Гитары FENDER RITCHIE BLACKMORE STRATOCASTER. Ричи блэкмор - гений гитары


      Перевод: Андрей Гончаров
      Дата публикации: 04 ноября 2002 г.

Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы "Deep Purple"? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных "рок-журналов". Таковы, увы, законы бульварного жанра.

В настоящий момент легендарный "стратокастеровец" снова в строю с новым составом "Ritchie Blackmore"s Rainbow", хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из "Deep Purple" в середине 1970-х. Воссоединение "Deep Purple" в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад... Впрочем, давайте без лишних подробностей, о"кей?

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records") был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: На обложке альбома "Stranger In Us" имеется такое посвящение: "Спасибо всем... в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось?". Что это была за гитара - модель и фирма-производитель?

Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику "Framus" в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: "Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове".

Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось "Six-Five Special" (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача "Shindig"). Каждый раз я смотрел "Six-Five Special" и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется) .

Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время!

Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали "Radio Luxembourg" ?

А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! "Radio Luxembourg" в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.

Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу?

На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на "Framus", сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился "Hofner Club 50" и усилитель "Watkins Dominator". Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская - в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: "Да, возьми ты другой аппарат". И что вы думаете? Только начали играть - опять что-то полетело!

Vintage Guitar: И как часто такое случалось?

Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской - бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.

Vintage Guitar: Говорят, что на "Club 50" стояли совсем слабые датчики. Так ли это?

И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево - так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил "Gibson ES-335". По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.

Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе "Nero & the Gladiators"?

Я никогда не играл в "Nero & the Gladiators", как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была "Screaming Lord Sutch and the Savages". Да, мне действительно нравилось, как "Nero & the Gladiators" исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.

Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме "Shades of Deep Purple", где есть пара интересных кавер-версий. В частности, "Hush" и парочка "битловских" мелодий. Было ли это влиянием "Nero & the Gladiators"?

Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал "Hush" Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.

Vintage Guitar: А как насчет "Vanilla Fudge", которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?

Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как "Vanilla Fudge" записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.

Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на "Shades of Deep Purple"?

Моя 335-я и 200-ваттный усилитель "Marshall". И кроме того, английский fuzzbox плюс "квакушка" "Vox", которой пользуюсь и по сей день.

Vintage Guitar: Мне показалось, что на "Hush" гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?

Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на "Hush" - это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка - щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.

Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе "Deep Purple".

Я пришел с 335-й и "Vox AC-30", который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу - и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: "Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется)...". В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и "мяса".

Vintage Guitar: Как вы перешли на "Stratocaster"?

По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой "Gibson`а" отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки "Fender". Поначалу приходилось нелегко. Звучание "фендера" очень "чистое", но не хватает сустейна "гибсоновских" звукоснимателей. Но в тоже самое время, "Fender" - бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый "Stratocaster" достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался "фендерами". По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах "Fender", был "Deep Purple In Rock".

Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав "Rainbow" от "Deep Purple"?

У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась - та же гитара, тот же орган.

Vintage Guitar: Кавер-версия "Still I"m Sad" на первой пластинке "Rainbow" - инструментал. Как так получилось?

Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни "Yardbirds". Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого "Rainbow" где "Still I"m Sad" звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.

Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав "Rainbow" ассоциируется прежде всего с "Street of Dreams"?

Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе - "Stone Cold" и "I Surrender"... "Stone Cold", например, попал в штатовский хит-парад.

Vintage Guitar: "Deep Purple" воссоединились. "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы" так и остались основными составляющими вашего оборудования?

Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы "Roland". Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water", все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

(смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All", поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Легендарного лидера Deep Purple и создателя Rainbow Ричи Блэкмора принято считать человеком "тяжелого поведения": скандалистом и вообще крайне мрачной личностью. Сам Ричи уверяет, что таких шутников, как он, еще поискать. И тут же выкладывает тому доказательство: "Говорите, в России меня ждут поклонники? Целая армия? У меня уже трясутся коленки!"


Новый проект Блэкмора, группа Blackmore"s Night, - то, чего меньше всего ожидали от квазирокера. От музыки веет рыцарскими турнирами, а может, даже крестовыми походами, ее играют в декорациях средневековых замков и баварских домиков времен императора Максимилиана I.

Шумы и рифы

- На концертах Deep Purple играет в основном старые хиты, Smoke On The Water в первую очередь...

Одна из причин, по которой я покинул группу, - а их было предостаточно, - заключалась в том, что они ездили по всему миру, играя старые песни. Мне хотелось чего-то нового и свежего. Снова разъезжать по миру, играя древние хиты и считая, что творю "историю музыки", я не могу.

- Неужели, сочинив Smoke On The Water, вы не понимали, что именно ее и сотворили?

Да что вы! Я просто играл рифы, Ян Пейс - на ударных, нас было только двое. Просто идея ритма, еще одна песня, ничего особенного.

- Когда вам лучше сочиняется?

Я сова: встаю поздно, а играю целую ночь напролет, ложусь спать уже под утро. Это ночной тип музыки. Я люблю ночь, потому что люблю тишину. А ее сейчас так трудно найти! Днем люди производят столько ненужного шума, я их называю "шумовыми загрязнениями".

"Меня ненавидят"

- Не могу представить музыку Blackmore"s Night на больших стадионах.

Ну почему же? Мы выступаем и на стадионах, но больше - в старинных замках, в камерных театрах и даже в церквях. Невозможно сравнить уютную атмосферу малых залов с большими - холодными. Я теперь и не знаю, как вернуться к стилю игры для стадионов.

- Разная энергетика?

Абсолютно. Когда ты выступаешь перед 10 тысячами, ты больше сконцентрирован на притворстве, актерстве, театральных эффектах. Когда тебя слушают 100 человек, ты больше сосредоточен на самой музыке, на своих чувствах.

- Новым музыкантам нравится с вами работать?

Они это ненавидят.

- Почему???

А я им денег не плачу. А еще избиваю микрофонной стойкой, не кормлю и запираю на ночь в подвале замка, ха-ха-ха!

- У вас есть ученики?

Да, я учу соседских детишек. Мы живем в лесу, возле моря. Вечером они собираются у нас, мы жжем костер, печем картошку. Мы вместе играем музыку, написанную за пять веков до того, как они появились на свет.

- Вы знаете, сколько в вашем доме гитар?

Двадцать. Что-то вроде того. В основном акустические - их 12. И, наверное, 8 электрических. Но на этих я играю редко.

- Вы осознаете, какую энергию несет в зал ваша игра? Вообще музыка может рассматриваться как инструмент воздействия на человеческий разум?

Если гитарой, да по головушке - очень даже может!

Бритни и клоны

- Как вам нравится модная музыка?

Та, что на радио? Это все манипуляции звукозаписывающих лейблов, которые платят радиостанциям огромные деньги, особенно это касается Америки. За последние 3 года ничего, кроме Бритни Спирс , не услышишь. Ну разве что Кристину Агильеру и Джессику Симпсон. Но они, по сути, близнецы Бритни Спирс . Все одинаковые, ритмический рисунок- один и тот же. Ничто не может заставить меня слушать такое радио. Думаю, лейблы просто боятся убытков, если начнут раскручивать новые таланты. Или старые.

- На последнем "Грэмми" были одни американцы. Разве это не дискриминация музыкантов из других стран?

Хорошая постановка вопроса. Почему, когда я в Европе, там звучит много других групп, а как только попадаю в США, то слышу только американские команды? У Майкла Олдфилда столько хитов в Старом Свете, а в Америке его не знают. Да там не знают даже ABBA! Это - грандиозный эгоизм американского рынка, 97% которого отдано на откуп "своим". Пожалуй, единственная английская группа, которую они знают, - это U2. Да и то только потому, что они ирландцы...

Любому уважающему себя поклоннику классической рок-музыки известно имя Ричи Блэкмора. Он — живая легенда, музыкант, входящий в сотню лучших гитаристов мира по версии журнала «Rolling Stone».
Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) родился в Великобритании, в городке с причудливым названием Уэстон-сьюпер-Мэр. Рос он довольно замкнутым и нелюдимым ребенком, главным увлечением и страстью которого была игра на гитаре.

Творческий путь Ричи Блэкмора

Ричи было 11 лет, когда в подарок от отца он получил свою первую гитару — испанскую акустику фирмы «Framus», которую позже он переделал в электрогитару, установив звукосниматель и ручки громкости и тембра. Музыкой он увлекался крепко: занимался игрой на классической гитаре, брал уроки игры на электрической у «Большого» Джима Салливана, известного британского гитариста, практиковался по 6 часов в день, зарабатывал деньги на более серьезный инструмент, жертвуя свободным временем и не пускаясь во все тяжкие, как многие другие начинающие музыканты того времени.

Музыкальная карьера Ричи началась в шестидесятых годах прошлого столетия. Он выступал с несколькими разными группами, такими как Mike Dee & The Jaywalkers, The Outlaws и The Crusaders. Когда Ричи присоединился к основателям Deep Purple, Крису Кертису и Джону Лорду, он уже был достаточно известным гитаристом, пусть и перебивался случайными подработками, не имея четких перспектив. Именно Блэкмору группа была обязана своим названием, он же стал ее неофициальным лидером. В середине семидесятых, после того, как Ричи, разочаровавшись в том направлении, в котором двигалась музыка Deep Purple, покинул группу, он собрал коллектив Rainbow. Позже, вместе с Кэндис Найт, писавшей некоторые тексты для Rainbow и исполнявшей бэк-вокал партии, основал Blackmore"s Night, группу, в которой играет и по сей день.

Гитары Ричи Блэкмора

Какие же гитары прошли через руки легендарного Блэкмора помимо той испанской акустической?
Первой электрогитарой Ричи стала модель Hofner club-50, которую он довольно скоро перерос и целых два года проработал радиомехаником в аэропорту для того, чтобы приобрести полуакустическую Gibson ES-335.

Ritchie Blackmore with Hofner club-50

Три первых альбома Deep Purple были записаны им на этом инструменте. Воистину революционная универсальная гитара, открывающая простор для множества маневров, на добрых десять лет ставшая постоянной спутницей музыкальной жизни Блэкмора.

Gibson ES-335

Ниже приведено видео Ричи Блэкмора как раз с этой гитарой.

Deep Purple — Wring That Neck

В семидесятых Блэкмор сменил на . Тогда он находился под влиянием игры , использовавшего именно эту модель. По словам самого Блэкмора, свою первую гитару этой модели он получил от . «Стратокастеру» Ричи остается верен и сейчас: легендарная все еще в руках не менее легендарного гитариста. И слушать музыку Ричи Блэкмора одно удовольствие.

Ричи Блэкмор и его Fender

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records" был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water" , все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All" , поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Источник статьи сайт - guitar.ru

Ричард Хью Блэкмор - гениальный британский гитарист. Он не только исполняет, но и сам пишет песни. Блэкмор один из первых привнес в блюз-рок элементы классической музыки.

Биография Ричи Блэкмора: детские годы

Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 г. в английском курортном городе Уэстон-сьюпер-Мэр, находящемся на побережье В два года Ричард вместе с родителями переехал в Хестон (пригород Лондона). Отец его работал в Хитроу, Трудился в бригаде, прокладывающей для самолетов полосы. У матери был небольшой собственный магазинчик.

В школе Ричи учился без усердия, а в спорте добился многого. Больше всего ему удавалось плавание и толкание ядра, но еще получалось метание копья. В связи с серьезными достижениями в спорте Ричарда хотели включить в сборную Англии, но он не прошел по возрасту.

Как появилась страсть Ричи Блэкмора к музыке

В конце 50-х гг. в Лондоне вовсю кипела музыкальная жизнь. Благодаря телевидению, которое начало трансляцию первых поп-шоу, Ричи Блэкмор впервые услышал рок-н-ролл. Больше всего его поразило выступление гитариста Томми Стала. Блэкмор сразу же одолжил у друга на время гитару и попробовал начать играть. И хоть ничего сразу не получилось, он понял, что это его страсть.

Первые шаги к известности

Спустя некоторое время отец подарил ему подержанную акустическую гитару, которую купил за семь фунтов. Сначала Ричи год учился классической игре, изучая основные правила. Это была первая гитара Ричи Блэкмора. Большинство блюзовых гитаристов играли всего тремя пальцами. Ричи научился использовать все десять.

Со временем Блэкмор переделал свой первый музыкальный инструмент под электрогитару, добавив колонку и усилитель. С помощью друзей брата познакомился с Джимом Салливаном, который считался одним из самых авторитетных гитаристов 60-х годов. Шлифуя мастерство, Ричи занимался по шесть часов ежедневно. За это время он выработал свой неповторимый стиль, соединив рок и классику.

Первые выступления Блэкмора и создание своей группы

Первый ансамбль, в котором играл Блэкмор, был организован в 1960 году. В это время Ричи работал радиомехаником в аэропорту Хитроу. Накопив денег, он купил новую электрогитару за 22 фунта и некоторое время работал с местной группой. Затем решил создать собственную команду. Это стала первая группа Ричи Блэкмора, которую он создал.

Со школьных времен Блэкмор дружил с Миком Андервудом, у которого была настоящая Его он и пригласил в свою группу в качестве барабанщика. Затем набрал остальных участников. Группа существовала недолго и вскоре распалась. После этого вместе с Миком Ричи присоединился к группе The Satellites.

В мае 1961 г. Ричи Блэкмор увидел объявление о вакансии гитариста в одну из популярных групп под названием The Savages. Там он впервые встретился с Дэвидом Сатчем, с которым впоследствии часто пересекался в работе. На прослушивание он пришел со своей девушкой и отцом. Но, несмотря на явный талант и виртуозные пассажи, в группу Ричи не взяли из-за того, что ему было всего 16 лет. Через год Блэкмора все-таки взяли в The Savages. Несмотря на юный возраст, у Ричи уже появились свои фанаты. Несколько месяцев группа провела на гастролях в Австралии и Скандинавии. Совмещать работу с шоу-бизнесом стало все труднее, и Ричи уволился в 1963 году.

Растущая слава Ричи Блэкмора

В 1965 году Ричи пригласили работать в группу The Crusaders. Ее возглавлял певец Нейл Кристиан. До появления Блэкмора гитаристом в группе был Фил Макпилл. Но перед появлением Ричи он бесследно исчез. Блэкмор проработал в группе недолго и вернулся обратно в The Savages. Но и там не задержался из-за обостренных отношений с лидером Дэвидом Сатчем. Ушел Ричи Блэкмор из группы уже через три месяца. За ним последовали бас-гитарист Эйвис Андерсон и барабанщик Торнадо Эванс.

Все трое уехали на временные гастроли в ФРГ с другой группой. После завершения контракта они остались в Германии и начали выступать в музыкальном клубе в Бохуме, образовав свою группу, которую назвали «Три мушкетера». Но спустя время администрации перестали нравиться шумные выступления, и контракт с музыкантами расторгли. Весной все трое вернулись в Англию. После приезда Ричи написал песню, попавшую на 14-е место хит-парада. Слава Ричи начала расти. О нем заговорили не только как о виртуозном гитаристе, но и как о композиторе.

Период депрессии Блэкмора

После возвращения в Англию Ричи пробыл там недолго. Он снова решил вернуться в ФРГ и сменил там несколько групп. Но, разочаровавшись, видя, что так может продолжаться бесконечно, а продвижения вперед нет, гитарист Ричи Блэкмор решил прервать музыкальную карьеру на неопределенное время.

Днем он бесцельно гулял по гамбургским улочкам, вечерами играл гаммы в своем гостиничном номере, готовясь к выпускному экзамену в консерватории, куда поступил несколько лет назад. В 1967 году Ричи вернулся в Англию, сдал экзамены в консерватории, получил диплом и снова уехал в Германию.

Возращение Блэкмора в музыкальный мир

Вернувшись в ФРГ, Ричи Блэкмор целыми днями оттачивал свое мастерство. Так продолжалось до тех пор, пока он не получил телеграмму из Лондона с предложением присоединиться к Deep Purple и принял приглашение. Эта группа вскоре стала одной из самых известных, а Ричи стали называть мрачным и непостижимым королем хард-роковой гитары.

Стиль Ричи отличался своей индивидуальностью. По его словам, во время концерта он не слушает других гитаристов, растворяясь в звуках собственного инструмента. Видимо, на необычный стиль игры Ричи повлияла его любовь к струнной музыке (а конкретно исполняемой на скрипке и виолончели). Немалую роль сыграло и образование, полученное в консерватории. Но Ричи чувствовал себя в группе неуютно, ему как будто чего-то недоставало, и через некоторое время музыкант из нее ушел.

Затаенные мечты

Биография Ричи Блэкмора изобилует множеством групп, из которых он уходил и снова возвращался. Одной из них была Deep Purple, которую он покинул в 1975 году. Блэкмор уехал в Нью-Йорк и предложил нескольким музыкантам из группы «Эльфа» организовать собственный коллектив. Они согласились и назвали свою команду Rainbow. В тот же год группа выпустила первый альбом. А через время в Rainbow начали возникать внутренние конфликты.

В одном из интервью Блэкмор признался, что, уйдя из Deep Purple, хотел создать что-то новое, где бы ему дышалось легче. А в результате снова оказался в таком же напряжении, от которого и пытался сбежать. А в связи с возрастающей популярностью Rainbow оно только усилилось.

Поделился Ричи с репортерами и своими желаниями. Оказалось, что дома он чаще всего слушает Баха. Ричи хотел бы играть классическую музыку, но на концертах она кажется скучной. Не хватает в ней толики радости, ощущения праздника. А в рок-н-ролле это присутствует. Он мечтал создать нечто среднее, новое направление, но пока не получалось.

Новый виток музыки Блэкмора

Ричи ушел из Rainbow и еще некоторое время периодически возвращался в группы, в которых выступал ранее. Несмотря на достигнутые успехи, в 1997 году он решил создать новый проект Blackmore´s Night вместе со своей женой. Идея возникла благодаря музыке, которую Ричи услышал во время гастролей по Германии. Группа музыкантов играла средневековую музыку на старинных инструментах. Ричи Блэкмора помог ему найти ту изюминку, которая требовалась для создания музыкального шедевра.

В домашней студии он сам записал все партии клавишных, ударных и т. д. В результате получился необычный альбом. Оригинальный коктейль из разной музыки средневековья, в которой есть страсть, романтизм, патетика и мистика с добавлением звуков электро- и акустических гитар, струнных старинных мелодий и очаровательного голоса жены Блэкмора, исполняющей песни. Проект до сих пор не теряет своей привлекательности.

Личная жизнь Блэкмора

Ричи Блэкмор (фото можно посмотреть в данной статье) женился на Маргарит Волькмар 18 мая 1964 г. Она была родом из Германии. Сначала жили в Гамбурге, где у них родился сын Юрген. Через несколько лет Ричи развелся. Второй раз он женился на Барбель Харди, тоже немке. Свадьбу сыграли в сентябре 1969 года. Брак был недолгим, и Блэкмор снова развелся. В 1974 году он переехал в город Окснард, где познакомился с Эни Ротман, которая стала его третьей женой. Брак просуществовал до 1983 года, потом последовал очередной развод.

В конце 80-х Блэкмор познакомился с Кэндис Найт - поэтессой и вокалисткой. В то время девушке было всего 18 лет. Вскоре они обручились, но свадьбу сыграли только через 15 лет - в октябре 2008 г. Через два года у них родилась дочка, которую назвали Отом Эсмеральда. А второй ребенок появился на свет 7 февраля 2012 г.