Изображение ленина на скале. Достопримечательности Пятигорска: Ленинские скалы

Иконостас, скала

Культурно-историческая достопримечательность
информация обновлена: 10.07.2010

Информация об объекте Республика Алтай, Турочакский район, с. Удаловка


Гора Иконостас


Гора Иконостас находится на правом берегу реки Бия , в Турочакском районе республики Алтай между селами Турочак (в семи километрах от Турочака) и Удаловка. Представляет собой отвесную скалу высотой 80 м – крутой откос к речной долине. Эта скала сложена гранитами, образовавшимися более 300 млн. лет тому назад. Природной величественностью, монументальностью и пирамидальной формой напоминает церковный иконостас – отсюда и название, распространенное среди местных жителей.

Ценность объекта заключается в его научном, эстетическом, туристическом и историческом значении.

Гора Иконостас является памятником природы республиканского значения.

В 1978 г. гора Иконостас обозначена как памятник природы Горно-Алтайской автономной области - данное решение утверждено сессией Алтайского краевого Совета народных депутатов.

В 1996 г. статус памятника природы подтвержден Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 г.


Природной величественностью монументальностью и пирамидальной формой напоминает церковный иконостас. Отсюда название, распространенное среди местных жителей.

Рядом с дорогой стоит отвесная 80-метровая стена, сложенная из каменных базальтовых плит, обтесанных ветрами и временем. В верхней части скалы, на, казалось бы, на недоступной высоте, высечен барельеф Ленина и надпись "Имя Ленина, его дело, труд и учение будут жить вечно". У этого памятника советской эпохи интересная история: вскоре после Великой Отечественной войны учитель сельской школы сделал наскальный рисунок, поднимаясь в течение нескольких месяцев в специально приспособленной люльке на большую высоту. На фоне красного знамени он совместил профили Ленина и Сталина. Но после смерти Сталина неизвестные люди сточили его изображение со скалы, оставив только ленинский профиль и лозунг.

Ландшафт окрестностей горно-долинный, эрозионно-аккумулятивцый, дренированный с террасированной долиной р.Бия с осиновыми и сосново-березовыми широкотравными лесами.

По прошествии многих лет уникальный памятник охраняется государством, и имеет шанс жить если не вечно, то очень долго. Ценность объекта заключается в его научном, эстетическом, туристическом и историческом значении скалы.
Туристы приезжают сюда посмотреть на скалу из любопытства, называя ее иконостасом ушедшей эпохи.

Климатические условия в районе горы способствуют физическому выветриванию, вследствие чего проявлено характерное для Алтая значительное внедрение гранитных пород на поверхность земной коры (интрузия значительных размеров). Скала Иконостас представлена выходом девонских гранитов. Рельеф местности останцово-грядовый. Глубина расчленения рельефа 150-300 м. Тип расчленения долинно-балочно-овражный.

В окрестностях данного объекта распространены сосновые, березово-сосновые, осиново-пихтовые, березово-осиновые закустаренные высокотравные леса.

Интерес для охраны представляют третичные реликты: копытень европейский, герань Роберта, кипрей горный, колокольчик крапиволистный, всего около 15 видов растений.

На поверхности в центре скалы, на высоте 40 м, выбит барельеф В.И.Ленина, автор – местный художник-любитель Иван Сычев. Режим посещения - заповедно-рекреационный.
Организация, ответственная за охрану - Совхоз "Дмитриевский".

Страница 4 из 9

ПОРТРЕТ НА СКАЛЕ

Под Пятигорском, высоко в горах, неподалеку от места дуэли Лермонтова, стоит отвесная скала. На ее вершине, под самыми облаками, виден издалека портрет Владимира Ильича Ленина.

Каждый день приходят сюда люди различных национальностей. Они приносят свою веру, любовь и надежду. Подолгу стоят они возле скалы, вглядываясь в дорогие черты. Школьников принимают здесь в пионеры и повязывают им красные галстуки. Комсомольцы устраивают торжественные собрания и получают комсомольские билеты. А ранней весной, в день рождения великого вождя и учителя, молодежь украшает портрет Владимира Ильича цветами и зеленью, стоит около него в почетном карауле. Ленинская скала объявлена уникальным историческим памятником.

Кто же нарисовал на вершине высокой отвесной скалы этот портрет Ленина?

Произошло это сорок лет назад, летом 1925 года. В Пятигорске проходил тогда первый краевой съезд горянок и терских казачек Северного Кавказа. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила их от векового бесправия, вывела на широкую дорогу. И женщины впервые собрались вместе, чтобы решить, как строить новую жизнь, как бороться за счастье своих детей, за мир во всем мире.

Одна за другой поднимались на трибуну терские казачки и горянки. С жаром говорили о предстоящем труде во имя Родины, давали клятву никогда не сворачивать с намеченного пути.

С трибуны этого исторического съезда на всю страну прозвучали пламенные слова его организатора В. Алексеевой:

Наша дорога нелегка, путь утесист, немало скатов над пропастями, немало бурных потоков, которые нужно перейти. Но мы идем вперед. Наш свет - свет ленинских идей. Как теплые солнечные лучи, он согревает все живое, дает ему буйный рост. Перед нами, женщинами, стоят важные задачи. И если мы их претворим в жизнь, то выполним завет Владимира Ильича Ленина, который говорил, что раскрепощение женщин - это успех революции...

На съезде было много гостей из разных районов страны: шахтеры из Донбасса и крестьяне Полтавщины, рыбаки с Каспийского моря и ткачи Орехово-Зуева. Почетным гостем на съезде был прославленный герой гражданской войны Семен Михайлович Буденный. Были приглашены также отдыхавшие в соседнем санатории рабочие, инженеры и командиры Красной Армии. Среди них был молодой ростовский инженер и художник Николай Кузьмич Щуклин, небольшого роста, энергичный парень с веселыми серыми глазами.

На одном из последних заседаний он поднялся на трибуну и сказал, что хочет подарить съезду портрет великого Ленина, который нарисовал на скале. Несколько минут под сводами зала грохотала восторженная овация, а молодой инженер, художник-самоучка, стоял на трибуне и смущенно улыбался.

Нарисовать портрет Ильича решил он после зажигательной речи В. Алексеевой. На сцену поднялась группа женщин, героев гражданской войны. Впереди несли пробитое пулями боевое красное знамя.

С этим знаменем мы шли в бой! - сказала одна из героинь.- Теперь с этим знаменем по ленинской дороге пойдем мы к новой жизни!

И вот тогда решил Щуклин создать портрет В. И. Ленина и подарить его съезду. Возвращаясь после заседания, он продолжал думать об этом.

Узкая горная тропинка, бежавшая у подножия Машука, привела его на поляну, заросшую травой и дикими цветами, и запетляла дальше, к месту гибели Лермонтова. Прямо перед художником вздымалась к небу высокая отвесная скала. Часть скалы, обращенная к поляне, была отшлифована до блеска дождем и ветрами.

Щуклин остановился, осененный смелым замыслом. «А что, если нарисовать портрет на этой скале? - подумал он.- Его будет видно издалека. Ночью, если зажечь на вершине костры, портрет увидят жители Пятигорска!»

С этой мыслью он вернулся в санаторий и рассказал обо всем соседям по палате - ростовским рабочим Баранову, Картукову и Курносову.

Это было бы здорово! - проговорил с восхищением Баранов.- Но как же ты доберешься снизу до отшлифованной поверхности?

Надо подъемный кран вызывать,- засмеялся Кур-носов.

Не снизу, а сверху,- сказал Щуклин. И, глядя на удивленные лица товарищей, пояснил: - Один конец веревки можно закрепить наверху, на вершине скалы, а другим обвязаться вокруг пояса. И все. Спускайся и рисуй.

Рабочие помолчали.

Рискованное дело,- нарушил тишину Картуков.- Можно упасть и разбиться насмерть о камни.

И все-таки я сделаю, что задумал,- твердо ответил Щуклин.

В тот же день друзья поднялись на вершину скалы и помогли ему закрепить длинную веревку. И началась напряженная работа.

Несколько дней подряд, днем при солнечном свете и ночью при жарком пламени факела, рисовал он необычный портрет. Обвязавшись веревкой, закрепленной за дерево, росшее на вершине, он работал на весу на высоте около 400 метров.

Прижавшись вплотную к стене, он с трудом передвигался в разные стороны, цепляясь за еле заметные вмятины и выступы. Когда необходимо было подняться повыше, он подтягивался как акробат и, застыв в нужном положении, осторожно рисовал одной рукой, а другой держался за веревку. К поясу были привязаны баночки с масляной краской.

Инженер писал самозабвенно, с огромным увлечением, вкладывая в каждый штрих, в каждый мазок кисти частицу своего сердца.

Много раз в день Николай Кузьмич спускался вниз и, отойдя от скалы, внимательно рассматривал свое творение. Еще и еще раз проверял он расчеты, исправлял и дорисовывал отдельные детали, стараясь рисовать так, чтобы огромный портрет был хорошо виден с различных точек, под любым углом. Иногда, утомленный работой, он отдыхал, повиснув на веревке, прижавшись лицом к холодному камню.

Закрывая съезд, делегатки решили провести заключительное заседание на горе Машук, у портрета Владимира Ильича Ленина.

Утром женщины собрались возле скалы. Не было конца ликованию народа, когда Николай Кузьмич Щуклин обрезал веревки и большое серое полотнище упало к подножию скалы, открыв миру бессмертный образ вождя и учителя. Спокойный и уверенный взгляд Ленина был устремлен в светлую даль. Кругом расстилалась новая, свободная страна. На ее земле, политой кровью лучших сынов и дочерей, павших за святое дело пролетарской революции, рождалась новая жизнь, невиданная и прекрасная. И все это свершалось по мудрым заветам Ленина.

Под портретом вождя сверкали строки:

Неправда, что умер Ленин -
Ильич никогда не умрет!
Он в городах и селеньях
Нашей Отчизны живет.

Отдаваясь эхом в горах, под скалой загремели аплодисменты. Старый орел, лениво взмахнув крыльями, поднялся в голубую высь, потревоженный и удивленный невиданным здесь зрелищем. Люди запели «Интернационал». К подножию скалы ложились груды цветов и зелени: ветки векового кедра и остро пахнущей ели, дикие розы и белые ромашки.

В. Алексеева подошла к Щуклину и долго, взволнованно жала его руку, еще пахнущую масляной краской:

Спасибо вам, Николай Кузьмич...

И, заметив слезы на глазах молодого инженера, от души поцеловала его...

А вечером делегаты и гости разъезжались по разным уголкам страны. Уезжал и Николай Кузьмич. В последний раз пришел он к скале и долго стоял, как бы прощаясь с творением рук своих. Не знал он, что уйдет отсюда молодым человеком, а вернется через много лет, с убеленной сединой головой.

Трудовая жизнь забрасывала его в различные районы необъятной страны. В первые годы пятилеток по путевке союза железнодорожников поехал он на строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. В горячих мертвых песках метр за метром прокладывал он «трассу жизни» - легендарный Турксиб.

Не успели простучать по новой магистрали колеса первого поезда - партия посылает Щуклина на строительство железной дороги Москва - Донбасс. И снова годы напряженного труда. Затем коммунист Николай Щуклин едет сооружать линию Рубцовка - Риддер.

Быстро летели годы по дороге новой жизни. Но где бы ни был, он часто вспоминал Кавказские горы и скалу с портретом Ленина.

Интересна дальнейшая судьба портрета.

В августе 1942 года жаркое дыхание войны опалило Крым и Кавказ. Орлы улетели с насиженных мест подальше в горы, испуганные треском автоматов и артиллерийским огнем. Фашисты заняли Пятигорск. Они решили уничтожить портрет Ленина на скале. Попробовали замазать известью, но в ту же ночь прошла сильная гроза, и вода смыла с камня все следы кощунственной затеи.

Вскоре после этого фашисты обстреляли портрет из пулеметов. Пули отбили куски скалы, но портрет уцелел. Однако гитлеровцы хотели во что бы то ни стало уничтожить его. Их приводило в бессильную ярость, что портрет Владимира Ильича Ленина привлекает всеобщее внимание.

Какой-то смельчак приходил каждый день к портрету и клал цветы у подножия скалы. Однажды ночью на «ленинской скале», как называли ее в народе, вспыхнул зажженный кем-то костер, и величественный портрет Ильича, озаренный багровыми языками пламени, был хорошо виден всем жителям Пятигорска, ближайших сел и деревень. Бессмертный образ великого вождя и учителя в эти тяжелые дни оккупации давал новые силы в борьбе с врагом, вселял в советских людей веру в грядущую победу.

Фашистские оккупанты привезли орудие, открыли яростный огонь, но портрет так и не смогли уничтожить. Тогда гитлеровцы решили взорвать скалу. Они заложили несколько крупных мин у ее подножия и даже на вершине.

Достаточно было нажать кнопку - и огромная скала взлетела бы на воздух.

Но наступление Советской Армии помешало осуществить этот чудовищный план.

В 1944 году Николай Кузьмич Щуклин, живший в то время в Москве, получил письмо с Кавказа от старого друга:

«Твой портрет Ильича изуродован фашистами. Они хотели его уничтожить. Пробовали закрасить известью, но дожди смыли их мерзкую работу. Тогда гитлеровцы подтянули к подножию Машука пушку... Да разве можно убить веру в Ленина? Николай, приезжай скорее. Мы, как смогли, вернули портрету жизнь. Ты же вернешь ему прежнюю силу...»

Не привыкать Николаю Кузьмичу собираться в дорогу. Вся жизнь прошла на колесах. И вот уже скорый поезд мчит его на Кавказ. Мелькают за окном знакомые города и села, реки и поля.

И опять, как и много лет назад, идет он по горной тропинке, ведущей к заветной скале.

Тропинка то, как ловкая серна, стремительно взбегала вверх на скалы, то внезапно прыгала вниз и бежала рядом с быстрым холодным потоком. День был ясный и солнечный. В безбрежной дали хорошо было видно сверкающую снежную шапку Эльбруса и подъемные краны в предместьях Пятигорска, где вырастали новые жилые кварталы.

Когда Щуклин подходил к источнику «Теплый нарзан», его догнала стайка ребятишек с красным знаменем и цветами в руках.

Куда вы идете? - спросил Щуклин.

Мы идем к Ленину вступать в пионеры,- ответил ему черноглазый мальчик.

Вот и скала. Щуклин медленно подошел к ее подножию и снял шапку.

В тот вечер принялся он за восстановление портрета вождя. Опять, как и прежде, в те далекие годы, обвязавшись веревкой, закрепленной за дерево, росшее на вершине, работал он на весу на головокружительной высоте. И хотя глаза уже были не те и загрубевшие мозолистые руки не слушались, Николай Кузьмич рисовал без устали, и работа подвигалась быстро. Каждый день под скалой собиралась толпа горцев. С глубоким уважением и интересом смотрели они на русского художника.

Ты делаешь большое, благородное дело,- говорили они ему.- У тебя золотые руки.

После многодневной работы Щуклин вернул ленинскому портрету прежний облик. И добавил у подножия новые стихотворные строки:

Портрет вождя враги
пытались
И расстрелять
и зачернить.
Они в невежестве не знали,
Что Ленин будет вечно
жить,
Что держит ленинское
знамя
Над миром партии рука,
Что Ленин жив, что
Ленин с нами
Идет в грядущие века.

Не зарастает народная тропа, ведущая на зеленеющий Машук, к портрету Ильича. Люди приносят сюда свою веру, надежду и любовь.

Есть в Горном Алтае одно из природных чудес – это отвесная скала под народным названием Иконостас, которая возвышается над рекой Бия. В центре утеса высечен барельеф Ленина. Многие проезжающие по трассе на Телецкое озеро обязательно останавливаются около утеса, чтобы полюбоваться творением природы и человеческих рук. Сейчас уже мало кто знает историю создания высеченного на скале барельефа Ленина.

В 1954 году, после окончания 8 класса Турачакской средней школы, я возвращался домой на летние каникулы в родную деревню Верхняя Тибезя, расположенную в 40 километрах от районного центра. В те времена передвигались, в основном, только пешком или верхом на лошади. Подходя к Иконостасу я увидел висящую на веревках клеть, сооруженную из связанных между собой жердей. В клети стоял человек и что-то высекал зубилом. Вниз, к самой дороге, была спущена веревка с привязанной к ней старой фуражкой, на которой висела бумажка с надписью: «Не для меня, а для Ленина». В фуражке лежал бумажный рубль и несколько монет. Я пошарил в кармане, нашел пятак и тоже бросил в импровизированную копилку на благое дело.

После окончания летних каникул я снова шагал в школу. Подойдя к Иконостасу, я просто был поражен увиденным. В центре утеса был высечен барельеф Ленина, а на самом верху скалы масляной краской нарисован стреляющий танк и надпись: «За мать и день его рождения». Ниже было написано: «Идеи Ленина и Сталина живут и побеждают», а еще ниже: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».

После того, как Хрущев развенчал Сталина, слово в надписи на скале «и Сталина» по приказу партийных идеологов было выжжено паяльной лампой, но его еще долго можно было прочитать. Позже я узнал от старшего брата, что эти надписи и барельеф Ленина сотворил бывший первый секретарь Турачакского райкома комсомола, которого освободили от занимаемой должности в связи с утратой доверия. В придачу, за его персональную критику, партийные функционеры распустили слух, что он сошел с ума. Однако, этим нелепым домыслам мало кто поверил.

Чтобы как-то доказать свою правоту, а это было непросто в то время, он решил высечь на Иконостасе барельеф Ленина. Не каждый решится на такой отчаянный шаг, тем более, что задуманное было связано с риском для жизни. В итоге, несмотря на огромные трудности и лишения: недоедание, ночевки в клети, дожди… он добился своей цели, доказав, что он вполне здравомыслящий и целеустремленный человек. Символом памяти о себе он оставил высеченный на скале барельеф Ленина.

Эта скала с портретами классиков марксизма - ленинизма находится в верховьях главной башкирской реки Агидель (Белая), в заповедном национальном парке Южного Урала. Чуть выше от неё - пещера Шульган-таш (Каповая), в которой в 1957 году были обнаружены уникальные рисунки первобытного человека.

Портреты эти впервые я увидел много лет назад, путешествуя по Всесоюзному водному маршруту, который начинался ниже старинного уральского города Белорецка, где в давние времена ковали пушки для крестьянского царя Емельяна Пугачева и национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, и заканчивался у выхода из горных теснин вблизи села Юмагузино, где теперь сооружено одноименное водохранилище.

По маршруту этому когда-то прошел, вернее, спускался на лодке и знаменитый журналист, лауреат Ленинской премии Василий Песков. Но портретов тогда он не мог видеть, так как появились они на скале позже. И впервые их показал я в телепередаче, будучи собкором Гостелерадио СССР.

А создал их самодеятельный художник из башкирского города Мелеуза Булат Рахимов с двумя помощниками.

Размер «полотна» 50 на 70 метров. Портреты писали «космическими красками» в течение двух летних сезонов. Краски ушло много. Спасибо бывшему первому секретарю Мелеузовского горкома КПСС Адгаму Шарафутдинову, который всячески помогал художнику в осуществлении им творческого замысла.

За пеленой времени, все-таки прошло уже более четверти века, я смутно помню какие-то детали. Но как тогда рассказывал Булат Рахимов, скалу они «равняли» направленными взрывами. Потом на скалу поднимались еще до восхода солнца, пока было прохладно, используя альпинистское снаряжение, усаживались в висячие «люльки» и работали до темноты в горном ущелье.

Пока помощники выполняли его задания, сам художник многократно спускался к реке, отходил от скалы почти на километр и вносил поправки в портреты...

Скала расположена «лицом» к югу, и портреты были особенно выразительны в полуденные часы...

Прошло уже много времени, как сделан этот фотоснимок, и я как-то перестал обращать на него внимание в своем рабочем кабинете. Но недавно, перелистывая подшивку «Правды » за 2009 год, в одном из декабрьских номеров обнаружил корреспонденцию «Сталинский портрет на камне ». Как вспоминает автор материала Наталья Хохлова, еще в счастливые советские времена дал ей профсоюз бесплатную путевку в санаторий города Орджоникидзе (ныне - Владикавказ). И там во время экскурсии по Военно-осетинской дороге побывала она в Цейском ущелье и была поражена увиденным: на склоне горы, над пропастью стоял гранитный монолитный камень, высотой примерно 4 метра, шириной - 7-8 метров. На одном из сторон этого отшлифованного камня был изображен портрет И.В. Сталина, видимо, маслеными красками, - в честь 100-летия со дня рождения вождя. Чуть в стороне была надпись Г.К. Жукова «Сталин для нас был величайшим авторитетом », - и его подпись.

«Невозможно было оторвать глаза от увиденного, - вспоминает Наталья Хохлова, - и я решила запечатлеть это событие не только для себя, но и для потомков ». (Ах, какой она молодец!).

Но каково же было удивление руководства республики, когда наутро они увидели портрет на прежнем месте. Джигиты Северной Осетии под покровом ночи невероятными усилиями достали камень, поставили его на место, и с оружием в руках охраняли его… Больше никто не осмелился идти против воли народа.

Взволнованно читая эту корреспонденцию, вспомнил я, как во время службы на Тихоокеанском флоте, возвращался в 1956 году на поезде из отпуска - из Башкирии на Дальний Восток. И вот у одного из многочисленных (несколько десятков) тоннелей по берегам Байкала, наш поезд незапланированно простоял около 6 часов. Причину задержки проводники не объясняли. А когда поезд продолжил путь, стало ясно: раньше у выхода из тоннеля на скале высился огромный бюст Сталина. Сработали его отец и сын (фамилии не помню) - «зэки». К сожалению, когда работа была почти завершена, сын разбился, сорвавшись с кручи. Отца освободили из заключения досрочно. А бюст Сталина был взорван в тот день, когда наш поезд простоял у тоннеля. Хотя движению поездов он никак не мешал, будучи в стороне от железной дороги…

А вот каким был памятник Сталину в Уфе в сквере его имени, рядом с театром оперы и балета. Его снесли в 1961 году, куда - неизвестно…

А 21 декабря 2011 года, в день рождение вождя, в Уфе открылся уникальный музей И.В.Сталина, который посетили уже несколько тысяч человек, не только уфимцы, но и гости нашей столицы, в том числе из-за рубежа.

Какова же судьба портретов Маркса, Энгельса и Ленина на склоне Аквасской скалы, по названию речки, впадающей в Агидель, и бывшей там неподалеку некогда одноименной деревушки?

Сам я в тех местах уже давно не бывал. Поэтому, готовя этот очерк, позвонил в известное в Уфе турагентство, сотрудник которого подтвердил, что портреты на скале сохранились, только немного поблекли.

А еще давнишний друг мой из Мелеуза сообщил, что сын художника - Радик Рахимов готовится обновить портреты.

Это будет доброй памятью и о художнике, которого уже нет в живых.

Мадриль Гафуров.

Фото ИД “МАГ”.

Документ опубликован на сайте Кремля Президент Владимир Путин подписал закон, направленный на защиту интересов участников долевого строительства в случае банкротства застройщика, передает ТАСС.
29.06.2019 Единая Россия В акции «Зарядка со звездой» регионального Совета сторонников «Единой России» приняли участие еще свыше полутора тысяч человек.
29.06.2019 Единая Россия Встреча лидеров БРИКС Перед официальным открытием "Двадцатки" неформальную встречу провели лидеры стран БРИКС: президенты России, Бразилии и ЮАР Владимир Путин, Жаир Болсонару и Сирил Рамафоса,
29.06.2019 Огни Агидели

В Башкирии на заседании Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов Центризбиркома республики рассматривалась поступившая жалоба о незаконной агитации в СМИ за Радия Хабирова.
29.06.2019 Tdnu.Ru Кандидатам после выдвижения необходимо собрать в свою поддержку 454 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований - пять процентов от общего числа указанных депутатов,
28.06.2019 Октябрьский нефтяник

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одна из необычных достопримечательностей Пятигорска – Ленинские скалы на юго-западном склоне Машука. Возможно, были бы они обычными скалами, если бы не наскальная живопись.

В 1925 году ростовский художник (наш земляк, значит) Николай Шуклин написал маслом на скале портрет В. И. Ленина. Портрет довольно большой, 15 на 20 метров. Это – единственный в мире наскальный портрет вождя мирового пролетариата. К тому же написан на высоте 400 метров над уровнем моря. Вообще довольно необычно использовать скалу в качестве холста, правда? Хотя это делали ещё наши первобытные предки…

Художник рисовал 6 дней. Ниже портрета – красная пятиконечная звезда и надпись «СССР». Я знаю людей, которые любят артефакты, связанные с Советским Союзом – им бы это понравилось.

Написан портрет по поводу открытия I слёта женщин-активисток Северного Кавказа. Съехались они в Пятигорск поговорить о важных делах. Портретист открыл торжественно своё творение в последний день съезда.

История вандализма

Наскальный портрет неоднократно хотели стереть с лица Земли. Сначала – гитлеровцы во время оккупации Пятигорска в 1942 году. Люди приносили к памятнику живые цветы. Это выводило фашистов из себя. Они расстреляли изображение из автоматов, после закидав его грязью.

В полночь отважные пятигорцы отмыли портрет – на рассвете он сиял, как новый.

Тогда фашисты закрасили лицо Ленина, звезду и надпись «СССР» побелкой. Но на помощь пришла сама природа: ночью ливень смыл побелку.

Разъярённые гитлеровцы расстреляли портрет из артиллерийских орудий. Но пролетарский вождь по-прежнему смотрел со скалы.

Тогда гитлеровцы надумали уничтожить Ленинские скалы. Заложили взрывчатку, да взорвать не успели: 11 января 43-го Пятигорск был освобождён от оккупантов.

Осенью 1944-го в Пятигорск приехал Шуклин. Восстановив портрет вождя мирового пролетариата, он сочинил четверостишие:

Весной 60-го, накануне 90-летия со дня рождения Ленина, художник отреставрировал портрет. Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Весной 2009-го портрету досталось уже от современных вандалов, закрасивших его чёрной краской. Портрет восстановили. Но, на мой взгляд, несколько неудачно. Глаза у вождя какие-то странные получились. И губы тоже такие, что аж страшно становится… А ведь этот портрет – памятник истории и культуры федерального значения. Может, специально портрет сделали таким страшненьким, чтобы его даже вандалы пугались и близко не подходили?

Портрет хорошо виден с канатной дороги Пятигорска. Оттуда мы его впервые и узрели два года назад. Но сходили только сейчас, этой зимой.

Подъём к портрету по ступенькам недлинный, но скользкий. А последние десять метров – по сыпучей тропинке.

Как добраться до Ленинских скал и наскального портрета Ленина : бульвар Гагарина, координаты N44.046884, E43.081917. Неподалёку находится санаторий «Ленинские скалы».

Наскальный портрет Ленина в Пятигорске на карте:

Можно доехать на машине. Или от железнодорожного вокзала автобусом № 1 до остановки «Канатная дорога», трамваями № 1, 5 до остановки «Цветник». Дальше пешим ходом.

Если идти по бульвару Гагарина в сторону нижней станции канатной дороги Пятигорска, то справа увидите литую плиту советского времени, на которой написана кратко история портрета.

От Ленинских скал можно прогуляться до (идти минут 20) и дальше, до .

Наскальный портрет Ленина, несмотря на то, что является памятником истории и культуры, на мой взгляд, не самая интересная достопримечательность Пятигорска. Но если будете идти на вершину Машука или к Воротам Солнца – не проходите мимо. Всё же памятников Ленину много, а наскальный портрет – единственный в мире.

Кстати, на Кавминводах есть ещё один , на Красных скалах Кисловодска.

Это – самый старый памятник Ленину в мире, он создан в год смерти пролетарского вождя.

Интересно было узнать история наскального портрета Ленина?

Были на Ленинских скалах в Пятигорске? Какие впечатления?

Все материалы сайта «Дороги мира» - авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.