Этнокультурная характеристика локального сообщества (на примере эвенков Суринды). Этнокультурные особенности русских Этнокультурная характеристика

Проблемы коммуникативной культуры

Объектом нашего исследования является локальное сообщество эвенков поселка Суринда (Байкитский район Эвенкийского автономного округа). Предмет исследования — современные этнокультурные процессы и явления в локальной группе и, в частности, формы повседневного общения, трансформация этих форм, их сегодняшнее состояние и место этнокультурном контексте.

Цель исследования — очертить современное состояние этнокультурных традиций в сообществе суриндинских эвенков. Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

— охарактеризовать современное социально-экономическое положение поселка Суринда, состояние традиционных отраслей хозяйства и перспективы их развития;

— охарактеризовать присущие членам группы уровни самоидентификации; рассмотреть структуру информационных связей в таежном сообществе;

— рассмотреть репертуар поведенческих стратегий, характерных в данной локальной группе для различных коммуникативных ситуаций, а также этнокультурные нормы, связанные с различными уровнями деления общества;

— выявить ключевые структурообразующие категории, которые определяют специфику реальной коммуникативной практики современных эвенков Суринды.

  • Введение
  • Глава I. Общая этнокультурная характеристика и структура информационных связей эвенков Суринды
    • Исследуемая локальная группа
    • Эвенки в бассейне Подкаменной Тунгуски
    • Традиционная хозяйственная организация и каналы информационного обмена у подкаменнотунгусских эвенков
    • Современная хозяйственная структура Суринды
    • Демографические показатели локальной группы
    • Языковая ситуация
    • Уровни самоидентификации
  • Глава II. Поведенческие нормы повседневной жизни у эвенков Суринды
    • Устойчивые формы повседневного общения и проблема эвенкийского этикета
    • Приметы и система запретов
    • Формы личного обращения
    • Инвективы
    • Половозрастные аспекты традиционных этических норм
      • Периодизация человеческой жизни
      • Детство в эвенкийской этике
        • Дети в семье. Родильная обрядность
        • Социализация и формы традиционной педагогики
        • Детский коллектив и его место в трансформациях традиционной культуры
      • Старики в традиционной системе поведенческих норм
        • Роль стариков в хозяйственной и общественной жизни коллектива
        • Отношение к возрасту в эвенкийской культуре
      • Семейная этика
        • Характер семейного союза, выбор партнера
        • Свадебная обрядность
        • Взаимоотношения в семье (главенство , обязанности, развод)
    • Этическая регулировка традиционной деятельности
    • Промысловая этика
    • Формы гостеприимства
    • Этические нормы и разрешение конфликтов
  • Глава III. Ключевые параметры поведенческого регулирования среди эвенков Суринды
    • Система традиционной взаимопомощи
    • Система запретов и концепция греха-воздаяния
    • Сверхъестественные участники коммуникативного процесса
    • Оппозиция «лес -поселок» и ее воздействие на поведенческую практику
    • Проблема алкогольной зависимости и ее влияние на поведенческие установки
  • Заключение
  • Список литературы
  • Список основных информаторов
Немцева Татьяна Ильинична 2008

Немцева Т.И.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕОКУЛЬТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНА

В географии для описания территории на разных уровнях (от локального до глобального) научно обоснованы и успешно применяются в педагогической практике физико-географическая (ФГП) и экономико-географическая (ЭГП) характеристики. В последние годы в связи с обострением экологической ситуации в мире ученые заявляют о необходимости введения геоэкологической характеристики территории. На наш взгляд, представление о той или иной территории, полученное при использовании перечисленных описаний, не может быть полным без ее гео-культурной характеристики.

Это обусловливается тем, что в настоящее время актуальным направлением в педагогической деятельности становится культурологический подход. Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности, которая на практике отражает переориентацию «знаниецентристской» системы образования в «культуросообразную».

Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении является концепция геокультурного пространства. Данная концепция возникла как консолидированное отражение культуры как цели, ценности, процесса и результата в географическом образовании.

Определение сущности понятия «культура» и ее составляющих (материальная культура, духовная культура и соционормативная культура) указывает на пространственное бытие этого социального феномена. Несомненно, материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. В свою очередь, территориальная дифференциация свойств географической среды обусловливает и территориальную дифференциацию материальной культуры.

Очевидно и то, что духовная и связанная тесно с нею соционормативная культуры формируются под влиянием окружающей среды. Так, еще ученые древней Греции (Аристотель, Гиппократ) отмечали, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их обычаи и общественное бытие, а французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести «дух законов» общественного развития из природных условий. На взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории указывали и отечественные ученые-географы (Д.Н. Анучин, А.И. Воейков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.П. Семенов-Тян-Шанский и другие).

Поэтому пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства.

Геокультурное пространство (ГКП) - это системное (многослойное) территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных (НТК), экономических (ТНК), экистических (ЛСР), территориальных общностей людей (ТОЛ) и др. Материальной основой ГКП является территория, а связующим элементом -культура в широком понимании, которая включает материальную, духовную и соционорматив-ную составляющие. Культура и ее составляющие имеют пространственное бытие и входят во все географические образования, превращая их в геокультурные: ПТК включают антропогенные (культурные) ландшафты; ТПК и ЛСР полностью состоят из элементов материальной культуры; ТОЛ выступают в качестве носителей социально-культурной деятельности, являясь одно-

временно объектами и субъектами культурного развития.

Итак, ГКП можно рассматривать, как совокупность отношений между географическими объектами и географическими образованиями, с одной стороны, и целостными образованиями культуры и их элементами, с другой. Содержание категории «геокультурное пространство» углубляет представление о географическом пространстве и ставит во главу угла человека как носителя определенного типа культуры, осваивающего это пространство утилитарно-практически, семантически, символически. Последнее указывает на взаимоотношение ментальности человека с географическим пространством и показывает мировоззренческую нагрузку понятия «геокультурное пространство» .

Моделью изучения особенностей геокультурного пространства того или иного региона может служить геокультурная характеристика (ГКХ) территории. Основные факторы ГКХ региона определены нами в соответствии с выделенными в культурной географии четырьмя ее отраслями (субдисциплинами): эколого-культурной, социально-культурной, этно-культурной и хозяйственно-культурной.

Определим предметы исследования формирующихся субдисциплин культурной географии.

Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей (в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом).

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т. е. традиций природопользования, существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Социально-культурная география должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т. п.) идентичности .

Такое представление согласуется и с концепцией геокультурного пространства. К выделенным особенностям комплексной ГКХ нами добавлен еще фактор культурно-географического положения территории. Итак, план ГКХ территории региона (области, края, республики) может включать, на наш взгляд, следующие пункты:

1. Культурно-географическое положение региона.

2. Эколого-культурные особенности региона.

3. Социально-культурные особенности региона.

4. Этнокультурные особенности населения региона.

5. Хозяйственно-культурные особенности региона.

В рамках геокультурной характеристики территории рассмотрим более подробно этнокультурные особенности населения.

Этнический состав населения (национальные группы)

Этнический состав населения - не единственный, но достаточно яркий признак этнокультурного своеобразия региона. С этой точки зрения специфику субъектов РФ раскрывает типология регионов по структуре национального состава: многонациональные, двунациональные, и мононациональные .

С позиций межэтнических отношений субъекты РФ представлены регионами: а) в которых проживает преимущественно отдельный этнос; б) одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса; в) отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно .

Этнический портрет субъекта федерации включает характеристику этнических групп, их численность, соотношение этнических групп в общем составе населения, описание «малых» народов, опыт совместного проживания и взаимодействия народов.

В настоящее время проблема малых народов получила широкое развитие в мире. Практически в каждом субъекте РФ проживают народности, которые являются малочисленными. Важно показать не только их национальные черты, традиции, но и историю их заселения. В Псковской области в Печорском районе (на границе с Эстонией) проживает финно-угорская народность - сету, родственная эстонцам. В отличие от эстонцев сету, как и русские, приняли православие. В XX веке сету превратилась в своеобразный «заповедник» многих черт культуры древних финно-угорских и русского народов. «Переплавив» эти черты, сету создали свою совершенно неповторимую культуру. Рассмотрим это на примере женской одежды, которая подверглась сильному русскому влиянию. В XVII веке сету заимствовали у псковичей сарафан, дав одной из их разновидностей название «рююд». Так раньше именовали верхнюю одежду эстонцев с длинными ложными рукавами. Под этим названием псковский сарафан распространился по всей Руси и являлся самой модной одеждой. Еще один важный элемент женской одежды сету -головной убор «линик». Но он не получил распространение ни в России, ни в Эстонии. Известный эстонский общественный деятель и священник Яков Хурт из-за белого цвета верхней одежды сравнивал сетуских девушек со стаей белых лебедей .

Культурные особенности населения:

Уровень образованности населения;

До революции на уровень образованности населения влияли ряд факторов: место проживания населения (в городе или сельской местности), национальность, пол. После революции в нашей стране произошло значительное повышение уровня образованности занятого населения. В конце XX века около 90% населения России имело среднее, среднее специальное и высшее образование. Более высокий уровень образованности имеют женщины. При характеристике уровня образованности в каждом регионе необходимо сравнить данный показатель с другими субъектами РФ и с показателем по стране в целом.

Религии;

Важную роль в развитии культуры всегда играла религия. Каждая из религий (католицизм, православие, ислам, буддизм и др.) становилась основой духовной культуры народов, исповедующих ее. Основой русской культуры является православие - одно из направлений христианской религии. Историю этой религии можно проследить по монастырям и храмам. Но в каждом регионе страны помимо наиболее распространенной религии имеются приверженцы и других религий. При их характеристике необходимо выделить отличительные особенности разных религий, проанализировать географию религиозных организаций на территории родного края, показать необходимость уважения и терпения к верующим.

Этнографические различия населения;

Культура народа имеет местные, региональные различия. Их изучает наука этнография, поэтому они называются этнографическими. До революции сложились две основные этнографические группы русского народа: севернорусская и южнорусская. Культурные особенности этих групп отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению. Различия проявлялись в одежде, вышивке, орнаменте, типах жилища и хозяйственных построек, особенностях семейного строя, свадебной обрядности, характере устной поэзии и другие. Граница между северной и южной этнографическими областями русского народа тянулась через всю европейскую часть России - от Пскова через Москву до Средней Волги. В районе соприкосновения двух

основных этнографических областей образовалась переходная - среднерусская зона, где в культуре сочетались многие северные и южные черты, но имелись и свои особенности .

Особая группа с переходными признаками между северными, средними и южными великорусами сложилась на западе древней территории расселения русских - в бассейне р. Великой, верховьях Днепра и Западной Двины . Ныне ареал западнорусской культуры соответствует территории Псковской и Смоленской областей, а также западной части Ленинградской и Новгородской областей.

Лингвистические особенности;

Язык - один из важнейших признаков культуры. Его структурный анализ проводится на нескольких уровнях - языковые семьи, языковые группы, языки, диалекты, наречия, говоры.

Всякий язык делится на диалекты (наречия, говоры). В русском языке различают два наречия - севернорусские и южнорусские, районы распространения которых примерно соответствуют двум основным этнографическим областям русского народа. Как и в материальной культуре, в зоне контакта наречий встречаются переходные черты, которые характеризуют среднерусские говоры. Севернорусские говоры часто называют окающими; южнорусские - акающими. Среднерусские говоры образуют две большие зоны - западную и восточную, в каждой из которых имеются и окающие и акающие говоры, но по происхождению большинство из них северорусские, так как южнорусское наречие как бы надвигалось на севернорусское, в результате чего и сформировалась зона переходных (среднерусских) говоров .

Может быть также исследовано распространение отдельных лингвистических характеристик (фонетических, лексических и др.). В этом плане можно воспользоваться учебным пособием «Язык русской деревни» (И. Букринская и др.), в котором имеются карты, показывающие распространение разных названий крестьянского жилища, различных названий одних и тех же орудий труда, кухонной утвари, фонетических норм и многих других (Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994).

География творческой деятельности населения;

Это направление выводит нас на геоаксиологическую проблематику. Школьники должны оценить вклад жителей родного края в историко-культурное наследие региона, страны, мира.

Искусство (литература, живопись, музыка и др.);

География искусства получила большое развитие в России, где ее основателем стал Ю. А. Веденин (Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб: «Дмитрий Буланин», 1997). Учащиеся должны знать места родного края, связанные с именами писателей, поэтов, композиторов, художников, внесших значительный вклад в развитие искусства своей страны. Кроме того, анализ их творческой деятельности позволяет определить, как территория повлияла на то или иное художественное произведение. Место может быть просто описано в данном стихотворении, романе, изображено на картине или стать образцом для вымышленного автором города, региона. Или каким-то еще сложным образом оно может повлиять на настроение автора, сюжетную канву или стилистику и мы, определив, где было создано то или произведение, сможем сказать, как местная культурная среда, воспринятая автором, «подстрочно» отразилась в произведении искусства.

Необходимо показать территориальные аспекты деятельности известных ученых-земляков

Их территориальное происхождение, места научной деятельности.

Культура быта (типы жилищ и их деталей);

Ученики знакомятся с типами жилищ и их деталями. Для каждого из выделенных учеными поясов русской культуры характерен свой тип традиционного жилища. Северорусское жилище отличалось большими размерами, высоким подклетом, двускатной крышей, крытой чаще всего деревом, богатством резных украшений, объединением жилых и хозяйственных построек под одной крышей, наличием бани. Среднерусское жилище было несколько меньшего размера, имело более низкий подклет, дву- или четырехскатную крышу, крытую деревом или соломой,

отличалось меньшим распространением бани. Южнорусское жилище не имело подклета, крыша дома четырехскатная, соломенная, снаружи дома обычно обмазывали глиной и белили, характеризовалось открытыми и полузакрытыми дворами, отсутствием бани. Западнорусское жилище характеризовалось подклетом низкой или средней высоты, двускатной крышей, крытой соломой (реже - деревом); слабо развитым украшением резьбой, тремя типами двора (открытого, крытого и с трехрядной застройкой); бани встречались не во всех хозяйствах .

Народная культура;

Школьники должны знать местные фольклорные традиции - народные песни и танцы, сказания, былины, легенды, праздники, традиционные развлечения и др.

Таким образом, такая комплексная характеристика территории региона позволяет не только сделать описания определенных культурных характеристик в их расположении в пространственном аспекте, а и привлекать обширный материал из смежных дисциплин (географии, истории, экономики, социологии, демографии и др.). Представление этнокультурных особенностей населения дополняет геокультурную характеристику территории, делая описание региона более полным и многоплановым.

Литература

1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.

2. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб: «Дмитрий Буланин», 1997.

3. География Псковской области: природа, население, хозяйство: Учебное пособие для 8-9 классов / Под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 200 с.

4. Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и педагогические основы ее формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №2. -С. 35-36.

5. Манаков А.Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦИП, 2002. - 300 с.

6. Народы России: энциклопедия / Гл. редактор В.А. Тишков. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

7. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» - М.: Дрофа, 1997.

БИЛЕТ 4.

Вопрос: 1.Особенности современных этнических процессов.

Этнические процессы

Процесс развития этноса называется этногенезом. В его основе лежат разнообразные этнические процессы - изменения отдельных этнических элементов, частей этноса и этноса в целом. Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы.

Эволюционные процессы - это значительные изменения основных элементов этноса, прежде всего - языка и культуры. Подразделяются на языковые (изменение языка, расширения или сужение его функций, словарного запаса, распространенности другого языка, двуязычие, языковая ассимиляция), внутриэтнические (ослабление или усиление культурной однородности), межэтнические (заимствование материальной и духовной культуры других этносов), надэтнические (вытеснение элементов традиционной культуры интернациональными).

Трансформационные процессы - изменения этнических элементов, влекущие за собой перестройку этнического самосознания, смену этнической принадлежности и этнонима. Различают этническое разделение (распад этнической общности на несколько новых или отделение части этноса от более крупной этнической общности) и этническое объединение (слияние групп людей различной общественной принадлежности или объединение нескольких этносов).

Для современного общества характерны две противоположные тенденции развития этнических процессов:

стремление малых этносов к самоопределению в любой форме социально-территориальной организации от автономии до государственной независимости

интернационализация образа жизни, проявляющаяся в отмирании традиционных внешних признаков этнических особенностей и в унификации культурно-бытовых и производственных условий существования этносов.

Оба процесса развиваются параллельно и могут проявляться в одних и тех же этносах.

Этнические процессы в современном мире

Анализ исторического развития этнических процессов позволяет сделать вывод, что этническая история человечества характеризуется действием двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующую, а другая - дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение этих тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.

Действие дифференцирующей и интегрирующей тенденций прослеживается на протяжении всей этнической истории человечества, в том числе и в современном мире. Однако это действие во многом зависит от изменений в социально-экономическом базисе этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов.

Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции этнических процессов будут специфическим образом проявляться в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.

вопрос: 2. Этнокультурная характеристика русских.

Этнокультурные особенности в жизни населения ярче проявились в его традиционной материальной культуре. В лесостепной и степной полосе со сравнительно теплым климатом, в условиях развитого земледельческого хозяйства с распространенной барщинной системой феодализма преобладали крупные многодворные поселения, расположенные в речных долинах, по балкам и оврагам, в районах с пересеченно-холмистым рельефом местности. В пореформенную эпоху возрастает удельный вес водораздельных поселений. В Х1Х- начале ХХ в. здесь строили небольшие рубленые (нередко кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. На юго-западе в районах смешанного русско-украинского расселения стены дома обмазывали глиной и белили. Как и на Украине, такие дома называли хатой. В отличие от более северных районов, в южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной, вход в сени был с улицы. Свои особенности имела и внутренняя планировка дома: русская печь была расположена в дальнем от входа углу, по диагонали от печи(т.е. рядом с дверью) находился передний (святой, красный) угол, где стоял обеденный стол и висели иконы. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, этнографы выделили восточный (в Тамбовской, Воронежской, частично в Рязанской и Пензенской губерниях) и западный (в Тульской, Калужской, Орловской, Курской губерниях) план избы (хаты).

Распространен открытый тип двора: значительная площадь двора была не занята постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав хозяйственных построек, варьировавшие в разных районах региона, зависели от достатка крестьянской семьи. Амбар, кладовую, погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы или на огороде, на гумне. Баня, типичная для северных и некоторых среднерусских губерний, на юге Черноземья встречалась не везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на речке.

В традиционной одежде преобладали особенности южнорусского костюма. Наиболее древним для этого региона был комплекс одежды с поневой, связанный с южнорусской средой. Он включал длинную холщовую рубаху с косыми поликами (т.е. плечевыми вставками трапециевидной формы); поневу – архаичную поясную одежду, в которой несколько продольных полотнищ из домотканой клетчатой шерстяной ткани были частично или полностью сшиты друг с другом (распашная или глухая понева).

Поверх рубахи и поневы надевали длинный с рукавами или на лямках передник (занавеска, запан) и туникообразный мешковидной формы нагрудник (навершник, шушпан, шушка, носов и др.) с длинными или короткими рукавами, из тонкой домотканой шерсти или холста, подчас богато украшенный ярким орнаментом. Замужние женщины носили сложный, так называемый кичкообразный головной убор, состоявший из кички (волосник, роги) – с твердой основой, нередко в форме рогов, сороки – из ткани, надеваемой на кичку, позатыльника – из ткани или с твердой основой, закрывающего затылок и шею, и множества ярких красочных деталей – разноцветных лент, подвесков из бисера, гаруса, шнурков, птичьих перьев и пуха. Для южнорусского костюма характерна своеобразная яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. О древности многих компонентов этого костюма свидетельствуют исторические и археологические материалы.

Некоторые детали этой одежды указывали на древние связи с аборигенами финно-угорского происхождения: старинный покрой глухого туникообразного нагрудника, поясные наспинные парные подвески из полосок ткани, высокие лопатообразные кички, лапти мордовского типа, обилие украшений из бисера, гусиного пуха, птичьих перьев и др. Сходные черты в одежде могли сложиться как на базе культурной общности древних насельников края, так и позднее, в результате контактов и взаимовлияний русских с финно-уграми. Эти древние связи проявились также в топонимии и гидронимии рязанских и тамбовских селений, рек и озер.

Более поздний пласт одежды южнорусского населения составляли компоненты, типичные в прошлом для средней полосы России и отчасти для ее западных районов: разные типы сарафанов, головной убор с кокошником, комплекс одежды с полосатой шерстяной домотканой юбкой и рубахой с прямыми поликами и отложным воротником. Они появились вместе с переселенцами из центральных и западных районов России.

На юго-западе, в районах смешанного русско-украинского расселения, этнокультурные особенности формировались в ходе активно протекавших процессов межэтнической интеграции и непосредственного влияния украинской культуры. Наиболее ярко это проявилось в жилище, в пище, в свадебных обрядах. Например, большой популярностью пользовались такие блюда национальной украинской кухни, как борщ, вареники, галушки, колбасы, сало, взвар, различные сдобные лепешки и др. В конце Х1Х- начале ХХ в. многие из этих кушаний распространяются в русских селах более северных районов региона. В свадебном обряде сложилось множество вариантов. Если структура южнорусской свадьбы более сопоставима с северно-среднерусской традицией, то ее отдельные обряды чаще встречались в южнорусских селах и на Украине.Это сложный «каравайный ритуал», исполняемый с соблюдением многих архаических обрядов, бесшабашные веселья послесвадебного цикла (перезва), пляски с живой разряженной курицей, обычай прятать невесту у соседей перед прибытием поезда жениха, более жизнерадостный характер всей свадьбы и многое другое.

В составе населения южнорусской зоны формировались различные по происхождению локальные историко-культурные группы. Они отличались от окружающего населения и названиями (или самоназваниями), и особенностями говора, и некоторыми компонентами культуры. Это: полехи – жители калужско-орловского Полесья, горюны – монастырские крестьяне Путивльского уезда Курской губернии, саяны – монастырские крестьяне на севере Курской губернии, мещеряки в рязанском Поочье, цуканы – преимущественно в бассейне реки Хворостань Воронежской губернии и наиболее многочисленная социальная категория – однодворцы – потомки бывшего служилого сословия, составлявшие значительную часть жителей Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской губерний, а также и другие сравнительно мелкие группы населения.

Таким образом, как свидетельствуют исторические и этнографические материалы, на формирование традиционно-бытовой культуры южнорусского населения оказали влияние преимущественно южнорусские, а также среднерусские и западные этнические традиции, которые и сами были многослойным продуктом предшествующего синтеза этнического субстрата. На основе древних и более поздних этнических компонентов происходила этнокультурная консолидация южнорусского населения, способствовавшая выработке общерусских черт в культуре с преобладающими южнорусскими реалиями. Вместе с тем у населения региона в пределах крупных и мелких его ареалов возникали локализмы в говорах и культуре, обусловившие ее многообразие.

§ 2. Этнокультурные регионы современного мира

Географический подход в районировании был использован в наибольшей степени теми авторами, которые попытались найти территориальную привязку для всех мировых культурных пространств и подобрать топонимы, определяющие их местоположение. В современном районировании, предложенном ЮНЕСКО, принято выделять 7 крупных культурно-исторических регионов: Европейский, Арабо-мусульманский, Индийский, Дальневосточный, Тропическо-Африканский, Северо-Американский и Латиноамериканский.

Какие районы выделяют на культурной карте мира?

Выделение центров цивилизаций и культур на карте мира – чрезвычайно сложная задача. Можно вслед за А. Тойнби разделить всю историю человечества на 21 крупную цивилизацию, или, как это сделал С. Хантингтон, предложить лишь 9 современных цивилизаций (Западная, Конфуцианская, Японская, Исламская, Индуистская, Буддистская, Славяно-православная, Латиноамериканская и формирующаяся Африканская ).

Карта 1. Цивилизации мира по С. Хантингтону

Историко-культурные области – части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются обычно в материальной культуре – жилище, утвари, одежде. Но в некоторых случаях отражаются и в духовной культуре, прежде всего областях, связанных с хозяйством и бытом (обычаи, обряды, устное народное творчество).

Российский социолог и экономист Н.Я. Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов, некоторые из которых уже ушли в историю. Регионы имели достаточно четкую территориальную привязку: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, иовосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский, перуанский. Его схема, таким образом, была динамичной, она подразумевала постоянную «подвижность» культурной карты мира, исчезновение и появление различных культурно-исторических типов.

Во многом похожей и даже более простой оказалась схема О. Шпенглера, выделившего 8 великих культур, часть которых также канули в прошлое. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, культура майя, магическая (византийскоарабская) и фаустовская (западноевропейская) культуры. Причем, как и Н. Данилевский, знаменитый немецкий ученый считал новым центром культурогенеза российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры.

Природно-культурно-географические комплексы

В качестве одного из подходов к районированию Л.Н. Гумилев предлагал выделять природно-культурно-географические комплексы. Границы культурных регионов мира формировались на ранних стадиях становления цивилизаций и, по сути, являются физико-географическими рубежами, в пределах которых происходило формирование культур суперэтносов (византийский, мусульманский, монгольский, русский и др.), проходящих или уже завершивших свой жизненный цикл. Ареалы распространения суперэтносов остаются стабильными, невзирая на их переселение, распространение религий, хозяйственное освоение территорий. Это, по мнению автора, связано прежде всего с тем, что к моменту преодоления физико-географических рубежей между этносами уже сложились труднопреодолимые барьеры: культурные различия, язык и образ жизни.

Какова роль территории в развитии культуры?

До сих пор ведутся споры о том, обусловлена ли культура того или иного этноса территорией или, наоборот, территория обусловлена хозяйственной культурой тех этносов, которые ее преобразуют. Крайние трактовки представляют собой географический детерминизм («все то, что есть в культуре, определяется природой») и географический нигилизм («человек – существо общественное, влияние природных факторов на него незначительно»). По мнению географа Я.Г. Машбица, в истории общественного развития выдающуюся роль играли свойства тех цивилизаций, под воздействием которых шли процессы развития человеческих культур. При этом природа была и остается решающим фактором становления человека и человечества.

Пока остается невыясненным, как соотнести между собой «территориальный» опыт культуры и «этнический» опыт народа: имеют ли они пересечения или существуют изолированно. Вероятно, не следует думать, что пространство предопределяет пути развития культуры, оно предполагает многовариантность, в противном случае территориальная дифференциация культуры была бы не нужна. Кроме того, культура пока что выступает главным гарантом многовариантности развития человечества.

Как географы разделяют геокультурное пространство?

В настоящее время географы предпринимают попытки культурно-географического районирования на различных уровнях, от глобального до локального, и на основе различных подходов (хозяйственно-культурного, историко-культурного, ландшафтно-культурного и др.). Однако наибольшую трудность для географов представляет выделение этнокультурных регионов.

Этнокультурный регион – это часть этнокультурного пространства, наполненного определенным этнокультурным содержанием. Это система культурных явлений (процессов) и объектов, сложившихся в результате их пространственной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния различных этнокультурных групп. Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер – центров формирования цивилизаций мирового значения.

Карта 2. Этнокультурные регионы мира.

Карта 3. Важнейшие объекты культурного наследия по этнокультурным регионам мира

Таблица 1

Этнокультурные регионы мира

Существует распространенное мнение о том, что духовная составляющая культуры определяется в первую очередь исповедуемой религией. Поэтому зачастую этнокультурные регионы выделяются по конфессиональному признаку. Такой подход использует и известный американский политолог С. Хантингтон и ЮНЕСКО в своем районировании. Цивилизации могут быть расположены на территории сравнительно компактно (индуистская, православная) или разбросаны (протестантская в Европе, Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии). Компактность территории усиливает связи субкультур внутри этнокультурного региона.

Таким образом, границы крупных геокультурных регионов мира есть результат взаимодействия природных, хозяйственных и историко-культурных (цивилизационных) составляющих. Видный российский географ В.В. Вольский так определил понятие «цивилизационный макрорегион» : «исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях», при этом выделяя 11 цивилизационных регионов: Западная и Центрально-Восточная Европа, Российско-Евразийский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная, Восточная и ЮгоВосточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В рамках крупных историко-географических регионов существуют историко-культурные области более низкого ранга, вплоть до местных культурных районов. Например, в пределах Западноевропейского региона можно выделить следующие историко-культурные области: Северная, Центральная, Западная (Атлантическая), Южная (Среднеземноморская) . Однако, как полагают некоторые авторы, в условиях смешения культур деление геопространства на историкокультурные миры вообще утратило всякий смысл.

Где находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?

Более половины всех объектов Всемирного культурного наследия представлены в Европе, что наглядно отражает вклад западной цивилизации, а также христианства как мировой религии, в сокровищницу человечества. В первую тройку по количеству объектов входят Италия, Испания и Китай. Около четверти всех объектов наследия находится в Азии, где формировались древние и средневековые цивилизации Востока, культурной основой которых послужили такие религии, как индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, а также традиционные религии. Очевидно, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как внес свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев».

Источники информации

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000.

3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.

5. Народы мира. Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

Вопросы и задания

1. С чем связаны различия в подходах к районированию культурной карты мира у различных авторов?

2. Какие цивилизации включают в свои границы несколько этносов? Ядром каких цивилизаций является одна этническая общность?

3. Приведите примеры, когда религия объединяла различные этносы в единую цивилизацию.

4. Пользуясь дополнительной литературой, на примере своего региона (области, республики, края) выделите историко-культурные области, расскажите об их культурном своеобразии.

Из книги Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты автора Белоусов А Ф

Из книги Сила сострадания автора Гьяцо Тензин

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Зарождение современного диджейства Во многих отношениях четверть столетия назад клубный диджей был не менее искусным, чем его нынешний коллега. Он далеко отошел от своей первоначальной роли музыкального официанта, подававшего все, чего желали гости, и занял высокое

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом «О вкусах не спорят» «На всякий случай - свой обычай» Русские народные пословицы Набор сходных базовых ценностей не отменяет различий, связанных с особенностями материальной

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Основатель современного даосизма Чжан Даолина справедливо считают основателем современного даосизма. В его сочинениях содержатся рецепты для получения порошков бессмертия, описаны талисманы для излечения всех видов болезней. Это не только повышает его авторитет у

Из книги Пинакотека 2001 01-02 автора

Из книги Феноменология текста: Игра и репрессия автора Аствацатуров Андрей Алексеевич

II. Человек современного мира Двойственность Парижа, его болезненность и в то же время прорывающаяся витальность - следствие тяжкой борьбы, происходящей в нем между отчужденным разумом цивилизации и духом природы. Обитатель города страдает теми же недугами, что и

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Гардероб современного мужчины Только настоящий джентльмен может умело составить свой гардероб. Внешнее в человеке - это то, что сразу бросается в глаза, и первое впечатление складывается из целого комплекса внешних деталей. И хотя оно бывает обманчиво, тем не менее,

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Тема 13. Австралия и Океания – этнокультурные миры Южного полушария § 35. Австралия – фрагмент западноевропейской культуры фрагмент западной цивилизацииАвстралийский континент занимает всего лишь одна страна – Австралия. Это самый малонаселенный материк на планете,

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

К вопросу об идентичности современного человека Как уже говорилось, в отличие от животного, ценности которого определены естественным образом, человек способен принять за ценность что угодно, и созданные человеком и часто ненужные ему предметы порой сами активно влияют

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Из книги Фракталы городской культуры автора Николаева Елена Валентиновна

Столица – регионы: фрактальные структуры взаимодействия в социокультурном пространстве города Взаимодействие столицы и регионов чаще всего рассматривается в ракурсе государственно-политических или социально-экономических проблем. Однако одним из наиболее важных

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В.Ю. ХОТИНЕЦ

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 000600191а.

Этнокультурный подход к изучению сущности человека и его развития может служить средством преодоления противостояния и разрыва между природой человека и социумом, природным индивидом и социальным, процессами индивидуализации и социализации, онтогенезом и социогенезом. В статье приводятся результаты эмпирических исследований, задачей которых явилось изучение психологических закономерностей развития этнической индивидуальности человека, средством чего становится этнокультурный мир.

Ключевые слова: этнокультурное развитие, этнокультурный мир, этническая индивидуальность, культурное опосредствование.

Предлагаемая работа является откликом на статью В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева "Антропологический принцип в психологии развития " . Я хотела бы представить некоторые дополнения и эмпирические подтверждения, а может быть, и уточнения, детализацию предложенного этими авторами парадигмального ряда в психологии развития человека.

Исторически сложившиеся системы представлений о сущности человеческой психики и о закономерностях ее развития, реализованные в традиционных психологических учениях, воплощают в себе основные парадигмальные соотношения: "человек - природа ", "человек - общество ", "человек - культура ", "человек - божество ", "субъект - объект ". Мир есть организованная иерархия различных одновременно осуществляющихся способов существования человека как существа природного, социального, практического, духовного, включенного в отношения со значимой и соотносимой с ним объективной и трансцендентной реальностью. С позиций антропологического принципа в психологии развития человека ни одна из основных парадигмальных установок в отдельности, ни они вместе, ни их многообразные сочетания принципиально не меняют наших представлений о сущности психического, о развитии, его предпосылках, условиях и т.д.

Антропологическая парадигма позволяет ответить на вопрос: "как, в свете именно психологической теории, возможен человек по сущности своей, которая не есть совокупность (и даже не ансамбль) его отдельных проекций, сколь бы значимы и богаты они бы ни были? " . Природа и общество как фундаментальные предпосылки становления человека не могут быть содержательными характеристиками ни его самого, ни его мира . Очевидно, что мир человека

есть способ организации и развития его жизнедеятельности в определенной культурной форме, в имеющемся культурном пространстве.

Остановимся на основных теоретических положениях о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме.

В этнокультурной парадигме осуществляется преодоление противопоставления и разрыва между субъективным и объективным, природой человека и социумом, процессами индивидуализации и социализации, что позволяет изучать и человека со стороны индивидуальносвоеобразного в совокупности его сущностных сил и социотипического, аккумулирующего в себе психокультурный потенциал человеческого рода. С учетом генеральной задачи, решаемой в рамках парадигмы развития: "выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития " , основными проблемами этнокультурной парадигмы развития можно считать выявление и описание механизмов преобразования этнокультурного мира в мир индивидуальности и превращения индивидуальности в объект этнокультурного мира, порождения ею разнообразных паттернов человеческой культуры. Это делает особенно важным установление закономерностей развития этнической индивидуальности.

В последние годы в науке предложено немало способов выделения адекватного предмета теоретического анализа связи ребенка с социокультурной средой и процесса его развития (например, ): "ниши развития " ребенка в рамках его повседневного окружения , ; зоны свободного движения как взаимодействия ребенка с различными элементами окружающей cреды ; культурных практик как культурно организованных видов деятельности . Общей особенностью всех подходов является то, что в качестве активных агентов развития ребенка рассматриваются и он сам, и его социокультурное окружение.

В отношениях человека с окружающим миром обнаруживается культурноценностный потенциал человеческой общности. Приобщение к нему осуществляется через посредника - медиатора (Л.С.Выготский), к которому можно причислить знак, слово, символ, миф, жест, движение, ритуал, а также этнокультурные признаки, которые воплощают в себе значение (А.Н.Леонтьев) как обобщенное отражение действительности, зафиксированное в сознании в форме знаний о способах организации и развитии жизнедеятельности народа. Только посредством их происходит преобразование натуральных (реальных) психических форм в идеальные (культурные) человеческие способности. В результате индивид обретает свою культуру: культуру поведения (потребности, аффекты, общение, действия), духовную культуру (культуру мысли, культуру слова) ; реальная (натуральная) форма психического становится идеальной, культурной. К базовому процессу развития в этнокультурной парадигме относятся многообразные формы культурного знаковосимволического опосредствования, "окультуривания натуры " .

Этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом и основанных на овладении набором культурных средств своего народа. Очевидно, что предметом анализа этнокультурного развития человека является культурная практика, культурные формы деятельности , т.е.

система жизнедеятельности человека в контексте этнокультурного мира.

Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности.

Теоретические положения нуждаются в эмпирическом подтверждении. Работа в этом направлении представлена в эмпирической части статьи. Делается попытка решить одну из основных задач этнокультурной парадигмы - выявить психологические закономерности этнокультурного развития человека, иначе говоря, развития его этнической индивидуальности, средством которого является приобщение к этнокультурному миру.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовали 242 испытуемых - представители различных этнокультурных (удмурты, татары, комипермяки, русские), статуснорегиональных (область, республика, город, село) и возрастных (дошкольный, подростковый, юношеский возраст) групп. Организация и подбор методик исследования были осуществлены с учетом особенностей возрастного развития детей в различных специфических условиях этнокультурной среды (сельские и городские дошкольникиудмурты; подросткитатары, проживающие в условиях инокультуры; юноши: комипермяки и русские, проживающие в национальном округе). Рассмотренные этнокультурные комбинации обеспечивают оптимальный уровень обобщенности данных. Использованные психодиагностические методы включали интервью (для дошкольников), диагностику особенностей развития этнического самосознания (ЭСС) , проективный рисунок , семантический дифференциал , рисуночные ассоциации (детский вариант) ; исследование самоотношения (МИС) , "Кто Я " , самоактуализационный тест (САТ) для юношей.

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью контент-анализа открытых ответов различными методами: процедурами описательной статистики (выявление основных характеристик распределения), корреляционным, факторным по методу главных компонент, кластерным анализом. Для этого использовался пакет прикладных программ SPSS for Windows для персонального компьютера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При эмпирическом исследовании особенностей этнокультурного развития детей дошкольного возраста, проживающих в разных статуснорегиональных условиях, первая выборка включила детей подготовительной национальной удмуртской группы детского садапрогимназии в возрасте 67 лет (20 человек), обучающихся по национальной программе с включением этнорегиональных компонентов (г. Ижевск Республики Удмуртия). Во вторую группу вошли дети (20 человек) удмуртской национальности: воспитанники детского сада с традиционной системой обучения и воспитания (с. Вавож Республики Удмуртия) в возрасте 68 лет.

Детям были заданы следующие вопросы:

1. Фамилия, имя, возраст, пол.

2. Национальность собственная и родителей. Чем объясняется отнесение к определенной национальности?

3. К какому народу относишь ты себя?

4. Какой язык (языки) знаешь? Какой считаешь родным? На каком языке говорят в семье, дома? На каком языке любишь слушать сказки?

5. Знаком ли ты с национальной одеждой, с ее особенностями?

6. С какими национальными праздниками и обычаями, традициями ты встречался?

7. Знаешь ли народные песни и танцы?

8. Какие пословицы и поговорки есть у твоего родного народа?

9. Какие сказки, герои сказок тебе знакомы?

10. Каких известных земляков (поэтов, писателей, композиторов, ученых и т.д.) ты знаешь? Кем гордится народ, к которому ты себя относишь, и ты сам?

11. Есть ли отличия между твоим народом и другими? Если есть, то какие?

В случае недостаточного обоснования ответов ребенку предлагались уточняющие дополнительные вопросы.

Анализ полученных результатов показал, что в сравнении с сельскими детьми всех городских детей можно считать билингвами: они могут говорить как на родном, так и на русском языке (12 из них считают родным национальный язык, 8 - русский). В детском саду они общаются на двух языках. 11 человек в семье говорят на родном языке; с другими (9 человек) родители разговаривают только на русском языке. Предпочтений к языкам дети не обнаруживали. Что касается сельских детей, то все они считают национальный язык родным, предпочитают на нем говорить и слушать сказки.

Городские дети ответили на 67,3 % вопросов, а сельские - лишь на 46 %. Это можно объяснить тем, что в национальном садупрогимназии дополнительно реализуется программа этнокультурного развития ребенка, посредством которой дети знакомятся с особенностями культуры своего народа, тогда как сельский детский сад работает по традиционной программе обучения и воспитания. В большинстве городские дети умели правильно обосновывать и объяснять свой выбор, что обусловлено спецификой образовательной системы обучения и воспитания в городских дошкольных учреждениях. При этом несмотря на правильность обоснования ответов, городские дети предлагают меньшее число их вариантов (13) по сравнению с сельскими (24). Этот факт можно объяснить тем, что сельские дети непосредственно включены в культурную практику своего народа, в специфический этнокультурный мир, тогда как городские дети, проживающие в урбанизированной русскоязычной среде, лишены подобного окружения.

На вопрос о наличии отличительных особенностей в поступках и поведении своего народа по сравнению с другими (например, русским) городские дети (6 человек) ответили утвердительно с некоторой попыткой обоснования: они слышали от взрослых, что удмурты добрые, никому не угрожающие, мягкие, а русские строгие, опасные, сильные. Десять детей считали, что все люди одинаковы, четверо затруднились ответить. В свою очередь семеро сельских ребят полагали, что отличия есть, но только двое из них смогли это объяснить (по словам взрослых, удмурты лучше, чем русские); остальные ответить не смогли. Необходимо учитывать, что в этом возрасте осознание "своих " основано на ежедневном конкретном собственном опыте общения с окружающими, тогда как представление о других народах базируется на синтезированном групповом, абстрактном образе "иных " , формирование которого зависит прежде всего от этнических стереотипов и установок окружающих взрослых.

Таким образом, мы обнаружили, что дети дошкольного возраста, развитие которых проходит в непосредственном взаимодействии с этнокультурным миром, в системе жизнедеятельности этнической группы, качественно иначе воспроизводят этническую картину мира по сравнению с детьми, лишь только получавшими знания о нем, хотя последние предлагают большее число вариантов.

Рис. 1. Схема корреляционных зависимостей между компонентом "Этнокультурные особенности своего народа " (ЭК) и этнодифференцирующими признаками у а) подростковтатар, обучающихся в национальных классах, б) подростковтатар, обучающихся в обычных классах.

Здесь и на рис. 2 условные обозначения: 1 - происхождение и исторические судьбы этноса; 2 - этническая территория; 3 - национальный язык; 4 - религия, верования; 5 - национальная одежда, пища, жилье; 6 - национальные обычаи, обряды, традиции, ритуалы; 7 - народное творчество, сказки, народные песни; 8 - национальная литература и профессиональное искусство; 9 - антропологические признаки; 10 - этнопсихологические особенности

Для изучения этнокультурного развития детей подросткового возраста мы провели эмпирическое исследование (совместно со студенткой УдГУ О.Дуровой). В качестве испытуемых были выбраны 42 школьника татарской национальности в возрасте 1013 лет, проживающие в Воткинске Республики Удмуртия. Из них 21 человек обучается по национальной и 21 человек - по традиционной образовательным программам. В систему национального обучения введен цикл дисциплин и занятий с национальными компонентами ("Татарский язык ", "Татарская литература ", ряд факультативных занятий: "Родное слово ", "Краеведение " и др.). Через дополнительное образование реализуются программы этнокультурного развития ребенка с ориентацией на исторически развитые формы эстетической культуры ("Татарский фольклор ", "Татарские танцы ", "Татарские народные инструменты "), культуры движений ("Татарская борьба "). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети активно принимают участие в городских и республиканских национальных праздниках, фестивалях, конкурсах, где знакомятся с культурами других народов. Во время летней практики они выезжают в фольклорноэтнические экспедиции, в том числе и в Татарстан.

Благодаря применению методики исследования особенностей развития этнического самосознания выяснилось, что система представлений об этнокультурных особенностях своего народа у подростков - учащихся национальных классов включает в себя большее число этнодифференцирующих признаков (рис. 1). Этническая самоидентификация рассматривается с привлечением

широкого набора этноинтегрирующих признаков, ранжированных по степени значимости (рис. 2).

Рис. 2. Схема корреляционных зависимостей между компонентом "Этническая самоидентификация " (ЭИ) и этноинтегрирующими признаками у а) подростковтатар, обучающихся в национальных классах, б) подростковтатар, обучающихся в обычных классах

Методика "Проективный рисунок " позволила получить данные о том, что подростки, обучающиеся в национальных классах, при построении этнической картины мира оперируют большим набором этнических элементов (признаков). Так, для изображения представителей татарского, русского, удмуртского народов они использовали большее число смысловых групп (человек и отдельные элементы внешнего облика; пища, напитки; национальнобытовые символы; труд в быту; экономическая жизнь общества; животные, растения; техника; негативная символика). В свою очередь у детей, обучавшихся по традиционным программам, национальный образ был представлен чаще всего изображениями человека или отдельных элементов его внешности, национальнокультурных символов и негативной символики.

С помощью методики "Семантический дифференциал " получена возможность строить семантические пространства компонентов этнокультурного мира на основе шкалирования понятий ("Я ", "татарский народ ", "татарская культура ", "русский народ ", "русская культура ", "удмуртский народ ", "удмуртская культура ") учащимися различных классов. Под семантическим пространством понимается операциональная модель категориальных структур индивидуального и общественного сознания (самосознания). При этом отдельные параметры семантического пространства соответствуют определенным аспектам когнитивной организации сознания. Когнитивная сложность определяет дифференцированность сознания, взаимосвязана с гибкостью, адаптивностью реального поведения субъекта, коррелирует со степенью свободы личности при принятии решений в анализируемой содержательной области . Так, при помощи указанной методики выявлено, что у подростковтатар, обучающихся в национальных классах, структура семантического пространства отличается большей сложностью по сравнению с подросткамитатарами

из обычных классов. Тем самым школьники из национальных классов характеризуются высокой степенью когнитивной сложности при дифференциации этнокультурных компонентов, выделяя большее число групп этнокультурных категорий на основе более широкого арсенала признаков. Семантические пространства, построенные на базе оценок компонентов этнокультурного мира, являются производными от знаний об этом мире. Очевидно, что система представлений об этнодифференцирующих и этноинтегрирующих компонентах этнокультурного мира как составляющая этнического самосознания подростков формируется в зависимости от их приобщенности к этнокультурному миру.

Мы заинтересовались вопросом о связи когнитивной организации этнического сознания с адаптивностью реального поведения подростков в условиях межэтнических отношений. С этой целью была использована проективная методика рисуночной ассоциации С.Розенцвейга, в инструкции к которой уточнялось, что говорящий человек является представителем русского народа. Подросткитатары имеют собственный опыт взаимоотношений с русскоязычным населением, так как в Воткинске большинство населения - русское. В итоге GCR - показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации, - у детей из национальных групп оказался выше (49 %), чем у школьников из общеобразовательных классов (37 %).

Результаты проведенного исследования показывают, что в этнокультурном развитии школьники, обучающиеся по национальной системе с включением этнокультурных компонентов, отличаются от других когнитивной сложностью этнического сознания (самосознания), адаптивностью реального поведения в окружающем этнокультурном мире.

В исследовании (проведено студенткой ПГПУ М.Козловой) особенностей развития психосоциальной идентичности в ранней юности принимали участие 160 учащихся в возрасте 1718 лет (84 русских и 76 комипермяков) средних специальных учебных заведений (медицинского и педагогического колледжей) г. Кудымкара КомиПермяцкого округа Пермской области. По аналогии с работами зарубежных и отечественных этнопсихологов (, , , , , ) в исследовании были использованы следующие методики: самоактуализационный тест (САТ), методика исследования самоотношения (МИС). Показатели самоактуализации и самоотношения в обеих группах были подвергнуты факторному анализу (табл. 1).

По результатам факторного анализа показателей в русской выборке было выделено четыре значимых фактора. В первый фактор с высокими факторными нагрузками вошли самообвинение, "зеркальное Я ", внутренняя конфликтность, самоуверенность, самоценность, самоуважение, саморуководство. Данный фактор был назван "отношение к себе ". Второй фактор включил в себя показатели: гибкость поведения, компетентность во времени, самопринятие, поддержка. Этот фактор был назван "адаптивность ". Третий фактор представлен такими показателями, как синергия, представления о природе человека, ценностные ориентации, и обозначен как "представления о мире ". В четвертый фактор вошли: сензитивность к себе, познавательные потребности, поддержка, контактность, принятие агрессии. Этот фактор был назван "рефлексия ".

В комипермяцкой выборке по результатам факторного анализа выделены тоже четыре значимых фактора. Первый фактор сгруппировал следующие показатели: самопринятие, компетентность во времени, поддержка, гибкость поведения; он был назван "адаптивность ". Во второй фактор вошли самообвинение, внутренняя конфликтность, закрытость, самоценность, "зеркальное Я ", самоуверенность (0,527). Фактор получил

название "отношение к себе ". Третий фактор представлен такими показателями, как синергия, представления о природе человека, ценностные ориентации. Он был назван "представления о мире ". В четвертый фактор вошли сензитивность к себе, принятие агрессии, спонтанность. Фактор был назван "рефлексия "; факторы, выделенные в группах русских и комипермяков, совпадают по содержанию симптомокомплексов.

Таблица 1

Факторное отображение самоактуализации и самоотношения в различных этнических группах

Значения факторов

Показатели

Этнические группы

комипермяки

Компетентность во времени

Поддержка

Ценностные ориентации

Гибкость поведения

Сензитивность к себе

Спонтанность

Самоуважение

Самопринятие

Представление о природе человека

Синергия

Принятие агрессии

Контактность

Познавательные потребности

Креативность

Закрытость

Самоуверенность

Саморуководство

"Зеркальное Я "

Самоценность

Самопринятие

Самопривязанность

Внутренняя конфликтность

Самообвинение

Доля объясненной дисперсии, %

Примечание. Нули и запятые опущены. Жирным шрифтом выделены значимые факторные веса.

С целью выявления типов психосоциальной идентичности в каждой этнической группе был проведен кластерный анализ по выделенным факторам с помощью метода k - means clustering. При кластеризации в качестве меры сходства использовалось евклидово расстояние между объектами по показателям каждого фактора. Как в русской, так и в комипермяцкой группе обнаружено по три кластера. В той и другой

выборке первый кластер назван "досрочная идентичность ", второй - "зрелая идентичность ", третий - "кризис идентичности ". Кластеры сравнивались между собой с помощью tкритерия Стьюдента. Результаты сравнения средних значений показателей в симптомокомплексах по tкритерию Стьюдента в обеих выборках представлены в табл. 2, 3. В ходе анализа было определено, насколько выражены особенности различных типов психосоциальной идентичности (указана в итоговых строках таблиц).

Таблица 2

Достоверность различий средних значений самоактуализации и самоотношения в русской группе

Идентичность

Показатели

Досрочная

I кластер

II кластер

III кластер

tкритерий Стьюдента

"Зеркальное Я "

Самоуверенность

Самоценность

Самоуважение

Саморуководство

Самообвинение

Внутренняя конфликтность

Всего: Отношение к себе

Гибкость поведения

Компетентность во времени

Самопринятие

Поддержка

Всего: Адаптированность

Синергия

Представления о природе

Ценностные ориентации

Всего: Представления о мире

Сензитивность к себе

Познавательные потребности

Поддержка

Контактность

Принятие агрессии

Всего: Рефлексия

равнодушное

равнодушное

позитивное

позитивное

негативное

негативное

Примечание. В табл. 2 и 3 доверительная вероятность имеет следующие значения:

Приведенные данные показывают, что лица со зрелой идентичностью (12 % от генеральной выборки) характеризуются наиболее высокими показателями самоактуализации. Им можно приписать позитивное отношение к себе, высокую адаптивность поведения, положительное восприятие мира, высокую степень отрефлектированности своих потребностей и чувств. Они отчетливо переживают

собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий личность, адекватно оценивают себя по социальным критериям. О внутренней непрерывности и тождественности личности обладающих идентичностью свидетельствует сформированность временнόй перспективы: прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое, ощущение своего Я независимо от изменения ситуаций, ролей. Молодые люди, обладающие зрелой идентичностью, разделяют ценности самоактуализирующейся личности, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, не проявляя негативного отношения к окружающим.

Таблица 3

Достоверность различий средних значений самоактуализации

и самоотношения в комипермяцкой группе

Идентичность

Показатели

Досрочная

I кластер

II кластер

III кластер

tкритерий Стьюдента

"Зеркальное Я "

Самоуверенность

Самоценность

Самообвинение

Внутренняя конфликтность

Всего: Отношение к себе

Гибкость поведения

Компетентность во времени

Самопринятие

Поддержка

Всего: Адаптированность

Синергия

Представления о природе

Ценностные ориентации

Всего: Представления о мире

Сензитивность к себе

Принятие агрессии

Спонтанность

Всего: Рефлексия

позитивное

негативное

адекватное

позитивное

негативное

равнодушное

В свою очередь тенденция к понижению показателей по данным проявлениям обнаружена у лиц с досрочным формированием идентичности (32 % от генеральной выборки) и с кризисным ее состоянием (56 % от генеральной выборки). В группе с досрочной психосоциальной идентичностью испытуемые характеризуются конформностью, зависимостью, внешним локусом контроля. Низкие показатели внутренней конфликтности свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве. Молодые люди с досрочной идентичностью консервативны при реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, нетерпимы к противоречиям

и неясностям. Юноши, переживающие период кризиса идентичности, отличаются негативным самоотношением, отсутствием временной перспективы, дезинтегрированностью мировоззрения.

Интересные результаты получились при сравнении полученных данных по тесту "Кто я " М.Куна и Т.Макпартленда, позволяющему выявить актуализированные самоидентификации и их включенность в целостное образование психосоциальной идентичности. Испытуемым предлагалось дать не менее десяти ответов на вопрос "Кто я? ". Вся совокупность свободных характеристик была подвергнута контент-анализу с целью определения в идентификационных матрицах приоритетных статусных категорий. Иерархия категорий в собирательном образе Я, разделяемая группой, соответствует общему внутреннему плану действий группы по защите и укреплению приоритетных статусных позиций .

Итак, у испытуемых со зрелой идентичностью преобладают категории: "планетарная ", "общечеловеческая ", "гражданская ", "этническая ", "групповая " идентификации, "положительная самооценка нравственных, интеллектуальных качеств ", "личностная позиция ", "поведенческие особенности " (68 %). Категория "национальность " по частоте встречаемости среди всех обозначенных самоидентификаций заняла промежуточное место. На первый взгляд, высокий показатель встречаемости этнической идентификации можно объяснить выраженностью групповой категоризации по этническому признаку у лиц, проживающих в национальном округе. Наименьшее количество ответов обнаружили категории: "гендерная самоидентификация ", "умения " (19 %). Отсутствуют пропуски ответов (отмечены все 10 характеристик). Число объективных характеристик из общего числа самоидентификаций (63,8 %) преобладает над субъективными. Конфигурация идентичности представлена совокупностью значимых идентификаций, сложившихся в данный возрастной период благодаря самостоятельному принятию самого себя (личностная позиция).

Испытуемые с досрочной идентичностью продемонстрировали наибольший процент ответовидентификаций, определяющих человека как члена микросоциальной общности (семейная, групповая, профессиональная самоидентификации) (62 %), а наименее популярными в этой группе оказались такие категории, как "личностная позиция ", "поведенческие особенности " (12 %). Испытуемые из данной группы оказались единственными, кто не дал ни одного ответа, связывающего их актуальную жизнь с будущим. С учетом частоты встречаемости категория "национальность " получила предпоследнее место в категориальной матрице идентификаций. Число объективных характеристик (65,8 %) превышало число субъективных. Достижение идентичности у представителей данной группы, скорее всего, обеспечивается присвоением значимых идентификаций (высокие показатели групповой категоризации и низкие, выражающие личностную позицию).

У испытуемых с кризисом идентичности отмечается наименьшее по сравнению с другими число ответов, относящихся к идентификационным категориям. Превалирующей является идентификация в общечеловеческом плане (47 %), наблюдается негативная самооценка нравственных качеств (30 %), отмечаются социально нежелательные личностные свойства (26 %) (доля двух последних характеристик невелика, но на фоне других групп выделяется). Часть ответов отражала ориентацию на будущее (37 %). В самом минимальном количестве присутствуют категории "позитивная самооценка нравственных и интеллектуальных качеств ", "социально значимые личностные свойства ", "предпочтения ", "умения " (6 %). Этническая идентичность по частоте встречаемости

в категориальной матрице заняла предпоследнее место. 40 % испытуемых изначально отказывались отвечать на вопросы, заданные инструкцией. Другая часть допускала пропуски вопросов (обнаружено меньшее количество ответов). Обычно восприятие человеком самого себя происходит в контексте социальных взаимоотношений, тем самым число объективных характеристик преобладает над субъективными . У испытуемых с кризисом идентичности обнаружено небольшое преимущество субъективных характеристик (55 %) над объективными за счет негативной самооценки и самопредставленности. Как правило, кризис идентичности сопровождался негативными эмоциональными переживаниями, большой потребностью изменить себя и ситуацию, поиском путей к этому.

Итак, анализ группового образа Я с учетом типа идентичности показал, что только зрелая идентичность включает в свою конфигурацию значимую этническую идентификацию, причины развития которой определяются этнокультурным миром.

Обращают на себя внимание результаты анализа численного состава групп испытуемых с различными типами идентичности в разных этногруппах. Обнаружено (см. табл. 2, 3), что близкими по численному составу оказались группы со зрелой идентичностью (9,5 % русских и 14,5 % комипермяков). Типичность кризиса идентичности в ранней юности подтверждена данными лишь на материале исследования комипермяцкой выборки (75 %). В свою очередь, всего лишь 39,3 % юношей русской национальности переживают кризисный период. Существенную разницу можно объяснить тем, что в русской выборке 51,2 % испытуемых не проходили этап кризиса идентичности. Бόльшая доля досрочной идентичности у представителей русской выборки, проживающих в национальном округе, где комипермяки составляют большинство населения, скорее всего объясняется тем, что формирование элементов значимых для них идентификаций происходило лишь посредством идентификации со своими русскоязычными родителями, родственниками, друзьями, а не в результате самостоятельного их поиска и выбора. Можно предположить, что результат формирования убеждений, потребностей, ценностей, целей под влиянием значимых других является предпосылкой, определяющей низкий уровень самоактуализации испытуемых данной группы, заниженную оценку ими собственного Я по отношению к социальнонормативным критериям (см. табл. 2). Как известно (, , ), оптимальное развитие идентичности достигается за счет самостоятельного принятия человеком решений относительно того, каким ему быть, что обеспечивает достижение интегральной конфигурации идентичности.

Сложившаяся конфигурация включает в себя совокупность значимых базовых идентификаций, формирующихся в течение всей жизни человека, из которых этническая является одной из самых древних и устойчивых форм тождественности и непрерывности его существования. Стало быть, развитие идентичности зависит от успешности структуризации сформировавшихся значимых базовых идентификаций, одна из которых - этническая - обеспечивается за счет усвоения и принятия высших ценностей родового потенциала общности. Таким образом, успешное развитие идентичности с благоприятным исходом ее кризисного периода в раннем юношеском возрасте зависит от приобщенности к культурным ценностям своего народа для осуществления согласования сложившейся интеграции значимых идентификаций и соответствующих ей способов бытия в культурном универсуме.

В заключение остановимся на стержневых основаниях развития человека в этнокультурной парадигме, подкрепленных данными эмпирических исследований.

Человек, становление которого осуществляется во взаимодействии с миром в определенных границах его этнокультурных форм, - это уже и не природный, и не социальный индивиды в чистом виде, в классическом соотношении противопоставленные друг другу. Благодаря этнокультурному подходу к сущности человека и его развитию преодолевается противопоставление и разрыв между природой человека и социумом, природным индивидом и социальным, процессом индивидуализации с природными источниками развития и процессом социализации, онтогенезом и социогенезом. В этнокультурном генезе психики, поведения и сознания происходит "интегральная дифференциация " отдельных процессов развития человека в различных его ипостасях, "снимающая " их противопоставление (одновременное осуществление и исчезновение).

Сущность человека в этнокультурной парадигме определяется взаимным порождением индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности. Базовый процесс развития в этнокультурной парадигме зависит от многообразных форм культурного знаковосимволического опосредствования.

В ходе эмпирического исследования психологических закономерностей развития этнической индивидуальности выявлено, что дети дошкольного возраста, развитие которых проходит в непосредственном соприкосновении с этнокультурным миром, в системе жизнедеятельности этнической группы, при воспроизведении этнической картины мира отличаются в качественном ее представлении от детей, лишь получивших знания о нем, хотя последние предлагают большее число вариантов. Школьники, обучающиеся по национальным программам образования с включением этнокультурных компонентов, отличаются от других когнитивной сложностью этнического сознания, адаптивностью реального поведения. Успешное развитие идентичности с благоприятным исходом ее кризисного периода в раннем юношеском возрасте зависит от приобщенности к культурным ценностям своего народа. Это важно, чтобы осуществилось согласование сложившейся интеграции значимых идентификаций и соответствующих способов бытия в культурном универсуме.

1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 12. М.: Наука, 1989.

2. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

3. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопр. психол. 1998. № 2. С. 7182.

4. Коул М. Культурноисторическая психология: наука будущего. М.: КогитоЦентр, ИП РАН, 1997.

5. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Сов. этнография. 1973. № 5. С. 123131.

6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Уч. пособ. для студентов психол. и этнол. спец. М.: Старый Сад, 1998.

7. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.

8. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Уч. пособ. Смоленск: Издво СГУ, 1997.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. № 6. С. 317.

11. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90‑х годов. М.: Мысль, 1996. С. 296366.

12. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Идея человечества у Августа Конта // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1976.

13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студ. вузов по спец. "Психология ". М.: ИП РАН, Акад. проект, 1999.

14. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга: Метод. рекомендации для психологов / Сост. А.Ф.Радевич. Ижевск: Благотворит. обществ. фонд развития образования, 1996.

15. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

16. Шкуратов В.А. Историческая психология. 2‑е изд., перераб. М.: Смысл, 1997.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издат. группа "Прогресс ", 1996.

18. Bosma Y.A. Identity development in adolescence: Coping with commitments. Proefschu. Groningen: Rijksuniv te Groningen, 1985.

19. Kun M., Mcpartland T. An Empirical investigation of selfattitudes // Am. Soc. Rev. 1954. V. 19. N 1.

20. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.

21. Super C.M., Harkness S. The developmental niche: A conceptualization and the interface of society and the individual // Inter. J. Behav. Devel. 1986. V. 9. P. 545570.

22. Valsiner J. Culture and the development of childrenТs action: A culturalhistorical theory of developmental psychology. N.Y.: John Wiley, 1987.

23. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theоry and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3. P. 341358.

24. Whiting J.W.M. A model of psychologicalcultural research // Zilerman P.H., Tulkin S.R., Ravenfeld A. (eds.) Culture and infancy: Variations in the human experience. N.Y.: Acad. Press, 1977.

Поступила в редакцию 13. IX 2000 г.