Гитарный бой - обучение игры боем на гитаре. Гитарный бой и его разновидности Ритмические рисунки для гитары скачать в ворде

Приветствую вас чуваки и чувихи, которые читают, и заглядывают на страницы моего сайта ! В этой статье я хочу немного рассказать вам о том, что вообще такое гитарный бой и какие существуют. Все начинающие "Зинчуки", на самом начальном этапе мечтают освоить пару видов боя и лабать свои любимые песни в кругу друзей, где-нибудь там на природе или на веселой тусовке. Сейчас я собственно и покажу вам эти основные виды боя на гитаре.

Поэтому, читайте, смотрите, учите!

Начнем мы с определения. Если сказать коротко и более понятно, то гитарный бой - это прием игры, когда ваша правая рука размашистыми движениями одновременно ударяет по всем струнам (ну или почти по всем) извлекая звук. Название самого выражения «гитарный бой» является непрофессиональным, это выражение было придумано в среде гитаристов любителей. Профессионалы и там всякие гуру гитары не любят и не применяют выражение "гитарный бой", они называют это ритмическими рисунками. Если заглянуть в историю, то мы увидим, что этот прием изначально назывался – «Разгеадо». И был он придуман Испанскими гитаристами, поэтому собственно и такое название.

Гитарный бой распространен в среде начинающих гитаристов любителей, потому что начинающие "Зинчуки" считают гитарный бой панацеей, ну это ребят в основном не ваша вина, во всем виноваты стереотипы. Да и овладеть боем не так уж и сложно. Гитарный бой в его основном понимании это различные комбинации ударов по струнам и пауз. В основном это применимо для .

Гитарный бой в основном предназначен для аккомпанемента пению или другим солирующим инструментам. Принцип исполнения гитарного боя достаточно прост, и заключается в следующем: левой рукой ставятся и перебираются аккорды, а правая рука извлекает звучание совершая удары по струнам в различных комбинациях. Главное усвоить и понять, как совершаются удары и в какой последовательности. Также чуваки и чувихи, для того чтобы правильно освоить и применить гитарный бой у вас должно быть чувство ритма. На начальном этапе, для того чтобы чувствовать ритм всем рекомендую использовать метроном. Метроном не обязательно иметь в физическом варианте, пользуйтесь электронными, их сейчас в интернете можно накачать сотни.

Гитарным боем исполняют, как дворовые (армейские, бардовые) песни, так и такие музыкальные направления, такие, как рок, джаз, кантри и другие. Виды боя на гитаре достаточно разнообразны, и названий боев так же огромное множество, наверно вы уже слышали такие выражения, как «двойной бой», «четверной бой», «бой шестерка».

А теперь давайте рассмотрим основные . Для начала давайте ознакомимся с тем, какими обозначениями мы будем показывать удары по струнам для каждого вида гитарного боя:

v - так обозначается удар вниз по струнам от шестой к первой .

^ а это удар вверх по струнам от первой к шестой .

х - а это знак обозначает приглушение струн, ребром ладони правой руки .

Вот собственно из комбинаций этих обозначений и строятся различные варианты гитарных боев. Вообще ребята хочу вам сказать, что гитарный бой или как говорят профи - ритмические рисунки это сугубо индивидуальные вещи и каждый гитарист может экспериментировать с комбинациями и придумывать свои комбинации.

Вот посмотрите видео о том, как ваша правая рука должна выполнять данные элементы:

Но а мы же с вами давайте все таки рассмотрим основные виды гитарного боя, которые вы можете встретить чаще всего:

  • Первый вид боя выглядит вот так : v v v ^ v . Это один из самых простых видов боя.
  • Второй вид боя имеет вот такой вид : v ^ v ^ v. Как видно из обозначения, сначала идет удар вниз, затем удар вверх, потом опять удар вниз, затем вверх и заканчивается все ударом вниз. Данный вид боя можно разнообразить и использовать приглушение струн ладонью. Тогда мы получим следующий вид боя.
  • Третий вид боя . Выглядит он вот так: v ^ vх ^ v ^ vх ^. Это дополненная приглушениями комбинация второго вида боя. Как видите знак обозначает, что удар вниз происходит с глушением струн ладонью.
  • Четвертый вид боя : v vх ^ ^ vх ^ . Это самый распространенный вид боя, этот гитарный бой имеет название шестерочка. Этот бой начинается с удара вниз, затем опять удар вниз но уже с приглушением ладонью, затем удар вверх и еще раз вверх потом вниз с глушение и заканчивается все ударом вверх. Данный вид боя довольно таки сложен, поэтому вам ребята придется попотеть и поупражняться, чтобы уверенно его исполнять.
  • Последний вид боя : v v v ^ ^ v v . Вот еще один из распространенных видов боя. Он также достаточно сложноват.

Выше я вам привел только самые основные и часто применяемые виды гитарного боя. Чтобы разнообразить основные виды боя, которые были представлены выше, вам ребят нужно будет немного поэкспериментировать и попробовать всевозможные комбинации ударов вверх, вниз и приглушения, где-то пропустить удар, где-то добавить и так далее. Экспериментируйте, и да будет вам счастье и радость.

Ну и на последок хочу вам сказать, что для того чтобы понять, каким боем играется песня, не нужно бежать на форумы и простите меня за выражение заё....ть всех вопросами типа: "помогите подобрать бой?", "какой тут бой?", "а вот в табах бой такой а на самом деле не такой?". Просто сядьте, наденьте наушники заслушайте песню до дыр и внимательно прислушивайтесь к ритму и начните экспериментировать с гитарой в руках. Ну или если есть возможность просмотреть видеозапись, где какой-нибудь крутой чувак играет эту песню, то вам ребятки повезло, вы сможете увидеть на видео бой вашей любимой песни. Поэтому так же очень полезно прошаривать ютуб, на наличие подобных видеозаписей:=)

Все чуваки и чувихи, на этом статья кончается. Внимательно все изучайте и применяйте. Желаю вам успехов!

Также буду вам очень признателен, если вы поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, возможно она им поможет также как и вам. Нажимайте "мне нравиться", кнопки твитера и соц. сетей, оставляйте комментарии.

Раз уж первый пост на этой неделе был о , то давайте опять поговорим о фанк гитаре. Почему темой стал именно фанк?

Потому что этот стиль музыки насыщен ритмическими изысками, а именно для начинающего музыканта, важно уяснить насколько важна ритмичная игра, опытные гитаристы, конечно, все прекрасно понимают, и если даже не занимались игрой различных ритмических фигур специально, то просто уяснили их в процессе исполнения каверов. Тут хочется опять напомнить, о пользе . Через новую музыку вы можете знакомиться с неизвестными вам ритмическими рисунками.

Простой пример, до того как я не пошел заниматься к преподавателю, я не особо думал о «ровной» игре и уж тем более о груве. И тут на первом же занятии я получаю задание, посмотреть концерт, например, Мichael Jackson и услышать на какую долю в такте считает публика, а затем посмотреть концерт вечно живой «примадонны» Пугачевой и услышать на какую долю считают зрители Пугачевой.

Простое задание, не так ли?

Результат был достаточно интересным. Оказывается публика, которая приходит на концерты Jackson и не только, считает на слабые доли такта, то есть на 2 и 4, а у Пугачевой народ считает на 1 и 3. Корень тут закопался не особо глубоко, но на тот момент я не понял в чем же разница.

Давайте просто попробуем включить метроном, допустим в темпе 65. Если поставить его на исполнение только половинных нот, то каждая 2 и 4 четверть не будут звучать, мы услышим только 1 и 3. В итоге весь наш ритм будет держаться за эти нотки. Если мы начнем считать про себя 1,2,3,4, то мы получим ритмическую канву и нам будет проще ориентироваться в ритме песни. Но для этого придется напряч мозг, то есть начать считать.

Как-то я уже затрагивал эту тему:

Это значит что, играя в каком-либо размере, вы должны ориентироваться какая именно доля звучит сейчас. Для этого не подходит просто счет про себя, так как, например, в размере 4/4 вам придется называть разные по длительности слова. Раз, два, три, четыре. Че-ты-ре, содержит три слога, и получится, что называя эту долю, мы немного дольше ее держим, а значит, темп уходит без нас.
Вот вам совет, попробуйте говорить доли по-английски, если не помогает, попробуйте представлять картинки с написанными на них цифрами. Можете представить боксерский поединок и симпатичных девчонок проносящих номер раунда. Ну, чтоб еще как-то отмечать про себя смены долей произносите какой-нибудь звук, например «у».

Включите метроном, и пощелкайте пальцами вместе с ним. Оставьте на пару тактов метроном, а на следующие заглушите, при прослушивании записи включите метроном и послушайте результат. Я думаю, он вас не сильно порадует. Проблема тут в том, что мы внутренним чувством ритма цепляемся за метроном. Это своего рода костыль, который помогает нам идти, убрав его, мы продолжаем идти, но спотыкаемся. Чтобы не спотыкаться, мы делаем наши шаги более мелкими, а значит, шагаем чаще. Этот же метод надо переносить и на игру. То есть надо считать чаще, создать ту канву, за которую мы будем цепляться. Мы уже представляем в голове картинки с цифрами, и произносим «у», теперь на наши мелкие шаги будем произносить «та». Шаги могут быть как восьмыми нотами, так и шестнадцатыми, я предлагаю использовать шестнадцатые. Итак, мы получили

«у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та».

На первый взгляд звучит смешно, но без постоянного счета у нас ничего не получится.

Еще интересно будет на эту тему посмотреть видео Victor Wooten, присмотритесь как меняется количество нот, которые играет метроном, но не меняется грув!

Итак, чтобы считать ровно требуется приложить кое-какие усилия, так же и с хлопками на концертах, люди, которым музыка безразлична даже не пытаются считать на какие-то отличные от 1 и 3 доли ноты, все просто и понятно, бочка-рабочий, бочка-рабочий.

Как в анекдоте про басиста:»Соль-До,Соль-До…». Но если вы чувствуете грув песни, если музыка вас «цепляет», то и в ритме оставаться будет не трудно, вы не заметите как начнете считать про себя все доли песни. Это и происходит на концертах именитых звезд. Публике просто нравиться их музыка.

Но вернемся к гитаре.

Итак, чтобы музыка нравилась нужно донести до публики не только гармонию песни, но и ритм. Чтобы песня не звучала пионерской поделкой, придется поработать над собственным чувством ритма. Тут нет простых путей, только занятия. Но заниматься так же надо не абы чем.

Представим партию барабанов в любом миди-редакторе.

Партия хай-хет изображается не конкретной нотой, а простым крестиком. Давайте скопируем этот метод письма для ритмических рисунков гитары. Просто весь ритм запишем такими крестиками:

Одна нота равна одному «х»

Это один такт 4/4 записанный 16-ми нотами, так мы обозначим что каждый «крестик» равен по длительности одной 16-ой ноте. Чтобы записать какая из нот звучит в какой момент, достаточно просто проставить над нужным «крестиком» какой-то символ, например, «>».

х х х х х х х х х х х х х х х х

В этом рисунке, нужно исполнить 1 и 4-ую шестнадцатые ноты в первой доле, и 3 шестнадцатую во второй доле, 2-ую шестнадцатую в третьей доле и первую шестнадцатую в четвертой доле.

Исполнять рисунок можно как на одной струне, так и используются целые аккорды, в фанке обычно используют различные вариации на аккорды 7 и 9, давайте попробуем.

Как уже писал в , при игре фанка проще всего использовать метод Jimmy Nolen «Chicken scratch». Это просто шарканье по не зажатым струнам, которые приглушены левой рукой. Чтобы создать канву для удобства счета, давайте, все невыделенные ноты играть при помощи «Chicken scratch», а на выделения играть аккорд E9.

Получается типичная для фанка фигура.

Хочется принести извинения всем посетителям блога за некоторые проблемы с доступностью сайта, в эти выходные проводились «ремонтные работы» на сайте, чтобы повысить usability).


Ну что, соскучились? Как поживает хроматическое упражнение, играется медленно и хорошо? Переменный штрих никуда не потерялся, левая рука свободна, правая опирается? Тогда продолжим…

Длительности нот.

Начнем издалека…

Каждая композиция звучит в некотором пульсе, «темпе». Например, пульс большинства поп-композиций можно охарактеризовать как «пум-тыщ-пум-тыщ». Или «пууууум-тыыыыыщ-пууууум-тыыыыыщ», если песня медленная. Каждый из таких «пум» или «тыщ» (а точнее, время от начала некоторого «пум» до следующего за ним «тыщ») принимают за «четверть».

Есть такая штука, которая называется «метроном». Она тикает, как часы, только громко и в нужном нам темпе. Тикает она четвертями, то есть если наложить метроном на песню и правильно подобрать его темп, то каждый щелчок метронома должен совпадать либо с «пум», либо с «тыщ». Вроде немного разобрались…

Если извлекать ноты вместе с метрономом (то есть «1 нота = 1 щелчок»), то получится, что мы играем четвертями, а ноты такие называются четвертными (то есть длятся четверть). А дальше идет обычная арифметика начальной школы…

Если играть по две приблизительно равных по длительности ноты на каждый щелчок метронома, то они будут восьмыми, т.к. длятся в два раза меньше, чем четверть. Если поделить их еще пополам, то они будут шестнадцатыми, и так далее. Если же играть одну ноту на два щелчка, то есть в два раза увеличить длительность четверти, то получится половинная нота, а если и ее в два раза увеличить, то получится целая. Больше увеличивать пока не будем.

Целая нота будет длиться четыре удара метронома, то есть, возвращаясь к изначальной аналогии, «пум-тыщ-пум-тыщ». В большинстве поп-композиций эта длительность называется тактом и составляет одну из равных и повторяющихся кусочков пульса песни. То есть за одним тактом «пум-тыщ-пум-тыщ» следует другой («пум-тыщ-пум-тыщ»), потом третий, и так далее, пока не получится песня. В нотной партии (табулатуре) начало нового такта обозначается вертикальной чертой.

Бывает, что несколько нот расположены до первого такта, они называются «затактом».

Музыкальный размер, при котором такт состовляет четыре четверти называется размером «4/4» и пишется в начале нотной партии (или табулатуры). Другие размеры рассмотрим позже.

Чтобы различать целые, половинные, четверти, и прочие ноты, им придумали обозначения:

Восьмые, шестнадцатые, и прочие ноты с «хвостами» могут объединяться этими самыми «хвостами» в группы для красоты и удобства восприятия.

Ритмические рисунки и переменный штрих.

Различные последовательности длительностей нот составляют «ритмические рисунки». Например «галоп», или стандартная футбольная «кричалка». Попробуйте отстучать их рукой (по столу, например):

Теперь разберемся, как переменный штрих ведет себя в сочетании с ритмическими рисунками. Суть переменного штриха не в постоянном чередовании штрихов вверх-вниз, а в постоянном чередовании движений руки вверх вниз, чтобы она находилась «в ритме». Рассмотрим простой пример:

Ритмический рисунок (не будем пока уточнять, какие именно это ноты) состоит из чередования четвертей и пар восьмых, то есть это уже знакомый нам галоп. Самой короткой нотой в нем будет восьмая, и пара восьмых в соответствии с переменным штрихом должна играться вниз-вверх.

А вот теперь внимание! Нам надо не нарушать ритм движений правой руки! А значит, она должна двигаться вниз-вверх в том темпе, который задали восьмые. Четверть занимает две восьмые, начнем ее штрихом вниз, и, когда прозвучит половина ноты, вернем руку обратно вверх, не задевая струну. То есть сделаем штрих вверх, не извлекая ноты. Наша четверть продолжит звучать, а рука будет двигаться вниз-вверх в ритме восьмых. Дальше извлечем восьмые штрихом вниз и штрихом вверх.

Таким образом, правая рука двигается в постоянном ритме, а ритмический рисунок состоит из нот разной длительности. Штрих вниз обозначается «П», а штрих вверх - «V», с учетом этого подкорректируем наш ритмический рисунок.

Иногда инструмент не играет ничего. И это хорошо. Если бы все инструменты играли постоянно, то ухо быстро бы привыкло к монотонному шуму и не чувствовало акцентов музыки и красоту звуков.

Паузы тоже имеют длительности, причем абсолютно такие же, как и ноты:

Чтобы лучше понять и прочувствовать переменный штрих в различных ритмических рисунках, предлагаю поиграть следующие ритмические рисунки на одной струне. А чтобы проконтролировать внутреннее чувство ритма, играть их нужно под метроном, который, напоминаю, стучит четвертями. Играйте медленно, чтобы было время подумать, и каждый штрих был правильным.



Обратите внимание! Удар вниз всегда должен совпадать с началом такта! Первая нота такта, как правило, выделяется, акцентируется, а штрих вниз сильнее (хоть и надо стараться, чтобы все штрихи были одинаковыми), да и проще, естественнее, т.к. рука движется вниз под действием силы тяжести, а вверх - против нее.

Поэтому штрих вниз должен совпадать с «ударной долей», каковой является нота, приходящаяся на начало такта.

Первое произведение - «El Condor Pasa».

Итак, поиграв несколько дней ритмические рисунки, можно приступить к освоению первого музыкального произведения - небезызвестной классической композиции El Condor Pasa (Полет Кондора).

Табулатура партии содержится в приложенном к уроку

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .