Фонетика графика орфоэпия все правила. Конспект занятия " Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Орфоэпия и орфоэпические нормы. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.". Для точной передачи звуков используется ф о н е т и ч е с к а я т р а н с к р и п ц и

Дидактический материал по русскому языку

для 5 класса школ с украинским языком обучения

(В помощь учителю. 1 часть)

Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.

Упр. 1 –26 «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»

Упр. 27 – 31 « Лексика. Лексикология»

Упр. 32 – 33 «Морфемика»


Упражнение №1

О каких звуках говорится в нём?

Как называется наука, изучающая звуки речи?

Какие ещё звуки, существующие в природе, вы знаете?

Какие звуки речи вы знаете?

Фонетика

(укр.Фонетика)

Ты запомни, милый друг,

Много звуков есть вокруг:

Пенье птиц и скрежет шин,

И гудки автомашин,

Ветра шум и листьев шёпот ,

Шелест трав и конский топот

А Фонетика – наука,

Изучающая звуки.

Но не все! Не все подряд!

Звуки речи!!! Состоят

Все слова из них, запомни!

И об этом всем напомни!

ІІ. - Объясните значение выделенных слов.

Найдите в тексте обращение.

ІІІ. - Запишите подчёркнутое предложение.

Упражнение №2

Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы?

Чем отличаются звуки от букв?

В Фонетику сегодня

Урок всех нас зовёт.

В стране той много звуков

И разных букв живёт.

Мы с вами звуки слышим

И произносим их,

А буквы видим, пишем

В тетрадочках своих.

ІІ. - Назовите звуки и буквы в подчёркнутых словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.

Упражнение № 3

І. - Прочитайте стихотворения, перескажите, о чём в них говорится.

Кто же этот таинственный гость?

Чем различаются выделенные слова? Что они обозначают?

1. К нам во двор явился г ость.

Предложил ему я к ость.

Это был чудесный д ог.

Он прекрасно лаять м ог.

“Гав!” он громко мне сказал

И к соседям убежал.

2. Жил – был в речке старый с ом.

Он имел отличный д ом.

Вырастали в доме т ом

Сомик – сын и дочка - с ом.

С о м - отец был очень мил:

С а м детей в детсад водил.

ІІ. - Объясните написание слова жил.

В словах стол , кот , дата, дом измените одну из буквтак, чтобы

получилось новое слово.

ІІІ. - Запишите выделенные слова.

Упражнение № 4

І. - Прочитайте стихотворение.

- Назовите гласные звуки русского языка. Какими буквами они обозначаются?

- Сколько гласных звуков спряталось в выделенных словах?

Гласные звуки

(укр. голосні звуки)
Напишу я на доске Сколько гласных в языке.

И х я знаю ровно шесть

И могу все перечесть:

А, О, Э, И, Ы, У -

Их запомнить я смогу.

ІІ. - Вспомните слова, которые начинаются на гласный звук.

Что вы можете сказать о гласном звуке Ы ?

ІІІ. - Перепишите стихотворение и запомните гласные звуки русского языка.

Упражнение № 5

І. - Прочитайте стихотворение.

Как в русском языке образуются гласные и согласные звуки?

Мы голосом свободно образуем

Все гласные. Им так легко идти!

А звук, что мы согласным именуем,

Преграды повстречает на пути.

Преграды эти шумом называют.

Они согласный образуют звук .

Чтобы согласный слышался вокруг.

ІІ. - Назовите гласные и согласные звуки в выделенных словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение.

Упражнение № 6

І.- Прочитайте стихотворение. Назовите по - порядку все буквы русского

алфавита.

Назовите буквы, которых нет в украинском языке.

Какие буквы есть в украинском языке, но отсутствуют в русском?

Какие буквы не имеют звукового значения?

(укр. алфавіт)

А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё…-

Учит буквы вороньё. -

Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм…

Но выходит не совсем.

Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у…

Я учить им помогу.

Эф, ха, цэ, че – учим – ша…

Повторяем неспеша.

Ща добавим, ъ (твёрдый знак)…

В русском пишем ы вот так.

Ь (мягкий знак) еще, друзья!

И закончим: э, ю, я.

ІІ. - Прочитайте алфавит по звукам.

ІІІ. - Запишите русский алфавит и запомните его.

Упражнение № 7

І. - Прочитайте и закончите стихотворение.

Подумайте, почему алфавит ещё называют азбукой ?

(укр. алфавіт)

Буквы в ряд один стоят,

Словно вышли на парад,

Не галдят и не шумят,

Друг за дружкою стоят.

Мир, спокойствие вокруг.

Это азбука , мой друг.

Имя русское хранит

Нам знакомый … (алфавит)

ІІ. - Объясните значение слова галдят .

ІІІ. - Запишите звуковой состав слова русское .

Упражнение № 8

І. - Прочитайте стихотворение.

Как называется установленный порядок букв в языке?

Сколько букв в русском алфавите?

(укр. алфавіт)

Собрались буквы вместе

В весёлый алфавит ,

Где буквочка на месте

Всегда своём стоит.

Есть в русском алфавите

Их 33 (тридцать три) всего.

Запомнить поспешите

Вы полностью его.

ІІ. - Прочитайте наизусть алфавит.

Назовите буквы в выделенном слове. Расположите их в алфавитном

Упражнение № 9

І. - Прочитайте стихотворение.

Как в украинском языке определяется количество слогов в слове?

Как в русском языке определяется количество слогов в слове?

(укр. склад)

Слоги – легкая наука:

Это звук иль больше звуков.

Мы одним дыханьем – раз! –

Произносим слово «класс».

В этом слове слог один.

Сам себе он господин.

В слове «шко-ла» слога два

И три – в слове «го-ло-ва».

Нужно гласные все знать:

Столько слогов называем,

Сколько гласных насчитаем.

ІІ. - Назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трёх, четырёх

ІІІ. - Выпишите по одному слову, которые состояли бы из одного, двух,

трёх или четырёх слогов.

Упражнение № 10

І. - Прочитайте стихотворение.

Какие слоги называются ударными, а какие безударными?

Ударные и безударные слоги

(укр. наголошені і ненаголошені склади)

В слове есть ударный слог:

Всех перекричать он смог.

Гласный в нём мы чётко слышим,

И с уверенностью пишем.

Но, поверь ты мне, коварный

Слог обычный, безударный.

Не спеши писать, как слышишь:

Вдруг ошибку в нем напишешь.

Мы на слух ему не верим,

Все по правилам проверим.

ІІ. - Поставьте ударения в словах стихотворения.

Запишите выделенные слова, разделяя их на слоги.

Упражнение № 11

І. - Прочитайте стихотворение.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в слове?

Для чего нужен орфографический словарь?

Непонятно, вот б…да,

Как писать г…ра, в…да?..

А м…ря, з…мля, с…ло?..

Всё забылось, как назло.

Безударный гласный в них

Слабо слышится, притих.

Чтобы нам не ошибиться

В написаньи слов таких,

Нужно очень потрудиться,

Чтоб не ждать беды от них.

Все давно ребята знают,

Что бывает много гор,

В сёлах земли засевают,

Водам в море есть простор.

Ударение поможет

Нам ошибок избежать.

Зная это, каждый сможет

Чисто, грамотно писать.

Ну, а если ударенье

Не проверит этих слов,

Не впадайте в огорченье –

Вам словарь помочь готов.

ІІ. Выпишите пары слов с безударным гласным в слабой позиции и под

ударением.

Упражнение № 12

І. - Прочитайте стихотворение.

Объясните влияние мягкого знака на значение слова.

1. Кролик наш отлично ел.

И траву, и хлеб, и ель.

2. Сахар в пачке мокрый весь,

Потому в ней больший вес.

3. Поезд наш манила даль:

И сигнал водитель дал.

4.Тучка клумбу нам польёт

И отправится в полёт.

ІІ. - Составьте предложения с выделенными словами.

Расскажите, что вы знаете о ели?

Упражнение № 13

І. - Прочитайте стихотворение.

Назовите буквы русского алфавита, которые могут обозначать два звука.

В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Назовите количество букв и звуков в выделенных словах.

Мы в тетрадь себе запишем

Буквочки Е, Ё, Ю, Я,

Потому что часто слышим

Мы два звука в них, друзья.

Если Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый)

Перед ними вдруг стоит,

Или гласный, очень гордый,

Наши буквы потеснит.

А ещё в начале слова

Слышим чётко звука два.

Мы всегда писать готовы

Очень грамотно слова.

ІІ. - Перепишите текст.

ІІІ. - Выучите наизусть стихотворение.

Упражнение № 14

І. - Прочитайте двустишия, чётко выговаривая выделенные слова. Объясните их

значение.

Какую роль в словах играют Ъ (твёрдый) и Ь (мягкий) разделительные знаки?

1. Утром я за столик села,

И сама свой завтрак съела.

2. Постарался очень Коля:

Для забора сделал колья.

3. Мы порадовали Сёмку:

Привели его на съёмку.

4. Я сказала: “Булку съем!”

А сама их съела семь.

ІІ. - Выпишите выделенные слова, определите количество букв и звуков в них.

Сколько звуков обозначают в каждом слове буквы Е, Ё, Ю,Я?

Упражнение № 15

І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая выделенные слова.

Как называется разел науки о языке, изучающий правила произношения

Чтоб хотелось каждому с вами говорить,

Нужно обязательно грамотными быть.

Чтоб понятно, правильно речь свою держать,

Нужно орфоэпию вам на помощь звать.

Чтоб не рассмешили вы близких и друзей,

С нами орфоэпию учите поскорей.

Вам орфоэпический надобен словарь.

ІІ. - Запишите слово орфоэпия, назовите количество звуков, букв и слогов в нём.

ІІІ. - Выпишите выделенные слова, запишите их звуковой состав.

Упражнение № 16

Запомните! В русском языке есть один звук Г (в украинском есть Г и Г).

І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая слова.

Какие птицы прилетели к гусю в гости?

Куда девались гости?

В гости к гусю прилетели

Голубь, грач, две свиристели,

Три сороки, галка, ворон.

Двор весь был гостями полон.

Гости пили, гости ели,

Громко спорили, галдели…

Гул стоял, неразбериха…

К ним щенок подкрался тихо

И как гавкнет: «Гав! Привет!

К вам пришёл я на обед.

Можно с вами подружусь?»

Но пред ним стоял лишь гусь…

Где же гости? Что случилось?

Может гости все приснились?..

ІІ. - Назовите несколько слов русского языка с буквой Г, правильно

выговаривая все звуки.

ІІІ.- Подумайте, может ли быть другое окончание у рассказа.

Упражнение № 17

І. - Прочитайте стихотворение.

Ответьте на вопросы: * О какой галке идёт речь? * Почему галка горевала?

Назовите слова, в которых есть буква Г.

Горевала наша галка:

Стало галке очень жалко,

Что Егорка съел всю кашу

Тем обидел галку нашу:

Галка каши захотела

И на завтрак прилетела.

Было хоть одно местечко,

Где могла покушать гречку.

– Горе! – галка говорила. -

Я ведь гречку так любила!

ІІ. - Назовите, какие ещё вы знаете каши, с чем их едят?

Что обозначает слово завтрак? Переведите на украинский язык слова: обед,

полдник, ужин.

ІІІ.- Сделайте звуко- буквенный анализ выделенных слов.

Закономерности слияния звуков, звукосочетания - это все то, что изучает фонетика. Эта наука является разделом одной большой дисциплины - лингвистики, которая исследует язык как таковой.

Основы фонетики

Чтобы было понятнее, что изучает фонетика, достаточно представить себе устройство любого языка. Внутри него есть важная связь между внутренней, устной и письменной речью. Фонетика - это та самая наука, которая исследует эти конструкции. Важными дисциплинами для нее являются орфоэпия (правила произношения) и графика (письменность).

Если сложить в единую картинку букву (знак) и ее звук, то получится важный инструмент человеческой речи. Это именно то, что изучает фонетика. Кроме того, она исследует еще и материальную сторону произношения, то есть те инструменты, которыми пользуется человек в своей речи. Это так называемый произносительный аппарат - совокупность органов, необходимых для артикуляции. Специалисты по фонетике рассматривают акустические характеристики звуков, без которых невозможно нормальное общение.

Появление фонетики

Чтобы понять, что изучает фонетика, также необходимо обратиться к истории этой науки. Первые исследования, посвященные звуковому строю языка, появились в среде древнегреческих философов. Устройством речи интересовались Платон, Гераклит, Аристотель и Демокрит. Так в VII веке до н. э. появилась грамматика, а вместе с ней -фонетический анализ и разделение звуков на согласные и гласные. Это были только предпосылки зарождения современной науки.

В эпоху Просвещения европейские ученые впервые задались вопросом о природе образования звуков. Основоположником акустической теории воспроизведения гласных стал немецкий врач Христиан Кратценштейн. То, что именно медики стали пионерами фонетики, на самом деле неудивительно. Их исследования речи носили физиологический характер. В частности врачей интересовала природа глухонемоты.

В XIX веке фонетика изучала уже все мировые языки. Ученые разработали сравнительно-исторический Он заключался в сопоставлении разных языков по отношению друг к другу. Благодаря такому удалось доказать то, что разные наречия имели общие корни. Появились классификации языков по большим группам и семьям. Они основывались на сходствах не только в фонетике, но и в грамматике, лексике и т. д.

Фонетика русского языка

Так для чего нужно изучать фонетику? История ее развития показывает, что без этой дисциплины сложно понимать природу Например, фонетика русской речи впервые была исследована Михаилом Ломоносовым.

Он был универсальным ученым и больше специализировался на естественной науке. Однако русский язык всегда интересовал Ломоносова именно с точки зрения публичных выступлений. Ученый был известным ритором. В 1755 году он написал «Российскую грамматику», в которой были исследованы фонетические основы отечественного языка. В частности автор объяснил произношение звуков и их природу. В своем исследовании он пользовался новейшими на тот момент теориями европейской лингвистической науки.

Международный фонетический алфавит

В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.

Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика. Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня. С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.

Разделы фонетики

Единая фонетическая наука делится на несколько разделов. Все они изучают свой аспект языка. Например, общая фонетика исследует закономерности, которые присутствуют в наречиях всех народов мира. Подобные изыскания позволяют находить их общие точки отсчета и корни.

Описательная фонетика фиксирует современное состояние каждого языка. Объектом ее изучения является звуковой строй. Историческая фонетика необходима для прослеживания развития и «взросления» определенного языка.

Орфоэпия

Из фонетики выделилась наука более узкая дисциплина. Что изучает фонетика и орфоэпия? Ученые, специализирующиеся на науках, исследуют произношение слов. Но если фонетика посвящена всем аспектам звуковой природы речи, то орфоэпия необходима для того, чтобы определить правильный способ воспроизведения слов и т. д.

Подобные исследования начались как исторические. Язык является в своем роде живым организмом. Он развивается вместе с народом. С каждым новым поколением язык избавляется от ненужных элементов, в том числе и в произношении. Так архаизмы забываются и заменяются новыми нормами. Это именно то, что изучает фонетика, графика, орфоэпия.

Орфоэпические нормы

Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.

Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.

Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.

Графика

Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью. С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка. Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге). Появление письменности изменило эту ситуацию.

Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается. Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их. Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки. Именно они - главные объекты изучения лингвистических наук.

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

методические указания к

практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Русский язык»

Ангарск, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Учебно-тематический план

    Фонетика

    1. Основные сведения

      План фонетического разбора

      Пример фонетического разбора

      Задание для самостоятельной работы

4. Орфоэпия

4.1. . Основные сведения об орфоэпии

4.2. Составление устных высказываний

4.3. Практикум

5. Графика

5.1. Основные сведения « Графика»

5.2 План составления письменного высказывания

5.3. Практикум

6. Орфография

6.1. Основные сведения « Орфография»

7. Словарь терминов

8. Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов в выполнении фонетического разбора, создание устных и письменных высказываний (работа с использованием, орфоэпического словаря),выполнение упражнений

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

выполнение фонетического разбора

создание устных и письменных высказываний (работа с использованием орфоэпического словаря)

выполнение упражнений

выполнение работы над ошибками диктанта

3. Фонетика

3.1. Основные сведения:

    запишите слово,

    поставьте ударение, разделите его на слоги.

    запишите в столбик все буквы слова, рядом в квадратных скобках укажите звуки, которые обозначают буквы при произношении. # я [й][а], м [м], к [к], а [а]

    дайте характеристику каждому звуку. У гласных укажите ударность-безударность. У согласных звуков напишите звонкий - глухой, парный - непарный (по звонкости - глухости), твердый - мягкий, сонорный (если звук является таковым).

я [й]- согласный, звонкий непарный, мягкий, сонорный,

[а]- гласный, ударный.

м [м]- согласный, звонкий непарный, твердый.

к [к]- согласный, глухой парный, твердый.

а [а]- гласный, безударный.

    посчитайте и запишите на следующей строке количество букв и звуков в слове.

    объясните несоответствие между буквами и звуками.

Обратите внимание

Буквы Ъ и Ь при произношении звуков не обозначают, в квадратных скобках ставится прочерк, характеристика звуку не дается.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в начале слова, после Ъ и Ь знаков, после гласных, обозначают согласный звук [й] и гласный звук [э, о, у, а] соответственно.

3.2. План фонетического разбора

    Запишите слово

    Поставьте ударение

    Запишите справа транскрипцию слова, разделяем его на слоги

    Охарактеризуйте все звуки, записывая сверху вниз

    Ударный / безударный, для гласных

    Звонкий – глухой (пара), твердый – мягкий (пара), для согласных

    Укажите какой буквой обозначен каждый звук

    Подсчитаем количество звуков и букв

    Объясним несоответствия между звуками и буквами.

3.3. Пример разбора:

О[о]-гласный, ударный

С[с]-соглавный,глухой,мякий, парный

Е[и]-гласный, безударный

Н[н]-согдасный, звонкий, мягкий, непарный

Ь[ь]

5 букв, 4 звука

3.4. Задание для самостоятельной работы:

Выполнить фонетический разбор следующих слов: мрачный, подол, неестественный, обвиняемый, эффективный, противовоспалительный, университет, радио, объявление, дедушка, семейный, изъян, обезьяна.

4. Орфоэпия

4.1. Основные сведения об орфоэпии

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о]. Например: трио – три´[о], кредо – кре´д[о].

2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Например: вёз – вё[с], друг – дру[к], рад – ра[т], дуб – ду[п] .

Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими. Например: лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст].

3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими. Например: отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фхот], обклеить – о[пк]леить, намажьте – нама[шт’]е.

4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими. Например: косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен – э[гз]амен.

5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться. Ср.: шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат; требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]итва.

В некоторых случаях допускаются варианты. Например: звезда – [зв’]езда и допуст. устар. [з’в’]езда, мысль – мы[сл’] и допуст. мы[с’л’].

6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]. Например: голова – [г]олова, гранат – [г]ранат. В отдельных словах буква г обозначает звук [h]. Например: ага – а[h]а, ого – о[h]о.

7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в].

Например: моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.

8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш]. Например: шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир.

Звук [ш’] произносится только в слове пшют и его производных.

О произношении слова жюри. Ср.: «жю´ри, нескл. с. не рек. [жу]ри»; «ЖЮРИ´, ср., нескл. (не рекомендуется произношение [жури´]); «жюри´ [жу и допуст. устар. жю]…»

9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:

а) мягко, например: архитектор – архи[т’э´]ктор, музей – му[з’э´]й, крем – к[р’э]м, шинель – ши[н’э´]ль, термин – [т’э´]рмин, пресса – п[р’э´]сса и др.;

б) твёрдо, например: адекватный – а[дэ]кватный, бизнес – биз[нэ]с, компьютер – компью[тэ]р, тест – [тэ]ст и др.

В некоторых словах допускаются варианты. Например: декан – [дэ]кан и [д’э]кан, терапевт – [т’э]рапевт и допуст. [тэ]рапевт.

10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

О произношении слова всенощная. Ср.: «все´нощная, -ой [шн]»; «все´нощная. Произносится [все´ношная]»; «все´нощная [допуст. шн]…»

11. Сочетание гк произносится как [хк].

Например: легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий.

12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт].

Например: что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о.

В слове нечто сочетание чт произносится как [чт].

13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш].

Например: сшитый – [шш]итый, бесшумный – бес[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки.

14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж].

Например: сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.

15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’].

Например: разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый –

зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый.

16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’].

Например: счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.

17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’].

Например: расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный – бе[ш’ч’]исленный.

18. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’].

Например: расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать.

19. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. Например: мужчина – му[ш’ш’]ина, перебежчик – перебе[ш’ш’]ик.

20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. Например: визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е, сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и.

Наибольшее распространение в настоящее время получает произношение [жж].

21. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н].

22. Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ].

23. Сочетание чн может произноситься двояко:

а) [чн] – речной – ре[чн]ой, ночной – но[чн]ой, дачник – да[чн]ик, личность –

ли[чн]ость и др.;

б) [шн] – яичница – яи[шн]ица, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, скворечник – скворе[шн]ик, Ильинична – Ильини[шн]а.

Наиболее распространённым в настоящее время является произношение [чн].

В некоторых словах допускаются варианты. Например: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая; порядочный – порядо[чн]ый и порядо[шн]ый.

24. В сочетаниях стн, здн, стл, ндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится. Например: честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий <вариант – гига[нцcк’]ий>, голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е. Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др.

25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. Например: здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е.

4.2. Составление устных высказываний:

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Устное высказывание: основные принципы чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.

    необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора.

    ведите себя естественно. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него. Сделайте

    свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора.

    держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др.

    следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайтеструктуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

4.3. Практикум

Составьте устное высказывание на следующие темы: здоровье нации; молодежь XXI века; репетитор или самообразование?

5. Графика.

5.1. Основные сведения « Графика»

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

5.2. План составления письменного высказывания:

    Вступление.

    Проблема, над которой размышляет автор.

    Общие понятия. Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой–«незвонкий, невнятный, смутный», бор–«большой хвойный лес».

    Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков:с, л, ы, ш, у.

    Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов о л – ва л, р ама –м ама), называются ф о н е м а м и.

    Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами 1 .

    1 Существует такое письмо, в котором отдельные значки (иероглифы) передают не отдельные звуки, а целые понятия; так писали, например, древние египтяне, так пишут современные китайцы и корейцы.

    Б у к в ы – условные знаки для изображения звуков речи. Изучением звукового строя языка и звукового состава слов занимается ф о н е т и к а. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием. Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма. Знание фонетических закономерностей, присущих данному языку, необходимо при анализе морфемной и словообразовательной структуры слова (см. § 91-99).

    ЗВУКИ. СЛОГИ. УДАРЕНИЕ

    Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.

    Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, 5) центральной нервной системы (см-рис. 1).

    Слог. Когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесении слова таких толчков, на столько частей, или слогов, оно и разобьётся; например, в слове и-дут – два слога, в слове ма-ши-ны – три слога, в слове стол – один слог.

    С л о г – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

    В слоге может быть один или несколько звуков. Как правило, в слоге имеется гласный звук, поэтому число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков; например, в слове ученик три гласных звука и, следовательно, три слога (у-че-ник).

    По числу слогов слова разделяются на односложные (я, мы, жар), двусложные (ау, ура, море) и многосложные (рыбаки, воодушевление).

    Слог, который кончается гласным звуком, называется о т к р ы т ы м (мы, ры-ба-ки); слог, который кончается согласным звуком, называется з а к р ы т ы м (мор-ской, мель-ник).

    Ударение. Когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой и долготой, с более значительным напряжением органов речи, чем другие; например, в слове урагáн произносится с большей силой третий слог (-ган).

    Более сильное произношение слога называется у д а р е н и е м, и этот слог называется у д а р я - е м ы м или у д а р н ы м.

    На письме ударение обозначается знаком ´ , который ставится над буквой, обозначающей гласный звук. Этот знак употребляется только в случае необходимости, чтобы не ошибиться при чтении, например: недоúмка, портфéль, мукá (сравните: мука). Над буквой ё, которая бывает только в ударном слоге, знак ударения не ставится, например: молодёжь.

    В русском языке ударение разноместное, т. е. в одном многосложном слове оно может быть на первом слоге (выписать), в другом – на последнем слоге (разыгрáть), в третьем–на слоге в середине слова (купáться, уважáемый). Кроме того, русское ударение подвижное, т. е. в некоторых словах при их изменении ударение передвигается с одного слога на другой, например: рука (им. п. ед. ч.) – руку (вин. п. ед. ч.), окна (род. п. ед. ч.) – окна (им. и вин. п.мн. ч.).

    В потоке речи не все слова имеют ударение. Обычно ударение имеют самостоятельные слова и некоторые служебные, состоящие из двух или нескольких слогов, например:

    /) Когдá идёт пéрвый снéг, приятно видеть бéлую зéмлю, бéлые крыши. (Ч.) 2) Обóз нéсколько задержáлся вслéдствие снéжных занóсов. В этих двух примерах ударение имеют все самостоятельные слова, а также двусложный союз когдá и трёхсложный предлог вслéдствие. 3) Дверип е р е д нею отворúлись нáстежь. (П.) В этом предложении двусложный предлог перед не имеет ударения.

    Обычно не имеют ударёния односложные служебные слова, например: Вúктор не знáл, что у товарища бóлен отéц. В этом предложении частица не , союзчто и предлог у произносятся без ударения.

    Однако иногда односложные предлоги и частицане произносятся с ударением, и тогда следующее за ними самостоятельное слово теряет своё ударение, например: Отцá н é было дóма. Брáт н é дал мне

    кнúги. Мáть взялá ребёнка н á руки.

    Как правило, слово имеет одно ударение; однако есть слова (чаще всего сложные), которые имеют два ударения: одно более отчётливое, основное, и другое – второстепенное, например: грязелечебница, идолопоклóнник, чёрносморóдиновое (в этих словах имеется второстепенное ударение на первом слоге).

    Разноместность и подвижность русского ударения позволяет использовать его:

    во-первых, для различения слов, например: замок и замок, полы и полы, пропасть и пропасть, уже и уже;

    во-вторых, для различения грамматических форм слова, например:

    1) нет окна (род. п. ед. ч.), окна раскрыты, (им. п. мн. ч.); 2) срезать (соверш. вид глагола), срезать (несоверш. вид глагола); 3) любите (2-е лицо мн. ч.), любите (повелит, наклонение).

    Некоторые слова имеют двоякое ударение, например: творог – творог, далеко – далёко, под мостом – под мостом.

    В некоторых случаях употребление слова то с одним, то с другим ударением не связано ни с какими добавочными значениями и оба варианта употребляются в литературном языке, например: А дружок мой милыйдалек о, далёк о. (А. К. Т.) В иных случаях употребление слова с одним ударением указывает на современное произношение, а с другим – на произношение несколько устарелое, например: /) Носкалы, и тайные мели, и бури ему [кораблю] нипочём. (Л.) (современное произношение); 2) Дробясь о мрачныескалы, шумят и пенятся валы. (П.) (устарелое произношение).

    Упражнение 61. Прочтите вслух с указанными ударениями; затем укажите, сколько слогов в каждом слове. Запомните правильное произношение этих слов.

    Красивее, свободнее, рассердился, звонит, жестоко, цыган, столяр, ступень, ремень, кремень, кожух, случай, верба, средства, злоба, убранство, единство, ходатайство, добыча, крапива, молодёжь, сирота, ненависть, изредка, недоимка, наковальня, пепелище, намерение, предмет, алфавит, террор, шофёр, партер, роман, процент, портфель, квартал, колосс, гектар, магазин, каучук, инструмент, документ, аргумент, диспансер, километр, техникум, атмосфера, президиум.

    62 . Прочтите вслух с указанными ударениями; укажите: 1) где изменение места ударения служит для различения слов; 2) где – для различения грамматических форм слова; 3) где оно не связано с изменением значения слова.

    Козлы – козлы, орган – орган, угольный – угольный, верхом – верхом, пахнуть – пахнуть, досыпать – досыпать, бегом– бегом, уже – уже, подрезать – подрезать, избы – избы, гоните – гоните, издалёка – издалека, иначе – иначе, казаки – казаки.

    63. Прочтите вслух отрывки из стихотворений. Поставьте над словами знак ударения; укажите количество слогов в каждой строчке.

    1) Смелый к победе стремится,

    Смелым – дорога вперёд,

    Смелого пуля боится,

    Смелого штык не берёт.

    (А. С у р к о в.)

    2) Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

    И радостно гибнет за правое дело!

    (К. Р ы л е е в.)

    64. Спишите следующий отрывок из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Поставьте над словами знак ударения.

    Ямщик поск...кал но всё погляд...вал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от час... становился сильнее. Облачко обр…тилось в белую тучу которая тяжело подымалась р..сла и постепенно обл...гала небо. Пош...л мелкий снег – и вдруг пов...лил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо см...шалось со снежным морем. Всё и...чезло. Ну барин закричал ямщик беда: буран!

    Я выгл...нул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой св...репой выразительностью что казался одуш...влё...ым, снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

    Понятие о фонетической транскрипции. Для точной передачи устной речи на письме каждый звук изображается одной строго определённой буквой, например: звук а изображается только буквой а (д[а]р, в [а] да вместо вода); звук о–только буквой о (д[о]м, ш[о]л вместо шёл), т. е. каждая буква является однозначной. Точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква, называется ф о н е т и ч е с к о й т р а н с к р и п ц и е й. Слово в фонетической транскрипции записывается в квадратных скобках. Так как звуков в русском языке больше, чем букв, то в фонетической транскрипции, с одной стороны, употребляются добавочные буквы (например, буква j), с другой стороны, буквы нашего алфавита употребляются с добавочными знаками, например: мягкий согласный звук изображается буквой с дополнительным знаком ", который ставится наверху, справа от буквы: [кон"] (конь).

    Букваъ, которая в обычном алфавите не имеет собственного звукового значения, в фонетической транскрипции используется для обозначения звука, произносимого на месте а и о после твёрдых согласных во всех неударных слогах, кроме первого предударного: [плáвът"] (плавать), [въдавóс] (водовоз).

    Буква ь обозначает в фонетической транскрипции звук, произносимый в заударных и не первом предударном слогах на месте буквя, е после мягких согласных: [пьтачóк] (пятачок), [кóл΄ ь т] (колет). Подробнее об этом см. § 74.

    Долгие согласные, произносимые, например, на месте двойных н, м, с, д и т. д. или на месте сочетанийс ш, з с, д т и под., обозначаются чертой над соответствующей буквой: ванна = [ванъ] , ссылка = [сылкъ], с шумом = [шумъм], подтолкнуть = [пъталкнут’] и т. д.

    Знак ц используется для обозначения звука j не перед ударной гласной: (= белая чайка); в положении перед ударной гласной в фонетической транскрипции пишется буква j .

    Упражнение65. Затранскрибируйте следующие слова:

    Пароход, главный,затемно, сшить, гамма, отталкивать, косьба, наволочка, синего.

    СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    Образование согласных звуков. При образовании одних согласных звуков либо язык плотно прижимается к зубам (т, д) или к нёбу (к, г), либо губы плотно смыкаются (п, б). Струя воздуха, выходя наружу, разрывает плотно сомкнутые органы речи, отчего получается мгновенный шум, напоминающий взрыв. Согласные, которые образуются смыканием органов речи и взрывом воздуха при быстром их размыкании, называются с м ы ч н ы м и; в русском языке это звуки б, г, д, к, п, т.

    Звукил, м, н называются смычно-проходными. При образовании звука л передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые воздух и выходит. Поэтому звук л называют боковым. При образовании звука м плотно смыкаются губы, а при образовании звука н язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не получается, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуким и н называются ещё носовыми.

    При образовании других согласных звуков органы речи образуют узкий проход, напоминающий щель. Например, при звуке х щель образуется между задней частью языка и нёбом; при звуке с щель образуется между передней частью языка и верхними зубами;при звуке ф между нижней губой и верхними зубами; При трении струи воздуха о края щели получается шум. Согласные, которые образуются трением воздуха о края щели, называются щелевыми, например:в, ж ,з, с, ф, х, ш.

    Звуки ц и ч образуются следующим образом: сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке ц ) или с передней частью нёба (при звуке ч ), затем воздух с лёгким взрывом размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом и выходит наружу; поэтому звук ц состоит как бы из слитых вместе т и с , а звук ч из слитых вместе т" и ш" (мягких звуков т и ш ). Вот почему звуки ц и ч называются слитными.

    При образовании звука р шум получается от дрожания кончика языка; поэтому звук р называется дрожащим.

    Следовательно, по способу образования согласные могут быть: 1) смычными; 2) с м ы ч н о-проходными; 3) щ е л е в ы м и; 4) слитными и 5) дрожащими.

    По участию губ и языка для образования преграды согласные делятся на следующие группы: 1) губные–б, п, м, в, ф (при образовании б, п, м нижняя губа смыкается с верхней, при образовании в , ф нижняя губа приближается к верхним зубам, отчего получается щель); 2) переднеязычные –д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, щ, л, р (при образовании одних звуков кончик языка или передняя часть языка смыкается с зубами или с передней частью нёба, при образовании других происходит сближение тех же органов); 3) заднеязычные– г, к, х (образуются смыканием или сближением спинки языка с мягким задним нёбом).

    Знания о месте и способе образования согласных звуков необходимы учителю начальных классов при обучении младших школьников правильному произношению звуков, особенно таких, которые могут быть трудны для усвоения: [ш], [ш"], [ч], [ц] и др.

    Важно иметь точное представление, какие именно части артикуляционного аппарата (языка, нёба и т. д.) участвуют в образовании звуков, например чем произношение звуков [р], [л] отличается от произношения их мягких соответствий [р"], [л"].

    Звонкие и глухие согласные. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: б – п, г – к, д – т, з – с и т. д. Звуки л, м, н, р всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков и называются сонорными согласными. Звуки х, ц, ч всегда глухие.

    Звонкие согласныеб, в, г, д, ж, з оглушаются, т. е. превращаются в глухие, если оказываются на конце слова или в середине слова перед глухими согласными, например: дубы –дуб(п), низы – низкий(с).

    Глухие согласныек, п, с, т, ф, ш озвончаются, т. е. превращаются в звонкие, если оказываются перед звонкими согласными б, г, д, ж, з, например: молот ить – молот ьба(д), прос ить – прос ьба.(з).

    На письме, как правило, оглушение и озвончение согласных не отражается, например: воз ы – воз , воз ка; кос ить – кос ьба.


    Похожая информация.




    ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ

    Фонетика (греч. Phone Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos

      Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, ударение, особенности членения звукового потока на слоги и др. Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho – пишу): 1. Прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. 2. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos – речь): 1. Совокупность норм устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. 2. Раздел языкознания, в котором изучается функционирование орфоэпических норм и вырабатываются орфоэпические правила. Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos – слово) – раздел языкознания, в котором исследуется система ударений какого-либо языка или группы языков.



    Звуки речи

      Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова. Звуки образуются речевым аппаратом человека по-разному и обладают различной характеристикой, связанной с тем, какие органы речевого аппарата и как участвуют в образовании звука. Одни звуки образуются при помощи голоса (выдыхаемый из легких воздух приводит в колебание голосовые связки), другие – при помощи шума (струя выдыхаемого воздуха преодолевает в полости рта преграды), третьи – при помощи голоса и шума. Движение органов речевого аппарата во время образования звука называется а р т и к у л я ц и е й.

    • Для точной передачи звуков используется ф о н е т и ч е с к а я т р а н с к р и п ц и я - специальный вид письма, передающий звуковой облик слова. При этом звуки заключаются в квадратные скобки:

    • дуб – [дуп], ложка – [лошкъ].

    • В одном слове может быть один, два и более звуков: и (союз) – [и], он – [он], сыр – [сыр], лью – [л’jy], целый - [цэлыj].



    Г л а с н ы е з в у к и Согласные звуки р е д у к ц и е й [ъ]. Звук . о или а

      В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При образовании гласных звуков струя воздуха колеблет голосовые связки и не встречает преград в полости рта. Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта. В русском языке шесть основных гласных звуков , т.е. тех, которые произносятся в ударных слогах: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. В безударном положении произношение некоторых гласных звуков изменяется. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется р е д у к ц и е й , а данные безударные гласные р е д у ц и р о в а н н ы м и . Так, например, в слове “темно” после [т’] произносится не [э], а [иэ] – звук, средний между [и] и [э]. В слове “молоко” после [л] в безударном положении звучит не [о], а звук, который больше похож на [а]. В фонетической транскрипции этот звук обозначается как: . После [м] слышится звук, еще менее похожий на [о] или [а]. Этот звук в транскрипции обозначается как: [ъ]. Таким образом, кроме основных шести гласных звуков, в русском языке имеются и редукцированные гласные звуки. Перечислим некоторые из них. Звук . Этот безударный звук произносится в первом предударном слоге или в абсолютном начале слова на месте букв о или а : они – , коса – [к/\са], обрывать – .

    • Звуки [ъ], [ь]. Эти редукцированные звуки произносятся во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова. На письме они обозначаются, как правило, буквами а, о, е : ветер – [в’эт’ър], холодно – [холъднъ], хорошо – [хър/\шо], ватага – [в/\тагъ].

    • Звук [иэ] средний между [и] и [э]. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных чаще всего на месте буквы е : леса – [л’иэса], метель – [м’иэт’эл’].

    • Звук [ыэ] средний между [ы] и [э]. Произносится в первом предударном слоге после твердых шипящих согласных и ц . Как правило, на письме он обозначается буквами е или и : цена – [цыэна], циркач – [цыэркач’], шеренга – [шыэр’энгъ], жираф – [жыэраф]. Позиция гласных звуков под ударением называется с и л ь н о й , в безударном положении с л а б о й . Орфографические ошибки чаще всего допускаются именно тогда, когда гласный звук находится в слабой позиции и редуцирован.


    звонкие и глухие .

    • В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие .

    • Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б], [в], [г], [д], [з] и др.; состоящие только из шума – г л у х и м и : [п], [ф], [к], [т] и др. Часть звонких и глухих согласных образует пары : [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г"] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]. Не имеют пар глухие [х], [ц], [ч’], [ш’], [х’] и звонкие [р], [л], [м], [н], [j]*, [р’], [л’], [м’], [н’].

    • Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных: щука [ш’укъ], счет [ш’от]. При образовании звонких согласных [р], [л], [м], [н], [j], [р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные называются с о н о р н ы м и (остальные – ш у м н ы м и : шумные глухие и шумные звонкие).


    Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е.

      Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, например, произношение [л] и [л’]. Мягкость согласного в фонетической транскрипции обозначается знаком [‘]: конь – [кон’], ряд – [р’ат]. Часть согласных звуков образует пары по твердости-мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’]. Не имеют пар мягкие согласные звуки [ч’], [ш’], [j] и твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].


    НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

      У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова – го лову, вода – во ду, борода – бо роду, земля – зе млю, нога – но гу, рука – ру ку и др. 2. Односложные предлоги на, за, во, под, из, без и другие в сочетании с существительными, имеющими ударение на первом слоге, могут принимать ударение на себя: на пол, за нос, за руку, по д ноги, по морю, и з лесу, бе з вести . Например:

    • 1. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (А.С. Пушкин)

    • 2. Однажды в студеную зимнюю пору Я и з лесу вышел. (Н. Некрасов)

    • 3. Вы, товарищ, сядьте на пол, Вам, пожалуй, вс равно. (С. Маршак)


    • А1. Укажи слово, в котором произносится согласный Д:

    • Народ

    • Отголосок

    • Праздник

    • Тридцать

    • При выполнении этого задания необходимо помнить, что парные звонкие согласные (б,в,г,д,ж,з) оглушаются, т.е. превращаются в глухие, если оказываются в абсолютном конце слова или в середине слова перед глухими согласными.


    • А2. В каком слове ударение падает на второй слог.

    • Диспансер

    • Двухмачтовый

    • Погналась

    • Украинский

    • Для определения верного ответа важно произнести слова вслух, определяя в каждом ударный гласный звук. Знание орфоэпических норм позволит исключитьварианты с неверным ударением


    • А3. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

    • Долматов всегда демонстрировал ВЫСОКИЕ образцы актерской работы.

    • Нам рассказывали о людях, знакомство с которыми является большой удачей в жизни, - о людях ВЫСОКОЙ культуры и оригинальной мысли.

    • Это была хорошая женщина, простая, грустная, необычайно ВЫСОКОЙ души.

    • В Москве действует целевая программа ВЫСОКОГО строительства.

    • Для того чтобы выбрать правильный вариант решения, необходимо различать лексические значения паронимов ВЫСОКИЙ и ВЫСОТНЫЙ. Если различие значений паронимов кажется вам неочевидным, попробуйте заменить в предложениях один пароним на другой и выберите правильный вариант ответа.


    • А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    • Пара носков

    • Заехай ко мне

    • Гораздо сложнее

    • Более семисот зрителей

    • Это задание проверяет следующие знания:

    • Нормы образования форм прилагательных и наречий

    • Нормы склонения и сочетаний разных разрядов числительных

    • Нормы склонения существительных

    • Нормы сочетаемости различных частей речи


    • А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

    • Приехав в столицу,

    • каждый поражается бешеному темпу москвичей.

    • первой моей задачей было найти работу.

    • меня охватила радость.

    • каждого поражают суета и спешка.

    • Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо владеть синтаксическими нормами употребления деепричастного оборота: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол (сказуемое), обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету.



    3. ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4.

      3. В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если: 1) слово состоит из односложного корня и окончания: ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара ; 2) если односложная основа оканчивается на –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а ; 3) если двусложная основа не имеет суффикса или же содержит суффиксы –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а . В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4. Во многих глаголах прошедшего времени в мужском и среднем проде, а также во множественном числе ударение падает на основу, а в женском роде – на окончание: отбыл, отбыло, отбыли – отбыла; начал, начало, начали – начала; брал, брало, брали – брала; звал, звало, звали – звала . 5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, вспахать – вспаханный, отнять – отнятый . 6. В случае затруднений при постановке ударения необходимо обращаться к словарю ударений либо к орфоэпическому, орфографическому и другим словарям.