Художник хаим сутин ударение в фамилии. Алкоголь, красный цвет и бычьи туши: Что нужно знать о творчестве Хаима Сутина. Как Сутин проучил Коко Шанель

Chaim Soutine. 1893-1943 г.
Французский художник-экспрессионист еврейского происхождения.

Личность Хаима Сутина, одного из лучших мастеров экспрессионизма, представляющих Французскую школу, еще при жизни была окружена тайнами и загадками, и до сих пор, несмотря на старания искусствоведов и историков, не удается раскрыть все страницы его биографии.

Родился будущий художник на территории Российской империи, в деревне Смиловичи под Минском. Год рождения, по одним источникам 1893, по другим – 1894. Многодетная еврейская семья жила на грани нищеты, строго соблюдая религиозные каноны, поэтому, когда у юного Хаима проявилась тяга к рисованию, его родители – ортодоксальные верующие, всеми силами воспрепятствовали столь «богопротивному» занятию, а за то, что он нарисовал раввина, ребенок был жестоко избит. По одной из легенд, сам священнослужитель, узнав об этом рисунке, дал «пострадавшему живописцу» 25 рублей; на эти деньги Сутин бежал из дома, поселившись ненадолго в Минске. Школа художника Крюгера стала его первым образовательным заведением, а средства на жизнь обеспечивала работа в качестве ретушера.

Для творческого совершенствования, в 1910 Сутин, в компании своего друга М. Кикоина, переезжает в Вильно, где три года обучается в Школе изящных искусств, при этом мысли молодых художников непрестанно заняты Парижем.

Болезненный юноша с нескладными движениями занимался с немыслимым упорством, а когда рисовал, казалось, что рассудок покидает его, но главное то, что появлялись предельно выразительные картины, наполненные колоритом и многозначностью.

Мечта о Париже сбылась в 1913, правда, столица современного искусства быстро отрезвила Сутина, а мытарства заставили его всерьез задуматься над возвращением к родителям, но соотечественник О. Цадкин предложил заниматься живописью в своей мастерской; приняв предложение, Сутин остался в этом городе до конца своих дней (семилетний «перерыв» был сделан в 1918, когда он переезжал на юг Франции).

В Париже художник некоторое время обучался в Академии изящных искусств, но, как и для большинства крайне субъективных художников, традиционный стиль преподавания быстро ему надоел, а настоящим университетом стал Лувр.

Пейзажи с видами Пиренеев и Ривьеры – первые работы, в которых индивидуальный стиль художника стал узнаваем. Появились натюрморты, а также портреты грумов, прислуги, хористов, выполненные в экспрессионистской манере. За этим последовало произведение «Женщина, входящая в воду», его известная работа, созданная в подражание картины Рембрандта, особо почитаемого им мастера.

Полагают, что картины с изображением окровавленных туш – сюжет, принесший Сутину наибольшую известность, были результатом его постоянного наблюдения за бойнями, где разделывался скот; мастерская Цадкина располагалась рядом с местом забоя животных. Именно отсюда может исходить манера его письма, передающая красный цвет в столь «окровавленной» трактовке.

Использование агрессивных цветов, а также перспектива, которую можно обозначить как «перекошенная» – одни из главных составляющих живописи Сутина, сформировавшейся к 1919. С этого момента в работах появляется автономия цвета, и эта особенность будет повторяться в более поздних произведениях. Характерным в этом плане является «Автопортрет», созданный в 1918.

Картины, созданные на юге Франции, были привезены в Париж в 1922, их количество составляло около двух сотен, но часть работ была им позже уничтожена. Наступает время его финансовой стабильности, а с ней, и внимания к его живописи.

В середине 20-х, Сутин пишет серию картин, изображая тела мертвых животных, что было следствием влияния Рембрандта, при этом, не акцентируясь на анатомической точности, а создавая что-то сродни оргии цвета; одной из главных задач он видит в создании вида крови, которому бы «поверил» зритель. Серия «Забитые быки» завершает эту «кровавую» линию.

Первая персональная выставка состоялась в 1927, с ней пришла и настоящая известность, не повлиявшая на его равнодушное отношение к деньгам и славе.

В этот период творчество Сутина приобретает лирический оттенок, из работ ушла экспрессия, и это связывают с влиянием живописи Курбе.

В конце 30-х стиль произведений Сутина вновь наполняется экспрессией. Антисемитизм постепенно становится мрачной действительностью, и на этом фоне художник в своих картинах передает жуткое состояние людей, подвергшихся жестоким испытаниям. Сам он, в 1940 расстается со своей спутницей немкой Гердой Грот, угнанной в концлагерь, после чего вынужден скрываться в сельской местности, при этом, не прекращая заниматься живописью.

Умер художник 09.08.1943 в парижской больнице, на следующий день после операции, проведенной из-за острого приступа язвенной болезни желудка.

Ни одна из странных историй об этом художнике не противоречит другой и не представляется преувеличением, а все вместе они складываются в легенду об одержимом живописью нищем чудаке, который достиг мирового признания... и словно не заметил этого. Доходящий до гротеска стиль жизни Сутина кажется продолжением его картин, а может быть, напротив, - их началом.


Хаим Сутин родился в 1893 г. в захолустном белорусском местечке Смиловичи, в бедной многодетной семье. Его родные не могли и помыслить о том, чтобы мальчик из набожного еврейского семейства стал художником и нарушил религиозный запрет на изображение «существ, имеющих душу». Хаим рисовал углем на стенах, воровал из дома посуду, чтобы продать её и на вырученные деньги купить карандаши. Ни наказания, ни побои не могли отвратить его от любимого занятия. Недолгое пребывание в Минске, где юный Сутин работал ретушером в фотоателье, закончилось драматически: он написал портрет раввина, за что был жестоко избит его сыном. Впрочем, деньги, полученные по суду как компенсация за побои, позволили юноше уехать в Вильно, где он начал, наконец, учиться в художественной школе. В 1913 г., после двух лет учебы, Сутин отправился в Париж: в Российской империи путь в крупные города был для него закрыт, поскольку передвижение евреев ограничивала пресловутая черта оседлости.


Камбала и помидоры

Он поселился на Монпарнасе, в легендарном «Улье»: так называли бывший выставочный павильон, перестроенный под дешевые художественные ателье. В этот «Улей» приносили «мед» своего творчества многие будущие знаменитости, а в то время безвестные неимущие художники, стекавшиеся в Париж со всего света. Среди таких же, как Сутин, выходцев из России был и Марк Шагал. Терзаемый безденежьем Сутин был готов на любой труд: пытался работать грузчиком, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду гнали - он просто неспособен был заниматься ничем, кроме живописи.

Представим себе Сутина времен «Улья». Застенчивый провинциал, толком не умеющий говорить ни по-русски (родным языком Сутина был идиш), ни, тем более, по-французски, он многим казался малограмотным невеждой. Неуклюжий, неопрятный, с «глазами затравленного зверя» (Илья Эренбург), в надетом на голое тело поношенном пальто... «Абсолютно дикий человек», - так охарактеризовал Сутина один из современников.


Сумасшедшая

Он колотил по ночам в двери соседей, требуя, чтобы ему дали хоть кусок хлеба. Но раздобыв пару селедок и луковицу, немедленно брался за натюрморт и, хотя его рассудок мутился от голода, не притрагивался к еде, пока не доводил работу до конца. Со всеми он пытался расплачиваться своими картинами: с людьми, у которых одолжил денег, с полицейским, который с пониманием отнесся к нему в участке (Сутина доставили в полицию, когда он был обнаружен спящим в мусорном ящике).

Натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним. Соседи разбегались, не в силах вынести запах разлагавшегося мяса, которое Сутин в жаркие летние дни приносил для натюрмортов с бойни, расположенной по соседству с «Ульем». А он, не замечая смрада, стоял нагишом перед мольбертом и нежно касался кистью холста, словно это было живое тело.

«Дикий человек» много читал и прилежно учился: совсем недолго - в Школе изящных искусств и постоянно - в музейных залах. «Когда к нему приближались, он отскакивал в сторону. На картины мастеров прошлого он смотрел, как верующий на изображения святых», - вспоминал французский критик Вольдемар Жорж, встретивший Сутина в музее. Его кумиром был Рембрандт. Сутин трижды ездил в Амстердам, чтобы увидеть рембрандтовские полотна в Рийксмузеум, и утверждал, что беседует с великим голландцем во сне.


Натюрморт с рыбами

От Сутина, который шокировал своей экстравагантностью даже парижскую богему, многие отворачивались, но нашлись и друзья. Самым близким другом, с первой же минуты знакомства распознавшим в Сутине гения, стал Амедео Модильяни. Эта дружба продолжалась недолго (Модильяни умер в 1920 г.), но стала для Сутина судьбоносной. Модильяни познакомил Сутина с коллекционером Леопольдом Зборовским и со скульптором Оскаром Мещаниновым. Оба окружили художника заботой: Зборовский начал выставлять картины Сутина и отправил его поработать на юг Франции, Мещанинов предоставил ему свою мастерскую. Именно у Зборовского полотна Сутина в 1922 г. увидел американский коллекционер Альберт Барнс и разом скупил все работы. Так к Сутину пришли известность и благосостояние: последовали успешные выставки в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, вышла в свет небольшая монография, появилась отличная мастерская с видом на Сену. Но слава и достаток не изменили художника: его по-прежнему не волновал быт, не интересовало ничего, кроме живописи. Когда его уже проданные картины переставали ему нравиться, Сутин норовил выкупить их у владельцев, чтобы уничтожить.

Вторая мировая война застала Сутина во Франции. Он отказался эмигрировать в США, хотя у него была эта возможность. Спасаясь от облав на евреев, он жил по фальшивым документам в маленьком городке, дважды пытался уйти добровольцем на фронт. Хаим Сутин умер в 1943 г. от перитонита: обострилась язва желудка - наследие голодных лет «Улья». Он скончался, когда его, спрятанного в похоронном катафалке, тайно перевозили в Париж, где ждал хирург, готовый, вопреки запретам властей, сделать срочную операцию больному еврейского происхождения. Похоронили Сутина по тем же фальшивым документам на кладбище Монпарнас. Прийти проводить его не побоялись лишь несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.


Пейзаж. Кань-сюр-Мер

Слова шекспировского Гамлета «time is out of joint» - «век вывихнут» (перевод А. Радловой) кажутся лучшим эпиграфом к творчеству Сутина, обрамленному двумя мировыми войнами. Его портреты, натюрморты, пейзажи пронизаны ощущением неизбывной катастрофичности бытия. Наверное, он действительно был наделен какой-то сверх чуткой «звериной» интуицией и подсознательно улавливал весь трагизм, весь ужас своей эпохи, как животные чувствуют приближение стихийного бедствия.

Почему, живя в «Улье», он часами наблюдал за тем, что происходит на бойне по соседству? Почему из всех картин Рембрандта, которые он видел в Лувре, Сутин предпочитал полотно 1655-го г. «Разделанная бычья туша»? Почему среди всех цветов именно кроваво-красный приводил его в состояние почти болезненного экстаза и доминировал в его работах? Алые одежды и кресла, кирпично-красные стены, красные помидоры, красные цветы, пламенеющее нутро освежеванных говяжьих туш... Ответ напрашивается сам собой: мир представлялся художнику как гигантская бойня, неминуемо обрекающая все живое на уничтожение.

Сутин словно одушевляет материю: кухонная утварь, музыкальные инструменты, растения - все превращается под его кистью в страдающую уязвимую плоть. Скрипка с тонкой талией и поникшим грифом похожа на поруганную девушку ("Натюрморт со скрипкой",1922), гладиолусы напоминают кровоточащие раны ("Гладиолусы",1919), лежащие на столе чайные ложечки подобны обнаженным большеголовым телам, луковица с корешками выглядит как безжалостно выдранный зуб ("Натюрморт с супницей",1916), голодные вилки хищно и жалобно тянутся к пище ("Натюрморт с селедкой«,1916). А что сделал Сутин с тихими, идиллическими французскими городками! «На пейзажах Сутина под безжалостным, не знающим передышки, ураганным ветром деревья корчатся и беспомощно вертят растрепанной листвой./.../ В его картинах аккуратные французские пейзажи лишаются привычного обличья: дома, земля, деревья искривляются и срываются со своих мест. Из картины в картину повторяется этот навязчивый мотив подневольного, насильственного движения», - пишет исследователь творчества художника Михаил Герман.


Грум в красном

В натюрмортах Сутина нет «мертвой» натуры. Все эти распятые быки («Освежеванный бык» 1924, «Туша», 1925), подвешенные вниз головой птицы и кролики («Курица и помидоры», 1924, «Висящий кролик», 1923), объятые смертным страхом рыбы на тарелках («Натюрморт с рыбами», 1921, «Рыбы и помидоры», 1927) убиты, но вовсе не мертвы. Их глаза, глаза жертв, продолжают жить - испуганно таращатся, укоряют. И такими же полубезумными, напряженными глазами смотрят на нас герои портретов Сутина - дети с лицами стариков, похожие на обезьянок женщины, мальчишки-посыльные, поварята («Сумасшедшая», 1919, «Девочка с куклой», 1919, «Поваренок с красным платком», 1922, «Женщина в красном», 1923, «Посыльный», 1928). И так же, как лапки забитых кур, скрючены кисти их рук; так же, как вздыбленная земля и накренившиеся дома на сутинских пейзажах, деформированы головы, лица, тела.

Сутин был бы мрачнейшим из живописцев, если бы вся эта взвихренная, кричащая яркими красками, осязаемая плотная материя не была так красива. Тот экстаз, тот восторг, которые поражали всех, кто видел, как работает Сутин, запечатлелись в его холстах.


Натюрморт с луковицей

Он очень цельным художником. Уже в самых ранних парижских работах Сутин выступил как сложившийся живописец со своим взглядом на мир, и в дальнейшем - бедствовал ли он, благоденствовал ли - этот взгляд, полный сострадания и восхищения, не менял. Его не интересовало новаторство как таковое, формальные поиски, так увлекавшие, например, Пикассо. Характерные деформации натуры, по которым сразу узнаются работы Сутина, были естественным способом выражения того чувства вселенской боли, которое переполняло художника. Творчество Сутина трудно отнести к какому-либо художественному течению: оно не вписывается в упорядоченную различными направлениями-«измами» историю искусства 20-века, так же как и сам художник не вписывался в упорядоченное течение жизни.

Сегодня картины Хаима Сутина стоят на аукционах все дороже, счет идет на миллионы долларов, и, хотя его имя меньше известно широкой публике, чем имена Шагала и Модильяни, искусствоведы и коллекционеры ставят работы Сутина в один ряд с произведениями его великих современников.

На превью: Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина (фрагмент)


О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: "Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке" ,- так о нем вспоминали современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.


Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие "замолчанные гении", оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства. Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения - "Россия".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413060.jpg" alt="Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин." title="Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов.

Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как - Ван Гог, Мунк, Пикассо.

Освежеванный бык

Освежеванный бык
Холст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов.

Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев
"Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали" . И голым он рисовал всегда... "не потому что эксгибиционист - не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались». Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0028.jpg" alt="Автопортрет. (1918).

Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.

Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел... Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»... рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал...».


В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0026.jpg" alt="Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта." title="Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта." border="0" vspace="5">


Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0015.jpg" alt="Женщина в красном.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0027.jpg" alt="Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов" title="Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов" border="0" vspace="5">


Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов

Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали "кричать", а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

На выставке в Пушкинском музее

О нескольких увлекательных страницах из жизни и творчества близкого друга и земляка Хаима Сутина - известного художника можно прочесть

Регулярная статья Академический супервайзер: д-р Арье Ольман
Хаим Сутин
150px
150px
Имя при рождении:

Хаим Соломонович Сутин

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Национальность:
Жанр:

Живопись

Стиль:

экспрессионизм

Ха́им Сути́н (Хаим Соломонович Сутин, фр. Chaim Soutine , 13 января 1893, Смиловичи Минской губернии - 9 августа 1943, Париж , Франция) - французский художник еврейского происхождения.

Биография

Хаим Сутин родился 13 января 1893 в Смиловичах (Минская губерния) в бедной еврейской многодетной семье (он был десятым из одиннадцати детей), отец был портным (по другим сведениям, синагогальным служкой. Тяга к рисованию, проявившаяся у Сутина очень рано, в семье не одобрялась. В 1907 году (в 14 лет) Сутин оставил дом и отправился в Минск , где работал ретушером у фотографа и посещал рисовальный класс Х. Крюгера. В 1910 г. он вместе с другом Михаилом Кикоиным перебрался в Вильну и поступил в Школу изящных искусств.

В 1913 г. (по некоторым источникам - в 1912 г.) Сутин отправился в Париж. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа , Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 скульптором Альфредом Буше. Там он попал в круг молодых художников из разных стран (М. Шагал , Ф. Леже, Р. Делоне, О. Цадкин, А. Архипенко и другие), составивших впоследствии так называемую парижскую школу. Сутин поступил в Школу изящных искусств, в класс Кормона. Высочайшая художественная культура Парижа первой половины века повлияла на творчество Сутина. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов - Бах и Моцарт.

В 1914 г. Сутин познакомился с А. Модильяни , с которым его связывали сложные отношения дружбы-вражды. В 1918 г. Сутин жил вместе с Модильяни на юге Франции, а потом на протяжении ряда лет часто бывал там. Все эти годы Сутин страдал от нищеты, перелом произошел только в 1922 г., когда американский коллекционер А. Барнс (1872–1951) приобрел 15 полотен Сутина, чем привлек внимание к его творчеству. В 1927 г. в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. За ней последовали другие - в Париже (1930), Чикаго (1935), Вашингтоне (1943) и другие. Сутин приобрел мировую известность, его материальное положение ненадолго улучшилось, однако художник был подвержен тяжелым депрессиям, его физическое здоровье также было расстроено. Несмотря на это, Сутин неистово работал.

После лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвратился в Париж, где въехал в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.

Во время немецкой оккупации Парижа Сутин скрывался, переезжал с места на место, затем друзья устроили его в Шампиньи, близ Шинона; там художник не прекращал работать. В 1943 г. Сутин тяжело заболел, его привезли в Париж, положили в больницу, где он и умер.

Творчество

Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик).

К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, Нью-Йорк , коллекция А. А. Лист).

В 1927 в одной из парижских галерей состоялась первая персональная выставка Сутина. Он познакомился с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником. Через пару лет Хаим познакомился с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.

С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами - мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, Вашингтон , Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.

Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием Модильяни : их работы близки композиционно - как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.

К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра - «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.

Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).

В 1935 году произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго . А ещё через 2 года состоится выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895-1937». Там он знакомится с немкой Гердой Грот, которая скрывается от нацистского режима - она будет его подругой три года.

Хаим Сутин в культуре

  • В рассказе Роальда Даля "Кожа" повествуется о татуировке, которую сделал Хаим Сутин.
  • Хаим Сутин - один из второстепенных персонажей фильма "Модильяни".

Ссылки

Источники

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

Рассказывая о жизни Хаима Сутина, вряд ли возможно полностью отделить истину от мифа, да это, наверное, и не нужно. Ни одна из странных историй об этом художнике не противоречит другой и не представляется преувеличением, а все вместе они складываются в легенду об одержимом живописью нищем чудаке, который достиг мирового признания… и словно не заметил этого. Доходящий до гротеска стиль жизни Сутина кажется продолжением его картин, а может быть, напротив, - их началом.

Хаим Сутин родился в 1893 г. в захолустном белорусском местечке Смиловичи, в бедной многодетной семье. Его родные не могли и помыслить о том, чтобы мальчик из набожного еврейского семейства стал художником и нарушил религиозный запрет на изображение «существ, имеющих душу». Хаим рисовал углем на стенах, воровал из дома посуду, чтобы продать ее и на вырученные деньги купить карандаши. Ни наказания, ни побои не могли отвратить его от любимого занятия. Недолгое пребывание в Минске, где юный Сутин работал ретушером в фотоателье, закончилось драматически: он написал портрет раввина, за что был жестоко избит его сыном. Впрочем, деньги, полученные по суду как компенсация за побои, позволили юноше уехать в Вильно, где он начал, наконец, учиться в художественной школе. В 1913 г., после двух лет учебы, Сутин отправился в Париж: в Российской империи путь в крупные города был для него закрыт, поскольку передвижение евреев ограничивала пресловутая черта оседлости.

Камбала и помидоры

Он поселился на Монпарнасе, в легендарном «Улье»: так называли бывший выставочный павильон, перестроенный под дешевые художественные ателье. В этот «Улей» приносили «мед» своего творчества многие будущие знаменитости, а в то время безвестные неимущие художники, стекавшиеся в Париж со всего света. Среди таких же, как Сутин, выходцев из России был и Марк Шагал. Терзаемый безденежьем Сутин был готов на любой труд: пытался работать грузчиком, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду гнали - он просто неспособен был заниматься ничем, кроме живописи.

Представим себе Сутина времен «Улья». Застенчивый провинциал, толком не умеющий говорить ни по-русски (родным языком Сутина был идиш), ни, тем более, по-французски, он многим казался малограмотным невеждой. Неуклюжий, неопрятный, с «глазами затравленного зверя» (Илья Эренбург), в надетом на голое тело поношенном пальто... «Абсолютно дикий человек», - так охарактеризовал Сутина один из современников.


Сумасшедшая

Он колотил по ночам в двери соседей, требуя, чтобы ему дали хоть кусок хлеба. Но раздобыв пару селедок и луковицу, немедленно брался за натюрморт и, хотя его рассудок мутился от голода, не притрагивался к еде, пока не доводил работу до конца. Со всеми он пытался расплачиваться своими картинами: с людьми, у которых одолжил денег, с полицейским, который с пониманием отнесся к нему в участке (Сутина доставили в полицию, когда он был обнаружен спящим в мусорном ящике).

Натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним. Соседи разбегались, не в силах вынести запах разлагавшегося мяса, которое Сутин в жаркие летние дни приносил для натюрмортов с бойни, расположенной по соседству с «Ульем». А он, не замечая смрада, стоял нагишом перед мольбертом и нежно касался кистью холста, словно это было живое тело.

«Дикий человек» много читал и прилежно учился: совсем недолго - в Школе изящных искусств и постоянно - в музейных залах. «Когда к нему приближались, он отскакивал в сторону. На картины мастеров прошлого он смотрел, как верующий на изображения святых»,- вспоминал французский критик Вольдемар Жорж, встретивший Сутина в музее. Его кумиром был Рембрандт. Сутин трижды ездил в Амстердам, чтобы увидеть рембрандтовские полотна в Рийксмузеум, и утверждал, что беседует с великим голландцем во сне.


Натюрморт с рыбами

От Сутина, который шокировал своей экстравагантностью даже парижскую богему, многие отворачивались, но нашлись и друзья. Самым близким другом, с первой же минуты знакомства распознавшим в Сутине гения, стал Амедео Модильяни. Эта дружба продолжалась недолго (Модильяни умер в 1920 г.), но стала для Сутина судьбоносной. Модильяни познакомил Сутина с коллекционером Леопольдом Зборовским и со скульптором Оскаром Мещаниновым. Оба окружили художника заботой: Зборовский начал выставлять картины Сутина и отправил его поработать на юг Франции, Мещанинов предоставил ему свою мастерскую. Именно у Зборовского полотна Сутина в 1922 г. увидел американский коллекционер Альберт Барнс и разом скупил все работы. Так к Сутину пришли известность и благосостояние: последовали успешные в ыставки в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, вышла в свет небольшая монография, появилась отличная мастерская с видом на Сену. Но слава и достаток не изменили художника: его по-прежнему не волновал быт, не интересовало ничего, кроме живописи. Когда его уже проданные картины переставали ему нравиться, Сутин норовил выкупить их у владельцев, чтобы уничтожить.

Вторая мировая война застала Сутина во Франции. Он отказался эмигрировать в США, хотя у него была эта возможность. Спасаясь от облав на евреев, он жил по фальшивым документам в маленьком городке, дважды пытался уйти добровольцем на фронт. Хаим Сутин умер в 1943 г. от перитонита: обострилась язва желудка - наследие голодных лет «Улья». Он скончался, когда его, спрятанного в похоронном катафалке, тайно перевозили в Париж, где ждал хирург, готовый, вопреки запретам властей, сделать срочную операцию больному еврейского происхождения. Похоронили Сутина по тем же фальшивым документам на кладбище Монпарнас. Прийти проводить его не побоялись лишь несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.


Пейзаж. Кань-сюр-Мер

Слова шекспировского Гамлета « time is out of joint » - «век вывихнут» (перевод А. Радловой) кажутся лучшим эпиграфом к творчеству Сутина, обрамленному двумя мировыми войнами. Его портреты, натюрморты, пейзажи пронизаны ощущением неизбывной катастрофичности бытия. Наверное, он действительно был наделен какой-то сверх чуткой «звериной» интуицией и подсознательно улавливал весь трагизм, весь ужас своей эпохи, как животные чувствуют приближение стихийного бедствия.

Почему, живя в «Улье», он часами наблюдал за тем, что происходит на бойне по соседству? Почему из всех картин Рембрандта, которые он видел в Лувре, Сутин предпочитал полотно 1655-го г. «Разделанная бычья туша»? Почему среди всех цветов именно кроваво-красный приводил его в состояние почти болезненного экстаза и доминировал в его работах? Алые одежды и кресла, кирпично-красные стены, красные помидоры, красные цветы, пламенеющее нутро освежеванных говяжьих туш… Ответ напрашивается сам собой: мир представлялся художнику как гигантская бойня, неминуемо обрекающая все живое на уничтожение.

Сутин словно одушевляет материю: кухонная утварь, музыкальные инструменты, растения - все превращается под его кистью в страдающую уязвимую плоть. С крипка с тонкой талией и поникшим грифом похожа на поруганную девушку («Натюрморт со скрипкой»,1922), гладиолусы напоминают кровоточащие раны («Гладиолусы»,1919), лежащие на столе чайные ложечки подобны обнаженным большеголовым телам, луковица с корешками выглядит как безжалостно выдранный зуб («Натюрморт с супницей»,1916), голодные вилки хищно и жалобно тянутся к пище («Натюрморт с селедкой»,1916). А что сделал Сутин с тихими, идиллическими французскими городками! «На пейзажах Сутина под безжалостным, не знающим передышки, ураганным ветром деревья корчатся и беспомощно вертят растрепанной листвой./…/ В его картинах аккуратные французские пейзажи лишаются привычного обличья: дома, земля, деревья искривляются и срываются со своих мест. Из картины в картину повторяется этот навязчивый мотив подневольного, насильственного движения», - пишет исследователь творчества художника Михаил Герман.


Грум в красном

В натюрмортах Сутина нет «мертвой» натуры. Все эти распятые быки («Освежеванный бык» 1924, «Туша», 1925), подвешенные вниз головой птицы и кролики («Курица и помидоры», 1924, «Висящий кролик», 1923), объятые смертным страхом рыбы на тарелках («Натюрморт с рыбами», 1921, «Рыбы и помидоры», 1927) убиты, но вовсе не мертвы. Их глаза, глаза жертв, продолжают жить - испуганно таращатся, укоряют. И такими же полубезумными, напряженными глазами смотрят на нас герои портретов Сутина - дети с лицами стариков, похожие на обезьянок женщины, мальчишки-посыльные, поварята («Сумасшедшая», 1919, «Девочка с куклой», 1919, «Поваренок с красным платком», 1922, «Женщина в красном», 1923, «Посыльный», 1928). И так же, как лапки забитых кур, скрючены кисти их рук; так же, как вздыбленная земля и накренившиеся дома на сутинских пейзажах, деформированы головы, лица, тела.

Сутин был бы мрачнейшим из живописцев, если бы вся эта взвихренная, кричащая яркими красками, осязаемая плотная материя не была так красива. Тот экстаз, тот восторг, которые поражали всех, кто видел, как работает Сутин, запечатлелись в его холстах.


Натюрморт с луковицей

Он очень цельным художником. Уже в самых ранних парижских работах Сутин выступил как сложившийся живописец со своим взглядом на мир, и в дальнейшем - бедствовал ли он, благоденствовал ли - этот взгляд, полный сострадания и восхищения, не менял. Его не интересовало новаторство как таковое, формальные поиски, так увлекавшие, например, Пикассо. Характерные деформации натуры, по которым сразу узнаются работы Сутина, были естественным способом выражения того чувства вселенской боли, которое переполняло художника. Творчество Сутина трудно отнести к какому-либо художественному течению: оно не вписывается в упорядоченную различными направлениями-«измами» историю искусства 20-века, так же как и сам художник не вписывался в упорядоченное течение жизни.

Сегодня картины Хаима Сутина стоят на аукционах все дороже, счет идет на миллионы долларов, и, хотя его имя меньше известно широкой публике, чем имена Шагала и Модильяни, искусствоведы и коллекционеры ставят работы Сутина в один ряд с произведениями его великих современников.

Марина Аграновская
Источник : www.maranat.de