История создания памятника «Родина-мать зовет!». Фото и описание. Внутри скульптуры «Родина-мать зовет Родина мать что внутри

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

Скульптура «Родина-мать зовет» - это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она является одной из самых высоких статуй мира, о чем свидетельствует запись в .

Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте.

Сначала посмотрим, из чего сделана наша Родина-мать, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-матери. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.



Технические данные скульптуры. Скульптура сделана из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров (большая его часть скрыта под землёй). Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 000 тонн).

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость скульптуры поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают .

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

Крепление вертикальных тросов:

Крепление тросов правой руки с мечом:

За натяжением тросов следят специальные датчики:

А эта конструкция следит за колебаниями:

Лаз в правую руку скульптуры «Родина-мать зовет»:

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

Редкий шанс встать монументу поперек глотки:

«Добро пожаловать в голову», - говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

А это отличные фотографии периода строительства монумента:

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру - избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

«Лифта здесь нет, смотровой площадки во рту или в мече тоже», - с таких слов Александр Чернов, ведущий научный сотрудник волгоградского филиала ОАО «НИИЭС», начинает экскурсию по скульптуре «Родина-мать зовет».

Главный монумент Мамаева кургана не предназначен для посетителей, но иногда сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» делают исключения.

Общая высота монумента - 85 метров. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

85-метровая шахматная фигура

Вход в скульптуру расположен с тыльной стороны «Родины-матери». Металлическая дверь открывается, оттуда спускают небольшую лестницу, и, предварительно проверив паспорта, нас пускают внутрь монумента.

Дверь в скульптуру. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Для Александра Чернова подниматься в «Родину-мать» - работа. Раз в неделю он приходит сюда, чтобы следить за состоянием монумента.

«Скульптура лилась монолитом, как сейчас строятся дома: постепенно снизу вверх деревянная опалубка заполнялась бетоном, - рассказывает Александр Чернов. - Кстати, строили ее те же самые люди, что и Волжскую ГЭС и из такого же бетона. Голова заливалась отдельно и ставилась на монумент».

Вся скульптура состоит из бетонных комнат. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В скульптуре прохладно, темно и довольно-таки тесно. «Родина-мать» состоит из множества ячеек примерно 3 на 3 метра, которые как малогабаритные квартиры разбросаны по ярусам монумента.

Фигура «Родины-матери» стоит на бетонном фундаменте. С землей скульптура никак не связана.

«Что бы кто ни говорил, но она никакими канатами к земле не крепится. Это все равно, что шахматная фигура: ее можно поднять и переставить на другое место. Если, конечно, найдется, чем поднять», - говорит Александр.

Внутри натянуто 99 стальных канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Внутри «Родины-матери» натянуто 99 стальных канатов. Они тоже никак не крепятся к земле. Канаты установлены не во всем монументе, в основном в ногах и руках. Натяжение на каждом из них - 60 тонн. Канаты нужны для того, чтобы на бетонной скульптуре не образовывались трещины. За их натяжением следят постоянно: на каждом канате стоят датчики, раз в 10 дней с них снимают показания. Если канат ослабел, его можно натянуть. Обычно это необходимо делать раз в 5 лет.

Легенда о заблудившемся

Наверх ведет бетонная лестница. Она постоянно петляет между ячейками, обрывается в одной комнате и вновь продолжается в другой. Блуждая по этим бетонным лабиринтам, легко поверить в легенду, по которой то ли строитель, то ли солдат, выносивший мусор, заблудился в «Родине-матери» и не смог найти выход.

Наверх ведет бетонная лестница. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Конечно, никто здесь не пропадал, но бывало людей забывали на несколько часов, - говорит Александр. - Так выйдет кто-нибудь, закроет за собой дверь, выключит рубильник - и броди в темноте. По корпусу еще можно, держась за лестницу, спуститься, а вот если в шлейфе - там узко и передвигаться можно только на карачках».

На стенах, помимо надписей «Зина», «Здесь был…» и отметок каждого яруса, встречаются шпаргалки тех, кто следит за монументом. Это маленькие записки с набором цифр. Так Александр и его коллеги отмечают трещины и следят за ними.

Листочки на стене - пометки на местах трещин. В этой комнате кончается одна из групп натянутых канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«Сколько ступеней ведет наверх, я не знаю, после 200 всегда сбиваюсь, - говорит наш гид. - А вообще сейчас подниматься легко, потому что температура на улице оптимальная. Летом, если на улице +40С°, то и здесь столько же. Да к тому же душно, потому что из вентиляции только люк на макушке да дверь внизу».

В некоторых комнатах стоят большие красные баллоны - система пожаротушения. Ее установили после пожара в Останкинской башне.

Каждый баллон системы пожаротушения весит около 100 килограммов. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«В башне такие же канаты, как и в «Родине-матери», - поясняет Александр. - Смазка на канатах жировая, может и загореться. К тому же, как и в Останкинской башне, здесь много электричества. Установка системы пожаротушения шла долго, каждый такой баллон весит около 100 килограммов, чтобы поднимать их, кое-где приходилось срезать перила».

Голуби в мече и мыши в голове

На уровне груди мы попадаем в небольшую комнату - это рубка, «сердце» статуи, здесь стоит аппаратура, с помощью которой контролируется натяжение канатов, датчики колебаний от ветра.

Александр Чернов показывает центральную комнату монумента. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

По словам смотрителей, если снаружи дует сильный ветер, то внутри это не сильно заметно - например, качнется проволока, висящая на стене. Но стоит гул от меча.

Еще несколько пролетов бетонной лестницы, и примерно на уровне шеи она заканчивается. Здесь из небольшого помещения расходятся канаты, которые стягивают руки. Отсюда же по руке можно пройти в меч.

По руке монумента можно попасть в меч. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Когда-то в мече жили голуби, - говорит Александр Чернов. - Одна голубка даже яйца там высиживала. Активная такая была - поднимаешься по мечу, а она в лицо лезет. Потом улетели все».

В статуе когда-то даже водились мыши. Причем грызуны добирались до самой верхней площадки в голове «Родины-матери». Чем они питались, смотрители до сих пор не понимают.

Канаты, натянутые в руке «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Дальше вверх ведет несколько металлических лестниц. После них деревянный помост. Мы в голове. До люка на макушке осталось всего несколько ступеней. Подъем на высоту 52 метров, что примерно равно 17-этажному дому, прошел незаметно.

Металлическая лестница в шее скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Александр открывает люк и показывает на предпоследнюю ступень - подняться он разрешил только на нее. Выше уже опасно.

Голова «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

Первое, что видишь, когда поднимаешься наверх, это 33-метровый меч. За ним центр города, левее - Волга. Держаться можно только за бетонную макушку, страшновато, ноги трясутся. Если закричать, у подножия скульптуры тебя никто не услышит. Не успев понять, что произошло, спускаешься вниз.

Вид из люка на макушке скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«В первый раз тебя просто захлестывают эмоции. Осознание приходит только потом. Я когда полез второй раз, уже попытался разглядеть свой дом, - говорит Александр. - Представляете, не все стоя здесь, решаются подняться. Одна девушка дошла до этой площадки, а в люк не полезла - испугалась. Сказала, что потом на фотографиях посмотрит».

Крючок для альпинистов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Рядом с люком на макушке вмонтирован металлический крючок. За него цепляют страховку альпинисты. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря «Родине-матери» - для работы на данном объекте эти специалисты были привлечены впервые.

Она не падает

К слухам о скором падении монумента Александр Чернов относится с иронией.

«Мы сейчас находимся в самой верхней точке и все вместе добавили несколько сотен килограммов. Не боитесь? - спрашивает он. И тут же продолжает. - Вообще очень много в этой теме надуманного. У скульптуры есть проблемы, но все они решаются в плановом порядке. Крен сейчас 90 мм, а не 216, как пишут иногда. Этот крен связан с фундаментом. Он не критичен. Вучетич действительно давал 50 лет гарантийного срока. Но 50 лет уже прошло. И ничего плохого не случилось».

Александр Чернов уверяет, что слухи о скором падении «Родины-матери» сильно преувеличены. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В ближайших планах - защитить монумент от влаги. Проект гидрофобного покрытия находится на стадии разработки. Когда дело дойдет до его реализации, «Родину-мать» оденут в леса. А пока она боится влаги и дает протечки, особенно зимой.

Скульптура не предназначена для того, чтобы сюда водили посетителей. В планах ее создателей никогда не было лифта или смотровой площадки в голове. Из благ цивилизации здесь только электричество, даже телефонная связь с перебоями.

«Сейчас здесь хотя бы чисто, а когда я сюда первый раз пришел, было очень много пыли, строительного мусора. Мусор отсюда выносить тяжело, делали это в основном солдаты. Спускаться в туалет далеко, ходили они, кто где мог. А каких только надписей на стенах здесь не было. Но все затерли, - говорит Александр Чернов. - Это снаружи «Родина-мать» памятник, монумент, а внутри - строительная конструкция. Мы ведь не в Америке живем, у нас парадно делают только с одной стороны».


  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Григорий Белозеров

  • ©

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”