Художник юон картины. Самые известные полотна Константина Юона. Происхождение и семья

Константин Юон (1875-1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Биография Константина Юона

Родился в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. В 1894 поступил в МУЖВиЗ, на архитектурное отделение. Вскоре перешел на живописное отделение, учился у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, в 1899 работал в мастерской В. А. Серова.

С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях. С 1898 давал частные уроки. В 1900–1917 возглавлял Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Увлекся культурой Древней Руси.

В конце 1890-х - 1900-е неоднократно путешествовал по старинным русским городам. Посетил также Италию, Австрию, Швейцарию, Германию. Жил в Москве, в Сергиевом Посаде (1903, 1911, 1918–1921), Тверской губернии (1905–1906, 1916–1917), Переславле-Залесском, Ярославле.

Принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 - входил в состав Комитета «Союза».

Работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики.

Творчество Юона

В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей.

Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова.

После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х - 1950-х он создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции.

Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма».

Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.

Юон как театральный декоратор сильно уступает Юону-живописцу. Большинство его театральных работ не отличаются новизной и художественным воображением, которые характерны для сценографии многих его современников.

Персональные выставки Юона были организованы в 1926, 1945, 1955 в Государственной Третьяковской галерее (были приурочены к 25-летию, 50-летию, 60-летию творческой деятельности), 1931 - в Государственном музее изобразительных искусств, 1950 - в Академии художеств СССР.

Посмертные ретроспективы работ мастера состоялись в 1962 и 1976 в Третьяковской галерее, в 1976 в Русском музее. Произведения художника находятся в коллекциях многих отечественных музеев, в том числе ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, ГРМ в Санкт-Петербурге.

Известные работы художника

«Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
«К Троице. Март», 1903, ГТГ
«Весенний солнечный день», 1910,
«Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
«Сергиевский Посад», 1911,Написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
«Волшебница-зима», 1912
«Мартовское солнце», 1915,
«Купола и ласточки», 1921, ГТГ
«Новая планета», 1922,
«Подмосковная молодежь», 1926;
«Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927, Государственный музей Революции СССР
«Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
«Раскрытое окно», 1947
«Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
«Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
«Конец зимы. Полдень», 1929 г.

Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, мать занималась музыкой.

В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и В 17-летнем возрасте его родители направляют в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов.

Картины Юона стали привлекать внимание зрителей, еще на студенческих выставках и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.

О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед.

После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своем учителе.

Константин Федорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма.

К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нем реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлияет на его манеры письма.

Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники.

Судьба благоволила к Юону. Успех пришел к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности. Печаль приносила размолвка на несколько лет с его отцом по причине женитьбы на простой деревенской девушке, с которой художник, как известно прожил много лет, другой жизненной неудачей была трагическая кончина его сына.

Одна из самых популярных в обществе картин Юона это "Купола и ласточки". Панорама написана художником с колокольни. Перед нами тихий летний вечер, солнышко уже завершает свой дневной путь, двигаясь все ближе к закату. Чувствуется разлитая вокруг благодать от сияния сверкающих в последних солнечных лучах множества куполов с позолоченными узорными крестами. Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная.

К. Ф. Юон, имея особый дар, сумел по-особому взглянуть на древнерусскую архитектуру и неповторимую природу России. Юона влечет зодчество и архитектурные ансамбли, в них для него раскрывались беспредельные возможности для создания колоритных композиций.

С 1925 года Юон отдает предпочтение для работаты с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Персонажами его работ могут быть лыжники, современные крестьянские девушки.

В этих полотнах Юон акцентирует свое мироощущение реальной действительности с праздной стороны. Он безупречно отражает в картинах ослепительную белизну снега, неповторимый закат, молодую весеннюю зелень. Юон легко превращает скромный пейзаж в неповторимый, легко воспринимаемый зрителем сюжет, насыщенный своей поэтичностью и лирикой.

В картине под названием «Конец зимы. Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Вся композиция освещена яркими лучами весны. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег. У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью. Кажется, что автор ведомый какой то неведомой силой творил эту композицию, до чего же она реальна, сотворил все11 апреля, что видел. Данный сюжет здесь насыщен жизненностью, и восприятием так нам всем знакомым с самого детства.

До конца своих дней Юон работает с пейзажной темой, иногда уделяя особенно в последнее время внимание индустриализации («Московская окраина»).

Константин Федорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

В середине ХХ века он занимал высокие должности в советском художественном сообществе, в том числе был первым секретарем правления Союза Художников СССР. При этом он не прекращал своих творческих поисков, создавая произведения, которые сейчас стали классикой советской живописи. И хотя Константин Фёдорович Юон не оставил каких-либо записок о посещении города Куйбышева и области, тем не менее он поддерживал тесные связи со многими творческими людьми нашего города (рис. 1).

Он родился 12 (по новому стилю 24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Его отец работал служащим страховой компании, позже - её директором, а мать была музыкантом-любителем.

С 1892 по 1898 годы юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его преподавателями были такие мастера, как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин. По окончании училища Юон два года работал в мастерской В.А. Серова, а затем основал собственную студию, в которой он с 1900 по 1917 годы преподавал совместно с И.О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов «Союза русских художников». Он также входил в число участников объединения «Мир искусства». С 1907 года он работал в сфере театральной декорации, вёл художественную студию на Пречистенских рабочих курсах совместно с И.О. Дудиным. Одним из его учеников в это время был Ю.А. Бахрушин. В это время К.Ф. Юоном был написан один из самых известных автопортретов (1912 год) (рис. 2).

В период революционных событий и гражданской войны в России Юон встал на стороне советской власти, и в 1925 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), хотя есть все основания полагать, что, по крайней мере, на первых порах он не симпатизировал большевизму.

В частности, на созданной им в 1921-1922 годах картине «Новая планета» художник изобразил космическую катастрофу, которая символизирует Октябрьскую революцию. В другой «космической» картине «Люди» (1923 год) угадываются контуры Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) (рис. 3, 4).


Большой известностью по сей день пользуется и его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 год). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и весьма смел для той эпохи, когда советская власть повела беспощадную борьбу с религией (рис. 5).

Помимо работы в живописном жанре, он активно занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1943 году К.Ф. Юон стал лауреатом Сталинской премии первой степени, в 1947 году он был избран академиком Академии художеств СССР, а в 1950 году ему было присвоено звание народного художника СССР. В 1951 году К.Ф. Юон вступил в ряды КПСС.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. С 1952 по 1955 К.Ф. Юон преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. В 1957 году его избрали первым секретарем правления СХ СССР, и на этом посту он находился до последних своих дней.

В конце жизни К.Ф. Юон оставил воспоминания о своём товарище по учёбе – самарском художнике В.А. Михайлове. Вот эта запись.

«Михайлов был моим товарищем в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мы были с ним в одной группе и вместе переходили из класса в класс. Он был очень остроумным человеком, душой товарищеской среды, острил без конца, в нем было много юмора.

Ежегодно в рождественские каникулы в училище устраивались ученические выставки, которые пользовались большой популярностью среди любителей искусства. Меценаты всегда бывали на ученических выставках. У них было желание угадать будущего мастера и купить как можно больше его вещей.

С Михайловым В.А. мне пришлось быть среди так называемых распорядителей ученических выставок два года подряд. У меня сохранилась фотография группы участников выставки, в том числе и Михайлова. Распорядитель Михайлов и тут не мог не сострить и прикрепил к сердцу ярлычок с надписью «продано».

Я помню ученические работы Михайлова. Учился он не плохо. Как художник, Михайлов писал с большим чувством. У меня есть его уральский этюд - перламутровость, переливы утренних красок у него хорошо получились.

У нас на ученических выставках выступали старшие художники. Здесь Михайлов мог познакомиться с некоторыми из них, в частности, Бялыницкий и Жуковский еще выставлялись на выставках училища.

Кажется, что Гундобин тоже со мной учился.

В училище преподавание было так поставлено, что из класса в класс вы попадали в новые руки. В первом начальном классе преподавал только один преподаватель - это был Касаткин. Во втором, головном, классе преподавали двое: Горский и преподаватель на С.., не могу вспомнить фамилию. В фигурном, третьем классе, где рисовали фигуру человека, преподаватели Пастернак и Архипов. Позднее Архипов перешел в натурный класс. При мне были Серов и Архипов. На следующий год Серов получил персональную мастерскую при училище, и он в классах уже не преподавал.

По окончании училища Михайлов переехал в Самару и занялся педагогической деятельностью. Первое время мы переписывались, а потом каждый из нас пошел своим путем».

Эти воспоминания К.Ф. Юона «Товарищ по учебе» о В.А. Михайлове приводятся по стенографической записи, сделанной с его слов в 1958 году. Ныне в Самарском областном художественном музее находится этюд К.Ф. Юона «Монастырь» с дарственной надписью: «Дорогому В.А. Михайлову. К. Юон». Этюд поступил в коллекцию музея в дар от самого В.А. Михайлова (рис. 6-8).


В настоящее время в Самарском областном художественном музее хранятся и другие произведения К.Ф. Юона (рис. 9-11).


Константин Фёдорович Юон умер 11 апреля 1958 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 12).

Список литературы

Апушкин Я.В. К.Ф. Юон. М., 1936.

Володин В.И. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М., Изд-во «Советский художник». 1979. 176 с.

Генералова С.В. 2003. Роль областного департамента культуры по сохранению культурного наследия в г. Самаре. – В сб. «Неизвестная Самара». Сборник статей. Материалы городской научной конференции Муниципального музея «Детская картинная галерея» г. Самары. Самара. Издание ООО «Культурная инициатива», стр. 3-4.

К онстантин Юон был мастером архитектурных пейзажей и театральных декораций. Он изображал русскую природу и памятники древнего зодчества в окружении современной ему жизни, писал старинные провинциальные русские города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь.

Живописец, театральный художник и педагог

Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Ночной час. Портрет жены художника (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Автопортрет (фрагмент). 1953. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками», - писал Константин Юон в автобиографическом очерке «Москва в моем творчестве». Его отец был родом из Швейцарии и служил страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал Константин Юон. Заниматься живописью и рисованием он начал с восьми лет, еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи .

В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевелся на живописное - «краски пересилили» , как он вспоминал позже. Молодой художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. А технику живописи Юон совершенствовал в частной мастерской Валентина Серова . Еще в годы учебы картины приносили Юону стабильный доход, и на вырученные деньги художник путешествовал по России и Европе. В 1900 году его первый пейзаж с выставки передвижников - «У Новодевичьего монастыря весной» - приобрела Третьяковская галерея.

Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк (фрагмент). 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Утро в деревне. Хозяйка (фрагмент). 1920. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан

Константин Юон. Молодые. Смех (фрагмент). 1930. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В том же году в небольшом селе Лигачеве в Подмосковье Юон познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая вскоре стала его супругой. Из-за неравного брака с художником несколько лет не общался отец.

После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» - собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Она работала до 1917 года, и в ней училось более трех тысяч учеников. Среди них были монументалист Вера Мухина , пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк , график Владимир Фаворский и другие известные художники.

Константин Юон. Начало весны (фрагмент). 1935. Частное собрание

Константин Юон. Речная пристань (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Синий домик. Петровское (фрагмент). 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Параллельно Константин Юон оформлял в Париже спектакли «Русских сезонов» Сергея Дягилева , а в 1913 году создал декорации для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Роль Годунова исполнил оперный певец Федор Шаляпин , который приобрел понравившиеся эскизы в свою коллекцию.

Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них - превосходные вещи... Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, - талантливый парень, черт его заласкай!

Федор Шаляпин, из письма Максиму Горькому

Пейзажист русской провинции

Константин Юон. Зимнее солнце. Лигачево (фрагмент). 1916. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Константин Юон. Конец зимы (фрагмент). 1929. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Мартовское солнце (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несмотря на то что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская старина: красочная природа, древние церкви, яркие народные костюмы и платки.

Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах...

Константин Юон

Константин Юон. Августовский вечер. Последний луч (фрагмент). 1948. Частное собрание

Константин Юон. Окно. Москва. Квартира родителей художника (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Интерьер (фрагмент). 1907. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь

В 1900–10-е годы Юон путешествовал по старинным городам на берегах Волги и написал картину «Над Волгой». Нижний Новгород художник называл «чудесным историческим городом». Он приезжал туда в разное время года: «исчерпать, даже в малой степени, его содержательную красоту было невозможно» . Юон писал городские мосты и пристани, лодки и бойких прибрежных торговцев.

В 1915 году Юон создал картину «Мартовское солнце» - одну из главных своих дореволюционных работ. Картину художник написал в подмосковном Лигачеве, где он жил подолгу и где наблюдал разные состояния природы… Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал: «Картина может дополнить тот ряд русских снежных пейзажей, в который мы включили «Февральскую лазурь» Грабаря, «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова…В «Мартовском солнце» мы находим многое из элементов пейзажа, которые мы могли встретить и у передвижников: обыкновенная сельская улица с деревянными домами... лошади с мальчишками-седоками; собака, плетущаяся вслед за жеребенком».

Летописец каменного зодчества

Константин Юон. Весенний солнечный день (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Троицкая лавра зимой (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Весна в Троицкой лавре (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Юон любил провинциальный русский пейзаж и часто писал виды Ростова Великого , Углича , Торжка и других старинных русских городов. В Троице-Сергиевой лавре были написаны «К Троице» (1903), «Троицкая лавра зимой» (1910).

У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.

Константин Юон

Памятники русского зодчества Юон изображал в окружении современной ему действительности. Он писал яркими, чистыми красками, а городской архитектурный пейзаж соединял с сюжетами из жизни народа. Юон использовал в картинах высокую панорамную точку зрения, которая позволяла передать простор и свет пейзажа.

Москва: от сценок из жизни окраин до величественного Кремля

Константин Юон. Лубянская площадь зимой (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Вербный базар на Красной площади (фрагмент). 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Москворецкий мост. Зима (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вместе с художниками Игорем Грабарем и Арбамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.

Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях - шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».

Константин Юон. Ночь. Тверской бульвар (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Августовский вечер (фрагмент). 1922. Симферопольский художественный музей, Симферополь, Республика Крым

Константин Юон. Тройка у старого Яра (фрагмент). 1909. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Киргизия

Большое оживление на этом мосту, соединяющем Красную площадь с Замоскворечьем, наглядно выражает неизменно господствовавшие в московской уличной жизни неразбериху и людскую сутолоку. Картина написана на фоне Кремля и части Китайгородской стены; в ней передан серебристо-серый, жемчужный колорит московского зимнего дня.

Константин Юон о картине «Москворецкий мост. Зима» (1911)

Юона увлекало искусство французских импрессионистов . Он писал: «Мной было принято то, что, казалось, поможет лучше увидеть красоту родного живого мира; моя палитра, бывшая до того несколько серой, после знакомства с этими мастерами стала просветляться и зазвучала звонче». Влияние импрессионизма проявилось в серии вечерних и ночных пейзажей с эффектами искусственного освещения, которые художник называл «московскими ноктюрнами».

Константин Юон. Парад Красной Армии (фрагмент). 1923. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Новая планета (фрагмент). 1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года (фрагмент). 1942. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После революции 1917 года Константина Юона захватила новая жизнь страны. Он создал серию акварельных работ о московских событиях 1917 года, мастерски сочетая сцены из городской жизни и архитектурный пейзаж. Юон был очевидцем революционных событий в Москве: он побывал на местах недавних битв и решил запечатлеть последние моменты борьбы.

На акварели «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот» он изобразил солдат и рабочих на грузовиках у забаррикадированных ворот Кремля.

Константин Юон. Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Никольские ворота (фрагмент). 1927. Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Константин Юон. Утро индустриальной Москвы (фрагмент). 1949. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Утро Москвы (фрагмент). 1942. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск

Особняком в ряду полотен художника стоит картина «Новая планета» (1921). В те годы Юон много внимания уделял работе в театре, и полотно родилось из его эскиза к театральному занавесу для Большого театра , отчего на холсте господствует сценическая условность. Мнения зрителей и критиков о картине разделились: одни видели в ней образ нового мира - рождения «красной планеты» революции, другие - предчувствие грядущих потрясений XX века.

Константин Юон. Сени. Лигачево (фрагмент). 1929. Частное собрание

Константин Юон. Кормление голубей на Красной площади (фрагмент). 1946. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск

В зрелые годы Константин Юон занимался общественной и педагогической работой. Он преподавал в , в , написал сборник статей и эссе «Об искусстве» и другие работы.

В 1940-е годы Юон создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов, работал театральным художником в Малом театре . В военное время он не покидал столицу и писал любимый город.Константин Юон. Вид с балкона осенью (фрагмент). 1910. Частное собрание

Константин Юон. Голубой куст (фрагмент). 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До конца жизни главным в творчестве Юона оставался пейзаж, в том числе индустриальный. В 1949 году он создал картину «Утро индустриальной Москвы» - вид столицы из окна мастерской художника на улице Чкалова. Об этой работе Юон писал: «Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».

Константин Юон скончался в 1958 году в возрасте 82 лет в Москве. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России. В его наследии, помимо живописных полотен, - научные статьи по педагогике, истории и теории изобразительного искусства.

Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) — русский художник, график, художник сценограф.

Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Пейзажист, автор портретов, жанровых картин. Константин Юон - представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху .

Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина иВалентина Серова . Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.

После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. В 1938-1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1948-1950 возглавлял НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Доктор искусствоведения. В 1952-1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им.В. И. Сурикова , профессор. С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР.

После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.

1912 Автопортрет Константина Юона. Х., м. 54х36. ГРМ


1890-е Пейзаж с церковью. Картон, масло.

1899 Березы. Петровское. X.м. 147х80. Вологда

1899 Портрет З.А.Перцовой. Фрагмент.

1900 Монастырь в снегу.

1900 У Новодевичьего монастыря весной. Б., акв., тушь, бел. ГТГ

1901 Старые вязы.

1903 Апрельское утро.

1903 Праздничный день. Картон, темпера. 95.5x70. ГРМ

1903 В монастырском посаде. У Троицы-Сергия.

1903 Красные санки. Троице-Сергиев посад.

В монастырском посаде. У Троицы-Сергия.

1903 Пейзаж.

1904 Жизнь на берегу. Псков. Саратов

1905 Окно. Москва, квартира родителей художника. Картон, пастель. 49х64. ГТГ

1906 У берега реки Псковы. Б. на картоне, акв., белила, уголь.

1906 Ворота Ростовского Кремля.

1906. Весенний вечер. Ростов Великий. Х.м. 70x96. Серпухов

1906 Собор в Ростове Великом. Б., акв., бел. ЧС

1906 Синий день. Ростов Великий. Х., м. 77х160. Рязань

1906 Зима. Ростов Великий.

1907 Интерьер.

1907 Куст бузины. Декоративный пейзаж. Псков. Х., м. 70,5х123. Ташкент

1908 В Дворянском собрании. X. на картоне, м. 71х95,7. ГТГ (q)

Зимний лес, бумага, гуашь, 18х25

Морской пейзаж. Горный скат. ЧС

Осенний вид с балкона. Холст, масло. 71.8х58.

1908 Мост через р. Оку в Н.Новгороде.

1908 Город Воскресенск.

1908 Голубой куст. Холст, масло.

1909 Тройка у старого Яра. Зима. Х., м. 71х89. Бишкек

1909 Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС, М.

1909 Нижний Новгород зимой.

1909 Переправа через Оку. Нижний Новгород. Б., акв., белила.

1909 Ночь. Тверской бульвар. Б., акв., белила.

1910 Весенний солнечный день. Холст, масло. 87x131. ГРМ

Шествие на склоне.

1910 Интимный мир. Б., темп. 62х95. Псков

1910 Вид на Москву с Воробьевых гор. Х., м. 71х198. Ереван

1910 Зимний день. X., м. 80х110,5. Харьков

1910-е Первый день Пасхи. Б., акв. МН

1910-е Пейзаж с березами. Холст на картоне, масло.

1910 Троицкая лавра. Март. Б., акв., бел.

1910 Москва. Кремль. Б., акв. 32x35. Ереван

1910 Зимка. Фанера, масло. 23.2x30.2. ЧС

1910 Троицкая лавра зимой. Холст, масло. 125x198. ГРМ

1910-е Пейзаж Новгородской губернии.

1910-е Зима. Пейзаж с красной церковью.

1910 Сельский праздник. Тверская губерния. Холст, масло.

1911 Москворецкий мост. Старая Москва. Б., акв., белила. 62.5x167.5. ГТГ. Фрагмент.

1912 Деревня Новгородской губернии. Х., м. 58х70,5. ГРМ

1912 Пляска свах. Лигачево. Х., м. 134х200.

1912 Портрет Бори Юона, сына художника. 87,7х69,8. ГТ

1913 Тело.

1913 Эск. к опере Мусоргского "Борис Годунов". II акт. Терем царя Бориса. Карт., гуашь. 63,5х83,5. ГЦТМ

1913 Тройка в Угличе. Б., акв., бел. 53х69. ГРМ

1913 Карусель. Углич. Б., акв., бел.

1913 Мельница. Октябрь. Лигачево. Холст, масло. 60x81. ГТГ

1913 Коронация Михаила Федоровича в 1613 году. Соборная площадь, Московский Кремль. Холст, масло. 81х116

1913 Коронация Михаила Федоровича в 1613 году. Соборная площадь, Московский Кремль. Холст, масло. 81х116. Фрагмент

1914 Зима. Мостик. Холст, масло. 68.6x104. Пенза

1915 Майское утро. Соловьиное место. Лигачево. Х., м.

1916 Вид Троицкой лавры. Бумага, акварель, белила. 22.5x30. ГТГ

1916 Зимнее солнце. Лигачево. Х., м. 105х153. Рига

1916 Вербный базар на Красной площади. 1916. Б. на карт., акв., бел.

1917 Приволье. Водопой (Лигачево). Холст, масло. 78x119. Иркутск

1917 У Псковского собора. Б. на карт., гуашь. 30.3x22.9. М.-кв. Бродского

1920 Купание. Ок. 1920

1920 Провинциалки. Бумага, наклеенная на картон, гуашь. 62х75,5. Николаев

1920-е Троице-Сергиева Лавра. Зимой.

1920-е Утро в деревне. Хозяйка. Казань

1921 Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Х., м. 71x89. ГТГ

1921 Новая планета. Картон, темпера. 71x101. ГТГ

1922 Трапезная Троице-Сергиевой лавры. Холст, масло.

1922 Симфония действия. X., м. 78х92. Частное собрание. Москва

1922 Августовский вечер. Лигачево. X., м. 76х98. Симферополь

1922 День Благовещения. Холст, масло.

1923 Люди. X., м. 91 х 121. Харьков

1924 Портрет К.А.Юон, жены художника. X., м. 50х55. Собрание О.И.Юона. Москва

1924 Тело. Б., акв. 30,5х24,5. Собр. О.И.Юона. Москва

1924 Александровский сад около Кремля. Холст, масло

1926 Портрет поэта Григория Ширмана. ЧС

1926 Комсомолки. 1926. Х., м. 52х67. ЦМР

1926 Подмосковная молодежь. Лигачево. X., м.

1926 В те дни. У Дома союзов в дни похорон В.И.Ленина. Б., акв., бел. 32х49. Центральный музей В.И.Ленина

1927 Первое появление В.И.Ленина на засед. Петросовета в Смольном 25 окт. 1917 г. Х., м. 132х191. ГРМ

1928 Проводы рабочего отряда на фронт. Х., м. 198х310. ЦМВС СССР

1928 Праздник кооперации в деревне. Фанера, м. 71х89. Севастополь

1928 Первые колхозницы. В лучах солнца. Подолино. Моск. обл. Х., м.

1928 Окно в природу. Лигачево, май. Холст, масло, 65х100

1928 Сбор яблок. Х., м. 94х120. Калуга

1929 Конец зимы. Полдень. Лигачево. Холст, масло. 89x112. ГТГ

1929 Уходящая провинция. Х. на фанере, м. 79х104. Воронеж

1929 Сени. Лигачево. X., м. 85х99. Частное собрание. Москва

1929 Портрет мальчика Олега Юона, внука художника. X., м. 31х25. Собр. О.И.Юона.

1929 Люди будущего. Х. на фанере, м. 66,5х100. Тверь

1929 Вузовцы. Х. на фанере, м. 72х90. ГТГ

1930 Лыжная экскурсия. Холст, масло. 71x123. ГТГ

1930 Заседание объединения "Никитинские субботники". Х.м.

1930 Возвращение с работы. 1930. Х., м.

1930 Васильки в луче солнца. Фанера, м. 49,5х40,6. Архангельск

1930-е Портрет Шуры. Начало 1930-х. Вологда

1930-е Лефортовский сад в Москве. ЧС

1930-е Женский портрет. Конец 1930-х. Частное собрание

1935 Зима в лесу.

1935 Свет и воздух. Х., м. МН

1935 Начало весны. Х., м. 93х133. Кишинев

1940 Эск. к опере Мусоргского "Хованщина". Марфа. 1940(q)