Имя средней из сестер бронте 5 букв. Сестры бронте. Биография по книге Тима Викари


Для читателей всего мира Шарлотта Бронте остается автором практически одной книги, неоднократно экранизированной и особо любимой женщинами, - «Джейн Эйр»… До сего дня судьба бедной и некрасивой, но гордой девушки, история ее любви и борьбы за свое женское достоинство приковывают внимание любителей серьезного чтения.

Шарлотта Бронте

К детям приходского священника Патрика Бронте судьба была то милостива, то безжалостна. Никого не обделила, но особым талантом наделила Эмили - из трех сестер она представляется исследователям личностью наиболее одаренной и, быть может, потому самой трагической. Ведь признание, почести и слава обошли ее при жизни. Поэтический сборник, выпущенный сестрами под псевдонимом «братьев Белл», не расходился (в 1846 году было продано лишь два его экземпляра!). Роман «Грозовой перевал», опубликованный за год до кончины Эмили, остался почти незамеченным. Более того - его авторство то ли по недоразумению, то ли по расчетливому умыслу издателя приписали Шарлотте, чья книга «Джейн Эйр», вышедшая чуть ранее, завоевала сердца читателей.

Эмили Бронте
by her brother Branwell Brontë .

«Все три сестры, - сообщала в биографическом очерке «Шарлотта Бронте» английская романистка, их современница Элизабет Гаскелл, - пытались писать еще в детском домашнем журнале, все три непрестанно что-то сочиняли - «выдумывали небылицы», все три пробовали свои силы в поэзии… И Шарлотта взяла на себя смелость обратиться за советом к Саути (известному в то время английскому поэту-романтику. - Авт.)». Она отправила мэтру подготовленные для сборника стихи. Ответ пришел через несколько месяцев. Суть его сводилась к тому, что женщины «не созданы для литературы и не должны ей посвящать себя. Чем больше они заняты своими неотложными обязанностями, тем меньше времени они находят для литературы, пусть даже в качестве приятного занятия и средства к самовоспитанию. К этим обязанностям Вы не имеете пока призвания, но, обретя его, все меньше будете мечтать о славе».

Энн Бронте - третья сестра
by Charlotte Brontë

Время, лучший критик, все расставило на свои места. Минул век, и «Грозовой перевал», и «Джейн Эйр» вошли в десятку лучших романов мира. Известные литературоведы отмечали уникальность и неповторимость дарования Эмили и Шарлотты Бронте. Множился поток исследований, посвященных талантливым сестрам, но загадка их творчества еще продолжает волновать всех, кто интересуется литературой.

Дом семейства Бронте

…Обе писательницы родились в небольшом городке на окраине Западного Йоркшира; Шарлотта - в 1816 году, Эмили - в 1818-м. Дом священника стоял у городской черты, дальше простирались пологие горные отроги. Летом, в пору цветущего вереска, это было излюбленное место длительных прогулок Патрика Бронте и его подрастающих дочерей.

Патрик Бронте - отец писательниц

Мистер Бронте нрав имел отнюдь не смиренный. Но, слава Богу, гнев свой изливал на предметы неодушевленные. Однажды, разволновавшись из-за затянувшихся родов жены, схватил пилу и превратил в груду досок все стулья в спальне роженицы. Будучи не в настроении, любил завязывать узлом решетки от камина. Соседи называли его «странным мистером Бронте» или «полубезумным ирландцем». Ходили слухи, что именно по причине его бесконечных выходок, равно как из-за климата, на исходе девятого года супружества и скончалась миссис Бронте, родившая к тому времени шестерых детей. Всем им, по мнению ряда исследователей, были свойственны те или иные признаки душевного нездоровья.

Мария Бронте - мать писательниц

После смерти супруги пастор попытался вновь жениться и делал предложения двум-трем женщинам, но безуспешно.

Патрик Бронте

Пасторский дом стоял на кладбище, окруженный тесными рядами надгробий. Эмили, как ни странно, любила это открытое всем ветрам маленькое мрачное жилище с окнами на погост и болезненно переживала каждое расставание с ним. Впрочем, покидала она родное гнездо крайне редко. Впервые - в шестилетнем возрасте, когда, три года спустя после смерти матери, ее вместе со старшими сестрами определили в частную школу для дочерей священнослужителей. Грязь и холод в помещениях, недоедание, жестокое обращение воспитательниц… В воскресенье учениц вели за несколько километров в церковь, там они простаивали длиннейшую службу, во время которой многие падали в обморок от истощения. Спали девочки по четверо на одной кровати, а постельное белье менялось раз в месяц. А когда вспыхнула эпидемия тифа, заболело сразу сорок пять воспитанниц. Половина из них не выжила…

Эмили Бронте
by her sister Charlotte Bronte

Об одном из подобных заведений ярко повествуется на страницах романа «Джейн Эйр»… Мэри и Элизабет (необыкновенно способные, одаренные девочки) погибли, не выдержав сурового школьного режима; Шарлотту и Эмили, едва живых, отец вернул домой. Ему пришлось самому заниматься воспитанием детей, руководя их чтением, поощряя склонность к рисованию (по другим сведениям, пастор мало занимался детьми, которые писать и читать научились у… служанки). Заботы же о телесном здоровье девочек и их единственного брата приняла на себя приглашенная отцом строгая, как все пуританки, тетушка Элизабет - сестра их покойной матери.

Элизабет Брануэлл - тетушка писательниц

Еще одну безуспешную попытку дать Эмили систематическое образование предприняли десять лет спустя. Худенькая бледная пансионерка с выразительными глазами и прекрасными черными волосами, собранными в тяжелый узел на затылке, не на шутку занемогла от тоски по дому. Шарлотта, работавшая учительницей в этой же школе (снова обратимся к «Джейн Эйр»!), вынуждена была отправить ее домой.

Шарлотта Бронте
by George Richmond .

Да и сама Шарлотта чувствовала себя «на своем месте» только дома, где за тридцать лет, прошедших после смерти матери, ничего не красилось, не ремонтировалось, не появлялось хоть какой-нибудь мало-мальски новой вещицы в интерьере… В одном из писем Эллен Насси, подруге по пансиону, она признавалась: «Странная вещь - человеческие чувства: мне не в пример приятней драить печные дверцы, застилать постели и мести полы в отцовском доме, нежели жить, как герцогиня, в чужом месте».

Эллен Насси

В брюссельском пансионе мсье Эгера, где сестры совершенствовались в немецком и французском (испробовав к этому времени себя на поприще гувернанток, они ощутили потребность более основательно заняться изучением языков), Эмили ни с кем не общалась. Ее раздражала неумеренная восторженность юных пансионерок. Она казалась окружающим высокомерной, но за этой надменностью скрывалось не только презрительное отношение к посредственности, но и невероятная застенчивость, даже неуверенность в себе…

Эмили Бронте

Сестры жили довольно скудно и одевались более чем скромно, собираясь учительским трудом зарабатывать на жизнь, но их несчастье состояло не в этом.

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

«Трагедия Эмили Бронте не в бедности и даже не в отъединенности от большого мира, - считают исследователи. - Смысл ее трагедии - в неразрешимом конфликте сильной духом, одаренной личности с этим «скучнейшим и прозаичнейшим из всех веков», как назвал свое столетие Оскар Уайльд».

Эмили Бронте

Интересно, что менее привлекательная Шарлотта имела какой-никакой сердечный опыт. И даже отказала в своей руке двум духовным лицам.

Шарлотта Бронте
J. H. Thompson

«Я не та серьезная, солидная, рассудительная особа, которой вы меня представляете, - ответила она одному из них. - Я бы показалась вам романтически настроенной и эксцентричной, вы бы нашли меня язвительной и резкой».

Шарлотта Бронте
Painted by Evert A. Duyckinck, based on a drawing by George Richmond

В то время Шарлотте должно было исполниться двадцать три - возраст по тогдашним представлениям критический, а она отказалась от независимого и обеспеченного положения!

Шарлотта Бронте

«Мне на роду написано быть старой девой. Но неважно, - сообщала Шарлотта в письме к подруге. - Я согласилась с этой участью еще в двенадцатилетнем возрасте».

Шарлотта Бронте с отцом

Но еще один из молодых священников - обаятельный помощник отца, Уильям Уэйтмен, вызвал в ее сердце серьезное чувство. Но Шарлотта запретила себе и думать о нем, узнав, что в него страстно влюбилась ее младшая сестра Энни. Что до героя их грез, то он любил совсем другую женщину и вскоре безвременно скончался. Шарлотта утешала в письме разбитую горем сестру: «Страстная любовь - безумие и, как правило, остается без ответа!»

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

В 1842 году, во время пребывания вместе с Эмили в пансионе мсье и мадам Эгер, двадцатишестилетняя Шарлотта писала домой: «Моя жизнь сейчас… восхитительна…» Ее сердце было отдано умному, вспыльчивому и очень требовательному учителю, обаятельному человеку.

Шарлотта Бронте

Наставник из двух учениц выделял также Шарлотту и даже как-то в письме к отцу семейства Бронте упомянул о намерении предложить работу сестрам «или хотя бы одной из них». Действительно: через полгода мадам Эгер, хозяйка заведения, предложила Шарлотте место учительницы английского языка, а Эмили - учительницы музыки. Вместо платы - возможность столоваться и продолжать собственное обучение. Сестры согласились, но вскоре получили из Англии печальные вести: любимая тетушка Элизабет заразилась холерой. Из второго письма стало известно о ее кончине… Шарлотта и Эмили уехали домой. Здесь они узнали о последней воле тетушки: три сестры унаследовали достаточные средства, чтобы открыть собственную школу.

Энн Бронте

«Оставить отца одного они не могли, - пишет Мюриэл Спарк в биографическом очерке «Эмили Бронте». - Значит, хоуортский дом священника и станет пансионом. Они напечатали объявление, рекламирующее «Заведение сестер Бронте». Месяц за месяцем они писали матерям потенциальных учениц, рассылали свои объявления повсюду… Ни одна маменька среди их знакомых не пожелала послать дочь в уединенный дом священника среди вересковых пустошей…»

Дом семейства Бронте в 20 веке

И Шарлотта вернулась в Брюссель продолжить образование. Вероятно, желание вновь увидеть мсье Эгера, жить и дышать рядом с ним оказалось нестерпимым… Ей не удалось скрыть свое чувство от глаз хозяев, и сразу же начались неприятности. Мы не знаем, отвечал ли Шарлотте взаимностью Константин Эгер (может быть, и да), но, измученный истериками своей необразованной и грубой жены, учитель стал избегать девушку. Сама мадам держалась с ней холодно и отчужденно, и в январе 1844 года Шарлотта была вынуждена вернуться домой. По приезде она чуть ли ни в первый же день отправила учителю такое письменное признание: «Я не знаю покоя и отдыха ни днем, ни ночью. Стоит мне заснуть, как меня начинают терзать мучительные сновидения, в которых мне являетесь Вы - всегда суровый, всегда строгий, всегда разгневанный на меня».

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века.

Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.

Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.

В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей».

В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами.

В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр.

Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища.

24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров.

Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже.

На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти.

В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание.

После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами.

Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы.

В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.

Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами.

К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней.

Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.

В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений. Проблемы, поставленные в них, актуальны и продолжают волновать современного читателя.

12 февраля 2012, 17:20

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века. Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла. Шарлотта Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях. В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей». Шарлотта В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами. Эмили В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр. Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища. Энн 24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров. Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже. Энн На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти. Грозовой перевал В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание. После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами. Джен Эйр Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы. В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.
Скульптура, посвященная сестрам Бронте Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами. К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней. Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.
Музей Бронте В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Думаю, многие знают фильм "Джейн Эйр". Большинство из них даже знает, что автор этого экранизированного романа - молодая англичанка Шарлотта Бронте. Но мало кто догадывается, в каких условиях и какими усилиями было написано это произведение. Ведь к женщинам-авторам относились с пренебрежением. Дело женщины в 18 веке было простое: выйти замуж, быть кроткой и благочестивой. Но в семействе Бронте три сестры бросили вызов устоявшийся укладу.

Родились сёстры в Йошоре, и изначально из было - пятеро (да, плодовитость в ту пору ценилась), но две старшие сестры умерли в школьном возрасте. За старшую осталась Шарлотта, затем на 2 года младше неё - Эмили, и самая младшая (ещё через 2 года) - Энн.

Мало кто знает, но у сестёр был не менее талантливый брат, который так же писал рассказы, а ещё занимался рисованием. Нарисованный выше портрет сестёр написал именно он.

Сёстры, конечно, все были одарены даром писательства, у каждой из них было опубликованное произведение, которое горячо обсуждалось в обществе:
- у Шарлотты это была "Джейн Эйр"
- у Эмили "Грозовой перевал"
- у Энн «Агнес Грей»
Только публиковались сёстры под псевдонимами - Каррер, Эллис и Эктон Белл. Сейчас это вызывает недоумение, но в то время романы от женщин никто не стал бы публиковать.

Наиболее известна, конечно, старшая сестра - Шарлотта Бронте . Её произведения известны многим, но даже не углубляясь в детали, становится понятно, что она черпала вдохновение из собственной безрадостной жизни. Так делали все сёстры. Ведь представьте себе, что ожидает одаренных девушек среднего класса в то время? Им нужно или удачно выйти замуж, или самим зарабатывать себе на хлеб. Шарлотта работала учительницей, обеспечивала своих сестер и пережила их.

Если Шарлотта - наиболее известная из сестер, то Эмили Бронте всегда была для меня самой талантливой из трёх сестер. Её "Грозовой перевал" я до сих пор перечитываю с наслаждением. Сколько тайной мудрости, неразделенной страсти и нерастраченной любви жило в этой молодой девушке! Всё это хорошо прослеживается в её стихах, читать которые - одно наслаждение. Вот, например, моё любимое:

Ни любопытства, ни тоски
Ни в ком не вызвал мой удел.
Никто не подал мне руки,
Никто в глаза не поглядел.

Мир тайных грез и тайных бед
Не озаботил никого.
Промчалось восемнадцать лет
Со дня рожденья моего.

Случалось: забывая спесь,
Душа молила об одном -
Чтоб душу любящую здесь,
Здесь, на земле, найти свой дом.

То было время страстных снов,
Но чувство не вошло в зенит.
И после долгих вечеров
Огонь зари почти забыт.

Иссяк фантазий дивный пыл,
Надежда обратилась в прах,
И дальше опыт мне открыл,
Что правды нет в людских сердцах.

О жизнь - как страшно было в ней
Зреть лицемерье, фальшь, разврат:
Бежать в себя и - что страшней -
В себе найти весь этот ад.

Как ясно Эмили рисует перед читателями свой "мир тайных грёз", которым, увы, не суждено сбыться. Она умерла в возрасте 30 лет, заразившись на похоронах брата туберкулёзом.

И самая младшая из сестёр - нежная, тихая и приятной наружности - Энн Бронте , оказалась в результате более успешной, чем её сёстры, хотя произведения Энн и не могут соперничать с моим любимым "Грозовым перевалом". Но - подумать только! - Энн оказалась настоящей карьеристкой! Она так же, как и её сестры, вынуждена была идти работать гувернанткой, и так же тяготилась своей работой, которая не оставляла времени на творчество, и была морально тяжёлой. Но, в отличии от Шарлотты и Эмили, Энн смогла перебороть себя и в итоге прекрасно справилась со всеми трудностями своей профессии: и дисциплину своих учеников держала под контролем, и процесс обучения отладила на высоком уровне.

Роман Энн - "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" показывает автора, как человека, который не боится бросить вызов общественности. Это так не вяжется с нарисованным хрупким портретом девушки! Но именно её смелые, порой ироничные взгляды, становились поводом для ссор со старшей сёстрой. Современники и поклонники её таланта не зря называют Энн Бронте следующей Джейн Остин, ведь у обоих писательниц проглядывают одни и те же общие черты: твёрдость, целостность и открытость. А в то время с этим было сложно. Быть женщиной вообще тогда было сложно.

Энн умерла в возрасте 29 лет так же от туберкулёза, вслед за Эмили.

Эти три женщины - три автора - навсегда оставили в моей душе неизгладимый след не только своими произведениями, но и своей жизнью. Они показывают, как крепки родственные связи и одновременно с этим как сложно быть "сильным" слабым полом. Читая их стихи, нельзя не заглянуть невольно в частичку их одиноких сердец: их сердца пылали страстью только на страницах их книг.

Из всех сестер только младшая Энн имела представление о страсти - она была влюблена в молодого человека, но не взаимно. Это так грустно, тем более когда знаешь, что жизнь сестёр будет не только ни яркой, но и ни длинной.

Единственный портрет сестер, написанный их братом

Итак, если коротко, в 1820 году в глухую деревню Хейворт (на севере страны в графстве Йоркшир) приезжает семья Бронте. Главе семьи Патрику Бронте, было предложено место
приходского священника (он получил достойное образование в колледже Кембриджа), семья поселилась в большом доме для приходского священника.


Задний двор дома Бронте

Церковь-приход, где работал Патрик Бронте

Так выглядел Патрик Бронте в молодости, ирландец, был образованным, начитанным, писал поэмы и статьи в журналы, именно он привил детям страсть к знаниям, любовь к книгам, дал допуск до библиотеки, выписывал журналы и поощрял их чтение.

Так выглядела церковь в то время

Год спустя после переезда, умерла его жена Мари от рака, англичанка, дочь преуспевающего владельца магазина в Корнуалле, оставив ему шестерых детей. Заботу о них, и их воспитание взяла на себя ее старшая сестра Элизабет. Отец был занят приходом.
Две старшие дочери умерли три года спустя, после смерти матери.

  • Мари (1814 - май 1825) умирает от чахотки
  • Элизабет (1815 - июнь1825), умирает следом, тоже от чахотки
Эти две старшие дочки и Шарлотта были отданы в школу-интернат, где директор, считал своей религиозной обязанностью -мучить детей, бить их и истязать, была жесткая дисциплина, жуткий холод (могу представить эти неотапливаемые помещения) и голодной паек, без надлежащих санитарных условий, там две старшенькие и заболели и вскоре умерли одна за другой...
Отец забрал Шарлотту после их смерти, и все остальные дети получили домашнее образование.
  • Шарлотта (1816 - 1855) умерла в возрасте 38 лет, будучи беременной
  • Бранвелл (1817 - 1848) умер в возрасте 31 год от алкоголизма и наркотической опиумной зависимости
  • Эмили (1818 - 1848) умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза
  • Энн (1820 - 1849) умерла в возрасте 29 лет от туберкулеза
Надо заметить, что в то время, в том неблагополучном, далеко не курортном месте, где они жили, средняя продолжительность жизни была - 26 лет. Места болотистые, сырость, ветра и постоянные холода.

Семья эта уникальна, дети были очень одаренные, ранние смерти (друг за другом) близких им людей, изолированность и провинциальность, местные природные пейзажи повлияли на их чуткое восприятие. Отец привил любовь к книгам, он же купил 12 деревянных солдатиков, которые вдохновляли их на сочинение сказок и историй.

Они, вчетвером, сочиняли и писали маленькие истории, с рисунками, с изображениями, с картами, с детальными планами, в малюсенькой книжечке, размером с банковскую карточку.

которая была продана на аукционе за 360 000фунтов

Сестры искали пути как заработать деньги. В то викторианское время, у женщин мидл класса были две возможности: выйти замуж и воспитывать детей или идти в гувернантки и учителя.
Трагедии в их детстве, отдаленность от центра и изолированность, скучная жизнь способствовали быстрому взрослению и раннему развитию.
В 1831 году Шарлотта пошла работать в школу, ей было всего 15 лет, следом стала работать Эмили. А Энн пошла в гувернантки в богатую семью, там же и брат устроился репетитором.
Но вскоре брата уволили с позором за любовную связь с членом семьи. Брат был одаренный художник, но обстоятельства, отдаленность и условия жизни не позволили "сделать карьеру", он стал пить и пристрастился к опиуму. Он рисовал много набросков, но картину закончил только одну, где три сестры... Первоначально он был между ними, но потом он "мистически" убрал себя...оставив пятно на том месте.


Портрет Эмили

Портрет Энн

Этот набросок он нарисовал, будучи уже с больным воображением

Сестры написали много поэм, но опубликовать их было невозможно в то время, т.к. считалось, что это не женское занятие. Они решают открыть частную школу при доме (он был огромный), для чего Шарлотта и Эмили поехали в Брюссель подучить французский и заодно немецкий языки. Там они показали себя очень продвинутыми и успешными в учебе, им даже было предложено остаться и работать там. Эмили делала успехи в музыке, а Шарлотта во французском языке. Но учеба убедила ее быть писательницей. Есть подозрение, что Шарлотта была платонически влюблена в своего талантливого преподавателя, намного старше нее и женатого, она написала ему четыре письма, он их порвал, но его жена склеила их и сохранила для потомства... (позже эти письма его дети продали музею).

Вскоре умерла их тетя, она оставила им небольшое наследство, сестры решили опубликовать на часть полученных денег свои поэмы под мужскими псевдонимами. Эти поэмы не имели успеха, были проданы только два журнала.

Они закончили свои романы почти одновременно. Шарлотта написала "Джейн Эйр" в 1848г, Эмили написала " Грозовой перевал" в 1848 и Энн закончила в 1849 году " The tenant of Wildfell Hall" и "Агнес Грей". Все книги были опубликованы тоже под теми же мужскими псевдонимами.

Три сестры пишут свои романы

Их комната, где они писали свои романы, теперь это музей


Сохранившийся рисунок Шарлотты


Сестры были близки, талантливы - знали несколько языков, играли на фортепиано, рисовали, писали поэмы, романы... Но были разные по характеру, Эмили была скромной и чувствительной, Шарлотта же наоборот была амбициозна и хотела славы (имела право!). Но то время было не феминисткое.... Позже Эмили напишет, что мы, как дерево, корень у нас один, а ветви разные...