Харисов ринат. Художник ринат харисов доверил управление правом следования управис Как происходит работа над картиной

Р инат Харисов - классик современной живописи Башкортостана . Так зовет­ся он уже давно и вполне заслуженно. Что есть классик? В первую очередь, хранитель традиции. Не каждого художника интересно изучать и анализи­ровать. Далеко не под каждым визуальным рядом скрывается культурный пласт, значительный и сложный для дешифровки. Рассматривая же карти­ны Рината Зуфаровича, мы можем найти много приятных нашему глазу ис­токов. Лейтмотивом проходит через все творчество, периодически обозна­чаясь в нем достаточно явно, иконографический ряд лирических образов Марка Шагала. Порой из трансформации, переходя в цитирование сюжет переносится из еврейского квартала в татарскую деревню, где существует, впрочем, не менее органично.

Еще одна немалая проблема XX века - обозначение рамок стилевой при­надлежности. Вряд ли кто-то решится всерьез назвать сейчас Марка Шагала, равно как и нашего современника Рината Харисова примитивистом. При очевидной склонности к способам решения пространства приемами этого направления, есть множество других параметров, по которым они абсолют­но не сходны. Так, Игорь Наумович Голомшток открывает свое исследование авангардного искусства сакраментальным утверждением Бюффона: «Стиль - это человек». Эта фраза отчетливо ложится в основу его теории о том, что в XX веке не существует четких разграничений на стили, течения и направле­ния, ибо, действительно, XX век доказывает нам стопроцентно абсурдность попытки «очертить меловым кругом - то, что само по себе не имеет границ.

И снова к народности. XX век, как мог, максимально контрастно показал нам разницу между национальной гордостью и национальной идеологией. Художник не может быть слишком национален! Наличие национального колорита всегда придает произведению большую теплоту, яркость и ис­кренность. Ринат Харисов - это наш яркий пример идеального включения этнического материала в явно нереалистический метод исполнения. При­мер тонкого балансирования на столь скользкой грани. В его картинах мож­но долго и безрезультатно искать кривые усмешки во время изображения артефактов и ритуалов советского строя. Точно так же, как нет там и бур­ного прославления своего народа. А есть лишь: первоклассное мастерство, отличный вкус и искренность, благодаря которой мастеру удается говорить со зрителем на любые темы, с одинаковой добротой и любовью.

Творчество Рината Харисова a priori не может быть скучным, повторяю­щимся, клишированным. Художник черпает свои сюжеты и образы даже не из жизни, а из мира своей памяти, из узорчатых и сложных детских воспо­минаний, приукрашивая их искренней любовью и ностальгией. В его сюже­тах нет претензии на уникальность - так было часто и будет еще не раз, его композиции просты и правильны, цветовая гамма спокойна за отсутствием специальных эффектов. Как сказал Лао-Цзы: «Высокое стоит на глубоком». За плоскостью тряпочки-холста - космос. В оптическом смешении его красок есть что-то удивительное и волшебное: так картинка, увиденная один раз в калейдоскопе, может не повториться никогда, но запомнится на всю жизнь.

Как осколки битого стекла на асфальте под лучами весеннего солнца превра­щаются на миг в несметные сокровища. Ринат Харисов умеет ценить и лю­бить, казалось бы, незначительные вещи, ситуации простые и не пафосные. Ведь для того, чтобы превратить предмет в знак, символ, нужно увидеть и понять его суть, а не красоту внешнюю. Но нужно и суметь оставить за зна­ковым элементом функцию художественной выразительности, не доводя его до математического языка; автору это удается также блестяще.

Великолепие точнейшей линейности, гармония цвета не оставляют со­мнений в утонченности художника. Об этом же говорят и переплетения эмоциональных потоков. Так соседствуют гордость за свой народ с огром­ной к нему любовью, сентиментальность с искренностью.

Хрупкость бестелесных двухмерных образов, их зыбкость навевают легкую приятную грусть. В картинах Рината Харисова невозможно встретить безапел­ляционную тоску или всепоглощающую радость, он всегда предоставляет зри­телю альтернативу. Так вписывает он в «мир теней» цветок или птицу преуве­личенных размеров, а в грустный, казалось бы, сюжет - элемент иронии.

Ренат Харисов родился в деревне Ленин Буляк Бураевского района Республики Башкортостан. Окончил художественное отделение (ныне – факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне академия) в 1978 году. В 1978 и с 1980 года и по настоящее время преподает на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, с 1996 года доцент кафедры изобразительного искусства. Член союза художников СССР (России) в 1989 года. С 1973 года – участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных, международных, специальных и групповых выставок. В творческом активе – 6 персональных выставок. Член творческого объединения «Чингисхан» с 1990 года. Живет и работает в Уфе.

Екатерина Суворова

Живописец. Заслуженный художник Республики Башкортостан. Член Союза художников России с 1989 года.

Лауреат Первой международной независимой культурологической премии фонда «Туран» (Казань, 1993г.)

Участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных, международных и групповых выставок.

Родился в 1953 году в деревне Старо-Карагушево (Башкортостан). Специальное образование получил на художественном отделении Уфимского государственного института искусств.

Живет и работает в Уфе. Преподает на художественно-графическом факультете БГПУ, с1996г. Доцент кафедры изобразительного искусства.

Основные выставки:

1987 — «Художник и время». ЦВЗ, Москва; выставка произведений молодых художников России. Чехословакия, Кипр.
1988 — «Молодость страны». ЦВЗ, Москва.
1989 -Выставка произведений молодых художников России.Адис-Абеба, Эфиопия.
1990 — «ТАТ-АРТ», С.-Петербург.
1991 — «ТАТ-АРТ», Казань.
1992 — "Музей национальной культуры, Казань; Галерея Министерства Культуры РБ, Зальцбург, Вена, Австрия.
1993 — Выставка галереи «Мирас», ЦВЗ СХ РБ, Уфа; Выставка галереи «Мирас», Большой театр, Москва; Персональная выставка, Вена, Австрия; Персональная выставка, Зальцбург, Австрия.
1994 — Выставка Культурологического фонда «Туран», Стамбул, Турция; Выставка галереи «Мирас», «Грезы Луны», ЦДХ, Москва.
1995 — «Чингисхан», Уфимская художественная галерея, Уфа.
1996 — «Возвращение Чингисхана», Культурный Центр «Казань», Казань; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1997, 1999 — Перформанс «Науруз байрам», Уфимская художественная галерея, Уфа.
1997 — Коллекция галереи «Мирас», ЦДХ, Москва; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1997, 1998 — "Посольство ФРГ, Москва.
1998 — Перформанс «Гравицаппа», Галерея «Урал», Уфа.
1998-1999 — Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
1999 — Музей изобразительных искусств, Екатеринбург.
2000 — Перфоманс «Принцессы», музей им. Нестерова, Уфа; Галерея «Палитра», Санкт-Петербург; Художественно-музыкальный проект «Жаворонок в кобальте неба», ЦДХ, Москва; Посольство Египта, Москва; Международная художественная ярмарка «Арт-манеж», Москва.
2001 -«Современное изобразительное искусство Башкортостана». Дни культуры РБ в Санкт- Петербурге, ВЗ ЛОХС. .
2003 — Выставка ТО «Чингисхан». Москва, Дом национальностей.
Персональные выставки:
1988 — «Ринат Харисов. Живопись». Уфа, малый ВЗ СХ РБ.
1993 — «Ринат Харисов. Живопись». Уфа, БГТОиБ.
1993 — «Ринат Харисов. Живопись». Вена, Австрия.
2001 — «Черно-белое кино». Уфа, галерея «Мирас».
2004 — "Под созвездием Близнецов». (Живопись). Уфа, БГХМ им. М.В.Нестерова

Работы автора находятся в Башкирском БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), ГМИИ РТ (Казань), МНК НКЦ (Казань), НКФ «Туран» (Казань), РМИИ Р Марий Эл (Йошкар-Ола), МСРИ (Джерси-Сити, США; Париж, Франция), СХ РФ (Москва), ГМВЦ РОСИЗО (Москва), М-ГСИ «Марс»(Москва), Полномочное представительство РБ в Москве, МК и НП РБ (Уфа), ГНИ «Урал» МК и НП РБ (Уфа), Галерее «Мирас» (Уфа), ОАО «Урал Сиб Фонд»(Уфа), частных собраниях и корпоративных коллекциях банкрв, фирм в России и за рубежом (Германия, Франция, Голландия, США, Турция, Австрия).

Он появился на выставках в начале 80-х, когда государственная машина по производству «истинно народного искусства» водила хороводы ряженых на подмостках, гнала по конвейеру кубометры лакированных ложек. Одни его не поняли («Ну уж… нельзя так уж совсем просто»), другие, хитровато щурясь, кивали в сторону Шагала и Малевича, а иные сразу окрестили его классиком татарской живописи. Так и живет он, неофициальный классик неофициального искусства, картины пишет, что письма любовные, узелочки на память вязью арабской вяжет, бисер слов заветных сыплет. Его герои, обитатели двухмерного пространства, наивны, как дети, чистосердечны до святости, живы простодушной надеждой, счастливы полузабытой радостью.

Неоднозначность нынешней жизни множит сама себя. Поэтому все настойчивее он воскрешает утраченную целостность мира, все чаще уходит в воспоминания, основательно, как в хадж, в далекую Мекку своего детства. Именно детский взгляд на мир позволяет абстрагироваться от утилитарного предназначения вещей, высечь из предметов их поэтическую суть.

Он ироничен, всегда поэтичен, а это и есть тот настой, на котором замешена татарская душа. Мужчина и женщина — главные персонажи почти всех его работ. Даже отсутствуя, мужчина присутствует незримо: это для него она такая нарядная сегодня, ему шлет весточку…

В сентябре 2017 года был заключен договор о передаче полномочий по управлению правом следования между художником Ринатом Зуфаровичем Харисовым и УПРАВИС.

Ринат Зуфарович Харисов – живописец, классик современной живописи Башкортостана, заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников России, лауреат Первой премии Международного независимого культурологического фонда «Туран» (Стамбул – Казань), участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных (Австрия, Венгрия, Германия, Голландия, Турция), международных и групповых выставок. Также в творческом активе художника шесть персональных выставок.

Основная тема творчества Рината Харисова еще с конца 1980-х – жизнь народа. Художник по-своему воспринимает и раскрывает национальные обычаи, воспроизводя их поэтично, с любовью и уважением.

С 1980 года в течение многих лет Ринат Харисов преподавал на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с 1996 года был доцентом кафедры изобразительного искусства.

Творчество Рината Харисова вызывает неизменный интерес у коллекционеров. Работы автора хранятся в Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США; Париж, Франция), Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва), Центре современного искусства «М’АРС» (Москва), Союзе художников Российской Федерации (Москва), Башкирском государственном художественном музее имени им. М.В. Нестерова (Уфа), Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола), а также в частных собраниях и корпоративных коллекциях банков, российских и зарубежных фирм (Германия, Франция, Голландия, США, Турция, Австрия).

Картины Рината Харисова продаются на аукционах. Договор с УПРАВИС позволит художнику получать вознаграждение при каждой перепродаже его работ в России и за рубежом.

Вы с детства любили рисовать?

Да. Мне кажется, эта творческая жилка заложена у нашей семьи в генах: мой младший брат здорово рисовал портреты писателей, прекрасно играл на гитаре и сочинял песни, остальные братья учились на худграфе, сестренки тоже любили рисовать. Моя мама работала школьной учительницей, в доме всегда было много книг и тетрадей, и, несмотря на то, что я постоянно изрисовывал их обложки и поля, родители меня за это не ругали, а только поощряли наши увлечения.

Вообще, это было забавное время: я вырос в деревне в Бураевском районе, и иногда, чтобы купить краски, мы с ребятами ходили пешком в соседнее село. Друг научил меня разводить прессованные акварели сахарной водой, поэтому, впервые купив масляные краски, я пытался проделать то же самое и с ними. Ничего, естественно, не получалось, а в тетради от них оставались только жирные пятна. Первым тонкостям рисования по правилам меня научил односельчанин, который учился в художественном училище. Его пример и подвигнул меня поступать на худграф.Когда вы решили стать художником?

В январе 1969 года мы с группой студентов поехали в Ленинград, Ригу, Таллинн, и в Эрмитаже я купил книгу о Валентине Серове, которую потом очень любил читать и копировать его автопортреты на полях. С этого и началось мое глобальное увлечение искусством: я много читал о художниках, интересовался творчеством передвижников, изучал академическую живопись

Расскажите о студенческих годах.

Учеба, несомненно, повлияла на мое становление как художника, ведь просто так, без образования сложно стать профессионалом. Моим любимым преподавателем в училище был Петр Руденко, который преподавал портрет. Мы с ним подружились, и он показывал мне, как нам тогда казалось, совершенно другое искусство – работы болгарских художников. На самом деле ничего в них такого не было, конечно, но для нас это все равно было что-то отличное от привычного. Позже мы вместе поступали в институт, но его судьба сложилась трагически. В память о нем я недавно написал картину «Полуторка»: на ту же тему, что и его вступительная работа, о шоферах и машинах. А в институте моим преподавателем живописи был выдающийся башкирский художник Рашит Нурмухаметов. В то время искусство должно было быть академическим, отклонения от нормы не приветствовались, а я уже тогда пытался делать стилизации, экспериментировать. Он подходил ко мне и говорил: «Что, работаешь на The Rolling Stones?». Но не порицал, и это было хорошо. Я благодарен ему за это.

Каково было в те годы работать в ином стиле?

В начале пути мое направление многие совсем не воспринимали, не брали работы на выставки, говорили, что так рисовать могут и дети. А моя первая персональная экспозиция в малом зале Союза художников вообще получила сплошь негативные отзывы. Но я был упертым и продолжал делать по-своему. Можно было, конечно, писать портреты деятелей эпохи, работать в академическом стиле, но я просто не представлял, как буду делать что-то другое. Конечно, было обидно, я говорил про себя: вы еще узнаете обо мне! Лишь потом, потихоньку, отношение к моему творчеству изменилось.

Вас всегда интересовала народная тематика?

Меня привлекали вышитые платки, ковры, быт деревенской жизни. Я изучал русский лубок, иконопись, башкирский и татарский фольклор. Сюжет для работы можно найти везде, в самой жизни, в самых обыденных ее эпизодах. А вложив в увиденное частичку себя, доработав, получаешь картину.

Как происходит работа над картиной?

Начинать бывает очень трудно: приходишь в мастерскую, а в голове ничего нет. Но работа должна быть ежедневная, как тренировки у спортсмена, писать надо постоянно, даже если нет желания. Вдохновение редко приходит из ниоткуда, его надо выжать из себя. Иногда просто берешь холст, начинаешь его красить, и постепенно он обретает идею. Это подобно тому, как в детстве лежишь в кровати, смотришь на деревянный потолок с его сучками и зарубками, и через некоторое время он начинает «оживать».

Что нужно для того, чтобы стать хорошим художником?

Это, наверное, только Аллаху известно. Я знал людей, у которых был талант, но художниками они не стали. Может быть, нужно иметь еще и стремление, способность отказываться от многого, в том числе и материальных благ, силу иметь свое мнение и отстаивать его. А от этого выбора страдает в первую очередь семья. Нужно уметь со всем этим справляться. И. конечно, талант, постоянный поиск и огромный труд.

А вы могли бы выбрать для себя другую профессию?

Я мог бы стать столяром или пекарем. Я даже жене говорю: «Я больше люблю столярничать, чем рисовать». Люблю печь хлеб, работать с деревом – приятно, не надо нервничать. Когда рисуешь, столько охаешь-ахаешь, не туда мазок положил, надо убирать – сплошные нервы. Это если ты с натуры пишешь, пейзаж, например, отдыхаешь. А когда выдумываешь то, чего на самом деле нет, конечно, напрягаешься, тратишь душевные силы.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.