Характер Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”: положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет Средство от тоски по печорину

"Герой нашего времени" - первый в нашей стране психологический роман, в котором Лермонтов путем анализа поступков и мыслей главного героя раскрывает перед читателями его внутренний мир. Но, несмотря на это, характеристика Печорина - задача не из простых. Герой неоднозначен, как и его поступки, во многом благодаря тому, что Лермонтов создал не типовой персонаж, а настоящего, живого человека. Попробуем разобраться в этом человеке и понять его.

Портретная характеристика Печорина содержит весьма интересную деталь: "глаза его не смеялись, когда он смеялся". Мы можем видеть, что героя отражается даже в его внешнем описании. Ведь действительно, Печорин никогда не чувствует своей жизни целиком, по его собственным словам, в нем всегда сосуществуют два человека, один из которых действует, а второй его судит. Он постоянно анализирует свои собственные поступки, что есть "наблюдение ума зрелого над самим собою". Возможно, именно это мешает герою жить полной жизнью и делает его циничным.

Наиболее яркая черта характера Печорина - его эгоизм. Его стремление во что бы то ни стало устроить все именно так, как пришло ему в голову, и никак иначе. Этим он напоминает который не отступает, пока не получит желаемого. И, будучи по-детски наивным, Печорин никогда заранее не осознает, что от его мелочных эгоистичных стремлений могут пострадать люди. Свою прихоть он ставит выше остального и просто не задумывается о других: "я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе". Возможно, именно благодаря этой черте герой удаляется от людей и считает себя выше них.

Характеристика Печорина должна содержать и еще один важный факт. Герой ощущает силу своей души, чувствует, что рожден для высшей цели, но вместо того, чтобы заняться ее поисками, он растрачивает себя на всякие мелочи и сиюминутные стремления. Он постоянно мечется в поисках развлечения, сам не зная, чего он хочет. Так, в погоне за мелкими радостями, проходит его жизнь. Не имея перед собой никакой цели, Печорин тратит себя на пустые вещи, которые не приносят ничего, кроме коротких моментов удовлетворения.

Так как герой и сам не считает свою жизнь чем-то ценным, он начинает играть с ней. Его желание взбесить Грушницкого или направить на себя его пистолет, так же как испытание судьбы в главе "Фаталист" - все это проявления болезненного любопытства, порожденного скукой и внутренней пустотой героя. Он не задумывается о последствиях своих действий, будь то даже его смерть или смерть другого человека. Печорина интересует наблюдение и анализ, а не будущее.

Именно благодаря самоанализу героя характеристика Печорина может быть завершена, так как он сам объясняет многие свои поступки. Он хорошо изучил себя и каждую свою эмоцию воспринимает как объект для наблюдения. Он видит себя как будто со стороны, что приближает его к читателям и позволяет нам оценить поступки Печорина с его собственной точки зрения.

Вот основные пункты, которые должна содержать краткая характеристика Печорина. На самом деле его личность намного сложнее и многограннее. И навряд ли понять его может помочь характеристика. Печорина нужно найти внутри себя, прочувствовать то, что чувствует он, и тогда его личность станет понятна героям нашего времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цитатная характеристика Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

печорин онегин лермонтов образ

Ученика 10-Б класса

Галичян Олег

"Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским."

Из новеллы "Максим Максимыч". Цитатная характеристика Печорина

Огромная любовь к Кавказу

1 . Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

2 . “Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. ”

3 . Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Деятельная натура, стремящаяся к постоянному движению

1 . Слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. (ч . I " Бэлла ")

2 . Идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

3 . Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится.

Страсть к противоречиям

1 . Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная.

2 . Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.

3 . Все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют её сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

4 . С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом

1 . Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство. (" Журнал Печорина " , " Тамань ")

2 . Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.

3 . Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

4 . Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

Не искренность

1 . Я лгал; мне хотелось ее побесить

2 . “Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни. ”

3 . Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

Манипуляция людьми

1 . Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

2 . Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

3 . Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!

4 . Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Самолюбие

1 . О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!. (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

2 . Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

3 .". верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. "

Злопамятность

1 . Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!.

2. Я глупо создан: я ничего не забываю

3 . Всякое напоминание о минувшей печали болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки.

Отношение к дружбе и любви

Отношение к дружбе и любви

1 . Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!

2 . Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.

3 . Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Взаимоотношение к женщинами

1 . Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. (" Журнал Печорина " , " Тамань ")

2 . Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

3 . Женщины любят только тех, которых не знают.

4 . Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков… (Грушницкий )

5 . Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Онегин и Печорин - представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них - герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.

Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин - столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.

Печорин - представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.

Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.

Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова. Онегин - эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.

Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.

Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина - его гибель. И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин - это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.

Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика образа главного героя Григория Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", первого русского реалистического романа в прозе. Печорин как представитель "лишних людей", его взаимоотношений с другими героями произведения.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Анализ внутреннего мира и переживаний главных героев повести Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорина и Грушницкого, сравнительная характеристика. Мнение литературоведов Марченко и Белинского о Грушницком как "кривом зеркале" Печорина, обоснование.

    статья , добавлен 21.09.2010

    "Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах исследователей "Героя нашего времени".

    реферат , добавлен 11.04.2012

    Кавказские впечатления М.Ю. Лермонтова. Первое издание романа "Герой нашего времени". Творческие принципы следование правде жизни и критическая оценка героя. Таинственность в обрисовке Печорина. Обвинения и оправдания Печорина.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "Демонические" свойства натуры Печорина. Место образа Грушницкого в романе. Дневниковые записи героя.

    презентация , добавлен 14.10.2012

    Роман М. Ю. Лермонтова (1814-1841) "Герой нашего времени". Система образов. "Княжна Мери". Характер Печорина. Анализ лирического произведения элегия В.А. Жуковского "Славянка". Анализ стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума".

    контрольная работа , добавлен 13.04.2006

    Источники знаний Печорина и его отношение к разным родам литературы в целом. Общая характеристика мировоззрения Печорина. Безупречное владение родным языком. Способности рассказчика. Влияние творчества Руссо на Печорина. Влияние античных философов.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Центральная проблема романа Лермонтова "Герой нашего времени". Особенности композиции и сюжет произведения. Истоки печоринского индивидуализма. Жизненные позиции и нравственные принципы главного героя, особенности характера. Значение образа Печорина.

    сочинение , добавлен 29.01.2014

    Жанровые и композиционные особенности романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", жанровая специфика произведения. Проблема смысла жизни и рока в главе "Фаталист". Трагическая обреченность Печорина и его отношение к предопределению.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Выявление тенденций в понимании и интерпретации образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ этапов духовного поиска, стремления вырваться из плена своего эгоистического "я". Установление причин духовной драмы героя времени.

Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо больше, чем разница в их характерах. С Белинским солидарен и Герцен, который считает Печорина младшим братом Онегина. И если подумать, то нетрудно догадаться, что они действительно очень близки. Оба героя являются типичными представителями светского общества.

В молодости они оба пытались получить от жизни все, читали книги и увлекались наукой, но затем охладели к знаниям. Их всецело охватила скука. При этом герои мыслят критично, они лучше и умнее многих других.

Впрочем, духовная жизнь у каждого своя. Онегин принадлежит к эпохе общественно-политических реформ и времени, предшествующему декабристскому восстанию. Печорин же живет в период разгула реакции, когда восстанию был положен конец. Онегин при желании мог присоединиться к движению декабристов, а Печорин лишен всяческих возможностей, поэтому он сильно страдает. Во многом его страдания обусловлены глубиной и одаренностью натуры.

Действительно, с первых страниц читатели понимают, что перед ними - необыкновенный персонаж с несгибаемой волей и недюжинным умом, обуреваемый страстями и эмоциями. Печорин с удивительной проницательностью понимает людей и критически относится к самому себе. Он безошибочно угадывает характер и наклонности окружающих. Внешне он спокоен, но чувствует сильно и глубоко. Помимо своей внутренней силы, Печорин обуреваем также и жаждой деятельности.

Впрочем, себя он именует не иначе как "нравственным калекой", ибо все его действия нелогичны и противоречивы.

Эта противоречивость видна и в его облике, и в манерах. Сам Лермонтов не устает подчеркивать странности натуры героя. К примеру, когда Печорин смеется, его глаза холодны, что служит признаком либо злобы, либо постоянного пребывания в тоске. Его взгляд беглый, но тяжелый и даже дерзкий, правда, Печорин при этом очень спокоен и равнодушен. Герой скрытен, хотя в его походке угадывается некоторая ленивость и небрежность. Он и крепок, и слаб одновременно. Ему уже около 30 лет, но в его улыбке по-прежнему видна непосредственность.

Максим Максимыч тоже замечал особенности Печорина, рассказывая, что на охоте все могут устать, а Печорин никак не реагирует на усталость, или же уверяет, что простудился, бледнеет и дрожит.

На примере Печорина Лермонтов показывает "болезнь" всего поколения того времени. Печорин сам говорит о том, что вся его жизнь состоит из вереницы неудачных и тоскливых событий, противоречащих здравому смыслу и сердцу. Как же это проявляется?

В первую очередь это касается его отношения к жизни. Печорин не скрывает, что он настроен скептически и в жизни полностью разочарован, продолжая жить лишь из любопытства. С другой стороны, заметно, что он жаждет действовать.

Более того, в нем происходит непрерывная борьба чувств и разума. Печорин признается, что думает лишь головой, а все свои страсти и эмоции оценивает с точки зрения рассудка. Однако у героя горячее и понимающее сердце, способное любить. Особенно неравнодушен Печорин к природе: соприкасаясь с ней, рассеивается все беспокойство, тоска уходит, и на душе становится легко.

В отношениях с женщинами у Печорина тоже не все просто. Он поддается своим честолюбивым порывам и стремится добиться любви женщин. Он мечтает подчинить все своей воле, завоевывать любовь и преданность окружающих.

Но Печорина нельзя назвать эгоистом, поскольку великая любовь ему не чужда. Его отношение к Вере наглядно это демонстрирует. Когда герой получил ее последнее письмо, он немедленно вскочил на коня и помчался в Пятигорск, чтобы увидеть свою возлюбленную и проститься с ней. Печорин понял, что Вера очень дорога для него, важнее, чем жизнь, счастье и честь. В степи он остался без коня и от бессилия заплакал, упав на мокрую траву.

Все эти противоречия мешают Печорину жить полной жизнью. Он искренне считает, что лучшая часть его души умерла.

Накануне назначенной дуэли Печорин задумывается над своей жизнью, и размышляет, есть ли в ней цель. Он отвечает на свой вопрос в дневнике, черкнув, что чувствует в себе огромные силы, и что цель, вероятно, существовала. Но проблема заключается в том, что деятельности, которая была бы его достойна, он найти не смог. Все свои силы он тратит на мелкие и недостойные действия, например, похищает Бэлу, играет с любовью Мери, разрушает бытие контрабандистов, убивает Грушницкого. Сам того не желая, он всем несет погибель: Бэла и Грушницкий умирают, Вера и Мери обречены на страдание, огорчен и Максим Максимыч, который стал сомневаться в возможности существования дружбы и искренности между людьми.

Таким образом, самая страшная вещь в жизни Печорина - несоответствие необъятных душевных сил и мелочных поступков героя. Это противоречие губительно для всех.

Так чья же вина в том, что Печорин стал лишним в своей же жизни? Печорин признается, что его душа была изрядно испорчена светским обществом, с которым он так и не смог разорвать связь. Все молодые годы он потратил на бесплодную борьбу с высшим светом и с собой. Он глубоко запрятал и практически уничтожил все лучшие чувства, страшась непонимания и насмешек.

Но не только дворянское общество повинно в непростой судьбе Печорина, ведь из этого общества вышли и декабристы. Таким образом, Печорин - классический герой времени 30-х годов.

Произведение:

Герой нашего времени

Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.

П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

Печорин - герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому и обречена на одиночество. Трагедия этой личности, обреченной на бездействие и одиночество, и есть основной идейный смысл романа "Герой нашего времени". Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина. Печорин получил светское воспитание, вначале гоняется за светскими развлечениями, но потом его ждет разочарование, попытки заняться наукой и охлаждение к ней. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин- это характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Он одерживает победу над Грушницким в дуэли и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее. Мучительно ищет он выход, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга. И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа. Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе.

Печорин Григорий Александрович- главный герой романа, по своему типу связанный с персонажами психологических романов Р.Шатобриана, Б.Констана (происхождение фамилии Печорин от названия реки Печоры, как и фамилии Онегин- от названия реки Онеги, отмечено еще В.Г.Белинским) История его души составляет содержание произведения. Эта задача прямо определена в "Предисловии" к "Журналу Печорина". История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", П. бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объемного образа; Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже напрвлены на отображение души (через лицо, глаза, фигуру и детали одежды). Лермонтов относится к своему герою не иронически; но сам тип печоринской личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах, - ироничен. Так задается дистанция между автором и героем; Печорин отнюдь не alter ego Лермонтова.

История души П. не излагается последовательно хронологически (хронология как раз принципиально смещена), а раскрывается через цепь эпизодов, приключений; роман строится как цикл повестей. Сюжет замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости(Бэла), в крепости же и заканчивается(Фаталист). Подобная композиция свойственна романтической поэме: внимание читателя сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Символически - из крепости в крепость.

Характер П. задан с самого начала и остается неизмененным; духовно он не растет, но от эпизода к эпизоду читатель все глубже погружается в психологию героя, чей внутренний облик как бы не имеет дна, принципиально неисчерпаем. В этом и состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не поддается измерению, не знает пределов самоуглублению и не имеет перспектив развития. Поэтому П. постоянно испытывает "скуку", неудовлетворенность, чувствует над собой безличную власть судьбы, которая ставит предел его душевной деятельности, ведет его от катастрофы к катастрофе, угрожающей как самому герою (тамань), так и другим персонажам.

М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Герой нашего времени». В названии слово «герой» употреблено в значении «типичный представитель». Этим автор хотел сказать, что Печорин вобрал в своем образе черты молодых людей того времени.

Тридцатые годы девятнадцатого века историки называют временем «застоя». Тогда многие талантливые люди становились инертными, не находя себе достойного применения. Сам Печорин говорит о себе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом причина раздвоенности его души. В нем живет сразу два человека: один живет чувствами, а другой судит его. Эта противоречивость и не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он оценивает себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Образ Печорина, в некоторой степени, - повторение образа Онегина. Созвучны даже их фамилии, образованные от названия двух исконно русских рек. И Онегин, и Печорин – настоящие "герои времени". Они очень похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Белинский заметил: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между ними гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорой.

Печорин воплощает в себе типичные черты многих людей времени, когда был написан роман: разочарованность, невостребованность, одиночество.

>Характеристики героев Герой нашего времени

Характеристика героя Печорин

Григорий Александрович Печорин - главный персонаж романа «Герой нашего времени», являющийся крайне противоречивым человеком. Лермонтов описывает его то, как бесстрашного и не знающего устали героя, то сидящего целыми днями у себя в комнате, вздрагивающего от малейшего шума. То молчуна, из которого слово не вытянуть, то прекрасного оратора и собеседника. Узнаём мы его понемногу, в разные периоды его жизни.

Мы знакомимся с Печориным, когда ему 25 лет и он прибывает в звании прапорщика служить в одну из крепостей на Кавказе. Он служит под командованием Максима Максимыча . Однажды, местный князь пригласил их на свадьбу, где Печорин познакомился с его шестнадцатилетней дочерью - Бэлой , и безумно в неё влюбился. Он узнал, что брат Бэлы Азамат, готов отдать жизнь за лошадь Казбича и предложил ему Карагеза (так звали скакуна), взамен своей сестры. Тот согласился и Печорин, своровав Карагеза, стал обладателем Бэлы. Но Казбич не смог простить воровства своего коня и друга. Он выждал время, похитил Бэлу и убил её. Печорин долго мучился, а через три месяца его назначили в другой полк, и он уехал в Грузию.

В следующей главе мы узнаём как Печорин, будучи проездом в Тамани, случайно выследил контрабандистов. Девушка, завлекла его на лодку, и хотела утопить, а когда он с трудом от неё отбился и вернулся в дом, то выяснил, что его шкатулку, шашку и кинжал похитил слепой мальчик, что жил в доме и отдал главе контрабандистов Янко.

В следующей главе мы видим Печорина в Пятигорске, на водах. Там он знакомится с княжной Мери , на которую претендует его друг Грушницкий . Из зависти, он также начинает за ней ухаживать, хотя совершенно её не любит. Там же на водах, он встречает свою бывшую любовь Веру , которая его безумно любит. Когда он вскружил Мери голову, она дала отбой Грушницкому, а тот в ответ начал распространять грязные слухи про него и Мери. Печорину пришлось вызвать его на дуэль и убить. Сразу после дуэли он сообщил Мери, что её не любит. Узнав, что Вера уехала, он бросается за ней, но загнав лошадь, возвращается в Пятигорск.

В ещё одной главе, мы видим Печорина в казачьей станице, где он сначала предсказывает трагическую судьбу Вулича , а затем испытывает свою, когда один бросается на вооружённого убийцу Вулича, и скручивает его.

В конце концов, Печорин становится равнодушным ко всему на свете, он глубоко неудовлетворен своей жизнью. И вскоре, после потери радости от жизни, он, возвращаясь из Персии, умирает.