Эпизод комедии «Недоросль. Фонвизин, "Недоросль": отзывы о произведении

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т.д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем. Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество. Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им ни к чему, главное - денег побольше. Она любуется на сына, довольна его ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т.д. По мнению Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец, не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков, показывает всю неприглядность крепостного права.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

Денис Иванович Фонвизин - известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России.

Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил».

Пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». «Недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку».

Комедия учит меня трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню». Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день».

«Недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает Часослов». Его познания в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль - нуль. Один да один… (Задумался)».

Комедия меня учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь». И сын ее такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». Простакова считает, что география - наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». Она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…» Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».

Комедия «Недоросль» учит меня ценить доброту и честность. Мне нравятся высказывания Стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. Он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

«Недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости».

Комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на Простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». Драка ей даже приносит удовольствие: «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!»

«Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги невеждам-учителям?» Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не сходит со сцен театров. Ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться на благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее России в руках честных, просвещенных людей.

Денис Иванович Фонвизин - создатель бессмертной комедии “Недоросль”. Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым и новым поколениям зрителей. В чем же секрет неувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия “Недоросль” построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми. Так, например, они пытаются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют. Таков арсенал их оружия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами.
Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит... Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько...”
Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: “Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного... Дворянин...считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить”.
Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, “во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки”, то есть людей, живущих сиюминутными интересами.
Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой - принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию - насилию.
В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась...” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.
Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение “Недоросля” в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига ото-, двинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

Комедия «Недоросль», отзывы о которой собраны в этой статье - самое известное произведение Дениса Фонвизина. Это социальный срез российского общества XVIII века, в котором рядом друг с другом уживаются чиновники и крепостные, дворяне и самозваные модные учителя.

Персонажи комедии

Отзывов комедия «Недоросль» получила множество, и в основном положительных. В центре повествования главный герой - Митрофанушка. Он - недоросль, то есть молодой дворянин, не получивший образования.

Рядом с ним его мать - госпожа Простакова, барыня-крепостница, которая управляет всем хозяйством: начиная от дворовых слуг, которых она не считает за людей, заканчивая собственными мужем. Она занимается и воспитанием Митрофанушки.

«Недоросль» Фонвизина, отзывы о котором представлены в этой статье - стандартная пьеса эпохи классицизма. Ее проблематика прямолинейна и очевидна. Автор осуждает дворянское воспитание, а также дикость провинциальных богачей.

Персонажи четко поделены на положительных и отрицательных. Чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений, им даже даны говорящие фамилии. Простаковы и Скотинины - отрицательные герои, Стародуй олицетворяет житейскую мудрость в пьесе, Правдин - положительный персонаж. Со временем имена Простаковой и Митрофанушки стали нарицательными.

Яркие отрицательные персонажи и обеспечили успех пьесы. Об этом можно судить по отзывам о книге «Недоросль». А вот положительные герои получились маловыразительными, скорее резонерами, которые озвучивают авторскую точку зрения.

Создание произведения

Замысел пьесы родился у Фонвизина еще в 1778 году, когда он вернулся из Франции. За границей русский драматург занимался юриспруденцией, философией и исследовал социальную сторону жизни французов, подаривших миру основы просветительской доктрины.

Над «Недорослем» автор работал около трех лет. Окончил ее в 1782 году. Сохранился и ранний набросок пьесы под тем же названием, но с другими персонажами и иным сюжетом. В среде литературоведов его называют «Ранним «Недорослем». При этом до сих пор доподлинно неизвестно, принадлежит ли эта пьеса самому Фонвизину или его неизвестному предшественнику.

Сюжет пьесы

Даже по кратким отзывам о «Недоросле» можно составить представление об этой пьесе. В самом начале перед читателем появляется вздорная и жестокая госпожа Простакова, которая держит в страхе всех окружающих. Ее единственная слабость - 15-летний сын, которого зовут Митрофанушка. Это ленивый, чрезвычайно избалованный и глупый подросток. Ее супруг - классический подкаблучник. Он старается жить тихо и меньше попадаться на глаза жене, которая, при случае, может его и поколотить.

В первом действии в гости к главным героям приходит брат Простаковой Тарас Скотинин. Жестокий и при этом крайне глупый помещик. Он хочет договориться о свадьбе с Софьей. Женитьба ему нужна, чтобы заполучить деревни, которыми она владеет.

Сирота Софья живет у Простаковых - она их родственница. За Скотинина она не хочет выходить замуж. Спасение приходит внезапно - выясняется, что к ней едет из Сибири ее дядя Стародум, который назначает ее наследницей своего состояния. Узнав об этом, уже Простакова хочет женить на Софье своего Митрофанушку.

Милон и Софья

Сама же Софья любит Милона, которого не видела уже очень давно. Он стал офицером, а теперь ведет солдат через деревню Простаковых. Милон приходит к ним в гости и выясняет, что его возлюбленную насильно хотят выдать замуж.

В это время Скотинин нападает на Митрофанушку, в котором видит своего противника в борьбе за руку и сердце Софьи. Племянника и дядю с трудом разнимают.

Днем, по традиции, к Митрофанушке приходят его учителя - Цыфиркин и Кутейкин. Но Ленивый подросток не желает учиться. Даже угрожает матери, что утопится в реке, если она будет настаивать на этом.

Приезд Стародума

В третьем действии «Недоросля» к Простаковым заявляется Стародум. Софья обрадована. Тем более старик ей сообщает, что у него есть деньги, которых хватит, чтобы выдать ее за достойного человека, которого она выберет сама.

Внезапно Стародум видит, как Простакова избивает Скотинина за то, что он напал на Митрофанушку. Узнав Стародума, она тут же меняется в лице. Начинает притворяться доброй и миловидной женщиной. Но опытного человека не обмануть этим напускным лицемерием. Он уходит отдохнуть.

Между тем на страницах пьесы разворачивается один из самых забавных эпизодов пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв многих читателей это подтвердит. Это урок Митрофанушки. Правда, он длится всего несколько минут, потому что Простакова хоть и желает, чтобы ее сын вырос умным и образованным, но старается его не переутомлять.

Решается судьба Софьи

В четвертом действии ключевой сценой становится разговор Софьи со Стародумом. В это время старик получает письмо, в котором один из его товарищей рекомендует в мужья Софьи достойного офицера.

Выясняется, что речь идет как раз о Милоне, в которого влюблена девушка. Тут же появляется и Милон, который представляется Стародуму. Старику нравится молодой человек, и он уверенно соглашается на этот брак. Всем в доме Простаковых он объявляет, что Софья отныне помолвлена.

Развязка сюжета

В заключительном действии этой пьесы происходит беседа Стародума с Правдиным. Это чиновник, который уже три дня живет у Простаковых. Он выполняет функцию наблюдателя. Правдин планирует принять меры против Простаковых, если они по-прежнему будут вести себя также жестоко с окружающими.

В это время в доме раздается крик. Простаковы хватаются за последнюю соломинку - они пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милону удается помешать их плану.

После этого скандала Правдин убеждается в своих худших подозрениях и объявляет Простаковым, что отстраняет их от управления имением. Его забирает под свою опеку государство. Митрофанушку отправляют служить в армию, а госпожа Простакова остается несчастной из-за того, что лишилась своего сына и власти над крестьянами.

Изучив во Франции юриспруденцию и философию, ознакомившись с передовыми просветительскими доктринами классицизма, Денис Фонвизин в конце 1778 года вернулся в Россию и вылил все свои впечатления в комедию, над которой работал ещё около трёх лет, - "Недоросль". Отзывы это произведение стало получать моментально, и далеко не все они несли автору благость. Впрочем, уже более двухсот лет "Недоросль" является кладезем афоризмов для каждого нового поколения, а отзывы о нём всё так же разнообразны - от неподдельного восхищения до полного непонимания.

Кто такой недоросль

Само слово это - "недоросль" - в настоящее время употребляется именно с таким лентяй. А в веке восемнадцатом дворянин, который не получил письменный диплом (удостоверение) от домашнего учителя о своей выучке, - это и был недоросль. Отзывы в обществе о таких людях были в основе своей отрицательными, их не принимали на государственную службу даже совершеннолетними.

В брак они вступить не могли, потому что получить специальные разрешительные документы - венечную память - можно было только по достижении взрослых лет. "Не хочу учиться, а хочу жениться!" - заявлял Митрофанушка. Фонвизин собрал в своей комедии целый паноптикум исключительно смешных героев, которые принадлежали к самым разным социальным слоям общества.

Герои комедии

Здесь выведены автором на всеобщее удивление и госслужащие, и дворяне, и слуги, и крепостные, и модные учителя. Особенно выпукло показана мать Митрофанушки - барыня строгая, даже жестокая крепостница, госпожа Простакова. Но интереснее всех, конечно же, сам Митрофанушка (тоже имя, ставшее нарицательным) - тот самый недоросль. Отзывы о мастерстве Фонвизина оставили все великие писатели будущего, включая Пушкина, Гоголя, Белинского, Герцена.

Простакова управляла всеми и всем: хозяйством со слугами-дворовыми, которых она и за людей-то не считала, собственным мужем, которого даже и поколачивала, и образованием Митрофанушки, своего сына-недоросля. Отзывы современных школьников говорят, что эта женщина просто от природы злая. Она от природы не только злая. Она жестокая, потому что считала брань и драку своей обязанностью: "Тем и дом держится". К тому же крайне глупая и невежественная. Разрешала же она сыну ничего не знать. Главное, чтобы аппетит не пропадал.

Проблематика

Как почти все пьесы, писанные в эпоху классицизма, и эта достаточно прямолинейна по проблематике, осуждает традиции дворянского воспитания, злонравие, дикость. Как в произведениях французских классиков той поры, персонажей очень легко поделить на отрицательных и положительных, даже ещё не начав чтение самой пьесы, поскольку читателю обо всём рассказывают "говорящие" имена и фамилии: Софья - мудрость, Митрофан - явление матери, Правдин и Скотинин, Простаков, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Милон и Стародум.

Причём получились особо яркими, выпуклыми и запоминающимися, в этом весь спектакль "Недоросль". Отзывы отмечали несравнимую их популярность у публики, в то время как положительные персонажи стали, скорее, рупором для авторского участия и его точки зрения. Однако живостью диалогов, юмором, разбором текста на цитаты, которые быстро стали пословицами, равных не было комедии Фонвизина "Недоросль". Отзывы о произведении со стороны властей, однако, благосклонными не оказались.

Репрессии

Фонвизину навсегда запрещено было публиковать свои записи. Даже научные работы, касающиеся античности, напечатать не разрешили, так напугал дворянство этот "Недоросль". Отзыв о книге (переводы Тацита) был дан Екатериной Второй однозначно - книгу запретили, как и журнал "Стародум", который Фонвизин захотел впоследствии издавать. Как ему удалось добиться постановки этой комедии в театрах - это удивительно. Конечно, это было связано с огромными и многими трудностями. В 1782 году в Петербурге был получен решительный отказ.

В этом же году в Москве - тоже. Цензоры театров пугались смелости многих реплик. Честно говоря, и сейчас испугались бы, если у какого-либо автора получилось бы произведение такой обличительной силы, какой явилась комедия Фонвизина "Недоросль". Отзыв наверняка был бы тем же. Однако правдами и неправдами постановку удалось пробить сначала в Петербурге, в Вольном российском театре Карла Книппера, затем в следующем году - в Москве.

Театр в Петербурге

В восемнадцатом веке тоже существовал PR в своём роде. Артисты, прочитавшие пьесу, повсюду о ней рассказывали, не касаясь действия, но с таким восторгом, что первая же постановка собрала просто невиданные никогда толпы народа. Театр был переполнен. Стародума исполнял сам Дмитриевский, который принимал деятельное участие в рекламе этой комедии.

Участвовали и другие знаменитости - Гамбуров, Крутицкий, Рахманов. С первых же реплик публика принялась хохотать, аплодировать и метать кошельки на сцену. Ни одна из ранее ставившихся здесь пьес не имела такого успеха, как "Недоросль". Отзыв о произведении был единодушен - это шедевр. Но театр почти сразу был закрыт властным повелением.

Театр в Москве

В Москве комедия игралась в театре Медокса, и успех был так же огромен. Затем восхищённое московское студенчество воплотило на своей сцене комедию Д. И. Фонвизина "Недоросль". Отзыв о постоянно повторяющемся и все так же вызывающем смех спектакле постоянно распространялся. Появилось множество любительских постановок.

Слава автора быстро дошла до самой императрицы на его беду. Екатерина Великая, как впоследствии Гоголь (который, кстати, в своё время играл в этом спектакле роль госпожи Простаковой), сочла это произведение карикатурой на русскую жизнь. Реакция была изложена выше: запретить печатать от Фонвизина всё. И навсегда. Театр в Петербурге, осмелившийся первым поставить эту пьесу, был немедленно закрыт.

Потомки

Изучалась эта комедия во все последующие времена. Даже собраны исторические анекдоты, связанные с её постановками, их набралась целая книга. Например, после премьеры подходит к автору князь Потёмкин (по другой версии сам Державин) и говорит: "Умри, а не напишешь лучше, чем твой "Недоросль"!" Отзывы о книге с оставляют и наши современники.

Язык комедии восемнадцатого века в основе своей, конечно, кажется архаичным, но всё так же восхищают цитаты, ставшие пословицами. И со сценических площадок эта пьеса не сойдёт никогда, поскольку всегда актуальными будут человеческие пороки, которые так мастерски высмеял Фонвизин.

О правильном воспитании

Даже назвал он эту комедию в связи со специальным указом Петра Первого, который велел всем дворянским детям обязательно получать образование, иначе не могут служить, поскольку к взрослой и сознательной деятельности они не готовы. Именно порочность воспитания дворянских детишек при крепостном праве и является основной проблемой, поднятой автором в комедии "Недоросль".

Краткий отзыв можно составить именно в этом ключе: воспитание - залог нравственного облика молодого поколения. Нельзя доверять обучение детей кому попало: нянькам-крепостным, дьячкам недоучившимся, иностранцам-самозванцам и неучам. А Простаковы и Скотинины могут дать обществу только Митрофанушек, именно это и говорится в комедии Фонвизина "Недоросль".

Отзывы

О книге писали отзывы все самые светлые умы России. Александр Сергеевич Пушкин назвал комедию единственным памятником народной сатиры в статье "Опровержение критики". Он Фонвизиным восхищался и очень высоко ставил его литературное мастерство. Николай Васильевич Гоголь говорит о том, что написанное в комедии только кажется чудовищной карикатурой на всё русское, а на самом деле ничего карикатурного там нет, поскольку живьём взято с природы и знанием души проверено.

Виссарион Григорьевич Белинский писал, что "Недоросль" навсегда останется в истории русской литературы и в библиотеках порядочных людей. Он не считал художественном значении (в комедиях классицистов обычно интрига не касалась социальных протестов, обычно это была любовная линия, всё было гораздо легче выстроено по сюжету, а у Фонвизина, несмотря на тема вырисовывается слишком серьёзная). Белинский считал, что такие прекрасные произведения являются драгоценными свидетельствами общественной жизни своего времени.

О смешном

Очень много писал о комедии Фонвизина Василий Осипович Ключевский, всегда с восторгом. Называл он эту пьесу бесподобным зеркалом русской действительности, где всё показывается просто и непосредственно, в упор, без очков и тем более бинокля, без преломленного точками зрения взглядом, с полной безотчётностью воспроизведённого художественного понимания. Герои пьесы взяты из житейского омута, и Фонвизин не прикрыл их литературностью, не окультурил, показал прямо в чём взял, с неурядицами отношений, с неприбранными инстинктами и интересами, как будто на время из-под полицейского надзора освободил, да и вернул их туда же в конце произведения.

Это не комедия лиц, это комедия положений, по словам Ключевского. Потому что все действующие лица комичны, однако ничуть не смешны. То есть комичны они как роли, а как люди вовсе нет. На сцене такие персонажи забавляют, но очень огорчают и тревожат, если встретишь их вне театра, в обществе или дома. поверхностность образования, эта дворянская лень и прочие качества, показанные и смешные в комедии, никогда не могут быть смешными в жизни.

Литераторы об авторе

Александр Петрович Пятковский писал в статье, вошедшей в книгу о Фонвизине, что один из персонажей пьесы - Стародум - кажется ему самим Фонвизиным. На самом деле, он не ретроград, упивающийся воспоминаниями о добрых старых временах, и не брюзга, который с ужасом смотрит на развитие мысли своего века. Стародум (он же Фонвизин) восхищается питомцами петровского времени, которые смогли поднять свою страну на новые высоты.

В этом особенно хорошо видно влияние идей современных автору французских писателей, которые не любили выдумывать какие-то искусственные образы, им подсказывала сама жизнь, она же руководила и талантом Фонвизина. То что Фонвизин писал неприкрытую правду, ничего не приукрашивая, не гиперболизируя, видно и из других источников. Нравы русского дворянства восемнадцатого века подтверждены в десятках подобных указаний - сатирические журналы того времени. Свидетельств - масса. Но никто не смог сделать их такими гениально доходчивыми.

Круг вопросов

Фонвизин в своей комедии ответил на все вопросы, которые обозначило его время, которые волновали передовых людей. Это общественный строй и государственный, это гражданские обязанности каждого члена общества, это крепостное право, это воспитание детей и, собственно, брак и семья. Ближайший из предшественников Пушкина и Гоголя смог поднять литературный язык на небывалую высоту, разнообразить его, оснастить своих героев свойственной каждому интонацией и собственным словарём.

Крепостное право напрямую не осуждается автором, но насилие и гнёт им показаны, то есть крепостные порядки уже отрицаются. Разнообразно и интересно отображены и лица из низов - не по традиции французов (у них простаки на сцену выходят только для забавы публики, здесь же они необычайно живы и вызывают либо сочувствие, либо негодование).

Словом, художественные достоинства комедии Фонвизина "Недоросль" несомненны, они будут иметь ничуть не меньшую ценность и в самые далёкие будущие времена. Блистательный и смелый сатирик, творец "Недоросля" останется одним из основоположников русской словесности, замечательным политическим писателем и воистину великим русским просветителем.