Энциклопедия сказочных героев: "Attalea princeps". ATTALEA PRINCEPS (анализ сказки-аллегории) Гаршин гордая пальма анализ и краткое содержание

Гаршин В., сказка "Attalea princeps"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Attalea princeps" и их характеристика

  1. Attalea princeps, огромная южная пальма. Гордая и смелая, свободолюбивая, решительная, непослушная.
  2. Маленькая травка. Слабая, беззащитная, добрая, умеет поддержать друга.
  3. Директор оранжереи. Заносчивый, гордый, хвастливый.
План пересказа сказки "Attalea princeps"
  1. Большая оранжерея
  2. Красивая пальма
  3. Бразилец и родное имя
  4. Споры растений
  5. Решение пальмы
  6. Маленькая травка
  7. Проломленное стекло
  8. Мороз и снег
  9. Конец пальмы и маленькой травки
Кратчайшее содержание сказки "Attalea princeps" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В большой оранжерее росли разные южные растения и среди них огромная Attalea princeps
  2. Бразилец называл пальму другим, родным именем, но директор говорил, что правильно ее называть на латыни.
  3. Attalea решила дорасти до окон и оказаться на воле.
  4. Все растения осуждали ее и только маленькая травка у корней поддерживала.
  5. Attalea пробила окна и стала замерзать под снегом, а директор приказал пилить ее
  6. Заодно с пальмой выбросили и маленькую травку.
Главная мысль сказки "Attalea princeps"
Борьба за свободу может быть лучше самой свободы.

Чему учит сказка "Attalea princeps"
Сказка учит всегда стремиться к свободе, учит не сдаваться и не покоряться обстоятельствам. Учит тому, что неволя не может быть хорошей. Учит тому, что даже краткий миг свободы окажется лучше веков, проведенных в темнице. Учит тому, что в споре великих часто страдают маленькие и беззащитные.

Отзыв на сказку "Attalea princeps"
Мне понравилась эта сказка, несмотря на ее печальный конец. Но в жизни не всегда все хорошо заканчивается. Гордая пальма стремилась к свободе, но оказалось, что свобода несет ей смерть. Пальма погибла напрасно в разочаровании. Но еще больше жаль маленькую травку, которая мечтала просто услышать о свободе, но погибла заодно с пальмой.

Пословицы к сказке "Attalea princeps"
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Снявши голову по волосам не плачут.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Воля губит, неволя изводит.
Всяк кузнец своего счастья.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Attalea princeps"
В одном большом городе был ботанический сад и его гордостью была оранжерея, сделанная их стекла и железа. Широкие окна в металлических рамах пропускали в оранжерею много света, там было тепло и влажно.
В оранжерее росли растения из далеких жарких южных стран и им было тесно в оранжерее, несмотря на все ее огромные размеры. Они сталкивались ветвями, ломали друг другу листья, сплетались корнями и отнимали друг у друга влагу.
Зимой оранжерею засыпало снегом и тогда в ней становилось темно. Иногда порывы ветра выбивали стекла и там, куда попадали холодные струи ветра и инея листья съеживались и увядали.
Росла в оранжерее одна пальма всех выше и красивей. Директор называл ее по латыни Attalea, но у нее было и другое имя, которое никто не знал.
Однажды в оранжерею пришел бразилец и увидев пальму назвал ее родным именем. Директор сухо поправил его, но бразилец сказал, что это имя пальме дали ученые, а у него на родине ее зовут иначе.
Он постоял, прижавшись к стволу пальмы и она напомнила ему родной дом. Он вспомнил, что объехал множество стран, но нигде не был так счастлив, как в родной Бразилии. И на следующий же день он сел на теплоход и уплыл на родину.
После этого пальме стало совсем одиноко. Она была выше других растений и те считали ее слишком гордой. А пальма была ближе всех к окнам и часто видела небо, пусть чужое, но такое же голубое. Она молча тосковала, слушая разговоры соседей.
Саговая пальма беспокоилась о поливе, так как любила влажность. Ее словам удивлялся кактус, которому нужно было очень мало воды, а он все равно был сочным и пузатым. Корица радовалась, что здесь ее никто не обдерет. А древовидный папоротник говорил, что некоторым и эта тюрьма кажется раем, по сравнению с теми условиями, в которых они жили на воле.
А Attalea призвала растения не ссорится, а лучше постараться всем вместе и выдавить эти проклятые стекла, чтобы выйти на волю.
Другие растения стали возражать, что все равно ничего не получится, что придут садовники и заделают окна, а их обрежут. Но Attalea гордо ответила, что все равно пробьется на свободу.
А саговая пальма тихо сказала, что посмотрит тогда на то, как гордячке отрежут ее голову.
Только одна маленькая и невзрачная травка, которая использовалась в оранжерее для того, чтобы закрывать землю, слушала Attalea и думала, что она права. Она ласково обвивала могучий ствол пальмы и посылала ей слова любви и поддержки. Маленькая травка говорила, что ей никогда не увидеть небо, потому что она слишком мала, но она знает, что там на воле есть прекрасные деревья - сосны и ели, и что Attalea сможет вырасти и пробиться наверх.
Attalea звала травку расти по ее стволу, чтобы уйти вместе, но травка отказывалась, говоря, что слишком слаба. Она лишь просила не забывать пальму о ее маленьком друге.
И Attalea принялась расти. Посетители оранжереи удивлялись могучему дереву, а директор гордился и приписывал рост пальмы своим заботам. Пальма вздрагивала, когда он стучал по стволу тростью и росла.
И вот ее листья коснулись стекол. Растения внизу заволновались.
Прошел еще месяц и Attalea уперлась в толстые рамы. Ее верхушка смылась, листья и ветки ломались, но Attalea не жалела их. Она упрямо давила на решетку и металлические прутья стали поддаваться.
Маленькая травка внизу жалела ее и спрашивала, не лучше ли отступиться, ведь пальме так больно. Но Attalea сердито обрывала ее и требовала замолчать, она мечтала умереть или освободиться.
И вот раздался резкий треск, лопнула железная полоса и осколки стекол посыпались на шляпу директора. Он выбежал на улицу и посмотрел вверх. Над оранжереей возвышалась макушка пальмы, которая теперь выпрямилась.
А Attalea испытывала разочарование. Стояла поздняя осень, шел дождь со снегом, ветер гнал низкие тучи. Деревья вокруг уже оголились и только сосны и ели стояли зелеными. Они казалось говорили пальме, что она замерзнет, что она не знает, что такое мороз.
Attalea замерзала и поняла, что для нее все кончено. Вокруг была грязь и серость, а она уже не могла вернуться в оранжерею.
И директор решил спилить пальму. Он приказал садовникам пилить ее под самый корень и пилы ухватили маленькую травку, которая обвивала ствол дерева. Тогда директор вырвал целый пук этой травы и выбросил на улицу, прямо на ствол мертвой пальмы, лежащей в грязи и уже полузасыпанной снегом.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Attalea princeps"

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классе

Тема: «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Prinсeps»»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; определить вид сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, пониманию героев и сопереживанию.

Задачи: расширить представления о творчестве В.М. Гаршина; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки «Attalea Prinсeps»; развивать речь, творческое мышление.

Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрации к сказке, ИД, ноутбук, таблицы для работы в парах.

Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

    Орг.момент, эмоциональный настрой.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

    Актуализация знаний.

С произведениями какого автора мы начали работу на предыдущих уроках? Для чего мы знакомимся с жизнью и творчеством писателя перед изучением его произведений? Что вы уже знаете о писателе Гаршине? Предлагаю послушать рассказ ребят и посмотреть видеосюжет, чтобы узнать об этом человеке больше. Постарайтесь запомнить новые факты о жизни писателя.

Что стало для вас открытием? В каком жанре ещё писал В. М. Гаршин?

    Сообщение темы урока, постановка цели.

Какое произведение Гаршина вы прочитали к этому уроку? ("Attalea princeps")

К какому литературному жанру его можно отнести? (Литературная (авторская) сказка)

Докажите своё мнение. (Это сказка, потому что есть вымышленный сюжет, главными героями являются растения, которые разговаривают: жалуются, спорят. Есть автор – значит, авторская, литературная.)

Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Послушайте его в исполнении Савиной Полины и подумайте, какое отношение оно имеет к сегодняшнему уроку.

Чтение стихотворения ученицей на фоне музыки (Савина Полина)

Пленница

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
И отпрыск от пальмы султаном зелёным
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.
И жажда свободы его утолилась:
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.
Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берёз и елей,
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей;
Отчизны, где вечно природа пирует,
Где тёплые реки текут,
Где нет ни стекла, ни решёток железных,
Где пальмы на воле растут.
Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел,-
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.
От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.
И снова заделали путь на свободу,
И стёкла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам.

Что вы хотите сказать?

Действительно, стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». Сам Гаршин объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения.

Текст сказки Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой подтекст. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

Можете ли вы определить, что это за сказка? О животных, бытовая, волшебная? (нет)

Знакомы ли мы с таким видом сказок?

Предположите, какова будет одна из задач нашего урока?

(определить её особенности и отличительные признаки нового вида сказок)

Что нам предстоит сделать, чтобы решить эту задачу?

(познакомиться с языком сказки, её героями, их характерами, поступками, отношениями друг с другом)

Давайте ещё раз обратимся к названию сказки: «Attalea princeps».

Кто узнал, на каком языке написано название? Почему? (варианты ответов: это название пальмы и т.д.) Что значит это странное название – «attalea princeps»?

Attalea – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки.

Но может быть, это название несёт какой-то скрытый смысл?

А как вы понимаете значение слова «princeps»? Давайте обратимся к он-лайн толковому словарю. (Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо.)

(Выявить смысл, главную идею сказки)

Решая задачи урока, предлагаю каждый этап отметить закрашенным листиком на нашей пальме. Сейчас мы с вами выполнили очень важную работу: определили задачи урока. Давайте закрасим первый лист на пальме.

    Анализ текста, беседа по прочитанному тексту.

Прежде, чем решать эти задачи, давайте проведём небольшую словарную работу, которая нам поможет лучше познакомиться с героями произведения.

(Работа в парах – разрезные карточки) Соотнесите слова и выражения, их объясняющие:

Оранжерея

устаревшее название жителя Бразилии (бразилец)

цикадовая пальма

тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными

Саговая пальма

теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату

коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу»

вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго»

Папоротник

учёный, изучающий растения

Бразильянец

очень древние растения, они появились на Земле миллионы лет назад, не имеют семян, покрыто огромным количеством чешуйчатых листьев

Сравните свой результат с работой ребят, работавших у доски. Кто справился также? Раскрасьте второй лист на пальме.

Какое слово обозначает место, где начинается повествование? (Оранжерея)

- Прочитайте описание оранжереи.

Какой предстаёт оранжерея в начале сказки?

Совпадает ли описание оранжереи в сказке с вашими впечатлениями после экскурсии.

Какие слова следующего абзаца меняют настроение? Прочитайте это предложение.

Какие слова здесь являются определяющими смену настроения?

Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее?

Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения – заключенными? (прочитайте этот отрывок)

(Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».)

Давайте ещё раз заглянем в оранжерею. (слайд, использование приёма «волшебная лупа»)

- Было ли у вас такое ощущение на экскурсии? Мы постараемся сегодня это выяснить.

Какие синквейны у вас получились? (зачитать по 2 синквейна про оранжерею и растения)

Например:

Оранжерея

Красивая, светлая

Играла, горела, переливалась

Что же там внутри?

Интерес

Растения

Нежные, роскошные

Страдают, теснятся, гнутся

Какой же выход есть?

Заключённые

Какой вывод можно сделать с первых строчек сказки? (внешне красивая оранжерея снаружи, оказалась тюрьмой для растений)

Сюжет в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Мы будем учиться искать эти контрастные линии. (Прекрасная оранжерея – растения-заключённые; растения – пальма; мечта – реальность; директор – бразильянец)

Такой литературный приём, который использует автор, называется антитеза. (РЕЗКО выраженное противопоставление понятий или явлений.) Мы ещё встретимся с этим приёмом сегодня на уроке.

Уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Мы познакомились с новым литературным приёмом. Это одна из особенностей языка сказки.

Это первая контрастная линия: ОРАНЖЕРЕЯ – РАСТЕНИЯ-ЗАКЛЮЧЁННЫЕ

Раскрасьте следующий (2) лист.

Давайте вернёмся к обитателям оранжереи. (Слайд)

Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки?

В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Мы познакомились с героями. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру.

высокомерная

Саговая пальма

довольный своей жизнью

завистливая

Кактус

любящая поспорить с другими

неприхотливая

надменная

«почти довольная» своим положением

Древовидный папоротник

не совсем довольный условиями

рассудительный

раздражительная

Проверьте, как вы выполнили это задание. Как можно охарактеризовать саговую пальму? Кактус? Корицу?

(Олицетворение)

- Это ещё одна особенность языка сказки.

Что объединяет этих геров-растения? (испытывают страх, не готовы к изменениям, довольствуются тем, что имеют)

Кто не назван на слайде? (Аталия) Почему?

К чему призывает Атталия? Послушайте фрагмент аудиозаписи, в котором говорится об этом.

Нашло ли стремление пальмы к свободе поддержку у других растений? Как растения относятся к этому призыву? В основе сказки часто лежит диалог. Найдите диалог пальмы и растений. Прочитаем этот отрывок по ролям . Что необходимо передать голосом при чтении по ролям? (передать голосом интонацию героя, выразить его позицию) Кто хочет прочитать за пальму? Растения?

Найдите в этом отрывке предложение, в котором автор говорит о стремлении Атталии. (Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, - и я увижу!)

Вам были предложены цитаты известных людей. Какая из них подходит для этого момента сказки?

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». Б. Шоу

Это вторая контрастная линия: РАСТЕНИЯ – ПАЛЬМА.

- Как называется такой литературный приём? Сейчас мы узнали характеры героев.Раскрасьте следующий (3) лист.

Кто из героев сказки внимательно слушает и поддерживает пальму? Какие эпитеты использует автор для того, чтобы описать травку? Прочитайте . (жалкая, презренная, рыхлая, бледненькая, ничтожная)

Какое чувство вызывает травка? (Жалость и восхищение одновременно: поддерживает Атталию, но не может ей помочь.

- Как она сама объясняет, почему не может помочь Атталии? (Конечно, у нас вовсе не так тепло… Я буду довольна и этим. …. Вспоминайте иногда своего маленького друга!)

Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела?

(Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.)

Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Почему? (Столкнулась с тем, чего не ожидала, противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Это третья контрастная линия: МЕЧТА – РЕАЛЬНОСТЬ

Раскрасьте следующий (4) лист.

Как называется такой литературный приём? (Антитеза)

Вам были предложены цитаты известных людей. Выберите ту, которая наиболее подходит к этому моменту.

«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. » Пришвин М. М.

А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть или пытаться изменить жизнь к лучшему?

Вот как отвечает на этот вопрос писатель и поэт Игорь Губерман:

Свобода - это право выбирать ,

С душою лишь советуясь о плате,

Что нам любить, за что нам умирать,

На что свою мечту нещадно тратить...

Как «расплатилась» пальма за своё стремление к свободе? Прочитайте предложение. (Пальму привязали канатами…)

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека.

Назовите этих героев (директор оранжереи и путешественник из Бразилии). Случайно ли это?

Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Прочитайте. Какое слово определяет его характер? (улыбнулся) Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. (Он вспомнил свою родину, её роскошные леса с чудными зверями… Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.)

Кто из людей - директор или путешественник - ближе по духу пальме? Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы, ведь он – последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации и приняла решение вырваться на свободу.

Это ещё одна контрастная линия: УЧЁНЫЙ-ДИРЕКТОР – БРАЗИЛЬЯНЕЦ

Раскрасьте следующий (5) лист.

Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа. Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно. Противоречие мечты и обретённой реальности.

Над чем заставляет размышлять сказка Гаршина? (стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически)

В этом и заключается основная идея всей сказки.

Найдите среди предложенных цитат известных людей ту, которая наиболее подходит к основной идее сказки.

«Это – свобода: делать то, к чему стремится твоё сердце, что бы ни говорили другие» Пауло Коэльо

    Подведение итогов урока, выставление оценок.

Время подвести итог нашего урока. Стремление к улучшению жизни достойно уважения окружающих, иногда, несмотря на трагические события.

Почему же Гаршин записал название сказки на латинском языке? Вернёмся к названию. Почему же «princeps»?Обратимся на этот раз к он-лайн-переводчику.(важнейший, главный, руководитель)

Что значит в переводе это слово? Кого оно вам напоминает?

(Именно Атталия в этой сказке – важнейшая, главная, руководитель.)

    Рефлексия, домашнее задание

Если бы вы находились в тот момент в оранжерее, чью бы позицию вы поддержали? Мог ли у этой сказки быть другой конец?

Я предложу вам такие задания: найти ещё одно противопоставление (антитезу), рассказать эту сказку от имени одного из персонажей сказки; нарисовать иллюстрации.

На этом наш урок закончен. Благодарю за проделанную работу.

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Символ и аллегория в «Attalea princeps» В.М. Гаршина.

«Аttalea princeps» аллегорический рассказ, называемый первой сказкой, написанной Гаршиным. Следует отметить, что автор не называл это произведение сказкой, это определение было дано издателем.

«Аttalea princeps» была опубликована в первом номере журнала «Русское богатство» за 1880 год. Первоначально Гаршин представил аллегорию в журнал «Отечественные записки, но Салтыков-Щедрин отказался опубликовать ее. Мотивы отказа исследователи трактуют по-разному: от нежелания устраивать политический спор на страницах журнала до неприятия недостаточно революционного финала сказки.

Попытаемся расшифровать название сказки «Аttalea princeps». Как указывает исследователь В. Федотов, в «философском значении princeps означает - основное правило, руководящее положение, в военном значении - первые ряды, передовая линия» [цит. по 26]. Здесь название можно трактовать как первая линия, авангард, первая попытка борьбы за свободу.

С другой стороны, первая часть названия обусловлена ботаническим родо-видовым названием. Как указано в «Толковом словаре иностранных слов», «Аttalea» « бот . пальма с крупными перистыми листьями, растущая в тропиках Америки» .

Вторая часть названия сказки, «princeps», имеет несколько значений. Во-первых, в переводе с латыни, «princeps» обозначает « первый по порядку (princeps senatus первый по списку сенатор)». Близко к этому значению второе: «(по положению) первый, знатнейший, самый именитый, главный, глава, главное лицо» и третье: «государь, царь» [цит. по 33]. Следует отметить также, что во времена Римской имеперии, начиная с правления Октавиана Августа, титул «Принсепс сената» означал императора. Таким образом, название «Аttalea princeps» можно свести к значению «Царица пальм».

Сюжет сказки заключается в том, что в оранжерее ботанического сада, среди других экзотических растений, произрастает пальма Аttalea princeps. Это название, данное ей ботаниками. Её же родное, настоящее имя произносит всего раз соотечественник пальмы, «бразильянец» (и оно остается неизвестным читателю).

Аллегория в сказке начинается уже с описания места действия – оранжереи. Это красивое здание, слияние стекла и металла. Но оно по своей сути является тюрьмой. «В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней» . Автор употребляет неоднозначные эпитеты, призванные натолкнуть читателя на верное прочтение: «заключенные деревья», «теснота», «железные рамы», «неподвижный воздух», «тесные рамы» . Таким образом, уже в начале произведения заявлена тема свободы и несвободы.

Пальма тяготится жизнью в оранжерее: там душно, корни и ветви растений тесно переплетены между собой и постоянно борются за влагу и питательные вещества.

Читатель становится свидетелем спора экзотических растений о жизни в оранжерее. Некоторые вполне довольны: корица счастлива, что здесь ее «никто не обдерет», а кактус даже упрекает саговую пальму в капризах: «Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день?» . Но находятся и такие, что, как и Аttalea princeps, ропщут: «Но ведь не всех же нас обдирали, – сказал древовидный папоротник. – Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле» .

Как указывает Б.В. Аверин, «обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы. Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой» .

Каждое из растений по-своему право, но их точка зрения – обывательская, даже если их и гнетет тусклое и душное настоящее, они не способны желать иного, а лишь вздыхают о прошлом.

Аttalea, самая высокая и роскошная из пальм, сквозь стекло иногда видит «что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но все-таки настоящее голубое небо». Родина осознается пальмой как нечто недосягаемое, «становится символом далекой и прекрасной Отчизны Души, символом недостижимого счастья»[Цит. по 22].

Поглощенная мечтами о настоящем, живом солнце и свежем ветерке, пальма решается расти ввысь, чтобы сломать ненавистные металлические рамы, выбить стекла и оказаться на свободе. Главным для Аttalea становится стремление к свободе. Она призывает к бунту остальные растения в оранжерее, но они считают ее безумной. И только маленькая травка, уроженица северной страны, в которой находится оранжерея, поддерживает пальму и сочувствует ей. Именно это сочувствие придает Аttalea princeps сил. Пальма добивается своего, разрушая оранжерейные оковы, оказывается на свободе. Но за пределами стеклянной тюрьмы глубокая осень, дождь со снегом: «Она должна была стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок, смотреть на грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на скучный огромный город, видневшийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с нею».

Мотив несвободы подчеркивает образ директора оранжереи, который «больше был похож на надсмотрщика, чем на ученого: «не допускал никакого беспорядка», « сидел в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее». Забота о порядке заставляет его убить живое дерево, стремящееся к свободе» [цит. по 22].

Финал сказки печален: пальму срубают, а сочувствовавшую ей травку вырывают с корнем и бросают «на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом» .

В сказке явственно чувствуется влияние Андерсена с его манерой преображать картины реальной жизни фантазией, при этом зачастую обходясь без волшебных чудес, плавным течением сюжета и непременно печальным концом. Как указывает В. Федотов, «из иностранных писателей Гаршин особенно любил Диккенса и Андерсена. Влияние сказок последнего ощущается в гаршинских сказках не сюжетными ходами, а темпо-ритмом прозы, интонацией» [цит. по 26].

Таким образом, аллегория становится основным художественным приемом, используемым автором для донесения интенции (мотива и цели создания произведения, определяющих его смысл).

Радченко А.Н. Образы-символы в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps» [Электронный ресурс] Режим доступа:

Сквозников В.Д. Реализм и романтика в произведениях В.М. Гаршина // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз. 1957. Т. 16. Вып. 3.

Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-х-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1974. Т. 3.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина М: Русский язык, 1998.

Федотов В. Быль и сказки Гаршина. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Философский Энциклопедический Словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1989.

Шестаков В.П. Аллегория // Философская энциклопедия. – М.: Сов. Энцикл., 1960.

Шубин Э.А. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература. 1965. № 3.

Шустов М. П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века Нижний Новгород, 2003.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. И.Е. Андреевского. Т. 1. – С.-Петербург, 1890.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / под. ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского. Т. 19. – С.-Петербург, 1896.

Электронный латинско-русский словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:

Электронный литературоведческий словарь [Электронный ресурс] Режим доступа:

прекрасной пальме, томящейся в теплице. Она не может привыкнуть, как другие растения, к своей красивой тюрьме и тоскует по родному южному солнцу. Хотя Attalea догадывается, что серенькое пасмурное небо, которое она видит сквозь стекла теплицы, не может заменить ей солнечного неба родины, она решается начать борьбу за свое освобождение. Собратья пальмы по теплице, узнав о ее намерении, называют ее «гордячкой», а ее мечты о свободе — «глупостями».
Пальма выломала рамы теплицы и вырвалась на свободу, но стужа и ненастье чужого края погубили ее. Умирая, она восклицает: «Только-то!».
Конец рассказа некоторыми современниками Гаршина был воспринят как свидетельство скептического отношения его автора к революционной борьбе. На этом основании Салтыков-Щедрин не принял «Attalea princeps» в «Отечественные записки». Такой вывод, конечно, не совсем справедлив.
Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей
Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.