Хосе клементе ороско картины. Ороско хосе клементе. Смотреть что такое "Хосе Клементе Ороско" в других словарях

Королевство Франция

Род: Бурбоны Отец: Людовик XIII Мать: Анна Австрийская Супруга: 1-я: Мария Терезия Австрийская
Дети: От 1-го брака:
сыновья: Людовик Великий Дофин , Филипп, Луи-Франсуа
дочери: Анна-Елизавета, Мария-Анна, Мария-Тереза
множество внебрачных детей, некоторые узаконены

Людовик XIV де Бурбон , получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné ), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil ), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand ), (5 сентября (16380905 ) , Сен-Жермен-ан-Ле - 1 сентября , Версаль) - король Франции и Наварры с 14 мая г. Царствовал 72 года - дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи).

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды , стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век . Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия Эдикта Фонтенбло , отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Биография

Детство и молодые годы

Людовик XIV в детстве

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской , которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини . Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом , начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября ).

Государственные секретари - Основных должностей секретарей было четыре (по иностранным делам, по военному ведомству, по морскому ведомству, по «реформаторской религии»). Каждый из четырех секретарей получал в управление отдельную провинцию. Посты секретарей были продаваемыми и с позволения короля их можно было передавать по наследству. Должности секретарей были очень хорошо оплачиваемыми и влиятельными. У каждого в подчинении были свои приказчики и клерки, назначаемые по личному усмотрению секретарей. Была также должность государственного секретаря по королевскому двору, которая была смежной, занимаемой одним из четырех государственных секретарей. Смежной с должностями секретарей зачастую была и должность генерал-контролера. Точного разграничение должностей не было. Государственные советники - члены Государственного совета. Их было тридцать человек: двенадцать ординарных, трое военных, трое духовных и двенадцать семестровых. Иерархию советников возглавлял декан. Должности советников не продавались и были пожизненными. Место советника давало дворянский титул.

Управление провинциями

Во главе провинций обычно находились губернаторы (gouverneurs). Они назначались королем из знатных семей герцогов или маркизов на определенное время, однако зачастую пост этот мог наследоваться с дозволения (патента) короля. В обязанности губернатора включалось: держать провинцию в повиновении и мире, защищать ее и поддерживать в готовности к обороне, содействовать правосудию. Губернаторы должны были проживать в своих провинциях не менее шести месяцев в году либо находиться при королевском дворе, если не было другого дозволения короля. Жалование губернаторов было очень высоким.
В отсутствие губернаторов их заменяли один или несколько генерал-лейтенантов, у которых тоже были заместители, должности которых назывались как королевские наместники. По факту никто из них не управлял провинцией, а только получали жалование. Также были должности начальников малых округов, городов, цитаделей, на которые зачастую назначались военные.
Одновременно с губернаторами управлением занимались интенданты (intendants de justice police et finances et commissaires departis dans les generalites du royaume pour l`execution des ordres du roi) в территориально обособленных единицах - областях (generalites), которых в свою очередь насчитывалось 32 и границы которых не совпадали с границами провинций. Исторически должности интендантов возникли из должностей заведующих прошениями, которые направлялись в провинцию для рассмотрения жалоб и просьб, но оставались для осуществления постоянного контроля. Срок службы в должности не был определен.
В подчинении интендантов находились так называемые субделегаты (elections), назначаемые из служащих низших учреждений. Никаких решений они принимать не были вправе и могли выступали лишь в роли докладчиков.
Наряду с губернаторским и интендантским управлением во многих регионах сохранилось сословное управление в лице собраний сословий , в которые входили представители церкви, дворянства, среднего сословия (tiers etat). Численность представителей от каждого сословия варьировалась в зависимости от региона. Собрания сословий занимались в основном вопросами податей и налогов.

Управление городами

Управлением городами занималась городская корпорация или совет (corps de ville, conseil de ville), состоявшая из одного или нескольких бургомистров (maire, prevot, consul, capitoul) и советников или шеффенов (echevins, conseilers). Должности были изначально до 1692 года выборными, а потом и покупными с пожизненным замещением. Требования на соответствие замещаемой должности устанавливалось самостоятельно городом и варьировалось от региона к региону. Городской совет занимался соответственно городскими делами и имел ограниченную автономию в делах полицейских, торговых и рыночных.

Налоги

Жан-Батист Кольбер

Внутри государства новая фискальная система имела в виду лишь увеличение налогов и податей на возраставшие военные потребности, всей тяжестью ложившееся на плечи крестьянства и мелкой буржуазии. Особо непопулярной была подать на соль - габель , вызвавшая несколько волнений по всей стране. Решение ввести в 1675 году налог на гербовую бумагу во время Голландской войны вызвало в тылу страны, на западе Франции, прежде всего в Бретани , мощное Восстание гербовой бумаги , отчасти поддержанное региональными парламентами Бордо и Ренна. На западе Бретани восстание переросло в антифеодальные крестьянские выступления, подавленные лишь к концу года.

При этом Людовик, как «первый дворянин» Франции, щадил материальные интересы потерявшего политическое значение дворянства и, как верный сын католической церкви, ничего не требовал от духовенства.

Как образно сформулировал интендант финансов Людовика XIV - Ж. Б. Кольбер : «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка »

Торговля

Жак Савари

Во Франции в годы правления Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce - Торговый кодекс (1673). Значительные достоинства Ордонанса 1673 года обусловливаются тем, что изданию его предшествовала очень серьёзная подготовительная работа на основании отзывов сведущих лиц. Главным работником был Савари , так что этот ордонанс часто называют кодексом Савари.

Миграция

По вопросам эмиграции действовал эдикт Людовика XIV, изданный в 1669 году и действовавший до 1791 года. Эдиктом постановлялось, что все лица, которые выедут из Франции без особого разрешения королевского правительства, подвергнутся конфискации своего имущества; те же, которые вступят в иностранную службу в качестве кораблестроителей, подлежат, по возвращении на родину, смертной казни.

«Связи рождения, - гласил эдикт, - соединяющие природных подданных со своим государем и отечеством, суть самые тесные и наиболее неразрывные из всех, существующих в гражданском обществе».

Государственные должности:
Специфичным явлением французской государственной жизни являлась продажность государственных должностей, как постоянных (offices, charges), так и временных (commissions).
На постоянную должность (offices, charges) лицо назначалось пожизненно и могло быть снято с нее только судом за тяжелое нарушение.
Вне зависимости от того, смещался ли чиновник или учреждалась новая должность, любой подходящий на нее человек мог ее приобрести. Стоимость должности обычно была заранее утверждена, а деньги, вносимые за нее, одновременно являлись и залогом. Кроме того ещё требовалось утверждение короля или патент (lettre de provision), изготовлявшийся также за определенную стоимость и заверявшийся печатью короля.
Лицам, длительное время занимающим одну должность, король выдавал особый патент (lettre de survivance), по которому эта должность могла быть передана сыну чиновника по наследству.
Ситуация с продажами должностей в последние годы жизни Людовика XIV дошла до того, что только в Париже было продано 2 461 вновь созданных должностей на 77 млн французских ливр. Должностные лица же главным образом получали жалование из налогов, чем из государственной казны (для примера надсмотрщики за бойнями требовали по 3 ливра за каждого быка, ввозимого на рынок, или например, маклеры и комиссионеры по винной части, которые получали пошлину с каждой купленной и проданной бочки вина).

Религиозная политика

Политическую зависимость духовенства от папы он постарался уничтожить. Людовик XIV намеревался даже образовать независимый от Рима французский патриархат. Но, благодаря влиянию знаменитого епископа Мосского Боссюэта, французские епископы воздержались от разрыва с Римом, причем взгляды французской иерархии получили официальное выражение в т. н. заявлении галликанского духовенства (declaration du clarge gallicane) 1682 г. (см. Галликанизм).
В вопросах веры духовники Людовика XIV (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви (см. Янсенизм).
Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер: у них отнимали храмы, священников лишали возможности крестить детей по правилам своей церкви, совершать браки и погребения и отправлять богослужение. Даже смешанные браки католиков с протестантами были запрещены.
Протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. трудолюбивых и предприимчивых протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон , которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

Война за Пфальц

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского , и дал им фамилию Бурбонов . Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие . Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Браки и дети

  • (с 9 июня 1660, Сен-Жан де Люц) Мария-Терезия (1638-1683), инфанта Испанская
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
    • Анна-Елизавета (1662-1662)
    • Мария-Анна (1664-1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп (1668-1671)
    • Луи-Франсуа (1672-1672)
  • (с 12 июня 1684, Версаль) Франсуаза д’Обинье (1635-1719), маркиза де Ментенон
  • Внебр. связь Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644-1710), герцогиня де Лавальер
    • Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663-1665)
    • Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665-1666)
    • Мария-Анна де Бурбон (1666-1739), Мадемуазель де Блуа
    • Людовик де Бурбон (1667-1683), граф де Вермандуа
  • Внебр. связь Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641-1707), маркиза де Монтеспан

Мадмуазель де Блуа и Мадмуазель де Нант

    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669-1672)
    • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670-1736)
    • Луи-Сезар де Бурбон (1672-1683)
    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673-1743), Мадемуазель де Нант
    • Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674-1681), Мадемуазель де Тур
    • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677-1749), Мадемуазель де Блуа
    • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678-1737)
  • Внебр. связь (1678-1680) Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661-1681), герцогиня де Фонтанж
    • N (1679-1679), ребёнок родился мёртвым
  • Внебр. связь Клод де Вен (ок.1638 - 8 сентября 1686), Мадемуазель дез Ойе
    • Луиза де Мезонбланш (1676-1718)

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян . Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году .

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важно культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года . Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года , данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию .

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма . В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля Филипп), которым пытаются заменить Людовика.

В 1929 году на экраны выходит фильм «Железная маска», основанный на романе Дюма-отца «Виконт де Бражелон» , где Людовика и его брата-близнеца сыграл Уильям Блэкуэлл. Луи Хэйвард играл близнецов в фильме 1939 года «Человек в Железной маске». Ричард Чемберлен сыграл их в экранизации 1977 года, а Леонардо Ди Каприо - в ремейке этого фильма в 1998 году. Во французском фильме «Железная маска» 1962 года эти роли исполнил Жан-Франсуа Порон .

Впервые в современном российском кинематографе образ короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев , в фильме Олега Ряскова «Слуга государев ».

О Людовике XIV во Франции поставлен мюзикл «Король Солнце ».

См. также

Примечания

Литература

Лучшими источниками для ознакомления с характером и образом мыслей Л. являются его «Oeuvres», содержащие «Записки», наставления дофину и Филиппу V, письма и размышления; их издали Grimoird и Grouvelle (П., 1806). Критическое издание «Mémoires de Louis XIV» составил Dreyss (П., 1860). Обширная литература о Л. открывается сочинением Вольтера: «Siècle de Louis XIV» (1752 и чаще), после которого название "век Л. XIV " вошло в общее употребление для обозначения конца XVII и начала XVIII вв.

  • Saint-Simon, «Mémoires complets et authentiques sur le siècle de Louis XIV et la régence» (П., 1829-1830; нов. изд., 1873-1881);
  • Depping, «Correspondance administrative sous le règne de Louis XIV» (1850-1855);
  • Moret, «Quinze ans du règne de Louis XIV, 1700-1715»(1851-1859); Chéruel, «Saint-Simon considéré comme historien de Louis XIV» (1865);
  • Noorden, «Europä ische Geschichte im XVIII Jahrh.» (Дюссельд. и Лпц., 1870-1882);
  • Gaillardin, «Histoire du règne de Louis XIV» (П., 1871-1878);
  • Ranke, «Franz. Geschichte» (т. III и IV, Лпц., 1876);
  • Philippson, «Das Zeitalter Ludwigs XIV» (Б., 1879);
  • Chéruel, «Histoire de France pendant la minorité de Louis XIV» (П., 1879-80);
  • «Mémoires du Marquis de Sourches sur le règne de Louis XIV» (I-XII, П., 1882-1892);
  • de Mony, «Louis XIV et le Saint-Siège» (1893);
  • Koch, «Das unumschränkte Königthum Ludwigs XIV» (с обширной библиогр., В., 1888);
  • Кох Г."Очерки по истории политических идей и государственного управления" С.-Петербург, издание С. Скирмунта, 1906 г.
  • Гуревич Я. «Значение царствования Л. XIV и его личности»;
  • Ле Мао К. Людовик XIV и парламент Бордо: весьма умеренный абсолютизм // Французский ежегодник 2005. М., 2005. С. 174-194.
  • Трачевский А. «Международная политика в эпоху Людовика XIV» ("Ж. М. Н. Пр., 1888, № 1-2).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Короли и императоры Франции (987-1870)
Капетинги (987-1328)
987 996 1031 1060 1108 1137 1180 1223 1226
Гуго Капет Роберт II Генрих I Филипп I Людовик VI Людовик VII Филипп II Людовик VIII
1498 1515 1547 1559 1560 1574 1589
Людовик XII Франциск I Генрих II Франциск II Карл IX Генрих III
Бурбоны (1589-1792)
1589 1610 1643 1715 1774 1792
Генрих IV Людовик XIII Людовик XIV Людовик XV Людовик XVI
1792 1804 1814 1824 1830 1848 1852 1870
- Наполеон I (Бонапарты) Людовик XVIII Карл X Луи-Филипп I (Орлеанский дом) -

Смерть Людовика XIV

Людовик XIV умер утром в воскресенье, 1 сентября 1715 г. Ему исполнилось 77 лет, и процарствовал он 72 года, из которых 54 правил единолично (1661–1715).

Вплоть до своей кончины он сумел сохранить тот "декорум", те строгие правила официального этикета, которые сам и установил. Чувствуя приближение смерти от охваченной гангреной ноги, он сыграл до конца свою роль короля. В субботу, 31 августа, он велел собрать придворных, у которых просил прощения "за плохие примеры, которые им подавал". Затем он пригласил наследника престола, своего пятилетнего правнука, будущего короля Людовика XV, и сказал: "Дитя мое, вы станете великим королем. Не следуйте моим пристрастиям к роскошным дворцам, ни к войнам. Стремитесь облегчить жизнь ваших подданных. Я этого сделать не смог и поэтому чувствую себя несчастным".

Царствование Людовика XIV было важным не только из-за своей исключительной продолжительности.

Людовик XIV хотел и сумел стать "великим королем", утвердив свою личную власть и придав окончательную форму абсолютной монархии. Он был велик и тем, что, следуя политике престижа, построил Версальский дворец, покровительствовал искусствам и словесности, вел завоевательные войны. В последнем результаты не столь очевидны, о чем свидетельствует его "самокритика" в конце жизни.

Вместе с его смертью мы вступаем в новую историческую эпоху, и примечательно, что его современники это сознавали.

Король-Солнце

Ко времени смерти его отца Людовика XIII в 1643 г., за которой вскоре последовала кончина премьер-министра Ришелье, Людовику XIV не было и пяти лет. Его мать Анна Австрийская, став регентшей, доверила правление Мазарини. Этот итальянец, служивший прежде папе римскому, был сделан Ришелье кардиналом, хотя и не был священником. Экономика страны переживала тогда период упадка. Расходы, связанные с внешней политикой Ришелье (война против Австрийской династии), довели нищету народа до крайнего предела. Мазарини увеличивает поборы и тем самым усиливает недовольство. Знать и парижский парламент (судебное учреждение, члены которого покупали свои должности; не имеет ничего общего с английским парламентом) посчитали, что настал удобный момент вмешаться в политику и ограничить королевскую власть в лице Мазарини. Это была Фронда, о которой Людовик XIV сохранил тяжелые воспоминания. Он был признателен Мазарини за подавление Фронды и оставил у власти до его смерти в 1661 г.

В этот момент Людовику XIV исполнилось 22 года, опыта руководства государством он не имел никакого. Когда он объявил советникам, что отныне будет "своим собственным премьер-министром", произошло легкое замешательство.

Он сдержал свое слово. Людовик XIV в полном объеме, сознательно и прилежно осуществлял то, что он называл "ремеслом короля". Он ежедневно, многими часами трудился, сам или с одним из министров изучая дела.

Сознавая ограниченность своих возможностей, он слушал советы всех, кого считал компетентным, но решения принимал единолично.

Убежденный, что власть его от Бога и что никаких отчетов смертным он давать не обязан, он хотел иметь абсолютную власть и выбрал своей эмблемой Солнце, отсюда его прозвище Король-Солнце, а в качестве девиза латинские слова "Nec pluribus impar" ("несравненный", "превыше всех").

Забота о престиже заставляла его уделять значительную часть дня "представительству". Он создал культ личности короля, который поддерживался этикетом, на испанский манер. Это означало, что строгий церемониал окружал каждый акт его жизни, от подъема до отхода ко сну, с участием самых знатных вельмож. Последние, получавшие за исполнение "службы" у короля огромные пенсии, находились в зависимости от него, были устранены от политической власти.

Век Людовика XIV

В царствование Людовика XIV Франция приобрела высокий авторитет в области культуры дополнительно к политическому и военному, к чему мы еще вернемся. Она стала, по словам Тэна, "источником элегантности, комфорта, прекрасного стиля, утонченных идей и искусства жизни". Одним словом, для имущих классов всей Европы она стала образцом цивилизованности.

Однако вся интеллектуальная и артистическая жизнь находилась под королевским контролем; посредниками стали различные "академии". К созданной Ришелье Французской академии Людовик XIV добавил академии точных наук, живописи и скульптуры, музыки и др. На каждую из них была возложена обязанность трудиться во славу короля, поддерживать установленные принципы и руководить своей сферой деятельности.

Раздача пенсий артистам, писателям, ученым, французским и иностранным, поддерживала дисциплину среди них.

Это был золотой век художественной литературы с ее классическими шедеврами, с театром (Корнель, Расин, Мольер), поэзией (Лафонтен, Буало). Успехи в живописи и музыке не столь блестящи. Лебрен, придворный художник, кажется весьма посредственным. То же можно сказать об итальянце Люлли, осуществлявшем в музыке настоящую диктатуру.

Наиболее выдающимся творением искусства этой эпохи стал Версальский дворец, куда Людовик XIV, опасаясь народных движений, перенес из Парижа свою резиденцию. Над его строительством трудился архитектор Лево, а после 1676 г. – Мансар. К концу царствования Людовика XIV он был далек от завершения.

Внешняя политика Людовика XIV

Стремление Людовика XIV к славе втянуло страну в повторяющиеся и дорогостоящие войны с сомнительными результатами. К концу царствования против него поднялась коалиция европейских держав, которая едва его не раздавила.

Он присоединил Франш-Конте, отнятое у Испании, несколько городов Фландрии, а также Страсбург.

В 1700 г. умер без прямого наследника последний отпрыск Карла V из старшей ветви Габсбургов. Власть Карла II распространялась над Испанией с колониями (Америка, Филиппины), над Нидерландами (нынешняя Бельгия), обеими Сицилиями и Миланским герцогством в Италии.

Опасаясь распада этой империи и зная, что Франция не потерпит, чтобы эти владения, как при Карле V, соединились с австрийскими землями Габсбургов (перешедшими к младшей ветви) и с императорской короной, умирающий Карл II завещал свои владения внуку Людовика XIV, герцогу Анжуйскому. При этом было поставлено условие, что ни при каких обстоятельствах короны Франции и Испании не соединятся под властью одного государя. Такое завещание объясняется тем, что герцог Анжуйский имел права на испанскую корону через свою бабушку, Марию-Терезию, жену Людовика XIV и старшую дочь испанского короля Филиппа IV.

Людовик XIV пожертвовал интересами Франции ради славы династии, ведь он имел возможность в соответствии с планом раздела, составленным европейскими державами, овладеть Нидерландами. Он предпочел видеть представителя династии Бурбонов на престоле Испании (кстати, они там царствуют и поныне). Однако герцог Анжуйский, став испанским королем под именем Филиппа V, сохранил только Испанию и ее колонии, утратив в пользу Австрии все свои европейские владения.

Абсолютная монархия

Установленная Людовиком XIV форма абсолютной монархии сохранялась до конца "старого порядка".

Людовик XIV не допускал к власти титулованную знать, "приручив" ее придворными должностями.

Он выдвигал в министры людей низкого происхождения, щедро одаривая их и награждая дворянскими титулами. Поэтому они полностью зависели от воли короля. Наиболее известны Кольбер, министр финансов и экономики, и Лувуа, военный министр.

В провинциях Людовик XIV ограничил власть губернаторов и оставил им лишь почетные обязанности. Вся реальная власть сосредоточилась в руках "интендантов финансов, правосудия и полиции", которых он назначал и снимал по своей прихоти и которые, по его словам, были "самим королем в провинции".

В религиозной сфере Людовик XIV стремился навязать свою волю и мнение всем. Он вступил в конфликт с папой римским относительно контроля над католической церковью во Франции. Он преследовал янсенистов, непримиримых и строгих католиков. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, которым Генрих IV даровал протестантам религиозную свободу. Теперь их силой принуждали к смене веры, многие эмигрировали, что привело в запустение целые области. Несмотря на все усилия, протестантизм во Франции так и не был искоренен.

Конец царствования Людовика 14

Постоянные войны, и особенно последняя, называемая войной за испанское наследство, разорили страну. Нищета усилилась из-за нескольких неурожайных годов, и в частности из-за морозной зимы 1709 г. (температура опускалась ниже 20° по всей Франции на протяжении всего января, а снег лежал до конца марта).

Тяжесть налогов почти исключительно падала на "незнатных", в то время как духовенство, дворяне и часть буржуазии были от них освобождены. Людовик XIV пытался в конце царствования ввести налоги, уплачиваемые всеми в зависимости от доходов (капитация, десятина), но привилегированные сословия очень скоро от них освободились, а часть, падавшая на других, еще более возросла.

Имя: Людовик XIV де Бурбон

Государство: Франция

Сфера деятельности: Король Франции

Величайшее достижение: Годы правления: с 14 мая 1643 года по 1 сентября 1715 года. Царствовал 72 года, что является абсолютным рекордом Европы.

В каждой стране найдется представитель королевской семьи, оставивший наиболее яркий след в истории. Кто-то знаменит своей внешней политикой, другие – долгожительством, ну а третьи – просто своими эксцентричными поступками. И только единицы сочетают в себе все эти качества. Один из таких королей – лидер Франции 17-18 века, Людовик XIV.

Ранние годы

Будущий король Франции родился 5 сентября 1638 года в городе Сен-Жермен-ан-Ле в семье правителя королевства Людовика XIII и его супруги, испанской инфанты Анны Австрийской. При рождении он получил прозвище «Dieudonné», что означает «Богом Данный». И это действительно была правда – его родители поженились в 1615 году, будучи еще подростками (обоим было по 14 лет, что в те времена не считалось чем-то ужасным – брачный возраст был ранний).

Людовик был первенцем в семье, то есть можно посчитать – если родители поженились в 1615 году, а он родился только в 1638 году, то в течение 23 лет королева Анна не могла забеременеть. Вот уж действительно подарок от Бога! Спустя 2 года появился на свет второй сын венценосной четы – принц Филипп, младший брат Людовика.

У Луи могло бы быть вполне счастливое детство, как у любого принца крови того времени, если бы не печальное обстоятельство – смерть отца. Людовик скончался в 1643 году, оставив престол своему 5-летнему сыну. Как маленький ребенок может управлять огромным королевством? В этот период регентом становится мать – Анна Австрийская, стремившаяся проводить свою политику, ставить на ключевые посты своих людей.

Одним из низ был кардинал Джулио Мазарини, сменивший Ришелье. Он обучал Луи истории, политике, философии, но особо не тратился на ребенка – у короля были скромные одежды, на развлечения денег не выделялось. Объяснялось это отсутствием средств – ведь в тот период шла война с Фрондой (по сути Гражданская война внутри страны).

В 1648 году, когда Людовику было 10 лет, Парижское население-преимущественно, аристократия, восстало против Мазарини. В попытке свергнуть кардинала они развязали гражданскую войну против его сторонников – это и называлось Фронда. На протяжении долгой войны Людовик XIV страдал от многих невзгод, включая нищету и голод.). Аскетичный образ жизни, лишения и отсутствие нужных и интересных ему вещей впоследствии сформирует у Людовика страсть к непомерным тратам, роскошному образу жизни.

В период взросления он впервые узнал, что такое любовь – его первой возлюбленной стала племянница Мазарини, Мария Манчини. Но, как поется в знаменитой песне – «жениться по любви не может ни один король». В первую очередь при заключении брака принца крови (а тем более, короля) правительство думает о политической выгоде. И Луи в 1660 году женится на испанской инфанте Марии – Терезии Австрийской. И тут повторилась история родителей – первые годы брака были полны любви и доверия, затем молодой супруг охладел к своей второй половине.

Начало правления

Пока правил Францией кардинал Мазарини, Луи не подавал особых надежд – боялся гнева своего наставника. Но в 1661 году кардинал умирает, и Людовик приходит к мысли, что теперь настало его время править Францией. Он созывает Государственный совет, где объявляет, что отныне он является полновластным королем. Также он произносит ставшую крылатой фразу: “Вы думаете, господа, что государство-это вы? Нет, государство – это я”. Надо отдать ему честь – Луи мог безошибочно выбирать себе нужных людей, которые помогли поднять Францию из экономической ямы.

Его первой целью как абсолютного монарха была централизация власти и контроль над Францией. С помощью своего министра финансов, Жана-Батиста Кольбера, Людовик XIV учредил реформы, которые были призваны сократить дефицит казны и способствовали росту промышленности. Во время своего правления Людовик XIV сумел улучшить систему налогообложения страны и ограничить ранее бессистемную практику заимствований. Он также объявил членов дворянства освобожденными от уплаты налогов.

Не забывал король и о культуре. Наряду с изменениями в правительстве, Людовик XIV создал ряд программ и институтов, чтобы привнести больше искусства во французскую культуру. Так, в 1663 году была основана Академия надписей и изящных букв (Académie des Inscriptions et Belles-Lettres), а в 1666 году-Королевская Академия музыки. Людовик XIV также поручил Кольберу руководить строительством Парижской обсерватории с 1667 по 1672 год.

Все свободное время Луи посвящал государственным делам. Воспитанный при дворе, поздний любимый ребенок, он считал себя помазанником Божьим в прямом смысле слова. Даже королевские резиденции казались ему недостойными его величия. Он решил построить новую – для себя. Взоры его обратились на небольшую деревушку Версаль недалеко от Парижа, где он преобразил скромный охотничий домик во дворец небывалой роскоши и красоты.

Дворец в Версале стал его постоянной резиденцией в 1682 году. Именно обстановка нового жилища подтолкнула короля на создание правил этикета двора, которого все придворные должны строго придерживаться. Особой благосклонностью короля пользовались писатели, поэта, артисты. Часто в Версале ставились различные постановки.

Внешняя политика

Луи за все время своего правления (имеется в виду с 1661 года, конечно) провел немало войн с соседними и дальними европейскими странами. Причем воевал король успешно. В 1667 году он начал вторжение в испанские Нидерланды, посчитав это законным наследством своей жены. Через год был заключен Ахенский мир, по которому к Франции отходили некоторые земли – Бенш, Шарлеруа, Берг, Французская Фландрия. Однако Луи пришлось для этого пойти на кое-какие уступки, что противоречило его властной натуре. Спустя несколько лет он снова втянул страну в войну с Голландией – закончившеюся полной победой королевства. Она обеспечила Франции репутацию грозного противника в Европе.

Начиная с 1680-х годов побед на военном поприще становится все меньше – Испания, Голландия, Австрия и Швеция объединяются в союз против Франции. Армия Луи была сильной, организованной, но другие страны тоже обучали своих воинов, создавали новое оружие. Да и война требовала денег – приходилось поднимать налоги. Французы начали роптать. Король приказал отправить на переплавку все серебро из Версаля. Но время побед закончилось. По условиям мирных договоров Франция передавала Люксембург, Лотарингию, Савойю.

Одной из последних больших битв была война за испанское наследство, начатая в 1701 году. Против Франции выступили Англия, Голландия и Австрия. Для ведения войны на переплавку теперь уже пошло золото из Версаля. Налоги были подняты, в стране начался голод. Франция сохранила за собой Испанию, но это было единственное приобретение в войне. Долг перед странами был огромным, вся тяжесть выплат легла на плечи простого люда. В течение всего 18 века будет копиться недовольство королевской семьей, пока однажды не выльется в революцию.

Еще одной болью был вопрос о преемнике. В 1711 году скончался его сын и наследник Людовик Дофин, затем умер старший внук короля Людовика (сын наследника). Не считая дочерей, остался лишь один наследник – младший сын Людовика Дофина, Луи (будущий король Людовик XV).

Помимо законных детей от супруги, король имел сыновей от своей фаворитки, мадам де Монтеспан, которым дал свою фамилию и назначил в Государственный совет.

Король-Солнце Людовик XIV скончался от гангрены 1 сентября 1715 года в Версале, став самым долго царствующим монархом в истории Европы – 72 года. Его рекорд не побит до сих пор. Похоронили короля в аббатстве Сен-Дени.

Хосе́ Клеме́нте Оро́ско (исп. José Clemente Orozco, 23 ноября 1883 - 7 сентября 1949) - мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.

Фрескам Ороско характерна динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.

Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.

После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.

В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный - цвет реакции.

В 1910-1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:

В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвященные женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу.

В 1917-1919 Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица.

Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году - огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе.

В 1926-1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.

В 1927-1934 годах он снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.

В высших школах США Ороско создает следующие работы:

Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств. В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в 1937 - в правительственном дворце.

В 1936-1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс» (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».

В 1940-1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико.

Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года, не успев завершить свою последнюю работу - роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман». В этом же году в Гвадалахаре был открыт музей-мастерская художника.

В начале 1920-х годов министр просвещения Мексики Хосе Васконселос заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, а также их последователи, были прозваны муралистами. Кроме Хосе Клементе Ороско в числе муралистов можно выделить следующих художников:

Муралисты пытались сочетать современную технику письма с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Но у Ороско был свой взгляд на это, он писал:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Работал в Мексике и США .

Хосе Клементе Ороско
José Clemente Orozco
Дата рождения 23 ноября (1883-11-23 )
Место рождения Сапотлан , штат Халиско
Дата смерти 7 сентября (1949-09-07 ) (65 лет)
Место смерти Мехико
Страна
Жанр монументальная живопись
Награды
Работы на Викискладе
...Такие люди, как Ороско, Ривера , Портинари , Тамайо и Гуаясамин , подобны вершинам Анд ...
Пабло Неруда

Для фресок Ороско характерны динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.

Биография

Родился 23 ноября 1883 года в Сапотлане (мексиканский штат Халиско).

Его родители сначала переехали в Гвадалахару , а потом в Мехико , где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос .

После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто , затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.

В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный - цвет реакции .

В 1910-1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:

В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвящённые женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу .

В 1917-1919 годах Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица .

Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году - огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе .

В 1926-1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.

В 1927-1934 годах снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу .

В высших школах США Ороско создаёт следующие работы:

  • «Прометей» (1930). Помона-колледж, Клермонт (Калифорния)
  • «Борьба на Востоке» (1930-1931). Новая школа социальных исследований , Нью-Йорк
  • «Американская цивилизация» (1932-1934). Дартмутский колледж , Гановер (Нью-Гэмпшир).

Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств . В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете , в 1937-м - в правительственном дворце.

В 1936-1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс » (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».