Ошибки в воспитании грудничков. Воспитание ребенка до года

Младенческий период длится от рождения до года. Что воспитывать в это время?

Нужно приучать ребенка правильно пользоваться родителями.

Ситуация: Кристоф, 8 месяцев, полностью на грудном вскармливании. Недавно у него выросли первые зубки. Вдруг он начал больно кусать маму за грудь. Задача - Кристофа нужно научить правилу: «во время кормления нужно быть осторожным с зубками».

Его мама применяет тайм-аут: со словами «Это было очень больно!» она кладет его на игровой коврик. И отворачивается на одну или две минуты, не обращая внимания на плачущего Кристофа. По окончании этого времени она берет его и говорит: «Мы попробуем еще раз, но будь осторожен с зубками!» Теперь Кристоф пьет аккуратно.

Если он укусит еще раз, мама опять сразу же положит его на коврик и оставит без внимания, и ждет 1-2 минуты, чтобы снова приложить к груди.

Еще один пример:

  • Историю Пауля, 8 месяцев, вы уже знаете из первой главы. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне» . Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал. Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне» . Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш. После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума. Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила: «Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю. Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался. Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать. Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

От года до двух лет

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили: «Криком добывается внимание». С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности. Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»: «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить». Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Последний пример:

  • Помните Патрика, «ужас всей группы»? Двухлетка кусается, дерется, вырывает игрушки и бросается ими. Каждый раз мама подходит и ругает его. Почти каждый раз она обещает: «Если ты сделаешь это еще раз, мы пойдем домой». Но никогда не выполняет.

​​​​​​​Как можно тут поступить? Если Патрик сделал больно другому ребенку, можно сделать короткое «заявление». Встать на колени (присесть), глядя прямо на него и держа его руки в своих сказать: «Стоп! Прекрати сейчас же!» Можно отвести его в другой угол комнаты, и не обращая на Пауля никакого внимания, утешать «жертву». Если Патрик еще раз кого нибудь укусит или ударит, нужно сразу же действовать.​Поскольку он еще мал и выслать из комнаты его одного нельзя, мама должна покинуть группу вместе с ним. Во время тайм-аута она хотя и находится рядом, но не обращает на него особого внимания. Если он плачет, можно сказать: «Если ты успокоишься, мы снова сможем зайти». Тем самым она подчеркивает позитивное. Если плач не прекращается, они оба идут домой.

Тут тоже тайм-аут: Патрика увели от детей и кучи интересных игрушек.

Как только ребенок некоторое время мирно играет, мама садится к нему, хвалит и дарит свое внимание. Тем самым акцентируя внимание на хорошем.

Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно. Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?

Этапы воспитания крохи до года

Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.

1. Этап с рождения до 3-месячного возраста

Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.

Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом

2. Этап с 3-х месяцев до полугода

В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.

Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.

На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.

Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.



Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту

3. Этап с полугода до 9 месяцев

На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.

Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.

На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника. Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое. Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.

Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.

Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение. Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.

Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.

К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.



К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета

4. Этап с 9 месяцев до года

На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти. Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить. Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.

В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.

Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».



Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой

Методики воспитания детей до года

Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:

Ранняя социализация

Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:

  • Минимальный контакт с матерью.
  • Искусственное вскармливание.
  • Установка четкого режима и норм поведения.
  • Категоричный запрет на совместный сон.

«Сближение»

Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.

Основные принципы:

  • Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
  • Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
  • Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
  • Отсутствие режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.

Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.

Ключевые моменты в воспитании ребенка

Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:

  • В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
  • Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
  • Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
  • Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
  • Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.

Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.

Как ни странно бы это звучало, но воспитывать ребенка нужно еще с пеленок . На первом году жизни закладываются основные элементы хорошего поведения. За первые 12 месяцев, у малыша формируются навыки аккуратности, основные формы морального и эстетического воспитания. Формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная среда. Ребенок учится гигиене. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

Вот сколько полезных умений и навыков, формирует малыш за первый год своей жизни!!! Главная задача родителей развить у ребенка как можно больше положительных качеств и по возможности, случайно, не активировать . Воспитание ребенка первого года жизни можно разделить на четыре этапа:

  1. Воспитание до 3 месяцев;
  2. Воспитание до 6 месяцев;
  3. Воспитание до 9 месяцев;
  4. Воспитание до года.

Первый этап, включает в себя формирование у малыша положительных привычек, и предупреждение появления вредных привычек. За первые три месяца ребенок должен научиться:

  • Спокойно засыпать на улице без пустышки;
  • Желательно, чтоб ребенок засыпал без укачивания;
  • Малыш должен какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая;
  • Ребенок должен протестовать и каким-то образом показывать маме, что пора поменять подгузник;
  • Предупреждайте сосание пальцев;
  • Ориентироваться в пространстве с помощью звуков и зрения.

Что требуется от родителей? Мама, обязательно должна вовремя менять подгузник ребенку. И следить за его чистотой. Если Вы пользуйтесь одноразовыми подгузниками, то их замена должна проводиться каждые три часа. А также каждый раз, когда малыш покакал. Ребенка нужно хорошенько мыть, чтоб его нежная кожа не раздражалась остатками фекалий или мочи. Пользуйтесь кремом, который предназначен под памперс.

Чтобы формировать у ребенка культуру гигиены, каждое утро должно начинаться не только с радостной улыбки, но и с процедур . Необходимо после сна, сразу же менять подгузник, мыть попку и ручки. Обязательно умывать личико малыша. Все эти ежедневные процедуры, будут формировать у Вашего малыша любовь к чистоте.За первые три месяца, малыш должен научиться, уверенно держать головку, издавать какие-то другие звуки, кроме плача. Что требуется от родителей? Малыша обязательно нужно выкладывать на животик, даже если это ему не нравится. Ребенок должен поднимать головку лежа на животике. С каждым разом у него это будет получаться все лучше и лучше. Со временем даже малыш, который совсем не любил лежать на животике, будет все время проводить только на нем. В таком положении тренируются мышцы шеи и спины.

Для того, чтоб ребенок издавал много разных звуков, с ним надо играть. Рассказывать малышу сказки, петь песенки и потешки. Вы должны как можно больше рассказывать своему малышу. Неважно что. Вы одеваете ребенка? Расскажите ему, что сейчас мы будем одеваться, сначала штанишки, потом кофточку и идем гулять. Комментируйте все свои действия. Беседуя с малышом, улыбайтесь. Благодаря такому не хитрому общению, Вы заложите у малыша культуру общения.

Второй этап – воспитание ребенка до 6 месяцев. В периоде от 3 до 6 месяцев, ребенок дальше совершенствует сенсорное развитие. На этом этапе нужно подготавливать ребенка в будущей речи.

Для того, чтоб ребенок учился издавать разные звуки – гуление, пищание, лепетание, нужно как можно чаще включать ему музыку. Музыку можно включать классическую, детскую, красивые песни современной эстрады. Родители должны обращать внимание ребенка на новые звуки. Звуки не только песен. Обращайте внимание ребенка на то, как шумит кран, как пищит птичка, как шелестят листики. Малыш должен с Вашей помощью как можно больше узнать окружающий мир. Умственное воспитание малыша в этом возрасте должно в себя включать, в первую очередь, общение со взрослыми. Мама должна играть с ребенком. Игры должны быть направлены на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия.

Играйте с малышом только в период активного бодрствования, когда ребенок отдохнувший и сытый. Иначе игры не принесут нужной пользы, а если малыш будет все время плакать, то такие игры приносят только вред. В этом возрасте у ребенка закладываются элементы нравственного и эстетического воспитания. Для того, чтобы у ребенка крепко были заложены такие важные элементы воспитания, у него должно быть достаточное общение с взрослыми. В этом возрасте ребенок очень остро требует общения. Благодаря играм с взрослыми, ребенок получает удовольствие, он улыбается, смеется. На основе радости, которую испытывает малыш при общении с Вами, и закладывается элементы нравственного и эстетического воспитания.

Третий этап – воспитание малышей до 9 месяцев . В периоде между 6 и 9 месяцев, ребенок становится очень активным. Малыш начинает ползать, садиться, вставать в кроватке, некоторые детки начинают ходить. Поэтому самым важным моментом в этом возрастном периоде, является правильное физическое развитие ребенка.

В этом возрасте, ребенка уже можно понемногу приучать к горшочку. Садите ребенка на горшок после сна, перед и после прогулки, после кормления. Уже через несколько дней, малыш поймет, зачем его сажают на горшочек и будет знать, что нужно ему делать. С 7 месяцев, нужно учить малыша мыть руки перед едой. Для этого, мама должна вместе с малышом подходить к умывальнику, включать водичку и разрешать малышу самому ставить ручки под струю водички. Так, Вы приучайте малыша к чистоплотности. Со временем, у малыша выработается четкая привычка, что перед едой нужно вымыть руки.

После начала прикорма, обязательно используйте нагрудники для кормления. Одевая, каждый раз перед кормлением нагрудничек, Вы выработаете у ребенка своеобразный ритуал кормления. Если Вы хотите, чтоб Ваш малыш был аккуратным, уже с этого возраста следите за тем, чтоб он все время был в чистой одежде. Если малыш запачкался, сразу же смените ему одежду на чистенькую. При этом расскажите малышу, зачем Вы это делаете. «Мы немножко запачкались, и чтоб не ходить грязным, мы переоденемся, и у нас будет самый красивый и аккуратный малыш».

На заметку родителям: после того, как малыш научится ползать и вставать в кроватке, не стоит одевать на него ползунки. Несмотря на свое название, ползунки для ползания очень неудобные, ребенку некомфортно в них перемещаться, так как они стесняют движения. Лучше отдать предпочтение штанишкам или колготкам. В этом возрасте начинайте учить ребенка делать ладушки, ладушки. Показывать ручками колокольчик, сжимать и разжимать пальчики. При этом комментируйте его движении. Придумайте песенку, под которую ребенок с удовольствие будет показывать свои достижения. С 8 месяцев, самое время учить малыша, чтоб он показывал, где носик, глазки, ушки, зубки и т.п. Сначала ребенок будет все показывать на Вас, игрушках, а только потом на себе.

С 8 месяцев, учите ребенка «правильно» играть с игрушками. Т.е. малыш должен понимать, что машинку и мячик можно катать. Что юлу можно привести в движение нажатием на рычаг. Что пианино издает звук, при нажатии на клавишу. Ребенок не сразу разберется, что к чему. Мама должна терпеливо показывать своему крохе, как играть с той или иной игрушкой. Со временем, малыш все запомнит. В этом возрасте, ребенка уже можно учить слову «нельзя». Если ребенок Вас больно ударил по лицу играя, возьмите его ручку и скажите: «Так делать нельзя, мне больно». Обязательно поясняйте ребенку, почему так делать нельзя. Иначе он вообще не будет реагировать на это неприятное слово.

Четвертый этап – воспитание детей до года. На этом этапе продолжает свое развитие физическое состояние ребенка, развивается речь.

На данном этапе жизни малыша, родители должны помогать малышу, постепенно начать ходить самостоятельно. Для этого, как можно больше ходите с ребенком сначала за обе ручки, а потом за одну. Поощряйте стремление малыша встать везде, где только ему захочется. Нельзя запрещать ребенку вставать, иначе у него сложится впечатление, что ходить это плохо. Одним из элементов умственного воспитания, является учеба ребенка приводить предмет в действие. Малыш, по словам родителя должен научиться, катать машинку или мячик, брать и кушать яблочко или печенье, стучать палочкой по барабану и т.п.

Очень полезно на данном этапе развития показывать ребенку кукольные представления. Будет просто замечательно, если Вы сможете устроить ребенку кукольный театр. Такие представления развивают у ребенка внимание, память, речь, мышление. В этом возрасте нужно показывать малышу предметы разных форм, размеров, цвету и текстур и учить малыша соотносить предметы по их одинаковым признакам. Например: сортировать шарики с шариками, кубики с кубиками. Или находить все деревянные предметы и все пластмассовые. Показывать малышу, что мячик можно катать. А из кубиков получается замечательная башня, которую потом можно поломать. Показывайте ребенку, как собирать пирамидку, как играть с юлой, как открыть матрешку. Вот малыш удивится, когда в матрешке увидит такую же куклу.

Главная задача родителей, расширять кругозор их ребенка. Не забывайте в этом возрасте и про музыкальные занятия. Они должны сопровождаться словесными песнями. Это будет способствовать развитию речи ребенка. Если хотите, чтоб Ваш кроха стал говорить как можно раньше, уделяйте особое внимание пальчиковым играм. Нравственное и эстетическое воспитание на данном этапе развития включает в себя развитие доброго отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, деткам, животным. Нужно учить малыша бережно относиться к игрушкам. Хвалите малыша, когда он что-то делает правильно и хорошо. С восторгом воспринимайте каждое его достижение, даже самое маленькое.

Если ребенок что-то делает плохо, сделал больно Вам или другому малышу. Обязательно пресекайте это. Строгим голосом говорите ему «нельзя», потому что больно. Или назовите другую причину, по которой Вы вводите запрет. Говоря нельзя голос должен быть строгим, лицо серьезное. Не улыбайтесь и не спускайте на тормоза запрет. Ребенок по интонации поймет, что он сделал что-то не правильно. Не забывайте, главным примером поведения, является взрослый, которому малыш подражает. Если ребенок постоянно Вас бьет, пересмотрите свое поведение с мужем, возможно, он берет пример именно с Вас.

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста - это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание - единственно возможный выход.

Отсутствие совместного сна с мамой.

Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора - асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Детство - это прекрасная, радостная, беззаботная и безоблачная пора, которая уже никогда больше не повторится. Именно поэтому молодые родители стараются ни в чем не ограничивать свое чадо и всё ему разрешать. Однако это не совсем верно. Существует несколько правил, которые нужно учитывать. Воспитание - это не только увлекательный процесс, но еще и очень ответственный, ведь от его результата будет зависеть то, каким именно человеком вырастет ребенок.

Ребенок от 0 до года очень зависим от мамы, поэтому разлука с ней - это самое страшное несчастье для него. Но именно маме в первый период жизни малыша приходится очень тяжело. Бессонные ночи, страх за здоровье ребенка и попытка поправить свое собственное после родов - вот главные составляющие жизни молодой мамочки.

Как и беременность, период от рождения до года можно разделить на триместры.

От рождения до 3 месяцев

В первые три месяца новорожденный учится держать головку и различать звуки. Самое главное - это организовать режим питания и приучить к нему малыша. Также необходимо начинать отучать его от пустышки, но в то же время следить, чтобы он не сосал пальцы. Еще ребенок должен научиться засыпать без покачивания и некоторое время лежать самостоятельно в кроватке без внимания взрослых.
Сразу после рождения ребенка очень важно присутствие не только мамы, но и папы, чтобы малыш привык к голосам обоих родителей. Также отец важен еще и для мамы, чтобы помогать ей во всем и давать возможность отдохнуть.

От 3 до 6 месяцев


Во втором триместре (от 3-х до 6-ти месяцев) ребенок остро нуждается в общении и особенном внимании. Лучшим занятием для него в этот период будут различные игры, развивающие слуховое и зрительное восприятие. Примерно с четырех месяцев ребенку необходимо начать давать прикорм.

От 6 месяцев и старше

Начиная с полугода, ребенок становится наиболее активным, т.к. начинает ползать, садиться и даже пытаться ходить, опираясь на различные предметы. Воспитание ребенка до года в этом триместре заключается в том, чтобы приучить его заботиться о себе, а именно, мыть ручки перед едой и ходить на горшок. Нужно попытаться добиться того, чтобы для малыша эти процедуры стали нормой. Еще важно указать ему на то, что является хорошим и плохим поведением. Именно в этом возрасте необходимо объяснить ему значение слов «можно» и «нельзя». Важно учесть, что не нужно просто что-то запрещать ребенку, а необходимо указать причину, чтобы он понял. В этом возрасте малыши уже многое понимают.

Примерно в годик, иногда чуть раньше или позже, малыш учится ходить. Сначала с посторонней помощью, а потом потихоньку и сам. Это самое подходящее время, чтобы приучить ребенка самостоятельно держать ложку и кушать.
Помните, что уход за ребенком до года полностью зависит от родителей. Ведь его характер и поведение он копирует с мамы и папы, поэтому необходимо подать достойный пример, чтобы впоследствии не пришлось краснеть за свое чадо.
Первый год для ребенка является самым важным, ведь именно в это время он знакомится с окружающим миром, своей семьей и с самим собой. Он с интересом рассматривает свои ручки и ножки, играет с ними. Учится многим вещам, которые в дальнейшем не только помогут ему в жизни, но и сформируют характер.
Важно, чтобы оба родителя и самые близкие люди были рядом с малышом особенно в первый период его жизни. Ведь именно в этом возрасте он больше всего нуждается о внимании и заботе. Родителям необходимо вложить в воспитание и уход за маленьким человечком всю свою любовь и заботу, чтобы он чувствовал, что нужен и дорог и не зря пришел в этот мир.