Где находится куликово поле на картине авилова. Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова


Поединок на Куликовом поле (1943)

М. И. Авилов занимает в истории советского искусства место в ряду художников, творчество которых посвящено изображению военных событий. Большинство его картин воспроизводит эпизоды гражданской войны, жизнь Советской Армии и годы строительства социализма в нашей стране и некоторые моменты Великой Отечественной войны. Особое положение в его творчестве принадлежит немногим композициям на темы давнего прошлого - борьбы русского народа за свободу и независимость. Искренняя любовь художника к Родине, гордость великими подвигами русских бойцов выражены в картинах Авилова ясным реалистическим образным языком.
Творчество Авилова развивало традиции русской реалистической живописи конца XIX века. Профессиональное образование Авилов получил в батальной мастерской Академии художеств под руководством профессора Н. С. Самокиша. В молодые годы он испытал сильное влияние И. Е. Репина.
Авилов был участником первой мировой войны, перед его глазами проходили события гражданской войны в Сибири. Личные впечатления составили основу правдивости и убедительности изображения написанных им военных сцен. В последующие годы художник постоянно наблюдал жизнь советских воинов, выезжал на маневры, а позднее на места боев на Карельском перешейке. Все это давало художнику возможность уверенно и правдиво передавать картины боевых столкновений. Постоянная работа над пейзажем укрепляла его мастерство изображения групп и отдельных фигур в реальной природной среде, развивала умение передавать пространство, свет и воздух, изменчивое состояние земли в различные времена года, словом все то, что составляло сцену действия героев его картин.
К началу Великой Отечественной войны Авилов был уже зрелым мастером, обладавшим большим творческим опытом. Нападение гитлеровской Германии на нашу родину вызвало высокую волну горячего патриотического чувства в сердцах многомиллионного советского народа, проявившего массовый героизм на фронтах войны и в напряженном труде в тылу. Советские художники всей душой откликнулись на призыв партии и поставили свое творчество на служение великому делу защиты социалистической родины. Многие из них, потрясенные драматическими переживаниями, передали свои чувства в замечательных художественных произведениях.
В период войны особое значение приобрело воспитание средствами искусства чувства советского патриотизма в широких массах советских людей. Существенную роль в этом деле играло воскрешение славных исторических традиций освободительной борьбы народов нашей страны против иноземных захватчиков. Этим определялось возникновение многих художественных произведений на темы давних событий отечественной истории.
В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная художником в 1943 году.
Желание написать картину на тему битвы на Куликовом поле зародилось у Авилова давно. В течение многих лет он искал художественного выражения этой своей мысли, делал эскизные наброски; не удовлетворяясь полученным решением, оставлял работу над замыслом, снова возвращался к нему и снова откладывал его окончательное завершение.
Еще в эскизе «Куликовская битва», созданном в 1943 году, незадолго до написания картины, замысел остается недостаточно оформленным. Композиция густо заполнена фигурами татарских воинов, в самой гуще которых яростно рубится Пересвет. Издали, спеша на выручку отважного бойца, русский отряд прокладывает себе дорогу сквозь массу татар. Эскиз перегружен множеством фигур и, при всей выразительности передачи жестокой схватки, не несет в себе обобщенного образа большого исторического события, но остается лишь изображением частного эпизода, имеющим иллюстративный характер.
Затем пришло, наконец, настоящее решение. В основу картины было положено предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.
Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой, стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Масса татар крупнее, но и беспокойней, в ней мелькают, перемежаясь, темные и светлые пятна, колеблются тонкие линии копий. В этом колебании возникает ощущение неуверенности, как бы предвещающее несчастливый для татар исход битвы. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Поэтому наше знание исторического события не мешает почувствовать драматическую остроту представленной сцены.
Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.
Центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.
Авилов творчески развивает здесь традиции русской реалистической живописи XIX века, начатые Виктором Васнецовым, запечатлевшим в серии картин образы народных преданий. Однако Авилов не является только продолжателем старшего мастера исторической живописи. Он вносит свое новое понимание в трактовку эпических образов, придает им гораздо более конкретный исторический характер, использует их для раскрытия сущности действительного события прошлого нашей Родины. В этом своем произведении Авилов подчеркивает народный характер борьбы за освобождение от татарского ига, в образе героя передает свое понимание ведущей, активной роли народа в великом историческом деле. Художник обращается к народному творчеству и находит решение темы, опираясь на эпические предания, созданные и в течение многих веков отшлифованные безвестными мастерами, передававшими от поколения к поколению повесть о героических подвигах предков.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) - одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова . На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем , предшествовавший Куликовской битве . В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь

Картины современных художников на исторические сюжеты нередко встречают критику ценителей: живописец не учел какие-либо детали далекой эпохи, приложил свое индивидуальное видение характеров, ситуации, не смог донести дух тех времен. Но вместе с тем существуют и образчики, перед которыми восторженно замирают даже строгие критики. Как пример тому - произведение отечественного художника Авилова "Поединок на Куликовском поле". Описание картины, ее историю и прочие интересные факты мы вам представим далее.

В двух словах

Картина, которую мы рассматриваем, считается знаковой в творчестве М. И. Авилова. Некоторые искусствоведы считают ее самым лучшим творением мастера. На полотне разворачиваются события славной Куликовской битвы.

Что изображено на картине Авилова "Поединок на Куликовом поле"? Былинно-исторический момент - сражение между двумя богатырями, русским Пересветом и татарским Челубеем. Произведение можно назвать не только героическим, но и трагическим - оба воина погибли в поединке. Но Пересвет удержался в седле, а Челубей рухнул с коня от удара русского воина. Этот в чем-то добрый знак и предсказал судьбу великой битвы на поле Куликовом.

История создания произведения: замысел

Забегая вперед, скажем, что время для написания героического полотна оказалось символическим - картина была создана в годы Великой Отечественной войны, во время обороны Сталинграда и важных сражений на Курской линии. Но задумал художник свое творение задолго до этого.

В 1917 году М. И. Авилов выставлял другое свое историческое полотно - "Выезд татарина Чели-бея на битву с Пересветом". Но художник не был удовлетворен своим детищем, ему казалось, что идея воплощена не так ярко, как он замышлял.

Когда началась война, Авилову было уже 60 лет. Однако он все равно пришел в военкомат с просьбой записать его в ряды Советской армии. Конечно, пожилому творцу отказали. Но предложили вести борьбу на другом фронте - поддерживать дух солдат своими животрепещущими героическими картинами.

Создание полотна

Работа началась осенью 1942 года, когда М. И. Авилов вернулся обратно в Москву из эвакуации. Надо сказать, в это нелегкое время для художника смогли найти подходящую для работы с масштабным холстом просторную мастерскую.

В декабре мастер приступил к созданию своего творения. Современники отмечают, что вдохновение не покидало его на всем продолжении работы. К процессу он подошел очень скрупулезно: делал большое число зарисовок реального оружия и костюмов той эпохи, что были сохранены в Государственном Историческом музее. Поэтому описание "Поединка на Куликовом поле" М. И. Авилова всегда получается очень распространенным: автор проработал буквально каждую деталь своего творения так, чтобы картина переносила даже самого просвещенного и искушенного зрителя в ту эпоху.

Эскизов произведения также было сделано Авиловым немалое число. В результате же мастер закончил свой труд за 6 месяцев.

А теперь перейдем к описанию картины Авилова "Поединок на Куликовом поле".

Описание главного плана

Сам художник отмечал, что композиция его произведения проста. Сразу приковывает внимание к ней динамичный передний план, который захватывает событие, длившееся не более нескольких секунд - взвившиеся на дыбы кони и тот момент судьбоносного удара русского богатыря. Мы замечаем также, что фигуры главных героев написаны ярко, детально, в то время как второй план умышленно бледен, размыт.

Могучие воины, мощные кони, сила удара, говорящий взгляд Пересвета - любое описание картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" не оставит эту сцену без внимания. Однако, присмотревшись к главным героям, мы заметим, что они, как и их верные скакуны, сознательно преувеличены художником. И это имело под собой смысл - рост, мощь и сила воинов всегда приукрашались и восхвалялись в русских былинах.

Непримиримость, ненависть друг к другу двух противников автор показал интересным приемом - их кони и сами богатыри написаны наперекрест друг другу.

Кульминация

В описании картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" также отметим, что живописец мастерски передал самый кульминационный момент единоборства. Все здесь подчеркивает неизбежность, трагичность и остроту развязки: устрашающие оскаленные пасти лошадей, их черные развевающиеся гривы, солнце, равнодушно сверкающее на доспехах и щитах воинов.

Вот этот момент, когда мчащиеся друг на друга враги столкнулись! Только-только копья, с легкостью пробив доспехи, вонзились в тела. Ни Пересвет, ни Челубей еще не почувствовали, не осознали, что их раны смертельны. Они живы битвой, ненавистью друг к другу.

Внимательный зритель сразу заметит тонкие намеки развязки: оба богатыря поддались назад из своих седел. Но по спадающему красному малахаю Челубея видно, что татарский воин через пару мгновений упадет на землю. Об исходе битвы и одобрении художника говорит и то, что к зрителю лицом изображен именно Пересвет. Он будет главным героем этого короткого сражения.

Второй план

Продолжаем описание картины Михаила Авилова "Поединок на Куликовом поле". Не менее важно упомянуть второй план картины. Языком цвета живописец смог передать настроение мучительно застывших в ожидании армий. Русская сторона исполнена в хладнокровной и спокойной серой цветовой гамме, а татарская - в пестрой, красной, олицетворяющей неуверенность, нарочитое бахвальство.

Присмотревшись, даже можно представить как незыблемо, словно скала, стоит русское войско. И как беспорядочно движется, мечется в беспокойстве его противник. Внимательный зритель разглядит также великого Дмитрия Донского на белом коне. Князь, как неподвижный исполин, застыл в ожидании исхода единоборства.

Описание и автор картины "Поединок на Куликовом поле" представлены в этом кратком анализе. В его ходе мы постарались описать всю экспрессию и напряженность картины, изображающей кульминацию судьбоносного противостояния двух воинов.

Известный мастер исторических батальных сцен Михаил Авилов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в годы Великой Отечественной войны», чтобы поднять дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Русь всегда славилась своими богатырями. Имя Пересвета русский народ чтит до сих пор. Его бой с татарским воином Челубеем как раз и запечатлен художником как напоминание о Куликовской битве, которая имела огромное значение в борьбе русского народа с татаро-монгольским игом. Господство Золотой Орды наконец-то пошатнулось. В этом поединке и Пересвет, и Челубей погибли, но конь Пересвета довез своего седока до русских войск, а Челубей погиб выбитым из седла. Решающий момент битвы, изображенный художником, показывает силу ударов противников: щиты и кольчуги проткнуты копьями, вонзившимися в тела воинов. Но шлем на голове Пересвета не шелохнулся, тогда как красный малахай Челубея слетел с поверженной головы. Автору картины удалось показать, какой лютой ненавистью к врагу-захватчику переполнено сердце Пересвета. Явно не за свою жизнь беспокоится он, напряженность его фигуры говорит о гордости за свою страну и непобедимом желании защитить. У коней оскалены зубы, гривы развеваются, они своим свирепым видом будто подчеркивают весь ужас этого боя не на жизнь, а на смерть.

Слева и справа на заднем плане картины Авилов показывает войска противников. Их состояние передается игрой красок. Строгие серые тона указывают на выдержку, уверенность в победе русского войска. На белом коне увековечен князь Дмитрий Иванович Донской. Татаро-монгольское войско справа изображено пестро. Это говорит о беспокойстве. Действительно, им было о чем беспокоиться: пришедший с мечом должен был от меча и погибнуть!

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле художника Михаила Авилова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Михаила Авилова Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Михаила Авилова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Авилова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила на натуральном холсте.

Авилов Михаил Иванович считается одним из лучших советских баталистов, мастер исторических сцен. Именно им создана картина «Поединок Челубея с Пересветом». Она была написана в годы Великой Отечественной войны с целью поднятия духа советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Он получил профессиональное образование, окончив школу Общества поощрения художников, продолжив обучение в студии Дмитриева-Кавказского, после окончил Императорскую Академию Художеств.
С 1922 г. по 1930 г. являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина в Ленинграде.
В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях России, среди которых Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Авилова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

В последнее время появилась мода на дискредитацию многих исторических событий, которыми мы гордимся. Касается это не только 28 панфиловцев. Предпринимаются попытки переписать и многие другие героические страницы нашего прошлого. Например, опровергается сам факт поединка Пересвета с Челубеем во время Куликовской битвы.

Александр Пересвет

Когда говорят о Куликовской Битве 1380 года, вспоминают документы, которых можно смело назвать первоисточниками. Это — Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Из них самой древней является Летописная повесть, представленная в двух версиях — Краткой и Пространной. По мнению большинства историков, именно Краткая редакция Летописной повести появилась практически сразу после Куликовской Битвы — во всяком случае, до 1409 года. Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается.

Вместо кольчуги — схима с крестом

Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет». В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке. Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. В другом списке — Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает».

Подробнее о событиях сентября 1380 года повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище». Имеется восемь редакций этого произведения и примерно 150 списков. Российский историк Р. Г. Скрынников, изучив документ, делает предположение, что книжник опирался на воспоминание «верного самовидца, иже бе от пълку Владимера Андреевича». В то же время «Сказание…» изобилует ошибками, поэтому профессионалы считает его скорее литературным памятником, нежели историческим источником.

В этом документе сказано, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослебя. Им было приказано «вместо золоченых шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Поединок

В «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в переводе В.В.Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет все-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.

Реконструкция

Судя по всему, Пересвет выехал на схватку с обычной узкой гранёной пикой с квадратным в сечении остриём. Если же у него был щит, то — деревянный, покрытый кожей: круглый или треугольный. Челубей, вероятно, был конным копейщиком, вооруженный луком, длинным копьём с листовидным наконечником, палашом и кинжалом. Такие сведения можно найти в книге «Куликовская битва» А. Щербакова. В любом случае, копье Челубея было длиннее пики Пересвета.

Челобей — он же Чалабай, он же Челибей, он же Темир-Мирза либо Таврул. Сведения о нем крайне скудны, что может свидетельствовать о незнатном происхождении. Уже позднее появилась версия, что он был любимцем Мамая и непобедимым воином-поединщиком.

Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. В последний момент перед самым столкновением, от воинов требовалось привстать на стременах и поддаться вперед, грамотно и точно действуя щитами и копьями. Английский исследователь старинных конных поединков Эварт Окшатт писал, что длинное копье обеспечивало преимущество в атаке, а более короткая пика — в контратаке. В первом случае копейщик наносил ранение на более дальней дистанции, а во втором — победа доставалась тому, кто смог отклонить оружие противника щитом, нанеся встречный удар более короткой пикой. В любом случае, ранение в грудь было смертельным, более того, копье или пика, как правило, застревали в теле. Очевидно, что с копьем в груди, древко которого, по данным Эварта Окшатта, могло иметь 4−5 метров, вряд ли бы Пересвет доехал до русских полков.

Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся, имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя — «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Здесь важно отметить, что до монашества Пересвет был очень опытным воином, о котором знал сам князь Дмитрий. О том, как дрались наши предки, можно прочесть в книгах А. Белова «Русский кулак», Б. Горбунова «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX» и С. Герберштейна «Записки о Московии». Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар». Вполне возможно, Пересвет увернулся от копья Челубея, убив его своей пикой, и тут же был ранен лучниками Мамая. Напомним, что кольчуги на нем не было.

Косвенно об этом говорит костыль из яблоневого дерева, который вплоть до двадцатого века являлся местночтимой реликвией в мужском Дмитриевском Ряжском монастыре, расположенном в 40 километрах от Куликова поля на левом берегу реки Верды. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Если это действительно так, то Пересвет и на самом деле мог не погибнуть в поединке, а был смертельно ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.