Главные герои романа «Война и мир». Читая классику. Лев Толстой "Война и мир". Эпилог Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эпилог романа «война и мир» Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

2 слайд

Описание слайда:

Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам - их было пять или шесть - в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: „Бам!“ Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ - прогремел Набоков».

3 слайд

Описание слайда:

Эпилог – логическое завершение главной мысли романа – мысли о предназначении человека, о том, как жить. Толстой показал два основных пути, которые выбирает человек: для одних главное – внешнее благополучие, внешние ценности (богатство, карьера), для других – ценности духовные (жизнь не только для самих себя).

4 слайд

Описание слайда:

Для князя Андрея это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить. А любить для нее значит быть счастливой самой и дать счастье другому человеку. В эпилоге мы видим героев, которые именно на этом пути обрели истинное счастье. В смысле глубокого удовлетворения своей жизнью. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в гармоническом слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Мысль семейная прозвучала в эпилоге романа.

5 слайд

Описание слайда:

Думаем…размышляем… 1.12 глава – почему приезд Пьера – радостное событие для всех? Для жены, детей, стариков, слуг? 2.Пьер и Наташа- хорошая семья? 3. Княжна Марья как жена и мать. Что было главным для княгини Марьи в воспитании детей?

6 слайд

Описание слайда:

Не к внешнему результату стремится она, не к тому, чтобы дети были удобными для нее, послушными и тихими, а к тому, чтобы выросли хорошими, добрыми людьми. Митя шалил за столом, Николай велел не давать ему сладкого. Мальчик притих – внешний результат был достигнут. Но мать видит взгляд мальчика и понимает: с этим наказанием вошли в душу ребенка недобрые чувства – зависть и жадность. И это для нее гораздо важнее.

7 слайд

Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой сумел сделать вещь уникальную – показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. В его счастливых семьях есть проза, но нет приземленности. Проза не противоречит высокой поэзии чувств и отношений. Вот Наташа встречает Пьера, задержавшегося в Петербурге дольше условленного срока, злыми, несправедливыми упреками. Но Пьер считает, что это говорит страх за сына, волнения, а не сама Наташа. Понимает, что Наташа любит его. Потому он не обижается на жену. Наташа боялась быть помехой мужу в его делах, она верила в них, с глубоким уважением относилась ко всему, что касалось духовной жизни мужа. Это – главное.

8 слайд

Описание слайда:

И Пьер, со свойственной ему терпимостью и умением понять другого человека, прощает Наташе вспышки раздражения и озлобления. Этот эпизод учит многому. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута писателем ссылкой на Платона Каратаева. Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы нашу семейную жизнь». Платон Каратаев, по Л. Толстому, - выразитель народного духа, народной мудрости.

9 слайд

Описание слайда:

Образ Николая Ростова Пьер высказывает взгляды декабристов, а Николай возражает. Именно Николай считает, что должен повиноваться правительству. Какое оно бы ни было. Почему такой добрый, великодушный, благородный человек, как Николай Ростов, стоит на такой страшной позиции? Он не думает. Почему ограниченный, почему не задумывается? Почему не думает? От природы такой, что не может, или не хочет, боится думать? Он не хочет осложнять свою жизнь. Человек, который не хочет думать, даже добрый и благородный, может оказаться пособником темных сил. Не все же могут раздумывать обо всем на свете? Есть люди, которые не расположены к анализу и раздумьям.

10 слайд

Описание слайда:

Или жизнь человека может сложиться так, что у него нет сил и времени думать. Что нужно делать такому человеку, чтобы не оказаться слепым исполнителем чужой злой воли или просто чужих ошибок? Не участвовать в том, в чем не разбираешься. Это достойно. И для этого порой нужно больше мужества, чем для самого рискованного действия. Только мужественный человек, отбросив самолюбие, может сказать себе и другим: «Я в этом плохо разбираюсь. И потому не могу, не вправе действовать».

11 слайд

Описание слайда:

В эпилоге главные герои романа изображены в зрелую пору их жизни. Показывая их самоотверженное служение людям (обществу или просто семье, близким), Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский. Отношение автора к Николаю Ростову не столь однозначно. Пока его страшные слова – только слова, он симпатичен. Однако в этом образе заложено и предостережение всем нам: от слепого следования общепринятым взглядам, от некритического отношения к действительности. От бездумья.

12 слайд

Описание слайда:

Итоговый вопрос: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь? Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

13 слайд

Описание слайда:

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и жизни". Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой. И только он смог показать это с такой силой и убедительностью.

Как я уже говорил, эпилог достоин отдельного обсуждения. Да и по количеству страниц он вполне бы потянул на ещё один том. Лично мне было очень интересно узнать о дальнейшей судьбе героев романа и ознакомиться с главными выводами автора.

Граф Илья Андреевич Ростов умирает, не пережив череды потрясений. Но у молодых складывается всё хорошо: Наташа Ростова выходит замуж за Пьера Безухова, а Николай Ростов женится на княжне Марье. Благородная и правильная Соня, впрочем, остаётся не у дел (Кстати, куда-то окончательно выпала Вера Ростова: в последний раз её упоминают, если не ошибаюсь, ещё во втором томе, а далее этот персонаж словно исчез из сюжета. И её я не видел ни в одной из киноэкранизаций).

Но на этом "почти хэппи-энде" повествование не заканчивается. Герои не уходят, держась за руки, куда-то навстречу восходящему солнцу. Как и в жизни, на смену романтике и розовым мечтам приходит семейная бытовуха. Неожиданно для меня автор буквально разгромил Наташу Ростову (уже Безухову). Казалось бы, Толстой искренне любит этого персонажа - как-то чувствовалась эта любовь с самого начала, словно автор вложил в Наташу всю душу и задор, - однако в эпилоге её сурово разоблачает: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко теперь в ней зажигался прежний огонь... Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном, мать удивлялась удивлению людей...». Наташа не ухаживает за собой, не следит за своими манерами, главное для нее - служение мужу, детям, дому. Наташа очень ревнива, требовательна к мужу, и Пьер полностью подчиняется требованиям жены.
Вот так всё банально и прозаично. И я невольно задумывался: а как бы было при живом Андрее Болконском? Вспомнилось мне, как князь Андрей хамовато и грубо обращался с маленькой княгиней Лизой, когда та была беременной. И ещё вспомнилось, как Наташа пыталась сбежать с Анатолем Курагиным. Оба варианта замужества вряд ли сулили ей что-то хорошее. Поэтому, на мой взгляд, граф Пьер - лучший для Наташи вариант. Но пришла она к нему не по какому-то трезвому расчёту или следуя чётко продуманному плану. А просто так сложились обстоятельства, лично наташиной заслуги тут мало. Просто дуракам везёт. Равно как и дурочкам.

Интересно также было понаблюдать за перипетиями семейной жизни Николая и Марии. Для Марии замужество, ещё недавно бывшее для неё заоблачной мечтой, очень быстро стало обыденностью со странными перепадами в отношениях с мужем. Николай деловит и слегка груб. Но отходчив. Та сила, резкость и решительность, за которые полюбила Николая Марья, в браке наоборот стали её пугать. Впрочем, несчастной её тоже не назовёшь: Мария всё воспринимает как должное и спокойно рожает и воспитывает детей, ведёт домашнее хозяйство.

Первая часть эпилога (а по сути, и вся основная сюжетная линия романа) заканчивается мрачновато. Пьер ссорится с Николаем Ростовым, а Николенька Болконский - сын покойного князя Андрея - плачет во сне, видя своего отца, и мечтает о государственном перевороте.

Заключение


Вот и всё. Роман "Война и мир" успешно мною прочитан, и, что особенно приятно осознавать, прочитан достаточно вдумчиво и внимательно. Я заметил ряд нюансов, на которые наверное мало кто вообще обращает внимание (в частности, на некоторые хронологические нестыковки). Мне интересно было анализировать характеры и поступки персонажей, а также крайне любопытно было узнать мнение автора о главных исторических событиях тех времён.

Вот такие у меня впечатления о великом романе великого писателя. Как видите, впечатления очень яркие и преимущественно положительные.
Ни в коем случае не пожалел о времени, потраченном на прочтение всех четырёх томов. Время не потрачено, а проведено с большой пользой. Но в школьном возрасте думал бы иначе. Видимо, настал тот момент в жизни, когда я уже созрел до такого произведения.

На этом у меня всё. Любите классическую литературу!

P.S. Кому интересно моё мнение по каждому тому произведения - пользуйтесь тегом " ".

«Война и мир» — это книга, представляющая нашу страну на мировой арене. По данным опросов, именно она знакома большинству иностранцев. Поэтому каждый из нас должен знать ее содержание, хотя бы прочитать в сокращении. Конечно, краткий пересказ передает только основные события, составляющие сюжет, но, тем не менее, это лучше, чем ничего. Команда «Литерагуру» надеется, что данная работа вдохновит вас на прочтение оригинала. Также рекомендуем обратиться к .

  1. Глава 1. При дворе и в свете происходят интриги, но существенно война ни на что не повлияла. В обычной традиции был и вечер у Анны Павловны Шерер. Там собирались читать патриотическое письмо отца Сергия. Главная новость все же была другая – Элен Безухова заболела (настоящая ее проблема заключалась в выборе между двумя мужьями). После бесед о разных предметах читали письмо Сергия, оно вызвало восторг, все исполнились патриотизмом.
  2. Глава 2. Радость была в городе после победы на Бородинском поле, информация получена лично от Кутузова. Все хвалили полководца (хотя раньше ругали). После неофициального заявления о сдаче Москвы Кутузова снова стали ругать. Также пришло известие, что Элен приняла огромную дозу лекарства и умерла.
  3. Глава 3. Император опечален известием о сдаче Москвы (ему донесли уже официально). Он говорит посланному с этой новостью французу Мишо (своему приближенному), что все равно теперь не может отступить, им с Наполеоном не царствовать вместе.
  4. Глава 4. В тяжелые времена на защиту Родины поднималось ополчение. Именно стихийно выходившие против врага люди были полезны. Части, действовавшие сознательно в этом ополчении (полки богатых людей), приносили лишь разрушения. Так и Николай Ростов. Он не думал, не планировал и не разбирал военное положение, а просто защищал Россию. За несколько дней до Бородинского сражения герой поехал в Воронеж за лошадьми. После долгой службы приятно немного отдохнуть и почувствовать удобства. Начальник ополчения принял его сердито и значительно. Губернатор был ласков и обещал помощь. Николай поехал за лошадьми к одному помещику. После удачной покупки он отправился на вечер к губернатору. Ростова встретили восторженно, ведь он молодой и неженатый офицер. Танцевал он прекрасно, хотя обычно это не делал. А также заигрывал с чужой женой.
  5. Глава 5. От разговора с чужой женой Николая отвлек сначала ее муж, а потом губернаторша. Она повела его к Анне Игнатьевне, которая узнала о нем от Марьи, услышав о которой Ростов покраснел. После разговора о Марье и ее семье губернаторша конфиденциально посоветовала Николаю брать Марью в жены и пообещала содействие. Внезапно Ростов поведал губернаторше о своих сердечных тайнах, в том числе, о Соне и своей дилемме. Женщина сказала, что лучше отказаться от Сони, их свадьба не принесет счастья.
  6. Глава 6. Марья не думала о бытовых неудобствах своих переездов, так как думала о смерти отца, гибели России, своей встрече с Николаем и потере душевного покоя от нее. Когда тетушка пригласила Ростова к ним, Болконская долго не могла решить, как себя вести с ним, но доверилась внутренним ощущениям и вела себя естественно и свободно, что придавало ей большое очарование. Также вел себя и Николай, в их общении была гармония. Губернаторша активно сватала его, и Ростов сдался на волю обстоятельств, стараясь не думать, что подло поступает с Соней.
  7. Глава 7. Узнав о ране брата из газет, Марья собиралась ехать его искать. Николай же, услышав про Бородино, стал раздражительным и грустным, в Воронеже все ему было неловко и неправильно. На молебне по поводу сражения Ростов увидел Болконскую, его охватило чувство жалости. Он пытается утешить ее. Марья привлекательна для Николая выражением внутренней духовной жизни. Но женитьба его пугала, потому что он не мог представить такое. Пришло письмо от матери и Сони. Последняя отрекалась от притязаний на него, что очень обрадовало Николая. Графиня рассказывала о гибели имущества в пожаре, а также сообщала, что Наташа ухаживает за Андреем.
  8. Глава 8. До написания письма графиня Ростова изо всех сил давила на Соню. Та обещала отказаться от своей любви, но надеялась, что Болконский выживет, Наташа выйдет за него, а Николай останется только для нее. И с этими мыслями Соня и написала письмо.
  9. Глава 9. Сначала с Пьером в плену обращались уважительно, но потом поместили в комнату со всеми «подозрительными». Те его чуждались. Вскоре был суд, где Пьер рассказал детали своего ареста. Ему сказали, что это «нехорошо».
  10. Глава 10. Вокруг Пьер видел разруху в Москве, взамен устанавливался французский порядок. Пьера и других заключенных привели к Даву. Тот обошелся с пленным жестко, потому что Безухов отказался называть свое имя. Потом Пьера куда-то повели.
  11. Глава 11. Оказалось, что повели на казнь. Пленных выстроили в линию для расстрела. Но расстреляли только некоторых, остальные были зрителями, в том числе и Пьер. Французы после расправы торопливо уносили тела в яму, сознавая, что они преступники.
  12. Глава 12. После показательной казни Пьера «простили» и отправили в барак к военнопленным. Безухов был растерян и испуган, но его привлек один военнопленный, который скорыми и «круглыми» движениями разувался. Пленный заговаривает с Пьером, утешает его и угощает картошкой. Его зовут Платоном Каратаевым, Безухов проникается к нему симпатией. Платон изъясняется образно, как будто пословицами. После разговора с ним Пьеру стало легче.
  13. Глава 13. Для Пьера Платон Каратаев олицетворял весь народ. Он умел и любил говорить, от него Безухов постигал народную правду. Платон любил всех и был ласков со всеми.
  14. Глава 14. Марья поехала к раненому брату, причем вместе с племянником Николушкой. Тяготы она переносила легче всех, заряжала окружающих энергией. Любовь к Ростову подпитывала ее силы. Но и горе за брата она живо чувствовала. Марья приехала и сразу увидела Ростовых. Но настоящие сведения были получены от Наташи. С Андреем «что-то сделалось».
  15. Глава 15. Андрей смягчился, как смягчаются перед смертью, в нем появилось отчуждение от всего живого. У него, Наташи и Марьи был несвязный, холодный разговор. Даже Николушке Болконский не обрадовался, потому что он уже на том свете душой. Сам же сын с этого дня внутренне вырос, он очень полюбил Наташу.
  16. Глава 16. Андрей чувствовал приближение смерти. Раньше он боялся этого, теперь не понимал ее. Отчуждение от всего появилось в нем недавно, но внезапно. Когда вошла Наташа, он почувствовал ее приближение физически. Он признался ей в любви, потом заснул и увидел свою смерть. С этого времени он был обречен. С этого времени он был все дальше и дальше от живых. И скоро умер.
  17. Часть 2

    1. Глава 1. Историческими героями и вообще историей руководят массы. Так и Тарутинский маневр называют гениальным решением полководцев, но на самом деле это цепь случайностей, ведь план был совершенно иной.
    2. Глава 2. Знаменитый Тарутинский марш состоит в том, что войска не смогли отступать прямо и пошли туда, где больше продовольствия. Заслуга Кутузова не в его решениях, а в его умении не мешать естественному ходу истории. Вскоре прислали посланника от Наполеона с просьбой о мире. Кутузов не согласился. Дух русских укрепился, а настрой французов упал, необходимо наступление.
    3. Глава 3. Кутузову прислали план ведения войны, который он принял (но не сильно следовал). Все получалось случайно наперекор желанию даже императора.
    4. Глава 4. Кутузов подписал наступательную диспозицию на 5 октября. Офицер, которого послали отдать ее Ермолову, долго не мог найти его, наконец, нашел на пирушке.
    5. Глава 5. Кутузов не одобрял наступления, но дальше сдерживать армию он не мог. В назначенный день главнокомандующий приехал, но генералы не явились. Он чувствовал себя оскорбленным.
    6. Глава 6. Войска выступили. Отряд графа Орлова-Денисова случайно захватил перебежчика, который указал местонахождение войск Мюрата. Но позже граф засомневался. Но отряд все равно пошел вперед, и нашли французов на самом деле. Солдаты захватили много пленных и добычи, ведь застали неприятеля врасплох, но дальше не пошли, ведь отряд состоял из казаков, жадных до мародёрства. В это время пехота выступила не туда, была в расстроенном состоянии.
    7. Глава 7. Кутузов понимал, что этот бой только запутает войска, а потому старался удержать их. Ничего особенного не было достигнуто. Но в ходе общей компании это сражение имело большое значение как переход к наступлению.
    8. Глава 8. Наполеон взял Москву, но это большое свершение не помогло ему. Он не сделал самого простого: не запас провиант, обмундирования – зато допустил грабеж. Значит, не такой уж он и гений.
    9. Глава 9. Наполеоном было предпринято много шагов в разных сферах. Он пытался следить за маневрами русской армии, обеспечить свои войска ресурсами и склонить москвичей на свою сторону.
    10. Глава 10. Все распоряжения были совершенно бесцельны: русскую армию не могли найти, Москва горела, ее грабили французы, утратившие дисциплину. Это было начало конца.
    11. Глава 11. Пьер изменился в лучшую сторону физически и умственно. Выйдя поутру из своего барака для пленных, он говорит с конвоирами и узнает, что французы собираются выступать. Выходит Платон с рубахой, которую он шил для одного охранника. Конвоир берет ее, оставляя Платону обрезки (хотя сначала хочет забрать себе).
    12. Глава 12. Пьеру стало даже нравиться жить с солдатами. Он терпел лишения физические, но его мысли были теперь лишены неопределенности. У него появилась одна общая проблема, которая прекратила все душевные терзания – плен. После ее разрешения жизнь должна стать прекрасна.
    13. Глава 13. В ночь с 6 на 7 французы выступали. Пьер решил узнать о судьбе остававшегося больного солдата. Но на него всем плевать.
    14. Глава 14. Пленные и обозы французов тянулись через всю Москву. Внимание пленных привлекали вымазанный сажей труп, поезд с женщинами, вид пожара. У французов росло озлобление к русским. Пьер опасается за свою жизнь. А также осознает, что он свободен, его бессмертную душу не взять в плен.
    15. Глава 15. Небольшой отряд посылали атаковать Брусье, так как все в штабе хотели выступать. Кроме самого Кутузова. Командующим назначили незаметного, но очень полезного Дохтурова. Вместо одной дивизии навстречу русским шла вся армия.
    16. Глава 16. Коновницын спит, когда приходит весть, что Наполеон в Фоминском. Это, как и Дохтуров, незаметный, но важнейший человек в армии.
    17. Глава 17. Во время бессонной ночи Кутузов размышляет о войне, считая, что ее помогут выиграть терпения и время. Он считал, что Наполеон уже на пороге поражения, но надо подождать. У главнокомандующего была лишь одна неотступная мысль – уход французов из России. Узнав о том, что французский император ушел из Москвы, Кутузов заплакал.
    18. Глава 18. Кутузов сдерживает армию изо всех сил. Войска отступают, а враг бежит в обратную сторону. Армия Наполеона не могла быть спасена, она разложилась изнутри.
    19. Глава 19. В движении должна быть цель, у отступающих французов это был Смоленск. А в дальней перспективе – Франция. Им надо было только не мешать, что осознавал Кутузов. Русские войска пытались отрезать или опрокинуть неприятеля, но это была лишь пустая потеря людей.

    Часть 3

    1. Глава 1. По логике истории после взятия Москвы должна была перестать существовать Россия, но так произошло с французской армией. Выигранные сражения не помогали Наполеону, так как русский народ не давал неприятелю продовольствия. Русские бились не по правилам, а потому победили.
    2. Глава 2. Война приняла народный, партизанский характер, поэтому никакие правила больше не работают. Дело в том, что необходимо учитывать не только силу и подготовленность, но и дух войска, у русской армии он был выше.
    3. Глава 3. Партизанская война началась, когда французы вступили в Смоленск. Начали учреждаться партизанские отряды, у истоков стоял Денис Давыдов, чувствуя, что так будет правильно. Отряды по частям разрушали французскую армию. Денисов командовал одним из таких подразделений. Он собирался атаковать транспорт французов, состоящий из вещей и пленных, с одним лишь отрядом Долохова. Французов было больше, но это не пугало командиров. Вперед послали партизана Тихона Щербатова, чтобы захватить хоть одного квартиргера.
    4. Глава 4. Наутро у Денисова было плохое настроение: вестей от Долохова и Тихона не было. Приезжает офицер с письмом от генерала. Это Петя Ростов, Денисов ему очень рад. Петя просит разрешения остаться до завтра.
    5. Глава 5. Денисов допрашивает пленного мальчика-барабанщика, но неуспешно. Появляется Тихон. Он бежит под французским огнем, но остается невредим. Это был самый полезный человек во всей партии, которому можно было бы доверить любое задание. Но сейчас французы его обнаружили, потому пришлось спешно бежать.
    6. Глава 6. Оказывается, Тихон нашел француза, но решил, что тот не годится и пошел за тем, кто «поаккуратнее». «Неаккуратный» француз сообщил, по словам Щербатого, что его соотечественников много, но все плохо подготовлены, и их легко взять. Тут и от Долохова пришло известие, что с его стороны все хорошо. Денисов повеселел и обратился к Пете.
    7. Глава 7. Петя выпрашивал, чтобы его отправили к Денисову, у своего начальника-генерала. Тот согласился, но запретил Ростову участвовать в любых партизанских операциях, зная безрассудность молодого человека. Он просит Денисова отправить его в «главную». Еще Петя угощает всех изюмом, подает ножик и пытается всем угодить. Ростов просит покормить барабанщика и хочет ему помочь.
    8. Глава 8. Приезжает Долохов. Он выглядит очень просто и поражает Петю. Они говорят о будущей операции, а потом о судьбе пленных. Денисов считает, что их нельзя убивать. Долохов зовет Петю с собой во французский лагерь. Денисов не пускает его. Ростов, чтобы доказать свою взрослость, собирается ехать все равно.
    9. Глава 9. Петя и Долохов благополучно проехали часового. Последний усаживается с французами у костра. Разузнав все, они уезжают. Долохов прощается с Петей, говорит ему уезжать. Тот считает его героем и целует.
    10. Глава 10. Денисов ждет Ростова, он радуется, что мальчик жив. Петя предвкушает сражение, находился в каком-то волшебном царстве. Мальчик услышал песню и наслаждался ей, так как был музыкален. Ростов задремал, но его разбудил казак, который точил его саблю. Уже светало, пора собираться.
    11. Глава 11. Денисов просит Петю слушаться и никуда не лезть. Но Петя при первом сигнале поскакал впереди всех с криками «ура». Его убили. Денисов тяжело переживает это, а Долохову неважно. В числе отбитых пленных и Пьер Безухов.
    12. Глава 12. Партия пленных была в беспорядке во время своего пути. Обозы отбивали, лошади умирали, пленные бежали. У Каратаева была лихорадка. Он слабел, а Пьер отдалялся от него. Во время плена он понял, что счастье в самом человеке, в удовлетворении его естественных потребностей. Несчастья от их избытка, а не от недостатка. Главное – не думать о внешних неудобствах.
    13. Глава 13. Пьер шел, оглядывал знакомых пленных. И думал в глубине сознания о чем-то важном из разговора с Платоном. Вчера Каратаев на привале рассказывал историю о купце, поехавшем с товарищем к Макарью. Товарища убили, обвинив главного героя. На каторге через много лет купец рассказал историю собратьям по несчастью. И убийца нашелся и даже признался в содеянном властям. Но помиловать купца не успели: пока все бумаги шли, он умер.
    14. Глава 14. Пленных погнали быстрее, но Каратаев не мог идти. С ним остались французские офицеры. Грянул выстрел. Завыла собаку, которую Платон приручил.
    15. Глава 15. Когда пленных пригнали на стоянку, Пьер сразу уснул. Во сне он понял, что жизнь – это все, в ней Бог. И вспомнил о Платоне, понял, что его больше нет. Он снова уснул. Его разбудили крики. Это были отряды Денисова и Долохова. Долохов наблюдал за тем, как выводят пленных. Денисов хоронил Петю.
    16. Глава 16. Французская армия бежала и стремительно уменьшалась. Французы превращались в мародеров, дисциплины никакой.
    17. Глава 17. Французская армия покидала Россию, а наши войска догоняли ее. Уже не было никакой тактики, только бегство с потерей людей у французов.
    18. Глава 18. В этот период уже неопровержим факт, что именно массы управляли историческим процессом. Но французские историки все равно приписывали все решения Наполеону и его генералам, а не обстоятельствам. Неблаговидные поступки императора объясняются его величием, в том числе бегство от собственной армии.
    19. Глава 19. Почему французов не уничтожили полностью? Дело не в воле военачальников, но в стечении обстоятельств, ведь цель русского войска была не в уничтожении французов, а в их изгнании, а уничтожить неприятеля можно было только ценой собственного уничтожения.

    Часть 4

    1. Глава 1. Душевную рану чувствовали в себе Наташа и Марья после смерти князя Андрея. Только вдвоем им не было больно, потому девушки сблизились. Но вечно грустить жизнь не дает. Первая жизненными заботами была выведена из тоски Марья: нужно было заниматься имением, переезжать в Москву, воспитывать племянника. Наташа осталась одна, одиночество мучало ее, но было необходимо. Она вспоминала последние дни Андрея и плакала. В один из таких дней ее позвали к отцу, пришло известие о смерти Пети.
    2. Глава 2. До этого момента Наташа чуждалась семьи. Но узнав о гибели брата, она изменилась: ее пронзил электрический ток нового горя, однако она почувствовала, что запрет на жизнь снят. Ее мать звала дочь и билась в припадке. Наташа утешала графиню, стараясь снять с нее горе своей любовью, не отходила от нее и не спала. На третий день мать впервые заплакала, что означало небольшое облегчение.
    3. Глава 3. Никто не мог ухаживать за графиней, кроме Наташи, она была всегда с матерью. Графиня лишилась половины жизни. Наташа же воскресла, так как поняла, что любовь в ней еще жива, а это для нее главный смысл существования. Несчастье еще сблизило Ростову и Болконскую. Они могли жить только в присутствии друг друга, это была больше, чем дружба. Наташа ослабла физически, поэтому поехала с Марьей в Москву, чтобы посоветоваться с доктором.
    4. Глава 4. Русская армия была истощена, теряла людей. Кутузов изо всех сил пытался сохранить солдат и выжидать. Он понимал, что все уже кончено, не понимали этого иностранные генералы, желавшие отличиться. Так и состоялось сражение под Красным, где измученные бойцы били друг друга.
    5. Глава 5. Историки считали Наполеона великим, а Кутузова – жалким придворным лжецом, который не дал русской армии уничтожить французскую. На самом деле, Кутузов сделал больше всех для этого. Он умел чувствовать настроение масс и оставаться простым человеком. Он все предвидел, потому что в душе его было народное чувство.
    6. Глава 6. Французы после сражения выглядели жалко. Кутузову было их жаль (он объезжал войска). Обращаясь к солдатам, он благодарит их, просит еще немного потерпеть и призывает к милосердию.
    7. Глава 7. Воины на стоянке ломают сарай. Офицеры пьют в избах чай. Все спокойно.
    8. Глава 8. В унылых материальных условиях находилось русское войско, но оно было весело как никогда. Сидя у костра, солдаты шутили, смеялись. Они говорят о пленных, жалея их.
    9. Глава 9. К бойцам вышли французы, которые почти потеряли человеческий облик, это офицер Рамбаль и его денщик Морель. Первого повели отогреваться к полковнику. Второй остался с солдатами, они его накормили и стали вместе петь.
    10. Глава 10. Березинскую переправу считали отправной точкой гибели французской армии, но это очередная случайность. Ее преимущество в одном: появилось понимание, что надо только следовать за врагом, а не стараться уничтожить. К Кутузову же относились так, будто он выжил из ума, со снисходительным презрением. Военачальник понимал, что его время кончилось, и сам хотел отдыха. Приехав в Вильно, он ждал Александра I, неохотно занимаясь военными делами. Наконец, император приехал. Он стал выговаривать главнокомандующему упреки за медленное преследование, но дал Георгия 1 степени.
    11. Глава 11. Александр хотел продолжать войну, в отличие от Кутузова. Главнокомандующий стал не нужен, у него забрали власть, подвели к отказу от должности. Русская душа Кутузова не понимала значения войны, ведь Россия была свободна. И он умер.
    12. Глава 12. Пьер, приехав в Орел, заболел и три месяца лежал в горячке. По мере выздоровления он понемногу понимал, что тяготы плена не вернутся, а также осознавал последние новости – смерть Пети Ростова, Андрея Болконского и своей жены Элен. Выздоравливая, он чувствовал себя внутренне свободным. Теперь не было мучительного поиска, на все «зачем?» можно было ответить, что все в Божьей власти.
    13. Глава 13. На вид Пьер был такой же, но внутреннее счастье теперь притягивало к нему людей. Он понял, что окружающие могут смотреть на жизнь не так, как он. И это не хорошо и не плохо, а просто факт. Теперь он даже мог легко разрешать денежные вопросы. Он решил поехать в Москву.
    14. Глава 14. После того, как Москва освободилась от врага, многие люди туда решили вернуться. Она была разграблена и сожжена, но власти сумели приложить силы мужиков-мародеров в правильном направлении, и в городе вновь закипела жизнь.
    15. Глава 15. Почти сразу после приезда в Москву Пьер собрался в Петербург. Узнав о том, что Марья в Москве, он поехал к ней. По дороге он вспоминал Андрея и надеялся, что тот умер успокоенным. При встрече они говорят об Андрее. Во время разговора в комнате присутствует компаньонка, которую Безухов не узнал. Оказалось, что это Наташа. Пьер понял, что он ее любит.
    16. Глава 16. Пьер говорит, что видел Петю после смерти, и он был прекрасен. Рассказали Безухову и об Андрее (Марья), и об их отношениях с Наташей (сама Наташа).
    17. Глава 17. После задушевного разговора некоторое время они не знают, как начать новый. Наконец, Пьера спрашивают о нем самом. Марья заметила, что он снова холостяк и жених. Безухов смутился, Ростова приняла строгое выражение лица. После он подробно рассказал о своих похождениях в плену. Марья увидела, что между ним и Наташей возможно счастье. А Пьер говорит Наташе, что нет ничего плохого, чтобы продолжать жить дальше. После отъезда Безухова на лице Ростовой впервые появилась шаловливая улыбка.
    18. Глава 18. Пьер не мог долго заснуть, думая о Наташе. В конце концов, он решил, что «так надо», значит, все хорошо, и успокоился. Безухов откладывает отъезд в Петербург. Он считает всех добрыми и милыми. Обедать Пьер едет к Марье. Он проводит у них все время, будучи не в состоянии уйти. В один из дней Наташа уходит спать, а Марья заводит с ним разговор об их отношениях. Княжна считает, что Безухов может надеяться, но говорить с Наташей рано. На следующий день он приезжает прощаться, так как случайно сказал накануне, что уедет. Ростова говорит, что будет его ждать, вселяя надежду.
    19. Глава 19. У Пьера не было сомнений в правильности своего решения. Он только боялся, что Наташа для него слишком хороша. Вся жизнь сосредоточилась в ней, любовь переполняла его сердце.
    20. Глава 20. В Наташе произошла перемена, появилась сила жизни и счастья. После ночного объяснения Марьи с Пьером она выведала у подруги, что сказал Безухов. Княжна рада за Ростову.

    Эпилог: Часть 1

    1. Глава 1. 1819 год. Историческое море теперь бурлило не на поверхности, а в глубине. В этот период политика Александра I не нравилась многим из-за ее нелогичности. Но это неправильно, так как деятельность не управляется разумом.
    2. Глава 2. Если допустить, что великие люди ведут историю, то нужны понятия «случай» и «гений». Был случай, им воспользовался гений для достижения своей цели. Но это ближайшая цель, конечная нам недоступна.
    3. Глава 3. Смысл событий в Европе – движение народов с запада на восток и обратно. Массе людей нужно двигаться, поэтому и появляется Наполеон – человек нисколько не великий и случайный. Он нужен этому скоплению граждан, просто оказался в нужное время в нужном месте. До достижения Москвы «случаи» подтверждают «гениальность» Наполеона, но после обращаются в обратном направлении и оборачиваются взятием Парижа.
    4. Глава 4. Спустя десять лет Наполеон вернулся из заключения и занял Париж без поддержки. Это последний акт в его роли. Такая же роль у Александра I. Высшая точка его славы – взятие Парижа. И он оставляет эту власть для других. Так каждая личность носит в себе личные цели, но служит общим целям, которые ему недоступны.
    5. Глава 5. Наташа вышла замуж за Пьера в 1813 году. Вскоре умер старый граф: его придавили все жизненные коллизии, охватила тоска. Николай после смерти отца сразу же ушел в отставку. Дела семьи были расстроены, долги превышали стоимость имущества. Ростову не удавалось поправить дела, он заплатил самые главные долги с помощью Пьера и стал служить чиновником, поселившись с матерью и Соней в маленькой квартире. Наташа с мужем не знали о тяжелом положении, они жили в Петербурге. Особенно тяжело было то, что графиня не понимала, что денег нет, хотела жить в роскоши. Николаю и Соне с трудом удавалось с ней уживаться. Ростов отдалялся от своей первой любви, так как чувство угасло совершенно, но она оставалась любящей и практически идеальной. Положение Николая все ухудшалось.
    6. Глава 6. Приехала Марья в Москву, узнала о положении Ростовых. Когда Болконская посетила их, Николай был с ней холоден, что обрадовало Соню. Но графиня расхваливала Марью и требовала, чтобы сын к ней ездил. Марья от встречи с Ростовым расстроилась, но поняла, что он враждебен к ней по какой-то особой причине. Николай сделал визит вежливости. Они проговорили 10 минут – минимум по приличиям, и он уже собрался уйти, но она посмотрела на него прекрасными лучистыми глазами. Марья сказала, что его самоотвержение прекрасно, и поняла, что дело в его бедности. Болконская добавила, что, несмотря на все причины перемен в Николае, ей грустно и больно лишаться его дружбы. А потом заплакала. Лед растаял.
    7. Глава 7. Через год Николай и Марья поженились. Графиня и Соня переехали жить в Лысые Горы. За три года Ростов заплатил все долги и начал приумножать имение жены. Хозяйство теперь его занимало, стало страстью. Большое внимание Николай уделял крестьянам, их нуждам и проблемам, а не «дебету и кредиту». Он любил народ и его быт. Марья не понимала его любви, его особого мира. Николай не думал о своей деятельности с позиции добродетели. Он заботился о мужиках для собственного блага.
    8. Глава 8. У Николая была дурная привычка с крестьянами – давать волю рукам. Это очень печалило Марью. И он старался сдерживаться. В дворянском обществе его не любили, хотя уважали, так как их интересы его не заботили. Свободное время он проводил дома. Соня жила в качестве приживалки, Марья не могла ее любить, а Наташа говорила, что она пустоцвет, и так чувствовать не умеет, как они.
    9. Глава 9. Наташа гостила у брата с детьми. Ждали Пьера из Петербурга, где он был по делу. За обедом Николай был не в духе, но разговор за большим столом был оживленный, благодаря тому, что его вел гостивший у них Денисов. Позже Марья стала узнавать у мужа, в чем дело. Он не говорил. У них был период отчужденности (такое случалось, несмотря на общее семейное счастье), обычно он приходился на беременность жены, сейчас она как раз ждала ребенка. Марья расстроилась, ее вмиг стало все раздражать. Николай ушел и лег на диван. Жена пошла поговорить с мужем, надеясь, что он не успел заснуть. За ней увязался сын Андрюша, который и разбудил отца. Марья увела ребенка, но тот сказал сестре Наташе об отце, а девочка побежала к нему. Супруги помирились и стали разговаривать. В это время вернулся Пьер.
    10. Глава 10. У Наташи было уже четверо детей, и она преобразилась из девочки в сильную мать. Она занималась семьей, почти не бывала в обществе. Выйдя замуж, Наташа «опустилась» — более не заботилась о внешности, только о близких. Она дорожила обществом любимых людей. Среди домашних ходили шутки, что Пьер под башмаком жены, и это было действительно так. Она делала для него все, а за это он был только ее. В Наташе отражались только хорошие качества Пьера, и за это он ее любил.
    11. Глава 11. Наташа сама настояла, чтоб муж поехал по своим делам в Петербург, так как видела во всех умственных, недоступных ей занятиях большую важность. Но когда он все не возвращался, она затосковала. Успокаивал ее сын, который был всегда рядом. Но вот Пьер вернулся. Она была ему неимоверно рада, хоть сначала ругала его. Пьер нянчил младшего ребенка, когда пришли Марья и Николай. Последний не понимает, что интересного в младенцах. Он зовет Безухова рассказать о своем деле.
    12. Глава 12. Приезду Пьера радовались все в доме: хозяева, гости, дворовые, дети, гувернантки. Николенька, сын князя Андрея, обожал Безухова, а Ростова любил с оттенком презрения. Пьер купил всем подарки по списку Наташи, после женитьбы ему понравилось это занятие. Жена ругала его за расточительство, если он покупал дорого. Они рассматривали подарки, потом пошли их дарить. Старая графиня осунулась после смерти мужа и сына, она чувствовала себя ненужной. Все домашние старались не обходить ее вниманием.
    13. Глава 13. Графиня и ее компаньонка приняли подарки, их позанимали разговором, но незначительным, чтобы не расстраивать старушку. Из детской слышались голоса и смех, готовят подарок для Николая на именины.
    14. Глава 14. Потому дети пришли прощаться и отправились спать, остался лишь Николенька. Взрослые вели разговор о политике. Но Пьеру хотелось высказать какую-то мысль, на это его навела жена. Сами женщины вскоре ушли. Пьер говорит, что нужно менять существующий порядок в России путем создания тайного общества. Николай совсем не оппозиционер, он выступает против перемен без воли императора. Денисов поддерживает Безухова. Но между Николаем и Пьером нарастает конфликт. Приходит Наташа, снижая градус напряженности. Все услышавший Николенька поражен мыслями Безухова.
    15. Глава 15. Марья писала дневник, когда пришел Николай. Это был детский дневник, наполненный мелочами их жизни. Муж поражается возвышенностью жены. Потом он рассказывает ей о споре с Пьером, Марья на стороне мужа. Далее Николай перешел на хозяйственные рассуждения вслух, а жена задумалась о Николеньке, страдая от того, что любит его меньше своих детей.
    16. Глава 16. Наташа с Пьером беседуют после долгой разлуке о том, что не передать словами, как говорят только любящие люди. Жена рассказывает о добродетелях Марьи, втайне подводя мужа к мысли, что та все же до нее не дотягивает. Они и сами сознают свое счастье. Разговор прерывает плач ребенка. В это время Николенька проснулся от страха, он увидел кошмар, в котором Пьер и отец сливались в один образ, который противостоял дяде Ростову. Мальчик собирается сделать что-то великое.

    Эпилог: Часть 2

    1. Глава 1. Предмет истории – жизнь народов и человечества. Сначала движущей силой истории считали богов, потом отдельных людей. Почему же случилась Отечественная война? Историки все списывают на плохие качества Людовика XIV и его потомков, отчего случилась Революция. Далее пришел Наполеон, который гениально всех убивал. И он стал воевать с Россией и проиграл. Разные дипломаты решили участь Франции на конгрессе. Наполеон отправился на Эльбу. Его сменил Людовик XVIII. Все это неправдоподобно, есть другая сила.
    2. Глава 2. Эта сила — не взаимодействие силы одного человека, но взаимодействие многих сил. А именно сила масс не признается историками, хотя теория силы единичного человека противоречива.
    3. Глава 3. Единственная движущая сила истории – движение народных масс. И историки не дойдут до сути, пока это не поймут.
    4. Глава 4. Главное в характеристики исторического лица – его отношение к народу. Власть – совокупность воль масс в одном лице.
    5. Глава Историки соединили в новейшем понимании личности правителей и деятелей науки и искусства. Но это также неверно.
    6. Глава 6. Причина события — не выражение воли имеющих власть. Но есть некоторые условия.
    7. Глава 7. Условие времени: событие – совокупность обстоятельств, может быть исполнено только возможное приказание. Если сделать что-то нельзя – оно не будет исполнено. Общество представляет собой конус, в котором низшее звено имеет большее число и выполняет большее количество действий. Высшее звено только приказывает, принимая наименьшее участие.
    8. Глава 8. Так на войне действовали одни, руководствуясь своими соображениями, а придумывали оправдания этим действиям другие. Движение истории – совокупность движений всех участников события.
    9. Глава 9. Полная свобода для человека невозможна. Но побуждение к жизни – стремление к свободе. Свобода и необходимость пропорциональны друг другу в поступках людей. Каждый поступок кажется свободным в момент совершения и необходимым впоследствии, также с причиной – с течение времени она становится яснее.
    10. Глава 10. Полная свобода невозможна, если человек связан с внешним миром. В сочетании свободы и необходимости состоит ясное понимание жизни.
    11. Глава 11. Задача истории – уловить движение народных масс и понять их причину.
    12. Глава 12. Причина истории – неощущаемая необходимость, это пора понять.
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

Наташа, оставшись с мужем одна, тоже разговаривала так, как только разговаривают жена с мужем, т. е. с необыкновенною ясностью и быстротой понимая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом. Наташа до такой степени привыкла говорить с мужем этим способом, что вернейшим признаком того, что что-нибудь было не ладно между нею и мужем, для нее служил логический ход мыслей Пьера. Когда он начинал доказывать, говорить рассудительно и спокойно, и когда она, увлекаясь его примером, начинала делать то же, она знала, что это непременно поведет к ссоре.

С того самого времени, как они остались одни, и Наташа с широко раскрытыми, счастливыми глазами подошла к нему тихо, и вдруг, быстро схватив его за голову, прижала ее к своей груди и сказала: «Теперь весь, весь мой, мой! Не уйдешь!» — с этого времени начался этот разговор, противный всем законам логики, противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно-различных предметах. Это одновременное обсуждение многого не только не мешало ясности понимания, но, напротив, было вернейшим признаком того, что они вполне понимают друг друга.

Как в сновидении всё бывает неверно, бессмысленно и противоречиво, кроме чувства, руководящего сновидением, так и в этом общении, противном всем законам рассудка, последовательны и ясны не речи, а только чувство, которое руководит ими.

Наташа рассказывала Пьеру о житье-бытье брата, о том, как она страдала, а не жила без мужа, и о том, как она еще больше полюбила Мари, и о том, как Мари во всех отношениях лучше ее. Говоря это, Наташа признавалась искренно в том, что она видит превосходство Мари, но вместе с тем она, говоря это, требовала от Пьера, чтоб он всё-таки предпочитал ее Мари и всем другим женщинам, и теперь вновь, особенно после того, как он видел много женщин в Петербурге, повторил бы ей это.

Пьер, отвечая на слова Наташи, рассказал ей, как невыносимо было для него в Петербурге бывать на вечерах и обедах с дамами.

— Я совсем разучился говорить с дамами, — сказал он, — просто скучно. Особенно, я так был занят.

Наташа пристально посмотрела на него и продолжала:

— Мари, это такая прелесть! — сказала она. — Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит. Вчера, например, Митинька стал капризничать...

— Ах как он похож на отца, — перебил Пьер.

Наташа поняла, почему он сделал это замечание о сходстве Митиньки с Николаем: ему неприятно было воспоминание о его споре с шурином и хотелось знать об этом мнение Наташи.

— У Николеньки есть эта слабость, что если чтò не принято всеми, он ни за что не согласится. А я понимаю, ты именно дорожишь тем, чтоб ouvrir une carrière, — сказала она, повторяя слова, раз сказанные Пьером.

— Нет, главное, — сказал Пьер, — для Николая мысли и рассуждения, — забава, почти препровождение времени. Вот он собирает библиотеку и за правило поставил не покупать новой книги, не прочтя купленной — и Сисмонди, и Руссо, и Монтескье, — с улыбкой прибавил Пьер. — Ты ведь знаешь, как я его... — начал было он смягчать свои слова; но Наташа перебила его, давая чувствовать, что это не нужно.

— Так ты говоришь, для него мысли забава...

— Да, а для меня всё остальное забава. Я всё время в Петербурге как во сне всех видел. Когда меня занимает мысль, то всё остальное забава.

— Ах, как жаль, что я не видала, как ты здоровался с детьми, — сказала Наташа. — Которая больше всех обрадовалась? Верно Лиза?

— Да, — сказал Пьер и продолжал то, что занимало его. — Николай говорит, мы не должны думать. Да я не могу. Не говоря уже о том, что в Петербурге я чувствовал (я тебе могу сказать это), что без меня всё это распадалось, каждый тянул в свою сторону. Но мне удалось всех соединить, и потом моя мысль так проста и ясна. Ведь я не говорю, что мы должны противодействовать тому-то и тому-то. Мы можем ошибаться. А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель. Князь Сергий славный человек и умен.

Наташа не сомневалась бы в том, что мысль Пьера была великая мысль, но одно смущало ее. Это было то, что он был ее муж «Неужели такой важный и нужный человек для общества — вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» Ей хотелось выразить ему это сомнение. «Кто и кто те люди, которые могли бы решить, действительно ли он так умнее всех?», спрашивала она себя и перебирала в своем воображении тех людей, которые были очень уважаемы Пьером. Никого из всех людей, судя по его рассказам, он так не уважал, как Платона Каратаева.

— Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она: — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?

Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.

— Платон Каратаев? — сказал он и задумался, видимо искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. — Он не понял бы, а впрочем, может быть, что да.

— Я ужасно люблю тебя! — сказала вдруг Наташа. — Ужасно. Ужасно!

— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Чтò он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас. Вот ты говоришь — разлука. А ты не поверишь, какое особенное чувство я к тебе имею после разлуки...

— Да вот еще... — начала было Наташа.

— Нет не то. Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно... Ну, да... — Он не договорил, потому что встретившийся взгляд их договорил остальное.

— Какие глупости, — вдруг сказала Наташа, — медовый месяц и что самое счастье в первое время. Напротив, теперь самое лучшее. Ежели бы ты только не уезжал. Помнишь, как мы ссорились. И всегда я была виновата. Всегда я. И о чем мы ссорились — я не помню даже.

— Всё об одном, — сказал Пьер улыбаясь, ревно...

— Не говори, терпеть не могу, — вскрикнула Наташа. И холодный, злой блеск засветился в ее глазах. — Ты видел ее, — прибавила она помолчав.

— Нет, да и видел бы, не узнал.

Они помолчали.

— Ах, знаешь? Когда ты в кабинете говорил, я смотрела на тебя, — заговорила Наташа, видимо стараясь отогнать набежавшее облако. — Ну две капли воды ты на него похож, на мальчика. (Она так называла сына.) Ах, пора к нему итти... Пришло... А жалко уходить.

Они замолчали на несколько секунд. Потом вдруг в одно и то же время повернулись друг к другу и начали что-то говорить. Пьер начал с самодовольствием и увлечением; Наташа, — с тихою, счастливою улыбкой. Столкнувшись, они оба остановились, давая друг другу дорогу.

— Нет, ты чтò? говори, говори.

— Нет, ты скажи, я так, глупости, — сказала Наташа.

Пьер сказал то, чтò он начал. Это было продолжение его самодовольных рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру.

— Я хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто.

— А ты чтò хотела сказать?

— Я так, глупости.

— Нет, всё-таки.

— Да ничего, пустяки, — сказала Наташа, еще светлее просияв улыбкой; — я только хотела сказать про Петю: нынче няня подходит взять его от меня, он засмеялся, зажмурился и прижался ко мне — верно думал, что спрятался. — Ужасно мил. — Вот он кричит. Ну, прощай! — И она пошла из комнаты.

В то же время внизу, в отделении Николиньки Болконского, в его спальне, как всегда, горела лампада (мальчик боялся темноты, и его не могли отучить от этого недостатка). Десаль спал высоко на своих четырех подушках и его римский нос издавал равномерные звуки храпенья. Николинька, только что проснувшись, в холодном поту, с широко-раскрытыми глазами, сидел на своей постели и смотрел перед собой. Страшный сон разбудил его. Он видел во сне себя и Пьера в касках, таких, какие были нарисованы в издании Плутарха. Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска. Войско это было составлено из белых, косых линий, наполнявших воздух подобно тем паутинам, которые летают осенью и которые Десаль называл le fil de la Vierge. Впереди была слава, такая же как и эти нити, но только несколько плотнее. — Они — он и Пьер — неслись легко и радостно всё ближе и ближе к цели. Вдруг нити, которые двигали их, стали ослабевать, путаться; стало тяжело. И дядя Николай Ильич остановился перед ними в грозной и строгой позе.

— Это вы сделали? — сказал он, указывая на поломанные сургучи и перья. — Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед. — Николинька оглянулся на Пьера; но Пьера уже не было. Пьер был отец — князь Андрей, и отец не имел образа и формы, но он был, и видя его, Николинька почувствовал слабость любви: он почувствовал себя бессильным, бескостным и жидким. Отец ласкал и жалел его. Но дядя Николай Ильич всё ближе и ближе надвигался на них. Ужас охватил Николиньку и он проснулся.

«Отец, — думал он. — Отец (несмотря на то, что в доме было два похожих портрета, Николинька никогда не воображал князя Андрея в человеческом образе), отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. — Чтò бы он ни говорил — я сделаю это. Муций Сцевола сжег свою руку. Но отчего жe и у меня в жизни не будет того же? Я знаю, они хотят чтоб я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Я только об одном прошу Бога: чтобы было со мною то, чтò было с людьми Плутарха, и я сделаю то же. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят, все восхитятся мною». И вдруг Николинька почувствовал рыдания, захватившие его грудь, и заплакал.

— Non, — отвечал Николинька и лег на подушку. «Он добрый и хороший, я люблю его», думал он о Десале. «А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Примечания

147. *[открыть поприще,]*

148. *[нитями Богородицы.]*