Хроника волынской резни. Волынская резня. «Герои Украины» убивали поляков от мала до велика

Украинско-польское вооружённое противостояние

в 1943-1944 гг.

Украинско-польское вооружённое противостояние на Волыни в 1943-1944 гг. вошло в историю под названием «Волынская резня». В ходе этого конфликта, по польским данным, украинские националисты истребили более 36 тыс. человек1. Западноукраинские историки и журналисты в последние годы манипулируют цифрами и фактами, стремясь уменьшить вину головорезов Украинской повстанческой армии (УПА) или опровергнуть их участие в геноциде польского населения, представить убийства мирных поляков ответом УПА на польский террор против украинского населения Холмщины2 и Волыни. Прологом этих событий они считают убийства поляками представителей украинской интеллигенции на Холмщине в 1942-1943 гг.3, связывают акции отрядов украинских националистов против польского населения с действиями польской полиции. Например, убийство в Порицке (полное название - Старый Порицк) Иваничевского района Волынской области большой группы мирных поляков - с убийством немцами и польскими полицаями двенадцати человек в селе Нехвороща и девяти - в селе Хмелева 20 мая 1943 года4.

Встречаются утверждения типа того, что «многие из погибших украинцев принадлежали к “полувоенным” подразделениям самообороны (по-украински - самооборонним кущовим відділам - СКВ), а также к гражданской, иногда вооружённой сети ОУН»5 (Организации украинских националистов). Это, по мнению автора цитаты, позволяет рассматривать действия польских вооружённых формирований как военные преступления против мирного украинского населения6. Уместно вспомнить, что термина «иногда вооружённая сеть» в международном гуманитарном праве нет, его «изобретение» указывает на уровень «научности» аргументов западноукраинских историков.

Ещё одно направление фальсификации истории Волынской резни - попытки доказать, будто виновниками гибели мирного польского населения были не только польские отряды управления безопасности (Urząd Bezpieczeństwa ) и крестьянские батальоны поляков (Bataliony Chłopskie), но и советские партизанские отряды, а также спецгруппы, якобы замаскированные «под украинских националистов»7.

Причину этих обвинений раскрыл один из современных украинских авторов: «Часто свои акции боевики (УПА. - Прим. авт. ) пытались маскировать под действия советских партизан, чтобы отвести от собственных сил гнев немецких карательных отрядов»8.

Переодевание в советскую и немецкую форму было привычным приёмом вооружённого оуновского подполья, использованным, например, 11 июля 1943 года в Порицке при уничтожении в костёле большой группы мирных поляков (по разным источникам - от 62 до 180 человек). Эти факты отражены в документах гражданского представительства польского эмигрантского правительства: «В течение 11-13 июля банды почти одновременно напали на несколько сёл, расположенных рядом с Порицком. В состав банд входили украинские крестьяне из сёл Самоволя, Грушев, Печихвосты, Стрельцы. Кроме мужчин, в этих бандах можно было увидеть женщин и подростков. Украинцы имели разнообразное оружие, начиная от пулемётов и гранат и заканчивая лопатами и вилами… Вследствие нападения украинцев, например, в колонии Ожешин из 350 жителей в живых осталось около 60 человек. Главным образом спаслись те, кто в момент нападения отсутствовал дома. Нападение произошло в 9 часов утра. Его совершила банда во главе с Григорием Возняком, который был одет в советскую военную форму. На вооружении банды были тяжёлые пулеметы и 6 автоматов. Украинцы выгнали польское население из домов и убили в лесу возле села.

В Порицке банда появилась 11 июля в 11 часов утра. Бандиты были одеты в немецкие мундиры. Польское население в это время находилось в костёле, где проходило воскресное богослужение. Бандиты установили перед костёлом пулемёт и, дождавшись, когда люди начали выходить из него после службы, открыли огонь. От пулемётного огня и брошенных в толпу нескольких гранат погибли около 100 человек. После этого бандиты подложили под алтарь артиллерийский снаряд, обложили его соломой и подожгли. Произошёл взрыв, от которого была разрушена половина алтаря»9.

Такое описание событий не устраивает современных западноукраинских историков. Они подвергают сомнению количество жертв. Это ещё одно направление фальсификации фактов, связанных с Волынской резнёй10. Краевед Я. Царук в материале «Волынская трагедия: свидетельства очевидцев»11 приводит сведения, собранные им в 2003-2004 гг. Например, Т. Грицюк (Гошко): «Тогда в костёле убитых было, может, до 40-50, не больше, потому что все разбежались. Все они были похоронены евреями возле костёла… Ещё были убиты поляки в селе, но немного»12. Н. Толта: «В костёле убитых было немного…»13. П. Гавриш: «Поляк Филиппович говорил, что эксперты из КГБ насчитали останки 62 человек, которые были найдены при раскопках возле костёла».

«Конечно, 62 мирных гражданина, - подвёл итог Я. Царук, - расстрелянных ни за что - это тоже много, очень много, но зачем эту цифру увеличивать в 4-5 раз? И не только в Порицке!»14. Затем Царук цитатой из беседы со свидетелем событий В. Малюхой указывает «истинных преступников»: «Сразу после освобождения села от немцев 20.07.1944 г. нас - юношей и мужчин - вызвали в военкомат г. Иваничи и через день отпустили домой, сказав, что через пять дней будут призывать в армию. Однако уже на второй день МГБ (в 1944 г. ведомство носило название - Наркомат госбезопасности. - Прим. авт. ), пограничники и “ястребки” (так в народе называли членов истребительных батальонов и групп самообороны. - Прим. авт. )15 начали забирать юношей и мужчин и под конвоем гнать в Иваничи… Сели у дороги отдохнуть, а “ястребок” Семён Кульба говорит, чтобы я снимал ботинки, потому что они мне не нужны, всё равно “в расход”. Разместили нас в сарае в Иваничах, человек около 150. Через день на допрос вызвали и меня. Захожу в комнату. За столом сидит капитан НКВД, ещё один офицер стоит сбоку. Тот, что сидел за столом, показался мне знакомым, но я не мог вспомнить, где видел это лицо.

Ну, так кто в вашем селе убивал поляков? - спросил он.

А откуда я могу знать?

Не знаешь, не видел?

Не знаю, не видел.

Подскажи ему, - сказал капитан, обращаясь ко второму офицеру.

Ни слова не говоря, тот со всей силы ударил меня кулаком в лицо так, что выбил зуб. Кровь потекла изо рта, зашумело, загудело в голове.

Ну, вспомнил, кто убивал поляков?

И тут я вспомнил, где видел этого капитана. А это было летом 1943 года, когда к нам во двор пришли несколько вооружённых людей. Они искали поляков. Среди них и был тот, кто сидел за столом в форме капитана НКВД. Тогда в селе он жил как военнопленный у крестьянина Борщевского. Немцы его отпустили, а может, он из лагеря сбежал. Потом он был у бандеровцев как специалист по военному делу. Он всё допытывался у отца, нет ли у нас поляков, заглядывал в овин, в дом. Звали его Колькой.

Закипела у меня злость и обида, и я, не задумываясь, выпалил:

За что вы меня бьёте? Это же вы, Колька - военнопленный, ходили у нас по комнате, кухне, кладовой, сараю и искали поляков. Это вы, вы!

А через несколько дней забрали меня на фронт»16.

Таким образом, убийцы представлены «переодетыми агентами НКВД». Но ряд деталей указывает на недостоверность воспоминаний В. Малюхи. Сомнительно, что за 4 дня в освобождённом Красной армией селе успели организовать и вооружить истребительный батальон или группу самообороны. История создания этих формирований на Западной Украине исследована достаточно. Из опубликованных документов известно, что с момента освобождения областного центра до появления директивного документа о создании истребительных батальонов в городах и сёлах области проходила неделя, ещё около двух недель отводилось на подбор и утверждение командного состава17.

Серьёзные сомнения в правдивости рассказа вызывает и то, что офицер НКВД отпустил столь «опасного свидетеля», который его якобы «изобличил», на службу в Красную армию.

Ещё одно основание для сомнений - утверждение Малюхи, будто его направили на фронт. Призывники из западных областей проходили через запасные полки. Там тщательно проверяли их возможную причастность к националистическому подполью. Тех, кто вызывал сомнения, по утверждениям украинских авторов, вместо фронта направляли в лагеря, где вместо винтовки вручали кирку18. Такая участь постигла бы Малюху, если бы он оказался «опасным свидетелем». Его рассказ противоречит реальности того времени.

Вызывает вопрос такой аспект свидетельств очевидцев Порицкой трагедии Е. Кулаковской и Т. Грицюк (Гошко)19, как похороны убитых поляков евреями. Откуда их привлекли, если «Информационные обзоры регионального провода ОУН»20 за 1943-1944 гг., в которых подробно охарактеризован национальный состав населённых пунктов, указывают, что к лету 1943 года евреев в оккупированных сёлах и городах Волыни уже не было? Можно предположить, что в качестве похоронной команды националисты использовали обитателей еврейского лесного лагеря УПА, располагавшегося вблизи Порицка21. Иных вариантов нет.

Лесные лагеря существовали с 1941 по 1944 год - с начала оккупации Западной Украины немецко-фашистскими войсками до её освобождения частями Красной армии. Содержавшиеся в них евреи, спасаясь от геноцида, лечили раненых и больных бандеровцев, стирали для них бельё, ремонтировали обувь, одежду и хоронили останки жертв украинских националистов. По свидетельству участницы событий Б. Эйзенштейн-Кошев (B. Eisenstein-Koshev), большинство обитателей этих лагерей перед приходом Красной армии расстреляли националисты22.

Личности порицких убийц известны. Польский исследователь, бывший военнослужащий Армии Крайовой В. Филяр (Władysław Filar)

утверждал, что нападение на костёл в Порицке совершил отряд УПА во главе с Н. Квитковским («Огородничуком»)23.

Как свидетельствуют документы ОУН, этот случай был не единичным. Так, отчёт службы безопасности ОУН(б) об антипольских акциях отрядов УПА в районе Млынив с 1 по 10 сентября 1943 года сообщал: «На протяжении отчётного периода ликвидированы 17 польских семей (58 человек)… Территория полностью очищена. Чистокровных поляков нет. Дела смешанных семей рассматриваются»24.

Ясность по поводу расправ внёс и командир группы «Озеро» Ю. Стельмащук («Рудый»). Вот строки опубликованного в «Летописи УПА» протокола его допроса следователями НКВД 20 февраля 1945 года: «Согнав вместе всё польское население в одно место… начинали резню. После того, как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землёй… Так мы переходили от села к селу»25.

Как видим, признания убийц не оставляют сомнений.

В межнациональных конфликтах непросто определить правых и виноватых. Пелена ненависти застилает глаза обеим сторонам, порождая ничем не оправданную жестокость. Не была исключением и Волынская резня. Можно согласиться с мнением украинского исследователя И. Ильюшина о корнях этой трагедии: «Кровавое противостояние было следствием, с одной стороны, польского шовинизма, а с другой - украинского национализма, которые обесценивали человеческую жизнь, оправдывая это патриотическими лозунгами. И тут нет оправдания ни одной из сторон»26.

Таков объективный подход к оценке Волынской резни.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ільюшин І.І. Українська повстанська армія і Армія Крайова. Протистояння в Західній Україні (1939-1945 гг.). Київ, 2009. С. 279.

2 Холмщина - Холмская Русь, Забужье - историческая область XIII - начала XX в. на левобережье Западного Буга (современная территория Польши). Название от г. Холм. В Галицко-Волынском княжестве, с середины XIV в. в Литве, Польше, Австрии, с 1815 г. в России, с 1919 г. в Польше (Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru).

3 Шевц i в А. Закерзоння: Украïнський рахунок // Украïнський визвольний рух: науковий збiрник. № 11. Львiв, 2007. С. 223, 228.

4 Царук Я.В. Волинська трагедія: свідчення очевидців // День: www.day.kiev.ua.

5 Шевц i в А. Указ. соч. С. 221.

6 Там же. С. 222.

7 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Шевц i в А. Указ. соч. С. 229, 231; Царук Я.В. Указ. соч.

8 Патриляк І. Український визвольний рух у 1942 р. // Український визвольний рух: науковий зб iрник. № 7. Львiв, 2006. С. 219, 220.

9 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 261, 262.

10 Архіви окупації. 1941-1944. / Упоряд. Н. Маковська. Київ, 2008. С. 852; Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Семененко В.І., Радченко Л.О. Історія України з прадавнiх часiв до сьогодення. Харкiв, 2000. С. 429; Шевц i в А. Указ. соч. С. 221-232.

11 Царук Я.В. Указ. соч.

15 Истребительный батальон (группа самообороны, «ястребки») - добровольческое военизированное формирование советских граждан в годы Великой Отечественной войны, а также в период ликвидации вооружённого националистического подполья в западных районах СССР. С 1944 г. высшим органом руководства ими было Главное управление по борьбе с бандитизмом НКВД СССР (создано приказом наркома внутренних дел СССР № 001447 от 1 декабря 1944 г.). «Ястребки» сыграли важную роль в борьбе с националистическим подпольем. Первоначально истребительные батальоны и группы формировались на добровольной основе из просоветски настроенных жителей. Затем в их состав начали включать освобождённых от уголовной ответственности националистов, добровольно сдавшихся властям. К концу февраля 1945 г. на западе Украины было создано 2336 таких групп. Со временем их численность увеличилась до 300 тыс. человек. Истребительные батальоны охраняли объекты народного хозяйства и населённые пункты от нападений боевиков УПА, участвовали в боевых операциях по ликвидации бандподполья. См.: Безносюк О. Винищувальні батальйони в боротьбі проти збройних формувань ОУН та УПА на теренах Станіславщини в 1944-1945 рр. // Галичина (Iвано-Франківськ). 2008. № 14. С. 364-370; Галів М., Iльницький В. Створення та дiяльнiсть винищувальних батальйонiв у Дрогобицькiй областi (1944-1948) // Український визвольний рух: науковий зб iрник № 12. Львiв, 2009. С. 195-230; Шелюг М.П. Участие населения западных областей Украины в разгроме бандеровщины // Украинские страницы: http://www.ukrstor.com.

16 Царук Я.В. Указ. соч.

17 Галів М., Iльницький В. Указ. соч. С. 196, 197.

18 Ступницкий Ю. Спогади про пережите. Львів, 2004. С. 78-81.

19 Царук Я.В. Указ. соч.

20 Польсько-українські стосунки в 1942-1947 роках у документах ОУН та УПА. Т. 1 / Відп. ред. та упоряд. В.М. В’ятрович. Львів, 2011. С. 204-269.

21 Шанковський Л. Iнiцiятивний комiтет для створення Української головної визвольної ради // Лiтописи УПА. Т. 26. 2001. С. 59, 60.

22 Betty Eisenstein-Koshev. Die yden in Volin. New-York, 1957. P. 62-64.

23 Filar W. Przed akcją «Wisła » był Wołyń. Warszawa, 2000. S. 40.

24 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 246.

25 Літопис УПА. Нова серія. Торонто - Львів, 1997. Т 9. С. 442.

26 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 248.

4.7 (93.33%) 3 votes

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

(Осторожно! Материал, представленный в подборке, может показаться неприятным или пугающим.) В конце статьи есть список нечеловеческих истязаний женщин (в т.ч беременных) и детей

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения.


Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.

Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) - одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.

Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:

«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях.

Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей…

Геноцид начался в городах. Мужчин «неправильной» национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.


а над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать «в очередь»/попринимать активное участие…



Ей повезло. бандеровцы заставляют идти на коленях с поднятыми руками.


Позже бандеровцы вошли «во вкус».

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.



Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.

Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.

Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами

ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 - в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва - жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.


ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.


Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.


Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа..Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи - наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: «Дорога к независимой Украине». А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки».


«Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки — раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь — в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин…»

(из допроса бандеровки)


Подготовленные «венки»

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети — Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы — результат резни, совершённой ОУН — УПА


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков — жертв резни, совершённой ОУН — УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.


ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 — 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв — польских жителей села Половце, — уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.


«..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину»

(из допроса бандеровки)


Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть — результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.



Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.


ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.

Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.

Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).

Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).

Выбивание глаз.

Обрезание носа, ушей, губ, языка.

Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.

Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.

Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.

Выбивание зубов и ломание челюсти.

Разрывание рта от уха до уха.

Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.

Сворачивание головы назад.

Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.

Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.

Ломание костей (рёбер, рук, ног).

Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.

Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.

Пробивание живота беременной женщине штыком.

Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.

Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.

Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.

Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.

Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.

Вырывание жил от паха до стоп.

Вкладывание в вагину раскалённого железа.

Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.

Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.

Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.

Вешание жертв за внутренности.

Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.

Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.

Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).

Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.

Перепиливание туловища пилой.

Посыпание связанных ног раскалённым углём.

Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.

Разрубание топором целого туловища на части.

Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.

Разрезание ребёнка ножом на куски.

Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.

Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.

Выбивание суставов ног и рук ребёнка.

Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.

Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.

Посадка ребёнка на кол.

Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.

Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.

Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.

Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.

Вбивание кола в живот.

Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.

Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.

Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.

Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.

Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.

Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.

Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.

Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.

Поджигание жертвы, облитой керосином.

Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).



Чтобы помнили…

Памятник в Польше на котором написано:

«ЕСЛИ Я ЗАБУДУ О НИХ, ТЫ БОЖЕ НА НЕБЕ, ЗАБУДЬ ПРО МЕНЯ»

Ждёт ли подобное жителей Украины «неправильной» национальности покажет время .

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.

Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) - одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.

Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:

«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей…

Геноцид начался в городах. Мужчин "неправильной" национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник

11 июля 1943 года принято считать днем самого массового уничтожения этнического польского гражданского населения, а также гражданских лиц других национальностей на территории Волыни Украинской повстанческой армией (УПА) - вооруженным крылом Организации украинских националистов - ОУН(б).

Как возник конфликт

Многие историки (особенно польские) справедливо называют события, происходившие на Волыни с февраля 1943 по февраль 1944 года, этнополитическим конфликтом. В широком обиходе эти события давно называются Волынской резней. Украинские историки отчаянно защищаются и врут, сводя эту трагедию к ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения (такие акции имели место, но они были именно ответными, а главное - куда меньшего масштаба). Есть в размышлениях киевских и львовских фальсификаторов истории и капля правды: они пишут, что бандеровцы прежде всего хотели помешать будущему польскому государству претендовать на эти земли. В межвоенные годы Волынь действительно управлялась из Варшавы, а теперь, чтобы этого не было, бандеровцы предпочли вырезать тысячи мирных поляков… Итак, в 1943 году УПА при поддержке местного украинского населения (это тоже важно, их хата была не с краю) начала массовое уничтожение поляков, а также мирных жителей других национальностей, обнаруженных рядом с поляками: евреев, русских, украинцев, армян, чехов...

Парад ОУН

Резня

Конфликт внешне имел глубинные корни, противоречия между украинцами и поляками на Волыни накапливались столетиями, а при польской власти, в 1920-1930-е годы, заметно обострились, но не до того уровня, чтобы резать друг друга. Все изменилось в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации: гитлеровцы начали активно стравливать оба народа между собой. Уже в 1942 году были зафиксированы первые случаи уничтожения поляков и украинцев, но радикальное обострение началось весной 1943-го. Именно тогда Волынский краевой провод ОУН (б) принял решение изгнать с этих земель всех поляков. Сперва начали действия против поляков, служивших в немецкой администрации и охранявших леса и государственные земли, а позже и против всех поляков, имевших несчастье жить в сельской местности. Пик действий пришелся на 11 июля 1943 года. В этот день украинскими националистами были атакованы 150 польских населенных пунктов. Поляков уничтожали не только вооруженные бандеровцы, но и простые жители украинских сел, годами жившие со своими польскими соседями. Отпор могли дать только польские партизанские отряды самообороны, но большая часть их была уничтожена боевиками УПА. Польские партизаны из Армии Крайовой в отместку также начали нападать на украинские села и базы бандеровцев, при этом случались и убийства местных жителей.

Жертвы и последствия

Одним из самых неоднозначных вопросов в спорах между историками и политиками из Польши и с Украины до сих пор является количество жертв Волынской резни. Многие польские исследователи останавливаются на цифре 50-60 тысяч погибших поляков, а масштаб ответных действий польских военных формирований оценивают в 2-3 тысячи мирных украинцев. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков по освещению этих событий, но подходы, как и следовало ожидать, были различными. В 2003 году, к 60-летию трагедии, президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приняли совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни», в котором они сожалели по поводу противостояния двух народов. Но примириться Варшаве и Киеву так и не удалось. В июне 2016 года польский парламент увековечил память «жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939-1945 годах». В том же году польский режиссер Войцех Смажовский снял художественный фильм «Волынь», где трагедия изображена настолько откровенно и страшно, что картину немедленно запретили к прокату на Украине.