Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары. Чем полезен танец фламенко

Анастасия Волчек рассказывает, как с помощью танца фламенко пробудить в себе горячую и сильную натуру даже в сарафане и тапочках.

Детали

  • Причёска

Волосы убираются в пучок сзади, чтобы не было жарко. У цыган волосы жёсткие, как проволока. В танце фламенко они выбивались из причёски, и непослушные завитки от влажности и пота прилипали к лицу. «Локон страсти» стал фирменным знаком фламенко: его делают специально и фиксируют лаком.


Пучок закрепляют большим гребнем - пинетой. Раньше их вырезали из панцирей черепах, поэтому они были тяжёлыми. Современные пинеты пластиковые и лёгкие.


Цветы. Испанки, танцующие фламенко, любят украшать голову цветами. Сегодня не используют живые цветы: искусственные легче, удобнее и хранятся дольше. Иногда под большую пинету надевают мантилью из кружева ручной работы - древний признак знатной особы. Она и сегодня является дорогостоящим аксессуаром и доступна не каждой.

  • Мантон

Это огромная шаль с длинной и тяжёлой бахромой. Мантон накидывают на плечи, чтобы не замёрзнуть вечером. Это тоже статусный предмет в танце: делают его из благородных материалов, например, шёлка и украшают ручной вышивкой. Цена доходит до нескольких тысяч евро.


Молодая девушка никогда не брала в руки красный веер. Этот цвет предназначался только для зрелых женщин. Чёрный цвет - для траура, белый - для свадьбы. Если девушка была небогата, веер был таким же: в горошек из самого дешёвого ситца. Чем взрослее она становилась, тем мельче горох. Веера до сих пор делают вручную - из слоновой кости, золота и кружева. Их покупают как предметы искусства и обязательно берут на традиционные свадьбы.

  • Кастаньеты


Нужны для создания ритма фламенко. Кастаньеты привезены из Кубы и Бразилии, где их традиционно изготавливали из морских ракушек. В Испании кастаньеты стали деревянными - буковые кружочки, связанные шнурком. Сейчас их делают из современных материалов: стеклопластика и металла.

  • Платье с воланами

У девочки из бедной семьи часто была одна-единственная юбка. По мере взросления к юбке дошивался ещё один кусок ткани. Потом ещё один. Затем ещё. Так получались разноцветные пышные юбки с воланами. Мало кто тогда думал о красоте: шили из того, что было. Только когда фламенко стали танцевать при королевском дворе, юбки приобрели артистический вид.

  • Туфли


Предмет абсолютной роскоши. Беднякам полагалось бегать по окраинам босиком, а туфли надевали богачи, чтобы ходить по каменной брусчатке в центре города. Их делали из мягкой кожи, с каблуком из бука и толстой подошвой, которую к тому же обивали гвоздиками, чтобы обувь дольше служила. Туфли во фламенко - полноценный музыкальный инструмент.

Откуда взялось фламенко

Этот танец изобрели цыгане в те давние времена, когда восточные специи ценились на вес золота. Испанские торговые корабли приплывали в портовые города. Из них выходили купцы, у которых на поясах были развешаны дорогостоящие мешочки со специями так, чтобы они всегда были на виду. Тогда на пристани и появлялись цыгане. Они окружали торговцев хороводом и начинали дикие пляски. Танец должен был быть забойным настолько, чтобы зрители потеряли всякую бдительность. Все эти движения с пальцами - магические пассы, которые отвлекали внимание, гипнотизировали, зачаровывали. Цыганки ловко снимали с купцов мешочки со специями, а их дети в это время чистили карманы уличных зевак.


Фото: renette1.rssing.com

Получается фламенко, который окутан романтическим флером, - это не культура, а антикультура. Север Испании не признаёт этот танец. Я раньше думала, что, если человек - испанец, он непременно танцует фламенко. Нет, танцуют его только на юге, в Андалусии. Однажды в Минске познакомилась со студентом-испанцем. Я говорю: «Ты меня научишь танцевать!» А он: «Нет, это ты меня научишь!»

Фламенко - это не танец в чистом виде, а синтез трех культур: надрывного горлового пения канте-хондо, гитарной музыки и потом уже танца. Ведь как было раньше: собираются люди за столом, певец поет, музыкант ему аккомпанирует, а потом уже и танцор от избытка чувств встаёт из-за стола и начинает танцевать. Ведь до сих пор главные - это певцы, а мы думаем, что танцоры.

Как начать танцевать фламенко

Направлений этого танца много - больше пятидесяти, но чаще всего в школах для любителей преподаются самые простые из них. Несмотря на это, освоить фламенко весьма непросто. У испанцев чувство ритма развивается с самого детства. Для них нет проблемы: услышал ритм - повторил. А наши люди не справляются со сложными ритмическими схемами. Поэтому на занятиях фламенко мы берём простую ритмическую структуру.

Сначала изучаем своё тело на предмет его возможностей. По отдельности разучиваем движения пальцев рук. «Танцовщица разговаривает руками» - так говорила Майя Плисецкая. Руки, мягкая кисть и пальцы - это женственность в танце.


Потом разучиваем движения ног и соединяем. Танец фламенко - это и сам танец, и аккомпанемент себе же ногами. Эмоции надо подключать позже, где-то через год регулярных тренировок. Когда руки-ноги уже слушаются, можно думать про «sensación» - чувства.

Чтобы стать хорошим танцором фламенко, понадобится лет шесть. Не все выдерживают, у людей есть свой лимит. Одни приходят со спонтанным желанием: «Я сшила красную юбку, сделайте мне поскорее танец». Другим нужно выступить на корпоративе или конкурсе красоты. А есть люди, которым важен не результат, а сам процесс. К нам давно ходит женщина, она все время в тапочках и сарафане. Я ей говорю, что пора уже приобрести юбку и туфли. А она: «Да вы не обращайте внимания, я хожу на вас всех посмотреть». Есть люди, которым просто пойти некуда, занятия фламенко для них - канал общения.

Как снять мышечное напряжение и развить грацию

Что происходит с нами, женщинами? Пока учимся в школе, институте - мы ещё танцуем. Вышли замуж, родили ребёнка - и всё, перестали танцевать. У испанок этого нет. Они танцуют, двигаются каждый день, для них это необходимая составляющая жизни. Испанки себя очень любят. В нашей культуре женщина всегда на втором плане. Среди испанских танцовщиц фламенко много невысоких, ножки у них сразу от бедра - и в туфельку. А с нашими длинными ногами попробуй все эти дроби выстучать. Это сложно: мышцы длинные. И, тем не менее, мне кажется, что нашим женщинам надо просто регулярно двигаться, включать музыку и танцевать. Ощущать себя в движении.

Ведь нет цели всех поразить. Задача в том, чтобы вы танцевали, двигались в своём теле, радовались от этого.


Кто ходит на занятия

Бухгалтеры, врачи, многолетние мамы-домохозяйки, студентки, дамы, которые ищут выхода своей женской энергии. Они смелые, и я уже заранее благодарю их за эту смелость. У нас в стране есть стереотип: танцуешь фламенко, значит, ты стерва, злая недоступная Кармен. Особенно мужья реагируют опасливо и с недоверием. Может быть, потому что танец фламенко будит женскую натуру и не позволяет чувствовать себя слабой и несчастненькой? Этот танец меняет. Женщина учится быть уверенной, любить себя, подавать себя с гордостью, а не просто «извините, можно я потанцую?». У окружающих это вызывает одну реакцию: «Обнаглела!»


Даже зрители на концертах у нас другие. Фламенко не смотрится в тишине, обязательно должна быть зрительская реакция. Испанцы могут крикнуть на весь зал: «Оле, Мария!» Она выходит - и уже не одна в этом чёрном зале, тут сидит семья. Я своих учениц просто заставляю кричать «Оле!». Это очень тяжело сделать, они слишком зажаты. А ведь голос отображает темперамент. Этой энергетикой фламенко может напугать. Бывает, что женщина приходит как пугливая лань. Движения бёдрами для неё неприличны! А у южных женщин крутить бёдрами, широко расставлять ноги - это естественно. В этом нет пошлости!

Противопоказания

Нет таких противопоказаний, чтобы не танцевать фламенко. У меня на занятиях была беременная девушка, которая пришла по рекомендации врача. Доктор ей сказал, что только два вида танцев разрешается беременным, и один из них фламенко. Приходят люди с артритом, но тут всё от интенсивности нагрузки зависит. Нужно делать так, как позволяет тело. Другое дело, что нельзя сильно и долго стучать каблуками, да ещё и в неправильной обуви. Врачи, конечно, это запретят. Но не двигаться – ещё хуже.

Сколько стоит

В первый год изучения танца фламенко нет никаких трат на костюмы. Но обычно девочкам не терпится купить длинную юбку и танцевальную обувь. Я заказываю себе обувь только в Испании. Мне нравятся сайты deflamenco.com, flamencoexport.com, flamencoshop.com. Рекомендую выбирать испанское производство: разница с китайскими товарами колоссальная. А вот платья лучше шить на свою фигуру. У нас это можно сделать в ателье или у частного мастера, основная трудность - найти подходящие ткань и расцветку.


В Минске стоимость 8 занятий фламенко в месяц варьируется в пределах 50 -70 рублей.

Больше о фламенко:

Фото: agendacultural.buenosaires.gob.ar, votpusk.ru, dancing.ru, shutterstock.com

Сегодня многие женщины и даже мужчины хотят не просто заниматься фитнесом, но делать это красиво, не только похудеть и укрепить мышцы, но и развить грацию и пластику. Именно поэтому такой популярностью стали пользоваться танцы: латина, танго, брейк-данс, хастл, сальса и, наконец, хит сезона — фламенко.

Про фламенко многие слышали, некоторые видели, но мало кто из непосвященных представляет, как и где его танцевать.

Зачем танцевать

Фламенко — особое сочетание танца (байле ), аккомпанемента (токе ) и вокала (канте ), зародившееся на юго-западе Испании, в Андалузии. Это не просто вид искусства, а целая культура, основной мотив которой — чувственность.

Сегодня фламенко не только творят, но и изучают. В 1955 году Гонсалес Климент написал книгу под названием «Фламенкология», положившую начало одноимённой области искусствознания.

А в 1958 году в г. Херес-де-ла -Фронтера открылась первая кафедра фламенкологии. Её сотрудники изучают происхождение фламенко, его исконный стиль, традиции и эволюцию.

Оставив в стороне пение и игру на музыкальных инструментах, а также более глубокие духовные аспекты, рассмотрим подробнее хореографический компонент. Прежде всего, фламенко — очень красивый танец. Стук каблуков, резкие и, в то же время, элегантные движения, развевающаяся юбка — всё это создаёт особое эмоциональное настроение. Фламенко позволяет проявлять в танце свое настроение и сексуальность. Кроме того, занятия фламенко развивают координацию движений и улучшают осанку. Наконец, это просто один из способов поддержания хорошей физической формы.

Кто танцует

Во фламенко нет ограничений по полу, возрасту и комплекции. Приходить можно как с партнёром, так и без: фламенко может танцевать один человек, пара или группа, здесь нет особых канонов. Это не значит, что фламенко бесполый танец, просто в нём есть и мужские, и женские элементы, а уж сочетаться они могут по-разному. Характерный мужской танец — выстукивание ритмов ногами, а женский — то изящные, то плавные, то неожиданно резкие движения корпуса.

Фламенко не требует основательной физической подготовки или умения садиться на шпагат. Важнее чувствовать музыку и ритм, впрочем, иметь музыкальное образование тоже не обязательно. Стоит вспомнить, что многие мастера фламенко не были профессиональными музыкантами, а мелодии передавались от учителя к ученику без всякой нотной записи.

В целом, фламенко может заняться практически любой желающий. Главное, чтобы не было противопоказаний по состоянию здоровья. Во время танца повышенная нагрузка приходится на ноги, позвоночник, шею. Поэтому людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, прежде чем идти в танцкласс, стоит предварительно посоветоваться с врачом.

Как проходят занятия

В большинстве школ новички танцуют два раза в неделю по 1–1,5 часа. Скорее всего, Вам предложат несколько видов занятий: помимо самих танцев, есть специальные классы по ритмам (компа с), которые составляют основу фламенко. В некоторых школах танцы проходят под живую музыку, но чаще всего используют записи.

В чем танцевать

Чтобы танцевать фламенко нужен специальный наряд. По классическим канонам танцовщица надевает традиционное платье с оборками и воланами, а её партнёр — темные брюки, широкий пояс и белую рубашку с широкими рукавами. И конечно, обоим совершенно необходимы звонкие каблуки, позволяющие отбивать четкие ритмы.

Если Вы не собираетесь, во всяком случае, в первое время, участвовать в представлениях, к выбору одежды можно подойти попроще: подойдёт любой удобный спортивный костюм. Самое главное — это обувь. Нужно купить туфли (хорошо сидящие на ноге) или ботиночки на устойчивом широком каблуке (4-7 см) с круглыми носами. Бывают и особые туфли для фламенко, которые продаются в специализированных танцевальных магазинах. В последующем женщинам понадобится юбка, облегающая бёдра и расклешенная книзу — её можно сшить на заказ.

Где танцевать

Фламенко можно учиться во многих многопрофильных школах танцев, однако есть и узконаправленные учреждения. Вот лишь некоторые из московских школ фламенко.

1. Школа танца фламенко “Pasion Flamenco” — тел. (495) 649–90–24

Школа организована в партнёрстве с испанским центром, поэтому здесь делается акцент на передачу исконных традиций. В этой масштабной школе занимаются с детьми и взрослыми в нескольких залах на «Кузнецком мосту», «Пушкинской», «Смоленской» и «Академической», в том числе по индивидуальному графику. Стоимость восьми занятий — 3000 рублей.

2. Школа танца и музыки «Территория Фламенко» — тел. +7(909) 973–95–93, +7(926) 524–17–60

Помимо танцев и занятий по ритму имеется класс вокала и гитары. Регулярно набираются группы начинающих. Занятия проходят рядом с метро «Серпуховская» (МДЦ Москворечье).

3. Школа танцев фламенко Алёны Шульгиной — тел. 8 (926)- 878–78–76

Занятия по вечерам два раза в неделю, разноуровневые группы. Стоимость разового занятия 350–450 рублей. Абонемент на восемь занятий 2200-2500 рублей. Занятия проходят рядом с метро « Китай-город », «Чеховская».

4. Школа танцев Лилии Сафиной тел. 962–04–27, 165–02–48, 518–69–18

Постановка корпуса, движения рук, дроби, работа с юбкой, изучение ритма. Класс фламенко — 2200 рублей в месяц за 8 занятий по 1,5 часа, 2400 рублей за 9 занятий. Занятия проходят рядом с метро «Улица Подбельского».

Для тех, кто уже занимается фламенко и хочет повысить своё мастерство, регулярно проходят мастер-классы артистов. Лучшей школой фламенко остаётся испанская, поэтому полезно бывает поучиться у приезжающих в Россию испанских мастеров.

Если вам захотелось не только потанцевать самим, но и посмотреть, как это делают мастера - не проблема. В Москве регулярно, практически каждую неделю, проходят концерты, вечера и даже фестивали фламенко. Ближайшее крупное мероприятие — балет Антонио Гадеса 16–19 марта в Театре Эстрады.

Ольга Добрушина

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

В старинном доме со множеством коридоров первого этажа с трудом можно пробраться к главному месту съемок, - а именно, спальне, где главные герои танцуют свое «Фламенко». В этой комнате можно встретить всё: от столярных тисков до фортепиано. Пока сохнут глиняные куклы, камеры направлены на большую кровать, где сладко спит женщина. Дубль за дублем она делает поворот на другой бок. В соседней гостиной режиссер и оператор пристально следят за тем, что происходит в соседней комнате через мониторы.

Играет мрачная музыка, по стенам бегут тени прошлого и воздух пропитан расставанием. Приезда Левы и Шуры ожидают с минуту на минуту. Они приехали всего на час, посмотреть за ходом съемок, познакомиться с актерами, и, конечно, ответить на вопросы любопытных:

Ребята, расскажите, что это за мистическая квартира?
Лева: эта квартира художника Верещагина. В этой квартире каждый день снимаются какие-то сериалы. Она такая колоритная и фактурная, и я думаю, что в ней по ночам ходят всякие именитые привидения.
Шура: а вообще, эту квартиру выбрал режиссер, когда он послушал песню, то у него возникла идея.

Расскажите немного о клипе.
Шура: - это второй клип нашего проекта «Нечетный воин», первым стал клип на песню «Медленная звезда», которую спела с нами Диана Арбенина. Клип на «Фламенко» - это своего рода продолжение клипа на «Медленную звезду» по настроению и по истории.
Лева: песня «Фламенко» для нас связана с личными переживаниями, которые не хотелось бы выносить на всеобщее обозрение.
Шура: клип на самом деле очень личный, и имеет больше отношения ко мне, чем к леве.

В съемках принимают участие профессиональные актеры Пономарева Ирина, Борис Токарев, которые и играют танцоров, которые протанцевали и прожили вместе всю жизнь. Пока съемочная команда занималась постановкой кадров с участием кукол Левы и Шуры, «танцоры» поделились с нами о своих впечатлениях от съемок в клипе:

Скажите, вы актеры или танцоры?
Пономарева Ирина: мы драматические актеры. Играем и в театре, и в кино.
Борис Токарев: я, в основном, в кино.

В каких сериалах вы снимались?
П.и.: «Линия защиты», «Кулагин и к», последний фильм - «Глазами волка», где я играю главную женскую роль.

Какие ваши впечатления от участия в съемках клипа?
Б.т.: замечательные! Очень хорошая команда и сюжет нам очень нравится. Единственная проблема с финалом, потому что мы с Ирой в конце танцуем несколько развязок танца «Фламенко». Вот сейчас репетируем танец.

Я вижу, вам помогает в этом инструктор по танцам.
П.и.: да, конечно! Это, я считаю, необходимо, хоть мы и сами не плохо двигаемся для драматических актеров, но здесь, конечно, очень важна отточенность движений, ведь мы играем профессиональных танцоров, и наши движения должны быть безукоризненными. Тем более, это финал клипа, и очень важно, чтобы он был ярким.

А приходилось ли вам танцевать «Фламенко» на сцене или в жизни?
П.и.: нет, не приходилось, к сожалению. Русские народные я отплясывала в ансамбле. Но сам танец мне очень нравится, но не в эстрадном варианте.
Б.т.: нет, я никогда не танцевал «Фламенко».

Что вы можете сказать о режиссере Владе Разгулине, легко ли с ним работать?
П.и.: очень милый человек, знает, что хочет.
Б.т.: четко ставит задачи. Не многословен, что хорошо. Всё конкретно и четко.

Как вы относитесь к музыке группы «Би-2», слушаете ли дома?
П.и.: так, чтобы включать дома магнитофон и слушать - такого нет, но когда я слышу - я не выключаю, потому что мне нравится эта группа. Когда я сыну сказала, что буду сниматься в клипе, он был очень удивлен и обрадован, - я поняла, что он одобрил.
Б.т.: у меня есть кассета в машине, и когда я выезжаю куда-то, то я ставлю. Я думаю, что этот клип будет их лучшим клипом, потому что песня замечательная, и она как бы идет немножко вразрез с тем, что они делали раньше. И это очень удачный эксперимент, который займет достойное место в хит-парадах.

Актеров отвлекает инструктор по танцу «Фламенко»: до следующего этапа съемок нужно отрепетировать самое сложное - танец. Тем временем камера и свет направлены на столик в спальне, на котором во множестве фактурных и ярких предметов стоят две глиняные куколки. Одна с гитарой, другая с микрофоном. Как рассказал нам режиссер клипа Влад Разгулин, через весь клип будет обозначено их ненавязчивое присутствие. Вообще, Влад не любит говорить о том, что он снимает. Правда, во время обеденного перерыва, когда вся команда отдыхала в небольшом садике во дворе дома (Лева и Шура тоже, дав несколько интервью, отправились обедать в расположившийся по соседству знаменитый ресторан «Дача»), Влад согласился ответить на пару вопросов специально для посетителей сайта Би-2:

Обычно Би-2 устраивают нечто вроде тендера перед съемками, то есть показывают разным режиссерам песню, они предлагают свои идеи, а далее группа выбирает наиболее понравившийся вариант. Скажите, на этот раз было также?
В.р.: ну, в этот раз было совсем по-другому. Я пришел с готовой идеей и сказал: или я снимаю, или нет. Им очень понравилась моя идея клипа.

Как сформировалась история ролика о двух танцорах?
В.р.: - я послушал музыку, и в голове сложилась такая история, образ. Знаете, когда музыка хорошая - все рождается очень быстро.

Почему вы заменили живых музыкантов на кукол?
В.р.: мне история ролика сама по себе кажется очень грустной, и я не нашел в ней место живым музыкантам, и мне четко пришла в голову мысль сделать глиняных кукол, и это понравилось всем.

Что это за место, где проходят съемки, чья это квартира?
В.р.: - с этой квартирой я знаком. Мы здесь часто снимаем что-то, и всякий раз получается все по-разному. Квартира сама очень фактурная. Здесь есть много предметов, которые можно двигать в процессе съемок и строить кадры так, как кажется интересным.

Кто оператор клипа?
В.р.: - Марат Адельшин. Он снимал с нами клипы на песни «Зажигать» и «Невероятная история».

Кстати, о клипе на песню «Невероятная история». Я была на съемках клипа, а конечный вариант очень удивил. Многие поклонники группы говорили, что присутствие в клипе летающей тарелки не совсем им понятно.
В.р.: ну, на самом деле, мы тоже не понимаем, откуда она взялась! (смеется). Она в голову пришла нам в последний день. А почему бы и нет, пускай будет летающая тарелка - подумали мы.

А то, что получилось, вам понравилось?
В.р.: я не супер доволен, конечно, но так мало времени на такие вещи не должно быть. Клип должен сниматься два дня! Когда нужно успеть все снять в один день, то это очень сложно, как и для команды, так и для актеров. Посмотрим, что получится с «Фламенко».

Впереди у съемочной команды трудный день и еще очень много задач. Из того, что мне удалось увидеть, я сделала очень приятный для себя вывод: клип будет очень образным - через предметы и мелкие движения актеров режиссер нам расскажет трогательную историю двух любящих друг друга людей, несмотря ни на что танцующих свой яркий и неповторимый танец любви. Здесь время не властно, и цвета не играют ролей, здесь «Фламенко».

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.