Из чего состояла колесница. История колесниц на ближнем востоке. Роль колесниц в армии

Колесницы фараона

В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими».

Египетская колесница (Мемфисский храм).

Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В египетской армии в 13 в. до н. э. охранники фараона являлись элитной частью. Подразделение, под началом командира, включало двадцать пять колесниц. Вероятно, эти командиры и были упоминаемые «шалишим» – начальники над колесницами. Кстати, слово «шалишим» не египетское, а семитское.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Сутра сердца: Учения о Праджняпарамите автора Гьяцо Тензин

Истоки учения Великой Колесницы После паринирваны Будды все его учения были собраны некоторыми из главных учеников. В действительности это собирание происходило не одновременно, а в три этапа. Кроме того, совершенно ясно, что писания Махаяны не входят в те три корпуса

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Чин освящения колесницы. Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю? Небе?сный: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Священник: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12.

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Советы от всего сердца автора Ринпоче Дуджом

21. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22. каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. 9. С ним отправились также

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ Каково происхождение этого высокого учения? Оно пришло к нам от совершенного Будды, чет–вертого из тысячи двух будд, которым надлежит явить себя в ходе Счастливой кальпы. Мы живем в такое время, когда его учение еще существует. Более того, хотя все будды

Из книги Рамаяна автора

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: передо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвёртую - пегие; все они - кони сильные.4 Я спросил

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Восьмое видение: четыре колесницы 1 Я вновь поднял глаза и вижу: предо мной четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами. 2 Первую колесницу тащили рыжие кони, вторую - вороные, 3 третью - белые, а четвертую - пегие; все они - кони сильные a.4 Я спросил

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Глава 7. Описание небесной колесницы Пушпака Могучий Хануман продолжал осматривать дворцовые палаты с золотыми окнами, усеянные изумрудами, напоминавшие груду облаков в период дождей, разрываемых молнией, мимо которых пролетают стаи журавлей. Он увидел различные залы и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Глава 8. Дальнейшее описание небесной колесницы Пушпака Разумный Хануман, рожденный Паваной, остановился, чтобы внимательно рассмотреть великолепную колесницу, инкрустированную золотом и драгоценностями. Отделанная золотом и украшенная несравненными произведениями

Из книги автора

§ 14. Буддизм «алмазной колесницы» В середине I в. н. э. в Индии складывается новое направление махаяны – ваджраяна («алмазная колесница»), или тантраяна, которая с философской точки зрения полностью согласуется с махаяной и может считаться небольшим ее отклонением.

Из книги автора

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги автора

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. 1. Сны фараона. 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки;Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.

Изобретение колесниц

Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.

Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.

Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.

Египетские колесницы

Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва - битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.

С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск - бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.

08.05.2013

До того момента, когда человек впервые посмел оседлать коня верхом, он ездил в колесницах - легких повозках, запряженных двумя, четырьмя или шестью лошадьми. , которые появились в третьем тысячелетии до нашей эры были очень неповоротливыми и медлительными. В правдивости этих данных сомневаться не приходится, потому что до нас дошли древние шумерские изображения четырехколесных колесниц. Колеса у них крепились на осях, которые были абсолютно неподвижными по отношению к самому корпусу повозки. А теперь представьте, как сложно было такой зафиксированной колеснице повернуть или развернуться!

Боевые колесницы в древних войнах.

Огромное влияние на ход древних войн долгое время оказывали колесницы, созданные ассирийцами, египтянами и мудрыми хеттами. Эти усовершенствованные сооружения распространились в 17-15 веках до нашей эры и критично отличались от первобытных шумерских колесниц. Во-первых у них было не четыре колеса, а всего два больших колеса, которые крепились сзади повозки. Во-вторых, сама эта повозка стала значительно меньше и имела щит впереди и соединялась с конями с помощью дышла. Эти колесницы использовали как на охоте, так и на войне. Они были более маневренными и быстроходными. Боевые же колесницы дополнительно оснащались. К их колесам крепились специально выкованные, длинные и очень острые ножи, которые больше походили на сабли или косы. Это хитрое приспособление работало безотказно: крушило пехоту с двух сторон от колесницы, к тому же расчищало дорогу перед колесницей. Эти ужасные и дико опасные орудия приводили воинов противника в ужас и нагоняли страх.

С появлением этих новых колесниц, в войсках древних государств очень многое изменилось. Больше не делалось упора на пехоте, теперь акцент делался на новом роде войск - на коннице. Весь исход сражения теперь зависел от слаженности действий конницы. Вплоть до первого века нашей эры, колесницы значились самым передовым и опасным оружием, но это вовсе не говорит, что к тому времени боевые колесницы были такие же, что и полторы тысячи лет назад. Колесницы совершенствовались очень быстро. Новые модели колесниц призваны были стать более эффективными, а египетские и ассирийские воины полагали, что для военных целей будет намного выгоднее, если кроме возницы и двух лучников там будет находиться больше стрелков. Для того, чтобы перевозить шестерых воинов вместо двоих, было нужно создать более прочную конструкцию самой телеги-колесницы, которую должны были тянуть большее количество лошадей.

И вот, в I тысячелетии до нашей эры появилась тяжёлая конница - боевая колесница, запряженная четырьмя, а то и шестью лошадьми. Тогда еще не умели запрягать лошадей друг за другом, поэтому все кони запрягались в один ряд.
Все больше и больше боевых колесниц создавали правители и фараоны тех далеких лет. И в итоге столкнулись с проблемой, на поле боя им стало тесно. Безусловно, на широких равнинах и полях боевой колеснице не было равных, но на узких лесных тропах и в ущельях эта боевая машина оставалась беспомощной.
И только когда человек смог оседлать коня верхом - боевые колесницы начали уходить в прошлое.

Когда-то много веков назад по мощенным камнем улицам и пыльным дорогам Греции мчались колесницы. Никто тогда и не подозревал, что быстрых коней сменит мощный мотор, а вожжи в руках трансформируются в удобный руль. Древним людям даже в самых райских грезах не мог представиться красавец шевроле круз. Каждому времени своя жизнь! На тот момент и колесница казалась быстрее ветра!
Колесницы использовались для ведения боевых действий многими армиями - Египта, Греции, Рима, Ассирии, Персии. Воины на этом уникальном транспортном средстве представляли собой мобильное ударное звено, которое сметало на своем пути все живое. Они шли впереди или действовали на флангах пехоты. Такие боевые звенья в один миг расстраивали ряды противника, благодаря чему следовавшая следом пехота просто добивала тех, кто успевал увернуться от колесницы. Прием жесткий, но эффективный. Как бы то ни было, о могуществе древнего войска судили именно по количеству используемых колесниц.
Известен факт, что в 1312 году до нашей эры в боях между египтянами и хеттами участвовало почти 2500 колесниц с каждой стороны. Такое сражение можно сравнить разве что с битвой танков под Прохоровкой на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны . В древние же годы победили египтяне . Их колесницы оказались легче, а оружия и воинов на них было больше. Хеттские же колесницы были тяжеловесны, неуклюжи, потому их быстро выводили из строя.
В древние века использовалось немало разных видов подобной «техники» - двухколесные с упряжкой из одной или двух лошадей, четырехколесные с целой четверкой лошадей и прочие. Их кузов фиксировался на низких колесах, что придавало устойчивость конструкции. В передней части колесницы устанавливались перила. За них можно было держаться во время движения и привязывать вожжи. Задняя часть колесницы была полностью открыта, за счет этого воины могли лихо соскакивать или запрыгивать на нее на ходу.
На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.
Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.

Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.
Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.
Персидская военная колесница имела более сложное устройство. У нее перила располагались со всех сторон, а к дышлу привязывались копья. Лошадь же была защищена специальным панцирем. Подобный жест был продиктован тем, что во время боя колесницы и воины на них нещадно обстреливались. Стрела, попавшая в лошадь, вызывала падение животного, потери равновесия воинов и опрокидывание колесницы. В таком ДТП несложно было сломать себе шею, так и не доехав до позиций врага. Кстати говоря, эффективным приемом борьбы с колесницами были рвы, которые специально выкапывались рабами в местах предполагаемого прохождения древней «техники».

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет. Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет. Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя). Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.
Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву. Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.
В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

Сегодня археологи находят многочисленные захоронения, где помимо людей в гробницах вместе с ними покоятся и колесницы. Обычай хоронить мертвых вместе со средством передвижения известен с давних времен. Первые такие захоронения, относительно малочисленные, относятся к XIII в. до нашей эры и встречаются практически на всем протяжении континентальной Европы. Традиция более плотно входит в обиход жителей начиная с железного века. По берегам Рейна и Дуная встречаются многочисленные усыпальницы вождей и жрецов, похороненных вместе со своими колесницами. Простой люд хоронили, конечно же, без них. Захоронения вождей железного века встречаются в центральной Европе, а также во Франции. В них находят также многочисленные предметы утвари, сделанные из глины, украшения, оружие. Наиболее известные захоронения с колесницами найдены в Виксе и Хохдорфе.

Просматривая архив своих публикаций по истории доспехов и оружия, вышедших в ВО, обнаружил, что среди них нет ни одной по истории вооружений Древнего Египта. А ведь это колыбель европейской культуры, давшая человечеству очень много. Что касается периодизации его истории, то она традиционно делится на Древнее царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.), Среднее царство (XXI в. — XVIII в. до н. э.) и Новое царство (XVII в. — XI в. до н. э.) До Древнего царства в Египте был Додинастический период и затем Раннее царство. После Нового царства был еще и Поздний период, а затем Эллинистический период, а между Древним, Средним и Новым царствами, как правило, имели место еще и переходные периоды, наполненные смутой и мятежами. Нередко в это время Египет подвергался ударам кочевых племен и воинственных соседей, так что история его мирной отнюдь не была и военное дело в Египте, а значит и наступательное и оборонительное оружие всегда были в почете!


Уже в эпоху Древнего царства - эпоху царей-строителей пирамид в Египте была армия, набранная из свободных крестьян, отдельные отряды которой были вооружены единообразным оружием. То есть армия состояла из воинов с копьями и щитами, воинов с булавами, небольшими топориками и кинжалами из меди и бронзы, и отрядов лучников с большими луками, стрелы которых имели наконечники из кремня. Задачей войска была защита границ и торговых путей от нападений ливийцев - наиболее значимых среди племен «Девяти луков» - традиционных врагов Древнего Египта, нубийцев на юге и кочевников-бедуинов на Востоке. В период правления фараона Снофру войско царя захватило 70000 пленников, что косвенным образом говорит и о численности египетских войск, о совершенстве их тактики, и - об их превосходстве в вооружении!

Поскольку в Египте очень жарко какой-то особой «военной формы» или защитной одежды древние воины не имели. Вся их одежда состояла из традиционной юбки, парика из овечьей шерсти, игравшего роль шлема, защищающего голову от оглушающего удара булавы и щита. Последний делался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху, а также несколько меньшего размера, сверху закругленные, которые воины удерживали за ремни, крепившиеся с обратной стороны.

Воины строились в фалангу и двигались на врага, прикрываясь щитами и выставив копья, а лучники находились позади пехотинцев и стреляли через их головы. Подобная тактика и примерно одинаковое вооружение у народов, с которыми в то время сражались египтяне, не требовали какого-то большего совершенства вооружения - побеждали более дисциплинированные и обученные воины и понятно, что это были, конечно, египтяне.

В конце Среднего царства египетская пехота, как и раньше традиционно подразделялась на лучников, воинов с ударным оружием ближнего действия (палицы, дубинки, топоры, секиры, дротики, копья), у которых не было щитов, воинов с секирами и щитами, и копейщиков. Этот «род войск» имел щиты длиной 60-80 см и шириной около 40-50 см, как, например, у фигурок воинов, обнаруженных в гробнице номарха Месехти. То есть в эпоху Среднего царства египтянам было известно глубокое построение из копейщиков, прикрывающихся щитами и построенных в несколько рядов!

Интересно, что войска египтян в это время состояли исключительно из пехоты. Первый случай использования лошадей в Египте засвидетельствован в ходе раскопок города Бухен - крепости на границе с Нубией. Находка относится к эпохе Среднего царства, но хотя лошади в это время уже и были известны, широкого распространения именно в Египте они не имели. Можно предположить, что некий состоятельный египтянин приобрел ее где-то на Востоке и привез в Нубию, но вряд ли использовал ее как тягловое средство.

Что касается лучников-пехотинцев, то они вооружались самыми простыми луками, то есть сделанными из одного куска дерева. Сложный лук (то есть собранный из разных пород дерева и оклеенный кожей) был бы для них слишком сложен в изготовлении, да и дорог, чтобы снабжать таким оружием рядовых пехотинцев. Но не надо думать, что эти луки были слабыми, ведь они имели длину 1,5 м, и более, и в искусных руках представляли собой очень мощное и дальнобойное оружие. Английские луки эпохи Средних веков из тиса или клена, и длиной от 1,5 до 2 м тоже были простыми, но пробивали на расстоянии в 100 м стальные доспехи, причем английский лучник презирал всякого, кто не мог за минуту выпустить 10 - 12 стрел. Правда, тут есть одна тонкость. Прямо в латников они не стреляли, или стреляли лишь на очень близком расстоянии: практически в упор! На дальнюю дистанцию стреляли вверх залпами по команде, так что стрела обрушивалась на рыцаря сверху и поражала не столько его самого, сколько его коня. Отсюда и латы на шее у рыцарских коней сверху! Так что в возможностях египетских лучников, вооруженных луками такого размера сомневаться не приходится, и они вполне могли поражать противников, не защищенных металлическими доспехами, на расстоянии в 75 - 100 м и до 150 м при благоприятных условиях.

Древний Египет: оружие и доспехи воинов на колесницах

За свою тысячелетнюю историю Египет испытывал не только взлеты, но и падения. Вот и эпоха Среднего царства закончилась вторжением кочевников-гиксосов, его разгромом и периодом упадка. Справиться с египтянами им помогло то, что они вели бой на двухколесных быстроходных колесницах, запряженных парой лошадей, что придавало их войскам небывалую маневренность и мобильностью. Но вскоре египтяне и сами научились разводить и обучать лошадей, делать колесницы и воевать на них. Гиксосы были изгнаны, Египет испытал новый подъем, а его фараоны, уже не довольствуясь защитой своих рубежей и экспедициями за золотом в Нубию, начали войны с соседями в Азии, а также попытались проникнуть на территорию современных Сирии и Ливана.
Особенно воинственными фараонами эпохи наступившего Нового царства были представители династии Рамсесов. Вооружение воинов в это время стало еще более смертоносным, так как технология обработки металла была усовершенствована, а кроме колесниц египтяне узнали еще и усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания. Сила таких луков была поистине велика: известно, что такие фараоны, как Тутмос III и Аменхотеп II выпущенными из них стрелами пробивали насквозь медные мишени.

Уже на расстоянии в 50 - 100 м стрелой с металлическим листовидным наконечником, по-видимому, можно было пробить панцирь воина на колеснице противника. Луки хранились в специальных футлярах на бортах колесниц - по одному на каждом (один запасной) или один у того борта, ближе к которому стоял стрелок. Однако и пользоваться ими теперь стало намного сложнее, особенно стоя на колеснице и к тому же в движении.

Вот почему военная организация египетской армии в это время также претерпела серьезные изменения. Кроме традиционной пехоты - «меша» появились колесничие - «нетхетер». Они представляли теперь элиту армии, всю жизнь обучались военному ремеслу, которое для них стало наследственным и передавалось от отца к сыну.

Первые же войны в Азии принесли египтянам богатую добычу. Так, после взятия города Мегиддо им досталось: «340 пленных, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 племенных коней, 2 боевых колесницы, украшенных золотом, 922 обычных боевых колесниц, 1 панцирь из бронзы, 200 кожаных панцирей, 502 боевых лука, 7 шатровых столбов, украшенных серебром и принадлежавших царю Кадеша, 1929 голов скота, 2000 коз, 20 500 овец и 207 300 мешков муки». Побежденные признали над собой власть правителя Египта, дали клятву верности и обязались платить дань.

Интересно, что в списке трофейных панцирей только один бронзовый и 200 кожаных, что говорит о том, что наличие колесниц требовало и повышенной защищенности тех, кто на них сражался, поскольку это были очень ценные воины-профессионалы, которых было жалко потерять. Но то, что металлический панцирь всего один, говорит об исключительно высокой стоимости тогдашнего защитного вооружения, которым обладали только князья и фараоны Египта.

Множество взятых в качестве трофеев колесниц однозначно говорит об их широком распространении, причем не только у азиатов, но и у самих египтян. Египетские колесницы, судя по дошедшим до нас изображениям и артефактам, это легкие повозки на двух человек, один из которых правил лошадьми, а другой обстреливал противника из лука. Колеса имели деревянные обода и шесть спиц, дно было плетеным, при самом минимуме деревянных ограждений. Это позволяло им развивать большую скорость, а запас стрел в двух колчанах позволял вести длительный бой.

В битве при Кадеше - крупнейшем сражение между войсками Египта и Хеттского царства в 1274 году до н.э. - с обеих сторон участвовали тысячи колесниц, и хотя окончилось оно фактически в ничью, несомненно, что именно колесницы сыграли в нем очень важную роль. Зато кроме новых луков, у египтян появились и два новых вида длинных кинжалов - с массивным клинком листовидной формы с ребром посредине, и закругленным на конце лезвием и колюще-рубящие - с изящными, длинными клинками с параллельными лезвиями, которые плавно переходили в острие, и также с выпуклым ребром. Рукоять у обоих была очень удобной, с двумя конусовидными раструбами - вверх - навершием и вниз - перекрестием.

Серповидное (изредка обоюдоострое) клинковое оружие, заимствованное египтянами у своих врагов в Палестине и претерпевшее в Египте ряд модификаций - «хопеш» («хепеш»), также широко использовалось, как и булавы, топоры с узким лезвием и лунообразные секиры.

Вот так могла выглядеть пехота Древнего Египта, включая Древнее и Среднее царства. На первом плане два воина-копейщика в головных платках, с набивными защитными передниками в форме сердца поверх обычного передника возможно в стеганых куртках, с серповидными короткими мечами из бронзы, а дальше воины с боевой палицей, совмещенной с топором и с секирой с лунообразным лезвием. Метатель дротиков защитного вооружения не имеет вообще. Два чернокожих воина с луками в руках - наемники из Нубии. Доспехи на теле имеет только лишь один фараон, рядом с которым стоит сигнальщик с барабаном. Коробка набора солдатиков фирмы «Звезда». Эх, чего только сейчас для мальчишек нет! И какие у меня были в детстве солдатики - небо и земля!


Палетка Нармера. Изображает фараона Нармера с булавой в руках. (Каирский музей)


Навершие булавы фараона Нермера. (Британский музей, Лондон)


Дротики и щит. Древний Египет. Среднее царство. Современная реконструкция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти. (Каирский музей)


Навершие булавы египетского воина. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Топор их гробницы Аххотепа. Новое царство. 18-я династия, XVI в. до н.э. (Египетский музей, Каир)


Древнеегипетский боевой топор. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Реконструкция колесницы Нового царства. (Музей Ремера-Пелицеуса. Нижняя Саксония, Хильдесхайм, Германия)


Удивительно, но древние египтяне знали и применяли бумеранги очень похожие на те, что употребляли и употребляют коренные жители Австралии. Вот и эти два бумеранга из гробницы фараона Тутанхамона очень похожи на австралийские и отличаются от них разве что только своей отделкой! (Египетский музей, Каир)


Фараон на колеснице. Настенная роспись в храме Абу-Симбел.


Рельеф из заупокойного храма царицы Хатшепсут с изображением египетских солдат XVIII династии, 1475 год до н. э. Известняк, роспись. (Египетский музей Берлина)