Идея вечности в стихотворении «Мост Мирабо». Гийом Аполлинер. Идея вечности в стихотворении «Мост Мирабо» Мост мирабо минуют волны сены

ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР.

МОСТ МИРАБО

Аполлинер был очень большой фигурой, сравнимой с нашими Блоком или Маяковским, и принадлежит к числу величайших поэтов ХХ века. Его любили женщины и рисовали художники: Пикассо, «Таможенник» Руссо, он пил с такими литераторами, как Андре Бийи, его друзьями были Макс Жакоб и Андре Рувейр, он пил с поэтом и автором уголовных песен Карко, он знал Альфреда Жарри, автора пьесы «Король Юбю». Его близко знал Блэз Сандрар, личность тоже очень яркая и страстная. В своё время, когда шло следствие по делу о краже «Джоконды» из Лувра (в чём обвиняли Аполлинера и Макса Жакоба), Аполлинер сидел в тюрьме. «Джоконду» удалось вернуть, а дело замять, зато появились замечательные аполлинеровы стихи тюремного периода, одновременно пришла слава авторитета - не только в литературе, но и в нелёгкой жизни. Французский литератор в своей лирике, рассказах и драматических произведениях открыл новые возможности художественного изображения действительности. Аполлинер был приверженцем \"кубизма\", ввел в искусство понятие \"сюрреализм\" и последовательно связывал в своих стихах форму и содержание, новаторски достигая их симбиоза Особой известностью пользуется стихотворение Мост Мирабо, в котором Аполлинер сравнивал свое любовное страдание с полноводной Сеной. Песнь нелюбимого - автобиографическое стихотворение, в котором Аполлинер писал о своей великой неразделенной любви. В этих стихах - как и в других своих произведениях - Аполлинер выставлял себя аутсайдером, и эта судьба, по его мнению, уготована в обществе всем художникам-авангардистам.
Под мостом Мирабо вечно новая Сена. Это наша любовь Для меня навсегда неизменна, Это горе сменяется счастьем мгновенно. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. И глазами в глаза, и сплетаются руки. А внизу под мостом - Волны рук, обреченные муке, И глаза, обреченные долгой разлуке. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. А любовь - это волны, бегущие мимо. Так проходит она. Словно жизнь, ненадежно хранима, Иль Надежда, скользящая необгонимо. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. Дни безумно мгновенны, недели мгновенны. Да и прошлого нет. Все любви невозвратно забвенны... Под мостом круговерть убегающей Сены. Снова пробило время ночное. Мое прошлое снова со мною. Гийом Аполлинер Перевод П. Антокольского Перевод М. Яснова Под мостом Мирабо исчезает Сена А с нею любовь Что же грусть неизменна Уступавшая радостям так смиренно Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Словно мост мы сомкнули руки с тобою Покуда волна За волной чередою Взгляд за взглядом влечет под него с тоскою Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Вот и наша любовь подобна стремнине И медлят года Как река на равнине Но надежда неистова и поныне Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Дни уходят недели тают как пена И словно любовь И как жизнь постепенно Под мостом Мирабо исчезает Сена Тьма спускается полночь бьет Дни уходят а жизнь идет Почему поэт заставляет своего лирического героя размышлять о вечности, стоя на мосту Мирабо, а не на каком-то другом мосту Парижа, - на Новом мосту, например? Конечно, может быть, именно по этому мосту он ходил с Монпарнаса на Монмартр в гости к своим друзьям и к своей Музе, но всё-таки вернее будет сказать другое. Мост Мирабо был одним из самых современных мостов того времени. Он был построен в период с 1893 по 1896 годы, то есть фактически он является ровесником Эйфелевой башни. Этот мост был построен по последнему слову техники, как и Эйфелева башня. Он являлся символом прогресса, промышленности и торговли, а потому и украшен он соответствующими аллегорическим скульптурами (Мореплавания, Изобилия и Торговли), но именно на этом ультрасовременном мосту Гийома Аполлинера и посещают мысли о вечности. Так поэт вписывает современность в общий контекст истории культуры.


Гийом Аполлинер. Мост Мирабо

Гийом Аполлинер (1880-1918) - французский поэт, прозаик, драматург, один из наиболее значимых фигур художественного авангарда, в чьем творчестве следование модернистским течениям обернулось новаторским обновлением традиции. Поэт завершил эпоху классического французского стиха и одновременно открыл в поэзии "новое лирическое сознание". "Он был не только большим поэтом, но и человеком нового века, чуть припудренным серебряной пылью древних европейских дорог", - писал о нем Илья Эренбург.
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée , 1911). В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools ), стихотворение «Мост Мирабо» - самое известное из этого сборника.

Переводы стихотворения " Мост Мирабо" со вступительной статьей Михаила Яснова были опубликованы в журнале: "Иностранная литература, 1998, 4.

"Le Pont Mirabeau" silk painting by Lena Korolyuk

Мост Мирабо

Под мостом Мирабо вечно новая Сена.
Это наша любовь
Для меня навсегда неизменна,
Это горе сменяется счастьем мгновенно.

Снова пробило время ночное.
Мое прошлое снова со мною.

И глазами в глаза, и сплетаются руки,
А внизу под мостом —
Волны рук, обреченные муке,
И глаза, обреченные долгой разлуке.

Снова пробило время ночное.
Мое прошлое снова со мною.

А любовь — это волны, бегущие мимо.
Так проходит она.
Словно жизнь, ненадежно хранима,
Иль Надежда, скользящая необгонимо.

Снова пробило время ночное.
Мое прошлое снова со мною.

Дни безумно мгновенны, недели мгновенны.
Да и прошлого нет.
Все любви невозвратно забвенны...
Под мостом круговерть убегающей Сены.

Снова пробило время ночное.
Мое прошлое снова со мною.

Перевод Павла Антокольского

(В кн.: П. Антокольский. Медная лира. М., 1970)


silk painting by Lena Korolyuk

Мост Мирабо

Под мостом Мирабо тихо Сена течет
И уносит нашу любовь...
Я должен помнить: печаль пройдет
И снова радость придет.


Я остался, а день угас.

Будем стоять здесь рука в руке,
И под мостом наших рук
Утомленной от вечных взглядов реке
Плыть и мерцать вдалеке.

Ночь приближается, пробил час,
Я остался, а день угас.

Любовь, как река, плывет и плывет,
Уходит от нас любовь.
О, как медлительно жизнь идет,
Неистов Надежды взлет!

Ночь приближается, пробил час,
Я остался, а день угас.

Проходят сутки, недели, года...
Они не вернутся назад.
И любовь не вернется... Течет вода
Под мостом Мирабо всегда.

Ночь приближается, пробил час,
Я остался, а день угас.

Перевод Михаила Кудинова

(В кн.: Г. Аполлинер. Стихи. Серия “Литературные памятники”. М., 1967)


Serge Henri Lupano - Sous le pont Mirabeau

Мост Мирабо

Под мостом Мирабо исчезает Сена
А с нею любовь
Что же грусть неизменна
Уступавшая радостям так смиренно

Тьма спускается полночь бьет
Дни уходят а жизнь идет

Словно мост мы сомкнули руки с тобою
Покуда волна
За волной чередою
Взгляд за взглядом влечет под него с тоскою

Тьма спускается полночь бьет
Дни уходят а жизнь идет

Вот и наша любовь подобна стремнине
И медлят года
Как река на равнине
Но надежда неистова и поныне

Тьма спускается полночь бьет
Дни уходят а жизнь идет

Дни уходят недели тают как пена
И словно любовь
И как жизнь постепенно
Под мостом Мирабо исчезает Сена

Тьма спускается полночь бьет
Дни уходят а жизнь идет

Перевод Михаила Яснова (1974)


Мост Мирабо

Под мостом Мирабо тихо катится Сена
И уносит любовь
Лишь одно неизменно
Вслед за горем веселье идет непременно.

Пробил час наступает ночь
Я стою дни уходят прочь

И в ладони ладонь мы замрем над волнами
И под мост наших рук
Будут плыть перед нами
Равнодушные волны мерцая огнями

Пробил час наступает ночь
Я стою дни уходят прочь

Уплывает любовь как текучие воды
Уплывает любовь
Как медлительны годы
Как пылает надежда в минуту невзгоды

Пробил час наступает ночь
Я стою дни уходят прочь

Вновь часов и недель повторяется смена
Не вернется любовь
Лишь одно неизменно
Под мостом Мирабо тихо катится Сена

Пробил час наступает ночь
Я стою дни уходят прочь

Перевод Натальи Стрижевской

(В кн.: Западноевропейская поэзия XX века. Серия “Библиотека всемирной литературы”. М., 1977)


Anne Magill-художник

Мост Мирабо

Под мостом Мирабо Сена медленно льется,
Так уходит любовь.
Только память со мной остается:
И отрада, и грусть — все навеки дается.

Бьют часы — ведут темноту.

Слиты руки, и все еще сближены лица,
И под хрупким мостом
Двух ладоней — река будет литься,
Бег усталой воды — нескончаемо длиться.

Бьют часы — ведут темноту.
Дни бегут — я здесь, на мосту.

И уходит любовь — как волна, невозвратна,
И уходит любовь,
Словно целая жизнь, необъятна,
Как надежда последняя, невероятна.

Бьют часы — ведут темноту.
Дни бегут — я здесь, на мосту.

День за днем, за неделей неделя несется,
Ибо время не ждет,
И любовь никогда не вернется...
Под мостом Мирабо Сена медленно льется.

Бьют часы — ведут темноту.
Дни бегут — я здесь, на мосту.

Перевод Владимира Портнова

***

Оригинал стихотворения

Le pont Mirabeau


Et nos amours
Faut-il qu’il m’en souvienne
La joie venait toujours apres la peine

Vienne la nuit sonne l’heure

Les mains dans les mains restons face a face
Tandis que sous
Le pont de nos bras passe
Des eternels regards l’onde si lasse

Vienne la nuit sonne l’heure
Les jours s’en vont je demeure

L’amour s’en va comme cette eau courante
L’amour s’en va
Comme la vie est lente
Et comme l’Esperance est violente

Vienne la nuit sonne l’heure
Les jours s’en vont je demeure

Passent les jours et passent les semaines
Ni temps passe
Ni les amours reviennent
Sous le pont Mirabeau coule la Seine

Vienne la nuit sonne l’heure
Les jours s’en vont je demeure

“Alcools”, 1913

Мост Мирабо - фото


Друзья Аполлинера любили его рисовать. Вламинк, Матисс, Руссо, особенно Пикассо, Макс Жакоб и Жан Кокто. И Мари Лорансен.

Его античный профиль, его голова — по словам Гертруды Стайн, “как у императора позднего Рима” — притягивали художников. Его сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.

Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские — гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, — из всего этого мог получиться сложный и трудный характер.

Так — сложно и трудно — его и воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный, сангвиник, тиран, самодур; внутренне чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и остроумный собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике которого вовсе не присуща радость... Польская писательница Юлия Хартвиг, автор превосходной книги об Аполлинере, свела воедино это удивительное разнообразие его психологических портретов: “масштабы поэтического Гаргантюа, с трудом приспосабливающегося к человеческим критериям”.

Можно сказать, что лирику Аполлинера питали два источника: поиск любви и жажда мистификации. Это свойство его натуры так прочно вошло в сознание современников и обросло такими легендами, что даже солидные энциклопедические словари сопровождали имя поэта пометой “mystificateur”.

Чуть ли не мистификацией было рождение Аполлинера: через пять дней после этого знаменательного события он был зарегистрирован в римской мэрии под вымышленной фамилией Дульчини — как ребенок от неназвавшихся родителей. В дальнейшем это дало ему повод пестовать и поддерживать самые фантастические россказни о своем происхождении — вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли Папа римский. Уже в лицее он придумал свой первый литературный псевдоним — Гийом Макабр (Гийом Мрачный), и это было только прологом. В 1909 году шумным успехом пользовались в Париже статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, которая оказалась псевдонимом все того же Аполлинера.

И большинство его любовных историй сопровождалось авантюрами. Начиная с юношеского увлечения в бельгийском городке Ставло: три летних месяца, проведенных с младшим братом в пансионате, очаровательная валлонка Марей, дочка местного ресторатора, первый серьезный поэтический цикл юного поэта — и первое судебное разбирательство после того, как мать Гийома, в очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из пансионата, не расплатившись с хозяином. Эта история, как и многие ей подобные, в которых чувствовалась рука “красивой авантюристки” Анжелики Костровицкой, позволили позднее композитору Франсису Пуленку произнести сакраментальную фразу: “Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши”.

Известно, что Пуленк положил на музыку многие четверостишия из первой поэтической книги Аполлинера — “Бестиарий”. Вспоминая поэта, композитор вспоминал его голос — “такой своеобразный, полуироничный, полумеланхоличный”. “Голос чародея”, — говорила Мари Лорансен.

Они познакомились с легкой руки Пикассо в 1907 году, ей — двадцать два, ему — двадцать семь. Она художница и немного поэтесса, за его плечами — крах сумасшедшей любви к англичанке Анни Плейден, значительный опыт работы журналистом и критиком, первые серьезные публикации стихов и прозы.

Они пробудут вместе пять лет, которые окажутся, возможно, самыми знаменательными в жизни поэта. Это время главных художественных открытий начала века — и у их истоков стоял Аполлинер: орфизм, кубизм, футуризм, Пикассо, Матисс, Таможенник Руссо. Это время прорывов в поэтическое будущее — и их ознаменовал своим присутствием Аполлинер. Но прежде чем стать певцом новой эстетики и нового лирического сознания, он станет великим завершителем классической эпохи французского стиха — и в этом тоже скажется его “двойственность”.

Сборник стихов Аполлинера “Алкоголи” вышел в апреле 1913 года. А за несколько месяцев до того — соответственно в декабре и ноябре 1912 года — были опубликованы два его стихотворения, открывших дорогу новейшей поэзии: “Зона” и “Вандемьер”. Работая над композицией “Алкоголей”, поэт именно ими начинает и завершает книгу. Вслед за “Зоной” он помещает “Мост Мирабо ”, увидевший свет в феврале 1912 года. В “Алкоголях” Аполлинер использует прием обратной перспективы: за “Мостом Мирабо” он ставит прощание с ушедшим — “Песнь несчастного в любви”, затем “Безвременник”, “Дворец” и снова возвращается к настоящему, посвящая стихотворение “Сумерки” мадемуазель Мари Лорансен. Плавание по волнам времени и памяти начинается именно с “Моста Мирабо”, трагического прощания с Мари, вобравшего в себя горькую память о всех его прошлых отвергнутых любовях: и о “шепелявой” Линде Молина де Сильва, к которой в свое время были обращены “Любовные диктовки”, и об Анни Плейден, героине “Рейнских стихов” и “Песни несчастного в любви”, и о мимолетных увлечениях — об Иетте, которую вспомнит в “Калиграммах”, о Мариетте Грено, о Карола Стайн, о всех тех, кто, подобно Линде, мог спросить: “Неужели он в меня влюблен? Он очень горд и, думаю, очень страдает, видя, что я не могу ответить ему на это чувство...”

Попыталась ответить Мари Лорансен.

“Пикассо все называли Пабло, а Фернанду — Фернанда, и Гийома Аполлинера все называли Гийом, а Макса Жакоба — Макс, но Мари Лорансен все называли Мари Лорансен... Она была худая и угловатая, как средневековая француженка с французского примитива. Она говорила высоким голосом с красивыми модуляциями...

Ведя странную жизнь и создавая свои странные картины, Мари Лорансен продолжала жить с матерью, очень спокойной, очень приятной, исполненной достоинства женщиной, и их быт напоминал монастырский. В их небольшой квартирке всюду висели вышивки матери по рисункам Мари Лорансен. Мари относилась к матери в точности как молодая монашенка к более почтенной. Все было очень странно...”.

Странное пятилетие любви Гийома и Мари было восхитительным и чудовищным. Непохожесть Мари на друзей Аполлинера, подмеченная Гертрудой Стайн, постоянное столкновение жестких и самостоятельных характеров, несовместимые семейные традиции, убивающие, как и в прежних любовных историях Аполлинера, живое чувство, и все-таки, как прежде, как всегда, — надежда, что все можно вернуть, повернуть вспять, остановить мгновение...

Мари Лорансен тоже напишет прощальное стихотворение: короткое, на одном дыхании, одной фразой, но не про него, не про них — про себя. И назовет его “для себя” — “Успокоительное”:

Не просто печальная
А скорбящая
Не просто скорбящая
А несчастная
Не просто несчастная
А страдающая
Не просто страдающая
А покинутая
Не просто покинутая
А сирая
Не просто сирая
А изгнанная
Не просто изгнанная
А мертвая
Не просто мертвая
А забытая

В стихах же Аполлинера как раз забвения и не было.

С публикацией “Моста Мирабо” он завоевал верленовскую славу любовного лирика. Может быть, именно Верлена вспоминал он, когда десятки раз пересекал Сену по мосту Мирабо, спеша в тихий и буржуазный Отей — тогда еще почти пригород, — где жили мадам и мадемуазель Лорансен. Это был тот самый Отей, который воспел Верлен в “Записках вдовца”.

Для прощания с любовью и — подспудно — классической эпохой французской поэзии Аполлинер интуитивно выбрал такой же традиционный, как устоявшаяся жизнь Отея, и так же мало подверженный изменениям жанр — песню. Как за четверть века до того Верлен и поэты его круга черпали вдохновение в салонном музицировании, водевиле, музыкальном кабаре, так и в эпоху Аполлинера художественный быт Монмартра и Латинского квартала, отнюдь не чуждый серьезной музыке, больше тяготел к домашней и народной песне. Музыкальная стихия Парижа рождала “бардовскую” песню в современном толковании этого слова.

Знаменитый папаша Фреде, владелец “Проворного кролика”, играл на гитаре, а завсегдатаи этого монмартровского кабачка, среди которых наверняка бывал и Аполлинер, всласть распевали за столиками все что душе угодно. Мари Лорансен была по сердцу подобная атмосфера: ее мать часами напевала за рукоделием, и сама Мари осталась в памяти современников поющей красивым высоким голосом старинные нормандские песни. Не это ли сочетание домашнего шитья и народного пения вызвало в памяти Аполлинера ритмику старинной ткацкой песни тринадцатого века? При первой журнальной публикации он еще следует вплотную за народной мелодикой, выстраивая трехстрочный куплет песенного одиннадцатисложника:

Sous le pont Mirabeau coule la Seine
Et nos amours Fait-il qu’il m’en souvienne?
La joie venait toujours apres la peine.

Но в работе над книгой он уже смело делит вторую строку на две — по четыре и шесть слогов, — создавая необычный поэтический эффект образовавшимся нерифмованным и словно выбивающимся из ритма четырехсложником. Не менее удивительный эффект узнавания происходит и в рефрене. Тонкий знаток творчества Аполлинера Мишель Декоден указал на связь второй строки рефрена со строчкой из “Большого завещания” Франсуа Вийона: “Alle s’en est, et je demeure” — “Оно (время юности) ушло, а я продолжаю жить”. Во французском “je demeure” — “я остаюсь, живу, пребываю в настоящем” анаграммировано “je meurs” — “я умираю, исчезаю, гибну”. Эта игра на антитезе, борьбе жизни и смерти, воплощенной в одном слове, вдвойне важна и как жест высокой печали, и как символ высокой поэзии.

Автор “Моста Мирабо” не просто созерцает, как река жизни уносит от него любовь, превращая судьбу в перечень утрат и несбывшихся надежд. Поэтическое мышление ищет аналогии увиденному, и этот поиск роднит Аполлинера с Бодлером, для которого было непреходящей мукой чувство ускользающего времени. “Нас ежеминутно гнетут идея и ощущение времени”, — записывал Бодлер в дневнике. “Изменился Париж мой, но грусть неизменна”, — говорил он в стихах. Аполлинер ощущает ту же “психологическую симультанность” и создает шедевр лирической поэзии.

Русскому читателю “Мост Мирабо ” стал известен сравнительно поздно.

Одним из первых Аполлинера начал переводить Бенедикт Лившиц, но “Мост Мирабо ” оказался за границами его переводческих интересов. Потребовалось полвека, чтобы в русской поэзии появились возможности для усвоения и интерпретации аполлинеровской поэтики. Соглашусь с А. Гелескулом, который писал: “Для перевода неподатливей всего песни: у них слишком глубокие корни и при пересадке легко обрываются” (“ИЛ”, 1995, № 7).

И все же “Мост Мирабо ” привлекает как раз сложностью задачи: сохранить эти песенные корни и в искусстве потерь, которым является художественный перевод, достичь максимальной гармонии между утратами и обретениями.

Михаил Яснов

Гийом АПОЛЛИНЕР

Мост Мирабо

Le pont Mirabeau

Памяти Ефима Григорьевича Эткинда

Страсти по Аполлинеру

Друзья Аполлинера любили его рисовать.

Вламинк, Матисс, Таможенник Руссо, особенно Пикассо.

Макс Жакоб и Жан Кокто.

Мари Лорансен.

Его античный профиль, его голова, по словам писательницы Гертруды Стайн - «как у императора позднего Рима», притягивали художников. Поэта сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.

Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские - гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - из всего этого мог получиться сложный и трудный характер.

Так - сложно и трудно - его и воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный; сангвиник, тиран, самодур; внутренне чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и остроумный собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике которого вовсе не присуща радость… Польская писательница Юлия Хартвиг, автор превосходной книги об Аполлинере, свела воедино это удивительное разнообразие его психологических портретов: «масштабы поэтического Гаргантюа, с трудом приспособляющегося к человеческим критериям». А чешский поэт Витезслав Незвал, один из самых последовательных проповедников Аполлинера, говорил о нем как о лирике, в стихах которого «темный язык меланхолии сплетен с розовым языком сладости и волшебства, веселости и шуток».

В годы, когда Аполлинер только начинал сочинять, в далекой России, притягательной для славянской частички его души, первооткрыватель французских символистов Валерий Брюсов писал о другом поэтическом гении, о Поле Верлене, как о «человеке двойственном», в котором уживались одновременно «ангельское» и «свинское». В какой-то степени таким же двойственным был и Аполлинер, всю жизнь метавшийся между любовью и игрой, соединяющий с традицией высокого лиризма страсть к низкой мистике, подкрепленную его изощренными познаниями в культуре средневековья. Можно сказать, что лирику Аполлинера питали два источника: поиск любви и жажда мистификации. Это свойство его натуры так сильно вошло в сознание современников и обросло такими легендами, что даже солидные энциклопедические словари сопровождали имя поэта пометой: «mystificateur».


Оба эти стремления - к любви и к игре - Аполлинер, очевидно, унаследовал от матери, Анжелики Костровицкой, женщины азартной и в чувствах, и в быту. В шестидесятые годы судьба забросила ее из Польши в Италию, - когда родился Гийом, Анжелике было двадцать два года и уже несколько лет как она была «похищена» итальянским офицером Фракческо д"Эспермоном.

Мистификации преследовали Аполлинера со дня рождения: через пять дней после этого знаменательного события, которое произошло 26 августа 1880 года, он был зарегистрирован в римской мэрии под фамилией Дульчини - как ребенок от неназвавшихся родителей. Через два года та же судьба постигла его брата Альбера, который при рождении был записан под фамилией Зевини и чьи родители также были «не установлены». В дальнейшем это дало Аполлинеру повод пестовать и поддерживать самые фантастические россказни о своем происхождении - вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли Папа Римский.

Таинственное происхождение бросило отсвет на всю жизнь поэта. Пока юный Вильгельм Костровицкий ходит в школу - сначала в коллеж в Монако и в Каннах, а затем в лицей в Ницце, - его мать играет в казино и приобретает репутацию «красивой авантюристки». И когда в Ницце семнадцатилетний начинающий поэт и его товарищ по лицею Анж Туссен-Аюка приступают к изданию рукописного журнала, сразу же приходится думать о первой мистификации - о псевдониме. Как сообщает друг и биограф поэта Андре Бийи, в журнале публиковались стихи, статьи на политические темы и «театральная болтовня». При этом Вильгельм подписывал свои произведения именем «Гийом Макабр» («Гийом Мрачный»), а Анж - «Жеан Аок» («Жеан Нищий»).

В дальнейшем Аполлинер не раз прибегал к литературным мистификациям, псевдонимам, - чего стоит одна история 1909 года, когда стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, сразу же привлекшие внимание читателей незаурядностью суждений о современной женской литературе и большим лирическим даром. Этот розыгрыш, устроенный Аполлинером, почти год будоражил публику, пока не надоел самому мистификатору. Карнавальность жизни и поэзии переплелись, чтобы уже никогда не оставлять поэта.


Первая поэтическая любовь и первая рискованная авантюра поджидали Аполлинера летом 1899 года, когда мать отправила его с братом в пансионат бельгийского городка Ставло, на каникулы. Здесь был написан и первый серьезный поэтический цикл юного Аполлинера - «Ставло».

Именно в таком виде - как цикл стихов - он будет напечатан только через полвека, в сборнике «Меланхолический страж» (в ином переводе - «Печальный часовой», 1952). Стихи, перевязанные ленточкой, сохранит юная и прелестная в те годы валлонка Марей - Мария Дюбуа, дочка местного ресторатора. Стихи эти были написаны в основном за три летних месяца, но, возможно, первое бурное увлечение отразилось и в других ранних произведениях поэта, заставляя его возвращаться к образу Марей и впоследствии. Собственно, уже в цикле «Ставло» Аполлинер становится изысканным любовным лириком - сладострастным и ранимым певцом неразделенной любви; эти стихи пронизаны легкой эротикой, хотя и закамуфлированной туманными аллюзиями.

Любовь к Марей прервалась осенью, когда Анжелика Костровицкая, в очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из пансионата, не расплатившись с хозяином. Братья бегут из Ставло - и побег надолго останется в памяти Гийома, как и последовавшее затем судебное разбирательство, впрочем ничем не кончившееся. Эта история, подобная многим, в которых чувствовалась рука властной и взбалмошной Анжелики, позволила позднее композитору Франсису Пуленку, хорошо знавшему поэта, произнести сакраментальную фразу: «Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши». На самом деле «пятнадцать лет» растянулись на всю жизнь Аполлинера: Анжелика Костровицкая умерла спустя четыре месяца после кончины ее старшего сына, и в старости донимая его ревностью и капризами.


Давно замечено, что притягательная парадоксальность юности заключена в ее счетах со временем. Прошло несколько месяцев, а у Аполлинера - уже пытающегося сотрудничать в литературных журналах - очередное увлечение: шестнадцатилетняя Линда Молина да Сильва, младшая сестра его нового друга Фердинанда.

Annotation

Настоящее двуязычное издание избранных стихотворений Гийома Аполлинера - первое подобное издание стихов французского поэта. До сегодняшнего дня были изданы по-русски следующие отдельные книги Аполлинера:

Гийом Аполлинер. Стихи. Перевод М. П. Кудинова. Статья и примечания Н. И. Балашова. М., 1967 («Литературные памятники»);

Гийом Аполлинер. Избранная лирика. Вступительная статья, составление С. И. Великовского. Комментарии Ю. А. Гинзбург. Редакция переводов М. Н. Ваксмахера. М., 1985;

Гийом Аполлинер. Ранние стихотворения. Бестиарий, или Кортеж Орфея. Составление, предисловие и комментарии М. Яснова. СПб., 1994;

Гийом Аполлинер. Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. Составление, предисловие и комментарии М. Яснова. СПб., 1999;

Гийом Аполлинер. Лирика. Письма к любимой. Составление и примечания В. Балашова и Т. Балашовой. М., 1999;

Гийом Аполлинер. Алкоголи. Составление, предисловие, комментарии М. Д. Яснова. СПб., 1999.

Ряд переводов, вошедших в настоящее издание, публикуется впервые.

При подготовке комментариев учитывались французские издания:

Apollinaire. Œuvres poétiques. Texte établi et annoté par Marcel Adéma et Michel Décaudin. Paris, 1956. Bibliothèque de la Pléiade (ссылка на это издание - сокращенно I-а);

Apollinaire. Œuvres en prose complètes. Textes établis, présentés et annotés par Pierre Caizergues et Michel Décaudin. Т. I–III. Paris, 1977–1993. Bibliothèque de la Pléiade (I–III);

Michel Décaudin commente «Alcools» de Guillaume Apollinaire. Paris, 1993 (A);

Guillaume Apollinaire. L"Enchanteur pourrissant. Édition établie, présentée et annotée par Jean Burgos. Paris, 1972 (B).

Известно, что Аполлинер отказался от знаков препинания в 1913 г. при подготовке к изданию книги «Алкоголи». В посмертных сборниках при перепечатке ранних журнальных публикаций пунктуация сохранена; мы также оставляем знаки там, где они сохранены в оригинале.

Гийом АПОЛЛИНЕР

СТРАСТИ ПО АПОЛЛИНЕРУ

PREMIÈRES POÉSIES

POÈMES DE LA JEUNESSE

СМЕРТЬ ПАНА

ЗИМНЯЯ ЗАРЯ

* * * (S"en est allée l"amante…)

* * *(Улетела моя щебетунья…)

* * *(Je ne sais plus ni si je l"aime…)

* * *(Люблю ли я ее не знаю…)

ЗОЛОТОЙ СОН

НЕВИННАЯ ЛИЗА

ЗВУК РОГА

* * *(Il me revient quelquefois…)

* * *(Я порой вспоминаю забавный куплет…)

* * *(Jamais les crépuscules ne vaincront les aurores…)

* * *(Вечерней мгле вовек не одолеть рассвета…)

СБОР ЦВЕТОВ

LES DICTS D"AMOUR À LINDA

* * *(Votre nom très païen, un peu prétentieux…)

* * *(У вас языческое имя и чуть-чуть…)

* * *(L"ombre de la très douce est évoquée ici…)

* * *(Легчайшей тенью вы слетаете опять…)

* * *(Ville presque morte, ô Cité…)

* * *(Почти погост, вороний град…)

LA FORCE DU MIROIR

СИЛА ЗЕРКАЛА

* * *(Je vis un soir la zézayante…)

* * *(И я ее увидел въяве…)

* * *(Lorsque vous partirez, je ne vous dirai rien…)

* * *(Вы уезжаете - о чем тут говорить?..)

TIERCE RIME POUR VOTRE ÂME

ТЕРЦИНЫ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ

ПРОЩАЛЬНЫЕ СТИХИ

POÈMES TIRÉS DES «RHÉNANES» ET NE FIGURANT PAS DANS «ALCOOLS»

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

ПРЫЖОК В ВОДУ

DANS LE JARDIN D"ANNA

В САДУ АННЫ

ПРАЗДНИК

LA GRENOUILLÈRE

ЛА ГРЕНУЙЕР

POÈMES TIRÉS DE «L"ENCHANTEUR POURRISSANT»

LES CHANTS DES DRUIDES

* * *(A Orkenise, pour un bel orfèvre blond…)

* * *(Ах, мастер-ювелир, красив и молод он!..)

* * *(Par les portes d"Orkenise…)

* * *(В славный город Оркенизу…)

Le bestiaire ou Cortège d"Orphée

Черепаха

La chèvre du Thibet

Тибетская коза

Гусеница

LE PONT MIRABEAU

Мост Мирабо

LA MAISON DES MORTS

Дом мертвых

LA BLANCHE NEIGE

БЕЛЫЙ СНЕГ

POÉME LU AU MARIAGE D"ANDRÉ SALMON

СТИХИ, ПРОЧИТАННЫЕ НА СВАДЬБЕ АНДРЕ САЛЬМОНА

ПРОЩАНИЕ

БРОДЯЧИЕ АКРОБАТЫ

РОЗАМУНДА

РЕЙНСКАЯ НОЧЬ

СИНАГОГА

ШИНДЕРХАННЕС

ЛУННЫЙ СВЕТ

ОХОТНИЧЬИ РОЖКИ

Vitam impendere amori

* * * (L"amour est mort entre tes bras…)

* * * (В твоих объятиях мертва…)

* * * (Dans le crépuscule fané…)

* * * (Томится глядя в полумрак…)

* * * (Tu n"as pas surpris mon secret…)

* * * (Понять секрет мой не дано…)

* * * (Le soir tombe et dans le jardin…)

* * * (Стемнело в несколько минут…)

* * * (Tu descendais dans l"eau si claire…)

* * * (Спускалась ты к воде прозрачной…)

* * * (Ô ma jeunesse abandonnée…)

* * * (Моя покинутая юность…)

LUNDI RUE CHRISTINE

ПОНЕДЕЛЬНИК УЛИЦА КРИСТИНЫ

UN FANTÔME DE NUÉES

ОБЛАЧНОЕ ВИДЕНИЕ

LA COLOMBE POIGNARDÉE ET LE JET D"EAU

ЗАРЕЗАННАЯ ГОЛУБКА И ФОНТАН

РЕКОГНОСЦИРОВКА

ПРАЗДНИК

ВРЕМЕНА ГОДА

LA GRÂCE EXILÉE

ИЗГНАННАЯ БЛАГОДАТЬ

LA BOUCLE RETROUVÉE

НАЙДЕННАЯ ПРЯДЬ

LES FEUX DU BIVOUAC

БИВАЧНЫЕ ОГНИ

TOURBILLON DE MOUCHES

НЕТЕРПЕНИЕ СЕРДЕЦ

L"ADIEU DU CAVALIER

ПРОЩАНИЕ ВСАДНИКА

DANS L"ABRI-CAVERNE

ФЕЙЕРВЕРК

МОРСКОЙ ПЕРЕХОД

ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА

TRISTESSE D"UNE ÉTOILE

ТОСКА ЗВЕЗДЫ

Гийом АПОЛЛИНЕР

Мост Мирабо

Le pont Mirabeau

Памяти Ефима Григорьевича Эткинда

СТРАСТИ ПО АПОЛЛИНЕРУ

Друзья Аполлинера любили его рисовать.

Вламинк, Матисс, Таможенник Руссо, особенно Пикассо.

Макс Жакоб и Жан Кокто.

Мари Лорансен.

Его античный профиль, его голова, по словам писательницы Гертруды Стайн - «как у императора позднего Рима», притягивали художников. Поэта сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.

Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские - гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - из всего этого мог получиться сложный и трудный характер.

Тема: Гийом Аполлинер. Идея вечности в стихотворении «Мост Мирабо».

Тип урока: урок открытия новых знаний (творчество Г.Аполлинера). Урок-открытие.

Цели как деятельность учеников:

М/п: извлекать информацию, представленную в форме фотографий, отдельных записей, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,

готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

понимать роль чтения, использование разных видов чтения (изучающее, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику поэтического текста, участвовать в их обсуждении.

М/к: совершенствовать навыки работы в парах, группе (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание); оформлять свои мысли в устной форме, строить свою речь, наблюдать и делать самостоятельно выводы, отличать новое от уже известного, понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи, понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и литературоведческие знания.

владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владеть умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

ЛР : развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: ( слайд №1 ) Вам сейчас предстоит провести небольшое исследование. Что вы можете сказать о человеке, которого видите на экране? Какую информацию можете извлечь о нем из увиденного?

Ученики: Его зовут Гийом Аполлинер. Он скорее всего француз, так как имя и фамилия французские. Но второе имя может говорить о том, что именно это его настоящее имя, а первое – псевдоним. По настоящей фамилии можно предположить, что он славянского происхождения (может быть, даже русский). Возможно, он сам или его предки когда-то эмигрировали из какой-то славянской страны во Францию. Судя по его внешнему виду, ему примерно 30 лет, жил он в 19 веке, начале 20-го. Наверное, он писатель или поэт, так как речь о нем идет на уроке литературы.

Учитель или подготовленный ученик : (слайд №2 ):

Гийом Аполлинер - блистательный французский поэт, прозаик, драматург , творчество которого ныне стало классикой, жил на грани девятнадцатого, «железного» века (по словам А. Блока), и века двадцатого, насыщенного катастрофами и войнами. Аполлинер был очень большой фигурой, сравнимой с нашими поэтами, Блоком или Маяковским, и принадлежит к числу величайших поэтов ХХ века. Стихи Гийома Аполлинера представляют собой удивительное сочетание эмоционального лиризма и внутренней трагичности.

Внебрачный сын итальянского офицера и польской дворянки, он появился на свет в Риме 26 августа 1880 года под именем Вильгельма Аполлинариса Костровицкого (по материнской линии он действительно имеет славянские корни: польские, русские). Его предки-поляки были сосланы в Сибирь за участие в восстании. Родовое имение находилось в Белоруссии (село Новогрудка). Дед Аполлинера с семьей бежал в Рим.

Сначала он посещал школу в Монако, куда переехал вместе с матерью. Учился в монакском религиозном коллеже cв. Карла.

В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах. В 1899 году он перебрался в Париж, где вращался среди авангардистов от искусства (среди его друзей были художники Марлен Андре Дерен, Рауль Дюфи, Пабло Пикассо, писатели Макс Жакоб и Альфред Жарри). (слайды портретов Аполлинера №3-7)

Костровицкий, начав писать, взял псевдоним - Гийом Аполлинер . Аполлинер - поэт-новатор, авангардист. Аванга́рд - обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения.

В 1911 году вышел его первый сборник стихов «Бестиарий», или «Кортеж Орфея» (слайд №8)

1913 год - сборник стихов «Алкогол ь », который он писал с 1898 года. Название намекало на опьяняющее качество "нового мира", на его технизированность и стремительный темп жизни.

В 1918 году появились "Каллиграммы" , в которых Аполлинер организовал стихи визуально и таким образом впервые создал так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино . Слово «каллиграмма» придумал Аполлинер. Так он называл свои графические стихотворения, текст которых записывал в виде рисунков. При этом рисунок, составленный из слов, иллюстрировал тему стихотворения. Вслед за Аполлинером таким изобразительным приемом стали пользоваться и другие поэты. (слайд №9-11)

П очти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. (слайды №12-13)

Умер Гийом Аполлинер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез. (слайды №14)

Регулятивные УУД

1.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

III. Введение в тему урока.

Учитель: На следующем уроке мы приступаем к изучению поэзии «серебряного» века. И подходим мы к изучению этого раздела русской литературы со знакомства с поэзией французского поэта не случайно: Гийом Аполлинер является вдохновителем всей европейской поэзии XX века. Но и в XXI веке его произведения не устаревают, а как драгоценные вина выдерживаются временем, так как он писал о вечном, непреходящем… Л юбовь была темой многих стихов Аполлинера . Нам сегодня предстоит познакомиться только с одним стихотворением из любовной лирики. (слайд с названием стихотворения №15 )

Учитель: Послушайте стихотворение Аполлинера на французском языке. Постарайтесь подключить свою интуицию и понять, о чем идет речь в стихотворении, какими чувствами, каким настроением оно проникнуто. Вам помогут в этом фотографии и иллюстрации к стихотворению (слайды №16-17).

Ученики высказывают свои предположения (слайды с изображением моста и реки №18-21)

Что такое рефрен? Заметили ли вы повторяющиеся строки в этом стихотворении? Какому лирическому произведению характерен такой повтор? (Песня) Не случайно стихотворение Аполлинера было положено на музыку.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока .

IV. Открытие нового знания (работа над содержанием стихотворения, его основной мысли).

Учитель: А теперь послушаем стихотворение Аполлинера на русском языке и убедимся в правильности своих предположений. Стихотворение "Мост Мирабо" не раз переводилось на русский язык. Предлагаю вам два разных перевода, чтобы вы могли сравнить и почувствовать это стихотворение через восприятие разных людей, пытавшихся донести до читателя всю красоту стиха Гийома Аполлинера. (тексты обоих переводов лежат на столе).

Что такое рефрен? Заметили ли вы повторяющиеся строки в этом стихотворении? Какому лирическому произведению характерен такой повтор? (Песня) Не случайно стихотворение Аполлинера было положено на музыку.

Видеоролик. Песня на стихи Г.Аполлинера в исполнении Анны Смирновой.

Видеоролик. Песня на стихи Г.Аполлинера в исполнении Инны Разумихиной.

Учитель: (слайд №1) Интересно, кому больше по душе пришлась первая песня? А кому – вторая? Какая песня более элегична? А какая – менее? Так чье же предположение оказалось ближе к истине? Ситуация, обрисованная в стихотворении очень проста: он (лирический герой), вспоминая о своей любви, стоит на мосту, где, наверное, не раз встречался со своей возлюбленной, чувство к которой угасло. Мы не знаем причины, почему «уплывает любовь», но это и не важно… А что же тогда важно???

Что такое ключевые слова? (ответ ученика) Выписать из стихотворения ключевые слова (1 вариант – из стих-ия в переводе Михаила Кудинова; 2 вариант – их стих-ия в переводе Н.Стрижевской)

Ключевые слова, необходимые для понимания, раскрытия мысли автора.

  1. Мост Мирабо…Сена течет… Ночь приближается… Уходит любовь… Любовь не вернется…Всегда…

  2. Мост Мирабо…Катится Сена… Наступает ночь… Уплывает любовь… Не вернется любовь…Неизменно… (слайд №2)

- В этом стихотворении мы видим детали реального мира : Это. .. Сена…мост Мирабо (Париж, Франция). Мост Мирабо - место встречи влюбленных. С ними же связаны главные образы стихотворения: образы реки, моста. Что же символизирует река?

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

- Идея стихотворения, главная мысль поэта заключена в словах … Всегда… Неизменно (слайд №3)

- Что скрывается за этими словами, какая мысль? Что будет всегда?... И что неизменно?.. Это тоже связано с образом реки. Что символизирует образ реки, воды? А что означает мост? (Соотношение времени… Мост – это настоящее, сегодняшний день, а река – это вечность (это и прошлое, и настоящее, и будущее).

Ученики высказывают свои предположения

Учитель: Мост Мирабо - место встречи влюбленных. Не одно поколение на нем признавалось в любви. В стихе поэт сравнивает свое чувство с быстротечной рекой. Но вода - это еще и символ жизни. Человек не может жить без любви, как и без воды. Текучесть реки - это развитие жизни. Сравнивая чувство с естественным явлением, автор подчеркивает единство человека с природой. Все течет, все изменяется в природе, и снова все повторяется. Любовь людей такая же неисчерпаемая, как воды реки. Пусть это чувство уходит…но оно всегда возвращается… всегда повторяется… Оно НЕИЗМЕННО…Оно ВЕЧНОЕ… Оно будет ВСЕГДА, пока существует человек. (Слайд №4) Мост – река… Мост – это настоящее, сегодняшний день, а река – это вечность (это и прошлое, и настоящее, и будущее).

- Вот мы и добрались до темы нашего урока. Как вы ее сформулируете? («Тема вечности в стихотворении Гийома Аполлинера «Мост Мирабо»). (Слайд №5) Стихотворение Аполлинера, несомненно, относится к любовной лирике, но все-таки больше тяготеет к философской.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД

V. Работа над поэтикой стихотворения.

Учитель: А теперь поработаем над поэтикой стихотворения. Работа в группах.

1. С помощью каких слов (частей речи) передает автор беспрерывность движения. Небольшой по объему стих насыщен глаголами, которые передают движение: …

2. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? Способ рифмовки? Трехсложный размер - анапест. Именно он помогает передать плавное и тихое течение реки. Связь с фольклором: стих воссоздает ритм ткацкой песни XIII в.

3. Характеристика лирического героя. (слайд №6)

Ответив, ученик делает самооценку.

Ответы на слайдах 7-9.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Рефлексия.

Учитель: Выявить ошибочные суждения:

1. Гийом Аполлинер – величайший итальянский поэт.

2. Гийом Аполлинер – поэт-новатор, вдохновитель всей европейской поэзии.

3. В 1913 году вышел его сборник стихов «Алкоголь».

4. Гийом Аполлинер умер в возрасте 58 лет.

5. Графические стихотворения Аполлинера (текст - в виде рисунков) появились в его сборнике стихов « «Бестиарий», или «Кортеж Орфея».

6. Стихотворение «Мост Мирабо» относится к любовной и философской лирике.

7. В стихотворении «Мост Мирабо» время суток – раннее утро.

8. Лирический герой стихотворения Аполлинера «Мост Мирабо» - оптимистично настроенный молодой человек.

9. В стихотворении «Мост Мирабо» мост – символ вечности.

Проверка.

Вот и закончился наш урок… урок – открытие…Пусть маленькое, но все же открытие…Вы сегодня открыли для себя замечательного французского поэта Гийома Аполлинера, его творчество, пусть представленного всего лишь в одном стихотворении… Если кого-то заинтересует его поэзия, вы всегда можете найти сборник стихов поэта и поближе познакомиться с его творчеством.