Пальчиковая игры для детей 3 4 лет в детском саду картотека

– это чрезвычайно полезная забава для детей в возрасте 3-4 лет. Она помогает развивать у деток мелкую моторику рук, стимулирует к развитию все мышцы в руке ребенка. У малышей в этом возрасте еще не окончено формирование косных тканей запястий и фаланг, поэтому все действия они выполняют очень медленно. Чтобы помочь малышу обрести ловкие руки, нужно стимулировать развитие мелкой моторики рук.

Именно тут на помочь приходят пальчиковые игры. Помимо вышеописанных функций, пальчиковая гимнастика позволяет установить тесный психологический контакт с малышом, родители смогут играть с ребенком, одновременно с этим малыш будет получить удовлетворение от общения с родителями и различные сенсорные впечатления. Со временем во время упражнения будет развиваться внимание, и ребенок научится сосредотачиваться.

  • Потешки;
  • Гимнастика для пальцев;
  • Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук;
  • Игра с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Как играть с ребенком в зарядку для пальчиков

Обычно детям очень по душе те образы и герои, которые присутствуют в пальчиковых играх и на второй-третий раз ребенок уже пытается повторять текст и движения пальцев за родителями.

Пальчиковые игры — 3: «Ладушки», «Помощники», «Пчёлки».

Такие упражнения помогут подготовить малыша к счету, также научат его использовать сразу обе руки в каких-то действиях, а также объяснят понятия «верх», «них», «право» и «лево».

Упражнения для пальцев рук

Есть несколько важных правил, которые нужно соблюдать, играя с ребенком :

  1. Взрослый обязательно должен демонстрировать то, что он увлечен игрой, но в этот процесс нужно вовлекать и ребенка.
  2. Не бойтесь использовать одну и ту же игру несколько раз, ребенок постепенно выучит текст и сможет повторять его сначала частично, а потом и целиком.
  3. Практикуя пальчиковые игры, не ставьте перед ребенком 3-4 лет несколько задач одновременно. У деток объем внимания очень ограничен и слишком сложное задание может расстроить ребенка.
  4. Играя, старайтесь заинтересовать малыша, чтобы он пел вместе с вами, не замечайте его небольшие ошибки и хвалите за успехи.

Чем полезна зарядка для пальчиков

Практикуя такие игры для детей 3-4 лет дома или в детском саду, вы быстро заметите прекрасные результаты.

Пальчиковая гимнастика стимулирует развитие у детей :

Речевых навыков . Благодаря тому, что ребенок регулярно и быстро двигает пальцами, у него активизируются речевые центы мозга.

Понимания речи родителей . Малыш учится повторять за взрослыми, слушать то, что они произносят, начинаем сам говорить и отвечать, а также получает положительные эмоции, что для ребенка в 3-4 года очень важно.

— . Ребенок учится следить за движениями и словами одновременно и учится распределять свое внимание.

Когда малыш научится повторять строчки в стихах, под которые происходит гимнастика, а также сможет сопровождать ими выполнение упражнений самостоятельно, то со временем его речь станет более понятной и ритмичной. Более того, ребенок научится контролировать движения своих рук.

Пальчиковые игры для детей. Домик.

Игры с пальчиками в стихах для детей 3-4 лет дома и в саду помогут деткам запомнить положение пальчиков, последовательность того, что нужно делать и строчки стишков, а значит, у ребенка будет развиваться как физическая сторона, так и умственная. С помощью таких игр легко можно развить фантазию и воображение ребенка, со временем, возможно, ребенок научится сам сочинять и рассказывать свои «истории для пальчиков», гимнастика станет для этого просто первым шагом.


Упражнение, способствующее укреплению памяти

Что немаловажно, игры для пальчиков детей 3-4 лет готовят руки ребенка к дальнейшим освоению навыкам письма. Поэтому пальцам ребенка в этом возрасте нужно уделить особое внимание, тогда они станут сильными и подвижными.

Для деток 3-4 лет очень желательно, чтобы занятия с ними проводились регулярно, хотя бы по десять минут в день. Очень скоро вы увидите, что ребенку понравится какое-то действие несколько раз. Это значит, что навык постепенно закрепляется и чем он сложнее, чем дольше его будет заучивать ваш малыш.

Постепенно с тем, как ребенок будет расти и учить упражнения для пальчиков, их нужно будет делать все более сложными, а также вводить новые элементы. Для деток 5-6 лет можно попробовать подобрать более длинные стихи и более сложные движения.

Виды зарядки для пальчиков

Существует несколько видов зарядки для пальчиков, мы рассмотрим отдельно каждый из них.

Есть упражнения, которые развивают кисти рук ребенка. Эти движения очень простые, там не нужно совершать какие-то тонкие движения. Они подходят для совсем малышей и если вы только приступили к таким играм для пальцев, то лучше начать именно с них.

Развивающее обучающее видео для детей.

Вам малыш постепенно научится повторять движения и слова за вами, и это станет базой для дальнейшего запоминания и обучения. Кроме того, ребенок сможет научиться напряжению и расслаблению мышц, а также сможет сохранять пальцы в некоторых положениях. В простых играх малыши научатся быстро переключаться с одного движения на другое, а это тоже очень полезный навык.


Упражнения для разминки пальцев

Статические управления требуют усложненных и точных движений, поэтому они считаются вторым уровнем сложности игр для пальчиков. Тут родители смогут рассказывать детям интересные истории и подкреплять их движениями, что сделает игру по настоящему захватывающей.

Динамические движения пальчиков помогут развить ребенку координацию движений, научат быстро сгибать и разгибать пальчики на руках, а также разовьют подвижность большого пальца и научит противопоставлять его остальным. Это третий уровень сложности таких игр и он подходит для старших детей.

Чтобы научить своего ребенка играм с пальчиками, вы можете найти упражнения в картинках, так вы сможете легко запомнить порядок движений и объяснить его малышу.

Мы вам уже подробно рассказывали. А сегодня хотим вас познакомить с теми пальчиковыми играми, в которые мы играем со своими малышами.

Игры с пальчиками и движениями.

Игра проводится на стульчиках за столом.

Игра 1. «Лужи».

Небо тучи закрывают

Дождик начинается

(руки поднять над головой, сделать «плоскую крышу»)

Кап, да кап! Кап-кап, кап-кап —

Лужи разливаются.

( руки опускаем, стучим пальчиками по крышке стола, рисуем ладошками круги – « лужи»)

Эта лужица большая

Вот маленькие лужицы…

(рисуем большую лужу ладошками, маленькие — указательными пальчиками)

Я-то с ними не дружу,

А сапожки дружатся.

(на первую строчку грозим пальчиком, потом ладошки сжимаем в кулачки, поочередно постукивая по столу, будто шагают ножки)

Топ да топ, шлеп да шлеп —

В сапогах моих потоп,

(шлепаем раскрытыми ладошками по столу, затем встряхиваем ими)

Лужа слишком глубока:

Заливает за края!

(Прижимаем ладошки к щечкам и качаем головой)

Игра 2. «Пальчики танцуют».

Играть можно поочередно каждой рукой, или обеими руками одновременно.

  1. Ах, какие пальчики ловкие у Маши,

Приподнялись над столом и задорно пляшут!

(Поставить пальчики на поверхность стола, приподнять ладошку и произвольно пошевелить ими)

2.Вот топочет толстячок: топи-топ да топи — топ!

(опираемся на 4 пальчика, а первым постукивает по столу)

3.Указательный кружиться… Стой! Пора остановиться.

(Указательный палец стоит на крышке стола и рисует маленькие кружочки)

4.Средний брат пошел в присядку,

Все танцуют по порядку.

(средний пальчик подпрыгивает на столе)

5.Безымянный потихоньку

Станцевал с мизинцем польку.

(потихоньку постукивает по столу безымянным и мизинчиком)

6.Вот как славно поплясали,

Отдохните, вы устали.

(Положить ладошку на стол)

Игра 3. «Следы на снегу»

Совет для взрослых . Возьмите крышку от обувной коробки, изнутри положите темный лист картона. Насыпьте на дно коробки тонким слоем манную крупу. Во время игры на будет крупе появляется рисунок из разных «следов». Время от времени стряхивайте коробку, выравнивая поверхность. Кроме игры в «следочки», можно рисовать на крупе разные узоры, но постарайтесь предлагать малышу такие упражнения, чтобы были поочередно задействованы все пальцы.

1. Снег кружится, снег порхает,

снег дорожки засыпает.

(Берем в щепотку крупу и рассыпаем ее, как снежок)

2 .Я по улице шагаю,

след ногами оставляю.

Раз, два, три, еще следок

мой оставил сапожок.

(пальцы одной их рук превратились в ножки и шагают по крупе в разных направлениях)

3 .Вдоль тропинки кошка шла,

босиком она была.

(сложить три пальчика на каждой руке в щепотку, продавливать им поочередно «кошкины» следы)

  1. Тут ворона проходила,

Будто палочкой чертила.

(четыре пальца сжать в кулачок, а свободными мизинчиками чиркать по манке, изображая следы вороны)

  1. След большой у дяди Васи,

этот меньше – тети Таси,

(Указательный и средний пальцы сложить вместе и делать ими следы дяди Васи, рядом, только средними – тети Таси)

  1. Кто-то саночки катал

Две полоски рисовал.

(прочертить по всей поверхности коробки сплошные полоски большими пальцами)

7 .Вот проехала машина,

следы широкие у шины.

(следы шин рисуют средний и безымянный пальцы сложенные вместе).

Люблю по снегу я гулять,

кто след оставил –узнавать!

Игра 4. «Зайка» (русская народная потешка)

Сидит зайка под кустом, под кустом

другая рука изображает зайчика с поднятыми ушами, который прячется «под кустом»)

Охотнички едут по кустам, по кустам

Вы охотнички скачите,

На мой хвостик поглядите

(сложить ладошки пирожком, покачать вправо-влево),

Я не ваш, я ушел.

(прячем руки за спиной)

Сидит зайка ушки жмет, ушки жмет.

(одна рука поднята перед собой, с растопыренными пальцами;

другая рука изображает зайчика с поднятыми ушами; ушки опускаются и поднимаются вниз)

Охотнички скачут вмимолет, вмимолет.

(Кулачками по столу выбиваем ритм скачущих лошадей)

Вы, охотнички, скачите

(машем жестом прощания одной ладошкой 2раза, затем – другой)

Меня зайку не ищите,

(грозим одним пальчиком, затем другим)

Я не ваш, я ушел.

(прячем руки за спиной).



Игра 5

«Веселые пальчики»

Девочки и мальчики

Покажите пальчики.

(Показать ладошки и широко раскрытые пальчики)

Будем с ними мы играть

(покрутить эти раскрытые ладошки перед собой)

Раз, два, три, четыре, пять –

В кулачки их быстро спрячь!

(поочередно закрываем пальчики сразу на обеих руках)

А теперь они раскрылись,

В дождик пальцы превратились.

(медленно раскрывает кулачки, пальцы смотрят вниз)

Он запрыгал по дорожкам

Постучал ко мне в окошко:

(пальцами стучим по поверхности стола, каждым отдельно)

Сильно-сильно, тише-тише…

Вот уже его не слышу.

(сначала сильно, а потом все легче, слегка касаясь)

На дорожках лужицы,

(уложить ладошки на стол)

В лужах солнце кружится!

(Указательным и средним пальцем на столе рисуем кружочки)

Воробьи сюда слетались,

Вместе весело купались!

(Ладошки машут над столом, как крылышки птичек)

Шу! И снова прочь летят,

Пальцы отдыхать хотят.

Игра 6. «Мы гуляли»

1.Светит солнышко опять

Нас с тобой зовет гулять.

(соединить ладошки, растопырить пальцы –лучики)

  1. По дорожке мы шагаем,

Что увидим — вам расскажем.

  1. Вот качается цветок

Яркий, словно огонек!

(из двух ладошек складываем чашечку –цветок)

  1. Пчелки около летают,

Мед с цветочков собирают.

(указательными пальцами совершаем круговые движения, остальные пальчики сжаты в кулачок).

  1. Птичка с веточки вспорхнула,

Быстро крыльями взмахнула и исчезла…

(скрестить ладошки и имитировать взмахи крыльев птицы)

  1. Дальше, дальше наши ножки

Побежали по дорожке.

(опять шагаем по столу ножками пальчиками)

  1. Вот и речка, пляж, песок,

Через речку есть мосток.

(Большой и указательный пальцы рук, расположить под прямым углом и соединить, остальные пальцы подняты вверх)

  1. По мосту мы прошагали

На зеленый луг попали.

(шагать по столу ножками пальчиками)

  1. На лугу стоит коза,

Щурит желтые глаза,

Тонкие ножки,

Острые рожки.

(Мизинцем и указательным пальцем показываем рожки, остальные пальцы в кулачке)

  1. Мы козе траву нарвали, накормили, убежали…

(поочередно правой и левой рукой совершать хватательные движения, будто рвем траву, складываем ладошки, протягиваем их вперед – «кормим» козу, конце игры пальчики – ножки снова пробегают по столу) Взмахнуть руками и спокойно опустить ладошки на стол.


Игра 7. «Коза».

(развиваем мелкую моторику)

Шла по бережку коза –

Черные копытца.

(Пальцы одной руки- большой, мизинец и безымянный вытянуть вперед и сложить вместе, указательный и средний (рога) поднять вверх)

К речке козочка пришла,

Чтоб воды напиться.

(указательным и средним пальцем другой руки постукиваем по столу, изображая стук копытцев)

Правый берег был крутой-

К воде не подобраться.

(Руки держим перед собой, ладонь одной руки приставить к другой, чтобы получился прямой угол)

Через мостик на другой

Пришлось козе спускаться.

(Руки перед собой, ладони вытянуты под прямым углом, соприкасаются пальцами — показываем мостик)

Гладит синяя волна зеленый бережок

(Волнообразные движениями ладонями обеих рук от себя)

Вдоволь напилась коза, вышла на лужок.

(Изобразить мордочку козы- см. первую позицию- наклонять вниз – «пить водичку»)

Пощипала мягкой травки,

Пожевала сладкой кашки

(Пальцами обеих рук имитировать щипательные движения)

И опять на мосток,

На крутой бережок.

(Складываем ладоням «мостик», «крутой берег»)

Топочут, топочут копытца —

Спешат домой воротиться!

(пальцами постукиваем по столу)

Игра 8. «Посчитаем пальчики»

Девочки и мальчики

Посчитаем пальчики?

Покажи — ка кулачки –

Крепко пальчики сожми.

(протягиваем вперед сжатые кулачки)

Будем пальцы разгибать.

(упражнение выполняется каждой рукой отдельно, поочередно разгибаем палец за пальцем, по мере их перечисоения, второй кулачок разжать)

Раз – большой и самый сильный,

Указательный – второй,

Средний – три! Он самый длинный.

А за ним идет какой?

Безымянный. Он четвертым

На руке у нас растет,

А мизинец – палец пятый.

Вот как счет у нас идет!

Пять на левой, пять на правой,

десять пальчиков всего

(показывает одну раскрытую ладонь с растопыренными пальцами,

затем вторую)

Все мы их пересчитали,

Не забыв не одного.

Игра 9. «Листочки»

Солнце по небу гуляет,

Все на свете согревает:

(2 раскрытые ладошки изображают солнышко)

Землю, дерево, кусты

и весенние цветы.

(руками и ладошками показываем все предметы)

Ветки надувают почки,

скоро выглянут листочки.

(показ. почки, которые раскрываются в листья)

Ветер будет их качать

Песни тихо напевать:

(покачиваем раскрытые ладошки вправо – влево)

« Вы растите, шелестите,

Птичьи домики храните»

(ладошки складываем гнездышком-корзиночкой.)

Игры 10 и 11 для самых маленьких

УЛИТКА.

Спряталась в домик улитка

«Улитка, рога покажи-ка!

Если высунешь рога

Дам тебе я пирога».

Крепко сжатый кулачок лежит на столе. На слова: «улитка, рога покажи-ка» – тихонько стучим указательным пальцем другой руки по кулачку.

По окончании слов вверх поднимаются указательный и средний пальцы(рога), а кулачок по прежнему лежит на столе).


ГОСТИ.

Держим перед собой сжатый кулачок. На каждую строчку поочерёдно разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Идем в гости к Тане

Идем в гости к Ване

Зайдём и к Андрюшке

А после к Катюшке.

На следующие строчки закрываем пальчики указательным пальцем другой руки.

Танюшу угостим печеньем,

Ванюшу угостим вареньем,

Дадим Андрюше мармеладку,

Ну, а Катюше шоколадку.

Вот такие у нас в детском саду пальчиковые игры для малышей 3-5 лет. Детишкам нравятся. А вам понравились?

Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая -с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Также возможна работа одной руки, а в процессе начнет работать и другая, повторяя полностью все движения первой руки. В будущем педагог использует только словесные инструкции.

Дети в этом возрасте учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к., внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Воспитанники данной возрастной группы учат стихотворения, потешки или считалки. Они читают произведение до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, отвечают на вопросы.

Рассмотрев животных, дети показывают их с помощью пальцев, руки. Во время движений дети сохраняют пальцы в определенном положении. Педагог показывает положения пальцев во время пальчиковой игры.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения, а движения должны приносить ребенку радость.

Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 - 3 раза.

Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

Тик. Тик. Тик.

(руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:

Пик. Пик. Пик.

У поросенка - такая:

Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:

Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:

Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку) .

А у рыбешки - какая?

Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз) .

Слова

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Мышка и кошка»

Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

Кошка притворилась доброй:

Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

Мало - мало, мало - мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

Пи - пи - пи - не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки - мышки »

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка »

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки »

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

(разгибают поочередно пальчики)

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик »

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы »

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

«Умывание »

(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка »

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем »

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

(вытягивают средний и указательный пальцы)

(две раскрытые ладони складывают рядом)

(ладони прикладывают к макушке)

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки - шалунишки »

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот »

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники »

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси »

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

«Пироги »

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик »

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

"Заботливое солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

(ритмично постукивают пальцем по носу)

«Есть игрушки у меня »

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«У Лариски - две редиски »

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -

два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

«За ягодами »

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Кораблик »

По реке плывет кораблик,

(ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека.

(выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке

(сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты.

(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Кормушка »

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки)

«Что принес нам почтальон ? »

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

в бандероли - две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)

« День Победы »

Здравствуй.

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками.Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«Международный женский день»

Много мам на белом свете,

Все их любят очень дети!

(хлопок, кулачок)

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(поочерёдно загибать пальчики)

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

(сжимать, разжимать кулачки)

«День защитника Отечества»

Эти пальцы - все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца - храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

(приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

Маланья

Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей, Показывают пальцы.

Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так... Показывают загаданное действие.

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»

Все каши просят.

Все криком кричат.

Акулька в люльке,

Аленка в пеленке,

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.

Баба тесто месила, Руки «месят тесто».

Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».

Внучат кормила. Руки «раздают миски».

Как каши наелись, молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

На постой

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.

Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети . Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты Постукивают указательные пальцы.

Дети. Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.

Мама . Что, дети? Постукивают безымянные пальцы.

Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Мама . Спросите у папы! Постукивают безымянные.

Дети. Папа! Постукивают мизинцы

Папа . Что дети? Постукивают средние.

Дети . Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Папа . Впустите! Постукивают средние.

Дети . Входите! Постукивают мизинцы.

Солдаты . Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Гости

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.

Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.

Гости едут! Постукивают мизинцы.

Ну и что? Постукивают указательные.

Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.

Воздушный шарик

Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.

Непоседа непослушный.

Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.

Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.

Шарик легкий,

Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.

Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.

Но я его поймала, Опускают вниз.

Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.

Вправо шарик, влево шарик - Плавно поднимают руки вправо, затем влево.

Мой светящийся фонарик.

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.

Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.

Будь со мной, не улетай!

Дождик

Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.

Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.

От дождя себя укроем.

Петушок

Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.

Золотой гребешок,

Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.

Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.

Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.

Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.

На полянке у реки

На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.

Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.

Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.

Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.

Глазки закрывают. Закрывают глазки.

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом Топают ножками.

Без сапожек, босиком.

Лапками затопали,

Топ-топ-топ,

Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.

Топ-топ-топ,

Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Утка

На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.

Ходит утка по дорожке,

Вперевалочку похаживает,

Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.

Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.

Доберется до водицы,

Ловко лапками гребет,

По воде легко плывет.

Зайка по лесу скакал

Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не смог.

Игра со снегом

Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.

Мышки

Маленькие мышки Дети встают в круг.

Собрались возле норки.

Маленькие мышки

Доели сыра корку.

Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.

Резвиться, играть,

Маленькими лапками

Тихо шуршать.

Мишки

Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает Имитируют собирание шишек.

И... в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ! Топают ногами.

Котята

Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,

руками имитируют лапки.

Тихонько ступают, мышек не пугают.

Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.

Спать легли котятки, спрятали царапки,

Лошадка

Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.

Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.

Грустной стала лошадка —

Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.

Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.

Хороша теперь подкова.

Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.

По полю гуляла, весело скакала.

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.

У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.

Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.

Несказанной красоты.

Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.

Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».

Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.

И тихонько затаюсь,

После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.

К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.

Медведь по лесу бродит

Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.

Медведя прогоняют.

Обезьянки

Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.

Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.

На пол руки положили, Встают на четвереньки.

А теперь на четвереньках,

Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.

А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.

Посидим, играть пойдем.

Волк

Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.

По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.

Рыбка

Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.

В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.

Рыбки-рыбешки,

Все хороши:

Папы, и мамы, и малыши.

Ежик

Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.

Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.

Нас провожают ягодки,

Грибочки и травинки.