Иудушка головлев. Иудушка головлев Закономерность духовной и физической гибели иудушки головлева

Образ Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

"Где нет равенства, там неизбежно должно быть лицемерие" (Уильям Мейкпис Теккерей).

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Порфирий Владимирыч Головлев - один из членов многочисленного семейства, один из "извергов" как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. "Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика", - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился "весь послушание и преданность". "Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям" подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши "лучшего куска на блюде". Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная "сыновняя преданность" помогала ему добывать "лучшие куски", то впоследствии он получил за это "лучшую часть" при разделе имения. Иудушка стал сначала полновластным хозяином поместья Головлевых, затем - имения брата Павла. Завладев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма "милому другу маменьке". Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: "Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить". Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему "вертит языком". Он пишет: "Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток".

Поведение и внешний облик Иудушки могут ввести в заблуждение любого: "Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью". Глаза его "источали чарующий яд", а голос, "словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека". Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу. Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыновья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опасность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным " празднословием".

Иудушка - пустозвон, изображенный с обличительной ясностью. Создавая роман "Господа Головлевы", Щедрин ставил целью показать, как рушатся семья и семейные устои. В произведении этому процессу способствовал Иудушка. Порфирий Головлев меняется на протяжении всего романа, т.е. это образ динамичный.

Прозвище "Иудушка" дается Порфирию в начале романа и остается с ним до конца. Это прозвищ прекрасно отражает внутреннюю суть героя. Есть в звучании этого имени что-то подлое и скользком что соответствует образу персонажа. "Иудушка" стало именем нарицательным и значит то же, что и лицемер. Прозвище это пошло от имени апостола Иуды Искариота, который предал Христа. Оно обозначает человека, который скрывает какой-то грех или порок. И прозвище, данное Щедриным своему герою, вполне оправданно. Иудушка Головлев - это открытие писателя, ранее в литературе ничего подобного не было. Конечно, в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя были персонажи, напоминающие Иудушку, но образ, созданный Щедриным, не повторялся, ни до, ни после него.

"В Иудушке, в его духовном облике, в его характере и поведении Салтыков стремился образно обобщить свои раздумья, свои наблюдения над жизнью господствующих классов современного ему общества. Острый и глубокий ум сатирика отметил как одну из самых ярких черт господствующей идеологии эпохи - тщательно маскируемое разительное противоречие между благонамеренным словом и резко расходившимся с ним грязным, циничным делом. Все это плодило и узаконивало в нравах, в понятиях, в поведении людей ложь, двоедушие, пустословие". "Лицемерные лгуны, - писал Салтыков, - суть истинные дельцы современности. Они лгут, как говорилось когда-то, при крепостном праве, "пур ле жанс", нимало не отрицая ненужности принципа обуздания в отношении к себе и людям своего круга".

Постепенно изводит Иудушка своими речами домочадцев. Не обладая ни знаниями, ни желанием, увидеть что-то дальше собственного носа, Иудушка любит поговорить о семье и хозяйстве. "Если вы позвоните мне, милый друг маменька, выразить мое мнение, - сказал он, - то вот оно в двух словах: дети обязаны повиноваться родителям, слепо следовать указаниям их, покоить их в старости - вот и все. Что такое дети, милая маменька? Дети - это любящие существа, в которых начиная от них самих и кончая, последней тряпкой, которую они на себе имеют, - все принадлежит родителям. Поэтому родители могут судить детей; дети же родителей - никогда. Обязанность детей - чтить, а не судить. Вы говорите: судите меня с ним! Это великодушно, милая маменька, великолепно! Но можем ли мы без страха даже подумать об этом, мы, от первого дня рождения облагодетельствованные вами с головы до ног? Воля ваша, но это будет святотатство, а не суд! Это будет такое святотатство, такое святотатство.".

"Салтыков воссоздает духовную атмосферу, в которой живет и дышит его герой. По глубокому убеждению революционного просветителя, слово - это могучее средство общения и взаимопонимания людей, содержательный знак умственного человеческого опыта, орудие культуры и созидания. Со словом надо обращаться честно. Первый признак, заявляет сатирик, по которому мы сознаем себя живущими в обществе, есть живое слово, живая человеческая речь. Автор головлевской хроники должен был подать слово в совершенно им свойственной ему функции разобщения людей, тиранического истязания их. Сатирик обнаружил великое умение образно раскрыть диалектику пустого, обманного слова. Он создал классический тип пустослова. Читатель знакомится с Порфирием Головлевым как пустословом уже с начальных страниц хроники. Упоминание об "откровенном мальчике", с детства умевшем "приласкаться" и "слегка понаушничать", кладет первый выразительный штрих на складывающийся портрет Иудушки. И дальше, развертывая повествование, шаг за шагом, сатирик приковывает внимание читателей к Иудушке - самому речистому персонажу романа. Скудость содержания и однообразие речей Иудушки - этим прежде всего разоблачается духовный мирок героя. Излюбленными мотивами словесных упражнений Иудушки являются три предмета. Во-первых, бог и "божья милость", во-вторых, семья и родственные отношения, в-третьих, хозяйственная рачительность и усадебный уют, помещичье изобилие. Писатель реалистически верен правде жизни, ограничив этими понятиями, этими верованиями и интересами кругозор своего героя. Они плоть от плоти, кость от кости фамильных преданий, казенного воспитания, дворянской службы, поместного быта и вообще жизненного положения Порфирия Головлева - в недавнем прошлом чиновника, и теперь помещика. "

Непременный атрибут иудушкиного пустословия - разного рода афоризмы, пословицы, религиозные изречения: "все мы под богом ходим", "что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится", "всякому человеку свой предел от бога положен". Слова "бог", "божья милость" не сходят с языка Иудушки. О чем бы ни зашел разговор, он уснащается хвалебными обращениями к "создателю", "Христу", "царю небесному", "господу богу", "ангелам-хранителям", "божьим заступникам" "угодникам". И это выражается не только в бесчисленных рассуждениях Иудушки о "панихидках", "лампадках", "сорокоустах", "молебнах", угодных и неугодных богу "молитвах", "иконах" и прочей церковно-обрядной мишуре. С тонкой психологической проникновенностью Салтыков показывает, что в представлениях Иудушки бог чаще всего выступает в роли богатого родственника, благоволящего к нему, Порфирию Головлеву, либо в роля грозного небесного начальства - вроде исправника или мирового, - ограждающего интересы примерного христианина, сурово расправляющегося со всеми недругами его ("Не любил меня брат. Я всем добра желаю! и ненавидящим, и обидящим - всем! Несправедлив он был ко мне - вот бог болезнь ему и послал, не я, а бог!"). Другой распространенной темой пустословных излияний Порфирия Головлева была тема семьи. В этой сфере взгляды Иудушки весьма элементарны. Домостроевская доктрина - "не ропщи", "повинуйся" старшим, не выходи из "родительской воли" утверждается и здесь. Иудушка переносит усвоенное им упрощенно иерархическое представление о мире, о жизни и на семью. Но, пожалуй, ярче всего духовное ничтожество Иудушки выявляется в разглагольствованиях на хозяйственно-гастрономические сюжеты. Предел головлевских мечтаний - круглый "капиталец", который надо умножать, а не транжирить, "хорошенькое именьице", обильные "запасы" ("Сколько одних погребов было и нигде ни одного местечка пустого!"), да чтобы в доме было "светлехонько", "теплехонько", "уютненько". Утробно-плотоядные вожделения Иудушки выражены в его пристрастии к разговорам о еде, о плодах земных. Любое высказывание приправлено смакующими толками о "карасях в сметане", "говядинке" и "телятинке" о "дубровских рыжичках", "вишенках" головлевских. "И поесть, и чайку попить, и вареньицем полакомиться - всего вдоволь есть! А ежели кушанье какое не понравится - другого спроси!. Щец не захочется - супцу подать вели! Котлеточек, уточки, поросеночка." Такого рода соблазны бесконечно варьируются в речах Иудушки, налагая на них печать откровенного дворянского тунеядства. Изредка щедринский герой принимается "калякать" на темы, выходящие за пределы религиозно-семейственных и усадебно-хозяйственных предметов. И в этом случае его рассуждения все так же необыкновенно плоски, невежественны, реакционны. Представления об отечестве исчерпываются фразой: "Вот тетерев, например. В России их множество". Государство, его политика ассоциируются у Иудушки с верноподданническими понятиями о "начальстве", "законе", которые охраняют собственность господ. "Бога чтить, это - первое, потом - старших, которые от самих царей отличие получили, помещиков например". Сведения о новых веяниях в жизни доходят до Иудушки в виде сплетен и слухов. Театральное искусство для него "скоморошничество" и бесовское, греховное дело. Анниньке он советует: "Ну, все-таки. актриса. обеденку бы тебе отстоять, очиститься бы!" К просвещению и наукам Иудушка относится резко отрицательно. "У меня вот нагловские (крестьяне - Е. П.): есть нечего, а намеднись приговор написали, училище открывать хотят. ученые!" Ни одного свежего понятия, ни одного живого слова и речах Иудушки не встречается. Запас его понятий скуден, он определен затхлыми, застойными началами усадебного быта. Слова Порфирия несут запах кухни, погреба, непроветренной барской спальни, запах лампадного масла из господской молельни.

Ни одной смягчающей или примиряющей ноты - таков расчет Салтыкова-Щедрина с головлевщиной. Не только конкретным содержанием, но и всей своей художественной тональностью, порождающей ощущение гнетущего мрака, роман "Господа Головлевы" вызывает у читателя чувство глубокого нравственного и физического отвращения к владельцам "дворянских гнезд".

Речи Иудушки даже на физическом уровне заставляют почувствовать угнетенность и бессилие. Сцена, где Порфирий "подбадривает" умирающего Павла, дает об этом четкое представление: "Ну, брат вставай! Бог милости прислал! - сказал он, садясь в кресло, таким радостным тоном, словно и в самом деле "милость" у него в кармане была. Павел Владимирыч наконец понял, что перед ним не тень, а сам кровопивец во плоти. Он как-то вдруг съежился, как будто знобить его начало. Глаза Иудушки смотрели светло, по-родственному, но больной очень хорошо видел, что в этих глазах скрывается "петля", которая вот-вот сейчас выскочит и захлестнет ему горло. - Ах, брат, брат! какая ты бяка сделался! - продолжал подшучивать по-родственному Иудушка. - А ты возьми да и прибодрись! Встань да и побеги! Труском-труском - пусть-ка, мол, маменька полюбуется, какими мы молодцам стали! Фу-ты! Ну-ты!" Иудушка, как паук, плетет паутину, в которую попадаются его жертвы, а потом он медленно, так же по-паучьи, высасывает все силы из них. Его племянница Аннинька, пытаясь вырваться из дома дяди, напоминает муху, попавшую в паутину.

Салтыков пишет о Порфирии Головлеве: "Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия". Обездоливая окружающих, лишаясь родственных, деловых и вообще человеческих связей, Иудушка все глубже погружался в тину праздного покоя. Себялюбец, эгоист, живущий особняком, он привычным говорением отгораживается от жизни, ее беспокойств, реальных ее требований и тревог. Он с головы до ног запутался в сеть словесных пустяков, насквозь прогнивших афоризмов и поучений, которые защищают его от любых толчков жизни, от любых ее притязаний. Особенно ярко эта корыстная защитительная функция головлевского пустословия раскрывается в двух эпизодах хроники: встрече Порфирия с Петенькой и рождении внебрачного сына. В свое время Иудушка без особых раздумий отказал в помощи сыну Владимиру, безучастно встретил известие о его самоубийстве. Порфирий чувствует, что приезд Петеньки необычен, с ним случилось что-то недоброе. Но единственным результатом ночных "переживаний" Иудушки было то, что в его голове выстроился частокол пословиц, которыми наутро он собирался прочно защитить себя от беспокойных требований сына.

Несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат Павел "ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал, … что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека". Итак, Порфирий Головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство. Это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда Иудушка приезжает к умирающей матери: "Порфирий Владимирович, … словно змей, проскользнул к постели матери…"

Салтыков-Щедрин определяет главную и самую страшную черту своего героя как "пустоутробие", "пустомыслие", то есть душевный вакуум, неспособность приносить пользу людям. Это слезно-лицемерное пустословие, "в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия".

Вся жизнь Порфирия Владимировича укладывается в смысл поговорки "переливать из пустого в порожнее". Если проследить деятельность этого героя романа - от его работы в департаменте до последних дней жалкого существования в Головлеве, то мы увидим лишь видимость деятельности, за которой сквозит особая форма безделия, прикрываемого прекраснодушными фразами.

Вывод автора в конце романа звучит жестким и справедливым приговором не только Иудушке, но и всему роду Головлевых. Щедрин выделяет три характерные особенности, присущие этому семейству: "праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой". Особенности эти, переходившие из поколения в поколение, и воплотились наконец в образе Иудушки-кровопийца, соединившего в себе все самые неприглядные, отвратительные свойства головлевского рода. Не случайно поэтому сравнение Порфирия Владимировича не только с пауком, но и со змеем как олицетворением главных человеческих пороков.

Пожалуй, к этому герою романа вполне применимо гоголевское определение "прореха на человечестве" (характеристика Плюшкина их поэмы "Мертвые души"). Никчемное, жалкое, бесполезное существование Иудушки - своеобразная "дыра", куда утекли истинные добродетели, положительные человеческие качества, место которых заняли злоба, ложь и ханжество.

Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.

Во-первых, отнюдь не все представители поместного дворянства были подобны Порфирию Владимировичу и разделяли его жизненную позицию. Например, противоположные образы помещиков, деятельных, энергичных, прогрессивных, исповедовавших принципы гуманизма, можно найти в произведениях А.И. Гончарова, И.С. Тургенева и других русских писателей XIX века. Во-вторых, не следует недооценивать значение таких "иудушек" в российской истории и в жизни вообще. Ведь духовный примитивизм обладает своеобразной, особой сложностью, как и внутреннее богатство.

"История умертвии" Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевский дом призраками "умертвии", которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. "Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали "умертвия". Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки".

В финале романа "Господа Головлевы" Салтыков-Щедрин рисует "пробуждение одичалой совести" Иудушки. "И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?" В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: "Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа… Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов… Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия". Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Головлева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в "Господах Головлевых" действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение "финальной черты".

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М.Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа "Господ Головлевых" случаются "просветы". Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых.

Нет, на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие "семья", вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается "у разбитого корыта", вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. "Постылым" детям она "выбрасывала кусок", пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли "нерадивая" дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же "подводят итоги" дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове "пустота" в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой "гроб, наполненный прахом" (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что "подведение итогов" в большинстве случаев связано с "нехорошей" смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор "помиловал", но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, "оставляя в живых" некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Гениальный мастер речевых характеристик, Салтыков-Щедрин так соткал речь Иудушки, что она вызывает физическое ощущение липкой словесной паутины, "точащегося гноя" и "зудения", выматывающего душу.

Иудушка, как и все Головлёвы, - социальный и нравственный урод, и речь его - средство маскировки подлых мыслей и поступков, она прикрывает жестокие и низменные расчёты и желания. Грабя, притесняя и обездоливая, он не забывает при этом употреблять слова: голубчик, дружок, побожески, милый друг маменька, душенька, по-родственному, родная. Однако как ни ловко хищничает и предательствует Иудушка, и он не может уйти от рокового "расчёта", отделаться от вопроса: зачем он всю жизнь лгал, пустословил, притеснял, скопидомствовал? Его поражает страх перед действительностью, "какая-то смута, почти граничащая с отчаянием", овладевает им, он постепенно опускается и дичает, в его облике появляется что-то жуткое. "Запой праздномыслия" влечёт за собой подлинный запой: печать вырождения всё яснее проступает в его облике.

В образе Иудушки Щедрин собрал и с огромной художественной силой обобщил те черты, с которыми великий сатирик вёл непримиримую борьбу всю жизнь: предательство, жестокость, лицемерие, пустомыслие и пустоутробие. Образ Иудушки-лицемера и предателя - крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. С огромной художественной силой вылеплен этот образ великим сатириком. В образе Иудушки нашли своё выражение безмерное презрение и ненависть писателя к предательству, двоедушию, хищничеству и лганью.

Итак, "семейные итоги" весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять "подведения итогов" для всего рода.

салтыков щедрин головлев иудушка

Список литературы

  • 1. М.Е. Салтыков-Щедрин "господа Головлевы". Собрание сочинений в 20-и томах. Т.13. М.: Художественная литература, 1972;
  • 2. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М. - Л., 1959;
  • 3. Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова - Щедрина М., 1875;

Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.

Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.

Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.

Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.

Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.

Иудушка совращает простую девушку Евпраксию, заставив ее вступить с ним в сожительство. Девушка рожает Головлеву сына, от которого он избавляется, отправив младенца в приют.

К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.

Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

Как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых, Арины Петровны, ее мужа, сыновей и дочери, сыновей Иудушки, его «племяннушек», новорожденного Володеньки?

(Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлева Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племяннушка» Любинька. Иудушка остается один и словно захлебывается в своем привычном пустословии.

Нет больше собеседника, которого можно было бы непрерывно опутывать липкой словесной паутиной. Иудушка замолкает и предается безудержным фантазиям. Автор называет это состояние героя «запоем праздномыслия». Даже наедине с самим собой в призрачном, фантастическом мире, - пишет Е. А. Покусаев, - Иудушка играет все туже роль, что и прежде, в действительной жизни, роль помещика-стяжателя. Он и здесь опутывает все и вся сетью кляуз, притеснений и обид, разоряет людей, обездоливает, мучает их»).

Какие названия писатель дал главам в романе?

(Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.)

Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?

(Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!»

Учащиеся приводят много причин головлевского вымирания: тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко вкоренившееся в натуру Головлевых - пустословие, страстное стремление к наживе. Их губит прежде всего «праздность», непригодность к какому бы то ни было делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Человек, лишенный потребности трудится, обречен на неизбежное выморочное существование. В подтверждение этих мыслей можно привести взволнованные лирические строки из главы «Племяннушка». Значит, Головлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования». Мерило жизни для них - имение, наследство, капитал. Сама жизнь их - привычная заведенная комедия, представление, где каждый играет свою роль. В главе «По-родственному» словесная канитель Иудушки даже Арине Петровне вдруг представляется комедией, к которой она с малолетства привыкла и где она всегда участвовала. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение «приличий»).

(Учащиеся вспоминают, что рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город Самоваров, из Самоварова - в Кречетов. Непрерывный шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой публики, циничные и наглые притязания театральных поклонников, хмельное блаженство» - все это как будто врывается в повествование, никоим образом не напоминая о мертвенной тиши головлевской жизни. Но и здесь лицемерие, вероломство, («бесконечный подлый угар», только еще более зримые, агрессивные, жестокие.)

А как вы понимаете значение слова «господа», которое звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову?

(Толковый словарь В. И. Даля дает следующее толкование: «Господин» - это и форма вежливого обращения, это и человек, принадлежащий к привилегированному классу, но прежде всего, это владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные». Господин - это владыка, хозяин положения.)

Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами?

(Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи. Но по существу, уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни, - это Арина Петровна и двое ее сыновей Порфирий и Павел. Но горестный вопль головлевской барыни: «И для кого я припасала!» - заставляет нас понимать, что в своих сыновьях она не видит достойных продолжателей ее господского дела (а дело - это прежде всего «округление головлевского имения»). Остальные же, включая мужа-шута, безалаберного, ничтожного бездельника, и озорника Владимира Михайлыча, старшего сына Степана, дочь Аннушку, бежавшую из Головлева с корнетом Улановым, - все это не господа в строгом смысле слова. В отношении к ним это понятие может быть применено неполно, с существенными оговорками, порой и иронически, насмешливо или жалостливо. Таким образом, многие из Головлевых не настоящие господа. Заглавие романа воспринимается уже не буквально: это господа, которые постепенно, один за другим, перестают быть хозяевами положения.)

IV. Слово учителя.

Для раскрытия смысла заглавия романа, основной мысли автор умело использует изобразительно-художественные средства. Бросается в глаза неповторимая особенность речи щедринских героев. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бессодержательную мертвую форму. (Очень важно обратить внимание на главный мотив Иудушкиных разглагольствований, на выражение им родственных чувств: «Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю!.. Я всем добра желаю!.. и ненавидящим и обидящим - всем!..») Нескрываемо враждебно относится к Иудушке и автор: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимирыча характеризует полное «нравственное окостенение» - вот главный диагноз писателя сатирика. В этом одна из основных разгадок приобретательного рвения щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.)

Важное место в «Господах Головлевых» отведено пейзажу. Рисуя головлевскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз обращает внимание на картины природы.

Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?

(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.

В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлево: Время стоит еще раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод, дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бес численные стада птиц. Но Степан Владимирыч ничего не замечает; все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на страшный суд» (отрывки читаются заранее подготовленными учащимися).

Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка еще более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обреченный на скорую смерть Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский поселок, утонувший в грязи».)

Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.

В конце урока (5 - 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским.

Дворянские усадьбы-«гнезда» - овеяны у Тургенева высокой, благоуханной поэзией. Писатель выразительно, пластично, увлекательно изображал родную русскую природу. Некрасов изображал природу и в веселых и в грустных тонах. Это зависело от того, как смотрел поэт или с народной точки зрения, или с позиции горячего заступника, страдальца за народное горе. У Салтыкова - Щедрина за картинами мрачной, суровой погоды угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи?

Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.

Уроки 2-3. Семья Головлевых

Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.

Метод: беседа с чтением соответствующих эпизодов романа, сообщения учащихся.

Ход урока

I. Беседа.

1) В главе «Семейный суд» найдите первое упоминание о Порфирии Головлеве и попытайтесь его объяснить.

Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась? Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя...)

Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?

(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)

Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.

Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).

(Письмам Порфирия свойственно соединение канцелярской точности: «деньги, столько-то и на такой-то срок», с неумеренным пышнословием, велеречивостью, сюсюкающим самоуничижительным подобострастием: «знай, малый дружок, маменька... недостойных детей ваших». Он как бы ненароком может бросить тень на искренность чувств брата Павла: «не знаю, как брат, а я...»

Павел, напротив, не был мастером по части плетения слова. Он всегда краток до резкости, прямодушен до крайности и вдобавок ко всему косноязычен: «Дражайшая родительница! Хотя вы долгов... прошу чувствительнеше принять уверение».)

Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?

(Порфирий - склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел - строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера - все отчасти напоминают Арину Петровну.)

За делами и словами людей важно угадывать их истинный смысл, их «секрет», важно понять, что ими движет.

Какова же в этой связи тайная пружина, определяющая все жизненное поведение Арины Петровны? В самом деле, ради чего госпожа Головлева занималась расчетливой хозяйственной деятельностью, ради чего «припасала», «ночей недосыпала, куска недоедала»? (учащиеся высказывают свое мнение).

II. Вывод учителя.

Госпожа Головлева - натура сложная и богатая по своим возможностям и «готовностям», но изуродованная самим складом жизни. Ее накопительство бессмысленно, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и внешне всеми ее действиями руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел. Но говорить о семье - материнский долг, скорее по привычке, по традиции, а отчасти и для самооправдания (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Неизменная и жадная приобретательская страсть способна до неузнаваемости исказить, обезобразить личность, ожесточить ее, заглушить истинно человеческое в человеке.

В центре семьи в главе «Семейный суд» - судьба обреченного на гибель Степана Владимирыча. Чем он отличается от своих братьев?

(Это одаренный от природы, но беспутный человек, озорной и одновременно жалкий. «Такие личности», - добавляет автор, - охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками».)

Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?

(Он придет, будет требовать, будет всем мозолить глаза своим нищенским видом. И надо будет удовлетворять его требованиям, потому что он человек наглый, готовый на всякое буйство. Его не спрячешь под замок; «он способен и при чужих явиться в отрепье, способен произвести дебош, бегать к соседям и рассказывать им вся сокровенная головлевских дел».)

Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?

(Все эти предположения верны. Верно и то, что у Степана с детских лет образовался «характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». И еще одно чрезвычайно существенное авторское уточнение: в Степане Владимирыче не оказывалось ни малейшего позыва к труду». Степана Головлева губит сам склад жизни. Тем самым в названии романа словно бы уже содержится указание на главный источник гибели героя.)

Обратим внимание на приметы конкретно-исторического времени, отразившиеся в главе «По-родственному».

Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?

Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?

(В романе дано комическое описание посещавшим ее фантастических предположений: То вдруг вопрос представится: как это я Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой... а может, и Агафьей Федоровной величать придется! То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! Жрать надоест - под стол бросают! ... Теперь они вольные, на них, поди, и суда нет! Предчувствие страшных для нее перемен парализовала Арину Петровну. Строгая хозяйка Головлева «как-то вдруг выпустила из рук бразды правления и в течение двух лет только и делала, что с утра до вечера восклицала: «Хоть бы одно что-нибудь - пан либо пропал! А то: первый призыв! Второй призыв! Ни Богу свечка, на черту кочерга!»)

Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина - генералов и дикого помещика?

(Подобно дикому помещику, который опасался, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает. Арина Петровна жалуется своему сыну Порфише: «Теперь у меня одних поганок в девичьей тридцать штук сидит - как с нал поступить? Ежели на моем иждивении останутся - чем я их кормить стану?»)

(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.

Так Арина Петровна из грозной головлевской барыни превратилась в «скромную приживалку в доме младшего сына». От запоя и тяжкого недуга медленно умирает Павел Владимирыч, владелец дубровинской усадьбы, в силу сложившихся обстоятельств не способный даже распорядиться принадлежавшим ему имением. Сироты Аннинька и Любинька, те и вовсе не господа, ах судьба пока целиком в руках Арины Петровны. Один Иудушка, ее «ласковый сын», головлевский владыка - полновластный хозяин положения, преуспевающий помещик.)

Сосредоточим внимание на образе главного героя романа - на образе Порфирия Головлева. (Работу можно провести в форме беседы, а можно подготовить сообщение «Порфирий - главный герой романа»).

Предполагаются вопросы для беседы:

Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?

Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?

Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?

Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?

Как кончает жизнь головлевский хозяин?

Вариант. Учащиеся слушают сообщение и записывают тезисы в тетради. Предлагаются тезисы по теме сообщения.

Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

Как вы понимаете финал «Господ Головлевых»?

Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?

Дополнительные вопросы по роману «Господа Головлевы»:

Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?

В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?

Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?

Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.

Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?

Вариант дополнительных заданий по роману «Господа Головлевы»:

1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.

2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?

3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?

4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?

Х а р а к т е р и с т и к а И у д у ш к и Г о л о в л е в а.

Родовое «гнездо» Головлевых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре накануне отмены крепостного права в 1861 году. В романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы сталкиваемся с изуродованными судьбами главных героев, трагически сложившимися жизнями детей-наследников Арины Петровны - грозной и властной хозяйки поместья Головлева. Страсть к накопительству и стяжательству взяли в ней верх над истинными материнскими чувствами, так что все свои силы она тратила на приобретательство, не занимаясь воспитанием детей, но держала их так, чтобы они при каждом своем поступке спрашивали себя: «Что-то об этом скажет маменька?» Слова «балбес», «изверг», «мерзавец», «подлец», «негодяй» были в этой семье обычными. Физическое наказание здесь было также нормой. И все это делалось как бы ради семейного благополучия, ради тех же детей, которых Арина Петровна уродовала своим воспитанием. Итог такой ее деятельности - поощрения к лицемерию и наушничанью ради «лучшего куска на блюде», разделения детей на «любимчиков» и «постылых» - обстановка, которая формировала «извергов».

Самый страшный из них - Порфирий Владимирович Головлев. Его прообразами послужили родные братья самого Салтыкова-Щедрина. Кстати сказать, автор в своем романе частично описывает атмосферу отцовского дома, в котором он вырос, и прототипами многих героев «Господ Головлевых» также являются его близкие родственники.

Автор описывает Порфирия известным в семье «под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее плечико, а иногда и понаушничать». Он заискивал перед матерью в расчете на личную выгоду, причем в своем безусловном послушании был настолько неискренен, что это настораживало даже Арину Петровну.

Братья Степан и Павел дают Порфирию очень меткие прозвища: «Иудушка», «кровопивец». Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет нам Порфирия Владимировича мерзким, подлым предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради поощрения, ради собственной выгоды. Прозвище «кровопивец» напоминает нам паука, сосущего свою жертву. Иудушка - пустослов, но он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил. По определению Салтыкова-Щедрина Иудушка не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

К средним годам в Иудушке до беспредела развиваются все те качества, которые больше всего поощряла Арина Петровна в своих детях, ужасные и отвратительные для любого нормального человека: притворная почтительность, лицемерие, безмерное стяжательство. С возрастом эти качества еще более усугублялись, перерастая в жестокость и безжалостность. Так Иудушка на «семейном совете» уговаривает мать и брата Павла оставить промотавшегося Степку-балбеса в Головлеве, прекрасно осознавая, что обрекает его тем самым на смерть, так как Степан не в состоянии вынести удушающей, гнетущей атмосферы родного дома. Позже, после смерти отца, Порфирий получает лучшую часть наследства - земли Головлева и начинает вести захватническую борьбу. В итоге он овладел имением брата Павла и прибрал к рукам капиталы «милого друга маменьки», превратив ее в приживалку в своем доме.

Не лучше Иудушка относится и к своим сыновьям. Он выбросил их в жизнь, как щенков в воду, и оставил «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе. Из-за такого отношения покончил с собой старший сын Порфирия Владимир, женившийся без отцовского согласия. Умирает в Сибири Петр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга, за что даже родная мать проклянает Порфирия. Своего младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в московский воспитательный дом, до которого ребенок, скорее всего, и не доехал.

Обратившаяся за помощью в тяжелую минуту жизни племянница Аннинька так же не получает должной поддержки и начинает выпивать вместе с Иудушкой. За выпивкой Аннинька постоянно напоминает Иудушке, скольких своих родных он свел в могилу (брат Степан, брат Павел, мать, сыновья Володя и Петя). Иудушка наконец понимает, что «он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа которое бы приблизилось бы к нему, пожалело бы его. Зачем он один?.. Отчего все, что не прикасалось к нему, - все погибло?» Его «совесть проснулась, но бесплодно. Иудушка злится и еще больше пьет. Однажды он неожиданно обращается к племяннице со словами участия, та бросается к нему, и искренне обнимает его. Иудушка просит его простить - «и за себя… и за тех, которых уж нет…» Ночью Иудушка идет на могилу матери «проститься», так как чувствует, что дни его сочтены. На другой день у дороги найден его закоченевший труп.

Стремясь понять и отобразить в своих произведениях особенности российской жизни, Салтыков-Щедрин берет один из наиболее характерных пластов - быт провинциальных помещиков - дворян. Обличительный пафос произведения распространяется на все сословие - не случайно в финале все как бы «возвращается на круги своя» - в поместье приезжает дальняя родственница Иудушки, которая уже очень давно следила за тем, что происходит в Головлеве. Таким образом, покаяние Иудушки и его визит на могилу матери ни к чему не приводят. Ни нравственного, ни какого-либо другого очищения не происходит, ни какое покаяние не в силах искупить тех злодеяний, что совершил Иудушка в жизни.

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ - герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых - старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, «руководился только одною наклонностью к кляузам», у которого была «одна система: делать мелкие пакости».

И.Г. любил приласкаться к «милому другу маменьке», иногда, словно зачарованный, не сводил с нее глаз. А между тем, дождавшись, когда мать вложит в имение почти все свои деньги, вышел в отставку и поселился в родовом имении Головлеве, сделав все, чтобы завладеть наследством: денег пятнадцать тысяч рублей, тарантас, две коровы и проч. Жизнь И.Д. протекала в бесконечных кляузах: из-за малейшего пустяка затевал он судебную тяжбу. И.Г. знал множество молитв, и все свободное время отдавал молитвенному стоянию «без участия сердца». Доведя сына Володю до самоубийства, И.Г. отслужил по нему панихиду и только приговаривал: «Ах, Володя, недобрый ты сын! Видно не молишься Богу за папу!» К концу жизни И.Г. совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Так продолжалось до тех пор, пока однажды И.Г. вышел из дома в сырую мартовскую метель. Утром около дороги был найден его закоченевший труп.

Образ И.Г, этого «пакостника, лгуна и пустослова», обычно сравнивают с такими героями, как Шейлок, Тартюф, Плюшкин, Фома Опискин, Смердяков. По утверждению А.С.Бушмина, И.Г. «персонифицирует всякого рода предательство, двурушничество, лицемерие, замаскированное злодейство. Это лютый враг, прикидывающийся ласковым другом».

В.В.Прозоров считал, что герой Салтыкова-Щедрина «лицемер не по злому корыстному расчету, а скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписанный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтобы «оградить себя от нарекания добрых людей».

Роман «Господа Головлевы» имел много инсценировок: первая, под названием «Иудушка», была написана режиссером Александрийского театра Н.И.Куликовым и в 1880-е гг. широко ставилась в провинции. Среди выдающихся исполнителей роли И.Г.- В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.Н.Берсенев (МХАТ Второй, 1931), И.М.Смоктуновский (МХАТ, 1987).

Лит.: Турков А. Салтыков-Щедрин. М., 1965; Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

П.М.Грушко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ" в других словарях:

    Иудушка Головлёв - герой ром. М. Е. Салтыкова Щедрина Господа Головлевы (1872 76), имя к рого стало нарицат. как символ лицемерия, предательства и ханжества под личиной добропорядочности … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i>

    Головлёв. Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i> По имени главного героя романа М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» (1875–1880). БМС 1998, 237 … Большой словарь русских поговорок

    Художник С. Алимов. Иудушка Го … Википедия

    Художник С. Алимов. Иудушка Головлёв Иудушка (Иудушка Головлёв) ставшее нарицательным прозвище героя романа М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлёвы» (одного из самых художественно совершенных произведений), Порфирия Владимировича Головлёва.… … Википедия