Голубиная песня пабло пикассо. «Голубь мира» Пикассо. Неслучайный сюжет Пикассо голубь мира описание

"Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет.
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет…".

(советская песня, муз. И. Дунаевского,
сл. М. Матусовского)

С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая — куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы — США и СССР — сотворили таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах.
Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо — гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

Существует и более забавная история о появлении этого рисунка.
Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: "Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески". Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал "миролюбивую" птичку.
Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь "голубиная тема" у Пикассо не исчерпывается символом мира, лично я знаю как минимум пяток картин с этой птичкой. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.
Трактовка же образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это конечно библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя.

Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи "посланников мира". Исполком Моссовета даже вынес официальное решение "О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов". В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.

Сам Пикассо тоже нередко иронизировал по поводу голубей, заявляя, что на самом деле он не знает более глупых, неряшливых и драчливых птиц. И хотя спорить с этим трудно (недаром я давно прозвал голубей "пернатыми крысами"), мне кажется, художник относился к этим птицам с теплотой и симпатией. Иначе зачем бы он стал называть свою любимую дочь Паломой (paloma — исп. "голубка")?

  • 1.2 Визитная карточка художника
  • 2 Политический символ
  • 3 Имя
  • 4 Ссылки
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • В творчестве Пикассо

    Илья Эренбург рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к этому мотиву:

    «Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по испански „палома“ - голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки - лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката - он знал, что его птице предстоит облететь мир».

    Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

    В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны».

    Эволюция изображения

    Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА. Канвейлер опубликовал её еще в 1949 г., до выбора Арагона.

    Франсуаза Жило рассказывает подробно: «В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“. Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата. литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда ее разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud, крапчатая, будто жабья кожа, поверхность. Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force. Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная „рабочая лошадка“ французской компартии, пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель. Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с „голубкой“ уже начал появляться на парижских стенах. бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира».

    «…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“».

    «Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его „Голубка“, пока не увидел ее увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей».

    Биограф художника пишет: «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов». Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: «Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела».

    Варианты

    Этот рисунок позже был развит художником в простой, графичный линейный рисунок.

    «Улитка на склоне»
    (фрагмент)

    Когда я впервые увидел «Голубку», я, как и многие,
    вероятно, подумал, что рисунок неверен или, во всяком случае,
    неестественен. Но потом по роду службы мне пришлось
    приглядеться к голубям, я вдруг осознал, что Пикассо, этот
    чудодей, схватил то мгновение, когда голубь складывает крылья
    перед приземлением. Его лапки уже касаются земли, но сам он еще
    в воздухе, в полете. Мгновение превращения движения в
    неподвижность, полета в покой.

    Аркадий и Борис Стругацкие

    Визитная карточка художника

    Занавесы (фрагмент)

    На Большом Занавесе пусть будет написан
    Воинственный голубь мира
    Моего брата Пикассо...

    Бертольт Брехт

    Эренбург далее пишет: «Пикассо потом сделал еще несколько голубок: для Варшавского конгресса, для Венского. Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по голубкам. Снобы над этим издеваются. Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством - с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка - крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знают и почитают Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская Мадонна“, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку».

    То, насколько голубка «прилипла» к художнику, обыгрывает известный советский анекдот:

    Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
    - Докажите, что вы Пикассо.
    Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
    - Я министр культуры СССР!
    - Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
    - А кто такой Пикассо?
    - Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

    Голубки Пикассо

    Голубки
    Пабло Пикассо
    всю площадь,
    падло, обосрали!

    Семён Беньяминов

    Современный автор, анализируя популярность Пикассо в глубинном, даже низовом сознании народа, пишет, что эту популярность «тем более не объясняла его пресловутая „голубка мира“, внедряемая официозом, что народ этот официоз презирал, пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь…“)». С иронией о нем вспоминает Георгий Данелия.

    Гроссман, Марк Соломонович в своей детской книге «Птица-радость: рассказы о голубиной охоте» (1955), глава «Голубь, облетевший весь мир», агитационно рассказывает об этой истории.

    Политический символ

    Советская песня

    Летите, голуби, летите,
    Для вас нигде преграды нет!
    Несите, голуби, несите
    Народам мира наш привет!
    Пусть над землею ветер стонет,
    Пусть в черных тучах небосвод -
    В пути вас коршун не догонит,
    С пути вас буря не собъет.
    Во имя счастья и свободы
    Летите, голуби, вперед!
    Глядят с надеждою народы
    На ваш стремительный полет.
    Летите, голуби, летите,
    В лучах зари и в грозной мгле.
    Зовите, голуби, зовите
    К труду и миру на Земле!

    Исаак Дунаевский / Михаил Матусовский

    После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом мирного движения и идеалов коммунистической партии. Ее использовали в западных коммунистических демонстрациях этих лет. 1952 году на мирном конгрессе в Берлине голубка Пикассо была написана на баннере над сценой.

    Рисунок стал своеобразной вершиной «голубиного» ряда мирной символики, «сыграв важную роль в пацифистской пропаганде 50-60 годов XX века. международной политике слово „голубь“ стало общепринятым названием-синонимом сторонников согласия и компромисса, мирных решений возникающих проблем; в отличие от „ястребов“ - сторонников радикализма, крутых мер и „железной руки“».

    «Тысячи афиш с голубками распространились по всему миру. Энтузиазм коммунистов не знал границ». Пабло Неруда заявил:

    Биограф художника пишет: «…она появилась на стенах зданий во многих городах по всей Европе, провозглашенная некоторыми как освященный веками символ мира и ставшая объектом насмешек и глумлений со стороны других как совершенно неуместная и абсурдная форма коммунистической пропаганды.(…) последующие годы выполненные рукой Пикассо голуби мира буквально облетели весь мир. Варианты нескольких из его рисунков были воспроизведены на почтовых марках в Китае и в других коммунистических странах».

    Эренбург приводит примеры отношения к этому рисунку, во 2-й пол. ХХ веке ставшему пресловутым:

    • «…Преступная слабость правительства. Вчера из Москвы прилетела группа, которой поручено организовать в Париже беспорядки под вывеской „конгресса за мир“. (…) Вместе с Эренбургом „защищать мир“ будут (…) старый клоун Пикассо, изготовивший марксистскую голубку, которая загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа».
    • «Я поехал в Берлин. Там „холодная война“ была бытом. (…) Юноши и девушки в синих рубашках или блузках маршировали, пели песни, слушали речи ораторов. (…) Одна сторона Потсдамерплатца принадлежала демократической республике, на другой стояли американские солдаты. Парни в синих рубашках запускали пачки листовок, на них была воспроизведена пикассовская голубка. ответ летели апельсины…».

    Из других примеров:

    • Антикоммунистическая группа «Paix et Liberté» создала постеры под названием «La colombe qui fait BOUM » («Голубка, которая делает БУМ») с изображением превращения голубя в советский танк.
    • Американский военный вспоминает о войне в Корее в 1952: «На одной из высот коммунисты воздвигли арку из ветвей и призывали солдат войск Объединенных Наций подойти к ним и „как братья, вместе пройти под аркой“. На другом участке фронта можно было видеть поющих и пляшущих корейских девушек и солдат, размахивающих большими бумажными „голубями мира“ Пикассо, а установленные на склоне горы репродукторы приглашали наших солдат „подойти и поговорить“. Так необычно закончилась самая странная война, в какой американскому флоту когда-либо приходилось участвовать».
    • Летние Олимпийские игры 1952 в Финляндии. Нью-Йорк-Таймс пишет (фрагмент «Московской саги» Аксенова): «Русские подкузьмили американского прыгуна в воду майора Сэмми Ли. Ему подарили значок с „голубем мира“ Пабло Пикассо и тут же сфотографировали его с этим значком. Бросовый значочек с голубком нынче стал таким же коммунистическим символом, как серп и молот. Когда кореец по происхождению Сэмми Ли понял, что происходит, он сказал советскому корреспонденту: „Э-э, браток, что ты делаешь, я ведь тоже в армии служу“».
    • 1957 год, Алексей Козлов («Козел на саксе») пишет о Фестивале: «Атмосфера Фестиваля, несмотря на его строго предусмотренную регламентированность, оказалась легкой и непринужденной. Энтузиазм был неподдельный, все было замешано на лозунге „Мир и дружба“, повсюду из громкоговорителей звучала музыка и песни, специально приготовленные к этому событию, типа „Мы все за мир, клятву дают народы..“ или „Если бы парни всей Земли…“ Вся Москва была завешана эмблемами, плакатами, лозунгами, изображениями Голубя Мира Пабло Пикассо, гирляндами, иллюминацией».
    • В 2011 году около тысячи палестинских детей у подножия Горы Искушения (около Иерихона) создали фигуру голубки - как часть проекта «Peace on Earth» английского аэро-художника Джона Квингли (глобальной музыкальной молитвы за мир).

    Имя

    (Посвящается Пикассо)

    Весенний вихрь кружит неверных женихов
    И как листву кружит рой перьев голубой
    Над кипарисом и над птицей голубой

    Мадонна на заре рвала шиповник красный
    Левкоев соберет к утру букет густой
    Увьет им голубиц их голубь ждет прекрасный
    Он нынче в небесах парит как Дух Святой

    В лимонной рощице объятье долго длится
    Так нам дано любить лишь на закате дней
    Огни далеких сел трепещут как ресницы
    Сердца стучат среди лимоновых ветвей

    Гийом Аполлинер Основная статья: Палома

    • Свою дочь Пикассо назвал «голубкой» - см. Палома Пикассо.
    • Жоржи Амаду, коммунист, также назвал свою дочь этим именем.

    Ссылки

    • Фотография Пикассо с голубем на голове

    См. также

    • Журавлик Садако

    Примечания

    1. 1 2 The Dove // BBC
    2. Голуби Пикассо. Мы поверили им сразу и навсегда // Российский курьер
    3. 1 2 3 4 Илья Эренбург. Люди, годы, жизнь. 3-х томах. - М.: Текст, 2005
    4. 1 2 3 4 5 Р. Пенроуз. "Пикассо:… Антиб и Валлорис (1945-1954)
    5. Тate museum
    6. Творец голубки был убежденным коммунистом // Правда
    7. Достижением
    8. Ф. Жило. Моя жизнь с Пикассо
    9. 1 2 А. Жидель. «Пикассо». Рождение мифа
    10. 1 2 А. Валлантен. «Пабло Пикассо» | Война и мир (1949-1954)
    11. Иосиф Раскин. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса, Ф
    12. Степан Гутфройнд. Пабло Пикассо
    13. Георгий Данелия. «Безбилетный пассажир». Короткие истории из жизни кинорежиссёра Ч.9
    14. The Dove (La Colombe) / MOMA
    15. SIMBOLARIUM
    16. Кэгл М. Мэнсон Ф. Морская война в Корее
    17. В. Аксенов. Московская сага
    18. Photo of the Day: Peace on Earth
    19. Palestinian schoolchildren recreate Picasso’s Dove of Peace for Bethlehem Christmas concert
    20. Перевод Н. Стрижевской

    голубая голубка пикассо, голубка пикассо

    Голубка Пикассо Информацию О

    Не буду я говорить, что голубь - библейский символ жизни с веточкой оливы, прилетевший дать знак Ною, как символ спасения и надежды, все и так знают.
    Но голубь стал символом Мира с легкой руки Пабло Пикассо, причем настолько сильный, давний и стойкий, что иначе уже давно никто не думает...
    _________________
    Первого своего голубя Пикассо написал в 1949 году. Это было совершенно реалистическое изображение белого голубя с перышками на лапках, породистого, красивого, которого в реальной жизни подарил художнику Пикассо не менее знаменитый и талантливый художник Анри Матисс, кстати... А тут еще в этом же 1949-м у Пикассо дочка родилась! Как вы думаете папа ее назвал?
    А вот Палома!
    А
    "палома" - голубка по-испански, между прочим...

    А тут еще так случилось, что в Париже и Праге в этом же 1949-ом случился Всемирный конгресс сторонников мира. Вот так все сошлось в одну точку, и работу модного в то время Пикассо использовали для плаката мероприятия.
    .

    «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов»

    Голубь стал тем, чем он стал теперь!
    Потом у Пикассо были сотни картин и набросков голубей.
    Самые известные голуби Мира Пикассо:

    1951г.
    1961г.

    После всего этого голубя охотно использовали и Хиппи с девизом - " занимайтесь любовью , а не войной" , и западные коммунисты, которые рисовали этого голубя на стенах домов по всему миру в знак протеста против милитаризма , и антикоммунисты...и пр.

    А сейчас Миру очень, очень нужен мир...
    Помоги нам, голубь Пикассо!
    Мира и любви вам всем, дорогие!)

    Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

    Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
    Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
    Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


    Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

    Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


    Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

    Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


    Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

    В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


    Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

    Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


    Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

    На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


    Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

    Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


    Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

    Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

    Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


    Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

    Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


    Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

    В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


    Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

    >
    Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

    В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


    Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

    Источники информации
    Википедия

    Ну, не буду особо рассказывать всем, какой сегодня срач подняли по поводу этого изображения

    Символ мира обсирают именно за его.......пацифизм.И вообще, вокруг одни враги, и символом Победы должно быть что-то грозное, дабы врагинас ещё пуще боялись.

    Ну, так докладываю - "враги" и без грозных символов нашей Победы уже успели себя перепугать до смерти и полной анти-русской истерии. Но нашим садо-мазо-поцреотам по всей видимости этого мало - надо испужать ещё сильнее и вглядить как можно дичее.

    Но пост не об этом, а об истории самого символа, а также об одном испанском художнике и его голубях.

    История домашних голубей столь древняя, что некоторые учёные считают их первой домашней птицей. Первоначально разводили их для еды. Но уже достаточно в древние времена люди заметили их склонность возвращаться домой и стали использовать их в качестве доставки почты. О том, что это было давно, мы можем быть уверены хотя бы прочитав Библию, где именно голубь трижды выпускаемый Ноем и принёс весть, что потоп закончился и вода спала. Ну, он эту весть принёс как раз тем, что не вернулся на ковчег. Собственно именно в те времена голуби и стали символизировать разные вещи связанные именно с мирными и божественными атрибутами и именно "почтовые" качества этой птицы постепенно стали символизировать добрую божественную весть и мир.

    Мы пропустим разного рода значение голубя в Шумере, Вавилонии и прочих культурах, а вспомним близкое нам - значение голубя в культуре христианства, ибо мы, в общем и целом плод христианской культуры. Ровно как и ненавидимый многими развратный и безнравственный Запад.

    Общим местом стало упоминание того забавного факта, что сами голуби ни на йоту не обладают теми качествами, которые они символизируют. Птица достаточно противная, злобная, жадная и драчливая. Единственное качество, которое у неё есть и в реальности, и в символичном значении - голуби моногамны, поэтому по праву символизируют долгую совместную супружескую жизнь и преданность. И вообще, любящие друг друга люди воркуют аки голубки.

    В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

    «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».

    Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

    В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того - Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

    Благовещенья;

    Крещения Христа;

    Крещения Св. Павла;

    Чуда Пятидесятницы.

    В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

    Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

    «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

    Исайя 11:1-2

    А теперь свернём с истории христианской символики голубя в современность. И тут мы вспомним одного великого испанского художника, полное имя которого звучит как Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

    Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

    ДЕТСТВО

    Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок - он сам.

    ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ

    Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь - это , а черный, соответственно - . Позднее он вспоминал эту историю как один из самых ярких моментов своей жизни.


    Пикассо вообще любил всякого рода бои - он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными - он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Он воспринимал мир животных таким, как он есть. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

    Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы.
    — Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
    Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
    (По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

    ГОЛУБЬ МИРА


    В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

    «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
    (Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

    По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

    . .
    Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем - дочку назвали , что по испански означает —голубка .

    ГОЛУБЯТНЯ НА ВИЛЛЕ КАЛИФОРНИЯ

    Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И как в детстве, он играет с голубями. На этот раз - в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них - вариации одного и того же сюжета - распахнутое окно комнаты, за ним - свет и вид на море, в проеме - множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.