Герой своего времени в русской литературе первой половины XIX века. Cочинение «Герои и время в литературе XIX века Герои 50 60 годов 19 века

Классическая русская литература всегда была отражением окружающей жизни, концентрированным рассказом о проблемах, стоящих перед русским обществом в переломные периоды истории. Благодаря произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Н. В. Гоголя «Мертвые души», М. Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы» и творениям других талантливых писателей, мы можем увидеть правдивый, яркий портрет их современников, проследить эволюцию развития русского общества.

От пассивного и разочаровавшегося во всем бездельника Евгения Онегина к тщетно пытающемуся отыскать свое место в жизни Григорию Александровичу Печорину, к авантюристу и стяжателю Чичикову и совершенно опустившемуся, потерявшему человеческий облик Иудушке Головлеву проводят нас русские писатели XIX века. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени, а в целом получалась правдивая и образная картина гибели дворянского класса, некогда принесшего России прогресс, культуру, а впоследствии ставшего главным препятствием в ее движении вперед. Читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю. Движение времени не остановить, оно неумолимо течет, меняя нас, представления о жизни, идеалы. Смена формаций не происходит сама по себе, без участия и борьбы человека, но она же меняет и людей, так как каждое время имеет «своих героев», отражающих нравственные принципы и цели, к которым они стремятся. Очень интересно проследить эту «эволюцию» по художественным произведениям XIX века. Увидеть, что «потерял» или «нашел» герой в результате этого поступательного движения. Если перейти к конкретному разговору о персонаже, как в капле воды отразившем целое поколение, то хочется остановиться на Евгении Онегине, стоящем почти у истоков становления русского буржуазного общества. И каков же получается портрет? Не очень привлекательный, хотя внешне герой прекрасен. Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Внутренний же мир его беден. Он много читал, «все без толку», «был угрюм». Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей... Отъезд в деревню не утешает Евгения, как он на то надеялся. Скука везде одинаково сопровождает безделье. Онегин машинально делает добро крестьянам, но не задумывается о них. Один, среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Привычка ни в чем не утруждать себя делает Евгения Онегина одиноким, а потом и вовсе несчастным. Он отказывается от любви Татьяны Лариной, так объясняя свой поступок: «Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я». Но и на искреннюю дружбу Онегин тоже не способен. Убив на дуэли приятеля, он уезжает странствовать, страдая от длинной жизни, на которую он обречен. Онегин взором сожаленья Глядит на дымные струи И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Я молод, жизнь моя крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. И совершенно логичным вытекает конец романа, когда, встретив Татьяну в свете, Онегин полюбил ее искренне и глубоко, но безнадежно: она замужем и никогда не ответит на чувство Евгения. Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Онегин не разглядел свою судьбу, леность ума или душевная черствость помешали ему понять Татьяну при первом знакомстве, он оттолкнул чистую и искреннюю любовь, теперь платит отсутствием счастья, безрадостным течением лет. Образ Евгения Онегина, созданный гением Пушкина, начал галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века, достойно продолженной другими писателями.

    В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы, вместе...

    Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век - время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова....

    Есть удивительная страна, имя которой - Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза - и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом...

    И до последней все обиды Оплачены тебе, тиран! А. С. Пушкин Образ Наполеона, его стремительная карьера, возможность «маленького человека» подняться с помощью упорства и способностей на самый верх - всегда волновала умы и воображение русской интеллигенции....

Тема урока : Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)

Цель : осмысление патриотизма истинного и ложного, понимание народного духа, формирование авторской позиции по отношению к войне; выявление главных итогов Крымской войны для России.

Ход урока.

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда». ()

Слово учителя.

Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Первая кавказская дневниковая запись молодого Толстого озадачивает: «Пишу 30 мая в 10 часов ночи в Старогладковской станице. Как я сюда попал? Не знаю? То же»

1. Как объяснить этот шаг? Вспомните Андрея Болконского в салоне А. Шерер. («Война и мир»).

-«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

Одна из побудительных причин, толкнувших Толстого на участие в походе, было стремление испытать своё мужество и понять, что такое истинная храбрость.

Толстой сосредоточил своё внимание на том, как простой русский человек, выполняющий воинский долг ведёт себя в минуты опасности, в чём проявляется его мужество.

2. С 1854 года Толстой девять месяцев сражался в Севастополе. Большую часть этого времени на четвёртом бастионе , в самом опасном месте. «Много прожил я в жизни в эти дни»,- записывает Толстой в дневнике тех лет.

3. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». . С каким историческим явлением связано пребывание Толстого на Кавказе?

Крымская война.

4. Что вы знаете о Крымской войне годов? (Этот вопрос можно дать учащимся как индивидуальное задание. Материал найти в учебнике « Истории России» 8 класс).

В России правит Николай 1. Цель внешней политики - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1953 года русские войска были введены в дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. В октябре началась бомбардировка Севастополя. 11 месяцев длилась героическая оборона города. Крымская война оказалась личной трагедией Николая 1.: 18 февраля 1855 года он умер.

5. Прочитайте эпиграмму. Определите отношение народа к царю? Подумайте, с какой целью в конце стихотворения поэт говорит о царе «ты был не царь, а лицедей».

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

6.В семье Толстого не любили Николая 1, но верили, что в военном отношении Россия могущественнейшее государство, конечно, знали, но про то, что империя вся ворует, что она в военном отношении отстала и слаба, Лев Николаевич узнал под Севастополем. «Армия была проедена казнокрадством, герои гибли». Толстой был растерян; он не знал, как жить, для кого жить. С трудом находил он своё место. «Военная карьера не для меня, и чем раньше я из неё выберусь, чтобы вполне предаться литературной, тем будет лучше»,- писал он тётушки. Итогом Севастопольского периода стали его рассказы о войне.

7.В рассказах севастопольского цикла изображается событие исторического значения: героическая оборона города, решавшую судьбу Крымской войны. Почему Толстой называет эти события самыми трагическими?

Севастополь был оставлен русскими войсками. Эта была трагедия для тех, кто ценой невероятных жертв и страданий одиннадцать месяцев отстаивал его.

А как на этот же вопрос отвечают историки? («История России» 8 класс)

Горд был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. По уровню вооружения Россия отставала от своих противников. Русская пехота была, как и сто лет назад, вооружена кремневыми винтовками , стрелявшими на 300 шагов. Отсутствие современной техники отчасти выполнялось мужеством и самопожертвованием русских солдат и матросов, мастерством командиров, но для победы этого было недостаточно.

Домашнее задание к уроку было следующее . Прочитать «Севастопольские рассказы» Л Н Толстого. Составить таблицу на основании тезисов из рассказов на тему: «Защитники Севастополя». Таблица может выглядеть так.

Защитники Севастополя

Тезисы из рассказов из рассказов

Собственный комментарий по теме на основе тезисов

Солдатские типы

Солдат с ампутированной ногой;

белокурый, с пухлым и бледным лицом человек;

положение, выражающее жестокое страдание..

Опускает подробности своего героического поведения.

Положение, выражающее жестокое страдание.

Он сидит бодро.

Чёрные моряки

Матрос, который курит, сидя на баррикаде…

Люди выполняют свою работу. Они страдают, мучаются, но страдания отдельных людей подчинены общей идее защиты Севастополя.

Офицер в безукоризненных белых перчатках;

«могу получить майора по линии, потому что много перебито…»;

«маленькие Наполеоны»;

«Маленькие изверги»..

«Тщеславие! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века ».

Презрение к ним. Каждый «готов затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить звёздочку…»

Данные записи учащиеся используют при ответах.


8. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?

- Сцена в госпитале. («Севастополь в декабре месяце») Солдат с ампутированной ногой спокойно рассказывает о своём ранении, опуская подробности своего героического поведения. «Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек. Он лежит Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек навзничь, закинув назад левую руку, в положении, выражающем жестокое страдание». Старый солдат… руки у него совсем нет. Он сидит бодро. Только увидев эту боль, эти страдания, «вы начинаете понимать защитников Севастополя…»

9. Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

- «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к Родине».

10. Из госпиталя, этого «дома страданий», Толстой ведёт читателей на четвёртый бастион. Почему о нём говорят как о самом страшном и опасном месте?

Вас поражает стон человека…

Раненый в крови и в грязи…

У матроса вырвана часть груди…

«Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщинке этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, положили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».

«Вообразите себе тех людей, которые вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».

Показывая войну «в настоящем её выражении», Толстой не запугивает читателя, а рисует её такой, какая она есть в действительности. И лишь справедливая, священная война за родную землю, какую ведут защитники Севастополя, может заставить людей переносить самые тяжкие муки и страдания.

10. «Севастополь в мае». Перед нами предстают офицеры. Что такое война для таких, как Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?

Хвастают своими «подвигами», убеждая себя и окружающих в том, что жарче всего было там, где находился тот или иной «герой». Толстой пишет: «Тщеславие ! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века ».

Каждый «готов затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Храбрость Гальцина: любоваться сражением из окна уютной комнаты.

Штабс-капитан Михайлов: «Могу получить майора по линии, потому что много перебито…»

Калугин: «Я - жив и цел, представления будут отличные, и уж непременно золотая сабля…»

Праскухин: «»Чёрт возьми! Как они тихо идут... ,право, лучше побегу вперёд, ведь я передал приказанье…Впрочем, нет, ведь эта скотина может рассказать потом, что я трус…»

11. Противопоставляя героический образ сражающегося за свою землю народа офицерам, приехавшим в «осаждённый город «ловить кресты и рубли», что этим хотел сказать Толстой?

В рассказе противопоставляется высокое уважение автора к простым людям и матросам и глубокая неприязнь к господам.

Толстой «снимает покровы» с тех офицеров Крымской армии, которых он в дневнике именует «аристократами». Называет людьми «праздными, богатыми, развратными». Главными их пороками он находил «вечные побуждения лжи, тщеславия и легкомыслия». «Это подлый народ».

12. «Севастополь в августе». Здесь Толстой высоко оценивает строевых командиров. «Через многие испытания нужно пройти, говорит Толстой, «чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера». О ком говорит автор?

Братья Козельцовы.

13. Расскажите о них. Докажите правильность суждения автора.

-Михаил . «Он побежал вперёд… он был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости.» «Слава богу, слава богу,- проговорил раненый, не чувствуя, как слёзы текли по его щекам, и испытывая невыразимый восторг сознания того, что он сделал геройское дело. Мысль о брате мелькнула на мгновение в его голове. «Дай бог ему такого же счастия»,- подумал он.

Владимир. «Первое! Второе!» - командовал Володя, перебегая в дыму от одной мортиры к другой и совершенно забыв об опасности.»

Михаил и Владимир, оба люди долга, подлинные патриоты.

14. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов – защитников Севастополя и офицеров. На чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?

Итак, настоящие герои Севастополя – простые люди. Они сделали невозможное - у стен почти неукреплённого города остановили врага.

Обратимся к эпиграфу . «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда». Как вы понимаете эти слова Толстого?

Завершая рассказ, Толстой пишет: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». В исторической драме, показанной Толстым, народ, проливший кровь за русскую землю, не признал себя побеждённым. Его вынудили оставить разрушенный город, но он убеждён в том, что это ненадолго. Для каждого русского было тяжело принять приказ об отступлении.

Слово учителя. Великая эпопея Севастополя позволила Л Толстому увидеть «главные черты, составляющие черты русского, - черты простоты и упрямства». Стремясь обрисовать русский национальный характер, Толстой показал его как народный характер. С рассказами о Севастополе впервые в русской и мировой литературе появилось реалистически правдивое изображение войны. Толстой показал войну «не в красивом и блестящем строе, музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а…в настоящем её выражении – в крови, в страдании, в смерти.

Разочарование после войны, ощущение того, что ничего не будет довершено, стыд за самого себя, горькая радость и боль человека, рождённого народом, переполняли молодого Толстого. Захотелось всё пересмотреть.

15. Что явилось главным итогом Крымской войны для России?

Тяжёлое испытание едва не завершилось общенациональной катастрофой.

Защита этой небольшой морской крепости в далёком Крыму вдруг объединила разные группы и классы русских людей, помогла им преодолеть сословную ограниченность и взаимное недоверие, ощутить себя единым народом.

Люди прозрели, но не отчаялись, достойно делали своё дело на войне.

Пришлось, как говорил Толстой, навалиться всем народом, проявить мужество, терпеть все пороки деспотического государственного устройства, плохой организации и бездарного командования, формализм и самоослеплённость правящих «верхов», свою экономическую и военную отсталость, неразбериху в министерствах и штабах, плохое снабжение, воровство интендантов.

-Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы.

- Как всегда у Толстого, лучше и искреннее, цельнее всех по своим характерам и думам простые люди – солдаты, матросы, местные жители. На самом деле они очень просты в своих думах и чувствах, скрытых для высших слоёв общества. Но на них держится всё, их спокойная глубокая вера и стойкость в очередной раз спасает Россию.

Домашнее сочинение. «Счастлив писатель, которому дано трогать такие струны в человеческом сердце!»() (По произведению ЛН Толстого «Севастопольские рассказы».

Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)

(По методике работы с текстовой информацией на уроках литературы)

Выполнила: Монгуш ЕМ

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России - это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И.А.Гончарова и И.С.Тургенева. Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н.А.Добролюбова ";Когда же придет настоящий день?";. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И.А.Гончарова и И.С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н.А.Некрасова, музыкальные миниатюры М.П.Мусоргского и А.С.Даргомыжского, ";Портрет крестьянина"; И.Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве. Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В.Г.Перова (";Чаепитие в Мытищах близ Москвы";, ";Проводы покойника";, ";Сельский крестный ход на Пасху";). Сочинение-миниатюра: ";Народ в русском искусстве середины XIX века"; - обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала ";Современник";, получивший зачастую прямо противоположную оценку в письмах и мемуарах современников. Различия в понимании искусства были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России, на цели и задачи ее настоящего. Те же процессы происходили в музыке и живописи: наряду с академической школой живописи организуется артель молодых художников во главе с И.Н.Крамским, положившая начало обществу ";передвижников";; наряду с Петербургской консерваторией организуется сообщество композиторов ";Могучая кучка";. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками ";чистого искусства";, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М.П.Мусоргского на стихи Н.А.Некрасова и увертюра-фантазия ";Ромео и Джульетта"; и романсы П.И.Чайковского - яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы. Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

";Что делать?"; - главнейший вопрос эпохи 60-х гг. С одной стороны, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой видят залог социального прогресса в нравственном совершенствовании, а с другой - Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев утверждают необходимость социальных преобразований. Сопоставительный анализ учащимися взглядов Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева на основе литературно-критического материала, мемуаристики и дневников.

Картина Н.Н.Ге ";Тайная вечеря"; характеризовала драму героя времени, перекликаясь с картиной А.Иванова. В картине Н.Н.Ге и стихотворении Н.А.Некрасова ";Душно! Без счастья и воли..."; нашло выражение психологическое и социально-историческое самочувствие личности в 60-е годы. Итогом трагических размышлений эпохи о судьбе народа и России явилась опера М.П.Мусоргского ";Борис Годунов"; (";Сцена под Кромами"; - оценка народа и народного бунта).

Итоговое сочинение учащихся на тему: ";Как я представляю себе судьбу героя времени 50-60-х годов";.

Выбор пути. Обзор литературы 70-х-90-х годов .

70-е годы, когда после отмены крепостного права, по словам Л.Н.Толстого, ";все переворотилось";, время брожения и поисков, разочарований и надежд, время выбора пути движения общества.

Картина И.Н.Крамского ";Христос в пустыне"; (1872 г.), где в отвлеченной форме библейского сюжета передается настроение сомнения и необходимости жертвы во имя людей, характерные для эпохи ";хождения в народ";. Анализ картины в сопоставлении с духовными документами эпохи (письма, мемуары), собранными учениками.

Поэзия Фета и Некрасова, ";Новь"; Тургенева, ";Анна Каренина"; Л.Толстого как наиболее отчетливое выражение трагизма времени, которое требует движения вперед и разрушает цельность человека, гармонию его души.

";Безвременье"; 80-х годов, символически проступающее в Шестой симфонии Чайковского, портрете Победоносцева работы В.Серова, статуе Александра III, изваянной П.Трубецким. (Сочинение-миниатюры учеников об этих произведениях искусства).

Вступление к поэме А.Блока “Возмездие” как точная характеристика эпохи 80-х гг. Русская литература в сопротивлении мертвому оцепенению. Отчаяние и страстные поиски выхода. Сарказм сказок Салтыкова-Щедрина, тоскливый плач Надсона, тревожные призывы Гаршина, чуткая совесть Глеба Успенского, заразительный смех Чехова над нелепостью жизни - диапазон реакций русской литературы на эту эпоху. Сопоставление учениками фрагментов произведений писателей с выделением основного мотива - отношение к времени.

90-е годы XIX в. - возрождение надежд, романтическое предощущение перемен. Музыка Рахманинова и Скрябина. Поиски Чеховым цельности и осмысленности жизни, Короленко - человечности, Горьким - праздника и подвига. Нарастание света и иронии в полотнах Левитана и Серова. Сопоставительный анализ музыкальных, живописных и поэтических произведений времени учениками.

Литературное творчество. Сочинение “Эпоха отчаяния (80-е гг.) и надежд (90-е гг.) в русском искусстве”.

А.Н. Островский. ";Гроза";, ";Бесприданница";.

А.Н.Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.

Предварительное задание к уроку по пьесе ";Гроза";: журналист приезжает в город Калинов и, познакомившись с жизнью города и его обитателями, пишет очерк. Фон, на котором происходит драма семьи Кабановых. Развитие драмы Катерины (чтение сцен по выбору учеников). Развитие действия, где каждая сцена имеет свой ";малый"; конфликт, переходящий в общую коллизию пьесы. Комментарии учеников как режиссеров к исполнению роли Катерины. Выбор учениками фразы, сцены для характеристики Катерины. Близость образа Катерины современному театру. Рассказ-доклад об исполнении роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Никулина-Косицкая) с подготовленным чтением сцен из пьесы. Семья Кабановых. Понятие семьи: каковы должны быть отношения в семье в представлении учеников – и семья Кабановых. Отсутствие любви в доме, где все держится лишь на старозаветных традициях и чувстве долга. Кабанова как глава семьи, семейного клана. Ее требования к детям и невестке. Отношения поколений в пьесе. Отбор сцен, эпизодов, связанных с потребностью человека мечтать, любить, творить. Конфликт серости, самодурства, невежества с неумирающей потребностью мыслить и чувствовать. Судьба Кулигина. Провинциальный город в России. Оборотная сторона потребности людей к познанию мира при отсутствии знаний – бытовая мифология.

Творческая работа по теме: ";Имеет ли смысл изобретать вечный двигатель?";. Творческая работа: встреча Островского с труппой актеров Малого театра для представления пьесы, ее героев. Основная мысль пьесы и представление каждого из героев характерной для него репликой.

";Бесприданница ";. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Возрастающее влияние городской культуры на женские образы этой пьесы (выборочное чтение учителя). «Бесприданница» – фактически городская, мещанская драма. Сопоставление ключевых слов Катерины и Ларисы. Сравнение двух культур. Отражение движения времени в пьесе ";Бесприданница";. Карандышев – агрессия маленького человека. Карандышев и Башмачкин. Паратов – воплощение потребности в воле, свободе и действиях. Размышления учеников о том, почему Лариса любит именно Паратова. Рецензирование фильма Э.Рязанова ";Жестокий романс";.

А.Н.Островский в русской критике. Тезисы статей, подготовленные учениками по группам: Ап.Григорьев. ";Русская изящная литература в 1852 г.";; Н.Добролюбов. ";Луч света в темном царстве";; Д.Писарев. ";Мотивы русской драмы";. Восприятие театра Островского современными писателями.

Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.

Внеклассное чтение. А.Володин. «Старшая сестра».

Литературное творчество. Критическая статья по любой прочитанной пьесе А.Н.Островского с использованием законов публицистического жанра. Критическая статья ";Мир Островского на сцене и на экране";. Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове.

Сочинения: ";Монолог Катерины с ключом и ";партитура чувств"; для его выразительного прочтения";, ";Как бы я поставил(а) сцену свидания Катерины с Борисом";, ";Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?";, ";Размышления о жанровой природе ";Грозы";: драма или трагедия?";, ";Чем вызвана гроза над городом Калиновым?";, «В чем своеобразие конфликта пьесы ";Гроза";?», ";Роль Катерины в интерпретации Стрепетовой (Никулиной-Косицкой, Ермоловой и др.) ";, ";Лариса Огудалова и ее поклонники";. «";Бесприданница"; в киноверсии Э.Рязаиова».

И.А.Гончаров. ";Обыкновенная история";, ";Фрегат Паллада"; (фрагменты), ";Обломов";, ";Обрыв"; (обзор).

Детство Гончарова, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. Обсуждение вопросов: ";Почему, находясь в революционно-демократической среде, Гончаров не участвовал в политической жизни своего поколения? Выбор чиновничьей карьеры: случайность или закономерность?";

Первый роман Гончарова ";Обыкновенная история"; как стремление «осветить все глубины жизни, объяснить ее скрытые стороны». Типы характеров и проблема поколений в изображении Гончарова. Борьба ";нового"; и ";старого"; в романе. Романтические иллюзии в романе и их развенчание автором. Обсуждение правомерности утверждения Гончарова, что ";фигура дяди вышла бледнее, чем фигура племянника";. Отсутствие прогресса в облике поколений как одна из трагедий русской жизни. Сопоставительный анализ образов романа. Привлекательные и отталкивающие стороны главных героев романа. Размышления учеников над словами Белинского о том, что в эпилоге романа Александр Адуев должен был «заглохнуть в деревенской дичи в апатии и лени». Столкновение романтического и скептического мироощущения в героях романа ";Обыкновенная история";. Эволюция характера Адуева-младшего и драматизм итогов жизни Адуева - старшего. Автор романа - противник крайностей.

";Фрегат Паллада"; - путевые заметки Гончарова. Объективность взгляда на мир. Чтение фрагментов. Мотивировка мнения Гончарова: ";укрепление в мыслях, что деловитое преобразование - то новое, что необходимо всем народам, а в России в особенности».

";Обломов"; - второй роман трилогии о явлениях русской жизни. ";Сон Обломова"; - ";увертюра"; к роману. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Параллели с жизнью автора (Симбирское поместье - Москва). История создания романа (Мариенбадское чудо). Обсуждение первоначальных впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Анализ сцены с Пенкиным в петербургской квартире Обломова. Схема душевных и физических движений Обломова в этой сцене. Первоначальный вывод о характере персонажа. Обсуждение вопросов: ";Является ли жизнь, увиденная во сне, идеалом Обломова";? Сон как метафора жизни героя. Почему при наличии высоких устремлений, ";ноги Обломова не идут";? Обломов и Штольц. Сравнение Штольца и Адуева-старшего. Дискуссия по темам:"; Делец или герой новой русской жизни? Может ли Штольц разбудить Обломова?"; Любовь Обломова как пробуждение к новой жизни. Прослушивание арии ";Casta diva"; (из оперы Беллини ";Норма";). Обсуждение характера музыки, ее движения. Рассуждение учеников о том, почему именно эта ария разбудила Обломова. ";Casta diva"; как аналог чувств Обломова. Обсуждение вопроса: ";Почему не состоялось счастье Обломова и Ольги?"; Жизнь Обломова на Выборгской стороне. Сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (Что в Обломове любит Ольга и что Агафья Матвеевна?). Дискуссия: ";Какая любовь спасительна: зовущая и поднимающая вверх или любовь ";без игры и музыки нерв";?"; Отношение автора к укладу жизни Обломова на Выборгской стороне.

Дискуссия на тему: ";Был ли неизбежен финал жизни Обломова на Выборгской стороне?";. Критика о романе Гончарова. Столкновение мнений Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?» (фрагменты)) и А. В. Дружинина (статья «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты)). Интерпретация романа в фильме Н.Михалкова ";Несколько дней из жизни Обломова";. Обсуждение вопроса: ";В чем сходны и в чем расходятся позиции режиссера фильма и автора романа? Чья позиция вам ближе? Совпадает ли художественный стиль фильма и манера повествования Гончарова? ";

Роман ";Обрыв"; - заключение трилогии о старых и новых русских людях. Райский как ";проснувшийся Обломов";. (обсуждение статьи Гончарова ";Лучше поздно, чем никогда";). Сравнение авторского взгляда на Райского и Обломова. Обсуждение причин сочувствия Обломову и неприятия Райского. Ирония автора в описании Райского. Противопоставление персонажей: Райский - Волохов и Тушин. Дискуссия на тему: ";Кто эти герои? Новое и старое в них. Что оборвалось в русской жизни?";. Символичность названия романа.

Теория литературы. Жанр социально-психологического романа.

Внеклассное чтение. Ю.Трифонов. ";Другая жизнь";.

Литературное творчество. ";Сон о моем детстве";. Сочинение о современных обломовых и обломовщине.

Ф.И.Тютчев. Лирика: “Тени сизые смесились”, “О чем ты воешь, ветр ночной”, “Не то, что мните вы, природа”, “Природа - Сфинкс...”, “Фонтан”, “Цицерон”, “О, этот юг, о, эта Ницца...”, “14 декабря 1825 года”, “Умом Россию не понять...”, “О, как убийственно мы любим...”, “Последняя любовь” .

Русские поэты и писатели о Ф.И.Тютчеве, о влиянии его поэзии на их творчество (И.Анненский, В.Брюсов, А.Блок и др.). ";Тайный"; поэт. История прижизненных публикаций стихотворений Ф.И.Тютчева и реакция на них критиков и читателей. Тютчев глазами современников. Дипломат и собеседник Гейне и Шеллинга, знаток европейской культуры и сторонник славянофилов, цензор и литератор, монархист и критик общественных порядков в России и, наконец, блестящий светский острослов.

";Первостепенный поэтический талант"; (Н.А.Некрасов). Пантеист. Тютчев - ";поэт ночной души природы"; (Н.А.Бердяев). Вечное движение природы - вечное движение жизни в поэзии Ф.И.Тютчева. Борьба внешнего, зыбкого покрова космоса с ";шевелящимся под ним хаосом";. Предчувствие ";роковых минут";, предвестие катастроф как фатального вторжения хаоса в историю. Человек как ";мыслящий тростник";, дерзнувший бросить вызов судьбе. Россия - источник мессианских упований поэта.

Страстное переживание мысли - поэтическое кредо Ф.И.Тютчева, метафорическая реализация философской идеи в центральном образе стихотворения как способ художественного мышления.

Страницы жизни, ставшей легендой. Тютчев и Денисьева, любовь в жизни и в поэзии. Драматический психологизм любовной лирики Ф.И.Тютчева как отражение в интимном переживании конфликтности эпохи. Денисьевский цикл Тютчева и панаевский - Некрасова.

Отголоски Ф.И.Тютчева в русской поэзии ХХ века (";Silentium"; Ф.И.Тютчева, изученное в 9 классе, и ";Silentium"; О.Мандельштама; ";Эти бедные селенья..."; Тютчева и ";Шел господь пытать людей в любови..."; Есенина и др.).

";Поэтические миры"; (Л.Я.Гинзбург) философской поэзии Ф.И.Тютчева. Групповая работа учащихся или урок-семинар по проблемам: ";Природа в понимании и поэтическом изображении Ф.И.Тютчева";, ";Драматизм человеческого бытия в поэзии Ф.И.Тютчева";, ";Любовь в изображении Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина";, ";История цивилизации и современность глазами Ф.И.Тютчева";, ";Россия, ее прошлое, настоящее, будущее в понимании Ф.И.Тютчева";, ";Поединки роковые"; людей и идей в поэзии Тютчева как отражение конфликтности эпохи";.

Влияние Ф.И.Тютчева на развитие русской литературы. Слово учителя о поэте ";Тютчев - поэт и человек"; с опорой на результаты групповой работы. Беседа о любимых стихотворениях Ф.И.Тютчева, специально подготовленных и выразительно прочитанных учащимися; романсы на стихи Ф.И.Тютчева и мотивы тютчевской лирики в советской поэзии.

Теория литературы. Метафора как вид тропа и как организующий принцип композиции.

Внеклассное чтение . А.Блок, Н.Заболоцкий, Д.Самойлов, Н.Рубцов и др.

Литературное творчество . Предисловие к самостоятельно составленному сборнику стихотворений поэта.

Сочинения: ";Идейно-художественный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору учащихся)";, ";Природа глазами поэта";, ";Почему для Тютчева ";природа - сфинкс";?";; ";Философские идеи Тютчева и их созвучие моим мыслям";, ";Сопоставление лирических миниатюр Ф.И.Тютчева и А.А.Фета";, ";Любовь в поэзии Тютчева и его предшественников и современников";, ";Тютчевские мотивы и интонации в стихотворении Н.Заболоцкого ";Я не ищу гармонии в природе...";.

И.С. Тургенев. ";Отцы и дети";.

Путь писателя. Чтение фрагментов биографии Тургенева, написанной Б.Зайцевым: от ";натуры чисто внешней"; (А.И.Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г.Белинский). Дружба Тургенева с Белинским и ее ";решающее значение как для изменения...общественных и эстетических взглядов, так и нравственного обличья"; писателя. Поэма ";Параша"; - окончательный выбор литературного пути. ";Записки охотника"; - панорама жизни русской деревни. ";В русском человеке зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития» - лейтмотив цикла. Роль пейзажа в рассказах. Подбор картин русских художников к разным рассказам.

Самовластье матери и отсутствие родного дома в детстве. ";На краю чужого гнезда"; - ";мучительная и сладостная любовь всей жизни"; к Полине Виардо. Обсуждение вопроса: ";Чем объясняется, по вашему мнению, неугасимая любовь Тургенева к П.Виардо?"; Литературно-музыкальная композиция по письмам Тургенева к Виардо и воспоминаниям современников. Повести о трагической любви: ";Первая любовь";, ";Вешние воды";. Обзорное изучение романов ";Рудин";, ";Накануне";, ";Дворянское гнездо";. Герои - рефлектеры, (";лишние люди";) и герои действия в сочувственном и критическом освещении Тургенева. Причины драматических финалов в романах. Тургенев о трагическом смысле любви. Анализ образов ";тургеневских девушек"; и ";роковых женщин";. Обсуждение вопроса: ";В каких тургеневских героинях проступают черты матери Тургенева Варвары Петровны?"; Романы Тургенева в хронологическом порядке. Рассуждение учеников о том, как изменяется характер названий и почему. ";Рудин"; - портрет русского человека 40-х годов XIX века. Дискуссия на тему: ";Рудин и Лаврецкий: драма славянофильства и драма западничества. (Анализ мнения А.Григорьева и Н.Добролюбова). Анализ образа Лизы Калитиной в столкновении мнений А.Н.Островского, Д.И.Писарева и П.В.Анненкова. Спор Тургенева с Гончаровым о борьбе старого и нового в русской жизни. Статья Тургенева ";Гамлет и Дон Кихот";. Обсуждение в классе черт этих героев мировой литературы в героях Тургенева.

Роман ";Отцы и дети ";. Обсуждение первых впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Урок- путешествие по роману: ";События и герои в двух повторяющихся кругах сюжета. Обсуждение впечатлений учеников: ";Привлекательные и неприятные черты ";отцов"; и ";детей";. Авторское отношение к миру ";отцов"; и миру ";детей. Обсуждение изменения отношения автора к Базарову. Дискуссия на тему: ";Кто же лишние люди в романе? ";Лишние люди"; в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гончарова. Обсуждение вопросов: ";Считаете ли вы Базарова фигурой трагической? Способен ли Базаров на любовь? Почему Базаров умирает, а остальные герои романа живут?"; Чтение фрагмента - описания могилы Базарова. Сопоставление слов Базарова, что из него «лопух расти будет» со словами в описании его могилы: «одни птицы садятся на нее и поют на заре... молодые елки посажены по обоим ее концам». ";Отцы и дети"; - роман, который ";прочли даже те люди, которые книг не брали в руки со школьной скамьи"; (А.Я. Панаева). Общественный резонанс романа, его влияние на развитие русской литературы и жизни общества. Критика о романе

Романы ";Дым"; и ";Новь"; - тщетные поиски Тургеневым героя русской жизни. Обсуждение вопроса, поставленного Тургеневым в начале писательского пути: ";Можно ли писать о России вдали от нее?";

Признание Тургенева на родине и в Европе. Дружба с европейскими писателями. Переводческий талант Тургенева. Вечные вопросы в стихотворениях в прозе. Обсуждение вопроса: ";Почему размышления о вечных вопросах потребовали особого жанра?";

Теория литературы. Жанр ";стихотворений в прозе";.

Внеклассное чтение. Ю.Олеша.";Зависть";. Дж.Голсуорси. ";Сага о Форсайтах";. Дж.Лондон. ";Мартин Иден";.

Литературное творчество. Сочинение-эссе ";Нигилизм XIX в. и нигилисты ХХ-го";.

Сочинения: ";Как эпизоды споров Базарова с Павлом Петровичем приоткрывают нам характеры героев романа?";, ";Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием?";, ";Базаров в его отношениях с родителями";, ";Базаров и Одинцова в истории их любви";, ";Проблема нигилизма в романе ";Отцы и дети";, ";Смерть Базарова глазами Тургенева и Писарева";, ";Отношение Базарова и автора романа к природе и искусству";, ";Всякий человек сам себя воспитать должен";, ";Базаров в свете статьи Тургенева ";Гамлет и Дон Кихот";, ";Жанровое и композиционное своеобразие ";Отцов и детей"; Тургенева";, ";Тайная психология"; в романе";, ";Рудин и Базаров (эволюция героя в творчестве Тургенева)";, ";Герои Тургенева на rendez-vouz";, ";Герой времени в романах Пушкина, Лермонтова и Тургенева";.

Н.А.Добролюбов. ";Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве».

Личность Н.А.Добролюбова. Широта интересов и многообразие дарований. Работа в журнале ";Современник";. Разработка принципов ";реальной критики"; и их реализация в статьях о творчестве И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского. Переход литературно-критического анализа в социально-политический.

";Реальная критика"; в истории и современности. Семинар по статьям Добролюбова, критического отдела журнала ";Новый мир"; 60-х гг., современной периодики. Сопоставление оценок одного образа, например, Катерины Кабановой, в статьях Добролюбова и Писарева.

Теория литературы. Принципы ";реальной критики";.

Внеклассное чтение . Одна из современных литературно-критических статей.

Литературное творчество. Публицистическая статья о произведении современной литературы, сопоставление жизненных событий и их отражения в литературе.

рекомендациями к учебнику (см. список литературы ). В целом учебник соответствует... классов . – М.: Просвещение, 2003. 10 . С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах : Методические рекомендации к учебнику ...
  • Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме ижевск 2011

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части... . Действующие программы, учебники предусматривают в той... . (По Н. Вечканову) 10 . Сжатое изложение. 1. По... знанию русского языка и литературы в средней школе. Невольно...

  • Методические рекомендации

    А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебнику 8 (9) класса . - М.: Просвещение; Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник- ... и ИКТ (профильный уровень) 10 -11 Дрофа 2007 Литература для элективных курсов Издательство...