Искусство китая в средние века. Средневековое искусство китая и японии Достижения китайской культуры в средние века

Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории, археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое распространение книгопечатания способствует письменному закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей широкое применение в этот период получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

Уникальность классической культуры Древнего Китая.

Культура Древнего Китая

1 . Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По своему духовному строю, китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на базе добродетели или на базе закона. В отличие от Индии, в Китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка. Своеобразие, уникальность традиционной китайской культуры сводится, прежде всœего, к тому, что получило название ʼʼкитайские церемонииʼʼ. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всœех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всœего обожествленного первопредка Шанди , занял культ реальных клановых и семейных предков, а ʼʼживые богиʼʼ были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное Небо. 2. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На базе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре - изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма . В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры. Известна была и фресковая живопись.Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны, В корне всœех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всœех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единœение трех видов художественного творчества воплощает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет всœе три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале 1 тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы- "Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и "Книга перемен". Ярким выражение утопических представлений о счастливой стране является ʼʼПерсиковый источникʼʼ Тао Юань Мина , ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе. Конфуцианство наложило глубокую печать на всœе стороны жизни китайского общества, в т.ч. и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителœей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала. Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в т.ч. и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в 7 веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в 4 веке н.э. китайцы изобрели фарфор.
Размещено на реф.рф
Не представляется возможным перечислить всœе значительные открытия китайских ученых в области математики, механики, биологии, медицинœе, астрономии. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов. Среди них барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др.. В 1 тыс. до н э появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров. Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл ʼʼВеликий шелковый путьʼʼ, который был проложен во II в. до н.э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как ʼʼSericaʼʼ - ʼʼСтрана шелкаʼʼ. Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем - распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 30.12.2015 17:07 Просмотров: 3538

Китай относится к наиболее древним цивилизациям. Китайская цивилизация в течение 5 тысяч лет вобрала в себя большое число государств и культур.

Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизаций.

Древность

Археологические находки говорят о том, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн-250 тыс. лет назад. Вблизи Пекина были найдены останки синантропа, которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние подтверждения существования современных людей на территории Китая датируются 67 тыс. до н. э.
Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Но большинство западных учёных отрицает существование этой династии.
Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), между XVIII и XII ст. до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу. Она правила с XII до V века до н. э. В середине VIII в. до н. э. создались несколько формально независимых государств. С V по II в. до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, но в 221 до н. э. они были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Великая Китайская стена

Во время династии Цинь империя объединилась в единое целое и достигла небывалого могущества. Но ей требовалась надёжная защита от кочевых народов. Цинь Ши-хуанди отдал распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве использовались ранее существовавшие части стены, которые укреплялись, надстраивались, соединялись новыми участками и удлинялись. Постройкой стены управлял полководец Мэн Тянь.
Строительство первых участков стены началось в III в. до н. э. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны (около миллиона человек). Стена должна была зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи.
Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с огромными трудностями. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.
Латинское название Китая «China», которое существует сейчас во многих европейских языках, вероятнее всего, происходит от имени этой династии Цинь (221-206 до н. э.).
Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

Средневековье

В III-VI вв. в связи с нападениями кочевников с севера, китайская империя была объединена династией Суй в 580 году. «Золотой век» Китая – VII-XIV вв., время господства династий Тан и Сун. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре.
В 1271 г. монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 г. произошло антимонгольское восстание, и началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 г.
Последней императорской династией Китая стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 г.

Живопись

Китайская живопись зародилась в Древнем Китае. Но относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сегодняшние учёные относят рождение китайской живописи к временам до н.э. Археологические раскопки обнаружили шёлковые погребальные знамёна с сохранившейся росписью, относящиеся к 168 г. до н. э.

Погребальное знамя-покрывало гроба госпожи Дай
В VIII в. зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись цветов и птиц.
Горные пейзажи.
Анималистический жанр.
Жанр портрета.
Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления китайской живописи.

Ли Сысюнь. Пейзаж (Копия эпохи Мин, начало XVI в.)

Ван Вэй (701-761) «Каскад»
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры, в том числе китайской живописи. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082-1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Когда войска северных варваров осадили и захватили столицу Китая Кайфэн и крупнейший город на земле в то время, в плен попал и сам император – художник.

Чжао Мэнфу «Человек с лошадью на ветру»
Художники эпохи Мин ориентировались на образцы эпохи Сун.

Тан Инь. Пейзаж
В XVI-XVII вв. Китай начинает подвергаться культурному влиянию европейцев. Китайская живопись начинает трансформироваться. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688-1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно он совместил китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Джузеппе Кастильоне

Д. Кастильоне «Сосна и ястреб»

Каллиграфия занимает особое место в искусстве Китая. Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью приравнен к процессу создания картины. Эту картину нужно не просто созерцать, но и проникаться её духом, потому что китайский иероглиф – это графический рисунок-символ, знак смысла, слово, эмоциональный отпечаток древнего сознания.

Скульптура

Дошедшие до нашего времени бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во II тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Скульптуры отличаются разнообразием форм и узоров, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц и чудовищ. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента.

Сосуды
К середине II тысячелетия до н.э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми и изящными, а узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.

Рельеф мифических существ
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу (230 г. до н.э.). Они были еще примитивными и грубыми по форме.

Лучник императорской гвардии. Терракота. Конец III в. до н.э. Могила Цинь

В период династии Цинь керамические погребальные фигурки изображали уже сцены реальной жизни. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Это громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов.
Статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка.

Статуя династии Хань
В создании человеческих образов применялись методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры.
Подлинный расцвет скульптура переживает во времена Танской династии. Танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальностью, выразительностью, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига.

Скульптура эпохи Тан
Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус.
К этому времени погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. Началась эпоха каменной скульптуры. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Китайская каменная скульптура

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала.
Первые изваяния львов датируются 25-200 гг. н.э. (династия Восточная Хань) и связаны с появлением буддизма в Китае.

Каменные пещеры Китая также представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. В Китай это искусство проникло из Индии в период династий Вэй и Цзин. Таких каменных пещер в Китае насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Лунмэнская пещера
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью.
Лунмэнские пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более 100 тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы облачены в ханьские одежды, отличаются безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 м.

Статуя Будды в храме Фэнсянь
Черты лица Будды уже полностью китайские.

Статуя Будды в Лэшане (объект ЮНЕСКО)

Архитектура

Архитектура Китая за 5 тыс. лет создала немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются мировыми шедеврами. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Малая пагода диких гусей (707-709 гг.)

Малая пагода диких гусей была построена для размещения буддистских рукописей индийского происхождения по инициативе монаха-путешественника Ицзина.
Вокруг малой пагоды расположен большой парк с несколькими буддийскими храмами и фонтаном. В глубине парка находится Музей Сианя с экспонатами об истории города и династиях китайской истории.

Малая пагода диких гусей (Сиань)
Большинство строений в древнем Китае сооружались из дерева: в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании возводилась кровля, которую покрывали черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Стены не имели функции несущей конструкции.
Древние строители изготавливали детали по отдельности, а затем собирали строение непосредственно на месте. Деревянные строения были более стойки к землетрясениям. Но главный их недостаток – недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели или пострадали от пожаров.
Китайские здания имеют свой особый архитектурный декор. Например, чивэнь на конце конька крыши.

Чивэнь
А также

Глазированная черепица на крыше Летнего дворца

Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

Запретный город

Запретный город – самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 м, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина. Это главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин (с 1420 по 1912 гг.). В течение всего этого времени служил местом жительства императоров и членов их семей, а также церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Запретный город

Храм Неба

Храм Неба – храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине. Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин.

Биси

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Биси – помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
В китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются не только в Китае, но и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).
В древних китайских традициях черепаха являлась символом долголетия; её форма связывалась со строением мироздания. По образу и подобию черепахи должны были строиться сооружения, рассчитанные на вечность.

Биси со стелой у мавзолея первого минского императора Чжу Юаньчжана (начало XV в).

Висячие гробы

Погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй. Встречаются во многих странах.

Захоронение в висячих гробах – древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа бо. Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков дерева нану. После помещения внутрь трупа покойного их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах, чаще группами. По поверьям народа бо, горы были лестницей между этим миром и небесным. Кроме того, жители хотели уберечь покойных от осквернения врагами и животными.

Башни

В Китае издавна любят строить башни. Самыми известными тремя башнями в Китае являются башня Хуанхэлоу, башня Юеянлоу, башня Тэнвангэ.

Башня Хуанхэлоу в городе Ухань провинции Хубэй

Башня Юеянлоу в городе Юеян провинции Хунань

Жилые постройки

Сыхэюань

Сыхэюань – тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т. д.

Тулоу

Жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь)
Тулоу в китайской архитектуре – жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Бывают квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.

Укреплённые особняки дяолоу

Дом-крепость Жуйшилоу в окрестностях Гуанчжоу
Это укреплённые многоэтажные особняки, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандун на юге Китая.
Самые старые особняки относятся ко времени заката династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В относительно мирные времена правления династии Цин подобных сооружений не строили, но мода на них вернулась в 1920-е и 1930-е гг., когда в Китай стали возвращаться зажиточные представители китайской диаспоры из-за океана.

Фанза

Фанза – типичный крестьянский дом северного Китая.

Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его китайцы, - страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около 6 тыс. лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобретения китайцев, такие как шёлк, порох, компас, сейсмограф, водоподъёмный насос, механические двигатели, использующие силу падающей воды, являются достоянием всего человечества. Именно в Китае впервые появился фарфор, секрет изготовления которого вплоть до XVIII века будут искать все европейские алхимики, а также бумага, кисти, тушь, книгопечатание, искусство каллиграфии. Китайские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел; астрономы умели вычислять лунные затмения и предсказывать солнечные; на основе многовековых наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь и отмечено существование солнечных пятен уже в 28 г. до н.э. (учёный Чжан Хэн соорудил небесный глобус, описал 2500 звёзд, объединив их в 320 созвездий). Культура Китая отличалась не только разнообразием, но и большой жизненной стойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали Китаю в его исторической эволюции пройти ряд важных стадий, общих с развитием других стран. От V тыс. до н.э. вплоть до XIX века Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, сохранив преемственность традиций и преобразовав внешние культурные влияния.

Искусствоведы выделяют следующие периоды в Древней и Средневековой истории Китая:

  • Древний период (Яншао, неолит) V – III тыс.;
  • период Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.);
  • период Чжоу (XI – V вв. до н.э.) и Чжаньго (V – III вв. до н.э.);
  • периоды Цинь и Хань (с III в. до н.э. по III в. н.э.);
  • Северный Вэй (IV – VI века);
  • Тан и Сун (VII – X вв., X – XIII вв.);
  • Юань (XIII – XIV вв.);
  • Мин и Цин (XIV – XIX вв.).

Чрезвычайно длительный Древний период оставил важный след в духовной жизни страны. Именно в этот период был заложен фундамент всей дальнейшей её культуры.

Мы переходим к более подробному рассмотрению периодов Древнего и Средневекового Китая.

Древнейшие племена, заселившие долины больших рек Китая в V – III тыс. до н.э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени – сосуды из бледно-жёлтой и красновато-бурой обожжённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао, отсюда и название первого периода. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды служили погребальными урнами. Вылепленные вначале вручную, а в последствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия – вазы, миски, чаши, блюда отличались необычной правильностью форм. Их обжигали при температуре около 1500°С, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они становились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами – спиралями, а также изображениями зверей (репродукция “Сосуды Яншао”).

Следующий период истории Древнего Китая получил название Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель – Ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В это время формируется представление древних китайцев о Вселенной. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, которых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Однако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возникло и другое верование – культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших тоже служили – ухаживали за могилой, совершали жертвоприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в могилу клали различные ремесленные изделия – оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности.

Когда образовалось государство, возникло ещё представление о небе как о могущественном верховном божестве Вселенной. По представлениям древних китайцев, земля – квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму окружности. Поэтому они называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые для неба, квадратные для земли. В быту широко использовались различные сосуды. Для чего они служили, мы узнаем, прослушав сообщение.

МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ.

Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шань-Инь, служили для жертвоприношений духам природы и духам – покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастерством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось воплощавшим стихию и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя – охранителя человека, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Сосуды были разнообразны по форме. В прямоугольных огромных чанах на четырёх ножках с двумя ручками “фан-дин” готовили жертвенное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху кубок “гу” предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхность этих сосудов наносили тонкий спиралевидный линейный “узор грома” (“эли-вэнь”), на фоне которого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они сами часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивали их ритуальный характер.

В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых. В период Чжоу было широко распространено создание ритуальных сосудов в форме зверей или птиц – так называемых оберегов, охранителей стран света: тигра – Запада, феникс – Юга, дракон – Востока, черепаха – Севера. Эти изображения отождествлялись не только со сторонами света, но и с пятью элементами, составляющими основу мира – огнём, металлом, деревом, водой и землёй. Их символика сплеталась с культом плодородия небесных светил, как бы связывая человеческие судьбы с мирозданием ( “Крылатый дракон”). Государство Чжоу существовало многие века, однако, его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III вв. до н.э. в китайской истории получил название Чжаньго (“Борющиеся царства”). Этот период интересен тем, что именно это время богато философскими исследованиями, касающихся вопросов соотношения жизни природы и человеческого общества. Среди философских учений, оказавших воздействие на формирование всех областей китайской культуры, важнейшими стали конфуцианство и даосизм, каждое из которых охватывало свою сферу проблем.

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551 – 479 гг. до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государём и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека – Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе, живописи.
В отличие от конфуцианства даосизм сосредотачивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао – Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчинённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал – ян и инь. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония. Поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

Совершенно верно, ведь Лаоцзы говорили: “Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Тот, кто нарушает законы дао, погибнет раньше времени”. В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь, а затем династия Хань. Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Ци Шихуанди был китайским императором недолгое время, однако, сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств, и разделили страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. Была создана единая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диалектов.

Великая Китайская стена”.

По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени – Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников. За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 км при высоте в 10 м и ширине в 8 м. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100 – 150 м, отмечают изгибы этой гигантской стены-змеи, отделяющей мир китайской культуры от северных “варваров”.

Огромное значение для развития Китая имеют два события, которые историки приписывают Ханьскому периоду. Это: изобретение бумаги в I веке н.э. и установление караванных торговых связей между Китаем и Средней Азией. По Великому шёлковому пути, идущему через горы и пустыни, китайцы везли на запад шёлк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживлённой торговле Ханьской империи с Индией и даже далёким Римом, в котором Китай называли Страной Шёлка.

Итак, древний период, завершившийся падением Ханьской империи в III в., сметённой восстанием рабов, послужил основой для расцвета искусства в период средневековья. Именно в древний период зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Средневековье – пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. Средние века прославились в Китае рядом открытий: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась пейзажная живопись, а также каллиграфия – искусство художественного письма. После крушения Ханьской империи страна вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Северный Вэй. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочевников, оказались под могучим влиянием китайской культуры, стремились усвоить китайскую письменность, придерживались китайских обычаев. Они запрещали племенные обряды, одежду, язык. В этот период в Китае распространилась новая религия – буддизм (проникший в страну из Индии через Центральную Азию). В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также древние буддийские храмы и высокие многоярусные башни-пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Самым древним скальным монастырём является Храм Заоблачных Высот – Юньган (“Юньган”).

Юньган насчитывает свыше 20 пещер от 2 до 20 м высотой, высеченных в песчаных скалах. Они заполнены множеством скульптурных изображений буддийских святых и рельефами на темы буддийских сказаний. 15-ти метровая скульптура Будды - яркий образец местного искусства: угловатость обобщённых форм тела и лица с заострённым носом и небольшим ртом, полураскрытым в улыбке, строгие параллельные складки одежды, закрывающие плоское тело и т.п. Однако передано обязательное для изображения Будды возвышенное состояние покоя, самоуглублённости и физическая красота с “32 признаками совершенства”, главный из которых – удлинённые мочки ушей (знак благородного происхождения), ушниша – выступ на темени (символ божественной мудрости), миндалевидные глаза и т.д.

Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств Тан (VII – IX вв.) и Сун (X – XIII вв.). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Например, чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие их них являлись членами Императорской Академии живописи, открывшейся в X веке.

В городах и за их приделами возводили величественные кирпичные буддийские пагоды. Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей 3, 5, 7 и более, а также отличались строгостью и удивительной гармонией пропорций. Самая знаменитая из них – 60-ти метровая 7-этажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей), построенная в 652 году в Чанъяне. Благородная простота её форм свидетельствует о величавом духе архитектуры того времени. Не случайно, очарованные устремлённым ввысь силуэтом пагоды, танские поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в её честь стихи:

Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы,
Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.
Если подняться на башню, ты отрешишься навеки...В VII – VIII вв. главное место среди других видов искусства заняла живопись. Тонкое понимание природы помогло художникам выработать приёмы живописи, обобщающие её законы. В процессе других поисков художниками была определена своеобразная форма картин-свитков, помогающих показать мир во всём его многообразии. Свитки не были постоянным украшением комнаты. Они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Горизонтальные свитки нужно было разматывать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести перемежались подчас красивыми каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл живописи. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, позволяя взгляду охватить их. Китайские живописцы уже в VIII в., наряду с прозрачными минеральными красками, стали применять богатую оттенками чёрную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: тщательная “гун-би” (“прилежная кисть”), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины; другая – свободная и как бы незавершённая “сё-и” (“живопись идеи”), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Жанры живописи впервые были созданы в Китае:

    1. “Живопись фигур”, “жэньу” – люди;
    2. “Цветы и птицы”, “хуа-няо”;
    3. “Горы и воды”, “шань-шуй”.

Жанр “люди” или “живые фигуры” включал в себя всё, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифические сюжеты, сцены дворового быта. Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь и Чжоу Фан. От многочисленных произведений Янь Либэня сохранился только один свиток с изображением 30-ти императоров. Он воспроизвёл вереницу образов владык, живших задолго до его времени. При всей условности типов, поз и лиц, поражает, с какой свободой владеет художник гибкой линией, очерчивающей складки одежды, контуры лиц, причёски.