-вот напишу! И когда приходилось писать, не переставал, конечно, надеяться, что пишу это лучшее, ради чего как бы создан (хотя надежда никогда не бывала вполне непрестанной,- наоборот! - кривая чаяний и отчаяния скакала вверх и вниз, и мучился я всегда больше, чем радовался). Но проходило время, разочаровывался и опять с тоской ожидал, когда примусь за лучшее, за дорогое сердцу дело - за какую-то книгу, которая будет «главной» во всей и для всей жизни.
Бывает так: бьешься, бьешься над уточнением какой-нибудь подробности - зачеркиваешь одно слово, ищешь другое, роешься в памяти, книгах, словарях,- а потом вдруг окажется, что сама подробность не нужна, и просто выбросишь ее, и все станет на место.
Читателю всегда нужно самое главное, и только. А главное - мысль.
Читатель, то есть тот воображаемый, нужный тебе, художнику, человек, для которого ты пишешь, умнее тебя. Он догадлив, у него тонкое чутье, он быстро все понимает, и что ты ни подумаешь, что ни замыслишь, он сразу схватит. Он - высший и строжайший критик, его не обманешь пустяками и завитушками. И он живет в тебе.
Слушайся его, и будет все хорошо.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Писатель Федин Константин Александрович родился в городе Саратове в 1892 году. Он также был журналистом, спецкором. Работал в Союзе писателей первым секретарем, а позже и председателем правления. Был избран членом АН СССР и получил звание Героя соцтруда. Более подробная информация о биографии Константина Федина размещена ниже.

Юные годы

Константин Федин, фото которого представлено в статье, рос в семье хозяина магазина, продававшего писчебумажные товары. Писательская стезя привлекала его с самого детства. Не желая становиться коммерсантом (на чем настаивал отец), он дважды сбегал из дома. Но в 1911 году стал студентом коммерческого института в Москве.

В 1913 впервые были опубликованы сатирические рассказы Федина. По окончании третьего курса он уезжает в Германию, где изучает немецкий язык. Чтобы зарабатывать деньги, играет на скрипке. Там его застает война. До 1918 г. Константин живет в Германии, будучи гражданским пленным, выступает на театральных подмостках.

Возвращение

Осенью 1918 года он возвратился в Москву, где служил в Наркомпросе. В 1919-м был секретарем горисполкома в городе Сызрани, редактором журнала «Отклики» и газеты «Сызранский коммунар». Осенью того же года Константина Федина направили в Петроград, в политотдел кавалерийской дивизии. Он вступил в РКП (б) и печатался в «Петроградской правде». В 1921 году, весной, стал членом содружества «Серапионовы братья», а затем становится членом редколлегии в журнале «Книга революции».

В этом году Федин вышел из партии, мотивировав этот шаг необходимостью полностью отдаться писательству. С 1921-го по 1929-й он работал в различных редакциях и издательствах в качестве секретаря, ответственного секретаря, члена и председателя правления. А также писал рассказы и повести. За рассказ «Сад» в Петрограде в рамках конкурса «Дом литераторов» ему присвоена первая премия.

Лучшие романы

В этот период он написал два своих наиболее высоко оцененных романа. К ним относится «Города и годы», а также «Братья». В первом из них отражены впечатления писателя о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и тот опыт, который он приобрел в гражданскую. Второй роман повествует о России в годы революции.

Оба произведения рассказывают о судьбах представителей интеллигенции в революции. Читателями они были восприняты с воодушевлением как в России, так и за ее пределами. Они были переведены на польский, немецкий, французский, чешский, испанский языки.

Болезнь и выздоровление

В 1931 году Константин Федин заболел туберкулезом в тяжелой форме и до зимы 1932 года лечился в Швейцарии и Германии. До 1937 г. он жил в Ленинграде, после чего переселился в Москву. В 1935 г. вышел его роман «Похищение Европы». Это был первый в советской литературе политический роман.

За ним в 1940 году последовал «Санаторий Арктур», основанный на впечатлениях от пребывания в туберкулезном санатории в Давосе. В этом романе показано выздоровление героя, являющегося советским подданным. Оно происходит на фоне западного экономического кризиса и прихода фашистов к власти, что по замыслу автора должно символизировать преимущество советского строя.

Последующие произведения

С осени 1941 г. по начало 1943 г. Константин Федин жил с семьей в городе Чистополе в эвакуации. В 1945-46 гг. он был специальным корреспондентом «Известий» на Нюрнбергском процессе.

В военные годы он писал очерки, содержавшие впечатления, полученные в поездках в прифронтовые области, освобожденные от немецкой оккупации. Тогда же им была написана книга воспоминаний под названием «Горький среди нас». Она посвящена литературной жизни в Петрограде в 20-х годах прошлого века, литобъединению «Серапионовы братья». А также роли, которую довелось сыграть Максиму Горькому в судьбе некоторых молодых писателей.

Это произведение не единожды было подвергнуто самой жесткой официальной критике. Писателю вменялось искаженное изображение образа А. М. Горького. Без сокращений книгу напечатали только в 1967 г.

Последние годы

В 1947-1955 гг. Константин Федин руководил секцией прозы в Московском отделении союза писателей. А с 1955 по 1959 год был в нем председателем правления. В 1959-71 гг. он уже первый секретарь, а в 1971-77 гг. - председатель правления Союза писателей СССР. В 1958-м его избирают академиком в Академию наук СССР по Отделению языка и литературы.

Первой женой Константина Александровича была Федина Дора Сергеевна, годы жизни которой 1895-1953. Она работала в частном издательстве Гржебина в качестве машинистки. В этом браке родилась дочь Нина, ставшая актрисой.

Михайлова Ольга Викторовна (1905-1992) - так звали вторую, гражданскую жену писателя.

Умер Федин Константин Александрович в 1977 году. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, Федин проявлял активную общественную позицию. Много раз он выступал как защитник права писателя пользоваться свободой в своем творчестве. А также отстаивал традиции, присущие великой русской литературе.

Но в послевоенное время он в соответствии с занимаемыми им высокими постами занимает все более умеренную позицию относительно самых острых моментов, возникающих в литературной жизни СССР. Он стал полностью одобрять линию партии и правительства

Федин не стал защищать Пастернака, с которым он до времени гонений на последнего дружил в продолжение двадцати лет. Он отсутствовал на похоронах Бориса Леонидовича, что объяснялось тяжелой болезнью «руководителя советской литературы».

А также Константин Александрович был противником публикации романа «Раковый корпус» Солженицына. При этом ранее он одобрил публикацию «Одного дня Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир». Еще им было подписано письмо о Сахарове и Солженицыне, составленное в 1973 г. и отправленное в газету «Правда».

Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество. Саратов являлся местом действия его произведений, причем описанных довольно достоверно. И хотя почти вся жизнь Федина прошла в столицах, хотя он и объездил полмира, для него было праздником возвращение в родные места, куда он приезжал при малейшей возможности оторваться от дел. Его "влекли к себе старые, родные закоулки" , где оживала память о детстве, о близких и родных людях, о событиях, оставивших в душе след на многие годы.

Константин Александрович родился 12(24) февраля 1892 в Саратове в маленьком дворовом флигельке (по местной традиции называемом "флигерем") на Большой Сергиевской улице. Сейчас эта улица носит имя Н.Г. Чернышевского . Дом, где квартировала семья Фединых, находился напротив Сергиевской церкви, ныне не существующей. В ней в свое время служил протоиереем Гавриил Иванович Чернышевский, здесь был крещен Николай Гаврилович. Здесь же великий революционер-демократ венчался с Ольгой Сократовной. Здесь его и отпевали в 1898 году. А спустя три года в Сергиевской церкви крестили и будущего писателя Константина Федина. В то время его отец Александр Ерофеевич Федин служил приказчиком в писчебумажном магазине Бестужева, где Н.Г. Чернышевский покупал бумагу для перевода веберовской "Истории". Они были знакомы, часто разговаривали, и, когда Николай Гаврилович заболел, Федин приносил ему бумагу на дом, постоянно справляясь о здоровье. Сам Александр Ерофеевич, сын крепостного крестьянина, был человеком не шибко грамотным, но о Чернышевском знал, считал его выдающейся личностью, относился к нему с огромным уважением и всю жизнь гордился этим знакомством. И так как по долгу службы приходилось общаться с людьми образованными, Александр Ерофеевич понимал большую ценность образования в жизни и стремился дать его своим детям. Грамоту Александр Ерофеевич одолел сам, любил читать, особенно церковные книги и энциклопедии, а в молодости даже писал стихи, которые никому не показывал, и перед женитьбой тетради со стихами сжег. Но, как вспоминал Константин Федин, его отец "всю жизнь имел слабость к немудрящей рифме…".

Быт семьи Фединых был строгим. Глава семьи установил его "раз и навсегда, как календарь" . Во всем ощущалось принуждение. Суровость отца смягчалась добротой матери Анны Павловны и старшей сестры Александры Александровны, которую Константин Александрович очень любил.Юный Константин Федин находил душевной спокойствие и отдых на берегах Волги, в саду "института благородных девиц" (ныне это парк культуры и отдыха), где с приятелем - таким же одиннадцатилетним мальчуганом-одноклассником ловил певчих птичек.

Александр Ерофеевич, будучи человеком скромного достатка да еще и прижимистым, часто менял квартиры. В одном из писем своему племяннику Г.В. Рассохину Константин Федин частую смену квартир объяснял так: "...0тец очень часто менял квартиры. Обычно это были типичные дворовые флигельки - страшно дешевые - по шесть-восемь рублей в месяц. Но отцу и это казалось очень дорого. Он служил приказчиком у Бестужева и самым высоким жалованьем его, уже к концу 90-х годов, было 40 рублей."

Таким образом, за вычетом квартплаты, семье из 4 человек оставалось 32-34 рубля - в среднем по восемь рублей на каждого члена семьи! Став уже известным автором, Федин считал, что "детство - возраст, в котором закладывается все" . Многие из детских впечатлений Федина нашли отражение в его повестях, рассказах, романах.

В 1905 году отец писателя купил деревянный дом в Смурском переулке. В этом доме семья прожила три года. Из окон этого дома Костя наблюдал страшные события черносотенных погромов, прокатившихся по Саратову, Он сам прятал в чулане под связками лука своего учителя музыки Якова Гольдмана. Эти впечатления нашли отражение в романе "Братья" , написанном в 1928 году. С домом в Смурском переулке связаны и его "отроческие драмы: два побега, брошенное ученье, магазин... Но и путешествие по Волге, первые увлечения. И первые книги жизни (Лермонтов!)" . Есть одна интересная подробность, относящаяся к этому дому. Племянник Федина и хранитель его саратовского архива Геннадий Васильевич Рассохин, со слов своей матери, сестры Константина Александровича, рассказал любопытный эпизод. Будущий писатель, в то время учившийся в Саратовском коммерческом училище, предложил отцу практиковать продажу писчебумажных принадлежностей с "премиями", обеспечивавшими дополнительный наплыв покупателей. В те годы школьники (а особенно школьницы) увлеченно собирали цветные картинки. Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие картинки украшали альбомы не только школьников, но и взрослых. По совету сына Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Сначала ее вкладывали в тетради: слух о том, что в магазине Федина продают тетрадки с "премиями", мгновенно разнесся среди школьников. Затраты на эти премии были грошовые, а товарооборот вырос во много раз, соответственно очень выросла и прибыль. Это позволило Александру Ерофеевичу быстро погасить кредиты и стать через пять лет владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет - большого двухэтажного каменного дома. Правда, этот дельный совет вышел боком самому Константину: отец заставлял его, всех членов семьи, а также приказчика все свободное время до глубокой ночи раскладывать по тетрадкам "премиальные картинки"...

Семилетним мальчиком Костя Федин пошел учиться в Сретенское начальное церковноприходское училище. Но этот дом он знал раньше, помнил себя там с трех-четырех лет. В нем жили родственники Семен Иванович и Анна Андриановна Машковы, в чьей семье воспитывалась до замужества мать Константина Федина. Ровно сорок лет спустя, в 1939 году, став известным писателем, Федин приехал в Саратов и зашел в знакомый двор... Об этом посещении своей первой школы Федин написал рассказ "Встреча с прошлым" . "В дальнем углу, в тени кирпичного брандмауэра, горбились сирени - все те же сирени, только стволы их, огрубелые от времени, похожие на препарированные мышцы, - скрутились в жгуты. Осень уже обобрала на них листву, а я видел их белыми, в цвету: в яркий апрельский день я отломил от них, подпрыгнув, пахучую ветку и дал ее сестре. Сестра, в белом платье, шла со мной тихо и в пышном соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их "счастьем", заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звездочки. И я жевал их, и вот только теперь понимаю, что это и, правда, было счастье". Константин Федин тогда не мог знать, что спустя еще сорок лет в здании школы будет создан музей , посвященный его жизни и творчеству.

В 1908 году Константин Федин навсегда уехал из Саратова и с тех пор бывал здесь только наездами. Но для него Саратов до конца жизни останется родным городом, "где легче дышится, легче работается..." .

В 1911 году К. Федин поступает в Московский коммерческий институт; в 1914 году после 3-го курса учебы уехал в Германию для усовершенствования немецкого языка (на последнем курсе института требовалось безукоризненное знание языка); одновременно в Германии изучает “коммерцию” на карандашной фабрике Фабера.

Первый рассказ был написан в 1910 году, это было подражание гоголевской “Шинели”; первые публикации - в “Новом сатириконе” в 1913-1914 гг. ("мелочи" и стихи). Начавшаяся Первая мировая война задержала Константина Федина в Германии, он был интернирован; возвратился в Россию в 1918 году (этот путь получил отражение в рассказе “Дядя Кисель” , 1919). В Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из самых образованнейших советских писателей. Вне родины работал над своим первым романом “Глушь” (сатира на казачий город Уральск), впоследствии рукопись этого произведения Федин уничтожил. В немецком г. Циттау Константин Федин познакомился с юной Ханни Мрва; их отношения были освещены светом романтической и преданной любви; этой встрече суждено стать одной из тех прекрасных и мучительных встреч, которые, несмотря ни на что, случались во время катастроф XX века. Черты X. Мрва отразились в образе Мари (“Города и годы” ), Анны (“Братья” ).

В 1918-1919 годах Федин служил в Наркомпросе в Москве, в конце 1919 года уезжает в приволжский г. Сызрань, где участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты “Сызранский коммунар” и журнала “Отклики”, печатает статьи на злободневные темы. Затем Федин был мобилизован, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии.

В 1920 году состоялось знакомство с М. Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое внимание и поддержку Федину (в книге “Горький среди нас” Константин Александрович расскажет о судьбе этих творческих взаимоотношений). В Петрограде (здесь писатель проживет до 1936 года) Федин активно занимается публицистикой, входит в литературную группу “Серапионовы братья”, где противостоит разного рода формалистским, эстетским, прозападным увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. В 1921 году на конкурсе Дома литераторов К.А. Федин получает премию за рассказ “Сад” (история о том, как сторож бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от них погибающий сад). Это событие принесло писателю большую известность. В 1923 году выходит сборник “Пустырь” , куда, помимо повести “Анна Тимофевна” , Федин поместил несколько рассказов. Несмотря на демонстративно заявленный “пустырный” мотив, речь в этой книге шла не о “бросовых” темах, а о судьбах русского гуманизма, о положении традиционного для русской литературы “маленького человека” в революционные дни. Каждым из произведений “Пустыря” писатель предупреждал о том сложном человеческом материале, с которым встретилась революция и который не поддавался стремительному выпрямлению.

Роман “Города и годы” (1924) посвящен Первой мировой войне и свершившейся революции; действие здесь лишено хронологической последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России. Усложненная композиция романа отражала бесстрашие художника, решившегося вторгнуться в эпицентр европейской политической жизни первых двух десятилетий XX века. В основе романа - история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста Курта Вана, отличающегося жесткой непреклонностью. Курт убивает Старцова, пошедшего ради любимой женщины на отступничество. В романе (и особенно в черновиках к роману, которые хранятся в Пушкинском Доме) звучит осуждение Старцова; но это не исключало желания автора вызвать одновременно и сострадание к герою: “Я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я наделил его также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастью” .

Роман был встречен с большим интересом (хотя упреки в “интеллигентской никчемности” Старцова постоянно сопровождают эту книгу), до 1937 года роман ежегодно выходил из печати. Он сразу появился в изданиях Русского зарубежья и там тоже получил высокие отзывы. Наделенный большой художественной силой, роман “Города и годы” показал, что русская литература периода революции не утратила своей способности постигать трудные противоречия земной жизни.

После романа “Города и годы” Константин Александрович Федин пишет ряд небольших произведений, среди которых в центре оказывается повесть “Трансвааль” (1926), где писатель нарисовал колоритную фигуру предпринимателя Сваакера, решившегося распорядиться судьбой молчаливой (от множества несчастий) русской деревни: “Это будет Америк! Сваакер будет помогать революций делать Америк!” Обратившись к крестьянству периода революции, Федин показал, что заворожить его эксплуататорской волей не так-то просто, взнуздать его этой волей невозможно.

В 1928 году К.А. Федин выступил с романом “Братья” , где писал о том, как революция рассекала родство между людьми, в романе - между братьями Каревыми: Никита - композитор, с его мучительными попытками найти своей музыке место в революции; Ростислав - революционер, с его бравурными рассказами о жестоких казнях, о кровопролитиях от имени революции. Братья встретились в трудном жизненном поединке; писатель позволил пережить им чувство родства - и все же разойтись, чтобы погибнуть одному (Ростислав) и услышать зов жизни другому (Никита). В сознании композитора Карева рождается глубокое размышление (прозвучавшее неожиданно для 1920-х годов, занятых классовым переустройством жизни): “Он думал о родном, о повелевающей силе родного, о том, что созданное человеком создано преемством, и, если сын имеет уши, он должен слышать голос камня, положенного отцом. Это и есть родина - голос камня, положенного отцом, - и счастлив тот, кто его слышит...”

Один из творческих замыслов писателя связан с именем Н.Г. Чернышевского. В 1928 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Николая Гавриловича, Федин готовился к выступлению на юбилейных торжествах. Ему попались интересные материалы из воспоминаний Чернышевского и его наброски. Это натолкнуло на мысль написать повесть о временах старого Саратова. В 1930 году такая повесть под названием "Старик" увидела свет в Петрограде. В предисловии к повести автор с большой нежностью пишет о "городе, которого давно не было и который странно жил где-то тут же, бок о бок с моей маленькой жизнью…" . "Задолго до моего рождения город начал расти , - детально повествует Федин, - уходить в сторону от того места, где когда-то закладывалась его судьба- Но старые стены все еще сохранялись, улицы носили прежние названия, и вдруг с неожиданной ясностью, почти до испуга осязаемо, я прикасался к прошлому. Мое воображение было так же велико, как мал был мой возраст, и я населял заброшенные улицы жизнью, которой не видали никогда даже мои деды. Так настоящая жизнь включала в себя это прошлое с тою же силой действительности, с какой для меня - семилетнего мальчугана - действительны были дворовые игры или мой утренний завтрак - молоко пополам с горячей водою, кусок сахару и саратовский белый калач" .

На рубеже 1920-1930-х годов К.А. Федин играет значительную роль в литературной жизни страны, он в руководстве ленинградской писательской организации, ведет активную работу по сплочению писательских сил, выступает на I съезде советских писателей, избирается в руководящие органы Союза писателей. Федин совершает многочисленные зарубежные поездки, которые дают ему материал для нового романа - “Похищение Европы” (1933-1935). Деловому миру Запада здесь противопоставляется панорама социалистической действительности. Но роман оказался наиболее схематичным из всех фединских произведений, он испытал наибольшее давление со стороны официальной идеологии, что мучительно переживал художник.

Страдавший тяжелым заболеванием легких, Константин Александрович в начале 1930-х годов лечился в Швейцарии в Давосе; через несколько лет после этой поездки появится самый маленький и самый поэтичный фединский роман - “Санаторий “Арктур” (1940). Санаторий в горах населен обреченными (из-за неизлечимой болезни) людьми, которые, ценя каждое мгновение жизни, борются за продолжение жизни. Главный герой романа - Левшин - наделен сложной внутренней жизнью. Он живет любовью к Родине, этим отличается от всех других в санатории, людей разных национальностей. Сильная и спокойная натура Левшина дарит поддержку и надежду тем, кто оказывается с ним рядом.

В годы Великой Отечественной войны К.А. Федин был эвакуирован в г. Чистополь; там работал над книгой воспоминаний, книгой размышлений над литературной жизнью в России XX века - “Горький среди нас” (1941-1968); родственной этой явилась и книга “Писатель, искусство, время” (1957) - портреты современников Федина. Летом 1943 года писатель выезжал на фронт, был на землях освобожденной Орловщины. В 1944 году после снятия блокады едет в Ленинград, здесь рождается книга очерков - “Свидание с Ленинградом” : “Я видел десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое мне дается Ленинградом, нигде не повторялось... да, Ленинград остался со своим единством прошлого и настоящего, старый и вечный город. Но прикоснемся к его ранам” . В 1942 году была написана пьеса “Испытание чувств” , а также ряд очерков.

В военное время Константин Александрович Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом, - “Первые радости” (1945), “Необыкновенное лето” (1947-1948), “Костер” (кн. 1-я - “Вторжение” , 1961; кн. 2-я - “Час настал” , 1965). Повествование трилогии погружено в незатихающие раздумья писателя об историческом пути России, о социально-нравственных проблемах революции. Хотя Федин отходил в трилогии от темы Европы, все здесь обращено именно к культурному, социальному облику XX века в целом. От романа к роману писатель следил за сменой поколений, за взлетами, расцветами и затуханием судеб своих персонажей. Главные события связаны с именем Кирилла Извекова, целеустремленной, нравственно привлекательной личности. Герой проходит все испытания, выпавшие на долю его народа, - годы революции, гражданская война, первые шаги строительства советской жизни, репрессии, война (“Герои сами сложили этот сюжет, другого они сложить не могли” ). В трилогии глубже всего раскрылись фединские “представления о русской земле - как о Мире, о русском народе, как о Человеке” . Роман “Костер” остался незавершенным.

Константин Александрович Федин был видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял Союз писателей (1959-1971), был членом Германской академии искусств; неоднократно получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий. Его произведения переведены на многие языки.

Появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников Константина Александровича Федина разных лет, писем раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии.

Использованные материалы: - Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь. Т.2. - Москва: Просвещение, 1998.
- Ткачева И. "В родном городе легче дышится..." - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

Его творчество для нашего края ценно в первую очередь тем, что в его художественных произведениях на примере Самарской и Сибирской губерний во всей остроте показан один из самых сложных и трагических периодов отечественной истории ХХ века – гражданская война 1918-1919 годов. Из романов Константина Александровича Федина можно почерпнуть немало сведений и впечатлений о Сызрани – городе, с которым судьба связала писателя в это непростое время (рис. 1).

Он родился 12 (по новому стилю 24) февраля 1892 года в Саратове в семье владельца писчебумажного магазина. Константин с детства увлекался литературой, и потому, не желая по примеру отца заниматься торговлей, он не раз убегал из дома. Однако, подавшись на уговоры родителей, он в 1911 году поступил в Московский коммерческий институт.

В первой половине 1914 году Федин в числе других успевающих студентов был направлен в Германию для совершенствования в немецком языке. Однако вскоре началась Первая мировая война, и все находящиеся в тот момент в Германии российские подданные были объявлены гражданскими пленными. Федину был запрещён выезд из страны, а внутри Германии ему разрешалось передвигаться только под контролем властей, хотя при этом он имел возможность жить и работать в разных городах страны. За последующие годы Федин побывал в разных немецких городах, где вынужден был наниматься на разные работы, в том числе актёром.

В Россию он смог вернуться только в конце 1918 года, когда в стране полыхала гражданская война. В Москве в это время было очень неспокойно, везде царила разруха и неустроенность, и потому он решил вернуться на родину. Однако до Саратова по причине военных действий он добраться не смог, и потому остановился в Сызрани, которая тогда относилась к Симбирской губернии (рис. 2-8).







Здесь он впервые в своей жизни смог профессионально заняться литературой. По собственному признанию писателя, остаться в Сызрани его заставили его два обстоятельства: «Я мучительно хотел стать литератором… а тогдашняя полуголодная московская жизнь была мне не под силу после перенесенной долгой голодовки в Германии 1 ».

В Сызрани К.А. Федину поручили организацию и редактирование литературно-художественного и общественно-политического журнала «Отклики» 2 . Всего вышло девять номеров журнала.

Выпуск «Откликов» стал одной из первых попыток молодой советской власти издавать в Среднем Поволжье журнал за счёт местных ресурсов – склонных к литературному творчеству рабочих, крестьян и интеллигенции. В условиях небольшого провинциального города Федин немало потратил энергии, чтобы привлечь к этой работе не только жителей Сызрани, но и других активистов, живших в Сызранском уезде и даже за его пределами.

Литературная деятельность Федина в 1919 году не ограничивалась одним только журналом. Он принимал активное участие и в работе единственной в то время в городе и уезде газете, в разное время выходившей под названиями «Известия», «Алый путь» и «Сызранский коммунар». Был даже период, когда Федин эту газету редактировал. В ней он печатался под псевдонимом Петр Швед, публикуя на её страницах передовые статьи, очерки, фельетоны, разного рода заметки, и даже театральные отзывы.

Работа в Сызрани в качестве журналиста, как показало его дальнейшее творчество, имела для Федина большое значение при его становлении как писателя. Впоследствии он об этом времени вспоминал так: «Я прошел в Сызрани свой приготовительный класс необходимых работнику печати навыков - ответственности, смелости, самокритики, умения сотрудничать с товарищами, и смотреть на любой труд в редакции одинаково уважительно» 3 . Приобретенный опыт помог ему в дальнейшем при устройстве на журналистскую работу в Петрограде.

Сейчас известно, что 1919 год был тяжелейшим временем для нашей страны. Внутренние и внешние враги пытались задушить молодую Советскую республику, развязав на её территории гражданскую войну. Весной 1919 года адмирал Александр Колчак, собравший огромную армию, дошел почти до Волги. В Самарской губернии его войска продвинулись с востока почти до Сергиевска. Волжские города и села жили в условиях почти непрерывных боевых действий, одинаково опасаясь репрессий, мародёрства и принудительного угона в армию как со стороны белых, так и красных властей.

В это время Сызрань, как важный транспортный узел на Средней Волге, оказалась фактически на положении прифронтового города. После отхода чехословацкого корпуса и белогвардейцев в конце 1918 года здесь формировались красные воинские части, к ним прибывали вооружения и боеприпасы, а из-за Волги поступали раненые и пленные. Город серьёзно готовился к отпору возможного нового прихода белогвардейцев, о пребывании которых в Сызрани у населения остались не самые приятные воспоминания (рис. 9-11).



Эта тревожная ситуация не могла не сказываться на деятельности немногочисленного литературного и журналистского сообщества, в том числе Федина и его товарищей. В своих воспоминаниях он писал об этом следующее: «Мы работали нервно, редко доводили свои планы и намерения до конца, обстановка возбуждала нас» 4 .

Напряженное политическое положение властно диктовало необходимость заниматься не только литературными, но и общественными делами. «Меня все больше, - сообщал далее в своих мемуарах писатель, - захватывала разнообразная работа. Я читал лекции по политической экономии на различных курсах, выступал на городских митингах, а с середины лета был назначен секретарем городского исполкома». Нужно при этом отметить, что должность председателя исполкома в это время занимал писатель Алексей Колосов. А ещё Федин, по его словам, «собирал добровольцев в Красную конницу, сам пошел в кавалеристы, вступил в партию и был отправлен на фронт» 5 .

В связи с мобилизацией на военную службу поздней осенью 1919 года К.А. Федин уехал из Сызрани. С тех пор в этот город он больше никогда не возвращался.

В дальнейшем исследователи творчества К.А. Федина не раз отмечали, что его жизнь и деятельность в Сызрани стали важным этапом на его литературном пути. Этот факт не раз подчеркивал и сам писатель, который в своих воспоминаниях заметил: «Здесь [в Сызрани] протекла моя революция… Этот год - лучший мой год. Этот год - мой пафос» 6 . И далее: «Восемь месяцев сызранской жизни заняли большое место в моей писательской судьбе» 7 .

В Сызрани Фединым был создан его первый рассказ «Счастье», который был напечатан в «Откликах» под псевдонимом К. Алякринский. Исследователи считают, что он стал первоначальным наброском образа Мари, персонажа романа «Города и годы».

Другой рассказ Федина - «Дядя Кисель», также написанный в Сызрани, был премирован в Москве на конкурсе РОСТА в конце 1919 года. Герой этого произведения впоследствии также вошел в число персонажей романа «Города и годы». Нужно отметить, что именно рассказ «Дядя Кисель», и ещё статья К.А. Федина в «Откликах» под заголовком «И на земле мир» тогда заставили обратить внимание А.М. Горького на молодого автора и пригласить его к личному знакомству. Эта первая встреча стала своеобразным прологом для личной дружбы между ними, продолжавшейся много лет. После смерти пролетарского писателя, в начале 40-х годов, из-под пера К.А. Федина вышла книга «Горький среди нас», которая неоднократно переиздавалась вплоть до 1977 года.

Сызранским впечатлениям К.А. Федина обязан своим появлением и рассказ «Сад». «Летом 1919 года под Сызранью, - писал автор, - я осматривал фруктовые сады, довольно захиревшие после войны с чехословаками. Сторож, сопровождавший меня, сказал, между прочим, вспоминая о старых «хозяевах»: «Уехали - словно все с собой взяли». Я спросил: «Ну, а как же с новыми «хозяевами»? Он ответил: «Вона в кирпичном сарае ни одного кирпича не осталось, в собаку нечем бросить». «Пока я доехал на лошади до города, у меня был готов рассказ «Сад» 8 .

На рукописи «Сада», получившего первую премию Дома литераторов в Петрограде, А.М. Горький в 1921 году сделал такую пометку: «Очень хорошо, но местами встречаются лишние или не точно взятые слова» 9 .

Жизненные материалы, почерпнутые Фединым в Сызрани, были использованы и во многих других его произведениях. Так, многие черты провинциального города Семидола (в романе «Города и годы») родились из воспоминаний о Сызрани и ее окрестностях. То же можно сказать и о повести «Наровчатская хроника», где использовано множество мелких фактов сызранского быта 10 .

О самом известном своём романе «Необыкновенное лето» К.А. Федин написал так: «Я снова вернулся мыслью к событиям 1919 года в Сызранском уезде. Сцена жестокой расправы кулаков с советскими людьми в Репьевке - не что иное, как один из эпизодов мятежа «чапанов» под Сызранью (я участвовал в необычайно драматических похоронах жертв этого мятежа на городской площади). Само название села - Репьевка, не существующее в Хвалынском уезде, где происходит действие в моем романе, подсказано мне памятью о сызранской Репьевке, куда наезжал некогда гостить Денис Давыдов из своей Верхней Мазы» 11 .

В других заметках, вспоминая время своего пребывания в Сызрани, К.А. Федин писал так: «Я знаю, что город стал неузнаваем за прошедшие с тех пор годы. Вся округа его приобрела и новый облик, и новое несравнимое значение для хозяйственной, промышленной, культурной жизни не только своей местности, но и за ее пределами. В глубине же души моей все еще хранится та, прежняя Сызрань времен гражданской войны и первых шагов борьбы за укрепление советского строя, за социалистическое будущее, за коммунизм. Отсюда и пошла моя литературная дорога» 12 .

После демобилизации из армии Федин в 1921 году вошёл в литературную группу «Серапионовы братья». Воспоминания о Германии и о гражданской войне во многом определили характер его первого крупного романа «Города и годы» (1922-24), который содержал очень актуальные для того времени высказывания на тему «Интеллигент и революция». В 1927 году он принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1933-1935 годах Федин работал над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим литературным произведением.

До 1937 года он жил в Ленинграде (проспект Володарского, 33), а затем переехал в Москву. В вышедшем накануне войны романе «Санаторий «Арктур» (1940 год) писатель в пропагандистских целях использовал тему «Волшебной горы» Томаса Манна. С помощью этого литературного образа он противопоставлял «здоровый» СССР «загнивающему» Западу. В послевоенные годы К.А. Федин создал самые известные свои произведения, ставшие классикой советской литературы – трилогию в составе романов «Первые радости» (1945 год), «Необыкновенное лето» (1947 год) и «Костёр» (1961 год).

В 1957 году К.А. Федин написал свои мемуары под заголовком «Писатель, искусство, время», которые стали своеобразным итогом его литературного творчества. В дальнейшем он занимался в основном административной и общественно-политической работой. В 1958 году К.А. Федина избрали академиком АН СССР, а в 1959 году - руководителем Союза писателей. В этой должности он находился вплоть до самых последних дней своей жизни.

В 1967 году за большой вклад в советскую литературу К.А. Федину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Константин Александрович Федин скончался 15 июля 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище (рис. 12, 13).

1 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

2 В «Откликах» начал свой литературный путь советский писатель К.Я. Горбунов (род. в 1903 г.), автор романа «Ледолом». В Сызрани Горбунов окончил школу и работал несколько лет в местной газете.

3 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

4 «Литературная газета», № 14, 1940, «Четыре встречи».

5 «Литературные записки», № 3, 1922.

7 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

8 «Литературная учеба» № 4, 1930, стр. 114.

9 К. Федин, Горький среди нас, ч. I, стр. 136.

10 «Волжская коммуна» № 47, 1952, «Сызранские встречи».

11 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

Список литературы

Брайнина Б.Я. По законам красоты: О трилогии К. Федина и о героях необыкновенного времени. М., 1968.

Брайнина Б.Я. Федин и Запад: Книги. Встречи. Воспоминания. М., 1983.

Бугаенко П.А. Константин Федин: личность, творчество. Саратов, 1980.

Бугаенко П.А. Романическая трилогия: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» К.А. Федина. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1981.

Воспоминания о Константине Федине. Составитель Н.К. Федина. М., 1988.

Ерощева Ф.Ф. Романы Константина Федина о революции. Краснодар, 1967.

Заградка М. О художественном стиле романов Константина Федина. Прага, 1962.

Кузнецов М.М. Романы Константина Федина. М., 1980.

Левинсон З.И. Романы Константина Федина. Тула, 1988.

Оклянский Ю.М. Константин Федин. М., 1986 (серия «Жизнь замечательных людей»).

Орлов И.М. Правофланговый солдат первой роты: К. Федин на Брянском фронте. М., 1984.

Проблемы развития советской литературы. Проблематика и поэтика творчества К. Федина. Межвуз. науч. сб. Отв. ред. П.А. Бугаенко, В.А. Ковалев. Саратов, 1981.

«Свела нас Россия»: переписка К.А. Федина и И.С. Соколова-Микитова, 1922-1974. Под ред. И.Э. Кабановой, И.В. Ткачевой; Гос. музей К.А. Федина. М., 2008.

Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1953. С. 149-153.

Старков А. Ступени мастерства: Очерк творчества К. А. Федина. - М., 1985.

Старков А. Трилогия Константина Федина: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». М., 1989.

Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография. М.: АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького, 1966.

Фединские чтения. Константин Федин и его современники. Саратов, Гос. музей К.А. Федина. Вып. 1-5.

Федин К.А. Пустырь. М., Круг. 1923.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 9 тт. - М., 1960.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 10 тт. - М., 1969.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 12 тт. - М., 1982-1986.

Федин К.А. Избранные произведения. В 3 тт. М., 2009.

Шеншин В.К. Традиции Ф.М. Достоевского и советский роман 1920-х годов: К. Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов. Красноярск, 1988.