Гринев описание внешности и характера. Петр гринев. Союз противоположных качеств

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» завораживает своей широтой и разносторонностью. Он контрастирует с образом Гринева-старшего, отца Петра - человека с устоявшимся мировоззрением и полностью сформированным характером. Пётр Андреевич же - молодой шестнадцатилетний юноша, личность которого только начинает своё развитие, находится в состоянии постоянного поиска и движения.

Союз противоположных качеств

На первых страницах повествования Петруша Гринев остаётся легкомысленным и довольно беспечным отпрыском помещика, недорослью-бездельником, грезящим о простой и преисполненной различных мирских удовольствий жизни столичного офицера гвардии. Особенно ярко эти свои черты образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» проявляет в эпизоде, где юноша во время своего визита в Симбирск встречает гусарского офицера Зурина. А ещё в том, как он обращается с Савельичем, беззаветно преданным ему, как, подражая взрослым людям из своего круга, пытается поставить того на место крепостного слуги. Однако в том же эпизоде Пушкин раскрывает и некоторые позитивные качества своего героя. Гринев кричит на Савельича, осознавая в глубине души, что неправ, чувствуя, что ему жаль бедного старика. Спустя некоторое время Петр приходит просить у него прощения.

Переплетение характеров

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» соединил в себе любящее и доброе сердце матери героя, а также прямоту, честность и смелость его отца. Юношу глубоко впечатлило прощальное напутствие последнего, в котором он призывал Петра верно служить тому, кому тот присягнет, прислушиваться к словам начальников, но не заискивать перед ними, не уклоняться от службы. Именно в напутственных словах Гринева-старшего фигурирует знаменитая пословица «береги платье снову, а честь смолоду».

Доброта

Следующий момент, когда Петр проявил лучшие качества своей души - когда он щедро пожертвовал заячий тулуп вожатому, ещё не зная, какую роль этот случай сыграет во всей его дальнейшей жизни. Доброта героя проявлялась неоднократно и в других ситуациях. Это та сторона личности Гринева, которая позволила ему испытать острую жалость к башкиру, пострадавшему от царского «правосудия», броситься сломя голову на выручку к Савельичу, захваченному в плен. А особенно ярко широта сердца Петруши Гринева проявилась после его встречи с Машенькой Мироновой, посеявшей в его душе чувство, во имя которого он был готов идти на любые жертвы и столкнуться лоб в лоб с любыми опасностями.

Отцовские заветы и становление личности

Далее образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» становится олицетворением верности заветам его отца. Речь идёт о событиях, разворачивавшихся непосредственно в Несмотря ни на что, Петр не изменил себе, своим представлениям о чести и долге, несмотря на то, что эти понятия были сильно ограничены и искажены его классовыми и дворянскими предрассудками. В условиях той суровой школы жизни, в которую отдал его отец взамен вольготного Петербурга, перед читателем предстаёт новый Петр Гринев. «Капитанская дочка» - повесть, в которой глупый и эгоистичный мальчишка за короткое время раскрывает лучшие свои черты, а читатель наблюдает за тем, как они закаляются и крепнут под влиянием различных ситуаций.

«Сильное и благое потрясение» производит в сердце Гринева грандиозное восстание крестьян. Он становится сильной и уверенной личностью, не боящейся препятствий. И именно это позволило Петру, даже после того как его отец не дал согласия на их брак с Машей Мироновой, не сдаться и не опустить руки.

Почему настолько противоречива повесть «Капитанская дочка»? Характеристика Петра Гринева, а также других действующих лиц - это не просто идеализированные образы, чётко разграниченные на «хороших» и «плохих» персонажей. Это - настоящие живые люди, со своими внутренними конфликтами и сомнениями. К примеру, сам Петр Гринев в силу своего дворянского происхождения и воспитания не может поддержать идеи пугачевского восстания. Более того, юноша активно помогает бороться с повстанцами. Однако глава движения, сам вызвал в душе Петра искреннее и глубокое сочувствие, которое объяснялось не только тем, что первый неоднократно помогал ему, но также и тем, что Гринев поневоле проникся симпатией к этому человеку из народа - смелому, сильному, незаурядному и верному своим идеям.

«Капитанская дочка». Петр Гринев - молодой человек семнадцати лет, которого с ранних лет записали в лейб-гвардии Семеновский полк, что предопределило жизненный путь героя. Недоросль - то есть молодой дворянин, у которого нет необходимого образования, подтвержденного соответствующим письменным удостоверением от преподавателя. Такие юноши не могли поступить на гражданскую службу или получить документы, подтверждающие право вступать в брак.

Сюжет и биография

Повествование ведется от лица постаревшего Гринева. Герой пересказывает бурные события прошлого для собственных потомков.

Детство и юность героя проходили в Симбирской губернии в поместье родителей. Отец Петра - офицер в отставке, человек строгого нрава. Когда сыну исполнилось шестнадцать, определил того на армейскую службу. Молодой Петр, по словам отца, бегал по девичьим да лазил по голубятням, то есть проводил жизнь в безделье, не был приставлен к делу и не получил систематического образования.

Отправляясь к месту службы, Гринев по дороге попадает в буран и встречает в степи безвестного беглого казака, который приводит героя и его старика-слугу Савельича к постоялому двору. В благодарность за оказанную услугу молодой офицер отдает казаку заячий тулуп. Впоследствии оказывается, что этот казак – , предводитель Крестьянской войны. Важное значение тут имеет сон Гринева, описанный во второй главе повести. В этом сне Гринев прозревает роль Пугачева в собственной судьбе.


Место, где собирается служить герой, - пограничная Белогорская крепость. Прибыв на службу, герой видит там Машу, дочь коменданта крепости капитана Ивана Миронова, и влюбляется в нее. Среди сослуживцев Петра есть еще один офицер, имеющий любовный интерес к Маше, - Алексей Швабрин. Этот человек вызывает героя на дуэль и ранит. Отец Гринева узнает о дуэли и причинах, которые спровоцировали ее. Однако у Маши нет приданого, и отец Петра недвусмысленно демонстрирует отношение к этому факту, отказываясь одобрить брак сына.

Ситуация усугубляется, когда родители Маши гибнут во время пугачевского восстания. В захваченных войсками Пугачева крепостях дворян казнят, и Мироновы становятся жертвами этой волны. Маша остается сиротой. Когда молодым офицерам дают выбор - перейти на сторону восставших или погибнуть, дуэлянт Швабрин приносит Пугачеву присягу, а Гринев отказывается сделать это. Героя должны казнить, но ситуацию спасает старик-слуга, который обращается к Пугачеву, и лидер восстания узнает в Гриневе молодого человека, с которым пересекался зимой. Это спасает герою жизнь.


Гринев не проникается благодарностью к помиловавшему его Пугачеву, отказывается поступить в повстанческое войско и уезжает в осажденный город Оренбург, где продолжает воевать против Пугачева. Маша Миронова между тем вынужденно остается из-за болезни в Белогорской крепости, где оказывается во власти перебежчика Швабрина, который собирается жениться на девушке против ее воли. Маша пишет Гриневу письмо, и герой без дозволения покидает службу, фактически дезертирует, чтобы спасти возлюбленную. Разрешить эту ситуацию на месте, в Белогорской крепости, герою помогает все тот же Пугачев.

Швабрин доносит на Гринева, и герой снова оказывается в тюрьме, на этот раз правительственной. Решительная Маша добирается до самой императрицы Екатерины II и рассказывает той, что Гринева оболгали, таким образом добиваясь освобождения жениха.


Кстати, повесть «Капитанская дочка» так вдохновила современников, что живописец Иван Миодушевский в 1861 году написал на сюжет Пушкина картину (как сейчас сказали бы, «фанарт»), которая называлась «Вручение письма Екатерине II» и изображала соответствующий момент из текста. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Образ и характеристика

Герой показан в повести достаточно бесцветным и невыразительным человеком, личностью, лишенной ярких чувств и красок. Некоторые критики придерживались мнения, что Пушкин создал Гринева таким, чтобы «оттенить» образ и действия Пугачева, который выведен в произведении как мощная, колоритная фигура. В то же время поступки молодого героя при всей невыразительности его характера рисуют того как человека, обладающего смелостью и верностью долгу.


Герой рос в типичной для того времени помещичьей семье. Наукам его учил француз, который выдавал себя за преподавателя, будучи на самом деле парикмахером. Герой в результате такого обучения знал элементарную грамоту, «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» и умел немного говорить по-французски. Воспитанием молодого Петра занимались суровый отец и слуга Савельич, которые привили мальчику представления о чести и подобающем молодому дворянину поведении. В таких обстоятельствах происходило формирование характера молодого Гринева.


Отец героя считает, что для становления личности юноше нужно «потянуть лямку», нюхнуть пороху. С этой целью отец отправляет героя не в Петербург, в гвардию (чего тот ждал с нетерпением), а в Оренбург, откуда Петр и отправляется в пограничную Белогорскую крепость - навстречу суровым испытаниям и нежданной любви. Перипетии судьбы и роман с Машей со временем превращают юного легкомысленного героя в зрелого и ответственного мужчину.

Экранизации

Образ Петра Гринева не раз находил воплощение на экране. Последняя экранизация «Капитанской дочки» вышла в 2005 году. В анимационном фильме, снятом режиссером Екатериной Михайловой, используются куклы.


В 2000 году вышел исторический фильм под названием «Русский бунт» по мотивам этой повести Пушкина. Роль Гринева здесь играет польский актер , а озвучивает . Фильм номинирован на премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале.


Во времена СССР (1958 год) повесть экранизировал режиссер Владимир Каплуновский. В этой версии роль Гринева сыграл .


«Капитанскую дочку» экранизировали и за границей. Два фильма вышли в Италии – «La figlia del capitano» в 1947 году и «La tempesta» («Буря») в 1958 году. Еще одна лента под названием «Волга в огне» («Volga en flammes») вышла во Франции в 1934 году. Снял ее российский режиссер Виктор Туржанский, который эмигрировал во Францию после революции.

Цитаты

«Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!»
«Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
«Лучшие и прочнейшие изменения есть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных изменений политических, страшных для человечества».
«Долг наш защищать крепость до последнего издыхания».

1. Историческая точность Капитанской дочки.

2. Петр Гринев. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка”

2.1. Образ Гринева.

2.2. Встреча с бунтовщиком.

2.3. Маша.

3. Мое отношение к герою.

Основал сюжет своей повести “Капитанская дочка” на реальных исторических событиях - возмущении крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

Это было настоящее восстание, потому что оно охватило много губерний и повлекло за собой множество человеческих смертей. И хотя большинство героев повествования выдуманы, автор талантливо передает читателю быт и обычаи того времени, нравы и привычки людей, живших в ту эпоху.

Одним из таких персонажей является Петр Гринев. На первых страницах он возникает перед нами беспечным жизнерадостным юношей, чья жизнь и карьера задолго уже предопределена богатыми родителями. Но судьба вносит свои коррективы.

Отец решает отослать юношу на настоящую военную службу - в Оренбург. Это событие становится отправной точкой в жизни молодого дворянина. С этой минуты начинается его взросление, становление как личности, а также проверка его благородных положительных качеств.

Все доброе и позитивное, что перенял Гринев от своих родителей и своего воспитателя Савельича, благотворно повлияло на его поведение и поступки. Он смог оценить духовную красоту Маши Мироновой, распознать двуличие Швабрина, завоевать уважение Пугачева и не поступиться своей дворянской честью.

По дороге на место службы семнадцатилетний офицер знакомится с неприглядным оборванцем, которому суждено оказать воздействие на всю дальнейшую жизнь главного героя. Позже офицер встречается с этим человеком уже при других обстоятельствах. В крепости, где служит главный герой, угрожает ужасная опасность - движется войско жестокого бунтовщика, безжалостно уничтожая на своем пути всех инакомыслящих.

Гарнизон в смятении, лишь один старый капитан сохраняет спокойствие и отвагу. Его во всем поддерживает Гринев, проявивший непоколебимое мужество и военную доблесть, обороняя слабозащищенную крепость. Он не дрожит и не теряет гордость, даже когда его начальник погибает, а сам он, как и большинство офицеров, приговаривается к смертной казни. Но здесь происходит немыслимое. Главарь мятежников , взявший на себя роль вершителя человеческих судеб, милует Гринева и даже зовет его к себе на ужин. Там он приглашает молодого человека вступить к себе на службу, изменив государыне.

Этот бунтарь, называющий себя императором Петром, никто иной как провожатый Гринева! Он помнит благодарного юношу и поэтому оказывает ему такие милости. Но главный герой не теряет головы от таких предложений. Он остается верен своей присяге, он даже готов умереть, чтобы не запятнать честь офицерского мундира. Гринев смел и мужествен, но в то же время он не безрассуден. Он уважительно разговаривает с Пугачевым, обдумывая и взвешивая каждое слово. Он понимает, что от каприза самозванца зависит не только его жизнь, но и жизнь его любимой Маши.

Молодой офицер объясняет, что не будет служить в рядах повстанцев и что не может обещать не сражаться против них. Гринев честно, но корректно признается: “Я присягал государыне: тебе служить не могу, - и добавляет: - Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо, казнишь - бог тебе судья”. Этот непростой разговор открывает перед нами нового героя - осторожного, проницательного мужчину, настоящего дипломата, твердого в своем решении, человека чести. Таким его сделала суровая армейская жизнь. Таким он стал благодаря совести и пониманию законов морали.

Но немаловажную роль в возмужании Гринева сыграла и его первая любовь. Петр впервые увидел эту милую кроткую девушку на месте своей службы - в Белгородской крепости. Его впечатлила скромность Маши, ее поэтичная душа, ее доброта и покорность родителям. Гринев уважительно относится к капитанской дочери, он не флиртует с ней, не играет ее чувствами. Он почтительно просит ее руки. Он вступается за честь девушки, вызывая бесчестного Швабрина на дуэль. Рискуя жизнью и честью, молодой человек спасает Машу из рук притеснителя и вывозит ее в безопасное место.

По дороге Петр встречает еще одного старого знакомого - Зурина, с которым он напился в первый раз своей жизни и которому проиграл сто рублей. Передав Марью Ивановну в надежные руки Савельича, главный герой идет вместе с отрядом Зурина в поход против Пугачева. Это решение говорит о благородстве юного офицера, о том, что для него служба превыше всего. Что он не собирается прятаться за спинами друзей, а лично готов сражаться за свою родину и императрицу.

Примечательно поведение Гринева во время ареста и допросов. Чтобы не запятнать чести своей любимой, он не упоминает ее имя в своих объяснениях. Все обвинения и наклепы он отражает спокойно и хладнокровно, имея лишь одно желание - чтобы имя Марьи Мироновой не упоминалось среди этой грязи и пересудов. Благодаря любви и самоотверженности Маши, Гринева оправдывают и освобождают.

Мне симпатичен главный герой. Он - настоящий человек долга и чести. Он смелый, мужественный, сильный, тактичный и мудрый, великодушный и добрый. Его чистая нежная любовь к капитанской дочери основана на настоящем чувстве, она возвышенна и достойна подражания. Многие ситуации из жизни главного героя очень поучительны. Например, они показывают, как важно быть благодарным и не считать людей малозначительными только по тому, что они бедно одеты. Если бы Петр не отблагодарил нищего пьяницу за мелкую услугу, то влиятельный и жестокий мятежник не спас бы жизнь ни ему, ни Марье Ивановне.

Читая повесть, мне было интересно наблюдать за взрослением Гринева. С изнеженного неопытного юноши он превращается в здравомыслящего мужественного человека, преданного своему долгу и призванию, искренне влюбленного, всегда уважительного и справедливого.

«Капитанская дочка» — повесть А.С. Пушкина, изданная в 1836 году, представляющая собой воспоминания помещика Петра Андреевича Гринёва о своей молодости. Это рассказ о вечных ценностях — долге, верности, любви и благодарности на фоне разворачивающихся в стране исторических событий — восстании Емельяна Пугачёва.

Любопытный факт. Первое издание повести вышло в одном из выпусков журнала «Современник» без указания автора произведения.

В школьной программе обязательным пунктом стоит сочинение по этому произведению, где необходимо указывать цитаты, характеризующие того или иного героя повести. Мы предлагаем примеры, используя которые, можно дополнить свой текст нужными деталями.

Петр Андреевич Гринёв

Петруша Гринёв предстает перед нами совсем еще молодым человеком.

…Между тем минуло мне шестнадцать лет…

Он имеет благородное происхождение.

…Я природный дворянин…

Единственный сын довольно богатого, по меркам того времени, помещика.

…Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…

…у батюшки триста душ крестьян…

Герой не слишком образован, но не столько по своей вине, сколько из-за самого принципа обучения в то время.

…на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре…<…> и хотя по контракту обязан он был учить меня по‑французски, по‑немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое‑как болтать по‑русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом…

Да ему это особенно и ни к чему, ведь будущее его уже предопределено отцом.

…Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом…

Однако тот внезапно меняет свое решение и отправляет сына служить в Оренбург.

…в стороне глухой и отдаленной…

…Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон…

Там Гринёв быстро продвигается по службе, не прилагая к этому значительных усилий.

…Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала…

Личные качества:
Петр — человек слова и чести.

…Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…
…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…

При этом молодой человек достаточно амбициозен и упрям.

…Самолюбие мое торжествовало…
…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее…
…Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении…
…я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению… (целованию рук у Пугачева)…

Не чуждо ему и великодушие.

…Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону…

Одной из сильных сторон характера героя является его правдивость.

…решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным…

При этом он имеет в себе силы признать свою вину, если был не прав.

…Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват…

В личных отношениях проявляется романтичный, но очень серьезный настрой Петра.

…Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты…

…Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем…

По отношению к любимой девушке он чувствителен и искренен.

…Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами…
..Прощай, ангел мой, – сказал я, – прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!

Мария Ивановна Миронова

Молодая девушка, на два года старше Петра Гринёва, имеет обычную наружность.

…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…

Маша — единственная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны Мироновых, бедных дворян.

…девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить…

Девушка, хотя доверчива и наивна, ведет себя скромно и рассудительно.

…со всею доверчивостию молодости и любви…
…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…
…в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию…

Героиня отличается от жеманных девиц дворянского круга той эпохи естественностью и искренностью.

…Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…
…Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок…

Одной из самых прекрасных особенностей характера Маши является ее способность по-настоящему любить самой и желать своему любимому только счастья, даже если и не с нею.

…Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце…

…Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…

При всей своей робости и мягкости девушка предана своему жениху и может решиться на крайние меры в случае необходимости.

…Мой муж! – повторила она. – Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят… (О Швабрине)

Емельян Пугачев

Мужчина средних лет, самым примечательным во внешности которого были его глаза.

…Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…
…живые большие глаза так и бегали…
…Пугачев устремил на меня огненные свои глаза…
…его сверкающие глаза…
…Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза…
…Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…

Герой имеет особые приметы.

…А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его…

О том, что Пугачев родом с Дона, свидетельствует и его манера одеваться.

…донской казак и раскольник…
…На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами…

Учитывая его происхождение, не приходится удивляться тому, что он малограмотный, однако сам он это открыто признавать не хочет.

…Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер‑секретарь?»…

…Господа енаралы! – провозгласил важно Пугачев…

Бунтовщик — человек свободолюбивый, амбициозный и самонадеянный, но с явно выраженными лидерскими качествами и умением влиять на людей.

…Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало…
…учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III…
…пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!…
…Я воюю хоть куда…
…Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие…
…Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей…

Пугачев умный, хитрый, дальновидный и хладнокровный.

…Сметливость его и тонкость чутья меня изумили…
…Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою…
…Его хладнокровие ободрило меня…
дающий себе отчет в своих действиях и принимающий на себя ответственность за свои поступки
…поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал…

Дворянин из знатной богатой семьи.

…хорошей фамилии, и имеет состояние…

Имеет довольно некрасивую внешность, причем с течением времени она претерпевает сильные изменения в худшую сторону.

…невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…

…Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена…

Швабрин был переведен в Белогорскую крепость из гвардии в наказание.

…вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!…

Самолюбивый и умный, герой использует эти свои качества в дурных целях.

…В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…
…Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал…
…вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету…»
…всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне…

Порой персонаж проявляет откровенную жестокость и вполне способен на подлые поступки.

…я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу…
…в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие…
…Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня…
…Он обходится со мною очень жестоко…
…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж…

Его характеру свойственны мстительность и даже вероломство.

…все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин…
…А каков Швабрин, Алексей Иваныч? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!..
…Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки…

Иван Кузьмич Миронов

Простой, необразованный, из бедных дворян.

…Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…
…А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка…

Человек почтенного возраста, 40 лет отдавший службе, из них 22 года — в Белогорской крепости, участвовавший в многочисленных сражениях.

…старик бодрый…
..комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате…
…Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев…
…не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие…

Настоящий офицер, верный своему слову.

…Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной…
…Иван Кузмич, хоть и очень уважал свою супругу, но ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе…

При этом комендант является не слишком хорошим руководителем по причине своего мягкого характера.

…Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше…
…Иван Кузмич! Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь‑то прошла…
…В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая…

Это человек честный и преданный, бесстрашный в своей верности долгу.

…Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»…

Пожилая женщина, жена коменданта Белогорской крепости.

…У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове…
…Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда…

Она хорошая и гостеприимная хозяйка.

…какая майстерица грибы солить!……Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома…
…В доме коменданта был я принят как родной…

Крепость она воспринимает таким же своим домом, а себя — хозяйкой в ней.

…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…
…Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…

Это смелая и решительная женщина.

…Да, слышь ты, – сказал Иван Кузмич, – баба‑то не робкого десятка…

Не чуждо ей и любопытство.

…Она кликнула Ивана Игнатьича, с твердым намерением выведать от него тайну, которая мучила ее дамское любопытство…

Предана мужу до последнего вздоха.

…Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот…
…Вместе жить, вместе и умирать…

Архип Савельич

Крепостной семьи Гринёвых, которому было доверено воспитание и управление делами барчука Петруши.

…С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки…
…Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель…

Во времена, когда разворачиваются события, уже пожилой человек.

…Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала…

…изволишь гневаться на меня, раба вашего…
…я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…
…на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски…
…Верный холоп ваш…
…Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за каменной стеною! Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану…
…Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»…

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

К. Лахостский

Характеристика Гринёва

4.7 (93.33%) 12 vote[s]