Художник венецианов биография. Художник венецианов биография Отставка и труды «в сельском домашнем роде»

Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.

Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.

Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.

Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.

Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста. Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен. Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку

В творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.

Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.

1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.

В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.

Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим. В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей "Утро помещицы", "Гумно", "Крестьянская девушка с граблями и косой", трогательная работа "Крестьянка с васильками" на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.

С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения "На пашне Весна", и приблизительно в середине двадцатых годов картина "На жатве. Лето" и очень трогательные картины "Вот-те и батькин обед", "Захарка", "Спящий пастушок" в которых персонажи это крестьянские дети. Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.

Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу. Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г.. Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.

1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника. В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина "Купальщицы", примерно 1832 год полотно "Вакханка" Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину "Гадание на картах", считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием"

В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.

Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение. Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства. Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.

Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.

Исполнял портреты и пейзажи, один из первых мастеров бытового жанра. Первым создал целую галерею крестьянских портретов, переданных правдиво, однако, с долей синтементальности. Пейзажи, на фоне которых изображались портреты, предвосхитили искания будущих пейзажистов.

Венецианов родился в небогатой семье греческого рода Венециано. Его отец был купцом 2-й гильдии. О первоначальном художественном образовании художника мало что известно. Любовь к рисованию, талант и увлечение портретом рано проявились у мальчика и не остались незамеченными. В 1790-х годах Алексея Венецианова направляют учиться в Московский честный пансион. Окончив учёбу, Венецианов поступает на службу чертёжником. В начале 1800-х гг. был переведён в Петербург, в почтовое ведомство. Выполняя службу в Канцелярии директора почт Трощинского Д.П., Венецианов продолжал обучаться живописи самостоятельно, копируя картины в Эрмитаже итальянских и немецких мастеров. В это же время он берёт уроки у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

В поисках средств на существование русский художник решил издавать «Журнал карикатур в лицах», запрещённый, в последствии, указом Александра I. Тогда художник пробует себя в качестве портретиста, дав объявление в газету о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. Но и это не дало результата.

В 1811 году Венецианов написал автопортрет, за который совет Академии художеств присвоил ему звание назначенного академика. В этом же году, представив картину «Портрет инспектора Академии художеств Головачевского с тремя учениками», художник получает звание академика.

В 1819 году Венецианов купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом и оставил службу, чтобы посвятить себя искусству.

Во время Отечественной войны 1812 года русский художник занимался графикой. Он вместе с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического содержания. Помимо графики Венецианов обращался к такому новому изобретению, как литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия. Перед Обществом стаяла задача повысить грамотность простого народа.

В 1824 году, состоялась выставка работ русского художника в Академии художеств, имевшая несомненный успех. После чего Венецианов написал работу, которая должна была дать ему право преподавания в Академии художеств в классе перспективной живописи. Академия художеств не одобрила картину, художник, не прошедший академической выучки оставался «чужим». Но, несмотря на это, у Венецианова к середине 1820-х годов сложилась группа учеников из простого сословия. У Венецианова был прирождённый талант педагога. Однако, обучение молодых художников дорого обходилось Венецианову, в 1829 году ему пришлось заложить имение, чтобы расплатиться с многочисленными долгами.

В 1830 году Николай I назначил Венецианова придворным живописцем, что спасло от безденежного положения. Это звание давало в год 3 000 рублей.

Продолжая обучать молодёжь, Венецианов делал упор на работу с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Однако, он не отвергал академизм. Некоторые из его учеников посещали академические классы, получая признание Академии художеств, награды. Всего у Венецианова прошло обучение около 70 учеников.

С конца 1830-х годов русский художник всё реже бывает в Петербурге. Его новая попытка пробиться в Академию художеств была безуспешной. Он продолжает писать, но его картины стали приобретать некоторую слащавость. Тщетными были и попытки художника писать картины в историческом и мифологическом жанре. Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»

Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера. У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению. Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.

Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц. Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь. Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.

  • Спящий пастушок

  • Захарка

  • На пашне. Весна

  • Гумно

  • Портрет матери А.П. Васнецовой

  • Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками

  • Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина

  • Портрет молодого человека в испанском костюме

  • Портрет чиновника

  • Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного

Автопортрет. 1811

Алексей Гаврилович Венецианов 1780-1847

Семья Венециановых проживала в Москве на Воронцовской улице, там же находился дом знаменитого портретиста Ф. С. Рокотова. В русском искусстве конца XVIII века именно жанр портрета был наиболее развит, и Алеша хотел научиться писать в нем.

Очищение свеклы. Около 1820

Трудная жизнь в столице
Она изображена в чепце с сияющими золотистыми лентами и красном переливчатом шелковом платье. В руках - сложенный веер, который выходит за пределы картины. В полотне почти не ощущается пространство, фигура Венециановой кажется уплощенной, но зато с особой тщательностью выписаны оборки шали и складки платья, а также нежно обозначены теплые рефлексы на руках и лице.
Он пытался зарабатывать на жизнь созданием картин в технике пастели, о чем и подал объявления в местные газеты. Однако удача не улыбалась наивному москвичу. В столице проживало много русских и иностранных живописцев, а также студентов Петербургской Академии художеств - и все стремились получить заказы с помощью рекомендаций и связей. В конце концов
Черноволосый обаятельный мужчина, прищурившись, взирает на зрителей. Сияющие детали синего шелкового маскарадного костюма и рефлексы отороченного тонким прозрачным кружевом белого воротника делают картину нарядной и праздничной. Гармоничный колорит и продуманное решение освещения - условный нейтральный серый фон за спиной мужчины и глубокие темные тени, подчеркивающие мягкий боковой свет, - создают впечатление некоторой объемности фигуры. В портрете присутствует все та же легкая таинственная дымка, отчего юноша кажется романтичным театральным героем.

Захарка. 1825

Обретение наставника
Прожив несколько лет в Петербурге, Венецианов, страстно желавший получить новые навыки в живописи, понял, что без рекомендаций в этом городе ему ничего не добиться.
Неугодный издатель
Со временем мировоззрение Венецианова во многом серьезно изменилось. Как и большинство деятелей искусства, его стали волновать проблемы социального и нравственного характера. В декабре 1807 Алексей Гаврилович начал выпускать «Журнал карикатур». Желая как можно четче обозначить цели издания, он поместил в него эпиграф: «Смех исправляет нравы». Новый журнал представлял собой эстампы с гравюр и листы с подписями к картинкам. Это были различные карикатуры и аллегорические отображения пороков современного художнику общества. Большинство сюжетов иллюстрировали сочинения знаменитого поэта Г. Р. Державина. Сатирический журнал Венецианова заинтересовал многих читателей и имел внушительный подписной лист.

Звание художника
Все это несколько обескуражило Венецианова, он решил оставить службу в почтовой канцелярии и
перешел в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ на должность землемера. Одновременно с этим Алексей Гаврилович задумал получить официальное звание художника.
Венецианов предложил «Автопортрет» (1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва), что являлось странным и дерзким поступком. Алексей Гаврилович с одухотворенным взглядом, словно задумавшись, застыл с палитрой и кистью в руках. Однако в академическом совете на тот момент состояли профессионалы живописи и в этой, казалось бы, простой работе они увидели и четкое композиционное равновесие, и характер модели, и продуманное колористическое решение.

Деятельность француженки в магазине. 1812

Художник-патриот
Санкт-Петербург наводнили беженцы из Москвы, к которой уже вплотную подступили наполеоновские войска. Алексею Гавриловичу стало известно от знакомых, что его московский дом со всем имуществом сгорел, а судьба престарелого отца никому не ведома. Позже он узнал, что Гаврила Юрьевич чудом остался жив. В тот момент Венецианов, как настоящий патриот, не мог оставаться в стороне от происходящих событий и снова предпринял попытку издания листов с сатирическими сюжетами.
Забавные листы в трудные военные годы шли нарасхват, и цензоры, как и вся страна, переживавшие всплеск патриотических чувств, обошли своим вниманием сатиру. В мирное время этого не произошло бы - очень многие вышестоящие чиновники относились к мастеру с пренебрежением.
Личное счастье
А После окончания войны художник мало занимался творчеством, предпочитая одинокие прогулки по городу темными вечерами.
Пока семья жила в Петербурге, Алексей Гаврилович объезжал губернию в поисках подходящего им и доступного по деньгам имения и, кроме того, продолжал работать в департаменте Лесного хозяйства. Супруга родила ему двух дочерей - Александру и Фелицату, при этом бедная женщина постоянно болела, чувствуя себя плохо из-за промозглого столичного климата. Наконец художник приобрел небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и стал не спеша готовиться к переселению.

Гумно. 1821–1822

Первый шедевр
Вскоре Венецианов задумал создать многофигурную композицию, в которой деятельность людей была бы обязательно представлена в определенном интерьере. Картину «Гумно» (1821-1822, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Алексей Гаврилович писал с натуры. Живописец оставил на первом плане полотна края свежих спиленных бревен, а в центре на полу поместил метлу и щетку, сделав их своеобразной точкой отсчета измерения глубины помещения. Мягкий рассеянный свет, нечеткие тени на полу, подчеркивающиеся тонкими темными линями висящих на стене ременных кнутов, и удаляющиеся к противоположной стене горизонтали сложенных бревен придают всей работе благостное настроение и оставляют впечатление размеренности крестьянского труда.
Успех и поражение
Одной из них являлась работа «Вот те и папин обед» (1824, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Так же положительно были приняты и остальные представленные на академической выставке полотна Венецианова.
Очень многие, в том числе титулованные, господа теперь изъявили свое желание покровительствовать малоизвестному, но явно одаренному художнику. Он услышал также немало лестных отзывов профессионалов о своих работах. Вскоре закончилась академическая выставка, но Алексей Гаврилович не спешил возвращаться в имение. Почувствовав успех и осознав масштаб своего художественного мастерства, он вознамерился добиться следующего академического звания - профессора перспективной живописи. Венецианов вызвал к себе на съемную квартиру супругу с дочерьми и слугами. Однако, несмотря на многочисленные обещания о помощи и покровительстве, жить семье было практически не на что. Алексей Гаврилович почти отчаялся и уже хотел возвращаться в Сафонково, как вдруг пришло известие о покупке его картины «Гумно» самим императором.

Портрет Н. П. Строгановой. 1810-е

Вскоре Венецианов получил от Академии программу, которую должен был выполнить на соискание звания профессора, и принялся за работу. Всю холодную осень 1824, зиму и начало весны 1825 мастер пытался доказать академическим чиновникам свою профессиональную состоятельность.
«Спящий пастушок» - Блестит небольшая, чуть заросшая речка, за ней среди густой травы виднеется крестьянка с коромыслом, а дальше высится покосившееся гумно. В теплой красоте летнего дня чувствуются умиротворение, жизненная правда и любовь к родной земле. Этот простой сюжет с привычным для русского человека пейзажем удивительным образом превращен мастером в поэтичное произведение, воспевающее любимый край.
Но имение целый год простояло без хозяина, и теперь Венецианову нужно было отложить холсты и краски и заняться сельским хозяйством, чтобы прокормить семью.
Государственная Третьяковская галерея, Москва) реалистичная и в то же время аллегоричная, так как является образом всей русской земли. В правой части полотна в траве сидит ребенок героини. Образ молодой матери-крестьянки романтичен: такое впечатление создает и плавный изгиб ее тела, и выражение нежного лица.
Царское поручение и школа Венецианова
Всю свою жизнь Венецианов с огромным увлечением запечатлевал образы крестьян, а вот заказные портреты он писал исключительно до 1828.
Оказалось, еще император Александр I в 1819 для создания галереи портретов героев войны 1812 пригласил из Англии модного живописца Джорджа Доу. Тот оказался неплохим портретистом, но алчным ремесленником. Англичанин создал портрет А. Н. Голицына, однако после изменения воинского звания князя поленился переписать мундир. Доу просто заклеил живопись бумагой, на которой сверху намалевал новые ордена и знаки отличия. Бумага на парадном портрете князя отклеилась в самый неподходящий момент, возник скандал. Венецианов, которому порой во время жатвы приходилось спать под открытым небом, чувствовал себя неловко в богатой и просторной мастерской модного портретиста. Алексею Гавриловичу было обидно заниматься чужой и чуждой ему повышенно декоративной работой, но еще больший эмоциональный удар он испытал, когда увидел истощенных и изможденных крепостных живописцев - помощников Доу.
Выполнив приказ царя, Венецианов стал добиваться для них вольной. Дома Алексей Гаврилович с еще большим упорством принялся обучать живописи способных молодых крестьян, и в результате ему пришлось заложить имение, чтобы иметь возможность выкупать их у хозяев. Неизвестно, чем бы закончилась эта разорительная для его семьи деятельность, если бы в 1830 Венецианов не решился отправиться за помощью в Петербург.

Портрет М. М. Философовой. 1823

Он обратился к президенту Академии художеств, чтобы тот ходатайствовал о финансовой помощи от императорского двора. В канцелярию Николая I поступила бумага, в которой рассказывалось не только о бедственном положении академика Венецианова, но и о создании им новой русской школы живописи. Просьбу Алексея Гавриловича удовлетворили. Он получил разовую финансовую помощь, а также был приглашен на личную аудиенцию к царю. Николай I удостоил мастера ордена святого Владимира 4-й степени и присвоил ему почетное звание «художник государя императора». Теперь, как придворный живописец, который тем не менее вовсе не был обязан находиться все время при дворе, Венецианов стал получать неплохое ежегодное жалование. Однако ощутимое улучшение условий жизни не сделало Алексея Гавриловича счастливее.
Летом следующего 1831 во время продолжительной холерной эпидемии, распространившейся по губернии, скончалась супруга художника, Марфа Афанасьевна. Венецианов жил только своими дочерьми и многочисленными учениками, самые лучшие из которых на тот момент уже получили в Академии художеств золотые медали за конкурсные работы и готовились к самостоятельной творческой жизни.
В отстроенной в Сафонково отдельной мастерской каждый день вместе занимались и новички, и старшие ученики. В большом закрытом помещении юноши писали натюрморты и зарисовывали позирующих крестьян.
Венецианов обладал безошибочным чутьем на талант и, когда случайно встречал бедно одетого юношу с «листами подмышкой» или перепачканного масляной краской, просил показать ему созданные рисунки. Алексей Гаврилович старался хотя бы временно поддержать творческую молодежь, деликатно предлагая деньги на «кисти и краски».
Но не только на жалованье придворного живописца и периодически появляющиеся заказы содержал Венецианов свою школу. К тому времени в столице уже активно действовало Общество поощрения художников, основанное в 1821. Состоятельные члены этой организации в основном выкупали крепостных живописцев и самых способных посылали стажироваться за границу.
Просветительская деятельность
Алексей Гаврилович был одним из первых русских художников, который стал публиковать свои критические статьи, посвященные искусству современных ему мастеров живописи. В этот
период он сблизился со многими известными творческими людьми своего времени, такими как П. К. Клодт, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и даже К. П. Брюллов, с которым вскоре искренне подружился.
Уже пожилой художник, давший себе зарок не писать заказных портретов, теперь с большим удовольствием создавал образы своих новых друзей и коллег. Кочубей, собравший в своем доме галерею живописи, охотно демонстрировал ее практически всем желающим. Канцлер изображен сидящим за письменным столом в гостиной своего столичного особняка. Лицо мужчины спокойно и бесстрастно. Отлично передана перспектива помещения, и лаконично выдержан в цветовом соотношении его классицистический интерьер, украшенный портретами и мраморными колоннами с дорическими капителями. Через окна падает холодный рассеянный свет, который придает всему полотну строгость. Парадный портрет Кочубея в исполнении Венецианова - самый точный по характеристике богатого, влиятельного и образованного дворянина.
Спад в творческой жизни
На академических выставках больше не было его картин, а в прессе не появлялись вдумчивые критические статьи. Но не только последствиями болезни объяснялся творческий кризис мастера. Начатая Венециановым и продолженная его учениками тема народных образов в русской живописи теперь получила большую популярность. Каждый, даже малоспособный, художник хотя бы в одной своей картине стремился представить крестьян, но сильно приукрашенных, счастливых, довольных и бездушных. Алексей Гаврилович был растерян не только из-за самой волны ложной народности, но и из-за одобрения ложно-народных полотен прессой и даже Обществом поощрения художников.
Правда жизни русских крестьян оказалась никому не нужна, ценились милые и красивые бытовые сценки с их участием. Поэтому Венецианов вдруг почувствовал неуверенность в своих суждениях, однако без творчества он себя не мыслил и все же стремился остаться мастером «народной живописи».
В полотне «Возвращение солдата» (1830-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) художник изобразил спокойных крестьян и солдата с ребенком на руках. Удивительно, но в этом, казалось бы, таком знакомом Венецианову сюжете нет и намека на эмоции и жизненную правду. Большинство видных коллег-живописцев не одобрили эту картину.
При всей хвалебной критике в прессе Венецианов считал свое творение неудачным, но впереди его ждал еще больший провал.
Крупная неудача
К тому времени Алексей Гаврилович уже не являлся придворным живописцем: император отдал эту должность какому-то неизвестному художнику. Так Венецианов лишился ежегодного жалованья, что существенно сказалось на его финансовом состоянии. Уже в который раз было заложено Сафонково, куда теперь приехали судебные приставы описывать имущество. Большинство учеников на тот момент покинули своего наставника, и больной пожилой живописец остался практически один.
На конкурс откликнулись третьеразрядные живописцы и Венецианов, который задумал не только поправить свое бедственное положение, но и попробовать себя в незнакомом жанре исторической живописи. Основание Санкт-Петербурга» (1838, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет молодого царя на берегу Невы в окружении подданных, один из которых держит в руках план будущего города. Венецианов поместил никогда не виденных им героев в условный пейзаж, тем самым лишив свое произведение самого главного - правдивости, то есть именно того, чем отличались его «народные» полотна. А ведь только живые образы могут передать красоту человеческой души. Картина получилась иллюстративной.
Пытаясь быть максимально убедительным, Алексей Гаврилович перед началом работы отправил прошение в монаршую канцелярию о том, чтобы ему предоставили одежду петровских времен. Художник хотел надеть вещи на натурщиков, чтобы вся композиция выглядела как можно реалистичней, но ему позволили лишь зарисовать костюмы.
А между тем ситуация в Сафонково стала настолько катастрофичной, что Алексей Гаврилович вынужден был отправить свою младшую дочь на службу. Он хлопотал о том, чтобы Фелицата получила должность классной дамы в любой женской гимназии Петербурга, и для этого объехал с нижайшим прошением всех знакомых высокопоставленных лиц. Однако работы в столице для девушки так и не нашлось, и художник с большим трудом пристроил Фелицату в Твери. Что касается Александры, то отпускать ее от себя Венецианов не хотел. Старшая дочь не только пыталась поднять пришедшее в упадок хозяйство, но и занималась живописью, оказавшись очень способной и, главное, преданной ученицей своего отца.
В те годы мастера уже покинули все его питомцы, он был глубоко уязвлен тем, что художественное общество столицы практически его забыло, чувствовал себя никому не нужным и постоянно думал о смерти.

Автопортрет. 1811 Гумно. 1821–1822 Девушка с крынкой молока. 1824 Деятельность француженки в магазине. 1812
Жница. 1826 Захарка. 1825 Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820 Очищение свеклы. Около 1820

Родился в семье небогатого купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского. В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии.

Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни, в этом заметно влияние романтизма на творчество художника, однако очень своеобразно. В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству. Венецианов с успехом соединял в лучших своих произведениях трезвость мысли и искреннюю взволнованность чувств. Следует сказать, что под влиянием романтизма художник в своих полотнах часто идеализировал крестьянский труд. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками. В своих идиллических образах Венецианов ищет умиротворенности, душевной цельности и чистоты.

Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев, из них наиюолее способными оказались Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крепдовский, А.Г.Денисов, Л.К.Плахов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока.

В картине царит покой и умиротворенность. Здесь нет бурных движений. Здесь все главное - люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты. Это поэтическое изображение будничной сцены. Щедрое солнце льется в распил гумна. Усталая баба перематывает онучи. Мужики в глубине возятся с лошадьми. Переговариваются кучкой стоящие бабы. Особенно хорошо выписан центр картины - здесь, в широкой полосе льющегося через боковые ворота света, так ласково тепло, так сладко пахнет нагретым ржаным зерном, что отсюда не хочется уходить.

Картина с первого взгляда покоряет редкостной гармонией. Маленькая комнатка небогатого помещичьего дома залита теплым солнечным светом, который целиком заливает фигуру хозяйки. Она занята домашним хозяйством: раздает крестьянкам лен, указывая что надо делать. Одна женщина держит безмен (весы), чтобы взвесить, сколько было выдано льна. У другой в руке завязанный платок со льном, она внимательно, спокойно выслушивает указание помещицы. Чувствуется, что крестьянки нисколько не робеют перед своей хозяйкой, их отношения теплые, дружественные. От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева хорошо знают своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы. Художник как бы воссоздает тот непритязательный мир, который Пушкин нашел в семье Лариных:

Простая русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор

Высокое серое небо над бесконечной равниной, чахлые кустики у воды, зеленые елочки на фоне пожелтевшей травы. Тишину, покой, бесхитростную прелесть русского пейзажа передал художник в этой трогательной картине. Время здесь, кажется, остановилось. Вместе с уснувшим пастушком тихо дремлет природа, застыла вода, ветер не шевелит травы. В картине использована изумительно нежная гамма розово-голубых, зеленых, золотистых тонов. На ствол березы падает горячая тень от головы мальчика, его темные волосы приобретают золотисто-медную окраску. Розовая даль, нежно-розовая прозрачность щеки, розовые блики на армяке мальчика. Высокое голубое небо, мягкая, нежная зелень травы, листвы…

Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ, как о радостном, долгожданном событии в крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник - диадему. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины. Героиня картины выглядит ожившей статуей богини Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма.

В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. Здесь даже облака, кажется, не плывут, а словно замерли и недвижной грядой замерли над землей. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Во власти покоя и главная героиня картины - крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи; трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки… В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. А дальше поле еще не убранного хлеба, снопы, а еще дальше, до горизонта - золотистые полосы неубранной ржи чередуются с полосами стерни, где хлеб уже сжали. Художник использовал в своей картине естественную цветовую гамму - золотисто-желтые, теплые красные и теплые оливково-золотистые тона, но, конечно, преобладают здесь золотисто-желто-коричневые тона и оттенки.

Крестьянка с сыном, на миг забывшие о жнивье, с упоением любуются нечаянно присевшими на руку жницы пестрокрылыми бабочками, удивленные совершенной красотой этого малого создания природы. Эту картину однажды наблюдал в своем имении сам Венецианов и она так запала в сердце художника, что он немедленно встал за мольберт. Венецианова поразила та душевная красота, непосредственность живого чувства, которая внезапно открылась в этих простых людях от встречи с прекрасным творением природы. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. А вот мать, даже в момент любования бабочками не может спрятать своей усталости от повседневной, изнурительной работы.

Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Перед нами - сложившийся характер, более того, личность. В ней подкупает не только обаяние и красота, нравственная чистота, в ней чувствуется душевная готовность к самопожертвованию. Именно из таких характеров в тяжкую для Отечества годину вырастали мужественные женщины-воительницы. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее? Но образ этот - один из самых прекрасных венециановских образов.

Захарка - сын крепостныых Федула и Анны Степановых. Художник писал мальчика вместе с матерью, когда они летом любовались бабочками. Теперь Захарка уже подросток. У него зоркие, умные глаза, короткий нос, невысокая, ладно подтянутая фигура. Вот он снарядился с деловитой основательностью для серьезного дела - рубки дров в лесу. Захарка, в теплой шапке, больших рукавицах, ладном кожушке, с топором на плече, сосредоточен, внутренне подобран, озабочен. Трогательным контрастом к этой «взрослости» воспринимаются детские пухлые губы, нежность овала лица, хрупкая тонкость шеи. Не себя ли вспоминал Венецианов, глядя на этого мальчишку? Ведь и ему самому выпало на долю трудовое детство, которое в основном было связано с работами на земле. Может быть, поэтому художник как-то по-особенному тепло относился к этому еще не до конца оформившемуся подростку?

Купальщицы - самая первая проба Венецианова в новой для него области живописи - изображении обнаженного тела. Сам сюжет достаточно традиционен - сколько купальщиц к середине 19-го столетия уже знала мировая живопись! Но таких купальщиц в России еще не знали: у прозрачного ручья в тенистой глубине оврага показаны две крестьянки, две простые, русские деревенские женщины! В жаркий день они пришли к ручью, что течет в овраге на окраине родной деревни,чтобы смыть с себя пот, пыль и усталость страдной работы. Сколько в них могучей, величавой стати! Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. Они и так не менее прекрасны, чем героини великих мастеров прошлого, хотя их руки огрубели от тяжелой повседневной работы - рядом с нежной кожей нетронутого загаром тела это особенно заметно. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Вторая купальщица сидит к нам спиной. Тонким сочетанием красок Венецианов передает теплоту кожи, холодный воздух оврага, зелень листвы.

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.

Но величина художественного дарования Венецианова, масштаб его человеческой личности оказали огромное влияние на развитие русского изобразительного искусства не только в рамках одного жанрового направления. Это становится особенно заметно при внимательном взгляде на его полотна.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» - воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, - картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. матери - Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое - его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное - ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» - один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина - часть цикла, посвященного временам года.

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки - всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, - выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои - простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку - кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои - их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное - ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам - Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев - людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену - Марфу Афанасьевну - и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок - это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и - что особенно бросается в глаза - мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети - частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен - это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка - главный герой С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова - гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец - Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром - главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, - одна из вершин творчества великого русского живописца.