Как можно научит ребенка читать. Почему ребенок никак не научится читать

«Не могу с ним больше сама заниматься! Никакого терпения не хватает - так и хочется дать в лоб, - жаловалась мама дошкольника, который пришел ко мне на занятия. - Еще в три года выучили с ним все буквы, а к шести годам он не то, что не научился читать, еще и буквы начал путать! Как пойдем в первый класс - не могу себе представить...».

Если мы испытываем столько трудностей в поддержании нашего внимания, то это может стать чрезвычайно трудным для ребенка. Удостоверьтесь, что у него есть место, где нет такого отвлечения, и где он может сделать свою домашнюю работу в покое. В то же время напоминайте ему, что как только домашнее задание закончится, у него будет больше времени, чтобы делать то, что он хочет.

Самое большое счастье ребенка - увидеть его родителей счастливыми и довольными. В то же время важно не давать похвалы, объяснять, что хорошо в том, что вы делали или что вам нравится, как вы это считали. И спросите ее: «Вам нравится, что вышло?» Чтобы ребенок гордился своим результатом.

Подобные жалобы мне приходится выслушивать регулярно. Обычно ситуация с обучением чтению выглядит так: родители активно начинают заниматься с ребенком - покупают всевозможные буквари, «говорящие» азбуки, кубики и пособия, учат буквы, но дальше этого дело никак не продвигается. Ребенку совершенно неинтересно сидеть за книгами, бесконечно повторяя одно и то же, да и родителям домашние уроки не доставляют никакого удовольствия.

Гордость за собственные результаты - одна из форм внутренней мотивации. Спросите ее мнение. Спросите его, почему он должен улучшить свои результаты в школе. Хотя может показаться, что это не так, дети часто знают интуитивно, почему им нужно учиться лучше, поэтому они спрашивают и слушают. Затем решите вместе, насколько можно реализовать эти решения на практике. Ребенок может придумать предложение сделать домашнее задание с другом или коллегой, который лучше осваивает предмет, которому он или она испытывает трудности или возобновляет информацию из предыдущих лет.

Если у вас похожая ситуация - не спешите отчаиваться! С ней можно справиться довольно легко - главное понять: на каком этапе обучения чтению вы «застряли» и как его преодолеть.

Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?

Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво

Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните: ребенок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению дошкольников - 4,5 - 5,5 лет.

Если предложение не кажется вам правильным, не спорьте. Помогите ему понять для себя, почему он не может применить его на практике или почему это не полезно. Развитие способности концентрироваться в течение длительного времени требует практики, поэтому будьте терпеливы в ее изучении. Дайте поддержку вашему ребенку, но не возьмите на себя ответственность за него.

Моника Болокан, клинический психолог для детей. Это всего лишь несколько примеров родительских жалоб, которые обращаются к психологу, чтобы понять, почему их ребенок испытывает трудности с изучением того, что они читают, несмотря на то, что их навыки чтения хороши.

Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги - не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается - то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле - не заставить ребенка, а увлечь.

Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к такой ситуации. Некоторым детям трудно понять смысл прочитанного, даже если они могут читать правильный текст. Поэтому эти дети не могут прочитать информацию и не смогут рассказать ей позже своими словами. У них может быть хорошая память о прочитанных, которые могут ввести в заблуждение своих родителей, и они убеждены, что их ребенок «знает урок». Родители посчитают удивительным, что в школе или через несколько дней ребенок больше не может ничего запомнить. Это связано с тем, что читатель не понял смысл чтения, поэтому новые новые связи не были созданы между новой и уже сохраненной информацией для обеспечения ее долговременной памяти. Лучшая мера понимания чтения заключается в том, может ли ребенок играть то, что он читал своими словами, как если бы он рассказывал о собственном опыте. Кроме того, когда ребенок может читать правильный текст, это означает, что он понимает, что он читает. Правильная голосовая модуляция и пунктуация являются признаками того, что смысл чтения является «интернализованным». Когда ребенок читает «как робот» или как машина для декодирования букв, с одиночеством ничего не зная! У детей с недостаточно развитой лексикой есть эта проблема понимания прочитанного текста. Когда большинство прочитанных слов являются «новыми» для ребенка, это нормально, что целое не имеет смысла. Это почти как чтение на иностранном языке. В других случаях ребенок не может запомнить почти что-либо прочитанного, даже если его спрашивают сразу после прочтения. Другими словами, при чтении некоторые из его когнитивных ресурсов не выделяются для организации прочитанной информации и создания «ментальной карты». Это происходит либо потому, что его когнитивные ресурсы ограничены, либо потому, что акт чтения не автоматизирован, и ребенок выделяет все когнитивные ресурсы на расшифровку букв и на правильность и беглость, теряя из виду контент. Часто, однако, детская тревога, усиливаемая давлением и критикой других, является основной причиной трудностей с обучением, и ребенок фактически является эмоциональной блокировкой. Мы не можем исключить заинтересованность ребенка в чтении или учебе в целом. Все эти случаи требуют тщательной психологической оценки для надлежащего рассмотрения.

Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки

Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно - [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки - так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.

Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.

Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно

В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.

Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.

Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений

Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог - не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.

Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА - МО - МУ - МЫ - МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов - масса!


ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.



СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.


ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами - это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары - капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве).

Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.


Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.

По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате - это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).

Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи

Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.

Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:

  1. чтение закрытых (АМ, АС, АП, АР) и открытых (МА, СА, ПА, РА) слогов;
  2. чтение трех буквенных слов (МАК, ПАР, КОТ, ЛЕС);
  3. чтение слов из двух открытых слогов - сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами (ПАПА, БАБА, НЯНЯ, ДЯДЯ), потом слова с двумя одинаковыми гласными (КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА), затем уже с двумя разными гласными (ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО);
  4. чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ;
  5. чтение слов из 3 открытых слогов: РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ, ЗАНОЗА;
  6. чтение простых предложений из двух-трех слов (ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ. // ГДЕ КОТ? ОН СПИТ.);
  7. чтение предложений из 4-5 простых слов (У ДЯДЯ МИШИ ТОПОР. ОН РУБИТ ИМ ДРОВА. // КОШКА ЛЮСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ.);
  8. чтение сложных слов и предложений;
  9. чтение целых текстов.

Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, - вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему - и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!

Почему он не читает?

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок.
Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность, то есть техническую сторону. И смысловую - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

Нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;низкий уровень развития внимания и памяти:
- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
- нарушения пространственных представлений у малыша.

Упражнения для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.

Тренируем артикуляцию
Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения.
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Ры-ры-ры -мы спускаемся с горы. Са-са-са - прилетела в сад оса. Иван-болван молоко болтал. Болтал, болтал, да не выболтал. Трут морковь на терке Рае и Егорке.
Расширяем поле зрения
Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.
„Что вокруг?”
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите. глядя на нее. назвать видимые справа и слева от малыша предметы.
„Цифровая таблица” (размер 15x15 см)



Положите таблицу перед глазами ребенка. попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит.
Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
Развиваем внимание и память
Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.
„Запомни, нарисуй”
В течение 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, „РПНТ", „СТЛШГ", „ДОМ” и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
„Слушай внимательно"
Скажите ребенку, что вы ему дадите задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: „Пиши!" Пример задания: „У меня есть два числа - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!” Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.
„Перепутанные линии”
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.



„Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали. и выложит из них то, что он запомнил.
„Сколько ты запомнишь?”
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.


Развиваем речь и слух
Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.
„Назови слово”
Придумывайте слова на определенные буквы („А", „К". „Т”, „3” и т.д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
„Поймай звук”
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву „К” в словах, которые вы ему называете.
„Придумай новое слово”
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ - ДОМ”, „КОТ - КИТ”, „РУКИ - РАКИ”.
„Подбери слово”
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: „Какой?”, „Какая?”, „Какое?”. Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная. промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.
„Один - много”
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки.
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами „один - много”.
Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя изменить, например „пальто”, .„пианино”.



„Придумай предложение”
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: „холодное лето”, „колючий куст”, „смешной котенок”, „проливной дождь”, „веселая поездка”, „длинный поезд”.
„Закончи фразу”
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ми...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
Ориентировка в пространстве
Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где „право - лево”, „верх - низ” не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.
„Найди точку”
Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
„Возьми предмет”
Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.
„Накрой ладошкой”
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например. яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
„Путешествие ручкой по листу бумаги”
Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.
„Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н” получилась буква „П”.



„Графические диктанты”
Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз”. Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же „за зверь” получится в результате.