Главные испытания в жизни маши. Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Дата:

Класс: 8

Тема: Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Цели урока:

    Проанализировать образ Маши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развивать навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести, проектор, видеофильм «Капитанская дочка»

нельзя было ее узнать и не полюбить.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Сегодня на уроке мы поговорим о любви на примере главных персонажей Маши Мироновой и Петра Гринева, с которыми познакомились на страницах повести «Капитанская дочка».

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом.

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой? Давайте, почитаем газету.

(Работа с газетой “Читая повесть…”)

Учитель: Как вы понимаете, что такое любовь?

Учитель: Сразу ли возникает у Петра Гринева чувство любви к Маше? Как появляется и развивается это чувство?

Сначала Петр отнесся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу, так как мать ее бесцеремонно о ней говорила. Затем Петр, познакомившись с ней поближе, обнаружил, что она “благоразумна и чувствительна”. Но это еще не любовь. Хотя Гриневу уже неприятно слушать колкие замечания Швабрина о Маше. Сочиненное стихотворение вряд ли было посвящено Маше. Будь это так, вряд ли Петр стал бы его показывать Швабрину. Но он выносит его на суд, ожидая похвалы. Имя Маши в стихах оказалось, скорее всего, случайно. Но грязные намеки Швабрина взбесили Гринева. Он вступился за честь девушки, так как это велел ему долг дворянина. Швабрин пытается отвратить Гринева от Маши. Петр взглянул на Машу по – новому. Когда же Маша ухаживала за раненым Гриневым, у него созрело решение жениться на ней.

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим отрывок из кинофильма “Капитанская дочка”. 1 мин. 45 сек.

Учитель: Почему, Маша, на ваш взгляд, отказывается венчаться с любимым? О ком она в этот момент заботится?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Обратите внимание на реплику Маши. Почти каждая ее фраза завершается многоточием. Найдите и зачитайте.

Учитель: О чем это говорит? Маша что-то недоговаривает, умалчивает?

Многоточие передает прерывистость речи, паузы между словами – волнение. Она не говорит о своей любви, чувствах, так как боится проявить их.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

Учитель: На жизненном пути Маши Мироновой встретилось много героев. Назовите круг ее общения?

Мать, отец, Палашка, Гринев, Савельич, Швабрин. Машу, все любят, всех привлекает в ней скромность, искренность. Все, к кому девушка хорошо относится, обладают такими качествами как благородство, доброта.

4. Итог урока.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. Действительно, “… нельзя было ее узнать и не полюбить”. И мы не остались равнодушными. Нам понравилось в Маше Мировой благородство, доброта души, искренность в отношениях с Петром Гриневым, бескорыстие поступков, человеколюбие и милосердие, верность и преданность.

5. Домашнее задание .

На следующем уроке мы заканчиваем изучение повести “Капитанская дочка”. Внимательно прочитать 13–14 главы и подготовить сочинение-миниатюру по вариантам:

1. Почему, по вашему мнению, Екатерина II помиловала Гринева?

2. Почему А. С. Пушкин представил свое произведение в форме записок Петра Гринева?

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.

Маша Миронова образ и характеристика героини в повести Капитанская дочка

План

1. “Пушкинская” героиня.

2. Маша Миронова. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка ”

2.1. Маша и родители.

2.2. Первая любовь.

2.3. Твердость духа.

3. Мое отношение к главной героине.

В своих талантливых произведениях Александр Сергеевич Пушкин создал образ идеальной девушки, к которому возвращался неоднократно, из романа в роман, из поэмы в поэму. Эталоном “пушкинской” героини являлась кроткая и миловидная барышня, немного романтичная, немного мечтательная, добрая и простая, но в то же время исполненная внутреннего огня и потаенной силы. Такой была Татьяна Ларина, такой стала и Маша Миронова.

Свое детство и юность девушка провела в уединении Белогородской крепости, в нужде и труде. Ее родители, хоть и мелкие дворяне, жили на одно капитанское жалование. Поэтому они приучили свою дочку к простому образу жизни и постоянной работе. Маша, восемнадцатилетняя барышня, не чуралась помогать матери на кухне, прибираться в комнатах, штопать одежду. Она не получила достойного образования и воспитания, но приобрела более ценное и вечное - нежное сердце, добрый нрав, духовную красоту.

В повести девушка предстает перед нами уважительной и вежливой дочкой. Она не стремится к балам и нарядам, не выпрашивает у родителей лучшей, богатой жизни. Она довольна тем, что имеет, она очень привязана к своему отцу и к своей матери и ценит их. Маша знает, что одевается “просто и мило”, что у нее нет большого приданного, а значит, она вряд ли сможет найти себе хорошую партию. Но это не расстраивает главную героиню. Она не цепляется за первого встречного, который оказывает ей знаки внимания. Для капитанской дочери искренняя любовь и взаимная симпатия - не пустой звук. Девушка отказывает богатому кавалеру, так как замечает в нем негодные черты характера и низкие чувства. Она не готова жить с нелюбимым только потому, что это обеспечит ее безбедное существование. “Как подумаю, что надобно будет… с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” - в простоте душевной объясняет Маша свой отказ. И в то же время девушка способна на сильные нежные чувства.

Повстречав Гринева , она влюбляется в него искренне и горячо. Это - не мимолетное чувство, вызванное сиюминутной слабостью или эйфорией. Маша любит по-настоящему, самоотверженно. Не сразу развиваются чувства между главными героями, постепенно начинает понимать девушка, что увлечена в серьез и надолго. Незаметно наблюдая за Гриневым, подмечая его положительные качества и привычки, капитанская дочка начинает любить всем сердцем и всей душой. Но и здесь видна ее глубокая нравственная основа. Не кокетничая, не играя чувствами мужчины, Маша “безо всякого жеманства” отвечает взаимностью на предложение молодого Петра. Ее любовь чиста и невинна, как и она сама. И хотя девушка по-настоящему влюблена и “чувствительна”, она дорожит своим добрым именем и незапятнанной честью.

Капитанская дочь также благоразумна и умна. Она не хочет выходить замуж за Гринева без благословения его родителей и готова даже вернуть ему обещанное слово. “Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич, - плача, говорит Маша, а позже добавляет: - Век не забуду вас; до могилы ты одни останешься в моем сердце”. Как видно, девушка согласна пожертвовать своими чувствами ради благополучия избранника. Кроме того, она готова сохранить верность и преданность любимому до самой смерти.

Но самые лучшие качества Марьи Ивановны раскрываются перед нами во время ее страшных испытаний - бунта Пугачева . Именно тогда главная героиня выказывает те чувства и ту силу духа, которую, казалось бы, невозможно от нее ожидать. В одночасье потеряв отца и мать, лишившись свободы и привычного образа жизни, испытав предательство солдат и пройдя через издевательства жестокого офицера, капитанская дочь осталась верна своим принципам и убеждениям, своему понятию о долге и чести. Сколько силы духа и отваги необходимо было ей, чтобы пережить смерть любимых родителей и свое заточение. Сколько мужества и смелости требовалось девушке, чтобы противостоять попыткам Швабрина принудить ее повенчаться с ним. Больная, обездоленная, голодающая, она стойко выдержала проверку ее любви к Отчизне и к Гриневу.

Многое о характере Маши видно и в том, что она пришлась по сердцу родителям Гринева. Девушка не затаила на них злобы за то, что они не сразу приняли ее как невестку, не изводила их причитаниями и нареканиями. Она вела себя уважительно и кротко, так что вскоре будущие свекры “искренне привязались к ней, так как нельзя было ее узнать и не полюбить”. Смелость и моральные силы необходимы были этим полюбившим друг друга людям, когда они узнали об аресте Гринева и страшном приговоре, который ему вынесли.

Особое мужество и стойкость требовались от Маши. Она осталась верна любимому как в своем горе, так и в его беде. Она не бросила его, не усомнилась в его чести, не воспользовалась его отсутствием, чтобы найти себе жениха познатнее и побогаче. Нет, Мария Миронова смело решила взять инициативу в свои руки и обратиться к самой императрице за помилованием осужденного. В этом поступке видны твердая решимость, абсолютная самостоятельность и умелая предприимчивость молодой девушки. Она искренне и понятно объясняет все государыне, и та дарует прощение невиновному.

Пройдя через тяжёлые трудности и испытания, Маша Миронова и Петр Гринев не перестали любить друг друга. Поженившись, они жили долго и счастливо, в мире и согласии. Я поражена твердостью духа и нравственной чистотой главной героини. Ее скромность и здравомыслие, уважительное отношение к старшим и непреклонный стойкий дух является примером и эталоном для подражания. Те, кто обладают такими качествами и чертами характера, не зависимо от того, мужчина это или женщина, обязательно будут вознаграждены судьбой. Ведь истинное счастье и успех необходимо заслужить и завоевать.

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа - образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же - один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем - и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.

Маша Миронова, является одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка». И её можно смело считать самым чистым и добродушным героем романа. Она проявляет искренние чувства, не боясь при этом каких-либо трудностей и преград. Образ Маши Мироновой представлен читателю обыкновенной русской девушкой, с румяными щёчками и русыми подвязанными волосами. На долю Маши выпало не мало несчастий и бед, но поломать её стержень, несмотря на её робость, не подвластно никому. Маша была достаточно бедной невестой, у которой не было совершенно никакого приданного. Однако она не согласилась выходить замуж, не по любви за Швабрина. Она говорила, что не за какие благополучия, не станет целоваться у алтаря с человеком без взаимной симпатии и чувств.

И её нежное девичье сердце расцвело от любви к Петру Гринёву. Она отважилась признаться ему в этом, Маша ответила взаимностью. Но единственной преградой их счастью послужило то, что родители Петра были против их союза, а Маша в свою очередь, ни за что бы не стала выходить замуж без благословения. Маша долго пыталась побороть в себе любовь к Петру и даже несмотря на то, что давалось ей это крайне тяжело.

В дальнейшем девушку ждало сильное потрясение, её родителей казнили, а её саму с силой забрал Швабрин пытаясь на сильно женить на себе. Спасенье в лице Пугачёва вызвало в душе девушки двоякие чувства, с одной стороны, это убийца её родителей, а с другой её спаситель. В результате Пугачёв помиловал её и Петра. Они отправились к его родителям, которые узнав девушку поближе искренне влюбились в неё и приняли как родную дочь.

Ещё одним испытание выпавшим на хрупкие плечи Маши, стал арест её любимого прям перед свадьбой. Но это не сломило девушку, а наоборот заставило её, во что бы то ни стало спаси жениха. Ей даже посчастливилось побеседовать с императрицей и рассказать ей всё, что случилось в её судьбе, и как ей важно быть рядом с Петром. В результате тучи над Машей и Петром развеялись, и они снова были вместе.

Сочинение 2

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина является величайшим и неповторимым произведением литературы. Центральным героем, вокруг которого крутится весь сюжет, является Петр Гринев. Но многие люди считают героиню по имени Маша Миронова главным персонажем исторического романа. Это происходит не просто так, а совершенно заслуженно.

Маша Миронова является восемнадцатилетней девушкой, дочерью капитана Белогорской крепости. Ее внешность была очень миловидной: приятное лицо, светлые волосы. Маша всегда была довольно скромной, зажатой, отличалась своей простотой и непринужденностью. Ее мать, Василиса Егоровна, решила за собственную дочь, что ей необходимо выходить замуж за первого встречного. Но Маша была противоположного мнения и не представляла брак без высоких чувств к партнеру. Именно эта причина и послужила когда-то отказом Швабрину.

Познакомившись с Петром Гриневым, они оба испытывали друг к другу высокие чувства. Эти чувства увеличиваются еще сильнее, когда Маша ухаживала и не покидала ни на секунду Петра после ранения. Влюбленные решают жениться, но Маша хочет сделать все правильно и желает одобрения родителей Петра. Молодой человек на время уезжает. В это время крепость Миронова была захвачена, а родители девушки казнены. Швабрин берет Машу в плен и морально давит на нее, просит ее руки. Но она не изменила бы своим принципам даже под предлогом мучительной смерти. Девушке удается отправить Гриневу письмо, и он незамедлительно спасает ее. Но спасает не один, а с Пугачевым, который являлся убийцей ее родителей. Сердце девушки разрывалось от боли и противоречивости ситуации. Случается еще одна трагедия: арест Петра. Не долго думая, Маша решает спасти любимого от ссылки и идет на разговор с императрицей. Именно здесь для читателя открывается новая сторона Маши, ранее неизвестная. От девушки не остается ни капли привычной скромности и смущения, она становится уверенной и смелой. Добиваясь освобождения Петра, Маша предстает героиней.

Маша Миронова предстает в романе Пушкина настоящей русской девушкой, которая сочетает в себе смелость, упорство и силу духа. На протяжении романа можно увидеть развитие героини, ведь сначала она боялась даже выстрела, а теперь в силах справиться со сложнейшими испытаниями. Маша является тем человеком, которого определяют не слова, а совершаемые поступки.

Характеристика и образ Маши Мироновой из Капитанской дочки

Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина.

Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

Внешность Маши Мироновой особо не примечательна: румяное круглое лицо и светлые волосы, убранные за уши. Её мать полагает, что она трусиха. Швабрин, который был ею отвергнут, называет её абсолютной дурочкой.

По мере прочтения рассказа начинаешь понимать, что Маша является простодушным, добрым и искренним человеком. Она мила и приветлива с людьми.

На долю девушки выпала нелегкая участь – казнь её родителей. Девушка болезненно это воспринимает, но не падает духом и борется за свою жизнь.

Стойкий характер Маши проявляется, когда Швабрин держит девушку взаперти, требуя стать его женой. Угрозы ее не страшат, юная особа заявляет, что лучше умереть, чем жить с нелюбимым человеком.

Её возлюбленный Петр Гринев договаривается с Пугачевым и спасает девушку.

Она отправляется к родителям Петра. Мать и отец Петра, который изначально был против женитьбы сына, тепло принимают Машу. Они проникаются ею и окружают осиротевшую девушку вниманием и заботой.

Будучи спасенной и находясь в безопасности, она узнает, что её возлюбленный Петр Гринев был несправедливо арестован. Девушка чувствует себя виноватой, в аресте своего возлюбленного. Она скрывает от окружающих свои слезы, и ищет способы добиться его освобождения. Маша отправляется к императрице, просить помилования для Петра.

Скромная, можно сказать даже робкая девушка, проявляет твердость характера, настойчивость и решительность. Она готова во что бы то ни стало освободить и оправдать своего жениха.

Она рассказывает государыне о том, как Перт спас её и убеждает императрицу в его невиновности. Рассказ её тронул государыню. Он был настолько искренним, что императрица не только милует Петра Гринева, но еще и обещает устроить благосостояние девушки.

Дальнейшая судьба девушки складывается благополучно. Она становиться женой Петра и у них появляются дети, а затем и внуки.

Персонаж Маши Мироновой заслуживает уважения и вызывать глубочайшую симпатию. Молодая девушка достойно переносит все удары судьбы. Её чистая душа и открытое сердце подкупают. Она искренне любит. Ради своей любви девушка готова жертвовать собой и совершать смелые и отчаянные поступки.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Песчаная учительница Платонова

    Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

  • Великая отечественная война в поэме Твардовского Василий Теркин

    В Поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» используется простой язык повествования и присутствует живость описаний. Пожалуй, главным вопросом, затронутым в данном произведении

  • Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина (3 класс)

    Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

  • Сочинение Бывает ли любовь разумной?

    Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму?