Главные персонажи Нового года. Откуда взялись Дед Мороз и Снегурочка. Кто такая снегурочка и откуда она взялась? Дед мороз и снегурочка кто они

Чтение статьи займет: 5 мин.

В преддверии очередного Нового года и сопутствующих этому событию празднеств с традиционными народными гуляньями, застольями с оливье и поголовным распитием крепких спиртных жидкостей, я намерен продолжить исследования генеалогии новогодних персонажей и атрибутов. В прошлом году изучался достославный , в этом темой материала будет Снегурочка. Заранее не афишируя степень родства девушки в голубом платье с белой оторочкой с новогодним дедом, предлагаю разобраться в ее происхождении и связи с бородатым поставщиком новогодних подарков. Приступим, пожалуй…

Если персонажи, отчасти схожие с современным Дедом Морозом, имелись в славянской мифологии (но подарков они не дарили, наоборот – жизнь могли отнять на раз-два), то связать Снегурочку с кем-то из мифических героев довольно сложно. Ее образ наиболее близок к Костроме (не городу), но об этом позже. А сейчас отметим один важный момент – Снегурочка, как бы не пытались некоторые исследователи связать ее с персонажами из западных верований, является исключительно российской новогодней героиней.

Драматург А.Н. Островский . Автор популярных по сей день «Грозы» и «Бесприданницы» получил в 1873 году заказ от имперской комиссии театров на феерическую пьесу, которая бы позволила задействовать в ней оперную, драматическую и балетную труппы Малого и Большого театра. Согласившись, Александр Николаевич решил черпать вдохновение для создания пьесы во втором томе сборника народного фольклора А.Н. Афанасьева, опубликованного в 1869 году – сказке о Снежевиночке-Снегурке, девочке, вылепленной из снега. Описанная Афанасьевым история Снегурочки более чем трагична – бесплодная чета крестьян слепила по осени из первого снега куклу, та ожила и стала Снегуркой, а в начале весны снежная девчонка прыгнула по примеру других детей через костер и растаяла.

Островский создал свою версию истории, сделав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. Поскольку воспитывать девочку сказочные родители не могли сами, они отправили ее жить в деревню, в семью бездетных Бобыля и Бобылихи. Повзрослев, Снегурочка влюбляется в Леля, местного полубога-пастуха и обладателя волшебной флейты, но приемные родители предпочитают отдать красавицу замуж за богатого горожанина. В финале все заканчивается также плохо, как и в первоисточнике Афанасьева, только губит Снегурочку не пламя костра, а воспылавший в ее сердце огонь любви к Лелю – согласитесь, так гораздо романтичнее.

Несмотря на замечательное музыкальное сопровождение, написанное тогда еще молодым и толком неизвестным П.И. Чайковским, пьеса о девочке из снега после премьерного показа на сцене Большого театра 11 мая 1873 года с театральных подмостков полностью исчезла. И не было бы сегодня новогодней Снегурочки, если бы не…

Композитор Н.А. Римский-Корсаков . Как признается сам Николай Андреевич, изначально пьеса Островского не произвела на него какое-либо впечатление, он счел ее сюжет банальным. Холодной зимой 1879-1880 годов Римский-Корсаков вновь перечитал «Снегурочку» и, к его собственному удивлению, неожиданно проникся интересом – в его воображении персонажи пьесы предстали в потрясающей поэтической красоте. Скрывшись от светских раутов в глухой деревеньке, композитор потратил все лето 1880 года на создание оперы «Снегурочка», полностью закончив ее в 1881-м. Ее премьера состоялась 11 февраля 1882 в Мариинском театре Петербурга, публика отлично приняла работу Римского-Корсакова, свое восхищение композитору высказал автор одноименной пьесы Островский, присутствовавший на премьерном показе.

Сцена из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Обратите внимание: и в пьесе, и в опере исполнительница роли Снегурочки носила костюм одно и того же типа – шубка бело-голубого цвета с опушкой из меха, схожего цвета меховую шапочку и рукавицы. Но как же Снегурочка «пробралась» на новогодние мероприятия и корпоративы, спросите вы? Ведь пьеса и опера связывались их авторами с концом зимы, вовсе не с Новым годом. А дело вот в чем…

До и после Октябрьской революции . В начале XX века, на фоне популярности оперы Римского-Корсакова, Снегурочка становится модным персонажем рождественских празднеств. Родители одевали своих дочерей в костюм снежной девушки, используя тот же его дизайн, что и в постановках Островского и Римского-Корсакова, разыгрывались сценки из одноименных пьесы и оперы, других сказок. В те времена образ Снегурочки особо не выдели среди разномастных Снежинок, Зайчиков и Снеговиков, говоря иначе – облаченная в этот костюм девушка утренники не вела, а самих Снегурочек на каждом подобном мероприятии было несколько.

С захватом власти в России большевиками и изменении ее государственного устройства на «социалистический» популярность рождественских праздников постепенно угасала. Первопричин этому было две: введение в 1918 году Григорианского календаря, внесшего путаницу в даты празднования; поголовная бедность – на рождественские атрибуты у населения банально не было средств. В конце 1929 года празднование Рождества в советской России было запрещено официально – особые комсомольские патрули ходили вдоль домов, отслеживая соблюдение данного запрета домочадцами. За следующие годы народ начал было привыкать обходиться без новогодних празднеств, но, неожиданно для всех, центральный орган власти СССР – политбюро ЦК ВКП(б) – пересматривает прежнее решение. За четыре дня до нового, 1936 года, комсомольские и пионерские ячейки во всей стране лихорадочно принимаются за подготовку новогодних утренников.

Снегурочка, как полноценный персонаж Нового года в СССР, впервые появилась на новогодней елке Дома союзов в Москве в 1937 году – она вела утренник вместе с Дедом Морозом. Если раньше, в дореволюционной России, Снегурочками были девочки дошкольного и младшего школьного возраста, то роль Снегурочки-ведущей исполняла взрослая девушка, в число костюмированных атрибутов которой добавилась длинная русая коса, обычно накладная. С момента первого появления Снегурочки на новогоднем утреннике ее стали называть внучкой Деда Мороза – эта степень родства закрепилась в памяти граждан СССР.

Кострома . Согласно современной российской мифологии, областному центру на Волге – городу Костроме – присвоен статус «родины» новогодней Снегурочки, по аналогии с Великим Устюгом, названной родиной Деда Мороза. Но связь тут глубже – Кострома это не только город, но и древнерусский мифический персонаж, обладавший огромной магической силой, издревле почитаемый приволжскими народами. С некоторых пор костра – это солома, одревесневший стебель прядильных растений, вроде конопли, льна и других. А раньше, до XX века, кострой называли любую солому, в том числе пшеничную и ржаную, ею покрывали кровлю или жгли в кострах. Весной в деревнях вдоль Волги проводился обряд, в ходе которого Кострому хоронили – на связанное из костры соломенное чучело одевалось девичье праздничное платье, затем его с песнями либо топили, либо сжигали на берегу реки. Связанные с Костромой обряды символизировали цикл смерти природы зимой и ее возрождения по весне, что весьма близко к истории Снегурки, описанной Афанасьевым.

Итак, мы разобрались с родословной Снегурочки – в дореволюционной России она считалась дочерью от связи Мороза с Весной и была второстепенным новогодним персонажем. А вот внучкой Снегурочкой она стала лишь в конце 30-х годов. Несмотря на более юный статус «внучки» девушка изрядно повзрослела и заняла ведущее место на утренниках – рядом с советским Дедом Морозом.

Вообще, Дедушка Мороз является трансформировавшимся со временем древним языческим божеством. Обычная на то время персонификация природной стихии.
Этому божеству не одна тысяча лет.

Он был не очень добр, но был мстителен, жесток, не был нарядно одет... Как и всякое языческое божество, за подношения одаривал ништяками, а за неуважение- сеял мороз и смерть.
Его жутко боялись и почитали. Это сейчас зима- это веселье, елка, мандарины, Новый год.
А в давние времена это была проверка на прочность. Зиму нужны было натурально пережить, и сделать это было ох как не просто.
И он был одним из немногих божеств, которые могли в этом помочь. Потому ему молились, делали жертвоприношения.

Если подробнее подходить к его личности- можно вспомнить знаменитую сказку Морозко. Сказка эта безумно старая, и имеет более сотни различных вариаций. И, понятное дело, на данный момент общеизвестен самый лайтовый вариант. Который и был экранизирован гениальным режиссером Александром Роу.
В большинстве же вариантов после вопроса "Как тебе на морозе, не холодно ли?", Настеньку после уважительного отношения к морозу он одарил и вернул домой, а вот Марфушенька(за честное признание несколько некомфортного положения) никогда уже не вернулась. Он ее заморозил к чертовой матери. Та же участь постигала всех неугодных живых существ. Судя по всему маны у него было много, кастовал этот чертила не стесняясь. Он не только убивал живых существ поштучно из-за плохого настроения, но так-же мог приказать Метели замести целое поселение.
При всем при этом он не был исчадием зла. У отца был сборник древних народных русских сказок, что он мне читал. Были и хорошие моменты.
Например, в одной истории он случайно уничтожил запасы еды у крестьянина.
И тогда русский мужик пошел в лес разбираться. Шел долго и уже в полуживом состоянии вошел в волшебный ледяной терем. Дед Мороз извинился перед ним, одел потеплее в обратный путь, посадил волшебные сани и дал скатерть-самобранку.
Еще он любил мучить разбойников, нападавших на простых людей в лесах. Замораживал им части тела и оставлял на морозе.

Этот суровый дед Мороз имел и родителей(По некоторым предположениям, это были славянские языческие божества Мара и Велес). Имел красавицу жену Зиму, кучу различных демонов и родственников в услужении, реально кучу: это и подлые заманивающие на хрупкий лед твари, и лютая метель, трескуны...
Однако, кто там сын был, а кто невестка- из-за жуткого отношения церкви к славянским традициям, мы никогда уже не узнаем. Огромное количество легенд и мифов утеряно из-за них. Капища сожжены, любыми путями язычество старались стереть из памяти людей.

Но, судя по тому что традиции с Дедом Морозом и той-же масленицей с блинами за тысячу лет не удалось искоренить- становится понятно, что мифы и предания о нем были известны повсеместно и сидят, что называется, в подкорке у народа.

В современном же образе(В виде справедливого и добродушного дедушки с внучкой), который сформировался не так давно(уже в советское время)- у него нет семьи, кроме внучки.
Современное понимание Деда Мороза- это некий кусок нашей древней истории, не очень ровно вырванный из вечности.

Почему отец Гарри Поттера так издевался над Снейпом в школьные годы, если он был таким классным и добрым волшебником?

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Снегурочка - пожалуй, самый загадочный из всех известных новогодних персонажей. Существует много белых пятен в ее противоречивой биографии. С Дедом Морозом все более - менее ясно, во всяком случае, в народном фольклоре он известен еще со времен становления славянской государственности. А вот первое «достоверное» упоминание о Снегурочке мы можем найти лишь в одноименной пьесе Александра Островского. По замыслу автора изначально Снегурочка приходилась дочкой Деду Морозу, но позже, в силу неизвестных обстоятельств, поменяла свой родственный статус на внучку. Но это не так важно, главное, что подобные метаморфозы никак не повлияли на популярность этой парочки, пользующейся огромным успехом как у детей, так и у взрослых. Сегодня без своей верной спутницы Дед Мороз смотрелся бы как - то незавершенно.

Время летит неумолимо, счетчики покупателей торговых центров зашкаливают от безудержного потока празднично настроенных людей, а детвора уже предчувствует скорую встречу со своими любимыми героями.

Снегурочка и ее дедушка прочно связаны между собой как родственными отношениями, так и традиционным сюжетом: они вместе появляются на новогодние праздники, часто - в окружении лесных зверушек, развлекают детвору. Дети знают о предстоящем визите задолго до их прихода и ждут с большим нетерпением в предвкушении долгожданных подарков.

Кстати, в отличие от своих собратьев: англо - американского Санта - Клауса, финского Йоулупукки, итальянского Баббо Натале и даже монгольского Увлин Унгуна, только у нашего Деда Мороза есть такая милая помощница - Снегурочка.

Но все же где была Снегурочка до того, как стала персонажем пьесы Александра Островского? Как складывалась ее судьба до 1873 года? И, пожалуй, самый главный вопрос - кто родители Снегурочки?

Попробуем раскрыть эту тайну через Интернет. Интересно, какие версии есть у пользователей Сети.

Итак, кто настоящие родители Снегурочки?

У нее родители пропали в лесу, нам говорили об этом еще в детском саду. Дедушка старенький ее приютил. Он ей не родной дед.

Я думаю, у нее нет родителей. Снегурочка во время снегопада упала с неба. Это был подарок Деду Морозу на Новый Год.

Скорее всего, родители Снегурочки куда - то уехали и оставили ее Деду Морозу на воспитание. А может быть они снеговики или снежные люди, которые с приходом весны просто растаяли...

Жена Деда Мороза - Зима. У них было три сына: Декабрь, Январь и Февраль. Жила девушка по имени Вьюга. Она встречалась с сыновьями, после чего родилась девочка, которую назвали Снегурочкой. Вопрос о том, кто именно приходится отцом Снегурочке, считаю некорректным, но можно предположить, что это - Декабрь, ведь Снегурочка и Дед Мороз приезжают именно в декабре.

Ну, наверное, Дед Мороз сам ее для себя придумал. А почему внучка, а не дочка? Так это все из жизни взято. Внуков - то больше любят, детям в молодости не получается столько времени уделять. Причем дедушки лучше сходятся по характеру и взаимопониманию с внучками, а бабушки больше внуков любят. Вот дедушка Мороз и вылепил себе снежную внучку.

Примечательно то, что проблема биографии Снегурочки не дает покоя очень многим нашим соотечественникам, о чем свидетельствует учет посетителей сайтов по данной теме.

Но вернемся к нашему вопросу.

Образ ожившей снежно - ледяной девочки довольно часто встречается в северных русских сказках. По всей вероятности, история о Снегурочке явилась миру примерно в XVII - XVIII веках, а после эта чудесная сказка интерпретировалась в творчестве разных рассказчиков.

Так оно или нет - сказать сложно. Да и зачем, собственно, во всем этом так уж дотошно разбираться. Главное, Снегурочка - есть, Дед Мороз - есть, подарки - будут. И Новый Год уже очень скоро!

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу

Маринка Картинка 31.12.2012