Эпоха произведении отцы и дети. Отражение эпохи в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Каково отношение Базарова к дуэли

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка урока по литературе

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Преподаватель

Боронина Ирина Арменовна

Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом.

Ход урока:

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С. Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

тургенев социальный предреформенный разночинец

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Индивидуальное задание уч-ся.

Вопрос классу:

Что еще вы знаете об этой эпохе?

Примерный материал ответов:

Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, -- писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, -- так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С. Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

Зачем И.С. Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года - весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий - отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

Выделите ключевые слова, фразы.

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова -- Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички - "обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем - везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг (Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Группа 4.

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении?

Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга?

Сравните портреты героев.

Индивидуально:

Краткий пересказ основных моментов биографий героев

Биографию Базарова составить на основе текста.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение классификации методов (чтение произведения, анализ, комментирование, творчество по мотивам прочитанного) и приемов обучения литературе. Характеристика исследовательской деятельности учащихся на примере изучения повести Ивана Тургенева "Ася".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому, образ государя как модель человека.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2014

    Гиперактивность, основные проявления, критерии ее оценки. Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, тревожными детьми, детьми "Индиго". Сопровождение адаптации первоклассников, рекомендации учителю.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2016

    Семья как колыбель духовного рождения человека, ее значение в формировании личности. Оценка важности правильного поведения родителей в семье, его значение в воспитании маленького человека. Взаимоотношения семьи и школы. Истоки подростковой преступности.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Диалектизм - значимая единица языка в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина". Отражение живой диалектики в произведении. Общее понятие диалектической лексики. Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе. Народная мудрость на страницах романа.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    Понятие одаренности. Типология одаренности. Кризисы детской одаренности. Кризис креативности, интеллектуальности, мотива достижений. Детская одаренность и школьное обучение. Концепции к конструированию содержания образования. Выявление одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2005

    Проблемы существующей практики дошкольного образования. Компоненты новой модели образовательного процесса. Организация познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности с детьми. Тематическое сочетание видов детской активности.

    доклад , добавлен 03.03.2012

    Причины появления и виды нарушений зрения, их влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Особенности воспитания малышей с данными проблемами. Физическая деятельность как важная составляющая лечения. Обучение детей в специализированных учреждениях.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Модели университета, сформированные в индустриальном обществе. Болонский процесс и проблемы высшей школы. Рейтинги как инструмент определения миссии университета. Текущие проблемы системы высшего образования. Модели университета постиндустриального типа.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Умственная одаренность, ее психологические проявления. Сложности психического развития. Методы диагностики умственной одаренности: тестовые, неформализованные. Воспитание и обучение одаренных детей. Подготовка педагога к взаимодействию с детьми.

29.03.2013 21830 0

Уроки 76–77
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-
х ГОДОВ XIX Века

Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания :

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Тема: Воздух эпохи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Ход урока :

    Организационный момент .

Эпиграф: …Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то тоже самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков-Щедрин

    Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети»

Давайте вспомним, что характерно для романов Тургенева?

Добролюбов подчёркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую – либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

В его романах сквозь злободневные события, за спиною героев времени, ощутимо дыхание эпохи, дыхание вечности.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Запись в тетрадь темы и задач урока.

Роман написан в 1861 г. Время действия - 1855 – 1861 гг.

1855 – 1861 гг. – период сложный для России. В 1855 – закончилась проигранная Россией война с Турцией, Смена царствования: умер Николай I (закончилась эпоха репрессий). Александр II - образованность различных слоёв населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.

1860 г. Тургенев выходит из журнала «Современник». В это время писатель усиленно ищет нового героя. Он понял, что в дворянской среде такого героя нет.

Новый герой – человек энергичный, человек дела, разночинец – демократ. Вот такого человека писатель и решил сделать главным героем своего романа «Отцы и дети».

В образе Базарова Тургенев точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения. Писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди».

Важно ещё и помнить о композиции романа.

Итак, точная дата 20 мая 1859 г. – начинается действие, а заканчивается зимой 1860 г. Как же роман связан с эпохой?

(II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России – разночинцев–демократов, «отцов» и «детей»).

Это время нарастания недовольства в обществе, предреволюционная ситуация: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры вокруг готовящейся реформы).

Аналитическое чтение 3–ей главы.

Обратимся к 3 главе романа.

« Места, которым они проезжали…»

–Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь.(«Записки охотника»)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется. Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

    ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд,

    ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,

    РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

    НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ

    ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА

    ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

    НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ

    ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА

    РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

    МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.

БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

–К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.

4.Функции пейзажа .

Вспомните функции пейзажа. (1.описание места действия; 2.создание нужного настроения; 3.воздействие природы на формирование личности героя.)

–Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он

призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение

хотел создать писатель у читателя? Может–грустное: от тягостного положе–ния крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения при–

роды? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого

пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью чело

века. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

–Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

–Зачитайте этот разговор по ролям.

–Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе(«будут же они когда–нибудь платить»).

    Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного

2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»?

3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во–первых, положение крестьян бедственное.

Во–вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд

ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.

В–третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится

    Как начинается произведение? (повествование начинается с описания ситуации ожидания на дороге: слуга и его господин ждут кого-то) 1 глава

Опишите, пожалуйста, слугу (кратко)? Что необычного (или интересного) в этом описании? Вот слуга: молодой щекастый малый, с тусклыми глазами, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы – все изобличало человека новейшего, усовершенствованного времени.

Мало того, этот слуга еще и смотрел «снисходительно» на барина, «ответствовал» ему, а барин вроде даже заискивает перед слугой.

Можно представить подобные отношения, скажем, во времена Троекурова или некрасовских бар?

    А барин себя как ведет?

    «присел» на скамеечку, «подогну под себя ножки»

    Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, и даже не приказывал, а требовал непререкаемым тоном. Все изменилось. Из первых глав видно, как отличается Николай Петрович даже от своих родителей: прямых, волевых, грубоватых натур.

  • Обратите внимание на постоялый двор. Нарисуйте его краткими штрихами цитат.

    Ветхие ступеньки, запачканная кошка…. Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

  • Перескажите кратко историю господина этого слуги (история Николая Петровича Кирсанова) Помещик сорока с небольшим лет. Получив образование и воспитание, принятые в дворянском кругу, окончил университет, женился по любви. Жил с женой в согласии и мире, спустя десять лет жена умерла, и Николай Петрович остался с сыном на руках. Пришло время - определил его в университет, а вот сейчас встречает сына-кандидата. Автор несколькими штрихами подчеркивает слабость и вялость Николая Петровича («седого, пухленького и немного сгорбленного»).

    Как описывает состояние Николая Петровича автор во время его встречи с сыном? Приведите примеры из текста. (радостное, взволнованное замешательство). Как вы думаете, как состояние Николая Петровича отразилось на его знакомстве с Базаровым? (он встретил его радушно, тепло, открыто).

    Во время переезда от постоялого двора к Марьино Николай Петрович рассказывает сыну о произведенных им переменах в ведении хозяйства. Как вы думаете, каких взглядов придерживается Николай Петрович: он либерал, консерватор или революционер? (либерал)

Словарная работа: либерал – сторонник демократических свобод, снисходителен и терпим к проявлениям несогласия со стороны оппонента.

    Работа по образу . Наши герои прибыли в имение. Кто еще встречает их? (Павел Петрович Кирсанов). Расскажите его историю. Глава 7.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки. Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».

    Определение термина , относящегося к взглядам П.П. (аристократ, консервативный либерал)

Словарная работа: аристократ – лицо, принадлежащее к родовитым высшим слоям дворянства, утонченный, изысканный; консервативный либерал – отстаивающий неизменность традиционных свобод, противник нововведений.

Работа по центральному образу : Евгений Базаров. Опишите его портрет, его внешний вид (одежда), как он представляется? Почему Базаров представляется «Евгений Васильев»? (он хочет казаться ближе к народу: так представлялись простые крестьяне). 1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон –просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?(«Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма.Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?(А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

  1. Работа с художественной деталью. Какую деталь выделяет автор, показывая встречу этих героев? С какой целью писатель использует ее? (Тургенев обращает внимание на руки героев) мотив рук – значимая деталь, характеризующая развитие конфликта. Опишите позиции рук Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова при встрече?

Н.П. – «стиснул руку гостя»

П.П. – «спрятал руку в карман» (рука красивая, с длинными розовыми ногтями, в снежной белизне рукавчика) найти в тексте описание(4 глава)

Б. – «не сразу протянул красную большую руку».

Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)

Каким образом мы узнаем о взглядах господина Базарова? (О них рассказывает П.П. Аркадий). Как это показано в романе? Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

    Работа по эпизоду 5 главы (до слов «…который ко всему относится с критической точки зрения…»)

Словарная работа: нигилист – сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, относящийся ко всему резко отрицательно; нигилист – является производным от nihil – «ничто; «нигилист – сторонник безобразного и безнравственного учения, отвергающего все, что нельзя ощупать» (из словаря В.И.Даля)

Что возмущает П. П. в личности Базарова? (развязность, грубость, насмешка, презрительность, оскорбительный тон)

Вывод : Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

Цель лекции: ознакомить студентов с проблематикой произведения.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть особенности изображенного в романе художественного времени.

2. Изучить систему образов произведения.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., но изображенное (художественное) время относится к 1859 г. В это время Россия жила ожиданием реформ, а интеллигентные люди (дворяне, разночинцы) напряженно размышляли о путях, которыми суждено пойти стране, переживавшей тяжелейший кризис. В обществе сложилось несколько группировок, которые предлагали различные пути развития государства, непозволительно отставшего от передовой буржуазной Европы. Одни считали, что Россия, будучи страной с уникальной историей, должна развиваться по своим, особым законам, другие полагали, что этот путь слишком долгий, и непредсказуемый, поэтому нужно следовать примеру развитых западных держав, достигших успеха в экономике и политике. Эти мыслители назывались «западниками». Были радикально настроенные общественные деятели, предлагавшие революционные способы решения проблем. Переломные эпохи рождают идеи, суть которых заключается в тотальном отрицании всего старого, пришедшего в упадок. Носители этих идей получили наименование «нигилистов».

Очевидно, что эпоха конца 1850-х – начала 1860-х гг. была очень насыщена значимыми событиями, которые не могли не отразиться в искусстве, в частности – в рассматриваемом романе Тургенева.

«Отцы и дети» имеют сложную систему образов: в напряженные отношения вступают дворяне Кирсановы и разночинец Базаров, противоречия намечаются между бывшими друзьями – Евгением Базаровым и Аркадием, сам Базаров бросает вызов устоявшимся гуманистическим принципам, женские образы оттеняют главные черты персонажей-мужчин.

Конфликт завязывается в мирной усадьбе образованных дворян Кирсановых, пытающихся наладить быт крестьян на западный лад. Николай Петрович и Павел Петрович – высоко культурные люди: в их доме звучит музыка, они читают русскую классику и западные современные журналы. Братья Кирсановы хранят память о своих рано умерших возлюбленных, придерживаются гуманных правил в общении с людьми, стараются идти в ногу с прогрессом.



Спокойствие в благородном семействе нарушается с приездом молодых медиков из Петербурга – Аркадия и Евгения Базарова. Разночинец Базаров сразу же противопоставляет себя дворянскому образу жизни Кирсановых: его одежда неопрятна, он невежлив с хозяевами, критикует их любовь к искусству, манеру любоваться природой, попытки преобразовательной деятельности. Особое раздражение Базаров испытывает, слушая рассказы о любви Павла Петровича к покойной княгине Р. Мощный ум Базарова-материалиста (и даже вульгарного материалиста) отрицает любые проявления «романтизма», эстетства и идеализма. Это также является отражением веянием эпохи, которая породила большое количество научных открытий в области химии, медицины, физики, биологии, что являлось следствием бурного развития промышленности.

Противостояние «отцов» (дворян) и «детей» (разночинцев), развернувшееся в провинциальной усадьбе отражает весь накал предреформенных страстей, которые, в свою очередь, указывали на необходимость скорейших перемен во всех сферах жизни России.

Неприязнь «аристократа» Павла Петровича и нигилиста Базарова приводит к достаточно опасной, хотя и пародийно изображенной дуэли, а сам Базаров умирает вследствие совершенной им же профессиональной (герой – медик) ошибки.

Широко образованный, тонкий и ироничный Тургенев, с одной стороны, показал, как в характере главного героя проявились типичные черты современного человека, с другой стороны, писатель не мог не видеть обреченность философии Бзарова. «Не сочувствовать природе», не признавать важности литературы, музыки, живописи, значения любви в жизни человека – значит отрицать духовность . Это путь пагубный, что и подтвердилось в ситуации влюбленности нигилиста Базарова (не верящего поначалу в духовные привязанности) в Анну Сергеевну Одинцову. Сознательно выстроенная героем негармоничная жизненная система рухнула – и ее автор гибнет – таков авторский вывод.

Будучи прогрессивным человеком, Тургенев, безусловно, понимал, что «преобразования необходимы», но при этом, общаясь с современными молодыми людьми, писатель видел слабые стороны их позиции (вульгарно-материалистические тенденции, жажду разрушения, тотального отрицания), что мешало им стать гармоничными личностями и нередко приводило к трагедии.

Лекция 4. Романы «Дым» и «Новь» как художественные свидетельства эпохи. (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть два последних романа Тургенева с точки зрения их поэтики и идеологии.

Задачи лекции:

1. Изучить проблемы русской оппозиционной эмиграции, отображенные в романе «Дым».

2. Дать представление об отношении Тургенева к народничеству (на материале романа «Новь»).

В 1867 г. Тургенев публикует свой очередной роман «Дым», на фоне баден-баденской эмигрантской и курортной жизни разворачивается типичная для крупной эпической формы сложная коллизия частной жизни героя «(любовный треугольник», попытки в русле новых веяний разрешить хозяйственные проблемы в поместье и пр.).

Современники Тургенева, относящиеся к революционно настроенному лагерю, безусловно, с большим интересом читали страницы романа, где рассказывалось о жизни русских эмигрантов. Образы общественных деятелей, изображенные в сатирических тонах, конечно же, не могли удовлетворить сторонников радикальных перемен в России. Губарев (без труда угадывается Н. Огарев – друг Герцена, революционер и поэт), его «говорливое» окружение, темы их «разрушительных» для русского правительства бесед показаны автором с некоторым сожалением: порядочные люди, оторванные от родины, потеряли связь с злободневными проблемами, и их деятельность не имеет ничего общего с действительной героикой.

Еще менее симпатичны русские генералы – аристократы, ненавидящие и презирающие свой народ – крестьян, солдат, бедных горожан.

Главный герой Литвинов, остановился в курортном, модном и престижном Бадан-Бадене на короткое время: он ждет приезда своей невесты и собирается отправиться в Россию, где намерен развернуть преобразовательную деятельность.

Неожиданно для себя в Баден-Бадене он встречает свою юношескую любовь – Ирину. Теперь она жена состоятельного человека (представителя «правящего генералитета»), но жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и старое чувство Литвинова и Ирины вспыхивает с новой силой.

Однако эта страсть не приносит героям радости – недаром сквозным образом романа является дым.

Финал романа подчинен освобождению положительного персонажа (Литвинова) от гипноза дыма – символа неопределенности, запутанности, зыбкости общественных и личных интересов. Литвинов уезжает на родину один, без Ирины, которая не готова отказаться от привычной праздной жизни и отправиться с любимым человеком в Россию, где ждет преобразователей долготерпеливый крестьянин, родная «почва», небогатый и неухоженный «край».

В 1870-е гг. Тургенев продолжает пристально вглядываться в русскую действительность, и результатом наблюдений становится роман «Новь», который был опубликован в 1876 г. в журнале «Вестник Европы».

Тургенев, как известно, сочувственно относился к народническому движению, но избирательно и даже критически – к некоторым его представителям и их методам.

Дмитрий Нежданов – главный герой романа – отправляется в провинцию, где с группой радикально настроенных «товарищей» намеревается вести пропагандистскую деятельность среди крестьян. Однако с первых же минут общения с народом обнаруживается искусственность и невписанность теорий народничества в русскую действительность. Лозунги честного и смелого Нежданова («За свободу! Вперед!») непонятны крестьянам, занятым серьезными хозяйственными делами, поведение народника-агитатора кажется мужикам странным и подозрительным («Какой строгий!»), и дело заканчивается тем, что «благодарный» народ напоил горе-революционера (в его «пейзанском» наряде), напоминающего скорее карнавального ряженого. Пьяного агитатора едва спас рабочий Павел.

С сочувствием и одновременно со скепсисом автор относится к соратникам главного героя – Маркелову, Машуриной. Их фанатизм и самоотверженность показаны как излишние и не приводящие к жизнеутвердающей деятельности качества.

Однако народничество оставило слишком глубокий след в русской истории, чтобы его рисовать только в грустно-комических тонах, к тому же оно было столь неоднородным, что среди представителей этого общественного движения Тургенев мог найти близких по духу личностей и изобразить их.

Такими героями стали Марианна и Соломин – «постепеновец», который полагает, что Россия должна идти по пути преобразований долго, мирно и терпеливо. Резкие и жестокие действия могут привести лишь к трагическим последствиям. Неслучайно роману предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Новь в данном случае не только целинная, подлежащая освоению земля, а вся российская действительность, безусловно, ждущая своих разумных преобразователей.

Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов.

В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии.

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.

Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство,

Ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

"Отцы" и "дети" у Тургенева - это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою - разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.

Базаров для русской жизни и для русской литературы - фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев - Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут - в каком-то "балахоне", с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие "сигарки" Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка "передовой жизни" оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного-аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее "белибердой, непростительной дурью". Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.

Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.

Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет "чем-то вроде шута горохового".

Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.

Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.