Главный режиссер театра вахтангова. Евгений вахтангов. Евгений Багратионович Вахтангов

6 сентября 2017. Художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас во время сбора труппы Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

10 лет литовский режиссер, выпускник ГИТИСа Туминас возглавляет легендарный театр, и под его руководством вахтанговцы достигли таких высот и признаний, что их слава уже не знает границ. Министр культуры России Владимир Мединский назвал цифры, которые свидетельствуют об абсолютном лидерстве театра:

Театр Вахтангова - рекордсмен по заполняемости залов - 90 процентов зрителей. За прошлый сезон спектакли посмотрели 308 тысяч. Было сыграно больше всего из российских театров спектаклей - 606. Театр не только эффективно использует бюджетные средства, но и привлекает внебюджетные, - отметил Владимир Мединский.

Директор театра Кирилл Крок сообщил большому коллективу театра хорошие новости, одна из которых - повышение всем сотрудникам, включая обслуживающий персонал, заработной платы на пять тысяч рублей.

17 ноября состоится открытие отремонтированного здания театра имени Симонова, с двумя сценами. Кирилл Крок поблагодарил государство за выделенные средства в размере 25 миллионов рублей на капитальный ремонт Симоновского филиала, заметив при этом, что общий бюджет ремонтных работ составил 200 миллионов, и это деньги спонсоров и заработанные театром.

Римас Туминас перед объявлением планов нового сезона (кстати, ожидается второй Парад премьер) объяснил, почему он и его коллеги предпочитают классику современности:

Классика дает прикосновение к вечности, к красоте, к молодости. Классика - это встреча с чудесами. Будем ставить Лескова, Цвейга, Шекспира, Сервантеса. Островского. Сам я хочу поставить "Фауста" Гете, "Войну и мир" по сценарию Сергея Бондарчука, "Три сестры" и, возможно, комедию Гольдони "Дачная лихорадка".

Каждый год перед началом сезона Римас Туминас дает напутствие артистам. Два года назад худрук посоветовал "быть гордыми и не размениваться на роли". В этот раз Туминас обратился с просьбой "не терять вкус".

В прошлом сезоне у нас были некие отклонения от хорошего вкуса, а в нашем театре этого быть не должно. Вкус - это культура, книги, чувства, - объяснил Римас Туминас.

Руководитель театра Вахтангова процитировал запись из дневника своего предшественника, народного артиста СССР Михаила Ульянова, о том, что "ему не хватает жесткости и умения говорить "нет" на посту худрука".

Римас Туминас возглавил театр Вахтангова по рекомендации Ульянова. В этом году отмечается 90-летие великого артиста. 20 ноября на вахтанговской сцене в честь него состоится юбилейный вечер.

Римас Туминас признался в любви к театру Вахтангова, и это случилось впервые. Вахтанговцы знают, что для этого признания у него есть особая причина. Художественный руководитель попросил небольшую паузу в театре, вызванную необходимостью пройти курс лечения.

  • Знаменитый театр им. Вахтангова располагается в самом центре Старого Арбата.
  • Визитными карточками театра являются гротеск и ироничность.
  • В репертуаре театра им. Вахтангова присутствуют и классические трагедии и озорные водевили.
  • С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению ряда специалистов, обладает лучшим светом и звуком.
  • В театре помимо двух сцен есть и артистическое пространство «Арт-кафе», где проводятся творческие встречи, поэтические чтения и концерты.
  • Все постановки в театре ведутся на русском языке.

В самом сердце стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими ироничными, но такими глубокими спектаклями. Прекрасная прославленная труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа – театр уже 95 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Иронично о наболевшем

В начале театра было чудо. В ноябре 1921 года в холодной и голодной Евгений Вахтангов ставит притчу о Добре и Зле – «Чудо святого Антония». Не меньшим чудом стала вторая постановка Вахтангова, когда он, смертельно больной, в феврале 1922 года поставил сказку – «Принцессу Турандот». Яркая и легкая, она покорила всех. С этого спектакля началась история театра Вахтангова, визитными карточками которого стали гротеск и ироничность.

Евгений Вахтангов был учеником . Ученики самого Вахтангова – Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин – составили костяк труппы. Вскоре при театре было создано училище, которому будет суждено стать одним из лучших театральных вузов страны. Из стен прославленной «Щуки» (так называют вахтанговский театральный институт им. Щукина) вышла целая плеяда знаменитых актеров и режиссеров – Юрий Любимов, Владимир Этуш, Ролан Быков, Сергей Маковецкий. Легендарным актером и художественным руководителем Вахтанговского театра с 1987 по 2007 год был Михаил Ульянов. Сегодня на этой сцене можно увидеть великолепную «старую гвардию» ‒ Василия Ланового, Владимира Этуша, Людмилу Максакову, блестящее «среднее поколение» ‒ Евгения Князева, Сергея Маковецкого и талантливую «молодежь» ‒ Александра Олешко и Нонну Гришаеву.

Спектакли театра Вахтангова разнообразны. Это и классические трагедии («Медея» Еврипида), и озорные водевили («Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве). Здесь умеют ставить классику, что видно по успеху спектаклей Римаса Туминаса «Дядя Ваня» , «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Спектакли Туминаса стали настоящим событием в культурной жизни города. Взяв тексты, знакомые по школе каждому россиянину, Туминас открыл их для зрителей заново. В чеховском «Дяде Ване» режиссер увидел театр абсурда, где говорят одно, думают другое и делают третье. Обычно героев этой чеховской драмы показывают несостоятельными неудачниками. Туминас представляет нам людей живых, ранимых, полных страстей и несбывшихся надежд. Режиссер и актеры не смотрят на своих героев свысока – напротив, они любят их, симпатизируют им.

В , который сам классик называл «энциклопедией русской жизни», Туминас пытается дойти до самой сути русской души. Ломая стереотипы, он показывает целую панораму образов национального характера, где сочетаются любовь и ненависть, душевность и чопорность, безрассудство и ответственность. Главные роли в обоих спектаклях (Войницкий в «Дяде Ване» и Онегин в «Евгении Онегине») сыграл блестящий вахтанговский актер Сергей Маковецкий.

Возможности театра

С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению многих специалистов, обладает лучшим светом и звуком. В 2011 г. было отреставрировано декоративное убранство здания, проведен ремонт зрительного зала. Спектакли театра проходят на двух сценах: Большая вмещает 1055 зрителей, Малая рассчитана на 250 мест. Обе площадки предоставляют прекрасный обзор со всех мест. Однако в зале Малой сцены установлены подвижные кресла, что позволяет менять их конфигурацию в соответствии с замыслом режиссера. Специальная платформа позволяет поднимать декорации весом 3,5 тонны. Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен лифт.
Есть в театре и «особая третья сцена» — артистическое пространство «Арт-кафе». Здесь проводятся творческие встречи, поэтические чтения, выступления оркестра Вахтангова. Уютный со вкусом оформленный небольшой зал вместил себя небольшую сцену и столики, за которыми зрители могут отдохнуть и приятно провести время.
С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нем можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссеров и актеров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 5,00 (из 5)

Февраль 2017
Вообще вся атмосфера этого театра, его расположение (на старом Арбате), великолепная игра актеров, мне там нравится всё! Единственное, покупать билеты надо только в партер, амфитеатр и бельэтаж! Никаких балконов!

Декабрь 2016
Театр, в котором сложилось все: месторасположение, главный режиссер, актерский состав, репертуар, хранящий традиции и передающий мастерство молодому поколению. Теперь и еще одна новая сценическая площадка для творческих встреч - прекрасное арт-кафе. Великолепная Марина Есипенко - третья Принцесса Турандот, жаль, что спектакль ушел из репертуара, Юлия Рутберг, неподражаемые Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченков, Владимир Этуш. Актеры, дарящие эмоции, переживания, размышления.

Декабрь 2016
Театр им. Е. Вахтангова один из немногих, в котором есть дух интеллигентности, высочайшей классической театральной культуры и не наигранной ответственности перед зрителем! Особенно достойно старшее поколение мастеров сцены! Молодежь должна подтягиваться - есть же у кого учиться. Каждое посещение театра - праздник!

Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер , ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.

Но репетиции продолжились - уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова - первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».

Виктор Ардов «Девять способов безбилетного проникновения в зрительный зал»

Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» - вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов - всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» - спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве.

Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.

В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.

В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе - Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя.

Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.

Говорят, что... ...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина! .
...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково.

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории театра имени Евгения Вахтангова?

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.

По-польски "крок" - это шаг: шаг вперед

Если бы Крока не было, его надо было придумать. Как какого-то фантастического героя, который что-то наконец такое совершит, в результате чего жизнь всех изменится к лучшему. Но он не фантастический герой, и придумывать его не надо. Кирилл Крок уже существует: он директор Театра имени Евгения Вахтангова, и сегодня у него - день рождения. Красивая цифра - 50.

Да, Кирилл Крок - реальный человек с реальной биографией, и исключительно театральной. Вообще, иногда кажется, что он родился в театре, настолько хорошо его знает. Но родился он, как и все, в роддоме, учился, готовился в юристы, но отказался от карьеры законника и, поругавшись с родителями, не разделявшими любви сына к Мельпомене, пришел в театр. Там он не стал разве что артистом, а по технической части освоил многие профессии: был бутафором, осветителем, монтировщиком сцены… Поэтому Крока на мякине не проведешь: театральное дело знает «от и до».

Кстати, слово «крок» по-польски означает «шаг», и соответственно своей фамилии нынешний юбиляр лихо шагал по театральной лестнице - от монтировщика до директора-распорядителя и замхудрука в театре «Модерн», позже работал заместителем ректора Школы-студии МХТ и директором учебного театра. Так что в Вахтанговский, куда был приглашен в 2010 году, Крок пришел с определенным опытом руководителя.

Только Вахтанговскому - этому мощному кораблю с его именитой командой - все равно, какой у нового назначенца опыт, и прежние заслуги для него не в счет. Для Вахтанговского важнее совпадение по группе крови. И тут, надо сказать, счастливое совпадение: в пару к новому худруку Туминасу (заступил в Вахтанговский чуть раньше) пришел не революционер или продвинутый менеджер, который резко меняет команду и строит свой авторитет за счет уничтожения предшественника, а тот, кто продолжил уважительно делать то, что делали до него много-много разных людей. Например, такой легендарный директор, как Иссидор Тартаковский, работавший с Симоновым и Ульяновым.

Более того, Крок пришел не в самый лучший для театра момент, когда у актеров из-за конфликта с предыдущей администрацией (та платила себе в разы больше, чем тем, кто каждый вечер выходил на сцену) было сильное недоверие к начальству. А тут - и худрук из Литвы, и директор новый. Да кто знает этого Крока?! А тому 42, он без регалий. Но… Все-таки недаром дается фамилия: крок за кроком, то есть шаг за шагом и без лишних слов, новый управленец начинает работать, и все дивятся: вы смотрите, а малыш-то наш - ого-го!

За неполных семь лет в театре на Старом Арбате «малыш» (а это произносят уже с другой интонацией, да уже и без «малыша») делает то, что другим за десятки лет не удавалось: не закрывая театр на ремонт, меняет старую сцену (ее бережно распиливают на деревянные бруски и раздают работникам как артефакты), меняет техническое оборудование…

Это еще что: он завершает долгострой новой сцены, который тянулся (а по сути - стоял) 13 (!!!) лет. Открывает это пространство - с новыми гримерными, цехами (столярка - предмет особой гордости), с фитнес-зоной для всех без исключения работников театра (парься в сауне и артист, и бутафор!)…

В послужном списке строителя Крока также значатся: театральное общежитие на несколько семей; арт-кафе, где проходят творческие вечера артистов разных поколений; мемориальная квартира Евгения Вахтангова, заново отреставрированная и открытая для посетителей; наконец, Симоновская сцена, открытие которой состоялось буквально две недели назад. За год и девять месяцев (!!!) капитально отремонтировано и реконструировано здание 1936 года (3,5 тысячи кв. м), много лет пребывавшее в разрушающемся состоянии.

Теперь у Вахтанговского есть еще две новые сцены с репетиционными залами, у зрителей - старый/новый театр, у «Щуки» - новые учебные классы. И это - Крок со своей командой, которую, замечу, он не приводил, а формировал все эти годы из прежних и новых сотрудников. Я уж не говорю о финансовой стороне вопроса: в Вахтанговском очень высокие зарплаты, и на каждый дотированный Министерством культуры рубль театр сегодня зарабатывает два с половиной. Как?!

А это спросите у Римаса Туминаса, который делает такие спектакли, на которые так просто не попадешь. У Кирилла Крока, который так умело ведет театральное дело, что имеет результат другим на зависть. И вообще этот дуэт театральных руководителей Туминас-Крок, со своей не показной, обходящейся без громких обещаний и заявлений работой (без борьбы непонятно за что), - лучшее доказательство того, что НЕреволюционный путь оказывается полезнее для искусства в России. Надо иметь талант, и просто работать каждый день, и главное - быть порядочным по отношению к другим, заботиться о стариках. Может, в этом - наши национальные скрепы?..