Граф шереметьев. Шереметев. Любовь, творящая добро. Крепостной театр графа Шереметева

Николай Петрович Шереметев

28 июня 1751 года родился русский меценат, театрал, знаток и ценитель искусств граф Н.П. Шереметев

Меценатством богатые люди занимались издавна. Имя Гая Цильния Мецената (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), древнеримского государственного деятеля и приближенного императора Августа стало нарицательным - как символ покровительства науки и искусства. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию. В России меценатством стали заниматься намного позже, в конце XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов (1733-1801). Среди известных российских меценатов – род Демидовых, Николай Петрович Румянцев, В.А. Кокорев, Митрофан Беляев, Надежда фон Мекк, Пауль Захер, К.В. Третьяков. Большой вклад в поддержку культуры России внес род Шереметевых.

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце. Граф получил отличное образование: известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года. Шереметев профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром.

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам. Он обучается в Лейденском университете (Голландия) - одном из самых престижных учебных заведений того времени. Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом. Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии. Николай Петрович изучает театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство.

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом. В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса. За свою многогранную деятельность граф не раз награждался русскими и иностранными орденами.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1 750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Но, пожалуй, самым значительным был театр графов Шереметевых. Спектакли театра вначале давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной, в "дворянском гнезде" - Кускове. Унаследовав от отца труппу крепостных актёров, он занялся совершенствованием и профессиональной подготовкой артистов, пригласив специальных педагогов. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт Петербурге и Москве. У Шереметева был прекрасный оркестр, спектакли всегда отличались богатыми декорациями, великолепными костюмами.

Н. П. Шереметев построил в Кускове новое здание, где предполагал ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. Новый кусковский театр был открыт летом 1787 г. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Ещё один театр был построен Николаем Петровичем в другом подмосковном имении семьи - Останкине. Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова. Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. За 20 лет Шереметев поставил около сотни опер, балетов и комедий. Но главной была комическая опера - Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Граф Шереметев был увлечен Театром Просвещения, реформаторскими операми Глюка и его последователей, первым в России обратился к реформаторским операм Глюка “Армида”, “Ифигения в Тавриде”, “Альцеста”.

Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, сценический псевдоним - Жемчугова (1768-1803). С семи лет она была воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Граф заметил способности молодой актрисы к пению, за которыми угадывался выдающийся талант, окружил ее лучшими учителями. В 1798 г. он дал Жемчуговой вольную, а в ноябре 1801 г. они тайно обвенчались в маленькой церкви Симеона Столпника в Москве. Но молодая, разносторонне образованная женщина, талантливая певица и актриса была неизлечимо больна туберкулёзом. 23 февраля 1803 г. она скончалась, оставив трёхнедельного сына на руках мужа.

После 1796 года личные обстоятельства и обязательства казенной службы полностью измени ли образ жизни графа. В 1804 г. крепостной театр графа Н. П. Шереметева навсегда прекратил существование.

С историей знаменитого рода графов Шереметевых неразрывно связаны судьбы и творчество династий крепостных художников – Аргуновых и др. В память о жене Николай Петрович Шереметьев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского). Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное - на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ - учреждение. Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой. Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался. «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании. Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.

Жажда просветительства тоже была семейной, родовой чертой Шереметевых. Музыкальную и театральную деятельность Н. П. Шереметьева продолжили его сын, граф Дмитрий Николаевич Шереметев и младший внук, граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931). В 1898 году зародилась традиция народных концертов хора и оркестра графа Шереметева, впоследствии переименованных в Общедоступные. Первый из них состоялся в Александровском зале городской Думы. Цены на билеты были умеренные - от 20 копеек до 1 рубля. Часть абонементов в начале сезона распространялась бесплатно, все сборы шли на благотворительные нужды. С 1910 года концерты стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа. Многие сочинение русских и зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизвестными, прозвучали впервые именно в его концертах. В феврале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осуществил концертное исполнение оперы Вагнера “Парсифаль”. “Пусть... критики возмущаются, что “Парсифаль” шел под управлением “любителя”, - писал графу вскоре после концертов дирижер и композитор П. П. Шенк. - Первое исполнение “Парсифаля” будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России”.

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.

На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Лучшие дня

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретта в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

«Старичок с маленькой белой бородкой, служивший в скромной должности гитариста в Художественном театре, был до революции одним из богатейших людей Москвы – владельцем нескольких десятков огромных домов в центре города… В Малом театре спокойно переживала многочисленные бури советской эпохи Луиза Федоровна Александрова – бывшая статс-дама при императрице Александре Федоровне и бывшая симпатия императора Николая Второго. После того как ее близкие отношения с императором стали явными, ей пришлось покинуть Петербург и переселиться в Москву. Здесь Луиза Федоровна поступила в Малый театр актрисой на незначительные роли, и это спасло ей жизнь. В том же Малом театре в должности помощника заведующего монтировочной частью служил некий Владимир Александрович Шрамченко. До революции он был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе в чине статского советника и заведовал отделом иностранных паспортов в московском отделении Министерства внутренних дел».
Одним из таких «бывших» был коллега Елагина по театру им. Вахтангова – скрипач и концертмейстер Николай Шереметев. Николай Петрович родился 1903 году и был внуком Сергея Дмитриевича Шереметева, известного историка, общественного деятеля и внука знаменитого Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Жемчуговой.

Николай Петрович Шереметев

«Детство свое он провел в Шереметевском дворце в Петербурге. В гимназии он не учился, к нему на дом ходили лучшие учителя России. Знаменитый русский поэт Гумилев, расстрелянный большевиками в 1921 году, преподавал ему ассирийский язык. Его отец был большим любителем музыки и содержал даже свой собственный оркестр. Когда Николаше исполнилось семь лет, его стали учить играть на скрипке. Надо сказать, что в фамильном музее графов Шереметевых была великолепная коллекция старинных инструментов, один из которых – превосходная скрипка Амати – был подарен мальчику. Эта скрипка так и пережила годы революции и годы разрушения старой России, не расставаясь со своим хозяином, а теперь благополучно звучала в нашем оркестре. По счастливой случайности (которые так часты в бурные исторические годы), почти вся семья Шереметевых уцелела в годы революции, за исключением двух старших братьев Николая Петровича, погибших во время знаменитого Ледового похода белого генерала Корнилова на юге России».
Родные Николая Петровича эмигрировали, а он остался в Советской России. Как так получилось? Все дело было в том, что, как и его знаменитый предок, юный Николай влюбился в актрису. Однажды он попал на репетицию легендарной вахтанговской «Принцессы Турандот», увидел там исполнительницу главной роли, любимую ученицу Вахтангова Цецилию Мансурову и оказался сражен.

Цецилия Мансурова

Цецилия Львовна была замужем, да к тому же на 7 лет старше Николая, она считалась примой театра, а он был скромным скрипачом, однако настойчивость молодого человека сделала свое дело, и она стала отвечать поклоннику взаимностью. В 1924 году всей семье Шереметевых удалось получить разрешение на выезд за границу – в Париж. Николай Петрович тоже получил заграничный паспорт, но в самый последний момент… разорвал его. Семья Шереметевых уехала за границу, а Мансурова разошлась со своим первым мужем и вышла замуж за молодого графа Шереметева.

Однако только в сказках в этот момент говорится о том, что «жили они долго и счастливо». В течение последующих лет ОГПУ арестовывало Николая Петровича десять раз. И ни разу не сидел он в тюрьме более десяти дней. Его любящая жена обращалась за помощью к своим покровителям и графа освобождали из лубянских подвалов. Аресты повторялись и повторялись, но связи Цецилии Львовны были сильнее и Николай Петрович продолжал играть на скрипке в театре.

«Когда в Москве проходила паспортизация, пошел, конечно, получать паспорт и Николай Петрович. В районном паспортном отделе, куда он пришел вместе с другими вахтанговцами, сидел молодой милиционер. Проверив по списку и найдя фамилию Шереметева среди тех, кому надлежало паспорт выдать, милиционер усомнился на мгновение и, заподозрив ошибку, спросил:

– А не будете ли вы, гражданин, родственником графов Шереметевых?

– Я и есть сам граф Шереметев, – ответил Николай Петрович.

Милиционер опешил на минуту, потом сорвался с места и бросился в кабинет начальника паспортного отдела. Через довольно значительное время он возвратился обратно. Красное лицо его выражало крайнюю степень возбуждения. Он взволнованно говорил что-то своим товарищам по работе – другим милиционерам, находившимся в комнате. Все они встали из-за своих столов, подошли к барьеру, отделявшему их от посетителей, и уставились на настоящего живого графа Шереметева. Несколько секунд длилось абсолютное молчание. Потом пролетарское сердце паспортного чиновника не выдержало.

– Бери, бери паспорт, барское отродье, – прошипел он, побагровев и швыряя паспорт под ноги Шереметеву. Он прибавил еще самое сильное из всех ругательств, существующих на русском языке».

При этом в самом театре Вахтангова отношение к Николаю Петровичу было исключительно благожелательным.
«Вспоминая сейчас все его поведение, его манеру обращения с людьми и разговора, даже его характер, я не мог бы сказать о них ничего определенного. Я никогда в жизни не встречал людей, которые были бы так изменчивы, так многолики, как он – граф Николай Петрович Шереметев. Иногда он бывал простоват, даже груб, всеми манерами, разговором и даже костюмом напоминая простого рабочего. Кстати, наши рабочие сцены любили его чрезвычайно, и со многими из них он дружил. Иногда он производил впечатление человека скромного, молчаливого и незначительного. Иногда же он бывал блестящ и элегантен, выделяясь даже среди наших наиболее блестящих молодых актеров.

Когда театр принимал гостей из-за границы – писателей, артистов, режиссеров из Франции, Англии, Германии и других стран, – то Шереметева всегда выпускали вперед, так как он был единственный из всех нас, свободно говоривший на всех главных языках мира. И глядя на него, когда он – спокойный и непринужденный, в превосходно сшитом черном костюме – рассказывал главному режиссеру парижской «Comedie Franсaise» на безукоризненном французском языке о Вахтангове и об истории его театра, трудно было поверить, что это был тот же самый Николаша, который вчера в потертых брюках и в засаленной черной косоворотке обсуждал в рабочей «курилке» со своими приятелями рабочими планы будущей поездки на охоту. Охоту, теннис и водку он любил сильно. Пил много, но не пьянел. Разве что когда уж очень много выпьет, становился более разговорчивым, чем обычно. Это бывали единственные моменты, когда можно было от него услышать кое-что из его прошлого, да и то не много».

Писательница Анна Масс, дочь драматурга Владимира Масса и соседка Мансуровой и Шереметева по дому, вспоминала о своём детстве:
«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.

Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью - наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:

Обождёшь! Не граф Шереметев!

В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ ещё ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках».

В 1944 году Николай Петрович трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна, пережившая его на 32 года, больше замуж не вышла.

По материалам книги Юрия Елагина «Укрощение искусства» и

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

июл. 14, 2008 03:38 pm Кусково. Усадьба Шереметевых. Часть 1.

Династия Романовых – это история Питера? Ничего подобного! Их судьба решалась здесь, в Кусково!

Да-да, здесь в селе Кусково, когда-то решался важнейший для любого государства вопрос – кому владеть страной.

История этой исторической местности восходит к концу XVI века, когда оно в первые упоминается «За боярином Иваном Васильевичем Шереметьевым.. .». В 1577 году деревни «Найденово, Чурилово и Вешняково были куплены этим влиятельным человеком.

А сама усадьба Кусково, сохранившееся до наших дней, в течении почти целого века переходило от одного представителя рода Шереметьевых к другому. Это прекратилось лишь в 1715 году. Тогда Владимир Петрович Шереметьев продал его за 200 (!) рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметьеву. Именно его наследники преобразили Кусково. Этот деятельный человек прославился многими победами, даже во время Северной войны получил чин фельдмаршала (третий в России). А когда он силой подавил народное волнение в Астрахани стал первым российским графом.

Фельдмаршал Шереметьев прожил в своем любимом Кусково недолго – всего четыре года. Поэтому расцвет усадьбы историки связывают прежде всего с его сыном. Название села, по преданию, получило от "куска", которым граф Петр Борисович Шереметьев обыкновенно называл свою родовую собственность, т.е. небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением графу Петру Борисовичу Шереметьеву.

Вторая версия о происхождение такого неблагородного, на первый взгляд, названия заключается в том, что молодая супруга графа, Варвара Алексеевна, провела детство неподалеку, в Вишняках. Это в двух верстах от Кускова к югу. Она очень любила свое родовое гнездо и граф исполнил специально для этого выстроил для нее на своем куске дворец и назвал его Кусковым.

Сама мысль выстроить роскошную подмосковную усадьбу именно здесь, возникла потому, что Шереметьев хотел быть неподалеку от подмосковного дворца императрица Елизаветы Петровны в селе Перове.

Наиболее полно описал это место в 1886 году Михаил Иванович Пыляев в книге «Старая Москва»:

«Вся земля кругом принадлежала князю А. М. Черкасскому, и в сравнении с его огромным имением, которое составляли почти все ближние села и деревни, окружавшие Кусково, действительно, оно было кусочком».

Архитектором дома был выбран француз Вали. В спальне покойного графа висел неоконченный его портрет, писанный пятнадцатилетнею его дочерью. С ним тоже связана целая история. Грустная. Смерть помешала закончить портерт, и неутешный отец не хотел, чтобы чья-нибудь рука осквернила священный для него труд его милой дочери. Впрочем, в доме были и другие портреты. Например, один работы Гротта, простреленный 10-ю пулями; другой в парадной столовой и также прострелен пятью пулями; рядом с ним прорезанный портрет графини, жены его. Эти три испорченные портрета остались памятником пребывания здесь французов в 1812 году. Это изуверства связаны с тем, что граф безумно ненавидел французов.

Около усадьбы был разбит сад, который во время эпидемии чумы в 1772 году не дал пропасть голодавшему тогда народу.

Справа от усадьбы - подъемный мост. И шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметьеву.

Усадьба Кусково - уникальный памятник истории и архитектуры XVIII века - расположена в Москве. В своё время она являлась летней увеселительной резиденцией графов Шереметьевых и являлась одним из образцов российской усадьбы. И по сей день она привлекает множество туристов своими живописными окрестностями, садово-парковыми ансамблями и уникальными памятниками архитектуры. Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь прекрасно сохранились до наших дней.

Усадьба Кусково, усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 года в черте Москвы, ул. Юности, 2).

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623-1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года - случай в истории усадеб довольно редкий.

Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 - 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими "увеселительными затеями", большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт - Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы. Воистину Подмосковный Версаль!

Происхождение рода Шереметевых

Шереме́тевы - русский боярский род из которого вышло много бояр и воевод. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 г., служивший при дворе московского князя Ивана II. Основателем фамилии считается правнук Фёдора Андреевича Кошки - Андрей Константинович, который получил прозвище Шеремет нерасшифрованное до сего дня. Его потомство с конца XV века и стало носить фамилию Шереметевых.

В XVI-XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу своих личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В XVII в. Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат Фёдор Иванович, также боярин и воевода был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.

Самым известным представителем этого рода является фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1662-1719 гг.). Который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был произведен в графы. От него пошла графская ветвь рода Шереметевых. Род графов Шереметевых пресекся в 1989 со смертью последнего его представителя по мужской линии В. П. Шереметева.

Википедия

Шереметев Борис Петрович

Борис Петрович Шереметев (1652–1719) - русский военный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, основоположник графской ветви рода Шереметевых, первый русский фельдмаршал. Сын боярина Петра Васильевича Большого и первой его супруги Анны Федоровны Волынской. До 18 лет жил в Киеве при отце, посещал старую киевскую школу. С 1665 года начал службу при дворе стольником, с 1671 при дворе царя Алексея Михайловича. Неоднократно сопровождал царя в частных поездках по монастырям, исполнял обязанности рынды на торжественных приемах.

В 1681 году в должности воеводы и тамбовского наместника командовал войсками против крымских татар. В 1682, по вступлении на престол царей Иоанна и Петра, пожалован в бояре. В 1684–1686 годах участвовал в переговорах и заключении «Вечного мира» с Польшей. За успешное ведение дел получил звание ближнего боярина и наместника Вятского. С конца 1686 года руководил в Белгороде войсками, охранявшими южные границы, участвовал в Крымских походах (1687, 1689).

После падения царевны Софьи присоединился к Петру I. Во время азовский походов Петра I (1695, 1696) командовал армией, действовавшей на Днепре против крымский татар.

В 1697–1699 годах предпринял путешествие в Польшу, Австрию, Италию, на остров Мальта с дипломатическими поручениями. Вернувшись в Москву, предстал перед царем, сменив боярский опашень на немецкий кафтан. Впоследствии путевые заметки Шереметева оформились в книгу воспоминаний, опубликованную уже после смерти автора его внуком. Во время Северной войны (1700–1721) принимал участие во всех решающих сражениях со шведами. В Нарвской битве (1700) командовал дворянской конницей, затем - командующий войсками в Прибалтике.

В 1701 году за победу при Эрестфере первым в России получил звание генерал–фельдмаршала, а также портрет царя, украшенный бриллиантами.

Одержал победы при Гуммельсгофе (1702), Копорье (1703), Дерпте (1704).

В 1706 г. за подавление Астраханского восстания получил титул графа.

В Полтавском сражении (1709) командовал всей русской пехотой, в 1710 году взял Ригу. Во время Прутского похода (1711) возглавлял главные силы русской армии, в 1712–1714 годах командовал наблюдательной армией против Турции, а в 1715–1717 - корпусом в Померании и Мекленбурге. Посвятив себя служению царю и Отечеству, в старости граф утратил расположение Петра I. Не сразу возникшая неприязнь, вероятно, исходила из недружелюбного отношения к Меньшикову или тяжелого характера, коим отличались все боевые генералы, особенно оказавшиеся не у дел. К концу жизни он являлся обладателем 18 вотчин и более 18 тысяч крепостных мужского пола.

Кавалер орденов - Мальтийского (1698), св. Андрея Первозванного (1701), Польского Белого Орла (1715), прусского Черного Орла.

Борис Петрович Шереметев был женат дважды: с 1669 года на Евдокии Алексеевне Чириковой и с 1712 года на Анне Петровне Салтыковой (1686–1728), дочери боярина Петра Петровича Салтыкова и княжны Марии (Марфы) Ивановны Прозоровской. Анна Петровна в первом браке была замужем за Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей Петра I. Похоронена в Москве в Богоявленском монастыре. Дети от первого брака: Софья, Анна, Михаил, дослужившийся до генерал–майора. Старшая дочь Софья Борисовна Шереметева–Урусова умерла, не дожив до 24 лет. Ее сестра Анна Борисовна вышла замуж за графа Головина. Михаил был заложником в Константинополе, испытал все тяготы турецкой неволи. Скончался за 5 лет до кончины отца. Дети от второго брака: Петр, Наталья, Сергей, Вера, Екатерина.

Графская ветвь династии продолжилась по мужской линии от среднего сына Шереметевых - Петра Борисовича Шереметева, младший сын, граф Сергей Борисович, не оставил потомства. Веру Борисовну сосватали за тайного советника Лопухина; Екатерина Борисовна вышла замуж за князя Алексея Урусова.

Наталья Борисовна Шереметева обвенчалась с Иваном Долгоруким. После смерти малолетнего императора Петра II, жизнь князей Долгоруких резко изменилась к худшему. Знатное семейство ожидала Сибирь, куда юная супружеская чета отправилась тотчас после свадьбы. Родственники уговаривали Наталью отказаться от замужества, но она осталась непреклонна и сознательно приняла тяжкий жребий. В 1738 г. по указу императрицы Анны Иоанновны Иван Долгорукий был казнен. Двадцатипятилетняя Наталья осталась вдовой с малолетними детьми. С воцарением Елизаветы опальное семейство получило прощение. Княгиня вернулась в Москву, но замуж больше не вышла. Вырастив детей, Наталья Борисовна уехала в Киев, поселилась во Флоровском монастыре, приняв монашество под именем Нектария. Монахиню Нектарию похоронили в Киево–Печерской лавре, вблизи Успенского собора, где до сегодняшнего дня сохранились два чугунных надгробия: Натальи Долгорукой и ее сына Дмитрия. В литературе ее имя упоминалось в качестве синонима верности и самопожертвования:Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но мир Долгорукой еще не забыл…

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

Внук Натальи Борисовны - Иван Михайлович Долгорукий, известный русский поэт первой половины XIX века, посвятил Кускову самые проникновенные строки:Земли лоскутик драгоценный,
Кусково, милый уголок!
Эдема сколок сокращенный,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался
и всякий чем–нибудь пленялся!
- Восторги новые всечасно
Менялись там как облака;
Кусково было всем запасно,
- Проси хоть птичья молока:
Куда пять пальцев не протянешь,
Везде приятности достанешь.

Шереметев Петр Борисович

Петр Борисович Шереметев (1713–1788), сын графа Бориса Петровича Шереметева и его второй жены Анны Петровны Салтыковой, по первому браку Нарышкиной. Петр Борисович младенцем был зачислен Петром I в Преображенский полк прапорщиком. Был товарищем детства императора Петра II, с которым вместе рос и учился. В 1726 году произведен Екатериной I в подпоручики, в 1728 году Петром II - в поручики и в 1729 - в капитан–поручики. Находясь в полку на действительной службе, в 1730 году произведен императрицей Анной Иоанновной в капитаны. В 1741 году пожалован камергером ко двору Анны Леопольдовны, в 1754 Елизаветой Петровной - генерал–лейтенантом, в 1760 году - генерал–аншефом и генерал–адъютантом, в 1761 году Петром III - обер–камергером. В день воцарения Екатерины II назначен присутствовать в Сенате и участвовать в Москве во всех коронационных торжествах.

В 1762 году сочинил «Устав о должностях и преимуществах обер–камергера». В 1766 году избран почетным любителем Академии художеств. В 1767 - член комиссии по составлению Нового Уложения. В 1768 году уходит в отставку и поселяется в усадьбе Кусково. В 1776 году избран начальником Уланского Московского Корпуса дворовых и господских людей, в 1780 году - В Московские губернские предводители дворянства.

Кавалер орденов - Св. Анны (1742), Св. Александра Невского (1744), польского Белого Орла (1758), Св. Андрея Первозванного (1761).

В 1743 году Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской (1711–1767), единственной дочери канцлера Алексея Михайловича Черкасского и его второй жены Марии Юрьевны, урожденной княжны Трубецкой.

С 1741 года Варвара Алексеевна - камер–фрейлина, с 1743 - статс–дама императрицы Елизаветы Петровны. Выгодный брак сделал Шереметева самым богатым помещиком России. Его имения раскинулись по 17 губерниям и включали в себя 130 сел, 1066 больших деревень, 26 слобод, 464 хутора и пустых участка. В приданое Варвары Алексеевны входили усадьбы в Останкине, Марьине и живописная местность Марьина Роща. В распоряжении графа находились собственные живописцы, архитекторы, мраморщики, лепщики, резчики, оконщики, столяры и др.

Дети: Анна, Борис–Порфирий, Алексей, Мария, Варвара, Николай. Анна Петровна принимала участие в предворных любительских спектаклях. В 1760 году назначена фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. В 1768 году была объявлена невестой Н. И. Панина, но заболела оспой и умерла. Варвара Петровна была замужем за графом А. К. Разумовским, человеком просвещенным, но очень вспыльчевым и деспотичным. После десяти лет замужества он вынудил графиню покинуть дом, оставив детей. Варвара Петровна поселилась отдельно в московском доме на Маросейке. Умерла в одиночестве, завещав все состояние своему лакею. Похоронена в Москве, в семейной усыпальнице Новоспасского монастыря, рядом с отцом графом П. Б. Шереметевым и дедом князем А. М. Черкасским. Внебрачные дети (воспитанники) Реметевы: Яков, капитан Преображенского полка, впоследствии действительный статский советник; Анастасия, в замужестве Кучецкая; Маргарита, в замужестве Путятина.

Обладая 140 тысячами душ крестьян, не обремененный службой, граф жил в свое удовольствие. Он выписывал из–за границы политические и философские сочинения, об собрал и издал бумаги своего отца, известен как любитель искусств, театра, собиратель. Признанием его заслуг в этой области стало избрание «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году.

Рачительный хозяин, граф лично руководил строительными работами в Кускове во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов, убранством интерьеров произведениями искусства.

Известно, что по замыслу графа Петра Борисовича Шереметьева, «Кусково» должно быть роскошнее усадеб других вельмож и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Таким образом, территория усадьбы составила около 300 гектар, включая три парка - Французский регулярный, Английский пейзажный и Запрудный, множество прудов и каналов, архитектурно-парковых ансамблей.

Николай Петрович Шереметев.

Сын Петра Борисовича Шереметьева – Николай Петрович Шереметев.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Санкт-Петербурге 28 июня 1751 года. В 1759 году вступает в чине сержанта в лейб-гвардии Преображенский полк, но при этом остается с родителями для «окончания наук», предусмотренных системой домашнего воспитания.

В 1765 году произведен в поручики лейб-гвардии Преображенского полка. Был старшим товарищем великого князя, впоследствии императора Павла I. В 1768 году Н. П. Шереметев пожалован придворным чином камер-юнкера.

В 1769 году увольняется для продолжения наук «в чужих краях». Он учится в Лейденском университете, в 1771-1772 годах знакомится с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии, берет уроки музыки у парижского виолончелиста Ивара.

После смерти отца, П. Б. Шереметева, Николай Петрович становится одним из самых богатых людей России. В наследство он получил крепостной театр в Кусково (близ Москвы), где организовал обучение крепостных актеров сценическому искусству. В качестве педагогов были приглашены видные московские актеры: П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С. Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. В 1792 году Шереметев основывает знаменитый останкинский театр, пожалуй, лучший в то время.

В 1774 году граф пожалован в камергеры. Принимает участие в репетициях и любительских спектаклях при «малом» дворе цесаревича Павла Петровича. В 1777 году Шереметев назначен директором Дворянского банка в Москве, в 1782 году - избирается предводителем дворянства Московского уезда, в 1796 году - переведен Екатериной II в Правительствующий Сенат и переезжает в Санкт-Петербург.

6 ноября 1796 года, с воцарением Павла I, Н. П. Шереметев произведен в должность обер-гофмаршала. В 1797 году награждается орденом Cв. Андрея Первозванного. В 1798 году граф возводится в чин в обер-камергера и становится кавалером Большого креста ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 1799 году назначается директором Императорских театров и Пажеского корпуса.

Шереметьев женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой, которой дал вольную. Венчание состоялось 6 ноября 1801 года. 3 февраля 1803 года у Шереметевых родился сын, граф Дмитрий Николаевич.

В 1803 году Н. П. Шереметев получает орден Св. Владимира I степени за учреждение Странноприимного дома в Москве, строительство которого началось в 1793 году.

2 января 1809 года граф Николай Петрович скончался, похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

Прасковье Ковалева-Жемчугова.

А причиной тому была – любовь. Любовь графа Н.П.Шереметева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

Жемчугова-Ковалева, Прасковья Ивановна - выдающаяся оперная певица второй половины XVIII века.

В ее репертуаре были главные партии из «серьезных комедий» Гретри, Монсиньи, Пиччини, Далейрака и «лирических трагедий» Саккини, которые в XVIII веке можно было услышать только на сценах подмосковных шереметевских театров в Кусково и Останкино, а также на домашних концертах в петербургском Фонтанном доме графа Н.П. Шереметева. Жемчугова-Ковалева первой познакомила русскую публику с реформаторскими операми Глюка.

Ее талантом восхищались императрица Екатерина II и император Павел I.

Прасковья Ивановная Ковалева (1768-1803) родилась 20 июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии в семье кузнеца («коваля») Ивана Степановича Ковалева и его жены Варвары Борисовны. Ее родители были крепостными князей Черкасских. Трудно сказать, от кого Прасковья унаследовала певческий дар, но болезнь, так рано сведшая ее в могилу, досталась ей от отца. Туберкулез позвоночника сделал Ивана Степановича горбатым, за что он иногда именовался Горбуновым. Его дочь, по различным источникам, также имела несколько фамилий: Кузнецова, Горбунова, но более всего она известна как Ковалева. По сцене она значилась Жемчуговой, поскольку все крепостные актрисы и танцовщицы театра Шереметевых носили «благозвучные» имена по названиям драгоценных камней: Яхонтова, Алмазова, Гранатова и тому подобные. Перед замужеством она стала Ковалевской, так как Шереметев, дабы оправдать перед светом, а главное, перед будущими детьми свою женитьбу на крепостной, создал легенду о ее происхождении из рода польских шляхтичей. В брачном свидетельстве Прасковья Ивановна расписалась этой фамилией. Согласно легенде, ее предком был дворянин Якуб Ковалевский, в XVII веке попавший в русский плен, и потомки его якобы жили у фельдмаршала Б. П. Шереметева.

В действительности же Шереметев увидел свою будущую возлюбленную и жену в 1773 году, когда он наследник громадного состояния, красивый и образованный молодой человек, возвратился в Россию. Маленькая, худенькая и робкая девочка пяти лет, Параша была «на побегушках» в доме родственницы Шереметевых, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. За хороший голосок ее взяли в домашний театр - на воспитание. Естественно, в тот момент Николай Петрович не мог и думать о каких-либо «отношениях» с этим ребенком. К тому же у графа всегда был богатый выбор среди женской половины крепостных. Это было обычным и распространенным явлением в крепостной России. Он даже завел у себя дома обычай: днем оставлял свой платок очередной избраннице, а ночью приходил к ней, чтобы его забрать.
Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, французскому и итальянскому языкам. Она училась у лучших русских актрис: Е. Сандуновой и М. Синявской. Когда Николай Петрович заинтересовался юной девушкой, он был прежде всего пленен ее необыкновенным певческим даром, благодаря которому Параша быстро завоевала его особое внимание и расположение.

В 1779 году состоялось ее первое выступление на сцене кусковского театра в комической опере «Опыт дружбы». А в следующем году она уже исполняет ведущую роль. Но подлинный успех ей принесла партия Лизы в комической опере П. Монсинье «Дезертир», поставленной в 1781 году. С этого времени молодой граф отмечает Прасковью особым вниманием, и она становится одной из его фавориток. А в 1787 году Шереметев делает окончательный выбор. С этого времени он начинает серьезно заниматься домашним театром.

Выступление в 1787 году в Кускове в опере А.-Э.-М. Гретри «Самнитские браки» стало для девятнадцатилетней Прасковьи Жемчуговой настоящим триумфом. Она становится первой актрисой театра и фавориткой Николай Шереметева. После смерти отца в 1788 году граф, которому было уже 37 лет, начинает открыто жить с ней в домике, специально построенном в кусковском парке.

Вдохновленный успехами первой певицы и охваченный желанием оградить ее от повышенного недоброжелательного внимания дворни, Шереметев решил для выступлений своей любимой построить специальный театр-дворец в Останкине, селе, полученном за отцом, в приданое за женой. Николай Петрович создает большой театр со специально оборудованной сценой и машинным отделением для грандиозных постановок.

Прасковья Ивановна оставила сцену в 1796 году в связи с переездом графа Н. П. Шереметева на постоянное жительство в Петербург и фактически закрытием театра. В 1798 году графом Николаем Петровичем Шереметевым подписана «вольная», чего прежде никогда не случалось в роду Шереметевых, в 1801 - тайно оформлен брак с ней. Для всех Шереметев оставался богатым холостяком, на чье завидное наследство рассчитывали многочисленные родственники или предполагаемые невесты. 3 февраля 1803 года у графа Шереметева родился наследник, Дмитрий. Через три недели, 23 февраля Прасковья Ивановна умерла.

Рождение сына и смерть жены уже не могли оставаться семейной тайной. Новость о кончине графини-крестьянки вызвала в высшем свете состояние шока. Особенно негодовали некоторые члены семейства, обманувшиеся в своих материальных надеждах, так как у графа оказался законный наследник.

В Москве, в церкви Симеона Столпника на Поварской, 6 ноября 1801 года венчались граф Николай Петрович Шереметев, представитель одного из самых богатых и знатных российских родов, и бывшая крепостная, талантливая актриса Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова. Жениху было 50 лет, а невесте - 33 года. Служба проходила тихо и просто, присутствовали лишь два свидетеля - знаменитый архитектор Джакомо Кваренги и бывшая крепостная актриса театра Татьяна Шлыкова–Гранатова. Но счастье их длилось недолго. 23 февраля 1803 года, через три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась. Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома - в виде античного саркофага с надписью на французском языке:

Я верю, что ее ускользающая тень
Блуждает вокруг и сегодня,
Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ
Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно.

Графиня не отличалась особенной красотой; сложения она была слабого и болезненного и, выздоровев раз после тяжкой болезни, избрала себе девизом и вырезала на печати следующие слова: «Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде». Отличительными чертами характера этой умной, глубоко верующей женщины были доброта и скромность. Светлый, обаятельный образ графини–крестьянки пережил ее и надолго сохранился в памяти.

Она много жертвовала на дела благотворительности, давала богатые вклады в церковь. Вскоре после рождения сына к главной иконе петербургского храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости за Литейным двором ею пожертвована бриллиантовая с сапфиром цепь. Чувствуя приближение смерти, она просила все собственные деньги вложить в строительство в Москве странноприимного дома с больницей, а также положить капитал на выдачу приданого бедным невестам.

Граф Николай Петрович Шереметев впоследствии писал в своем завещательном письме малолетнему сыну, что нашел в ней «украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность… привязанность ко святой Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Она заставила меня попрать светское предубеждение в разсуждении знатности рода и избрать ее моею супругою».

Судьба Прасковьи Ковалевой всегда давала повод для создания легенд и домыслов. Но что никогда не было легендой, так это несомненный артистический талант первой певицы шереметевского театра. За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования.

Была ли она счастлива? Как актриса - безусловно да. Ее репертуару могла позавидовать любая певица европейского уровня. Для нее был построен специальный театр, и это случай, пожалуй, единственный в мировой практике. Жемчугова познала славу и успех, которых хватило бы не на одно поколение исполнителей. Царствующие особы дарили певице драгоценности, поощряя ее талант. На сцене она не имела соперниц. Все было создано для актрисы одним человеком - графом Николаем Петровичем Шереметевым, чье имя всегда будет стоять рядом. Как женщина Прасковья тоже могла бы называться счастливой, ведь жизнью ей было подарено величайшее чудо - способность глубоко и преданно любить, а также быть любимой. Счастье это, правда, омрачалось тем, что влюбленные не могли открыто быть вместе. То обстоятельство, что она была крепостной освещает трагическим светом всю жизнь Прасковьи Ивановны Ковалевой–Жемчуговой, графини Шереметевой.

Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева. Хронология.

В 1775 году «определена к театру» графа П. Б. Шереметева в усадьбе Кусково. Обучалась музыкальному искусству и актерскому ремеслу вместе с Ариной Калмыковой (Яхонтовой), Анной Буяновой (Изумрудовой) и Татьяной Шлыковой (Гранатовой). Одним из ее первых учителей музыки был граф Н. П. Шереметев.

29 июня 1779 года дебютировала на сцене «домового театра» графа П. Б. Шереметева в Москве в роли служанки в комической опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы» (либретто Ш. Фавара). В 1779-1785 годах исполнила многие ведущие партии в спектаклях шереметевского крепостного театра. В 1785 году актриса стала первой среди фавориток графа Н. П. Шереметева.

В 1790-1796 годах певица брала уроки драматического искусства у актеров московского Петровского театра М. Синявской, Е. Сандуновой, Я. Шушерина и других. 22 июля 1795 года Прасковья Ивановна сыграла одну из главных ролей в лирической драме О. Козловского «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» (либретто П. Потемкина) - представлении, которым был открыт знаменитый театр в Останкино.

В 1796 году Жемчугова-Ковалева тяжело заболела. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену Останкинского театра в спектакле, который был дан в честь визита в Останкино польского короля Станислава Августа Понятовского (роль Элианы в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»).

В 1797 году переехала с графом в Санкт-Петербург, где жила «на тайной половине» Фонтанного дома Шереметевых. 15 декабря 1798 года Н. П. Шереметев дал «отпускную» ей и всем членам ее семьи. В 1799 году Ковалева-Жемчугова была исключена графом из штата актрис. 6 ноября 1801 года Прасковья Ивановна обвенчалась с Николаем Петровичем Шереметевым и стала графиней.

23 февраля 1803 года, после рождения сына Дмитрия, скончалась от скоротечного туберкулеза. Похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В память о любимой жене Н. П. Шереметьев приказал строящийся в Москве дворец превратить в приют и больницу для неимущих. В 1810 году благотворительный комплекс был открыт под названием Странноприимного дома. Ныне в этом здании находится Московский институт скорой помощи им. Н. В. Склифоссовского.

Яркая личность и необычная судьба «первой» певицы крепостного театра, ее превращение из крепостной актрисы в графиню Шереметеву уже два столетия привлекает к себе внимание исследователей, писателей, художников, знатоков русской культуры.

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова родилась в семье крепостного оружейника. С 7 лет воспитывалась в доме графа Н. П. Шереметева вместе с Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалевой, своей ближайшей подругой.

Еще девочкой выступала на сцене домашнего театра. Проявила большие способности к музыке, пению и особенно к танцам. С 1785 года выделялась как танцовщица.

Обучалась декламации, танцам и музыке у известного балетмейстера Ле Пика. Создала яркие образы в балетах «Инесса де Кастро» Чианфа-неллу (дочь короля), «Медея и Язон» Соломони (Креуза) и других. Играла роли в комедиях («Обольщенный» Екатерины II).

Татьяна Васильевна исполняла также оперные партии: «Самнитские браки» Гретри, (юная самнитянка), «Смешной поединок» Паизиелло (Кларисса).

Получив в 1803 году вольную, Т. В. Шлыкова-Гранатова до конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастила сына графа Н. П. Шереметева и П. И. Жемчуговой-Ковалевой, умершей после родов, а впоследствии помогала воспитывать и их внука.

Татьяна Васильевна была образованной женщиной: она хорошо знала поэзию, литературу, владела французским и итальянским языками.