Гипербола в природе. Значение слова гипербола

Не раз приходилось слышать, а то и использовать, такой термин, как гипербола.

Гипербола в литературе применяется, как правило, для того, чтобы обозначить стилистический прием особенного преувеличения свойств описываемого явления или предмета, тем самым усилить производимое впечатление.

В этой статье я приглашаю своих читателей отправиться в увлекательный мир родного языка. Ознакомившись с информацией, поданной здесь, вы сможете получить ответ на следующие вопросы:

  1. Что включает в себя понятие гипербола в литературе?
  2. С какой целью она используется?
  3. Часто ли мы, сами того не замечая, применяем в речи эту

Статью я решила разбить на три части: вначале рассказать подробнее об этимологии самого слова, далее речь пойдет об истории и причинах возникновения самого понятия и, наконец, вы узнаете о роли гиперболы в современной стилистике.

Часть 1. Этимология и современное определение слова

Итак, прежде всего, углубимся в историю. С точки зрения этимологии слово греческого происхождения «гипербола» состоит из двух частей “hyper” и “bole”. Первое переводится на русский язык как «сверх», «через» или «слишком», второе же можно истолковать, как «бросок», «кидание», «метание». Приблизительно с 18 века в латинском языке появляется и начинает широко использоваться означаемое «преувеличение» слово “hyperbole”.

Существует и противоположный термин - литота. И если гипербола в литературе подразумевает «преувеличение», то литота, наоборот, используется для преднамеренного преуменьшения.

Например, гиперболой могут выступать фразеологизмы «море запахов», «океан любви», «сто лет не виделись», литотой же - «с наперсток», «рукой подать».

Часть 2. Причины возникновения термина

Наверное, трудно себе представить, что стремление чрезмерно преувеличивать как значение, так и физические особенности предмета зародились в мышлении человека еще во времена первобытнообщинного строя. Конечно же, суждения первых людей на планете существенно отличались от хода мысли людей нынешних. В те далекие времена попросту не существовало четкой грани между вымыслом и реально существующими понятиями. Как известно, много веков назад охотники одушевляли окружающий их мир, вождей, животных, явления природы. Они наделяли их сверхъестественными способностями, к примеру, невероятными размерами, волшебной силой, чрезмерной ловкостью и изворотливым умом. Почему? Этот процесс был просто неизбежным, т.к. являлся следствием огромной зависимости от сил природы, непониманием ее закономерностей, неспособности овладеть всем происходящим или невозможности объяснить для себя причины возникновения того или иного события. В результате возникал страх, чувство беззащитности, зависимости, а вследствие чего - мнимая благодарность, преклонение, удивление и преувеличение.

Часть 3. Гипербола. Литература классическая и современная

Для того чтобы придать произведению художественную выразительность, авторы стараются использовать различные самыми распространенными среди которых считаются метафоры, сравнения, эпитеты и гиперболы. В настоящее время такой как гипербола используют, основываясь на взаимодействии эмоционального и логического значения одного и того же слова.

Приведу примеры гиперболы в литературе: «Об этом уже тысячу раз сказано» (преувеличивается количество), «Враги разбиты в пух и прах» (качество), «Он ушел, и мир перестал для нее существовать» (эмоции).

Иногда очень трудно не перепутать гиперболу со сравнением или метафорой, так как они тоже достаточно часто сравнивают два предмета. Запомните, что гипербола в литературе всегда означает преувеличение. Скажем, «Ступни его ноги были огромны, как лыжи». На первый взгляд этот пример напоминает сравнение, но, вспомнив, какая на самом деле длина лыж, можно понять, что это преувеличение, а значит, гипербола.

Автор обычно прибегает к этому стилистическому приему, чтобы усилить впечатление или заострить образ. Современные реалии также нуждаются в использовании гиперболы для того, чтобы усилить эффект воздействовать на воображение или привлечь внимания.


Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение). «Все большие произведения. - писал А.Горький, - все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений». Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное в наблюдаемых явлениях, извлечь из них основной смысл, сгустить его силой воображения в художественный образ.

Преувеличение - «ядро» типизации.

Один из самых эффектных и эффективных приемов художественного преувеличения - гипербола в литературе. Она позволяет «представить непредставляемость», «соотнести несоотносимое», то есть наиболее остро и резко дать ту или иную деталь - в портрете, во внутреннем облике персонажа, в явлении объективного мира. Подчеркнем - объективного. Потому что, говоря о гиперболе, следует иметь в виду, что какой бы невероятной, какой бы фантастической она ни была, в основе ее всегда - жизненный материал, жизненное содержание.

Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации.

Так, один из главных персонажей гоголевского «Ревизора» Хлестаков сам о себе говорит, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». В обществе, основанном на всеобщем чинопочитании, на всеохватном лицемерии, ложь Хлестакова, при всей ее гиперболической несуразности («как прохожу через департамент, - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» и т.п.), принимается провинциальными чиновниками за чистую правду.

Еще пример. В романе Маркеса «Осень патриарха» рассказ о «тысячелетнем» патриархе ведется от «мы», и этот прием использования коллективной точки зрения, многоголосия, дает почувствовать и представить себе атмосферу слухов и недомолвок о герое. О диктаторе с самого начала ничего не известно наверняка - и до конца книги. Каждое новое толкование его поступков раскрывает лишь какую-либо одну из сторон его облика, где на первый план выдвигается исключительность, несходство с обыкновенными людьми. И это придает всему стилю повествования определенную гиперболичность.

Для создания гиперболического художественного образа используются различные виды тропов: сравнения, уподобления, метафоры, эпитеты и т.д. Функция их состоит в том, чтобы преувеличить предмет, наглядно раскрыть противоречие между содержанием и формой его, сделать изображение более впечатляющим, броским. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». В зависимости от социально-эстетической направленности произведения одно и то же событие может восприниматься как «гигантское» или же как «мелкое». В романе Д.Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» гипербола и литота соседствуют: в первой части книги современная писателю Англия показана как бы через уменьшительное стекло, во второй - через увеличительное. В стране лилипутов волы и овцы до того крохотны, что герой сотнями грузит их в свою лодку. Под стать этим размерам и все прочее, с чем сталкивается Гулливер в этой стране, вплоть до социального уклада и политических событий. Сатирическим преуменьшением Свифт дает читателю понять, что претензии островной, «лилипутской», в сущности, Англии на мировое господство (на роль «владычицы морей», на обширные колониальные владения и проч.), казавшиеся многим англичанам великими, грандиозными, если задуматься, ничтожны и даже смешны.

Впечатляющ и другой гиперболический образ - из самого начала романа: герой приходит в себя после кораблекрушения и не может оторвать головы от земли - каждый волос его накручен на вбитый в землю «лилипутский» колышек. Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств...

Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. В.Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью этого приема выявляет внутреннее убожество одного из «любителей природы», браконьера Грохотало: «Рыбак Грохотало недвижной глыбой лежал за жарко нагоревшим костром. сотрясая берег храпом, как будто из утробы в горло, из горла в утробу перекатывалась якорная цепь качаемого волнами корабля». Здесь проступает авторская оценка персонажа с его ненасытно-агрессивным отношением к природе, персонажа, олицетворяющего бездушную серость. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической. Диапазон использования этого прима достаточно широк, охватывает и юмор, и иронию, и комизм.

История гиперболы уходит в далекое прошлое - в фольклор, в народные сказки, щедрые на сатирические образы и комические ситуации. Однако примерно в то же время возник и совершенно другой вид гиперболы - весьма далекой от смеха. В былинах, легендах, героических сказаниях мы обнаруживаем ту, которую можно назвать идеализирующей. Так, в русском эпосе запечатлен исторический опыт народа, его героическая борьба против захватчиков и притеснителей. В образах былинных героев народ выразил свое понимание долга и чести, мужества и патриотизма, доброты и самоотверженности. Герои былин -богатыри - наделены идеальными человеческими качествами, как правило, преувеличенными, гиперболизированными. В обрисовке былинного богатыря в первую очередь подчеркивается его сверхъестественная физическая сила: «Кабы было во земли кольцо, / И было бы во неби кольцо, / Захватил бы эти кольца в одну руку, / Притянул бы небо к земле», - говорится в былине об Илье Муромце. Подобным образом гиперболизируются его вооружение, его поступки. На поле брани он орудует железной палицею-шалыгой «весу ровно сто пулов», луком и стрелами «в косу сажень», а то и попросту хватает за ноги подвернувшегося противника и крушит им «великую силушку» вражескую: вправо махнет - появляется во вражьем скопище «улица», влево - «переулочек». Конь же Ильи Муромца может в один скок одолеть многие версты, ибо летит он «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего»...

Гиперболизируются - но уже сатирически - и образы противников былинных богатырей. Например, если Илья Муромец внешне ничем не отличается от окружающих, то его «супостат» Идолище - и ростом в «две сажени», и в плечах «косая сажень», и глазищи у него что «пивные чашищи», и нос что «локоть»... Благодаря этому контрастному внешнему сопоставлению победа богатыря выглядит особенно внушительной, заслуживающей народного прославления.

Гипербола (литература)

Гипе́рбола (_gr. ὑπερβολή , «переход, преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю , где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь , из поэтов - Маяковский .

Примеры

Фразеологизмы и крылатые слова

* «море слёз»
* «быстрый как молния», «молниеносный»
* «многочисленный как песок на берегу моря»
* «мы не виделись уже сто лет!»
* «(Пьяному) море по колено [а лужа - по уши] »
* «кто старое помянет - тому глаз вон! А кто забудет-оба!»

Античные примеры

Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
::::Архимед (др.греч. : Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)

Гиперболические метафоры в Евангелии

* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1-3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
* В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21-24).
* «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,- способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20).
* Верблюд пытается пройти через игольное ушко - также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).

Классики марксизма

Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!
::::В.И.Ленин - «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)::::В.И.Ленин - «Три источника и три составные части марксизма» (Июль - ноябрь 1914 г.)

Проза

...У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями...
::::Н.Гоголь - повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь...

За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.

::::Н.Гоголь - повесть «Тарас Бульба» (1835)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
::::Н.Гоголь - комедия «Ревизор» (1851)

Стихи, песни

И будь я негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин .
::::Владимир Маяковский - поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету...
::::Владимир Маяковский - «Стихи о советском паспорте» (1929)
На медведя я, друзья, выйду без испуга,
Если с другом буду я, а медведь - без друга.
::::Песня из к/ф "По секрету всему свету". Муз: В.Шаинского , сл.М.Танича
О нашей встрече - что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий ,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! "(2 раза) "

О чем просила - делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной ,
Из-за тебя под поезд прыгал я ,
Но, слава богу, не совсем удачно... "(2 раза) "

…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на "дачу " [Дача - нары (Уголовный жаргон) ] , -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! "(2 раза) "

И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену ! "(2 раза) "

А вот теперь я к встрече не готов -
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы . "(2 раза) "

:::: Владимир Высоцкий ,

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гипербола (литература)" в других словарях:

    - (греч. υπερβολη) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола и её фокусы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия

    Гипербола и её фокусы Гипербола геометрическое место точек M Евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно, то есть | | F1M | − | F2M | | = C… … Википедия

    Исламоведение Разделы История Ранний ислам Философия Ранняя Современная Эсхатология Теология Концепция Бога Таухид Мистицизм Юриспруденция … Википедия

Что такое гипербола?

    Гипербола - это такая стилистическая фигура, которая используется с целью намеренного преувеличения. Данный стилистический прием используются для большей выразительности текста и для усиления различных значений. Очень популярен пример мы не виделись сто лет . Ста лет, конечно, не было. Использована гипербола.

    Гипербола - это нелинейная функция, обратная линейной функции: у = ах +в, то есть линейная функция у представляет собой прямую на декартовой оси координат, а обратная g = 1/y = 1/(ax+в) - гипербола, и представляет собой довольно - таки искривлнные линии, расположенные симметрично относительно некой точки,и двух прямых - асимптот.

    Учитывая свойство гиперболы искривлять прямую линию, выражение гипербола используется и в литературе, то есть не искривление , но своеобразное выпячивание тех или иных черт предметов.Для анализа переноса математической гиперболы на литературную, можно провести сравнение - что искривляет гипербола в математике, а что - в литературе.

    В русском языке существует такое средство изобразительности, которое называют гиперболой. Гипербола - это преувеличение. Достаточно часто гиперболы встречаются в былинах. Например в былине о Соловье-разбойнике говорится, что свистнул соловей и - цветочки осыпались, а люди мертвые лежат.

    А в математике гиперболой называют плоскую кривую второго порядка.

  • Что такое гипербола

    В математике, гипербола - это незамкнутая кривая с двумя ветвями.

    В качестве приема в публицистике, гипербола - это преувеличение (например, говорить тысячу раз). Противоположностью гиперболы является литота (мужичок с ноготок).

  • что такое гипербола

    Гипербола это математическая функция y=К/х (при К не равном нулю)

    В разговорной речи гипербола это специальное сильное преувеличение чего либо для акцентирования на этом внимания собеседника.

    У слова гипербола есть несколько значений, но происхождение его общее, от древнегреческого слова, которое означает - переходить, избыточность, чрезмерность, преувеличение:

    • Для математиков она определяет плоскую кривую второго порядка.
    • Для остальных людей, а особенно для тех кто связан с риторикой означает сильное преувеличение чего-либо.
  • Поскольку указан тэг математика, отвечу на вопрос в этом ключе, несмотря на то, что имеются и другие значения. Итак, гипербола - это кривая, которая, как и любая линия, состоит из множества точек. Физический смысл этой кривой в том, что она получается при сечении объемного конуса плоскостью.

    Гипербола - это множество точек плоскости, модуль разности расстояний которых от двух точек, называемых фокусами, есть величина постоянная.

    Каноническое уравнение гиперболы в декартовых координатах

    x^2/a^2-y^2/b^2=1

    Слово гипербола имеет несколько значений. Первое значение - математическое. Согласно Эвклиду, гипербола это плоская кривая второго порядка, которая состоит из двух отдельных кривых, которые не пересекаются. Формула гиперболы У=К/х, при условии, что к не равно 0. Тоесть вершины гиперболы стремятся к нолю, но никогда не пересекаются с ним.

    Второе значение - литературное. Гипербола это стилистическая фигура намеренного преувеличения.

    Гипербола Математическая функция, которая строится на площади ХУ состоящая из 5 точек соединенных между собой и расположены на вертикальных четвертях ХУ. Формула y=K/x.

    Так же значение этого слова литературе- преувеличение чего-либо, или ударение этого на внимание собеседника.

    Давайте сразу определимся, что мы рассматриваем, гипербола с математической стороны или гипербола, как риторика. Давайте сначала рассмотрим с математической стороны:Линия состоящая из точек.Или как написано в одном источнике

    Так же как эллипс и парабола, гипербола является коническим сечением.

    А если рассмотрим со стороны риторики:Стилистическая фигура, для усиления выразительности.

    Гипербол - математический термин означает плоскую кривую второго порядка. Значение гипербола в литературе - преувеличение, для придания фразе выразительности,акцентировать внимание. Например выражение: море слез.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гипербола

гипербола в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гипербола

ж. математ. кривая линия, которая бы обозначилась на поверхности сахарной головы (конуса), если ее рассечь с боку, отвесно вдоль.

Ритор. преувеличенье, всякое выражение впадающее в какую-либо крайность, напр. у меня нет ни копейки; он взором объемлет все. Гиперболический, принадлежащий к гиперболе, к ней относящийся. Гиперболоид математ. геометрическое тело, образуемое вращением гиперболы. Гиперстен м. черный камень с бронзовым отливом; павлит.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гипербола

гиперболы, ж. (греч. hyperbole).

    Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.

    Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.

    Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-н. (книжн.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гипербола

Ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение.

гипербола

Ы, ж. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.

прил. гиперболический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гипербола

    1. Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления.

      разг. Любое чрезмерное преувеличение.

  1. ж. Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гипербола

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота.

Гипербола (математика)

2a,$ причём ∣F F ∣ > 2a  > 0.

Наряду с эллипсом и параболой, гипербола является коническим сечением и квадрикой. Гипербола может быть определена как коническое сечение с эксцентриситетом, бо́льшим единицы.

Гипербола

Гипербола :

  • Гипербола - плоская кривая второго порядка.
  • Гипербола - троп, преувеличение.

Гипербола (риторика)

Гипе́рбола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительность выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гиперjj часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. д. . Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов - Маяковский

Примеры употребления слова гипербола в литературе.

В таком случае, твои слова должно рассматривать как гиперболу , Автолик, - заявил Данай, - ибо эти два прекрасных маленьких создания вряд ли выскочили в полном вооружении из твоего лба, подобно Афине из головы Зевса.

И так как было совершенно ясно, что кара падет на одного из этих троих, Алкивиад с Никием сговорились и, объединив силы своих сторонников, обратили остракизм против самого Гипербола .

Кое-кто, правда, утверждает, будто Алкивиад договорился не с Никием, а с Феаком и Феаково содружество привлек на свою сторону, чтобы изгнать Гипербола , который отнюдь не ждал такой беды: ведь люди порочные и ничтожные никогда не подпадали этому наказанию, как совершенно справедливо заметил и комик Платон, говоря о Гиперболе: Хоть поделом он принял наказание, С его клеймом никак не совместить его: Суд черепков не для таких был выдуман.

Гипербола , градация, оксюморон, перифраз, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, но прежде всего - сравнение и метафора стали здесь объектом исследования.

Наряду с гиперболой и карикатурой Доманович часто обращается к приему контраста.

Еще и сейчас титулы их государей такие же фантастические гиперболы и преувеличения, как те титулы, которыми сыздавна религиозная лесть пыталась прославить богов.

Это оказалась система координат, в левом верхнем углу которой весьма аккуратно изображена была гипербола , прилегающая к горизонтальной и вертикальной осям.

Начиная с шестнадцатого века наша с вами гипербола начинает вдруг резко подниматься вверх.

Все это означает, что наша гипербола пересекла свою симметрическую ось, и по вертикальной ветви резко уходит вверх.

Это, конечно, преувеличение, гипербола -- то есть, инструмент, который, естественно, больше подходит разрушителю-цивилизатору, чем культурному консерватору, каким был Тургенев.

Это означало, что ему придется почти в буквальном смысле выныривать из-за солнца по строгому курсу в виде гиперболы или параболы, проходящему в непосредственной близости от солнца, и прикрываться его блеском и шумом вспышек.

Значит, нам не страшны ни гиперболы , ни параболы, никакие другие незамкнутые кривые?

В данном случае нас интересует тот факт, что на вертикальной оси гиперболы безусловно существует точка, в которой количество людей, единовременно находящихся на Земле, совпадет с количеством, жившем на ней за всю мировую историю.

Сроки на вертикальной ветви нашей гиперболы сжимаются настолько, что ошибка в разы будет означать ошибку всего лишь в одно-другое десятилетие.

И удачные гиперболы - метафоры, например, о избитом лице можно сказать: его можно принять за корзину тутовых ягод, так под глазами сине.