Гибель Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicero). Марк туллий цицерон биография

Значение слова ЦИЦЕРОН в Большом российском энциклопедическом словаре

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕР́ОН, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), рим. полит. деятель, оратор и писатель. Сторонник респ. строя. Из соч. сохранились 58 суд. и полит. речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Соч. Ц.- источник сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

Большой российский энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦИЦЕРОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦИЦЕРОН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 12:07:21 Навигация Тема = Цицерон Википедия = Цицерон Викитека = Цицерон Викисклад = Cicero Викисловарь = Категория:Цитаты/Цицерон …
  • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
  • ЦИЦЕРОН в Высказываниях великих людей:
    Жить - значит мыслить. Цицерон - Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни. Цицерон - Природа не дала …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре полководцев:
    (лат. Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.), выдающийся рим. оратор, писатель. Избирался квестором, претором, консулом. Примыкал к Помпею, но был …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Марк Туллий (106-43 до н. э.) "Новый человек" из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим …
  • ЦИЦЕРОН в Античной литературе:
    (Cicero), Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) - римский оратор, писатель и политический деятель, идейный и литературный противник …
  • ЦИЦЕРОН
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (М. Tullius Cicero) — римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
  • ЦИЦЕРОН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словарике:
    (Cicero) Марк Туллий (106 - 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (М. Tullius Cicero) ? римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦИЦЕРОН в словаре Синонимов русского языка.
  • ЦИЦЕРОН в Словаре русского языка Лопатина:
    Цицер`он, …
  • ЦИЦЕРОН в Орфографическом словаре:
    цицер`он, …
  • ЦИЦЕРОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН
    м. разг. Человек, который слишком красноречиво или слишком много говорит (обычно с оттенком иронии или порицания) …
  • ЦИЦЕРОН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Древнеримский оратор Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) . 2. Употребляется как поэтический символ …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
  • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
    К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
  • ЛАТИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 49-44 гг. до Р.Х. Родоначальник Юлиев-Клавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х. Умер 15 марта 44 г. …

ЦИЦЕРОН (Cicero ) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина- 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

Биографические сведения

Уроженец городка Арпина (120 км к югу-востоку от Рима) из семьи всадников, Цицерон с 90 г. живет в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 избирается квестороми отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 - эдил, 66 - претор, 63 - консул. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 - наместник провинции Киликия в Малой Азии.

Начиная с 81 и на протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три - 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) - 44 и 43.

С середины 50-х гг. Цицерон все больше погружается в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры ЦезаряЦицерон вплоть до конца 44 живет в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризуются особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три - 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все - 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра - «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века - Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 был убит ; в декабре Цицерон возвращается в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря - триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

Основные проблемы творчества

Происхождение из небольшого италийского муниципия, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины - по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархии или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство - гражданская община («Об обязанностях» I, 53). Поэтому республика Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, - красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).

К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философии (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторика.Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики. Однако, в конкретных условиях Древнего Рима обе эти стороны дела становились все менее совместимы: кризис республики в 1 веке, приведший к замене ее империей, как раз и состоял в том, что ее политическая практика все яснее оказывалась ориентирована на интересы лишь правящей верхушки города Рима и приходила во все более острый конфликт с интересами развития государства в целом и с его консервативной системой ценностей. Нравственная перспектива, с одной стороны, и обеспечение непосредственных интересов, будь то государственного руководства, клиента в суде или своих личных, с другой, находились в постоянном и углубляющемся противоречии, а единство virtus и политической - даже шире: жизненной - практики все больше раскрывалось как черта не реального, а идеального Рима, как его художественно-философский образ.

Все узловые моменты деятельности Цицерона и его творчества, равно как восприятие его последующими веками, связаны с этим противоречием.

Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициям общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась - и с большим успехом - использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века (Т. Моммзен и его школа).

На фоне практической деятельности политика и судебного оратора в Цицероне жила и нарастала потребность в преодолении указанного коренного противоречия. Одним из путей было для Цицерона постоянное обогащение своей теории красноречия греческой философией, а римской традиции и системы ценностей в целом - духовным опытом Эллады. Он трижды подолгу живал в Греции, много переводил с греческого, постоянно ссылается на греческих мыслителей, называет «нашим божеством» (Письма к Аттику IV, 16), видит достоинство римского магистрата в его способности руководствоваться в своей деятельности практическими интересами сенатской республики, но в то же время и философией (письмо к Катону, январь 50 г.), «а так как смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией, то ее-то я и почел нужным изложить на латинском языке» (Тускуланские беседы I, 1). Содержанием сочинений Цицерона в 40-е гг. становятся политика и красноречие особого рода - насыщенные философией и правом, становятся образы Рима и римлян былых времен, суммирующие в идеализованном виде духовные традиции греко-римской античности. В годы гражданской войны и диктатуры эта идейная позиция окончательно раскрывалась как независимая от жизненной практики норма культуры, (Письма к Аттику IX, 4, 1 и 3; «Катон» 85; «Лелий» 99 и 16), но призванная в ней жить и ее корректировать. Эта сторона мысли и деятельности Цицерона стала в 20 в. основой в оценке и исследовании его наследия (после появления коллективной статьи о нем в «Реальной энциклопедии по изучению классической древности» Паули-Виссова (1939) и работ, на ней основанных.

Цицерон, Марк Туллий – знаменитый римский государственный деятель и оратор, родился 3 января 106 г. до Р. X. в Арпине в семье всадника, умер 7 декабря 43 г. в имении близ Формий.

Получив первоначальное образование в Риме, молодой Цицерон посвятил себя изучению риторики и философии. Оратором он выступил сначала в гражданских процессах; наиболее ранняя из сохранившихся речей его – за П. Квинкция (81). Начало известности Цицерона положила произнесенная в одном уголовном процессе речь в пользу С. Росция из Америй (Америйского), с которой он выступил против одного протеже Суллы . Для укрепления здоровья и продолжения философского и риторического образования Цицерон предпринял в 79 г. двухлетнее путешествие в Грецию и Азию. Вернувшись в Рим, он был в 75 г. квестором в Лилибее на Сицилии и приобретал в Риме все большую и большую славу, благодаря своему ораторскому таланту. Со времени процесса против бывшего претора в Сицилии Верреса (70 г.) он стал считаться первым оратором. В 69 г. Цицерон занимал должность курульного эдила, а в 66 году, в должности претора, содействовал первой своей политической речью (в пользу закона Манилия) вручению Помпею главного начальства в третьей войне против Митридата .

Марк Туллий Цицерон

От жены своей Теренции, с которой он развелся после 38-летнего брака в 46 г., Цицерон имел двух детей: дочь Туллию, которая, к величайшему горю отца, умерла в 45 г. в третьем несчастливом браке, и сына Марка. Этот Марк вначале участвовал в гражданской войне против второго триумвирата, но затем перешёл на сторону Октавиана и получил от него должность консула.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – выдающийся деятель Древнего Рима. Он был философом, политиком, адвокатом, блестящим оратором, политическим теоретиком, а на пике своей карьеры стал консулом. Благодаря своим принципам и преданности республиканскому строю, нажил много могущественных врагов. Среди них можно назвать Гая Юлия Цезаря и Марка Антония. Его объявили врагом государства и казнили, но память об этом удивительном человеке пережила века. В наши дни Цицерона знают и помнят все, а его влияние на европейскую культуру превосходит влияние любого другого видного исторического деятеля.

Краткая биография Цицерона

Родился Цицерон в января 106 года до н. э. в городе Арпинуме (100 км к юго-востоку от Рима) в семье римского всадника. Его отец был зажиточным человеком и обладал хорошими связями в Риме. О матери Гельвии известно мало. Это была обычная жена обеспеченного римского гражданина. Она отвечала за ведение домашнего хозяйства и считалась бережливой хозяйкой. У Марка был младший брат Квинт Туллий Цицерон. Родился он в 103 или 102 году до н. э. Браться дружили всю жизнь и оба были убиты в 43 году до н. э. по решению второго триумвирата.

Отец Марка и Квинта рано стал инвалидом, а поэтому не смог сделать политическую карьеру. Свои несбывшиеся мечты он решил воплотить в сыновьях. В 91 году до н. э. он перебрался с семьёй в Рим, чтобы мальчики оказались в самой гуще политических событий и получили хорошее образование.

В то время под культурностью понималось знание не только латинского, но и греческого языка. И Марк, изучив этот язык, ознакомился с работами древнегреческих философов, поэтов и историков. Помимо этого, он перевёл много древнегреческих работ на латинский язык для широкой аудитории. Именно его образованность и дала возможность попасть в традиционный круг римской элиты.

Со слов Плутарха известно, что Цицерон был чрезвычайно способным учеником. Это дало ему возможность изучать римское право у самого Квинта Муция Сцеволы (один из самых популярных юристов Рима). Там он познакомился и подружился с сокурсниками Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием. Первый стал блестящим адвокатом, и Марк считал его выше себя в знании юридических вопросов. Сестра второго вышла замуж за Квинта, и Тит, по словам самого Цицерона, стал его вторым братом. С обоими друзьями он переписывался всю жизнь.

В то время существовали определённые правила для людей, стремящихся сделать карьеру. Они должны были пройти через военные и политические должности. В результате этого Марк Туллий Цицерон в 90-88 гг. до н. э. служил в армии Суллы, который по своим убеждениям был предшественником римских императоров. При нём была развязана Союзническая война, и в этот период Марк понял, что у него нет никакого вкуса к военной жизни. Он является интеллектуалом и тяготеет к философии, праву и риторике.

Свою карьеру юриста Цицерон начал около 83-81 гг. до н. э. Известность ему принесла защита в 80 г. до н. э. Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве. Запись речи Цицерона на этом судебном процессе сохранилась до наших дней. В то время отцеубийство считалось одним из самых ужасных преступлений, а обвинители Росция были любимцами Суллы. Поэтому защита молодого юриста была косвенным вызовом диктатору.

Росция оправдали, а Марк в 79 году до н. э. уехал в Афины, а затем на остров Родос, опасаясь гнева Суллы. Там он продолжил изучать философию и совершенствоваться в ораторском искусстве. В последнем виде деятельности он так преуспел, что впоследствии его стали рассматривать вторым оратором Древнего Мира после Демосфена.

Личная жизнь

В 78 году до н. э. умер Сулла, и Марк вернулся в Рим. В «вечном городе» он нашёл себе богатую жену по имени Теренция (98 г. до н. э. – 6 г. н. э.). Все говорили, что это брак по расчёту. Но хорошо известно, что браки по расчёту самые крепкие. Молодому Цицерону нужны были деньги, а его молодой жене нужен был муж с многообещающей политической карьерой. Интересы молодых людей совпали, и они прожили вместе 30 лет. На момент свадьбы Цицерону было 27 лет, а Теренции 18 лет. Плутарх характеризовал Теренцию как волевую и целеустремлённую женщину, принимавшую активное участие в карьере мужа.

В 45 году до н. э., незадолго до своей гибели, Марк Туллий Цицерон увлёкся молодой девушкой по имени Публилия, которой приходился опекуном. Последовал развод с женой, но связь с юным созданием продолжалась недолго. Зато знаменитый оратор очень любил свою дочь Туллию (79-45 гг. до н. э.). Когда она внезапно заболела и умерла, отец погрузился в состояние глубокой скорби, и даже враги соболезновали ему.

А вот сын Марк, родившийся в 65 году до н. э., пережил отца на много лет. Сам великий оратор хотел, чтобы сын стал философом, но тот тяготел к военной службе. Будучи юношей, он вступил в армию Помпея, а после поражения последнего был помилован Цезарем. Отец отправил сына в Афины, чтобы тот познавал основы философии, но отпрыск, избавившись от бдительного ока отца, стал пить и веселиться.

В 43 году до н. э., после убийства отца, присоединился к мятежным политикам Кассию и Бруту. Но в битве при Филиппах в 42 году до н. э. мятежники были разгромлены. Октавиан помиловал сына Цицерона и впоследствии сделал его авгуром. В 30 году до н. э. его выдвинули на должность консула. Именно сын Цицерона объявил в сенате о смерти Марка Антония, который был главным виновником казни великого оратора. Таким образом, сын косвенно отомстил за смерть отца. Позже его назначили проконсулом в Сирию и Фригию (римская провинция в Азии). Год смерти этого человека неизвестен.

Политическая карьера Цицерона

Политическая карьера Цицерона началась в 75 году до н. э. В 31 год он стал квестором, затем в возрасте 37 лет в 69 году до н. э. был назначен эдилом, а в возрасте 40 лет в 66 году до н. э. стал претором. В 43-летнем возрасте в 63 году до н. э. Марка избрали консулом. Это была высшая выборная должность в Римской республики.

Одним из проигравших кандидатов был Луций Сергий Катилина. Он выдвинул свою кандидатуру на следующий год, но понимая, что шансов у него нет, начал готовить заговор, чтобы захватить власть. Цицерон узнал о готовящемся заговоре и стал обличать Луция в своих речах. Всего было произнесено 4 речи против Катилины. Все они являлись образцом ораторского искусства. Катилина бежал из Рима, а его единомышленников арестовали, отвели в тюрьму и там задушили.

В 60 году до н. э. Гай Юлий Цезарь пригласил Цицерона стать четвёртым в уже существующем партнёрстве с Помпеем и Крассом. Но Марк отказался от предложения, заявив о своей верности Республике и демократии. После его отказа Цезарь, Помпей и Красс образовали первый триумвират, целью которого стал захват власти.

Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате

Однако отказ от союза с сильными мира сего оказался для Марка плачевным. Против него выступил такой могущественный оппонент как народный трибун Публий Клодий. В своё время Цицерон давал против него показания в суде, что и послужило причиной неприязни. В 58 году до н. э. Клодий добился принятия закона, который обрекал на изгнание должностное лицо, казнившее гражданина Римской республики без суда. В биографии Марка был такой момент, когда он участвовал в убийстве единомышленников Катилина. Их удушили без суда и следствия, хотя они являлись гражданами Рима.

Марку Туллию Цицерону никто не захотел помочь в этом щепетильном деле. И он вынужден был отправиться в изгнание, уехав в Фессалонику (Древняя Греция) в конце мая 58 года до н. э. При этом недвижимость и имущество великого оратора конфисковали. Но изгнание продолжалось чуть более года. Новый избранный народный трибун Тит Анний Милон, являвшийся сторонником Помпея, призвал сенат проголосовать за возвращение Цицерона. Все проголосовали «за», лишь один Клодий был против. И уже в августе 57 года до н. э. вернувшийся оратор был встречен ликующей толпой.

Конец политической карьеры и смерть

В «вечном городе» Марк Туллий оказался в сложном положении. Своим возвращением он был обязан Помпею, а, следовательно, должен был поддерживать триумвират, игнорируя интересы Республики и демократии. Это противоречило взглядам Цицерона, и он перестал заниматься политикой, сосредоточившись на юридической и литературной деятельности. Но не так-то просто было вырваться из мира интриг и борьбы за власть.

В 51 году до н. э. великого оратора назначили проконсулом в Киликию (Малая Азия), и тот отправился в далёкий край с величайшей неохотой. Там он добросовестно исполнял свои обязанности с мая 51 года до н. э. по ноябрь 50 года до н. э. Прибыв на место службы, новый проконсул обнаружил, что большая часть государственной собственности разворовывается. Воровство было пресечено, а деньги пошли на нужды города. Ему удалось разгромить разбойничьи племена, обосновавшиеся на горе Аманус, и за это легионеры стали приветствовать его как императора.

По возвращению в Рим Цицерон опять оказался в трудной ситуации. Началась борьба между Помпеем и Юлием Цезарем. Марк Туллий принял сторону Помпея, видя в нём защитника сената и республиканских традиций. В то же время он избегал открытого противостояния Цезарю и старался примирить политических противников, понимая, что если разразится гражданская война, то закончится она тиранией.

В конце концов, Марку Туллию пришлось сделать выбор и присоединиться к Помпею. Но тот был разгромлен в битве при Фарсале в 48 году до н. э. и бежал в Египет. После этого великий оратор приехал в Рим, и Цезарь простил его. Цицерону ничего не оставалось, как приспосабливаться к новой ситуации, надеясь, что Цезарь возродит Республику и её демократические институты. Но для него стало полной неожиданностью убийство Цезаря в 44 году до н. э.

Марка Туллия Цицерона не было в числе заговорщиков, но те относились к нему с симпатией. Сразу же после убийства диктатора Марк Юний Брут поднял окровавленный кинжал и выкрикнул имя Цицерона, прося, чтобы тот восстановил Республику. Великий оратор стал популярным лидером в период нестабильности, но республиканские принципы не восторжествовала.

В Риме быстро набрал силу ближайший сподвижник Юлия Цезаря Марк Антоний. Он стал неофициальным исполнителем общественной воли убитого диктатора. Брут и Кассий бежали из Италии, а Цицерон остался один на один с человеком, который ненавидел его. Причина ненависти заключалась в том, что во время подавления заговора Катилины был без суда и следствия убит отчим Антония. В этой смерти сподвижник Цезаря обвинял в первую очередь Марка Туллия.

Вскоре произошёл отрытый конфликт между Антонием и Цицероном. Случилось это на заседании сената 2 сентября 44 года до н. э. Великий оратор произнёс речь, обличающую сподвижника Цезаря. Назвал он её «филиппикой», намекая на речь Демосфена против политики Филиппа Македонского . В дальнейшем он произнёс ещё 3 «филиппики» и призвал сенат назвать Антония врагом государства. Авторитет великого оратора был так высок, что вокруг него объединилось множество авторитетных людей.

Марк Туллий также заручился поддержкой Октавиана, приходившегося приёмным сыном Цезарю. Тот считался наследником убитого диктатора и вначале поддержал Цицерона. В результате всего этого Марк Антоний уехал из Рима, а великий оратор стал главой Республики. Но политика – вещь непредсказуемая. В октябре месяце 43 года до н. э. Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид создали второй триумвират. Его утвердило народное собрание Рима, и данный союз получил статус правового органа.

После этого сам великий оратор и все его сторонники были причислены к врагам государства. Легионы триумвиров вошли в Рим, а Цицерону ничего не оставалось, как бежать. Его поймали 7 декабря 43 года до н. э., когда рабы несли великого оратора от его виллы к кораблю, который должен был плыть в Македонию.

Увидев приближающихся преследователей, Марк Туллий приказал рабам поставить паланкин на землю и дождался, пока сотник Герений и трибун Попилий подойдут к нему. Он произнёс: «Нет ничего особенного в том, что вы хотите убить меня, но сделайте это должным образом». После этих слов великий оратор склонил голову и дал понять, что готов к смерти.

Согласно Плутарху, сотник Герений отрубил Цицерону голову и руки, которыми тот писал «филиппики». Отрубленные части тела были доставлены в Рим по приказу Марка Антония и прибиты на трибуне форума, с которой выступали ораторы. По словам греческого историка Диона Кассия жена Антония Фульвия вытащила язык изо рта мёртвой головы и воткнула в него несколько булавок, подчеркнув тем самым свою ненависть к великому оратору Древнего Рима.

Так закончил свою жизнь один из самых выдающихся людей древности Марк Туллий Цицерон. Современники характеризовали его как честного и глубоко порядочного человека. Он ратовал за демократию, но жил в то время, когда Римская республика начала неуклонно превращаться в империю. Данный процесс не нашёл понимания в душе великого оратора, и он стал жертвой политических интриг, заплатив за свои идеи и взгляды жизнью .

Фото Цицерона

Цицерон Марк Туллий являлся во время своей жизни величайшим римским оратором, философом, прекрасным государственным деятелем, поэтом, писателем, теоретиком красоречия, сохранившиеся учения которого пользуются огромным интересом и в современной жизни. Особое значение в своих работах он уделял проблемам и вопросам государства и права.

Цицерон — оратор биография

Он родился в городе Арпина в семье всадников. Родители его отдали на обучение красоте и технике речи в Рим, где он и проживал. Далее Цицерон четко шел на повышение по карьерной лестнице. Изначально он становится членом Сената, далее наместником провинции Киликия.

Всю свою жизнь Цицерон выступал перед широкой аудиторией со своими текстами, содержащими политический и судебный уклон. И постепенно завоевал статус самого лучшего оратора.

Позднее, он начинает заниматься вопросами государственной деятельности. Наиболее известные сочинения «О государстве», «О законах». С 49 до 44 г.до н.э. он не проживает в Риме, а занимается активной деятельностью в сельской местности. Этот период жизни Цицерона отмечен самыми грандиозным сочинениями в области философии, теории красноречия, и других гуманитарных наук. С течением времени возникла необходимость более углубленно познать греческий язык, поэтому он три раза надолго уезжал жить в Грецию.

Рим был любимым городом Цицерона и в 44 году, после смерти Цезаря, Цицерон возвращается, чтобы защищать существовавший на тот момент республиканский строй, от попыток изменения его наследниками Цезаря. Но все было бессмысленно, его включили в черный список, после чего, в 43 г.до н.э., был убит.

Но несмотря на такое отношение к нему на тот момент, труды его почитаются и до сих пор. Многие учения современных философов строятся на основе записей Цицерона. Его умение красиво и четко доносить информацию было смыслом жизни, и ее целью.

Цицерон политическая деятельность

В Римской империи кодекс морали был основан на верности традициям и обычаям, на подчинении существующим законам, на уважении. И Цицерон, как истинный почитатель этих норм, всегда старался им следовать. Но иногда, ему все же приходилось писать тексты для речи не для того, чтобы защитить моральные нормы, а получить какую-либо выгоду.

Исследуя традиции древнегреческой идеи, Цицерон старался выявить наиболее правильную форму государственного правления. Привлекали его учения Платона, Аристотеля и других великих философов. А государство он расценивал как всеобщее достояние народа.